прогнозирование епортивно-тЕхничЕСкои результативности в прыжках на лыжах с трамплина
УДК/UDC 796.015.527
Поступила в редакцию 16.12.2021 г.
Аспирант И.А. Аввакумова1
Кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Фендель1 Кандидат педагогических наук, доцент С.А. Горбунов1
'Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, г. Чайковский
COMPETITIVE/ TECHNICAL PROGRESS FORECASTING IN SKI JUMPING SPORT
Postgraduate I.A. Avvakumova'
PhD, Associate Professor T.V. Fendel1 PhD, Associate Professor S.A. Gorbunov1
'Tchaikovsky State Academy of Physical Culture and Sports, Tchaikovsky
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Цель исследования - определить предпосылки выполнения далекого прыжка на лыжах с трамплина.
Методика и организация исследования. В ходе эксперимента проанализированы протоколы официальных женских соревнований по прыжкам на лыжах с трамплина в рамках Кубков мира сезонов 2017-2018, 2018-2019 и 20192020 гг. При помощи метода ранговой корреляции Спирмена определяли наличие связи между спортивно-техническим результатом и длиной прыжка в район окончания зоны приземления (линия HillSize - HS). Результаты исследования и выводы. Весь процесс подготовки прыгунов на лыжах с трамплина должен обеспечивать условия качественного и безопасного приземления в район линии HS; выявлена сильная прямая статистическая связь спортивно-технического результата от приближения длины прыжка к району окончания зоны приземления (линия HS) (коэффициент корреляции г=0,78); для борьбы за Топ-10 на нормальном трамплине в рамках Кубка мира необходимо стабильно осуществлять прыжок с длиной около 90% от окончания зоны приземления (линия HS), для борьбы за Топ-3 - с длиной 95% от окончания зоны приземления (линия HS); на особенно важных стартах (ключевых этапах) необходимо выполнять прыжки за линию HS; на больших трамплинах борьба за Топ-3 начинается при средней дальности прыжка 95% от линии HS, за Топ-10 - при средней дальности прыжка 92% от линии HS; дальние прыжки предъявляют повышенные требования к подготовленности опорно-двигательного аппарата (ОДА) спортсмена к приземлению и обуславливают необходимость использования в тренировочном процессе прыжков с более высоких стартовых площадок и на большей скорости.
Ключевые слова: прыжки на лыжах с трамплина, линия HS, нормальный трамплин, большой трамплин, длина прыжка.
Abstract
Objective of the study was to analyze the key training elements critical for competitive/ technical progress in modern ski jumping sport. Methods and structure of the study. We analyzed for the study purposes statistics of the 2017-2018/ 2018-2019/ 2019-2020 World Ski Jumping Cup Women's events to find, using the Spearman's rank correlation test, correlations between the style score (competitive/ technical result) and distance score within the landing zone or construction point (K-point) on the hill size line. Results and conclusion. The national ski jumping training service should give a higher priority to quality and safety of the landing techniques and styles within and behind the K-point on the hill size line. Our study found a strong direct statistical correlation (r=0.78) between the competitive style score and distance score within and behind the K-point on the hill size. The national ski jumping team leaders need to achieve and stabilize the 90% and 95% hill size jumps to enter the top-10 and top-3 (respectively) in the World Cup standard hill events. In the Large Hill World Cup events, the top-3 and top-10 distance score averages should vary at around 95% and 92% the hill size, respectively. The high-distance landings are particularly demanding to the individual musculoskeletal system fitness, and athletes should be well trained for such large hill jumps with a special focus on the high in-run speeds.
Keywords: ski jumping sport, hill size line, standard hill, large hill, jump distance.
Введение. При правильной организации многолетняя спортивная подготовка должна обеспечивать требуемый уровень подготовленности спортсмена. На практике нередко случается так, что по различным причинам структура подготовленности существенно различается у разных спортсменов одного квалификационного уровня [1, 2]. Такая ситуация может быть вызвана действием причин как субъективного, так и объективного характера. К первым, как правило, относят низкое качество управления тренировочным процессом, когда тренер работает интуитивно, опираясь на собственные ощущения. Следует, однако, признать, что ряд тренеров с вы-
сокой точностью определяют вектор дальнейшей профессиональной деятельности, но таких немного, а требованию рационального построения подготовки должны подчиняться все. Многолетнюю спортивную подготовку необходимо вести, опираясь на маркеры, соответствующие определенному этапу. К сожалению, именно в этой части построения тренировочного процесса на сегодняшний день сложились ключевые противоречия:
• между необходимостью формализованного понимания профиля подготовленности спортсмена и фактическим планированием процесса спортивной подготовки;
• между планируемыми и осуществляемыми тренировочными воздействиями на спортсмена и недостаточным учетом факторов, лимитирующих достижение высокого спортивно-технического результата [2-4].
Указанные противоречия обуславливают необходимость рассмотрения всех разделов спортивной подготовки с позиции их вклада в обеспечение качественного и далекого прыжка на лыжах с трамплина.
Цель исследования - определить предпосылки выполнения далекого прыжка на лыжах с трамплина.
Методика и организация исследования. В ходе эксперимента проанализированы протоколы официальных женских соревнований по прыжкам на лыжах с трамплина в рамках Кубков мира сезонов 2017-2018, 2018-2019 и 2019-2020 гг. При помощи метода ранговой корреляции Спирмена определяли наличие связи между спортивно-техническим результатом и длиной прыжка в район окончания зоны приземления (линия НШ^е - HS).
Результаты исследования и их обсуждение. Для победы в соревнованиях по прыжкам на лыжах с трамплина необходимо выполнять далекие прыжки - оптимально, если приземление выполняется в районе отметки, обозначающей окончание зоны приземления HS (HillSize) [3-5].
Приземление в район линии HS, тем более за него - одна из ключевых задач, стоящих перед спортсменом.
В табл. 1 представлены средние значения длины прыжка на лыжах с трамплина на пяти этапах Кубка мира (женщины) сезона 2020-2021 гг. в процентном выражении от линии окончания склона ( % от HS).
Применение метода ранговой корреляции Спирмена позволило получить информацию о наличии сильной прямой статистической связи спортивно-технического результата от приближения длины прыжка в район окончания зоны приземления (линия НБ). Коэффициент корреляции г=0,78.
У спортсменок, входящих в Топ-3, средняя длина прыжка составляет примерно 95 % от HillSize. У спортсменок, входящих в Топ-10, она незначительно снижается и составляет примерно 90 % от
К сожалению, практика показывает, что российские спортсменки демонстрируют более низкие значения длины прыжка, что косвенно свидетельствует о недостаточной подготовленности к далеким прыжкам (табл. 2).
На наш взгляд, такое развитие ситуации обусловлено несколькими причинами. Во-первых, тренеры, как правило, в ходе технической подготовки прыгуний на лыжах с трамплина акцентируют свое внимание на первых фазах прыжка: фазе разгона и фазе отталкивания, стараясь совершенствовать технику именно их выполнения, что вызывает определенный дефицит времени для совершенствования техники остальных фаз прыжка.
Во-вторых, редко кто из спортсменок готов и способен выполнять прыжки к линии и за линию НБ (при этом имеет смысл говорить о недостаточном формировании как психологического, так и технико-тактического компонентов этой готовности).
В-третьих, приземление за НБ всегда сопровождается высокими величинами компрессии ОДА спортсмена, к чему так-
Таблица 1. Средние значения длины прыжка на лыжах с трамплина на этапах Кубка мира (Топ-20, женщины, сезон 2020-2021 г.) (процент от HillSize)
Фамилия, имя спортсменки Страна Этап 1 Этап 2 Этап 3 Этап 4 Этап 5 Средний процент от HS
Kramer, Marita AUT 104,64 96,83 95,07 92,61 95,07 96,84
Opseth, Silje NOR 95,71 96,48 93,66 89,79 97,54 94,64
Kvandal, Eirin Maria NOR 93,57 93,31 96,13 91,20 93,66 93,57
Kriznar, Nika SLO 93,93 91,20 92,25 87,32 92,96 91,53
Takanashi, Sara JPN 90,00 96,13 94,72 87,32 89,44 91,52
Klinec, Ema SLO 88,93 91,20 93,31 88,73 91,55 90,74
Lundby, Maren NOR 88,76 92,96 88,73 87,68 91,20 90,14
Iraschko-Stolz, Daniela AUT 93,93 93,31 90,85 84,15 86,27 89,70
Sorschag, Sophie AUT 86,43 94,01 91,20 77,11 87,32 87,22
Brecl, Jerneja SLO 84,56 92,25 90,49 82,39 82,75 86,97
Avvakumova, Irina RUS 87,14 91,20 89,08 81,69 84,86 86,79
Ito, Yuki JPN 81,07 89,44 90,85 83,80 88,73 86,78
Hoelzl, Chiara AUT 91,43 86,27 86,27 82,04 85,56 86,31
Althaus, Katharina GER 83,93 90,14 89,08 81,34 86,97 86,29
Bogataj, Ursa SLO 80,71 91,55 88,73 79,93 82,75 84,73
Bjoerseth, Thea Minyan NOR 86,07 82,75 86,62 80,28 81,69 83,48
Maruyama, Nozomi JPN 86,02 84,86 86,27 78,87 81,69 82,92
Clair, Julia FRA 82,86 83,10 84,86 78,87 84,51 82,84
Iwabuchi, Kaori JPN 85,36 80,28 83,80 80,63 83,80 82,78
Pagnier, Josephine FRA 90,71 79,23 84,86 77,11 80,63 82,51
Таблица 2. Средние значения длины прыжка на лыжах с трамплина на этапах Кубка мира (женская сборная России, сезон 2020-2021 г.) (процент от HillSize)
Фамилия, имя спортсменки Место Этап 1 Этап 2 Этап 3 Этап 4 Этап 5 Средний процент от HS
Avvakumova, Irina 11 87,14 91,20 89,08 81,69 84,86 86,79
Scpyneva, Anna 28 80,29 79,58 79,93 75,35 76,29 78,29
Prokopieva, Kristina 36 75 - - - - 75
Tikhonova, Sofia 39 75 - - - 72,54 73,77
Makhinia, Irma 43 71,79 - - - 67,96 69,87
Таблица 3. Средние значения длины прыжка на лыжах с нормального трамплина (Топ-20, Топ-10 женщины) (процент от HillSize)
Рейтинг Сезон 2017-2018 г. Сезон 2018-2019 г. Сезон 2020-2021 г.
Топ-20 88,0 90,05 90,13
Топ-10 90,7 91,9 92,24
Таблица 4. Средние значения длины прыжка на лыжах с большого трамплина (Топ-20, Топ-10 женщины) (процент от HillSizе)
Рейтинг Сезон 2017-2018 г. Сезон 2018-2019 г. Сезон 2020-2021 г.
Топ-20 87,12 84,93 87,92
Топ-10 91,21 88,56 91,29
же далеко не все спортсменки готовы, особенно если приземление осуществляется «в разножку» [1, 5, 6].
Преодолению этих причин должно способствовать включение в тренировочный процесс «далеких» прыжков, с более высоких стартовых площадок и на большей скорости, чтобы спортсмены привыкали к такой дальности и понимали, что делать, если выполняешь прыжок за линию HS.
Если сравнить данные о длине прыжков на лыжах с трамплина за три предыдущих сезона, то тенденция к увеличению длины прыжка будет еще более выраженной (табл. 3 и 4).
На нормальном трамплине (табл. 3) помимо тенденции к увеличению длины прыжков была выявлена тенденция к уплотнению результатов. Если в сезонах 2017-2018 и 2018-2019 гг. продемонстрировать длину прыжка, равную 95 % от HS, смогла только одна спортсменка, то за сезон 2020-2021 гг. это удалось сделать сразу трем спортсменкам. В сезонах 2017-2018 и 2018-2019 борьбу за Топ-3 можно было вести при средних показателях 92-93 % от HS. Начиная с сезона 2020-2021 гг., для вступления в борьбу за Топ-3 необходимо добиваться длины прыжка, превышающей 95 0% от HS.
От сезона к сезону увеличивается число прыжков более чем на 100 0% от HS. Если ранее этот результат практически гарантировал успех на отдельно взятом этапе, то в сезоне 2020-2021 гг. были ситуации, когда сразу несколько спортсменок боролись за победу с результатами, превышающими 100 0% от HS.
Результаты на больших трамплинах (табл. 4) имеют более выраженные отличия. Особенно это было заметно в первые сезоны после появления больших трамплинов в Кубке мира у женщин.
В сезоне 2020-2021 гг. результаты спортсменок, входящих в Топ-10 в прыжках на больших трамплинах, уже вплотную приблизились к результатам, демонстрируемым на нормальных трамплинах, что говорит об адаптации спортсменок к новым условиям. Появляются результаты близкие к 100 % от HS.
Такие «далекие» прыжки должны обязательно включаться в тренировочный процесс, чтобы спортсмен привыкал выполнять прыжки в район линии HS, а возможно, и дальше, для совершенствования самоконтроля техники полета и последствий приземления на такой длине (необходимо выполнить его технически правильно, с минимальным риском получения травмы).
Выводы. Весь процесс подготовки прыгунов на лыжах с трамплина должен обеспечивать условия качественного и безопасного приземления в район окончания зоны приземления (в район линии HS).
Выявлена сильная прямая статистическая связь спортивно-технического результата от приближения длины прыжка
к району окончания зоны приземления (линия HS) (коэффициент корреляции r=0,78).
Для борьбы за Топ-10 на нормальном трамплине в рамках Кубка мира необходимо стабильно осуществлять прыжок с длиной около 90 % от окончания зоны приземления (линия HS), для борьбы за Топ-3 - с длиной 95 %% от окончания зоны приземления (линия HS).
На больших трамплинах борьба за Топ-3 начинается при средней дальности прыжка 95 %% от линии HS, за Топ-10 - при средней дальности прыжка 92 %% от линии HS.
Для победы на особенно важных стартах (ключевых этапах) необходимо выполнять прыжки за линию HS.
Дальние прыжки предъявляют повышенные требования к подготовленности ОДА спортсмена к приземлению и обуславливают необходимость использования в тренировочном процессе прыжков с более высоких стартовых площадок и на большей скорости.
Литература
1. Арефьев А.Н., Зубков С.А. Методические разработки по технике и методике прыжков на лыжах с трамплина: методическое пособие для тренеров. М.: Физкультура и спорт. 2012. 112 с.
2. Боженинов О.М. Факторы, влияющие на результат в прыжках с трамплина на лыжах и эволюцию техники полета // Теория и практика физ. культуры. 1995. № 1. С. 23-40.
3. Зебзеев В.В., Зданович О.С., Зебзеев В.В. Биомеханические и аэродинамические особенности техники прыжка с трамплина в фазах отталкивания и полета // Наука и спорт: современные тенденции. 2016. Т. 10. № 1 (10). С. 42-48.
4. Лавров В.Н. Фиксирование ошибок в технике прыжков на лыжах с трамплина // Лыжный спорт. 2008. Вып. 2.
5. Шестоперов Р.Ю., Горбунов С.А., Горбунов С.С. Особенности структуры ошибок в прыжках на лыжах с трамплина // Теория и практика физ. культуры. 2021. № 9. С. 23-25.
References
1. Arefyev A.N., Zubkov S.A. Metodicheskie razrabotki po tekhnike i metodike pryzhkov na lyzhakh s tramplina [Methodological developments in the technique and methodology of ski jumping]. Methodological guide for coaches. M.: Fizkultura i sport publ.. 2012. 112 p.
2. Bozheninov O.M. Faktory, vliyayushchie na rezultat v pryzhkakh s tramplina na lyzhakh i evolyutsiyu tekhniki poleta [Factors affecting result in ski jumping on skis and evolution of flight technique]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 1995. No. 1. pp. 23-40.
3. Zebzeev V.V., Zdanovich O.S., Zebzeev V.V. Biomekhanicheskie i aerodinamicheskie osobennosti tekhniki pryzhka s tramplina v fazakh ottalkivaniya i poleta [Biomechanical and aerodynamic features of ski jumping technique in take-off and flying phases]. Nauka i sport: sovremennye tendentsii. 2016. V. 10. No. 1 (10). pp. 42-48.
4. Lavrov V.N. Fiksirovanie oshibok v tekhnike pryzhkov na lyzhakh s tramplina [Fixing errors in ski jumping technique]. Lyzhny sport. 2008. no. 2.
5. Shestoperov R.Y., Gorbunov S.A., Gorbunov S.S. Osobennosti struktury oshibok v pryzhkakh na lyzhakh s tramplina [Technical errors in elite ski jumping: classification attempt]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2021. No. 9. pp. 23-25.
ВЫПУСК ГОТОВИЛИ:
Главный редактор - Людмила Лубышева Верстка - Ольга Терёшина Фотооформление - Александр Лубышев