Научная статья на тему 'ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРА СЕЗОННОСТИ НА ОБЪЕМЫ ПРОДАЖ СЕРВИСНЫХ УСЛУГ'

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРА СЕЗОННОСТИ НА ОБЪЕМЫ ПРОДАЖ СЕРВИСНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГА / ОБЪЕМ ПРОДАЖ / СЕРВИС / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горностаева Ж. В., Щербакова Н. В., Алехина Е. С., Пахомова А. И.

При выполнении исследования изменения объемов продаж сервисных услуг в зависимости от сезона года была применена модель с мультипликативной компонентой. По результатам исследования построен график сезонной волны и график фактического и расчетного значения объемов продаж сервисных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРА СЕЗОННОСТИ НА ОБЪЕМЫ ПРОДАЖ СЕРВИСНЫХ УСЛУГ»

сделать вывод, что рынок электронной коммерции развивается. Всё большее количество предпринимателей предпочитают традиционным торговым точкам онлайн-магазины. В таких городах как Санкт-Петербург и Москва, покупки с помощью сети Интернет встречаются чаще, чем в других городах России, ситуация тем не менее с каждым годом меняется. Количество пользователей, совершавших он-лайн покупку хотя бы единожды неуклонно растёт, развиваются платёжные системы, логистическая отрасль и прочие составляющие рынка электронной коммерции.

Использованные источники:

1. Горностаева Ж.В., Баклакова В.В. Создание многофункциональных порталов электронных услуг, как способ преодоления цифрового неравенства в России В сборнике: тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты Сборник научных статей 4-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Горохов А.А.. Курск, 2014. С. 54-56.

2. Дуванская Е.В., Лемешенко Е.В., Лемешко М.А., Горностаева Ж.В., Кузнецов А.А. влияние информационного сервиса на деятельность торговых организаций Экономика и социум. 2014. № 1-3 (10). С. 82-85.

3. Алехина Е.С. расширение выгод потребительской ценности на предприятии сферы услуг. Инновационная наука. 2015. Т. 1. № 1-2. С. 114117.

Горностаева Ж.В., к. э.н.

профессор Щербакова Н.В., к.т.н.

доцент Алехина Е.С.,

доцент Пахомова А.И.,

к. э.н.

доцент

Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ

Россия, г. Шахты ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРА СЕЗОННОСТИ НА ОБЪЕМЫ ПРОДАЖ СЕРВИСНЫХ УСЛУГ

Аннотация. При выполнении исследования изменения объемов продаж сервисных услуг в зависимости от сезона года была применена модель с мультипликативной компонентой. По результатам исследования построен график сезонной волны и график фактического и расчетного значения объемов продаж сервисных услуг.

Ключевые слова: услуга, объем продаж, сервис, прогнозирование

Важнейшим фактором, влияющим на объём продаж услуг является

фактор сезонности. При проведении исследования - изменения объемов продаж сервисных услуг, в зависимости от сезона года - использованы временные ряды. В исследовании каждый уровень временного ряда представлен как результат взаимодействия трёх компонент - трендовой, сезонной и случайной. При исследовании изменения объемов продаж сервисных услуг в зависимости от сезона года можно использовать модель с мультипликативной компонентой - строится путём перемножения трендовой составляющей и индекса сезонности (1к), соответственно. В этом случае уравнение временного ряда может быть представлено следующей формулой:

Уt = У * 1к + Ъ• (1)

Рассмотрен способ построения модели с мультипликативной компонентой, когда общая закономерность развития показателя описывается линейным трендом. Например, на основе информации об объемах продаж сервисных услуг в ретроспективном периоде требуется составить прогноз продаж сервисных услуг. При проведении исследования проанализирована совокупность исходных данных объемов продаж сервисных услуг. Для обнаружения существования тенденции строится график сезонной волны, который предназначен для визуальной оценки характера внутригодовых колебаний. Установлено, что, возможен убывающий тренд объемов продаж сервисных услуг, содержащий сезонные колебания.

Например, на основе информации об объемах продаж сервисных услуг (рисунок 1) в ретроспективном периоде требуется составить прогноз продаж сервисных услуг.

I квартал 2016 г.

III квартал 2015 г.

IV квартал 2014 г.

II квартал 2014 г.

услуг

702 773

? 808 743

89

82

>5

5,5

,5

17

500

1000

1522,5

1666

Объём продаж сервисных услуг, тыс. руб.

1500 2000

0

Рис. 1 Объёмы продаж сервисных услуг

Для обнаружения существования тенденции строится график сезонной волны, который предназначен для визуальной оценки характера внутригодовых колебаний. На графике сезонной волны по горизонтали указан номер временного интервала внутри года, а по вертикали -фактическое значение исследуемых характеристик. Если периоды их роста или снижения в одноименные периоды разных лет совпадают, можно

сделать вывод о сезонном характере внутригодовых колебаний. Если таких совпадений нет, то колебания внутри года вызваны другими причинами и данная методика для их анализа и прогнозирования не может быть применена (рисунок 2).

1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400

200 0 0

702

Объём продаж сервисных услуг, тыс. руб.

^ кЛ' кЛ' кЛ- кЛ' , V г е V г V

^ ^ ^ ^ ^ ^ ^

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

А А Л А Л А А лг

Рис.2. График сезонной волны

Как видно из графика сезонной волны, возможен убывающий тренд объемов продаж сервисных услуг, содержащий сезонные колебания.

Для выявления сезонных колебаний, необходимо последовательно сопоставить между собой фактические уровни динамического ряда объемов продаж сервисных услуг с величинами, рассчитанными по уровню тренда. Отклонение исходных показателей объемов продаж сервисных услуг от усредненных величин характеризует сезонную составляющую. Количественная оценка сезонных изменений объемов продаж сервисных услуг может быть получена с помощью индексов сезонности. При проведении исследований расчёт этих показателей рекомендуется выполнять по средней арифметической, медиане или центральным элементам ряда.

При расчёте индекса сезонности, определенного по средней арифметической, формула имеет следующий вид:

^ у ■

1к :I *100,

^ У,

(2)

где у] - фактическое значение исследуемой характеристики в момент времени ];

У -

] - теоретическое значение исследуемой характеристики в момент

времени ];

] - номер измерения к-х сезонов в рассматриваемом временном интервале;

к - номер сезона;

I - количество к-х сезонов в рассматриваемом временном интервале;

При расчёте индекса сезонности по формуле среднего арифметического необходимо помнить, что данная процедура даёт не точный, а приблизительный результат. Индексы сезонности, рассчитанные по формуле среднего арифметического, необходимо скорректировать на коэффициент, учитывающий фактическую погрешность расчетов.

Индекс корректировки можно определить по формуле (3):

z i

J* _ k =1

4

4 (3)

Скорректированные индексы сезонности можно рассчитать по формуле (4)

Ik *100

k т *

1 (4)

При прогнозировании используются скорректированные индексы сезонности.

Уравнение тренда с учётом индексов сезонности будет иметь следующий вид (5):

Ук = y * Ik • (5)

Формула должна быть конкретизирована для каждого типа динамики,

т.е.:

- для равномерного развития У будет рассчитываться по формуле линейной зависимости,

- для равноускоренного развития У будет рассчитываться по степенной или по параболической:

Рассчитанные по уравнению (5) прогнозные характеристики отражают и закономерности среднегодовой динамики исследуемой характеристики и среднесезонные отклонения от неё. Этот способ целесообразно использовать, если значение сезонной компоненты не является постоянной абсолютной величиной, а представляет определенную долю трендового значения.

При проведении исследования объемов продаж сервисных услуг рассчитаны параметры тренда на основе фактических данных методом прогнозной экстраполяции, с использованием редактора Excel. Уравнение модели тренда имеет вид:

y = -10,8 * x +1027,3

Рассчитаны и скорректированы индексы сезонности объемов продаж сервисных услуг (рисунок 3).

2500

2000

1500

1000

500

984

940,5

919

Расчётное значение (объём продаж сервисных услуг), тыс. руб

Фактическое значение (объём

702

0 0 0

123456789 10 11 12

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3 Фактическое и расчетное значение объемов продаж сервисных

услуг

Прогнозное значение объёма продаж сервисных услуг в III квартале 2016 г. составит:

уП=(1027,3-10,8*П)*0,8379=761,2 тыс. руб. Прогнозное значение объема продаж сервисных услуг в IV квартале 2016 г. составит:

у12=(Ю27,3-Ю,8*12)*1,5859=1216,2 тыс. руб. Используя информацию о влиянии сезонного фактора на объем продаж сервисных услуг, предприятие может принимать различные управленческие решения:

- по увеличению мощности предприятия в период пиковых нагрузок;

- о проведении гибкой ценовой политики;

- о смене ассортимента сервисных услуг;

- по повышению качества и культуры обслуживания;

- по повышению квалификации персонала;

- о расширении ассортимента сервисных услуг, внедрении инноваций;

- о проведении мероприятий по повышению лояльности потребителей услуг;

- о проведении рекламных акций (акции, скидки, розыгрыши и т.д.). Используя информацию о влиянии сезонного фактора на объем

продаж сервисных услуг, предприятие может принимать различные управленческие решения, имеет большое значение для повышения конкурентоспособности предприятия сервиса, инвестиционной привлекательности, повышения эффективности деятельности предприятия сервиса.

Использованные источники:

1. Джилавян А.А., Буряков С.А. Влияние стандартов на качество продукции

в России // Актуальные вопросы развития современного общества: сборник статей 4-ой Международной научно-практической конференции: в 4-х томах. 2014. С. 42-44.

2. Бугакова А.В., Берёза Н.В. Факторы, влияющие на покупательское поведение потребителей в сфере услуг // Экономика и социум. 2014. № 2-1 (11). С. 704-713.

3. Кушнарева И.В., Кандитская Г.С. Возникновение услуги // Научная и техническая информация в планировании и осуществлении научных исследований и реализации проектов. Sp. z o.o. «Diamond trading tour». Warszawa, 2014. С. 27-29.

Григорян М.Р. магистрант ФГБОУ ВПО «ПГЛУ» Российская Федерация, г. Пятигорск АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация. В статье проведено исследование системы и принципов государственной поддержки малого инновационного предпринимательства в России. Автором также проведено изучение инновационной инфраструктуры, в рамках которого особое внимание уделено функционированию бизнес-инкубаторов как одному из основных ее объектов.

Ключевые слова: малое инновационное предпринимательство, инновационная деятельность, государственная поддержка, государственная инновационная политика, инновационная инфраструктура, бизнес -инкубатор, целевые программы.

На современном этапе развития перед Российской Федерацией стоит важнейшая задача, заключающаяся в повышении конкурентоспособности ее экономики. Так, по оценкам Всемирного экономического форума 2015-2016 года, страна по уровню глобальной конкурентоспособности улучшила свои позиции в рейтинге стран, поднявшись с 64 места до 53 места. В этой связи, с целью повышения конкурентоспособности национальной экономики видится целесообразным использовать рыночные механизмы. При этом, необходимо отметить, что важную роль здесь может сыграть сектор малого инновационного предпринимательства.

Государство разрабатывает механизм поддержки инновационной деятельности малых предприятий. Стимулы же к инновациям, эффективность производства, благоприятный инвестиционный климат, возможности финансирования выпуска наукоемкой продукции и трансферта высоких технологий определяются уровнем цен, размером банковских процентов, величиной и структурой спроса на инновации, нормой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.