Научная статья на тему 'Прогнозирование успешности обучения и последующей профессиональной деятельности журналиста: опыт Мастерской научной журналистики при факультете журналистики МГУ'

Прогнозирование успешности обучения и последующей профессиональной деятельности журналиста: опыт Мастерской научной журналистики при факультете журналистики МГУ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
178
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС / МОТИВИРОВАННОСТЬ / КРИТЕРИИ ОТБОРА / МАСТЕРСТВО ЖУРНАЛИСТА / ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЖУРНАЛИСТИКИ / JOURNALISM / CREATIVITY CONTEST / MOTIVATION / SELECTION CRITERIA / PROFESSIONAL SKILLS OF JOURNALISTS / EXPRESSIVE MEANS OF JOURNALISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Колесниченко Александр Васильевич, Пронина Елена Евгеньевна, Ильченко Даниил Сергеевич

Несмотря на распространенность творческих конкурсов на факультеты журналистики, методологическая основа критериев отбора отсутствует, а процедура отбора скорее направлена на отсев неспособных к обучению, нежели на выявление талантливых и мотивированных абитуриентов. Эксперимент с набором в Мастерскую научной журналистики при факультете журналистики МГУ позволил проверить роль различных факторов (наличие опыта работы в СМИ, желание работать журналистом, владение словом, образное мышление и др.) в прогнозировании успешности обучения и последующей профессиональной деятельности. Эмпирическую базу составили 190 анкет-заявок, присланных на конкурс Мастерской научной журналистики факультета журналистики МГУ. Ответы респондентов на вопросы анкеты и уровень выполнения ими творческих заданий сопоставлялись с успешностью обучения и результативностью прохождения практики в известных изданиях. Анализировалась также прогностичность отбора, выполненного экспертами журналистами, специализирующимися на научной тематике в ведущих российских изданиях. Статистически достоверными предикторами успешности оказались образность и лаконичность, проявленные при выполнении творческих заданий. Имелась также значимая связь между результатами конкурсного отбора, проведенного профессиональными журналистами, и успешным окончанием обучения. Расчеты проводились с помощью статистического пакета IBM SPSS Statistics, Version 20. Использовались параметрические (T-критерий) и непараметрические (U-Манна-Уитни) критерии сравнения групп, коэффициенты сопряженности Хи-квадрат, критерий Фишера. Полученные результаты позволили сформулировать предложения относительно системы отбора абитуриентов, подготовки заданий для творческих конкурсов и разработки критериев для проверки этих заданий. Показана необходимость нового осмысления теоретических вопросов, касающихся специфики журналистского творчества и профессионально важных навыков, отвечающих этим особенностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Колесниченко Александр Васильевич, Пронина Елена Евгеньевна, Ильченко Даниил Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forecasting Students’ Academic and Career Achievements (a Study by the School of Science Journalism at the Lomonosov Moscow State University Faculty of Journalism)

Though creativity contests are held at university faculties of Journalism on a regular basis, no clear system of selection criteria has been worked out so far. The selection procedure is rather aimed at sifting out applicants with limited learning potential than finding those who are really talented and motivated. The enrollment data collected by the admission committee for the School of Science Journalism at the Moscow State University Faculty of Journalism enabled us to define the role of different factors (job experience in mass media, desire to work as a journalist, writing skills, image thinking, etc.) in forecasting how successful a student will be in their studies and future career. The School of Science Journalism at the University Faculty of Journalism received 190 applications that formed the empirical base for the research. We correlated the respondents' answers to the survey questions, their grades for the entrance creativity tasks with their performance during the course and the internship at some well-known media. We also analyzed the selection forecast made by the expert journalists who specialize in science writing for the leading media. The statistically reliable predictors of success proved to be image thinking and pithiness displayed by the applicants in doing the entrance creativity tasks. The research has also proved that there is an important correlation between the contest selection assessments made by professional journalists and the students' passing their finals successfully. The calculations were carried out using the statistical package IBM SPSS Statistics, Version 20. We also used parametric (the T-test) and nonparametric (the Mann-Whitney U-test) criteria for comparison of groups, the Chi square, and the Fisher’s criterion. The results of the research enabled us to work out selection principles for admission, define what kinds of tasks should be included in the entrance creativity set, and come up with assessment criteria. The research has proved that it is necessary to rethink the theoretical issues related to the specifics of journalist creativity and professional skills in order to meet those specifics.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование успешности обучения и последующей профессиональной деятельности журналиста: опыт Мастерской научной журналистики при факультете журналистики МГУ»

Вопросы теории и практики журналистики. 2018. T. 7. № 2

ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ JOURNALISM EDUCATION

УДК 070

DOI 10.17150/2308-6203.2018.7(2).245-265

Колесниченко Александр Васильевич

Кандидат филологических наук, доцент Кафедра периодической печати, факультет журналистики, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 125009, Российская Федерация, г. Москва, ул. Моховая, 9, e-mail: april-7@yandex.ru

Alexandr V. Kolesnichenko

PhD in Philology, Associate Professor Department of Periodical Press, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, 9 Mokhovaya Str., Moscow, 125009, Russian Federation, e-mail: april-7@yandex.ru

Пронина Елена Евгеньевна

Доктор филологических наук, кандидат психологических наук, профессор

Кафедра периодической печати, факультет журналистики, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 125009, Российская Федерация, г. Москва, ул. Моховая, 9, e-mail: pronina.elena@gmail.com

Elena E. Pronina

DSc. in Philology, PhD in Psychology, Professor Department of Periodical Press, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, 9 Mokhovaya Str., Moscow, 125009, Russian Federation, e-mail: pronina.elena@gmail.com

Ильченко Даниил Сергеевич

Научный сотрудник

Проблемная научно-исследовательская лабораториия комплексного изучения актуальных проблем журналистики, факультет журналистики, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 125009, Российская Федерация, г Москва, ул. Моховая, 9, e-mail: ilchenkod@yandex.ru

Daniil S. Ilchenko

Researcher

Problem Research Laboratory for Complex Studies of Current Issues of Journalism, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, 9 Mokhovaya Str., Moscow, 125009, Russian Federation, e-mail: ilchenkod@yandex.ru

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА: ОПЫТ МАСТЕРСКОЙ НАУЧНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ ПРИ ФАКУЛЬТЕТЕ ЖУРНАЛИСТИКИ МГУ

Аннотация. Несмотря на распространенность творческих конкурсов на факультеты журналистики, методологическая основа критериев отбора отсутствует, а процедура отбора скорее направлена на отсев неспособных к обучению, нежели на выявление талантливых и мотивированных абитуриентов. Эксперимент с набором в Мастерскую научной журналистики при факультете журналистики МГУ позволил проверить роль различных факторов (наличие опыта работы в СМИ, желание работать журналистом, владение словом, образное мышление и др.) в прогнозировании успешности обучения и последующей профессиональной деятельности. Эмпирическую базу составили 190 анкет-заявок, присланных на конкурс Мастерской научной журналистики факультета журналистики МГУ. Ответы респондентов на вопросы анкеты и уровень выполнения ими творческих заданий сопоставлялись с успешностью обучения и результативностью прохождения практики в известных изданиях. Анализировалась также прогностичность отбора, выполненного экспертами — журналистами, специализирующимися на научной тематике в ведущих российских изданиях. Статистически достоверными предикторами успешности оказались образность и лаконичность, проявленные при выполнении творческих заданий. Имелась также значимая связь между результатами конкурсного отбора, проведенного профессиональными журналистами, и успешным окончанием обучения. Расчеты проводились с помощью статистического пакета IBM SPSS Statistics, Version 20. Использовались параметрические (T-критерий) и непараметрические (U-Манна-Уитни) критерии сравнения групп, коэффициенты сопряженности Хи-квадрат, критерий Фишера. Полученные результаты позволили сформулировать предложения относительно системы отбора абитуриентов, подготовки заданий для творческих конкурсов и разработки критериев для проверки этих заданий. Показана необходимость нового осмысления теоретических вопросов, касающихся специфики журналистского творчества и профессионально важных навыков, отвечающих этим особенностям.

Ключевые слова. Журналистика, творческий конкурс, мотивированность, критерии отбора, мастерство журналиста, выразительные средства журналистики.

Информация о статье. Дата поступления 09 августа 2017 г.; дата принятия к печати 06 апреля 2018 г.; дата онлайн-размещения 20 апреля 2018 г.

FORECASTING STUDENTS' ACADEMIC AND CAREER ACHIEVEMENTS (A STUDY BY THE SCHOOL OF SCIENCE JOURNALISM AT THE LOMONOSOV MOSCOW STATE UNIVERSITY FACULTY OF JOURNALISM)

Abstract. Though creativity contests are held at university faculties of Journalism on a regular basis, no clear system of selection criteria has been worked out so far. The selection procedure is rather aimed at sifting out applicants with limited learning potential than finding those who are really talented and motivated. The enrollment data collected by the admission committee for the School of Science Journalism at the Moscow State University Faculty of Journalism enabled us to define the role of different factors (job experience in mass media, desire to work as a journalist, writing skills, image thinking, etc.) in forecasting how successful a student will be in their studies and future career. The School of Science Journalism at the University Faculty of Journalism received 190 applications that formed the empirical base for the research. We correlated the respondents' answers to the survey questions, their grades for the entrance creativity tasks with their performance during the course and the internship at some well-known media. We also analyzed the selection forecast made by the expert journalists who specialize in science writing for the leading media. The statistically reliable predictors of success proved to be image thinking and pithiness displayed by the applicants in doing the entrance creativity tasks. The research has also proved that there is an important correlation between the contest selection assessments made by professional journalists and the students' passing their finals successfully. The calculations were carried out using the statistical package IBM SPSS Statistics, Version 20. We also used parametric (the T-test) and nonpara-metric (the Mann-Whitney U-test) criteria for comparison of groups, the Chi square, and the Fisher's criterion. The results of the research enabled us to work out selection principles for admission, define what kinds of tasks should be included in the entrance creativity set, and come up with assessment criteria. The research has proved that it is necessary to rethink the theoretical issues related to the specifics of journalist creativity and professional skills in order to meet those specifics.

Keywords. Journalism, Creativity contest, Motivation, Selection criteria, Professional skills of journalists, Expressive means of journalism.

Article info. Received August 09, 2017; accepted April 06, 2018; available online April 20, 2018.

Введение

Во время каждой вступительной кампании на факультетах журналистики (равно как и на всех факультетах, где готовят работников творческих профессий) у совестливых экзаменаторов неизбежно возникает вопрос: действительно

ли удалось отобрать наиболее одаренных и мотивированных абитуриентов? Не получилось ли так, что талантливых отсеяли, а приняли посредственных, которые просто научились лучше сдавать экзамены? Да, на журфаках обычно проводят творческий конкурс. Но насколько

адекватны критерии этого конкурса? Какова взаимосвязь между дополнительным вступительным испытанием творческой направленности и последующей успешностью в профессии или хотя бы профпригодностью?

Анализ регламентов дополнительных вступительных испытаний ведущих журфаков Москвы показал, что при формальном единстве целей отбора (проверка мотивации, широты кругозора, ориентированности в социально-политической и медийной проблематике, самостоятельности суждений и др.) общепринятой методики этого отбора не существует. Так, на факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова дополнительное вступительное испытание включает в себя два задания: эссе на историко-литературную тематику и составление вопросов современникам исторического события для подготовки материала об этом событии1. Оба задания письменные. Портфолио абитуриента не учитывается.

В НИУ «Высшая школа экономики» творческий конкурс на бакалаврскую программу «Журналистика» состоит из двух этапов: письменного (написание журналистского материала в электронном виде в одном из предложенных жанров по одной из тем на выбор) и устного (собеседование, в ходе которого проверяется общекультурный уровень абитуриента и знание им медиасреды). Портфолио абитуриента учитывается, но за счет портфолио окончательная оценка может быть по-

1 Бакалавриат — 2016 : презентация. URL : https://drive.google.com/fNe/draBJP-1f66chKIMzlvUTl5TE1JWWM/view (дата обращения: 01.02.2017).

вышена не более чем на 5 баллов при максимальных 1002. Творческий конкурс на факультет международной журналистики МГИМО МИД РФ также состоит из двух этапов: эссе на тему общественно-политического или профессионального характера и собеседование, в процессе которого комиссия изучает портфолио абитуриента и проверяет его кругозор, умение отвечать на вопросы и делать выводы3.

В Российском университете дружбы народов поступающие на направление «Журналистика» проходят «Профессиональное испытание» — тест из 50 вопросов на общественно-политическую и медийную тематику, а также «Творческое испытание» — эссе на одну из пяти тем общественно-политического характера4. В Российском государственном гуманитарном университете дополнительное вступительное испытание для поступающих на направление «Журналистика» представляет собой тест по анализу трех произведений отечественной литературы Х1Х-ХХ веков — стихотвор-

2 Образовательная программа «Журналистика». Творческий конкурс // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Образовательные программы бакалавриата. Факультет коммуникаций, медиа и дизайна. URL : https://www. hse.ru/ba/journ/tvorcheskiy (дата обращения: 01.02.2017).

3 Программы вступительных испытаний в МГИМО МИД России в 2016 году. URL : http://abiturient.mgimo.ru/upload/ckeditor/files/ Programmy_vstupitelnih_ispytaniy_2016_ A4.pdf (дата обращения: 01.02.2017).

4 Программы вступительных испытаний по общеобразовательным предметам и творческие конкурсы // Российский университет дружбы народов. URL : http://www. rudn.ru/?pagec=2124 (дата обращения: 01.02.2017).

ного, прозаического и литературно-критического5. В Международном университете в Москве творческий конкурс состоит из эссе на тему текущей новостной повестки и собеседования, на котором абитуриент может представить свое портфолио.

Проблема отбора наиболее талантливых и пригодных для профессиональной деятельности абитуриентов поднимается и за рубежом. В качестве критериев, могущих стать значимыми, упоминаются «чувство языка» и способность получать удовольствие от процесса письма [1], доминирование наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим [2], умение кратко выражать свои мысли и писать в разговорном стиле [3], настойчивость и любознательность в сочетании с обостренным чувством справедливости [4], склонность к рискованному поведению, авантюрность, сниженный инстинкт самосохранения [5]. Однако авторы признают, что выявление и реализация данных качеств — дело в большей мере самого человека, решившего стать журналистом, нежели тех, кто проводит отбор в университете или журналистской школе.

Предрасположенность к творчеству также была предметом изучения в целом ряде работ [6-8]. Исследовалась и предрасположенность именно к журналистскому творчеству [9-11]. Однако в данных работах речь идет об уже сформировавшихся журналистах, а не о выяв-

5 Программа и методические рекомендации для поступающих в РГГУ на направление подготовки «Журналистика» в 2017 г. URL : http://rggu.ru/upload/main/priem17/exam/AHA-ЛИЗ%20ХУДОЖЕСТВЕННОГО%20А2016-33Aнализ.pdf (дата обращения: 01.02.2017).

лении способностей у абитуриентов. Есть работы по профориентации, но там лишь пытаются связать проявленные школьниками способности с различными сферами деятельности [12]. Предпринимались попытки связать журналистику с определенным мировоззрением, в частности с диалектическим взглядом на мир, который воспринимается не как нечто устоявшееся, а как линия фронта в борьбе противоположностей [13]. Для абитуриентов же факультета журналистики МГУ существуют рекомендации по подготовке к творческому конкурсу, к успешной сдаче экзамена [14].

При этом никакого теоретического обоснования по поводу того, что в журналисты нужно отбирать именно так, обнаружить не удалось. Поэтому можно сделать вывод, что творческий конкурс в том виде, в каком он проводится в российских вузах, в реальности преследует две цели. Первая — ранжировать абитуриентов, чтобы обосновать прием одних и отказ в приеме других. Вторая — отсеять явно неспособных к обучению и профнепригодных. Однако главная цель творческого конкурса — отбор наиболее талантливых и мотивированных абитуриентов — едва ли будет достигнута. Вступительная кампания не знает сослагательного наклонения, и можно только предполагать, что было бы, если бы приняли не этих абитуриентов, а других, насколько эти, непринятые, могли бы лучше учиться и в дальнейшем стать более успешными журналистами.

Но на факультете журналистики МГУ в 2015/16 учебном году был проведен эксперимент, когда слушателей Мастерской научной журнали-

стики вначале отбирали по конкурсу, а потом разрешили обучаться всем. Таким образом удалось проверить эффективность конкурсного отбора, а также выявить, что общего у тех, кто преуспел в обучении и журналистской практике. В результате впервые можно говорить о теоретическом обосновании по крайней мере тех критериев отбора, по которым успешные слушатели Мастерской отличаются от общей массы участвовавших в конкурсе.

Особенности отбора

в Мастерскую научной

журналистики

Мастерская научной журналистики6 при факультете журналистики МГУ создавалась осенью 2015 года, чтобы дать возможность студентам, аспирантам и сотрудникам МГУ обучаться журналистским навыкам у преподавателей журфака МГУ и редакторов отделов науки ряда ведущих российских изданий с возможностью проходить практику в этих изданиях и с перспективами последующего регулярного сотрудничества и трудоустройства. Отбор первоначально был конкурсный по анкетам, которые включали такие пункты:

- мотивы поступления (требовалось указать не менее трех мотивов);

- описание журналистского опыта (при его наличии);

- описание жизненных планов (ближних и дальних) и их связь с журналистикой.

6 Осенью 2015 года проект начинался как Школа научной журналистики, однако в весеннем семестре 2015/16 учебного года был переименован в Мастерскую научной журналистики.

Также были включены два творческих задания:

- задание на объяснение терминов (фотосинтез, геном, когнитивный диссонанс и др.) с помощью образов;

- задание на пересказ нормальным и понятным языком небольшого (260 знаков) научного текста про эмоциональное выгорание.

Организаторы постарались сделать анкету достаточно живой и неформальной, чтобы снизить конкурсную тревожность, заинтересовать отвечающих и получить столь же неформальные ответы. Обращение настраивало на равноправное и не напрягающее взаимодействие: «Не пугайтесь анкеты © Если вы продемонстрируете высший пилотаж при заполнении, то испугаемся мы и не будем знать, чему вас учить».

Отбор проводили специализирующиеся на научной тематике журналисты ряда ведущих российских изданий:

- Татьяна Зимина — редактор отдела химии, материаловедения и наук о Земле журнала «Наука и жизнь»;

- Григорий Тарасевич — главный редактор журнала «Кот Шрединге-ра»;

- Елена Кудрявцева — редактор отдела «Наука и медицина» журнала «Огонек»;

- Андрей Константинов — редактор отдела «Тренды» журнала «Русский репортер»;

- Николай Подорванюк — редактор отдела науки интернет-издания Gazeta.ru;

- Артем Космарский — редактор отдела «Наука и техника» интернет-издания Lenta.ru;

- Ирина Якутенко — выпускающий редактор ТАСС-Наука (проект «Чердак» chrdk.ru);

- Даниил Ильченко — научный сотрудник журфака МГУ, автор журнала «Русский репортер».

Было получено 190 заполненных анкет, после анализа которых кураторы-журналисты отобрали 46 слушателей. Однако затем формат курса изменили: Мастерская научной журналистики стала межфакультетским курсом, пройти который мог любой желающий, и в том числе все, кто заполнил анкету. Занятия проходили с февраля по май 2016 года. Прошли курс и получили зачет по нему 38 из 190 отправивших анкеты, причем из этих 38 человек лишь 19 оказались из тех 46, кто прошел отбор осенью. Пройти стажировку в редакциях из этих 38 человек смогли 27 человек (в том числе 14 отобранных осенью), закрепились в редакциях 12 человек (5 отобранных осенью), а получили

работу четверо (в том числе двое отобранных осенью). Для удобства эти данные сведены в табл. 1.

Результаты статистического анализа показывают, что имеется значимая связь между результатами конкурсного отбора, проведенного профессиональными журналистами, и успешным окончанием обучения. Коэффициенты сопряженности и корреляции (Хи-квадрат и критерий Фишера) свидетельствуют о наличии прямой линейной связи на высоком уровне достоверности (р < 0,001). Расчеты проводились с использованием статистического пакета IBM SPSS Statistics 20 [15].

Имеется значимая связь между результатами конкурсного отбора и успешным прохождением стажировки в редакции. Коэффициенты корреляции высоко значимы (р < 0,001).

Таким образом, конкурсный отбор оказался весьма эффективным. Доля преуспевших среди 46 ото-

Таблица 1

Соотношение между подавшими анкеты, прошедшими отбор осенью 2015 года и прошедшими обучение весной 2016 года

Наиболее успешные слушатели Мастерской научной журналистики Из 190 заполнивших анкеты осенью 2015 года Из 46 отобранных по анкетам Из 144, не отобранных по анкетам

Прошли обучение в Мастерской научной журналистики 38 19 19

Прошли стажировку в редакциях 27 14 13

Закрепились в редакциях на положении постоянных стажеров 12 5 7

Стали штатными сотрудниками СМИ 4 2 2

Таблица 2

Сопряженность между результатами конкурсного отбора и успешным завершением обучения

Частота

Результаты конкурсного отбора Обучение Итого

Не закончили обучение Закончили обучение

Конкурсный отбор Не прошли 125 19 144

Прошли 27 19 46

Итого 152 38 190

Таблица 3

Критерий Хи-квадрат

Коэффициент Значение ст. св. Асимптотическая значимость (2-стор.)

Хи-квадрат Пирсона 17,217a 1 ,000

Поправка на непрерывность Ь 15,505 1 ,000

Линейно-линейная связь 17,127 1 ,000

Количество валидных наблюдений 190

Таблица 4

Коэффициенты взаимосвязи

Симметричные меры Значение Прибл. значимость

Номинальная по номинальной Фи ,301 ,000

V Крамера ,301 ,000

Коэффициент сопряженности ,288 ,000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество валидных наблюдений 190

Таблица 5

Сопряженность между результатами конкурсного отбора и успешным прохождением стажировки

Частоты Стажировка Итого

Не прошли Прошли

Конкурсный отбор Не прошли 132 12 144

Прошли 31 15 46

Итого, человек 163 27 190

бранных осенью троекратно выше, чем среди 144, которые осенью отбор не прошли. Но «осечка» (59 %) тоже довольно значительна. Отбор проводили профессиональные журналисты, и если верить поговорке «рыбак рыбака видит издалека», ошибки должны были сводиться к минимуму. Следует, правда, учесть, что перерыв в четыре месяца между конкурсным отбором и началом обучения — это значимый фактор в условиях безумных скоростей современной жизни. Кто-то, вероятно, просто не смог вернуться к обучению из-за изменившихся обстоятельств.

Эффективность критериев

отбора будущих журналистов

Интерес представляет поиск того общего, что можно зафиксировать у тех, кто прошел анкетирование и затем преуспел в обучении. Это позволило бы выявить критерии, эффективно работающие для отбора наиболее способных к журналистике и мотивированных ею заниматься. Те, кто закрепились в редакциях либо оказались принятыми в штат, очевидно, таковыми являются. Поэтому был проведен контент-анализ 190 анкет, а затем сопоставлены показатели в целом по выборке (190), а также по преуспевшим в обучении (38 прошедшим курс, 27 постажировавшимся, 12 закрепившимся в редакциях и 4 принятым в штат).

Результаты контент-анализа представлены в табл. 7, 10-13. Данные приведены в процентах.

На данном этапе статистический анализ выявил достоверное различие только по одному мотиваци-онному параметру: те, кто прошел полностью обучение (38 человек),

реже ограничивали себя стремлением «реализоваться в своей основной специальности», чем другие (152 человека). Коэффициенты сопряженности и корреляции значимы на уровне р < 0,05 (0,013).

То же можно сказать о тех, кто прошел стажировку в редакциях. Они также редко отмечают мотив «реализоваться в своей основной специальности». Уровень значимости р < 0,05 (0,036).

Различий по остальным мотивам не выявлено, вероятно вследствие недостаточного количества данных. Мы предполагаем в дальнейшем провести анализ с переходом от номинальных к количественным данным с привлечением ответов на другие пункты анкеты, касающиеся мотивации. Этому будет посвящена отдельная публикация.

Считается, что опыт сотрудничества со СМИ является важным мотивирующим и фильтрующим фактором, который следует учитывать при отборе студентов на журналистские специальности. Информация об опыте журналистской работы также собиралась с помощью анкеты. По результатам ответов респондентов была составлена табл. 10.

Против ожидания, статистический анализ не выявил значимой взаимосвязи между опытом сотрудничества со СМИ и успешностью в обучении и профессиональной деятельности.

Периодически заниматься журналистикой планировали главным образом те, кто затем полностью прошел обучение (38 человек). Значимость коэффициента сопряженности составила 0,028 (р < 0,05). По-видимому, эта направленность обеспечила необходимую настойчи-

Таблица 6

Коэффициенты взаимосвязи

Симметричные меры Значение Прибл. значимость

Номинальная по номинальной Фи ,298* ,000

V Крамера ,298* ,000

Коэффициент сопряженности ,285* ,000

Количествово валидных наблюдений 190

* Показатель значим на уровне p < 0,001.

Таблица 7

Мотивы поступления в Мастерскую научной журналистики, %

Желающие Рабо- Приоб- Надо- Реализо- Писать, Учиться По-

обучаться тать рести ела ос- ваться учиться чему-то знако-

в Мастер- жур- журна- новная в ос- писать новому, миться

ской науч- нали- лист- специ- новной реализо- с инте-

ной журна- стом ские аль- специ- вать свои рес-

листики навыки ность альности способности и амбиции ными людьми

190 по-

давших 31,1 44,2 1,6 23,2 59,5 57,3 38,9

анкеты

38 про-

шедших

обучение

в Мастер- 28,9 36,8 0 7,9 52,6 47,4 42,1

ской науч-

ной журна-

листики

27 поста-

жировавшихся 29,6 29,6 0 7,4 56,6 51,9 48,1

в редакциях

12 закре-

пившихся в редак- 33,3 25 0 16,7 66,6 58,3 41,7

циях

4 принятых в штат 0 0 0 25 100 100 25

Таблица 8

Сопряженность между мотивацией и успешностью обучения

Частоты Обучение Итого

Не прошли Прошли

Мотив Реализоваться в своей основной специальности 41 3 44

Отсутствие данного мотива 111 35 146

Итого, человек 152 38 190

Таблица 9

Коэффициенты взаимосвязи

Симметричные меры Значение Прибл. значимость

Номинальная по номинальной Фи -,181* ,013

V Крамера ,181* ,013

Коэффициент сопряженности ,178* ,013

Количество валидных наблюдений 190

* Показатель значим на уровне p < 0,05.

вость в ходе обучения. Закономерностей относительно планов постоянно заниматься журналистикой не выявлено. Таким образом, журналистика не являлась доминирующим мотивом для наиболее активных в плане обучения студентов, однако этого оказалось достаточно.

Особый интерес представляла проба на образность мышления, на основе которой выводились показатели образности и лаконичности.

Для удобства анализа качественные категории (ярко, средне, слабо и многословно, средне, лаконично) были преобразованы в балльные показатели (ярко — 3, средне — 2, слабо — 1), что позволило сравнить показатели образного мышления в разных группах. Приводимые ниже примеры наглядно показывают характер образности ответов

на примере определения понятий «геном»:

«Геном — рецепт приготовления родителями своих детей, который они надежно прячут в них» (образность — 3, лаконичность — 3).

«Геном — совокупность наследственного материала — генов, содержащих биологическую информацию для построения и поддержания жизнедеятельности организма» (образность — 1, лаконичность — 1).

«Геном — это библиотека. Прилежные пользователи этой библиотеки — клетки — постоянно "читают" все ее книги (чаще всего книги — это ДНК), для них это руководства по построению и поддержанию организма» (образность — 3, лаконичность — 1).

«Геном — грампластинка. С ее помощью граммофон воспроизводит

Таблица 10

Опыт сотрудничества со СМИ, %

Желающие обучаться в Мастерской научной журналистики Постоянно Случалось Никогда

190 подавших анкеты 8,9 33,2 57,9

46 отобранных осенью 15,2 34,8 50

38 прошедших обучение в Мастерской научной журналистики 10,5 39,5 50

27 постажировавшихся в редакциях 11,1 37 51,9

12 закрепившихся в редакциях 0 50 50

4 принятых в штат 0 25 75

звуковую волну. Но в зависимости от состояния проигрывателя звук может быть разным» (образность — 3, лаконичность — 3).

«Геном — инструкция по сборке» (образность — 3, лаконичность — 3).

Как видно из приведенных примеров, импровизированные определения были подчас весьма остроумны и при этом точны, демонстрируя неординарный творческий и литературный потенциал участников, что, в общем, неудивительно, так как креативность и одаренность не являются узко специализированными качествами и проявляются в широком спектре деятельности субъекта [16; 17].

Во втором задании конкурсантам предлагалось «перевести» на понятный язык фрагмент научного текста про эмоциональное выгорание: «Эмоциональное выгорание возникает из-за формальной, а не содержательной мотивации деятельности, когда содержание (предмет) деятельности является только средством для удовлетворения, как правило, неосознаваемых эгоцен-

трических потребностей (мотивов) человека».

Ниже приводятся примеры «перевода»:

«Бывало, встаешь на рассвете Крылатою птицей на взводе, И хочется жить и трудиться, ...но к завтраку это проходит! Состояние "к завтраку" и есть эмоциональное выгорание легкой степени. Более тяжелая — когда завтрак уже и в горло не лезет» (точность — 2, лаконичность — 2).

«Когда человек делает то, что ему не нравится, и не понимает, что на самом деле хочет другого, ему становится плохо. Это называется эмоциональным выгоранием» (точность — 2, лаконичность — 2).

«Зачастую люди берутся за что-то не потому, что хотят достичь успехов в этой области, а в попытках удовлетворить другие, часто скрытые, мотивы. Так, некий гипотетический Вася (и менее гипотетический сериальный Рори Уильямс) идет учиться на врача, чтобы покорить сердце своей подруги, которая грезит только о докторах, а не оттого,

что действительно хочет лечить людей. Или Петя становится юристом, не осознавая, что делает это лишь для того, чтобы доказать своей матери, что он серьезный и ответственный человек. В таких случаях, когда само содержание деятельности не

является для человека чем-то приятным, мотивирующим, может возникнуть эмоциональное выгорание. При таком состоянии нарастает неудовлетворенность собой и своей деятельностью, человек становится безразличным, начинает негативно

Таблица 11

Жизненные планы в журналистике, %

Желающие обучаться в Мастерской научной журналистики Постоянно работать журналистом Периодически заниматься журналистикой Не заниматься журналистикой

190 подавших анкеты 40 54,2 5,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38 прошедших обучение в Мастерской научной журналистики 28,9 71,1 0

27 постажировавшихся в редакциях 33,3 66,7 0

12 закрепившихся в редакциях 41,7 58,3 0

4 принятых в штат 50 50 0

Желающие обучаться в Мастерской научной журналистики Ярко Средне Слабо Многословно Средне Лаконично

190 подавших анкеты 27,9 38,4 33,7 14,2 24,7 61,1

38 прошедших обучение в Мастерской научной журналистики 43 32,5 24,5 8,7 27,2 64,1

27 постажировавшихся в редакциях 33,3 40,8 25,9 3,7 18,5 77,8

12 закрепившихся в редакциях 16,7 50 33,3 0 25 75

4 принятых в штат 50 50 100

Таблица 12

Задание на проявление образного мышления, %

относиться к другим людям. Все это может привести к более серьезным психическим и психосоматическим расстройствам» (точность — 3, лаконичность — 1).

Хорошо видны разные стили мышления респондентов, в равной мере позволяющие получить прекрасный результат [18].

Расчеты с использованием параметрических (Т-критерий) и непараметрических (и-Манна-Уитни) критериев сравнения групп [19] позволяют говорить о том, что для экспертов — профессиональных журналистов, проводивших отбор, эти показатели были весьма важными при оценке кандидатов. Так, показатели образности мышления значимо выше у тех, кто был отобран по конкурсу, в сравнении с теми, кто не был отмечен профессиональным жюри (средние показатели соответственно 2,20 и 1,85). Это различие статистически значимо на уровне р < 0,01 (0,008).

Подтверждена важность образного мышления и краткости для

прогноза успешности в обучении и профессиональной деятельности. Более образным мышлением отличаются студенты, успешно прошедшие обучение, в сравнении с теми, кто не явился к началу занятий или не закончил курс (показатели соответственно 2,18 и 1,87). Различие значимо на уровне р < 0,05 (0,026).

Для наглядности средние показатели образного мышления по всем анализируемым группам представлены на рисунке. Как видно, наиболее образное мышление демонстрируют четыре человека, принятые в штат. И хотя это преимущество в сравнении с остальной выборкой по строгим статистическим нормам незначимо, оно все же весьма выразительно.

Что касается лаконичности изложения, то данное достоинство явно отличает тех, кто был принят на стажировку (27 человек). Отличие от остальной выборки значимо на уровне р < 0,05 (0,034).

2,50

2,2 2,18 2,01

-

4 взятых в 46 38 прошедших 27 стажеров 12

штат отобранных обучение работающих в

по конкурсу редакциях

Средние показатели образного мышления в подгруппах

респондентов

Таблица 13

Задание по «переводу» научного текста на понятный язык, %

Желающие обучаться в Мастерской научной журналистики Хорошо Средне Плохо Многословно Средне Лаконично

190 подавших анкеты 44,6 41,9 13,5 21,9 57,8 20,3

38 прошедших обучение в Мастерской научной журналистики 57,9 34,2 7,9 10,5 63,2 26,3

27 постажировавшихся в редакциях 66,7 22,2 11,1 7,4 70,4 22,2

12 закрепившихся в редакциях 58,3 16,7 25 8,3 66,7 25

4 принятых в штат 100 100

Интересные результаты дало задание по «переводу» научного текста на понятный язык.

Здесь также было произведено преобразование качественных категорий в количественные. Оказалось, что наилучшее качество «перевода» у четверых слушателей, принятых в штат. Их средний показатель максимален — 3 балла, в отличие от остальной выборки — 2,29 балла. Различие значимо на уровне р < 0,05 (0,033).

Высокие показатели также у группы прошедших по конкурсу. Средний показатель — 2,65 балла. Значимость различий с оставшейся частью выборки р < 0,001 (0,000).

Хорошо «переводят» и те, кто был принят на стажировку в редакции. Средний показатель — 2,56 балла в сравнении с 2,26 бал-

ла остальной выборки. Значимость р < 0,05 (0,027).

Различий отдельно по краткости «перевода» нет. Однако по сумме показателей качества перевода и его краткости выгодно отличаются те, кто был отобран профессиональным жюри, те, кто впоследствии прошел обучение до конца, и те, кто был принят на стажировку. Все различия значимы на уровне не ниже р < 0,05. Это несомненно свидетельствует об эффективности и прогностич-ности критериев отбора, связанных с образностью мышления и умением ясно и кратко выражать свои мысли.

Анализ результатов

исследования

Как показали результаты анализа, будущий журналист должен

иметь образное мышление и уметь лаконично и выразительно излагать свои мысли. Именно эти критерии оказались наиболее «работающими» в плане прогноза успешности обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. Преуспевшие в обучении чаще проявляли яркое образное мышление и были более лаконичны при объяснении терминов через образы. Многослов-ность же следует признать настораживающим признаком при отборе в журналисты: среди преуспевших в обучении многословность встречается гораздо реже, чем в целом по выборке. Это же касается задания по «переводу» научного текста на понятный язык.

Мы отложили детальный анализ мотивов поступления в Мастерскую научной журналистики, так как он потребует несколько иных расчетов, и планируем сделать это в следующей статье. В настоящий момент можно только сказать, что более успешные в обучении и журналистской работе студенты не стремились ограничиваться самореализацией в своей основной научной специальности и имели, по-видимому, желание попробовать себя в разных сферах. Однако высказываемое абитуриентом желание работать журналистом в реальности не говорит ни о чем. Так, никто из четверых принятых в штат не указал это желание в качестве мотива.

Также следует очень осторожно учитывать прежний журналистский опыт, даже если это не разовые публикации, а регулярное сотрудничество со СМИ. Из 12 слушателей Мастерской научной журналистики, закрепившихся в редакциях, никто не имел опыта регулярного сотрудни-

чества со СМИ, а трое из четверых принятых в штат, т. е. самых успешных слушателей Мастерской, до поступления в Мастерскую и вовсе не имели никакого журналистского опыта. И, наоборот, из 17 человек с опытом регулярного сотрудничества со СМИ (из 190 подавших анкеты) обучение в Мастерской прошли лишь четверо. Вопрос о жизненных планах в журналистике тоже ничего не проясняет. Даже среди устроившихся в штат лишь половина при поступлении говорили о желании постоянно работать журналистом. В этих вопросах значимых взаимосвязей не было выделено.

Таким образом, эксперимент по двум наборам (ограниченному и свободному) в Мастерскую научной журналистики подтвердил значительную ошибочность ограниченного отбора в журналисты (большинство отобранных осенью не стали учиться весной). Прежний журналистский опыт, как выяснилось, также едва ли стоит принимать во внимание. А вот задания на образное мышление и на «перевод» на обычный язык работают хорошо. Только обращать внимание надо не столько на буквальность выполнения заданий, сколько на образность и лаконичность, так как именно это отличает преуспевших в обучении от остальных.

Полученные результаты можно использовать при подготовке заданий для творческих конкурсов и при разработке критериев для проверки этих заданий. Задания на образное мышление и на «перевод» на обычный язык могли бы быть гораздо более эффективными при отборе абитуриентов, чем используемые во многих вузах эссе, собеседования и моделирования редакционных за-

даний. Но еще более эффективным было бы дать возможность начать обучение всем желающим, а затем (в течение первого месяца или первого семестра) отсеять тех, кто не учится или не справляется. В идеале желательно было бы провести эксперимент с двумя наборами (по конкурсу и свободным) на каком-нибудь из журфаков, чтобы потом сопоставить отобранных по конкурсу с преуспевшими в обучении при свободном наборе.

Помимо практических аспектов набора и обучения абитуриентов, результаты исследования подводят к новому осмыслению глубоких теоретических вопросов, заставляя задуматься о специфике журналистского творчества как такового и профессионально важных качествах, отвечающих этим особенностям. Так случилось, что в сложный период идейной и технологической трансформации общества теория на время уступила место практике. Проблемы, связанные с новыми технологиями работы СМИ в условиях развития Интернета, социальных сетей, мультифор-матности, обострения конкуренции в медиабизнесе и пр., индустриальный и техноцентристский подход к их решению подменили собой задачу осознания онтологических характеристик журналистского творчества. Однако сегодня именно развитие медиатехнологий заставляет вновь вернуться к этим вопросам. Появление личных медиа — собственных страниц в социальных сетях, блогов, подкастов и др., доступность технологий и простота производства ме-диконтента привели к вовлечению беспрецедентного количества людей по всему миру в «творчество-в-процессе-коммуницирования» [20].

Лавинообразно нарастающий объем медиаконтента, создаваемого пользователями личных медиа (UGC — User-generated content), теснит продукцию традиционных СМИ. Что превращает медиатекст в журналистский? В чем основные эффекты журналистского воздействия? Что делает человека журналистом? Вопросы специфики журналистской информации и типообразующих характеристик журналистского творчества требуют нового анализа и более глубокого понимания.

То, что образное мышление, как показано в нашем исследовании, является статистически достоверным фактором успешности обучения, равно как и последующей творческой деятельности в профессиональных изданиях, не только говорит о важности креативности [21; 22]7 в профессии журналиста, но и возвращает наше внимание к выразительным средствам журналистики [23], в особенности к понятию «журналистский образ». Поднимая проблему системности журналистского текста, Е. И. Пронин в свое время подчеркивал, что «выразительные средства журналистики способны интегрироваться в специфически журналистский образ» [23, с. 95]. Для этого феномена журналистского творчества характерна интеграция в единое целостное представление актуальной социальной реальности и общественно-исторической практики, зафиксированной в культуре в виде образов искусства, историче-

7 Образное мышление как одно из проявлений креативности рассматривалось в теоретическом и психометрическом аспектах американскими исследователями творческого мышления Дж. Гилфордом [21] и Е. Торренсом [22].

ских прецедентов, традиций, устойчивых мнений и т. д., «благодаря чему порождается новое смысловое единство, соотносимое с теми общезначимыми идеалами аудитории, которые актуализированы потребностями реальной общественной практики» [23, с. 95]. Журналистский образ — та обобщенная оценка явления, тот «образный ориентир», который дает возможность расширительного «осмысления и оценки других аналогичных проблемных ситуаций, возникающих в реальной общественной жизни» [23, с. 95].

Иными словами, журналистский образ устанавливает связи между прошлым и настоящим, экономикой и историей, между сознанием и бессознательным, индивидуальным и коллективным, единичным и общим и т. п., воплощая эту связь в симультанном символе. Попытка журналиста выйти на уровень символов не всегда завершается абсолютным успехом, но в любом случае творческая работа по поиску таких связей и отношений делает материал особо ценным, превращая его в элемент совместного мышления. Примечательно, что стремление расширить границы осмысления конкретного научного факта, события характерно для лучших учащихся и выпускников Мастерской, чьи статьи были опубликованы в центральных изданиях. К сожалению, за неимением места мы не можем привести тексты статей, но даже короткие выдержки и лиды, анонсирующие их содержание, демонстрируют разносторонность, оригинальность и актуальность проблематики, поднимаемой в каждой отдельной статье.

Выпускник Мастерской Иван Крылов (аспирант физического факультета) выбрал сюжет, который соединяет, казалось бы, очень далекие предметы: геймерство, квантовые компьютеры и новую форму научных исследований — Citizen science: «В последние годы все активнее развивается новый подход к проведению научных исследований, получивший название "гражданская наука" (Citizen science).

Эта идея может быть реализована в форме онлайн-игр, в которых участникам предлагается решить научную проблему в виде головоломки.

Около 300 человек добрались до этого уровня в игре и в общей сложности сыграли на нем 12 тыс. раз (всего в игре приняли участие около 10 тыс. человек). Предложенные игроками стратегии были проанализированы на компьютере. Выяснилось, что больше половины из придуманных людьми решений являются более эффективными, чем вычисленные с помощью компьютерных алгоритмов, а две лучшие гибридные стратегии оказались успешнее, чем то, что предлагал самый быстрый компьютер» [24].

Светлана Илюхина (студентка филологического факультета) заинтересовалась темой, имеющей, на первый взгляд, сугубо исторический интерес — способы борьбы с раком в XVI-XVIII веках, но пришла к выводу, который раздвигает границы темы и относится скорее к природе человека как такового, чем к истории медицины: «В 1685 Джон Мойл (John Moyle) произнес: "Рак это или волк, он может быть вылечен только полным уничтожением". Врачи Нового времени не только заложили дух

упорной борьбы со страшной болезнью, но и положили начало развитию основных направлений лечения: хирургии и химиотерапии» [25].

«Дух упорной борьбы» в действительности характеризует весь путь Человечества, если смотреть

на историю цивилизации с позиции вечных ценностей.

Примечательно, что именно эту позицию спонтанно выбирают молодые авторы, подчиняясь внутренним законам журналистского творчества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Clark R. P. Writing Tools: 5G Essential Strategies for Every Writer / R. P. Clark. — New York : Little, Brown and Company, 2GG6. — 288 p.

2. Fey U. Reportagen schreiben. Von der Idee bis zum fertigen Text / U. Fey, H.-J. Schlüter. — Berlin : ZV, 2GG3. — 192 S.

3. Rich C. Writing and Reporting News. A coaching method / C. Rich. — Boston : Wadsworth, Cengage Learning, 2G1G. — 472 p.

4. Mencher M. News Reporting and Writing / M. Mencher. — 9th ed. — New York : McGraw-Hill, 2GG3. — 64G p.

б. Mast C. (Hg.) ABC des Journalismus. Ein Handbuch / C. (Hg.) Mast. — München : Konstanz, 2G12. — 626 S.

6. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. — М. : Академия, 2GG2. — 32G с.

7. Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. — 3-е изд. — СПб. : Питер, 2GG7. — 368 с.

8. Ильин E. П. Психология творчества, креативности, одаренности / E. И. Ильин. — СПб. : Питер, 2G12. — 448 с.

9. Свитич Л. Г. Профессия: журналист / Л. Г Свитич. — М. : Аспект Пресс, 2G11. — 2бб с.

1G. Самарцев О. Р. Творческая деятельность журналиста / О. Р. Самарцев. — М. : Акад. проект, 2GG9. — 528 с.

11. Васильева Л. А. Делаем новости : учеб. пособие / Л. А. Васильева. — М. : Аспект Пресс, 2GG3. — 457 с.

12. Рогов E. И. Выбор профессии: становление профессионала / E. И. Рогов. — М. : Владос-Пресс, 2GG3. — 336 с.

13. Колесниченко А. В. Настольная книга журналиста / А. В. Колесниченко. — М. : Аспект Пресс, 2G13. — 4GG с.

14. Фролова Т. И. Журналистика для абитуриентов. Творческий конкурс : учеб. пособие / Т. И. Фролова. — М. : МедиаМир, 2G15. — 179 с.

15. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А. Д. Наследов. — СПб. : Речь, 2GG4. — 392 с.

16. Кондратьева Н. В. Сущность понятия «творческие способности» / Н. В. Кондратьева // Концепт. — 2G15. — № 9. — С. 1G6-11G.

17. Азарова Н. М. Креативность как слово и как концепт / Н. М. Азарова // Критика и семиотика. — 2G14. — № 2. — С. 21-3G.

18. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума / М. А. Холодная. — 2-е изд. — СПб. : Речь, 2GG4. — 384 с.

19. Сидоренко E. В. Методы математической обработки в психологии / E. В. Сидоренко. — СПб. : Речь, 2GG3. — 35G с.

2G. Пронина E. E. Психология журналистского творчества / E. E. Пронина. — М. : Изд-во МГУ, 2GG3. — 32G c.

21. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления / под ред. А. М. Матюшкина. — М. : Прогресс, 1965. — С. 433-456.

22. Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса: Методическое руководство / Е. Е. Туник. — СПб. : Иматон, 1998. — 171 с.

23. Пронин Е. И. Журналистский текст как система выразительных средств / Е. И. Пронин // Методы журналистского творчества / под ред. В. М. Горохова. — М. : Изд-во МГУ 1982. — С. 89-96.

24. Крылов И. Интуиция, кот Шредингера и куриные яйца [Электронный ресурс] / И. Крылов // Газета.ги. — 2016. — 14 апр. — Режим доступа: https://www.gazeta.ru/ science/2016/04/14_a_8175713.shtml?updated.

25. Илюхина С. Волк и червь [Электронный ресурс] / С. Илюхина // Lenta.ru. — 2016. — 6 мая. — Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2016/05/06/canker.

REFERENCES

1. Clark R. P. Writing Tools: 50 Essential Strategies for Every Writer. New York, Little, Brown and Company, 2006. 288 p.

2. Fey U., Schlüter H.-J. Reportagen schreiben. Von der Idee bis zum fertigen Text. Berlin, ZV, 2003. 192 S.

3. Rich C. Writing and Reporting News. A coaching method. Boston, Wadsworth, Cen-gage Learning, 2010. 472 p.

4. Mencher M. News Reporting and Writing. 9th ed. New York, McGraw-Hill, 2003. 640 p.

5. Mast C. (Hg.). ABC des Journalismus. Ein Handbuch. München, Konstanz, 2012. 626 S.

6. Bogoyavlenskaya D. B. Psikhologiya tvorcheskikh sposobnostei [The psychology of creative abilities]. Moscow, Akademiya Publ., 2002. 320 p.

7. Druzhinin V. N. Psikhologiya obshchikh sposobnostei [The psychology of general abilities]. 3rd ed. Saint-Petersburg, Piter Publ., 2007. 368 p.

8. Ilin E. P. Psikhologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti [The psychology of artwork, creativity, talent]. Saint-Petersburg, Piter Publ., 2012. 448 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Svitich L. G. Professiya: zhurnalist [Journalist as a Profession]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2011. 255 p.

10. Samartsev O. R. Tvorcheskaya deyatel'nost' zhurnalista [Journalist's creativity]. Moscow, Akademicheskii proekt Publ., 2009. 528 p.

11. Vasileva L. A. Delaem novosti [Creating the news]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2003. 457 p.

12. Rogov E. I. Vyborprofessii: stanovlenie professional [Choosing a profession: professional's development]. Moscow, Vlados-Press Publ., 2003. 336 p.

13. Kolesnichenko A. V. Nastol'naya kniga zhurnalista [Journalist's desk book]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2013. 400 p.

14. Frolova T. I. Zhurnalistika dlya abiturientov. Tvorcheskii konkurs [Journalism for university applicants. Creativity contest]. Moscow, MediaMir Publ., 2015. 179 p.

15. Nasledov A. D. Matematicheskie metody psikhologicheskogo issledovaniya. Analiz i interpretatsiya dannykh [Mathematical methods of psychological research. Analysis and data interpretation]. Saint-Petersburg, Rech' Publ., 2004. 392 p.

16. Kondrateva N. V. The essence of the concept "creative abilities". Kontsept = Koncept, 2015, no. 9, pp. 106-110. (In Russian).

17. Azarova N. M. Creativity as a word and a concept. Kritika i semiotika = Criticism and Semiotics, 2014, no. 2, pp. 21-30. (In Russian).

18. Kholodnaya M. A. Kognitivnye stili. O prirode individual'nogo uma [Cognitive styles. On the nature of an individual mind]. 2nd ed. Saint-Petersburg, Rech' Publ., 2004. 384 p.

19. Sidorenko E. V. Metody matematicheskoi obrabotki v psikhologii [Methods of mathematical processing in Psychology]. Saint-Petersburg, Rech' Publ., 2003. 350 p.

20. Pronina E. E. Psikhologiya zhurnalistskogo tvorchestva [The psychology of journalistic creativity]. Lomonosov Moscow State University Publ., 2003. 320 p.

21. Gilford Dzh. The tree sides of the intellect. In Matyushkin A. M. (ed.). Psikhologiya myshleniya [The psychology of thinking]. Moscow, Progress Publ., 1965, pp. 433-456. (In Russian).

22. Tunik E. E. Diagnostika kreativnosti. Test E. Torrensa: Metodicheskoe rukovodstvo [Diagnostics of creativity: The E. Torrans test: Methodology handbook]. Saint-Petersburg, Imaton Publ., 1998. 171 p.

23. Pronin E. I. Journalistic text as a system of expressive means. In Gorokhov V. M. (ed.). Metody zhurnalistskogo tvorchestva [Methods of journalistic creativity]. Lomonosov Moscow State University Publ., 1982, pp. 89-96. (In Russian).

24. Krylov I. Intuitsiya, kot Shredingera i kurinye yaitsa [Intuition, Schrodinger's cat and hen's eggs]. Gazeta.ru, 2016, April, 14. Available at: https://www.gazeta.ru/ science/2016/04/14_a_8175713.shtml?updated. (In Russian).

25. Ilyukhina S. Volk i cherv' [Wolf and Worm]. Lenta.ru, 2016, May's, 6. Available at: https://lenta.ru/articles/2016/05/06/canker. (In Russian).

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Колесниченко А. В. Прогнозирование успешности обучения и последующей профессиональной деятельности журналиста: опыт Мастерской научной журналистики при факультете журналистики МГУ / А. В. Колесниченко, Е. Е. Пронина, Д. С. Ильченко // Вопросы теории и практики журналистики. — 2018. — Т. 7, № 2. — С. 245-265. — DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(2).245-265.

FOR CITATION

Kolesnichenko A. V., Pronina E. E., Ilchenko D. S. Forecasting Students' Academic and Career Achievements (a Study by the School of Science Journalism at the Lomonosov Moscow State University Faculty of Journalism). Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2018, vol. 7, no. 2, pp. 245-265. DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(2).245-265. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.