ФАКТОРЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
М.В. Честиков,
генеральный директор ЗАО «Таврический-инвест» (г. Москва)
chestikov@mail.ru
С.В. Алымов,
советник ООО •Юридический Альянс •ФЕМИДА» (г. Санкт-Петербург)
asvek@mail.ru
В статье рассмотрены факторы угрожающие и способствующие устойчивому развитию топливно-энергетического комплекса страны. Обоснована организационно-экономическая система мер по устойчивому развитию ТЭК, включая развитие сырьевой базы энергоносителей.
Ключевые слова: устойчивое развитие, энергетическая безопасность, система критериев, экономическая эффектив-
ность.
УДК 33.338.45.1
Задача обеспечения устойчивого развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в условиях наличия потенциальных внешних и внутренних угроз производству и сбыту энергоносителей представляется одной из наиболее важных в настоящее время. Термин «энергетическая безопасность», введенный в начале 90-х гг. XX в., включает в себя совокупное требование обеспечения надёжности (безопасности) работы всех систем энергетики, т.е. обеспечение ресурсной достаточности, экономической доступности и технологической допустимости всей системы энергоснабжения [1].
В целом, системная безопасность — это такое состояние системы, во всей совокупности её внутренних и внешних связей, при котором не происходит сокращения её промышленного потенциала. Роль энергетики в общей системе устойчивости национальной экономики страны представлена на рис. 1.
1 — сфера национальной безопасности; 2 — область экологической (природной) безопасности; 3 — область социальной (общественной) безопасности; 4 — область безопасности личности (человека); 4 — область энергетической и сырьевой безопасности (заштрихована)
Рис 1. Зона энергетической и сырьевой безопасности в общей структуре национальной безопасности страны
Если эта область уменьшится до размеров ниже определенного границами минимума, мы рискуем потерять материальную базу устойчивого развития. Если же, наоборот, эта область превысит максимально допустимые размеры, то общество будет чрезмерно зависеть от материального энергетического фактора, полагаясь только на природный ресурсный фактор своего существования и развития.
Угрозы энергетической безопасности Российской Федерации кроются в самой системе и связаны с сокращением её
совокупного энергетического потенциала: потенциала природных энергетических и экологических ресурсов, всей системы трансформации этих ресурсов в определенные виды энергоносителей и их использования при производстве полезной работы, потенциала, скрытого в экономических и социальных отношениях общества [2].
Основные угрозы внешней и внутренней энергетической безопасности России на сегодняшний день следующие:
• недостаточная обеспеченность извлекаемыми ресурсами, их нерациональное использование и потенциальный дефицит;
• неустойчивое состояние нефтяной промышленности в связи с сильной зависимостью от уровня мировых цен на нефть;
• нерациональная структура производства и экспорта энергоресурсов, их избыточная ориентация на сырьевую сферу;
• деформированная структура внутреннего спроса, зависимость только от одного энергоносителя;
• отсутствие эффективной и сбалансированной государственной энергетической политики;
• отсутствие стабильных, законодательно закрепленных механизмов прогнозирования общеэкономических и отраслевых тенденций развития и реагирования на внутренние и внешние вызовы;
• угрозы аварий и терроризма на энергетических объектах;
• экологические катастрофы и негативные экологические последствия деятельности ТЭК.
Альтернативой перечисленным выше тенденциям должны являться принципиально новые ориентиры государственной энергетической политики, направленные на развитие ТЭК стра-ны[5]. Основные направления, способствующие устойчивому развитию, следующие:
1. Снижение энергоемкости экономики за счет структурного и организационно-технологического факторов до среднемирового уровня.
2. Расширение масштабов геологоразведочных работ с целью выявления и разведки, новых промышленно значимых запасов нефти и газа.
3. Увеличение объемов добычи на разрабатываемых месторождениях за счет повышения коэффициентов нефтеотдачи и вовлечения в промышленный оборот трудноизвлекаемых запасов.
4. Ввод в промышленный оборот разведанных месторождений новых нефтегазоносных регионов (Восточная Сибирь, Ненецкий АО) и морских ресурсов нефти и газа с привлечением инвестиций в создание транспортной и промышленной инфраструктуры.
5. Переориентация роли страны в мировом энергетическом пространстве от функции поставщика ресурсов, преимущественно сырьевых, к роли полноценного участника мирового торгового оборота энергетических ресурсов, проводящего собственную политику на мировых энергетических рынках за счет:
Стратегические приоритеты развития нефтегазового комплекса
Расширение и повышение эффективности геологоразведочных работ на нефть и газ
Приоритеты:
Консолидация средств и усилий государства и компаний для перевода потенциальных ресурсов в коммерческие запасы. Использование инновационных методов поиска и разведки.
Стимулирование недропользователей для активного воспроизводства запасов.
Освоение нефтегазовых ресурсов шельфовых зон
Приоритеты:
Ввод уникальных шельфовых месторождений в эксплуатацию (Приразломное и Штокмановское, Сахалин). Формирование логистических схем для обеспечения разведки и добычи на месторождениях шельфа.
Перевод потенциальных нефтяных и газовых ресурсов в запасы.
Создание новых центров нефтегазодобычи на шельфе.
Интенсификация и стимулирование мероприятий по повышению нефте- и газотдачи продуктивных пластов
Приоритеты:
Разработка «старых» нефтегазовых месторождений с развитой инфраструктурой Разработка месторождений с трудноизвлекаемыми запасами в сложных горно-геологических условиях. Предоставление налоговых льгот, прежде малому и среднему нефтяному бизнесу, для отработки таких месторождений с помощью активного внедрения инноваций.
Освоение нефтегазовых ресурсов суши в Восточной Сибири и Дальнем Востоке
Приоритеты:
Ввод уникальных месторождений в эксплуатацию (Ковыктинское, Чаяндинское, Восточно-Талаканское и др.).
Формирование инфраструктуры.
Перевод потенциальных нефтяных и газовых ресурсов в запасы.
Создание новых центров нефтегазодобычи в Восточной Сибири и Дальнем Востоке.
Рис. 2. Целевые установки экономически эффективного развития НГК
опережающего стимулирования развития производства продукции с более высокой долей добавленной стоимости (нефтепереработка, нефте- и газохимические производства, высокотехнологичные установки по производству электроэнергии);
создания условий для перевода избыточного капитала из сырьевых отраслей в сферы производства продукции высоких стадий обработки, протекционизм в отношении инвестиций в эти сферы;
стимулирования развития транспортной инфраструктуры, обеспечивающей условия для продаж продукции с более высокой долей добавленной стоимости, в т.ч. на экспорт.
6. Решение проблемы сбалансированного использования доли нефти, угля, газа в структуре производства и потребления энергоресурсов в общем энергобалансе с формированием тенденции роста доли новых видов энергии.
7. Переориентация топливно-энергетического баланса в большей степени на природный газ как основной источник прироста потребления энергоресурсов, для существенного снижения напряженности в получении жидкого топлива для нужд промышленности, электроэнергетики, транспорта и быта людей при одновременном улучшении экологической обстановки.
8. Создание и оптимальное территориальное размещение стратегических резервов нефти и нефтепродуктов, а также природного газа в интересах развития национальной экономики и обеспечения свободы политического маневра в сфере международных экономических отношений.
9. Активное инвестирование в отрасли ТЭК для адекватного прироста геологических запасов сырьевой базы, модернизации и ввода новых мощностей по добыче, производству и транспорту энергоносителей.
Среди перечисленных мер особое значение имеют направления связанные с развитием сырьевой базы ТЭК и его базовой составляющей — нефтегазового комплекса (НГК). Целевые установки перспективного развития НГК приведены на рис. 2.
Основными направлениями развития нефтегазовой сырьевой базы России по-прежнему остаются Уральский, СевероЗападный и Сибирский Федеральные округа. Эти округа могут обеспечить основной объем прироста новых рентабельных запасов нефти и газа и максимальные доходы государства и инвесторов от их освоения.
Приоритетные объекты освоения сырьевой базы связаны с введением в промышленный оборот уникального Штокмановского и Ковыктинского газовых месторождений, а также месторождений Тазовской губы и Юрубчено-Тохомской группы. Разработка всех этих объектов требует решения сложных технологических и транспортных проблем. В частности, для Ковыктинского месторождения это проблема строительства гелиехранилищ; для Штокмановского месторождения — транспортировки газа в виде СПГ или сетевых поставок; ввод в эксплуатацию Юрубчено-Тохомского группы требует строительства магистрального нефтепровода [3].
Реализация эффективной системы мер по реформированию системы топливно-энергетического комплекса страны должна предусматривать реалистичную оценку эффективности принимаемых решений, что требует системного технико-экономического анализа текущего состояния и обоснования и многокритериальной оценки наиболее перспективных направлений устойчивого развития ТЭК России [4].
Важным моментом в оценке привлекательности проекта по созданию резервов углеводородного сырья является определение круга критериев и формирующих их факторов (рис. 3).
294
І
Факторы, характеризующие объект оценки
Повышение
инновационности и
устойчивости
экономики
государства.
Повышение
бюджетного эффекта.
Развитие смежных
отраслей в результате
мультипликативного
эффекта.
Повышение инвестиционного рейтинга. Протекционизм в отношении отечественных производителей углеводородов и продуктов их переработки.
Укрепление позиции России на глобальном энергетическом рынке. Повышение экономической безопасности России. Повышение имиджа нефтегазовых компаний России как надежных поставщиков и стратегических партнеров, обладающих передовыми инновационными технологиями.
Увеличение доходной части бюджетов всех уровней.
Увеличение отчислений в бюджетные и внебюджетные фонды. Повышение уровня социальной
стабильности в регионе. Реализация программ по подготовке и переподготовке кадров. Реализация программ, в т.ч. в рамках национальных проектов по стимулированию миграции рабочей силы.
Снижение цен на энергоносители.
Снижение зависимости от третьих стран.
Снижение уровня безработицы в отраслях промышленности за счет создания новых рабочих мест.
Факторы, характеризующие объект оценки
Маз :іт
Міг
пін
о
0 Й Й и §
1 Й § а:
л
|
Б
й
£
1111
пт
Факторы, характеризующие объект оценки
Обеспечение экологической безопасности строительства объектов.
Обеспечение экологической безопасности эксплуатации объектов.
Приоритет использования ресурсосберегающих технологий добычи при разработке нефтегазовых месторождений и переработке углеводородного сырья.
Экологический
С
ІЧЄСКИЙ
*
Снижение техногенных катастроф (разливы нефти, выбросы в атмосферу вредных компонентов).
С овершенствование параметров техники.
С овершенствование технологии. Повышение устойчивости к отказам. Инновационные решения в сфере организации строительства добычной и обслуживающей инфраструктуры. Возможность попутного извлечения полезных ископаемых. Повышение качества переработки нефти и
I
Технический
Применение отсталых технологий, машин и оборудования ТЭК
Увеличение доли валовой продукции предприятий НГК в общем объеме промышленного производства региона. Увеличение чистой приведенной стоимости проекта. Повышение финансовой устойчивости НГК. Увеличение валютных поступлений.
т
Экономический
Снижение эксплуатационных затрат____________
Факторы, характеризующие объект оценки
Рис. 3. Комплекс критериев оценки эффективности направлений развития ТЭК
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Рассмотренные критерии, наряду с выявленными сильными и слабыми сторонами и их возможностями и угрозами стабильности, должны найти применение в практике работы Министерства экономического развития, а так же Министерства природных
ресурсов и экологии и др. Данные критерии могут применяться для оценки экономической эффективности формирования и использования стратегических запасов государственных резервов для обеспечения устойчивого развития экономики страны.
Литература
1. Бушуев В.В. Энергетический потенциал и устойчивое развитие. — М.: Изд-во ИАЦ «Энергия», 2006.
2. Бушуев В.В., Воропай Н.И., Мастепанов А.М., Шафраник Ю.К. Энергетическая безопасность России. — Новосибирск: Наука, 1998.
3. Ильинский А.А., Волков Д.И., Череповицын А.Е. Проблемы устойчивого развития системы газоснабжения Российской Федерации. — СПб.: Недра, 2005.
4. Варламов А.И., Ильинский А.А., Милетенко Н.В., Череповицын А.Е., Сапожникова Е.И. Проблемы формирования стратегического резерва углеводородного сырья России. — СПб.: Наука, 2008.
5. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. — М.: «Минтопэнерго», 2000.
ВОПРОСЫ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЕЁ ВХОЖДЕНИЯ В МИРОВОЙ ТОПЛИВНОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Н.А.Волков,
аспирант кафедры мировой и национальной экономики Всероссийской академии внешней торговли (г. Москва)
volkovna@suek.ru
Статья посвящена исследованию способов комплексного решения проблемы развития энергетики с помощью энергосбережения в российской угольной промышленности.
Ключевые слова: мировой топливно-энергетический комплекс, российский угольный рынок, угольная промышленность, модернизация, энергосбережение, энергетическая безопасность.
УДК 33.338.45.1
Анализ современного состояния российского угольного рынка, а также процесса вхождения его в мировой топливно-энергетический комплекс показывает необходимость модернизации российской угольной промышленности. Предлагаемые меры по ее реализации представлены в нашем исследовании.
В концепции модернизации экономики России, выдвинутой Президентом России Медведевым Д.А., отмечены пять основных направлений, одним из которых является развитие энергетики с помощью энергосбережения. Эта задача полностью согласуется со стратегическими целями российской экономики:
политикой энергетической безопасности и обеспечения топливом и энергией как собственно России, так и стран-импортёров российского угля;
необходимостью максимального поднятия и упрочения роли угольной промышленности России во внутристрановом и международном производстве и потреблении угля.
Для этого российскому государству, Правительству России, Минпромэнерго, а также всем взаимодействующим с ним министерствам и ведомствам следует оказать максимально возможную финансовую и административную поддержку российскому угольному комплексу.
На протяжении XXI в. уголь лишь временно будет исполнять роль «переходного» топлива, которую он постепенно утратит, передав в следующем веке лидерство другим источникам энергии. Поэтому всем компетентным российским органам, как на государственном, так и на отраслевом уровне следует максимально сконцентрировать свои усилия не столько на процессе добычи и торговли углем, сколько на вопросах технологий его конечной переработки и превращения в трансформированную готовую продукцию и торговлю ей как на внутреннем, так и, в особен-
ности, на внешнем рынке. Это следует сделать, прежде всего, в силу того, что уголь представляет собой не только разновидность топлива, сколько сырья, из которого можно получить около 80 видов химической и энергетической продукции.
Решение этих задач требует от российского предпринимательского сектора, а также заинтересованных государственных структур угольной отрасли возобновления и продолжения исследовательских работ по вопросам производства, транспортировки и использования водоугольного топлива (ВУТ) в энергетике и в транспортной сфере [1]. О целесообразности и выгодности продолжения таких изысканий и воплощения их в жизнь свидетельствует как отечественный, так и зарубежный успешный опыт (исследования и действующие в промышленных масштабах установки в Японии, США и т.д.) [2]. Так, например, ВУТ из высокодеминерализованного угля является перспективным для двигателей внутреннего сгорания при условии разработки рентабельной технологии сверхтонкого измельчения и деминерализации угля. ВУТ взамен мазута имеет перспективу при достаточно высоких относительно угля ценах на мазут, например, в северных и восточных районах России [3].
Компетентным российским угольным структурам, то есть министерству промышленности, конкретным угольным компаниям целесообразно, опираясь как на положительный отечественный, так и на зарубежный опыт, использовать часть своей экспортной выручки от торговли углем на возобновление строительства и эксплуатацию в промышленных масштабах угольных гидротрубопроводов из Кузбасса на Урал и в Европейскую часть страны. Для этого требуется разработка научно — исследовательскими институтами и создание промышленных гидротрубопроводов с оптимальным диаметром 0,5 м по оптимизированной технологии