4. Рождественский А.Е. Интеллектуальные активы как фактор управления предприятием // Вопр. оценки. 2001. № 1. С. 79.
5. Якутин Ю. Управление знаниями // Экономика и жизнь. 2004. № 5. С. 31.
Поступила в редакцию 23.05.2008 г.
Pronina I.V. The company intellectual capital modelling. The article contains the conception model of the company intellectual capital model which includes the intellectual capital definition, structure, characteristics, functions. The necessity of the company intellectual capital modelling as a basic element of the intellectual products management is proved.
Key words: intellectual capital, human, structural capital, company’s client capital.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИОРИТЕТЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
К.Н. Савин
В статье рассмотрены проблемы и основные факторы развития топливно-энергетического комплекса России, его основные тенденции и прогнозные параметры развития на перспективу.
Ключевые слова: топливно-энергетический комплекс, проблемы, перспективы.
Топливно-энергетический комплекс
(ТЭК) России всегда играл важную роль в экономике страны. За годы реформ в связи с резким падением объемов производства в других отраслях экономики его роль еще более возросла.
В течение прошедшего десятилетия ТЭК в основном обеспечивал потребности страны в топливе и энергии, сохранив тем самым энергетическую независимость России. В настоящее время преодолена тенденция спада и начался рост добычи газа, нефти и угля, производства электроэнергии, объема и глубины переработки нефти. Производственные структуры ТЭК в результате проведенных структурных преобразований, либерализации и приватизации в значительной мере адаптировались к рыночным методам хозяйствования. В результате проведенных работ по реструктуризации угольной промышленности повысилась ее экономическая эффективность, ликвидируются убыточные неперспективные предприятия. Начались реформы электроэнергетики и жилищно-коммунальной сферы. Сформированы основы регулирования хозяйственных отношений в энергетическом секторе экономики, включая вопросы недропользования, налогообложения и ценообразования.
В течение почти 50-ти последних лет практически все фундаментальные и прикладные научные проблемы в области энер-
гетики решались силами российской науки. По ряду направлений, связанных с передачей электроэнергии на сверхдальние расстояния при высоком напряжении переменного и постоянного тока, созданием безопасных АЭС нового поколения, высокоэффективным комбинированным производством электрической и тепловой энергии, сверхдальним транспортом большого количества природного газа по газопроводам диаметром до 1,4 м, отечественные разработки не уступают лучшим мировым достижениям.
Вместе с тем, по другим направлениям, включая парогазовые и газотурбинные электростанции, решение экологических проблем в электроэнергетике, сокращение непроизводственных потерь электрической и тепловой энергии при ее транспортировке и распределении среди конечных потребителей, автоматизации технологических процессов при производстве электроэнергии и тепла, российские разработки в той или иной мере отстали от передовых зарубежных.
Изменения, происходящие в общественном строе страны и хозяйственных отношениях, резко уменьшили возможности государства финансировать научно-технический прогресс из средств федерального бюджета. Но и при этом государство должно сохранить за собой важные рычаги определяющего влияния на научно-технический прогресс в энергетике.
В ближайшие годы должна быть сохранена финансовая поддержка за счет средств госбюджета в важнейших направлениях научно-технического прогресса, таких как:
- сохранение окружающей природной среды на первоначальном этапе и ее улучшение в последующем;
- освоение новых наиболее перспективных и крупных источников энергии, имеющих общегосударственное или межрегиональное значение в труднодоступных районах с неразвитой инфраструктурой, суровыми климатическими и неблагоприятными горно-геологическими условиями: шельфы северных морей, полуостров Ямал и др.;
- крупные научно-технические проблемы в энергетике, реализация которых может иметь ограниченное общегосударственное значение, но достижение конечных результатов связано с большим риском, из-за которого коммерческие структуры и отрасли не пожелают расходовать свои средства (термоядерную энергетику, сверхпроводимость, космическую энергетику, синтетические топлива и т. д.);
- обеспечение безопасности атомной энергетики, создание и освоение атомных станций нового поколения, локализация (ликвидация) радиоактивных отходов, в первую очередь, долгоживущих и наиболее опасных;
- повышение эффективности транспортировки природного газа на большие расстояния, в том числе путем его преобразования в другие виды энергоносителей.
Необходимо участие российских предприятий (компаний) в разработке международных проектов, дающих право на последующее использование опыта, накопленного совместными усилиями.
Основными проблемами, сдерживающими развитие ТЭК, являются:
- высокая степень износа основных фондов;
- ввод в действие новых производственных мощностей во всех отраслях ТЭК сократился за 1990-е гг. от 2 до 6 раз;
- практика продления ресурса оборудования закладывает будущее отставание в эффективности производства. Наблюдается высокая аварийность оборудования, обусловленная низкой производственной дисциплиной персонала, недостатками управления, а также старением основных фондов. В связи
с этим возрастает возможность возникновения аварийных ситуаций в энергетическом секторе;
- сохраняющийся в отраслях комплекса (кроме нефтяной) дефицит инвестиционных ресурсов и их нерациональное использование. При высоком инвестиционном потенциале отраслей ТЭК приток в них внешних инвестиций составляет менее 13 % общего объема финансирования капитальных вложений. При этом 95 % указанных инвестиций приходится на нефтяную отрасль. В газовой промышленности и в электроэнергетике не создано условий для необходимого инвестиционного задела, в результате чего эти отрасли могут стать тормозом начавшегося экономического роста;
- деформация соотношения цен на взаимозаменяемые энергоресурсы привела к отсутствию конкуренции между ними и структуре спроса, характеризующейся чрезмерной ориентацией на газ и снижением доли угля. Политика поддержания относительно низких цен на газ и электроэнергию в перспективе может иметь следствием нарастание дефицита соответствующих энергоресурсов в результате отсутствия экономических предпосылок для инвестирования в их производство и опережающего роста спроса;
- несоответствие производственного потенциала ТЭК мировому научно-техническому уровню. Доля добычи нефти за счет современных методов воздействия на пласт и доля продукции нефтепереработки, получаемой по технологиям, повышающим качество продукции, низка. Энергетическое оборудование, используемое в газовой и электроэнергетической отраслях, неэкономично. В стране практически отсутствуют современные парогазовые установки, установки по очистке отходящих газов, крайне мало используются возобновляемые источники энергии, оборудование угольной промышленности устарело, недостаточно используется потенциал атомной энергетики;
- отставание развития и объективный рост затрат на освоение перспективной сырьевой базы добычи углеводородов, особенно в газовой отрасли;
- отсутствие рыночной инфраструктуры и цивилизованного энергетического рынка. Не обеспечивается необходимая прозрачность хозяйственной деятельности субъектов
естественных монополий, что негативно сказывается на качестве государственного регулирования их деятельности и на развитии конкуренции;
- сохраняющаяся высокая нагрузка на окружающую среду. Несмотря на произошедшее за последнее десятилетие снижение добычи и производства топливно-энергетических ресурсов, отрицательное влияние ТЭК на окружающую среду остается высоким;
- высокая зависимость нефтегазового сектора и, как следствие, доходов государства от состояния и конъюнктуры мирового энергетического рынка. Наблюдается тенденция к дальнейшему повышению доли нефти и газа в структуре российского экспорта, вместе с тем недостаточно используется потенциал экспорта других энергоресурсов, в частности, электроэнергии. Это свидетельствует о продолжающемся сужении экспортной специализации страны и отражает отсталую структуру всей экономики России;
- отсутствие развитого и стабильного законодательства, учитывающего в полной мере специфику функционирования предприятий ТЭК.
Решение прикладных научно-технических проблем с государственной финансовой поддержкой должно и впредь осуществляться в основном в рамках государственных научнотехнических программ «Экологически чистая энергетика» и «Прогрессивные технологии комплексного освоения топливноэнергетических ресурсов недр России». Фундаментальные исследования в сфере энергетики должны проводиться по программам и планам Российской академии наук.
Другие направления научно-технического прогресса в топливно-энергетическом комплексе страны, а также в энергетическом и электротехническом машиностроении должны реализоваться в рамках отраслевых программ, финансируемых из средств бюджетов акционерных обществ, внебюджетных фондов, коммерческих структур, отдельных заинтересованных компаний, предприятий и организаций. В электроэнергетике научные исследования и разработки в перспективе должны быть направлены на повышение надежности, безопасности и эффективности электро- и теплоснабжения при неуклонном соблюдении требований по охране природ-
ной среды. Для решения этих задач необходимы создание и организация производства оборудования для использования качественно новых технологий.
В первую очередь научно-технический прогресс в электроэнергетике должен быть направлен на создание и широкое применение в стране парогазовых электростанций, работающих на природном газе, и на реконструкцию действующих паротурбинных тепловых электростанций, работающих на газе. В тот же период должна быть продемонстрирована возможность промышленного использования тепловых электростанций с топками кипящего слоя на твердом топливе, завершена в основном работа по повышению уровня безопасности действующих атомных электростанций.
Задачи научно-технического прогресса в электроэнергетике в долгосрочном периоде (до 2020 г.) должны быть связаны с освоением безопасных атомных станций нового поколения, в т. ч. оборудованных реакторами на быстрых нейтронах [1]. Созданием технологий безопасной локализации (ликвидации) долгоживущих и особо опасных радиоактивных отходов. В период до 2020 г. должна быть продемонстрирована возможность массового использования высокоэффективных и дешевых фотоэлектрических преобразователей, а также топливных элементов с внутри-цикловой газификацией угля. К этому же сроку необходимо завершить комплекс научных исследований по нетрадиционной концепции атомной станции с естественной безопасностью.
В кратко- и среднесрочном плане предстоят большие работы по повышению технического уровня теплового хозяйства страны. Котельные на твердом топливе должны быть оснащены котлами небольшой и средней мощности с топками кипящего слоя и циркулирующего слоя, а также топками, работающими на водоугольной суспензии. Для них необходимо создать комплексные газоочистные устройства, включающие не только золоулавливание, но и при необходимости серо- и азотоочистку.
Основными направлениями, которые будут определять развитие ТЭК в первой четверти XXI в., являются следующие:
- динамика спроса на топливно-энергетические ресурсы и углеводородное сырье
внутри страны, обусловленная темпами роста национальной экономики и ее удельной энергоемкостью, а также ценами на энергоносители;
- масштабы реализации ресурсо- и энергосберегающих технологий как в энергетическом секторе, так и в других секторах экономики;
- состояние мировой экономической и энергетической конъюнктуры, степень интеграции в мировое энергетическое пространство;
- устойчивое развитие минеральносырьевой базы;
- формирование благоприятного инвестиционного климата с учетом совершенствования налогового, ценового и таможенного регулирования;
- создание экономических стимулов для уменьшения воздействия энергетики на окружающую природную среду;
- масштабы использования научно-технических достижений в ТЭК и подготовка перехода к энергетике будущего.
Поставленные задачи достижения качественно нового состояния ТЭК диктует жесткие требования к выбору мер государственного регулирования и взаимной ответственности всех участников процесса [2-4].
Для небольших и средних потребителей, в т. ч. рассредоточенных, необходимы комплексные микро-ТЭЦ или теплогенераторные установки разных типов.
Перспективные теплоисточники должны быть надежными, механизированными и автоматизированными, изготавливаться комплектно на заводах (или состоять из блоков заводского изготовления), быть безопасными и экологически чистыми, так чтобы их можно было устанавливать у потребителей (или в центрах потребления).
В нефтегазовом комплексе внедряются новые методы, технологии и технические средства поиска и разведки месторождений нефти, в т. ч. глубокопогруженных горизонтов, неоконтуренных ловушек, высоковязких нефтей, природных битумов, низкопроницаемых коллекторов, газового конденсата и природного газа в целях повышения ресурсной обеспеченности нефтегазового комплекса страны, прироста разведанных извлекаемых запасов углеводородного сырья. Предстоит серьезно поднять производительность
труда на буровых работах за счет создания новых способов разрушения горных пород.
Развитие техники и технологий, обеспечивающих повышение степени утилизации нефтяного газа до 91-95 % против 74-75 % в настоящее время, увеличение производства из нефтяного и природного газов широкой фракции легких углеводородов и сжиженных газов в 2-3 раза, этана в 8-10 раз; формирование комплексных газоперерабатывающих производств, обеспечивающих рациональное использование легкого углеводородного сырья и неуглеводородных компонентов (серы, гелия, углекислоты, азота) нефтяного и природного газа.
Предусмотрено широкомасштабное внедрение прогрессивных технологий нефтепромыслового и ремонтного оборудования новых типов для повышения эффективности вскрытия продуктивных пластов на 10-15 % при разработке нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений, увеличения на 3-4-процентных пункта межремонтного периода работы скважин и снижении в 1,5-1,7 раза трудоемкости добычи нефти.
На данном этапе выделяются следующие основные задачи:
- разработка технологий и технологических комплексов, обеспечивающих глубокое извлечение ценных компонентов из газа и рациональное использование газового сырья, которое позволит удовлетворить растущие потребности народного хозяйства в широкой фракции легких углеводородов, сере, гелии, моторном топливе и сырье для производства пластмасс;
- поддержание в работоспособном состоянии системы магистрального трубопроводного транспорта.
Перспективы добычи углеводородов связаны с вводом в эксплуатацию месторождений нефти и газа на континентальном шельфе. В первую очередь будут разработаны и освоены технологии и технические средства для месторождений:
- в мелководных зонах - при глубине моря до 20 м (Крузенштерновского и Хара-савейского газоконденсатных в прибрежной зоне п-ва Ямала, Приразломного нефтяного в районе Печорской губы и др.);
- в зонах с глубиной моря 50-150 м (Ленинградского и Русановского газоконденсатных в Карском море и др.)
Использование возможностей конверсионных отраслей и производственной кооперации с ведущими зарубежными фирмами позволят создавать:
- высокоэффективные системы и технические средства для проведения морских геофизических и инженерно-геологических работ;
- современное оборудование для бурения морских скважин до 6500 м,
- надежные технические средства для обустройства месторождений, добычи, подготовки транспорта нефти и газа с морских месторождений, включая уникальную глубоководную ледостойкую платформу для глубины моря до 400 м.
В угольной промышленности - повышение производительности, безопасности и улучшение условий труда при добыче, обогащении и переработке угля будут достигнуты путем создания и освоения новых технических средств, обеспечивающих повышение уровня механизации выемки угольных пластов короткими лавами в сложных горногеологических условиях, а также добычу угля из крутых пластов с использованием гидромеханизации, отработку пологих угольных пластов с полным оставлением породы в шахте и высокогазоносных пологих пластов с применением инертных средств; нетрадиционную подземную добычу угля и разгрузку угольных пластов гидроимпульсным способом; подземную добычу угля с использованием физико-химического, виброимпульс-ного и другого воздействий на угольный пласт; экологически чистое обогащение углей, транспортировку и сжигание водоугольной суспензии.
К важнейшим межотраслевым научнотехническим проблемам, решение которых необходимо для повышения технического уровня энергетики, следует отнести:
- системные исследования взаимосвязи социально-экономического прогресса с развитием энергетического хозяйства, обоснование стратегий развития топливно-энергетического комплекса России в качестве звена мирового энергетического хозяйства;
- прогнозирование развития техники и технологий будущего в области производства, преобразования и потребления топливноэнергетических ресурсов для формирования
перспективных программ и планов и организации конкретных задельных научных работ;
- гидро- и газодинамика, тепло- и мас-сообмена, горения и других химических превращений применительно к процессам, протекающим в энергетическом и гидроохранительном оборудовании (для его конструирования и эксплуатации);
- прочность и свойства материалов, используемых в энергетике, разработки новых перспективных материалов;
- термоядерный синтез;
- информатика, материалы и принципы создания технических средств и систем автоматизации, обеспечивающих базу для научно-технического прогресса и энергетики.
ТЭК России обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, способствует консолидации субъектов Российской Федерации, во многом определяет формирование основных финансовоэкономических показателей страны. Природные топливно-энергетические ресурсы, производственный, научно-технический и кадровый потенциал энергетического сектора экономики являются национальным достоянием России. Эффективное его использование создает необходимые предпосылки для вывода экономики страны на путь устойчивого развития, обеспечивающего рост благосостояния и повышение уровня жизни населения.
1. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.08.2003 г. № 1234-р.
2. Положение о министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации от 16.06.2004 г. № 284.
3. Положение о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 16.06.2004 г. № 286.
4. Положение о Федеральном агентстве энергетики от 16.06.2004 г. № 287.
Поступила в редакцию 20.05.2008 г.
Savin K.N. Purposes, problems, priorities and basic directions of development of fuel and energy complex of Russia. The paper looks at the problems and major factors of development of the fuel and energy complex of Russia, its basic tendencies and parameters of development in prospect.
Key words: fuel and energy complex, problems, prospects.