Научная статья на тему 'Прогнозирование стратегии корпоративного управления региональным нефтегазовым комплексом'

Прогнозирование стратегии корпоративного управления региональным нефтегазовым комплексом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
316
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
топливно-энергетический комплекс (ТЭК) / атомная электростанция (АЭС) / гидроэлектростанция (ГЭС) / нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) / транснациональные нефтяные компании / fuel-and-energy complex / Nuclear power station / hydraulic power station / oil-processing plant / fuel-and-energy resources / Vertically Integrated Oil Companies / transnational oil companies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Садыкова Р. Ш.

В статье рассматривается ведущая роль топливно-энергетического комплекса РФ в становлении национальной экономики, раскрываются его характерные особенности и специфика развития, выявляются причины и предпосылки реструктуризации, предлагаются варианты дальнейшего совершенствования приватизационных процессов в нефтегазовом комплексе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article focuses on the leading role of fuel-and-energy complex of the Russian Federation in the development of the national economy, describes the characteristic features of its development, names the reasons for its re-structuralization, and offers ways of the further improvement of privatization processes in the oil-and-gas complex.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование стратегии корпоративного управления региональным нефтегазовым комплексом»

Китай. В силу ряда внешнеполитических причин рынок угля США Россия вряд ли сможет завоевать, хотя дефицит угля в промышленном секторе свойственен этой стране уже более двух десятков лет. На угольный рынок Бразилии Россия сможет выйти только в перспективе, в том числе в силу экономико-географических характеристик стран, тем более, что этому способствуют сложившиеся устойчивые внешнеэкономические связи. Рынки Израиля и Турции также могут быть направлениями активного экспорта. На рынке угля Бельгии России следует поднять долю своего участия, возможно, несколько потеснив Канаду, США и Китай. То же следует сказать о рынке Дании. Рынок угля Финляндии вообще должен быть полностью подчинён России как в силу исторических, так и экономико-географических характеристик стран, при этом тяжело будет вытеснить дешёвые поставки угля из Австралии, ЮАР и Колумбии. На рынке угля Марокко России следует несколько увеличить долю своего участия, возможно вытеснив США, а впоследствии Польшу и Китай. В угольном рынке Малайзии России будет крайне трудно принимать учас-

тие в силу географической близости и дешевизны поставок угля из Австралии, ЮАР, Индонезии и Китая. Угольный рынок Словакии давно уже должен быть русским: осталось вытеснить с него Польшу, хотя в силу дешевизны и близости поставок польского угля сделать это будет нелегко. И, наконец, в Болгарии, России следует полностью подчинить себе угольный рынок, попытавшись вытеснить конкурентов, в частности США.

В целом российскому государству, а также компетентным министерствам и ведомствам в целях повышения эффективности внешнеэкономического потенциала отрасли и повышения конкурентоспособности необходимо системно укреплять свои позиции, как на внутреннем, так и на мировом угольном рынках. Для этого необходимо: увеличить и диверсифицировать экспортные угольные потоки, усилить их восточное направление, создать возможность эффективного внутрирегионального сотрудничества постсоветских стран в угольной отрасли, использовать возможности региональных интеграционных объединений в рамках СНГ, ЕЭП, ЕврАзЭС, ШОС.

Литература

1. Зайденварг В.Е., Трубецкой К.Н., Мурко В.И., Нехороший И.Х. Производство и использование водоугольного топлива. — М., Изд-во Академии Горных наук, 2001.

2. Coal-oil Pipeline Could Cross CANADA. — Coal, September, 1990; Silverman Arnold J. Energy Future of the United States: Coal development. — Proc. workshop in Colorado and Wyoming. Vol. 1, 1983.

3. Ходоков Г.С., Горлов Е.Г., Головин Г.С. Водоугольное топливо. Техноэкономические перспективы промышленного использования в период высоких цен на энергоносители // Уголь. — 2006. — № 10.

4. Ходоков Г.С., Горлов Е.Г., Головин Г.С. Водоугольное топливо. Перспективы трубопроводного транспортирования // Уголь. — 2007. — № 6.

5. Васючков М.Ю. Разработка способа получения энергоносителя на основе подземного сжигания и газификации угля: Канд. дисс. — М., МГГУ, 2002.

6. Васючков Ю.Ф., Воробьев Б.М. Концепция ресурсосберегающей технологии бесшахтной разработки угольных месторождений // Материалы Симпозиума «Современное горное дело: образование, наука, промышленность». Неделя Горняка-96. — М.: Изд-во МГГУ, 1996.

7. Пучков Л.А., Воробьёв Б.М., Васючков Ю.Ф. Углеэнергетические комплексы будущего. — М.: МГГУ, 2007; Пучков Л.Л., Воробьев Б.М., Васючков Ю.Ф. Технологическая схема локального углеэнергетического комплекса на базе карьерной гидродобычи угля, внутрицикловой углегазификации при генерировании электроэнергии по двойному пароводородному комбинированному циклу. Заявка на патент РФ от 10 января 2005.

8 Воробьев С.Б. Формирование организационно-технологических схем экологически чистых ресурсосберегающих комплексов «Углегаз-электричество»: Канд. дисс. — М., МГГУ, 1999.

9. Лунев А.В. Угольная промышленность России в мировом энергообеспечении. Канд. диссертация. — М.: ВНИИВС, 2007.

10. Воробьёв Б.М. Уголь мира. — М.: Изд-во «Горная книга», Изд-во МГГУ, 2007.

11. Energy Statistics Yearbook. United Nations. 1997-2007. — New York, 1999-2009; Energy Information Administration, USA, 19942008.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ НЕФТЕГАЗОВЫМ КОМПЛЕКСОМ

Р.Ш. Садыкова,

декан очно-заочного факультета Альметьевского государственного нефтяного института,

кандидат экономических наук, доцент alni@rambler.ru

В статье рассматривается ведущая роль топливно-энергетического комплекса РФ в становлении национальной экономики, раскрываются его характерные особенности и специфика развития, выявляются причины и предпосылки реструктуризации, предлагаются варианты дальнейшего совершенствования приватизационных процессов в нефтегазовом комплексе.

Ключевые слова: топливно-энергетический комплекс (ТЭК), атомная электростанция (АЭС), гидроэлектростанция (ГЭС), нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), топливно-энергетические ресурсы, вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК), транснациональные нефтяные компании,

УДК 338.45:622.279

В силу ряда объективных причин развитие корпораций на- сфер российской экономики. В отличие от многих других от-иболее успешно шло в топливно-энергетическом комплексе, раслей промышленности, не выдерживающих зарубежной кон-который оказался одной из наиболее конкурентоспособных куренции и добивающихся возведения высоких таможенных

барьеров путем значительного повышения импортных пошлин, нефтегазовый комплекс, производящий на мировом рынке высококонкурентную продукцию, является одной из перспективных сфер национальной экономики. Если, например, РАО «Газпром» с самого начала планировался как монополист на добычу, транспортировку и торговлю газом, то крупные нефтегазовые корпорации развиваются, напротив, на основе принципа конкурентности [1].

Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации является важнейшей составной частью национальной экономики. Он объединяет в своем составе предприятия, организации, сооружения и технологические объекты, обеспечивающие добычу и переработку топливных ресурсов, их преобразование и доставку непосредственно потребителям в удобной для использования форме и с определенными качественными параметрами.

В его состав входят нефтяная, газовая, угольная, уранодобывающая, торфяная, сланцевая промышленность и электроэнергетика. Производственный потенциал ТЭК представлен:

электростанциями различных видов, общая установленная мощность которых составляет около 205 млн кВт, в том числе АЭС — 21,3 млн кВт, ГЭС и ГАЭС — 44,4 млн кВт;

эксплуатационным фондом нефтяных и газовых скважин в объеме соответственно 142 тыс. и 7 тыс. штук;

магистральными нефте- и газопроводами, протяженность которых составляет 47 тыс. км и 153 тыс. км соответственно;

115 угольными шахтами и 118 угольными разрезами суммарной мощностью около 270 млн тонн, 28 НПЗ;

1600 нефтебазами и другими объектами [6].

В реально сложившейся структуре экономического потенциала и природных ресурсов, которыми располагает страна, этот комплекс играет стержневую роль в обеспечении жизнедеятельности всех отраслей национальной экономики и населения страны. Это обеспечивается не только путем удовлетворения потребностей в топливе и энергии, но и посредством формирования существенной части внутренних и валютных доходов государства, консолидации интересов регионов, стран СНГ и дальнего зарубежья.

Потенциал топливно-энергетических ресурсов, являющихся важнейшей составляющей национального богатства России, уникален. На территории России, составляющей 13% территории Земли, сосредоточено 45% мировых запасов природного газа, 13% нефти, более 20% угля, что позволяет в течение длительного периода обеспечивать не только собственные потребности, но и их экспорт, сохраняя и укрепляя позиции России на мировой арене.

Таким образом, ТЭК выступает в качестве важного фактора социально-экономической стабильности общества, экономической безопасности страны, как в условиях нормального функционирования экономики, так и при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

Рассматривая топливно-энергетический комплекс необходимо учитывать характерные его особенности, которые обусловливают специфику его развития. К ним относятся:

1. Постоянно растущее производство и потребление в народном хозяйстве энергоресурсов.

2. Широкая взаимозаменяемость использования энергоресурсов, энергоносителей, энергетических установок при удовлетворении потребностей отраслей народного хозяйства.

3. Высокий уровень концентрации производства энергетических ресурсов и централизации их распределения.

4. Неравномерность размещения производства и потребления энергетических ресурсов по территории страны.

5. Высокая капиталоемкость отраслей ТЭК.

6. Наличие регулярных и случайных колебаний в потреблении энергии, производстве тепла, в объемах добычи и производства, связанных с геофизическими процессами, колебаниями температуры воздуха, изменениями стока воды, динамики освещенности территорий и т.д.

7. Существенное (в том числе и негативное) влияние на окружающую среду.

8. Активное влияние на общее инфраструктурное развитие регионов и территорий.

9. Зависимость социальной сферы от деятельности отраслей ТЭК.

Кроме этого, на современном этапе развития национальной экономики топливно-энергетический комплекс характеризуется высокой степенью монополизации, а также большой зависимостью бюджета и внешнеторгового баланса страны от деятельности входящих в него отраслей, что обусловливает необходимость структурных преобразований.

Помимо этого, необходимо учитывать, что требования к ТЭК, как элементу национальной экономики, предопределяются состоянием внутреннего и внешнего спроса на энергоресурсы, конкурентоспособностью различных видов энергоносителей на региональных внутрироссийских и внешних рынках, а также эффективностью функционирования отраслей, входящих в ТЭК. В свою очередь, объемы и динамика внутреннего спроса зависят от изменения макроэкономических показателей, структуры ВВП и промышленного производства, уровня эффективности использования энергетических ресурсов различными потребителями, их платежеспособностью и рядом других факторов.

На развитие топливно-энергетического комплекса в последнее десятилетие оказали существенное влияние экономические процессы, происходившие в народном хозяйстве. Среди них — спад промышленного производства, резкое сокращение инвестиций, негативные изменения в структуре промышленного производства, снижение платежеспособного спроса как результат непродуманной ценовой и налоговой политики. Вместе с тем, и в этих условиях ТЭК продемонстрировал наибольшую стабильность среди отраслей экономики.

Более того, в это трудное для народного хозяйства время он, несмотря на значительные экономические потери, обеспечил формирование рыночных отношений, фактически дотируя другие сферы экономики. Темпы снижения объема производства в целом по стране в этот период вдвое превосходили данный показатель в ТЭК. По результатам работы этого комплекса можно сделать вывод о том, что он, в основном, выполнил задачи по обеспечению экономики страны топливно-энергетическими ресурсами, хотя в значительной степени это обусловлено резким уменьшением объема промышленного производства [3].

В процессе радикальных экономических реформ и структурной перестройки управления народным хозяйством система органов государственного управления промышленностью была коренным образом изменена. Были упразднены Госплан, Госснаб и отраслевые министерства, а с ними ушла в прошлое идеология централизованного контроля и управления всеми сферами производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Вновь созданные органы государственного управления были ориентированы на решение наиболее общих задач удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в продукции промышленности. Для решения этих проблем в топливно-энергетическом комплексе было организовано Министерство топлива и энергетики РФ.

Для успешного решения перечисленных и связанных с ними задач Министерству в соответствии с «Положением» о данном ведомстве, утвержденном Правительством РФ, предоставлен широкий круг прав, а также определены обязанности по различным направлениям деятельности. К числу наиболее важных следует отнести:

— формирование прогнозов социально-экономического развития отраслей ТЭК, их научно-технической политики;

— осуществление полномочий по лицензированию главных видов деятельности организаций ТЭК;

— обеспечение, совместно с федеральным органом управления государственным фондом, регулирования развития и использования сырьевой базы нефтяной, газовой промышленности РФ;

— участие в определении порядка, сроков и условий освоения месторождений нефти и газа;

— согласование контрактов на поставку нефти, продуктов ее переработки для государственных нужд и по межправительственным соглашениям;

— координация и организационное обеспечение деятельности представителей государства в органах управления хозяйствующих субъектов;

— участие в совершенствовании экономического механизма регулирования работы организаций ТЭК;

— разработка предложений по законодательным и нормативным актам, регулирующим деятельность ТЭК;

— осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов РФ.

Одной из основных особенностей нефтегазового комплекса является тесная технологическая связь между добычей нефти и газа, их транспортом и переработкой.

На основе приватизации предприятий нефтяного комплекса созданы ВИНК.

Под вертикальной интеграцией в нефтяной промышленности следует понимать объединение в рамках единой собственности процессов, обеспечивающих разведку, добычу нефти и газа, их переработку, транспортировку, и сбыт продукции (по схеме «от геологоразведки до бензоколонки»).

Конкретная организационная структура нефтяных компаний зависит от ряда внешних и внутренних факторов, но в основе каждой из них лежит вертикально-интегрированный отраслевой комплекс.

Предприятия, входящие в состав корпорации, не имеют юридической самостоятельности. Лишь некоторые корпорации сохраняют юридическую самостоятельность своих предприятий, например, акционерное общество «СИДАНКО» [2].

Принцип построения вертикально-интегрированных нефтяных корпораций несложен. Все они образуются на основе одного или нескольких акционерных обществ, которые создают основу для поддержания технологического процесса, определяют их производственную специализацию и привязывают новую структуру к определенной территории.

Производственный цикл в нефтяной и газовой промышленности разделяется на два основных сектора: так называемый «апстрим» (вверх по течению), куда входит разведка, добыча и транспортировка нефти и газа, и «даунстрим» (вниз по течению), куда входят все остальные виды работ, включая переработку, хранение и сбыт готовой продукций.

Важнейшими достоинствами вертикальной интеграции являются:

— выход на рынок сбыта конечной продукции;

— обеспечение экономии на масштабах производства (за счет концентрации и маневра капиталом, мощностями, потоками сырья, продукции);

— создание эффективно функционирующей системы производства и реализации конечной продукции по всему производственному циклу;

— обеспечение контролируемых источников сырья.

Вместе с тем, при реализации такой системы могут проявляться и негативные тенденции. К их числу, прежде всего, следует отнести необходимость крупных инвестиций в развитие отдельных структурных подразделений с длительным периодом окупаемости. Это вызывает снижение мобильности в осуществлении внутренней и внешней инвестиционной политики. У подобного рода корпораций высоки постоянные издержки, обусловленные необходимостью затрачивать средства на поддержание производственных мощностей по всей «нефтяной цепочке».

Могут возникнуть проблемы, связанные с различиями в техническом уровне производства. Результатом такого дисбаланса может быть снижение производственного потенциала. Потенциальная угроза снижения эффективности и конкурентоспособности заключается в изоляции отдельных звеньев от воздействия рыночных механизмов, что приведет к необходимости покупать продукцию своих предприятий, которая может быть дороже и ниже по качеству аналогичной, производимой конкурентами.

Контроль или участие во всех стадиях нефтяной цепочки может привести к неоправданному дублированию деятельности производственных и управленческих подразделений.

Возможны затруднения, обусловленные искусственными ценами и тарифами, используемыми во взаиморасчетах.

Однако в целом, как показывает мировой опыт деятельности вертикально-интегрированных корпораций в нефтяной сфере, они имеют несомненные конкурентные преимущества перед специализированными предприятиями (фирмами).

В настоящее время в нефтяной промышленности РФ выделяются четыре группы ВИНК:

— базирующиеся на корпоративной собственности (например, ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Сургутнефтегаз»);

— находящиеся под контролем государства (например, НК «Роснефть», НК «Славнефть»);

— находящиеся под контролем финансово-промышленных групп (например, НК «СИДАНКО», Тюменская нефтяная компания);

— находящиеся под контролем субъектов федерации (например, ОАО «Татнефть», ОАО «Башнефть»).

В состав корпораций входят дочерние акционерные общества (например, бывшие нефтегазодобывающие объединения) и дочерние предприятия (филиалы), обеспечивающие деятельность основного производства, например, учебные центры, службы безопасности и т.д.

В целях повышения эффективности процесса транспортирования нефти и нефтепродуктов созданы и действуют акционерные компании «Транснефть» и «Транснефтепродукт», в состав которых входят дочерние акционерные общества, в частности, управления магистральными нефтепроводами и др.

Помимо функционирования названных корпораций, концепцией управления предусматривается развитие средних и малых предприятий, причем как отечественных, так и совместных с иностранным капиталом. Их деятельность способствует созданию конкуренции на рынке нефтепродуктов, ускорению ввода в разработку забалансовых запасов, содержащихся в небольших месторождениях, освоению трудно извлекаемых запасов, а также передаче излишних мощностей и трудовых ресурсов от крупных компаний и акционерных обществ.

К образованиям подобного рода в организационной структуре нефтегазовой промышленности следует отнести независимые нефтяные компании («Синко», «Русна Петролеум», «Игранефть» и др.), акционерные частные компании («НИПЕК») и другие разновидности, в том числе и научно-производственного направления.

В структуре нефтяного комплекса функционируют и инновационные компании («РИТЕК» и др.).

Процесс интеграции акционерных обществ в корпорации, как показывает мировой опыт, способствует образованию трастовых («доверительных»), или холдинговых («держательских») компаний.

Помимо вышеназванных чисто экономических положительных результатов в связи с вертикальной интеграцией часто упоминаются также такие обстоятельства, как:

— большие финансовые возможности реализации капиталоемких проектов, научно-технических программ и новшеств;

— расширенные возможности в перераспределении материальных и финансовых ресурсов вдоль технологической цепочки;

— большая устойчивость и меньшая подверженность превратностям экономической конъюнктуры (именно это обстоятельство лежит в основе тех слияний и взаимопоглощений, которые происходят в мировом нефтяном бизнесе в настоящее время) [5].

Представляется, что дальнейшее развитие приватизационных процессов в нефтегазовом комплексе может пойти по следующим направлениям:

— оптимизация функционирующих организационно-управленческих структур и процессов с целью ускорения и повышения обоснованности принятия решений;

— формирование транснациональных и трансрегиональных нефтяных компаний и промышленно-финансовых групп в целях восстановления и дальнейшего развития рациональных хозяйственных связей, создания финансово-устойчивых и конкурентоспособных структур;

— формирование рациональной экономической инфраструктуры за счет включения в состав компаний в качестве дочерних предприятий акционерных банков, торговых домов, научно-технических центров, бирж, страховых компаний;

— разработка механизма взаимодействия хозяйствующих субъектов и органов государственного управления при реализации федеральных программ, направленных на повышение эффективности работы нефтегазового комплекса;

— выявление предприятий и организаций ТЭК, конкурентоспособных на мировых рынках, и создание условий для их эффективного функционирования.

Одним из стратегических направлений развития системы управления нефтяной промышленностью с целью усиления регулирующей роли государства является создание Единой национальной нефтяной компании (ЕННК).

Объединение отдельных компаний дает в руки государства блокирующий пакет акций, что усиливает государственное влияние на развитие нефтегазового комплекса.

Основными задачами ЕННК являются:

— обеспечение национальной энергетической безопасности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— повышение надежности обеспечения отечественных потребителей нефти и нефтепродуктов;

— усиление влияния государства на ценообразование нефти на внутреннем рынке;

— освоение новых нефтегазоносных провинций;

— обеспечение поставок продукции нефтегазового комплекса в энергодефицитные регионы;

— финансирование новых технологий разработки нефтяных и газовых месторождений;

— формирование и доведение до внедрения единых научно-технических программ в области нефтедобычи и нефтепереработки;

— выполнение функций заказчика геолого-поисковых работ, финансируемых государством;

— непосредственное влияние государства на интеграционные процессы в СНГ;

— создание стратегического запаса нефти и нефтепродуктов.

Новая мощная компания со смешанным капиталом, контролируемая государством, обеспечивающая представление его интересов на нефтяном рынке, не будет подавлять частные. Суммарная доля государства в ней составит около 70 %, а 30 % будут у других участников-акционеров, интересы которых должны быть соблюдены.

Проект новой корпорации — это, прежде всего, повышение уровня менеджмента, а стало быть, эффективности. Корпорация может быть впоследствии наделена функцией оператора по управлению российской долей участия в международных проектах освоения месторождений на условиях раздела продукции.

Одним из примеров стабильности является нефтегазовый комплекс Республики Татарстан. Концепция его развития до 2015 г содержит основные направления развития отрасли, начиная от перспектив прироста запасов на территории республики, развития нефтедобычи на новых территориях за ее пределами и заканчивая реализацией нефтепродуктов. В Концепции показаны основные направления деятельности нефтяных компаний республики, а также основные технологические, экономические показатели разработки нефтяных месторождений на прогнозный период, содержание и объемы финансирования экологических программ. Кроме того, представлены основные направления развития комплекса реализации нефти и нефтеп-

родуктов. В целом Концепция интегрирует все основные задачи и решения по эффективному развитию нефтедобывающего и нефтеперерабатывающего комплексов республики на долгосрочную перспективу [4].

В Республике Татарстан был принят ряд законов и подзаконных актов и самое главное — было обеспечено налоговое стимулирование добычи нефти по трем направлениям: по ма-лодебитным и высокообводненным скважинам, по вводимым новым месторождениям и по новым методам увеличения нефтеотдачи. Таким образом, осуществлялась дифференциация платежей за недропользование в зависимости от горно-геологических условий [7].

Однако, наряду с положительными результатами, в развитии нефтегазового комплекса проявляются негативные тенденции — это усиление степени монополизации рынка, наблюдаются процессы передела собственности, чрезмерного укрупнения и роста влияния нефтяных компаний. Через процедуры слияния и поглощения созданы, например, крупнейшие новые объединения — ТНК-ВР и «Юкос-Сибнефть». Названные и связанные с ними процессы приводят к повышению степени монополизации на рынке, что губительно для конкуренции. Кроме того, это открывает возможности роста влияния данных компаний на принятие стратегических экономических и политических решений в государстве. В частности, это может ускорить принятие решения о введении в России банка качества нефти, а также других решений, ухудшающих условия деятельности корпораций, разрабатывающих месторождения на поздней стадии развития [5].

Сформированные позитивные стороны региональной нефтедобывающей промышленности должны стать базой для реализации эффективных стратегий, основанных на использовании благоприятных условий внешней среды. Среди них наиболее важные следующие:

сохранение мирового значения нефти как стратегического энергетического ресурса наряду с расширением использования других энергетических ресурсов;

прогнозирование устойчивого спроса на нефть в мире и особенно продукции нефтеперерабатывающей и химической отраслей;

относительная стабилизация социально-экономического и политического положения России;

наличие возможностей выхода в новые нефтеносные регионы России и зарубежья;

благоприятная конъюнктура на внутренних и внешних рынках нефтехимической продукции, создающая хорошие перспективы углубления переработки сырья до выпуска конечной продукции с высокой добавленной стоимостью.

Литература

1. Асаул А.Н., Павлов В.И., Бескиерь Ф.И., Мышко О.А. Менеджмент корпорации и корпоративное управление. — СПб.: Гума-нистика, 2006. — С.328.

2. Бутыркин А.Я. Стратегические приоритеты развития российских интегрированных корпоративных инфраструктур на основных отраслевых рынках. — М.: ТЕИС, 2004.

3. Воронина, Н.В. Мировой топливно-энергический комплекс: современное состояние и тенденции развития // Финансы и кредит. — 2007. — №41(281).

4. Городний В.И. Стратегия формирования и развития крупной корпоративной компании: На примере ОАО «Татнефть». — М.: Дело, 2005.

5. Кныш М.И. Конкурентные стратегии. Учебное пособие. — СПб, 2000.

6. Майкл Портер. Конкурентная стратегия: Методика анализа и отраслей конкурентов. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.

7. Тахаутдинов Ш.Ф. Развитие Татнефти. Статистика и комментарии. — М.: Радио Софт, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.