Научная статья на тему 'Прогнозная оценка внешней среды предприятия'

Прогнозная оценка внешней среды предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1159
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ВНЕШНЯЯ СРЕДА / МАКРОСРЕДА / МИКРОСРЕДА / БИЗНЕС-ОКРУЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агаджанян T. B.

Представлена прогнозная оценка внешней среды предприятия, определена роль предприятия в прогрессивном изменении внешней среды. Показана прогнозная оценка адекватности условий макросреды целям предприятия, предложен прогностический мониторинг микросреды. Приведен прогнозный подход к участникам предприятия поставщикам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prognostic estimation external environment of an enterprise

In this article are presented: enterprise external environment analisys and its prognostic estimation, defined role of an enterprise is determined in dynamically changing environment. There is shown prognostic estimation of adequate conditions corresponding with enterprise aims and prognostic monitoring of micro environment is offered. In addition there is prognostic approach to supplier.

Текст научной работы на тему «Прогнозная оценка внешней среды предприятия»

The article deals with problems of technological forecasting, life cycle technologies, evaluation indicators technological systems perspective. The time definition model of effective usage technological system and its influencedfactors has teen shown there.

Keyword: production technologies, technological forecasting, forecasting Evaluation, life cycle technologies modelling.

УДК 005.521: 334.7

T.B. Агаджанян, асп., 89103023017

(Россия, Брянск, Брянский государственный технический университет)

ПРОГНОЗНАЯ ОЦЕНКА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Представлена прогнозная оценка внешней среды предприятия, определена роль предпрштия в прогрессивном изменении внешней среды. Показана прогнозная оценка адекватности условий макросреды целям предприятия, предложен прогностический мониторинг микросреды. Приведен прогнозный подход к участникам предприятия - поставщикам.

Ключевые слова: управление, прогностический мониторинг, предприятие, внешняя среда, макросреда, микросреда, бизнес-окружение.

Внешняя (окружающая) среда предприятия представляет собой политические, социальные, правовые, экономические, демографические и иные условия, сложившиеся в стране (или в иных странах, если предприятие ведет внешнеэкономическую деятельность). Эти условия являются практически неуправляемыми со стороны отдельного предприятия или же управляемыми в незначительной степени. Поэтому прогностическое управление, рассматриваемое применительно к внешней среде, принимает форму прогностического мониторинга [1].

Прогностический мониторинг, суть которого заключается в непрерывном наблюдении за изменениями внешней среды и выявлении тенденций этих изменений, позволяет своевременно выявлять потенциальные угрозы предприятию (отрицательные воздействия среды) и вновь открывающиеся возможности (положительные воздействия среды). Использование возможностей минимизирует упущенную выгоду, а заблаговременная нейтрализация факторов риска уменьшает издержки.

Внешняя среда имеет определенные закономерности своего развития и предприятие может использовать эти закономерности, планируя свою деятельность. Очень трудно бывает учесть все многообразие тенденций внешнего окружения, если предприятие не имеет соответствующего аналитического аппарата. Поэтому принято выделять основные, базисные процессы, не учитывать которые нельзя. Кроме того, в прогнозном анализе внешней среды целесообразно выбрать подход «от общего к частному», как бы постепенно сужая «кольца» внешней среды вокруг предприятия.

Состояние кризиса российской экономики является на сегодняшний день определяющим фоном для большинства экономических субъектов. Это нельзя не учитывать при анализе и прогнозировании внешней среды предприятия. Предприятиям, находящимся внутри кризисной системы, гораздо сложнее обеспечивать свою устойчивость и стабильный рост, потому что их тенденция должна идти в противовес к тенденции внешней среды. Сложность задач прогнозирования взаимодействия на линии «предприятие - среда» резко возрастает. Прогностический мониторинг внешних изменений становится условием выживания.

Предприятиям необходимо определять свою роль в прогрессивном изменении внешней среды: роль наблюдателя, приспособленца или активную роль лидера, преобразователя, а, может быть, сопротивленца, контрагента. Вместе с тем подробное и полное исследование внешней среды, ее положительных и отрицательных динамик есть мероприятие очень дорогое и трудоемкое. Поэтому необходимо систематизировать возникающие задачи мониторинга, структуризировать предпринимательское окружение.

В этой связи все факторы внешней среды, воздействующие на предприятие, принято разделять на факторы косвенного воздействия (макросреда) и факторы прямого воздействия (микросреда).

При исследовании макросреды наиболее часто применяется так называемая технология ПЭСТ (PEST- political, Economic, Social. Technological environment), согласно которой последовательно рассматриваются четыре основных сектора макросреды [3]:

- политический: стабильность/нестабильность, политический режим, сферы и активность государственного регулирования, налоговая система;

- экономический: уровень и динамика экономического развития страны, уровень жизни населения, устройство экономической системы, масштабы безработицы, финансовые индикаторы среды, уровень и темпы инфляции, динамика и направления развития рыночной инфраструктуры, таможенная политика;

- социальный сектор: особенности общества, обычаи, численность и структура населения, демографические тенденции, наличие и активность общественных объединений;

- технологический сектор: технологические уклады, скорость морального устаревания техники, перспективы научно-технического прогресса, уровень развития средств связи и коммуникаций.

Необходимо дополнить этот перечень, включив в нее правовое окружение (правовой сектор), экологические условия (динамика и уровень загрязнения окружающей среды, использование экологически устаревших материалов, а также географические условия), региональные (региональные особенности), международные факторы (изменение валютных курсов; политические решения стран-инвесторов; принимаемые решения между-

народных картелей) и информационную среду (базы данных, в том числе свободного доступа информационные технологии, компьютеризация, средства коммуникации и связи, ввиду общих тенденций перехода к информационному обществу). Структура системы модулей для организации опережающего отражения макросреды представлена на рис. 1.

Кроме того, целесообразно, на наш взгляд, изменить понятие «технологический» на «научно-технологический», который несколько шире и учитывает также техническую базу, оборудование, темпы строительства, научный потенциал и т.д. в экономике и термин «социальный» на «социокультурный», характеризующий культурную атмосферу, культурные традиции, стереотипы, ценности, шаблоны, исповедуемые религии, уровень образованности и грамотности населения, демографические процессы и тенденции.

Микросреда предприятия - это среда непосредственных контактов с иными структурами и рыночными контрагентами. Целесообразно выделить следующие контактные аудитории: потребители продукции (услуг) предприятия; поставщики экономических ресурсов; посредники (финансовые, торговые, маркетинговые, иные); партнеры, находящиеся в долевом участии с предприятием или наоборот, дочерние и прочие, учрежденные предприятием фирмы; кредиторы и инвесторы; конкуренты; государственные (властные) органы; прочие контактеры (средства массовой информации, общества потребителей, консалтинговые фирмы и т.п.).

Определенная структура микросреды предприятия позволяет перейти к процессам непосредственной организации прогностического мониторинга внешней среды на предприятии, а также сформировать конкретные форматы для сбора и обработки необходимой информации.

В современных условиях экономики спрос на прогнозную информацию высокий. Прогнозно-аналитическая инфраструктура в России находится на крайне низком уровне развития. Частных прогностических предприятий (агентств) практически не существует, а государственные структуры занимаются прогнозными разработками лишь в разовом порядке. Проблема усугубляется несовершенством программных средств, используемых систем обработки информации. Широкая экспансия импортных пакетов прикладных программ увеличивает затраты на русификацию и адаптацию, снижает степень защищенности отечественных информационных систем, вытесняет российские системные программные средства, заставляет отечественных производителей вычислительной техники повторять архитектуру и элементную базу наиболее распространенных зарубежных ПЭВМ.

Несколько лучше обстоит дело с текущей, оперативной информацией. Диагностическое исследование степени доступности для специалистов предприятий различных видов информации показало, что легче всего удовлетворяются потребности в получении нормативных, распорядитель-

ных и законодательных документов, типовой справочной и бухгалтерской информации.

Рис. 1. Система модулей для организации опережающего отражения макросреды

Существуют достаточно развитые информационные системы, ориентированные на этот сегмент информационного поля. В последнее время создано и поддерживается в актуальном состоянии более 20 тысяч банков данных, содержащих проблемно-ориентированную информацию. Активно развивается рынок информационных продуктов и услуг. Наблюдается тенденция роста специализированных компаний по продаже банков данных и предоставлению маркетинговых и консультационных услуг.

Однако деятельность по развитию информационного бизнес-пространства носит в целом разрозненный и несистемный характер. Медленно развивается спектр опережающего отражения действительности. Предприятиям сложно бывает получить прогнозную маркетинговую информацию о конкретных рынках и ценах на те или иные товары, экономическую информацию о затратах на изготовление аналогичной продукции у конкурентных структур, данные о потенциальных инвесторах и партнерах и т.д. Самый высокий уровень проблемности касается обеспечения российских предприятий макроинформацией о прогнозах научно-технического и социально-экономического развития страны и отдельных

регионов. Эта вторичная, по существу информация, сама является продуктом целевой обработки специалистами и экспертами и требует государственного уровня организации [2].

Между тем Россия имеет глубокие традиции государственного прогнозирования и информационного регулирования. Именно в нашей стране создавались в свое время поражающие воображение программы научно-технического и социально-экономического долгосрочного развития, осуществлялись научно обоснованные прогнозы на 10,15,20 и даже 50 лет вперед.

Таким образом, вся необходимая государственная инфраструктура для обеспечения непрерывного процесса прогнозирования макросреды существует. Необходимо лишь совершенствовать качество и достоверность осуществляемых прогнозов, а также обеспечить доступ руководства предприятий до этой важнейшей, стратегической, по существу; информации.

Чем больше прогнозных баз данных будут находиться в информационном пространстве, тем легче будет происходить для конкретных предприятий процесс сканирования среды (поиска уже сформированной прогнозно-аналитической информации) и прогностического мониторинга (фильтрации полученной текущей информации для целей внутреннего прогнозирования и управления). В качестве удобной формы обобщения полученной информации на уровне предприятия может быть рекомендована усовершенствованная аналитическая форма, представленная в табл. 1.

Таблица 1

Прогнозная оценка адекватности условий макросреды целям __предприятия _

Условия макросреды Степень удовлетворенности Оценка (в баллах)

Отрицательные Г изменения 1оложительные изменения

Политические У довлетв ./неудов летв. -5 Я -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5

Правовые Удовлетв ./неудовлетв. -5 -4 § -2 -1 0 1 2 3 4 5

Социокультурные Удовлетв ./неудовлетв. -5 -4 -3 1 -1 0 1 2 3 4 5

Экономические Удовлетв ./неудовлетв. -5 -4 -3 -2 • 0 1 2 3 4 5

Экологические Удовлетв ./неудовлетв. -5 -4 -3 -2 ■ 1 1 2 3 4 5

Научно- гехнологические Удовлетв ./неудовлетв. -5 -4 -3 -2 -1 1 1 2 3 4 5

Информационные Удовлетв ./неудовлетв. -5 -4 -3 -2 •I 0 1 2 2 4 5

Региональные Удовлетв ./неудовлетв. -5 -4 -3 -1 0 1 2 3 4 5

Международные Удовлетв ./неудовлетв. -5 И -2 -1 0 1 2 3 4 5

Прогнозная ситуация

Прогностик предприятия (или группа специалистов) экспертно оценивает в баллах удовлетворительность/неудовлетворительность с точки зрения интересов тех или иных групп и условий, а затем дает оценку пред-

полагаемых (потенциальных) изменений и сравнивает два полученных «профиля» макросреды.

Для ранжирования факторов по степени их воздействия на предприятие каждому фактору присваивается балльное значение, по шкале, например, от -5 до +5 баллов, в зависимости от изменения внешней среды в положительную (отрицательную) сторону на реализацию прогнозов развития предприятия. С помощью таблицы формируется бальная оценка на момент базовой ситуации, текущей и прогнозной. Просуммировав все баллы, мы можем получить численную характеристику текущей и прогнозной ситуации:

ст = £бГ, (1)

|=/

фР= ТбГ, (2)

При этом если Ст(Спр) > 0, то имеем благоприятное состояние внешней среды; если Ст(Спр) < 0 - неблагоприятное состояние внешней среды. Если не все сектора макросреды для предприятия равнозначны, то можно дополнить схему приоритетами. Для этого надо, чтобы эксперты определили вес (значимость) каждого сектора (Ь,) так, чтобы сумма весов всех секторов макросреды была равна 1. Тогда вышеприведенные формулы с учетом «взвешивания» можно представить следующим образом:

Ст = Ъб?- Р,, (3)

Ы1

Спр = ЪбГ- рь (4)

¡"1

гдеСт - условия макросреды на текущий момент; С„р - прогнозируемые условия макросреды; Ь™ - приоритеты (в баллах) в настоящее время; Ь"р -прогнозируемые; pi - значимость фактора.

На основе полученных оценок сравнивают представленную прогнозную ситуацию с текущей ситуацией в данный момент времени и на момент исходного прогнозирования. По результатам сравнения становится очевидным, насколько существенно отличие состояния прогнозных оценок внешней среды от текущих. В соответствии с этим, руководством принимаются те или иные действия, направленные на учет полученных данных и корректировку прогнозов развития предприятия.

Для оценки степени достоверности прогнозирования изменения среды можно рекомендовать показатель - коэффициент отклонения прогнозируемых условий от текущей ситуации, определяемый отношением прогнозируемых условий макросреды к условиям макросреды на текущий момент.

Проведенный таким способом экспертный анализ внешней среды позволяет предприятию свести до минимума те опасности и негативные последствия, с которыми оно сталкивается в этой среде.

Таблицу, аналогичную вышеприведенной, можно построить и для измерения скорости изменения (У;) тех или иных секторов макросреды (табл. 2).

Таблица 2

Прогнозная оценка скорости изменений макросреды_

Условия макросреды Вес (значимость) Скорость изме- Оценка (в баллах)

фактора нений

Политические 1 2 3 4 5

Правовые ¥2 1 2 3 4 5

Социокультурные ¥3 практически не 1 2 3 4 5

Экономические Б4 изменяется 1 2 3 4 5

Экологические Б5 /принципиальные 1 2 3 4 5

Научно-технологические Б6 изменения за пе- 1 2 3 4 5

Информационные ¥7 риод 1 2 3 4 5

Региональные 1 2 3 4 5

Международные Б9 1 2 3 4 5

Тогда формулы для расчета средней скорости изменений внешней среды в текущий и перспективный период, соответственно, приобретут вид:

- скорость изменения секторов (г) макросреды в настоящем времени

ГЯ=1ЬГ-Ъ, (5)

/=1

- прогнозируемая скорость изменения секторов макросреды

= (в)

ы

По приведенным выше формулам можно классифицировать внешнюю среду по степени динамизма: при Ут(У„р) > 5 — сверхбыстрая (турбулентная) внешняя среда; 3 < Ут(¥пр) < 5 - динамичная внешняя среда; К,(Кр) < 3 - стабильная внешняя среда. Понятно, что сложность прогнозирования возрастает при продвижении от стабильной среды к турбулентной. Соответственно должна возрастать скорость реакции предприятий, находящихся в той или иной среде.

Рассмотрим более подробно вопросы прогностического мониторинга микросреды промышленного предприятия, которая включает внешних его участников (контактеров). Первичную структуризацию информации о микросреде можно провести, отразив состав основных, объективных интересов контактеров в табл. 3.

Для каждого конкретного предприятия характеристики тех или иных участников могут быть свои, учитывающие особенности конкретного бизнес-окружения. Более того, их можно детализировать, сегментируя потребителей, поставщиков, партнеров, кредиторов и т.д.

Важно отметить, что, в отличие от макросреды, микросреда может

рассматриваться как система прогнозного маркетинга. Исследования микросреды могут составлять определенную коммерческую тайну. Поэтому зона самостоятельного прогнозирования здесь значительно расширяется.

Таблица 3

Поле основных интересов микросреды промышленного предприятия

Потребители - хороший выбор - высокое качество - доступные цены - своевременная доставка товара Поставщики - надежность и своевременность покупок - большие объемы поставок - высокие цены -своевременная оплата - оплата «живыми» деньгами

Посредники - дисциплина сделок - высокая платежеспособность сторон - высокий процент за участие Партнеры - помощь и поддержка в критических ситуациях - общее информационное пространство - наличие общих направлений деятельности

Конкуренты - собственное выживание и развитие - раздел сфер влияния - отсутствие недружественного поведения Кредиторы и инвесторы - высокие проценты - гарантии возврата долга - своевременность погашения кредитов и процентов - потребности получить в будущем определенные материальные блага

Властные структуры - своевременность и полнота поступления налогов - рост экономики - создание рабочих мест - гарантии конкуренции Прочие контактеры - получение необходимой информации - отзывчивость на совместные предложения и проекты

Чтобы успешно и долговременно работать со своей микросредой, предприятие должно научиться согласовывать все разнообразные интересы участников, идти на компромиссы. Другими словами, успешный финансовый баланс следует за успешным балансом текущих и перспективных интересов участников.

Рассмотрим некоторые существенные сектора микросреды предприятия подробнее.

Приоритетное место в бизнес-окружении предприятия должно быть отдано потребителям его продукции (услуг). Опыт рыночного хозяйствования логически привел большинство российских предприятий к созданию специальных служб маркетинга, в которых концентрируется работа по изучению поля потребителей, их потребностей и платежеспособного спроса. На некоторых предприятиях даже принята концепция «тотального маркетинга», под которой понимается вовлечение максимального количества работников

в непосредственные контакты с потребителем, мотивирование каждого работника на увеличение объема продаж, познание особенностей рынка, специфических запросов покупателей. Для таких предприятий основной задачей становится расширение функции маркетинга за счет придания ей качеств опережающего отражения. Маркетинговая система при этом должна стать не просто фиксирующей, а прогнозирующей как ближайшую перспективу рынка, так и отдаленные его «горизонты». Описательные маркетинговые процедуры должны быть дополнены поисковыми и экспериментальными исследованиями. Базы данных о текущем состоянии должны быть увеличены за счет прогнозной информации.

Если же предприятие находится в самом начале пути по постановке современной маркетинговой системы, то объем ее необходимых работ резко увеличится. Иными словами, масштаб деятельности по постановке прогностической системы маркетинга на предприятии зависит от существующего уровня развития функций маркетинга на текущий момент. При удовлетворительной оценке маркетинговой системы рекомендуется переходить к мероприятиям по наращиванию ее прогнозной составляющей.

При неудовлетворительном уровне первым шагом будет доведение маркетинговой системы до приемлемого образа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прогнозный подход к предприятиям-поставщикам предполагает систему следующих факторов, характеризующих поставщиков в прогнозной системе (табл. 4).

Таблица 4

Характеристика поставщиков в прогнозной системе управления

Фактор Характеристика

1 2

1 Разделение поставщиков Можно разделить на три группы: фондирующиеся (с опытом связей менее одного года), устойчивые (от 1 года до 3 лет), долговременные (свыше 3 лет). Последние должны был. отнесены к стратегическим и именно с них необходимо начинать прогноз поставок

2 Классификация поставщиков по объему поставок и значимости их для предприятия Необходимо воспользоваться принципом Парето: найти те 20% поставщиков, которые обеспечивают около 80% объема потребления ресурсов (или составляют 80% по значимости) и сформировать по ним предпрогнозную информационную базу (в дальнейшем, если условия поставок будут удовлетворять предприятие, надо постараться заключить с ними долговременные договора)

3 Прогноз частоты поставок Необходимо спрогнозировать частоту поставок в год, а также средние размеры поставок и предполагаемый вид оплаты (наличный, безналичный, в кредит, бартер, ценные бумаги и т.п.)

Окончание табл.4

1 2

4 Определение стратегических видов ресурсов Целесообразно определить стратегические виды ресурсов, играющих существенную роль для деятельности предприятия. По ним можно прогнозировать все возможные риски и предпринимать специальные меры по созданию страховых запасов (при этом можно воспользоваться методиками прогнозных (актуарных) расчетов, принятых в страховании)

5 Расчет прогнозной конкурентной силы Необходимо рассчитать прогнозную конкурентную силу тех или иных поставщиков (в том числе потенциальных). Сила влияния поставщика на потребителя определяется рядом факторов, среди которых важнейшими являются: баланс спроса и предложения, доля закупок у поставщика из общего объема закупок, степень специали-зированности закупаемых объектов, возможность потребителя приступить к производству аналога или товара- заменителя, заинтересованность конкурентов предприятия в данном поставщике, монопольное или олигопольное положение поставщика, важность сырья для потребителя, большие трансакционные издержки при возможной смене поставщика и т.д.

6 Осуществление прогноза основных факторов делового риска Необходимо осуществить прогноз основных факторов делового риска, к которым следует отнести: надежность поставщиков, ди-версифицированность поставок, сезонность поставок, длительность хранения сырья и материалов, наличие складских помещений и прогнозную оценку потребности в них в будущем, порядок приобретения ресурсов, экологические факторы, уровень цен на приобретаемые ценности и на их транспортировку, возможные ограничения на ввоз-вывоз по тем или иным регионам (странам) и т.д.

Таким образом, при постановке прогностического мониторинга на конкретном предприятии необходимо учитывать уже существующие форматы документооборота и накопленные базы данных. Это снизит совокупные затраты на прогнозно-аналитическую работу, позволит быстро и гибко приспособить существующую информационно-компьютерную систему предприятия под новые прогнозные задачи.

Библиографический список

1. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Парадигма постиндустриальной прогностики: прогнозирование в управлении. - М.: ИП Глущенко Валерий Владимирович, 2010. - 84 с.

2. Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. - М.: Экономика, 2011.-606 с.

3. Ромашова, И.Б. Прогнозирование в системе управления современным предприятием: монография. - Н.Новгород: Издательство Нижегородского университета, 2000. - 382 с.

Т. V. Aghajanian

Prognostic estimation external environment of an enterprise

In this article are presented: enterprise external environment analisys and its prognostic estimation, defined role of an enterprise is determined in dynamically changing environment. There is shown prognostic estimation of adequate conditions corresponding with enterprise aims and prognostic monitoring of micro environment is offered. In addition there is prognostic approach to supplier.

УДК 658.1: 005.51

T.B. Агаджанян, acn., 89103023017

(Россия, Брянск, Брянский государственный технический университет)

МЕТОДЫ И МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ОСНОВЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Представлены методы и модели прогнозирования показателей производственно-финансовой деятельности предприятия, применяемые для региенш задач стратегического планирования на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Ключевые слова: методы прогнозирования, производственно-финансовая деятельность, алгоритм построения моделей прогнозирования.

Современные условия развития национальной и мировой экономики, ужесточение конкурентной борьбы, ограниченность доступа к ресурсам и капиталу на мировых рынках определяют значимость прогнозирования в управлении предприятиями. Прогнозирование - один из наиболее эффективных инструментов менеджмента, активно используемый для определения наиболее вероятного хода развития событий и оценки возможных последствий принимаемых решений на всех уровнях управления: страны, регионов, отраслей, предприятий и организаций.

Невозможно отрицать, что прогнозирование является исходной предпосылкой для проектирования вообще и финансового, в частности. Производственно-финансовую деятельность в данном контексте можно рассматривать как прогнозную модель денежных потоков.

Динамическая прогнозная модель такого рода может быть построена на основе финансовой отчетности в среде экономических таблиц (EXCEL, Super CALK, Lotus ...). Основные тенденции динамики финансового состояния и результатов деятельности можно прогнозировать с определенной точностью, сочетая формализованные и неформализованные методы. В условиях крайней нестабильности экономической конъюнктуры финансовое прогнозирование может быть сведено к расчету вариабельного значения NPV либо другого критерия эффективности в зависимости от меняющихся значений ряда параметров: объем производства, состав и структура затрат по различным видам деятельности хозяйственного субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.