Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ТЕХНИКУ ПРЫЖКА НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА'

ВЛИЯНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ТЕХНИКУ ПРЫЖКА НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
171
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЫЖКИ НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА / КООРДИНАЦИЯ / ИМИТАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ПОЛЕТНАЯ ФАЗА / ТЕХНИКА ПРЫЖКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Попова А.И., Ардашев А.Е., Прокопенко Г.Ю., Климов Е.Д.

Цель исследования - оценка координационных способностей и определение путей их совершенствования у прыгунов на лыжах с трамплина. Методика и организация исследования. Эксперимент проведен в 2019 г. на базе ФЦП по ЗВС «Снежинка» им. А.А. Данилова (г. Чайковский). В исследовании приняли участие 124 человека (юноши). Проанализированы результаты тестирования координационных способностей спортсменов в возрасте от 10 лет до 21 года. Предложены упражнения для совершенствования координации у прыгунов на лыжах с трамплина. Результаты исследования и выводы. Выявлено снижение показателей статического равновесия у лыжников-прыгунов к 13-15 годам, их увеличение к 18 годам и дальнейшая стабилизация. В тестах на ловкость и динамическую координацию наблюдается непрерывное повышение результатов на протяжении всего периода наблюдения. Проведенное исследование совершенствования координационных способностей доказало значимость применения таких упражнений, как балансирования, упражнения на координационной лестнице и акробатические элементы (прыжки на батутах, кувырки и перевороты), баланс в динамике, упражнения на «тележке» для формирования техники прыжка на лыжах с трамплина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Попова А.И., Ардашев А.Е., Прокопенко Г.Ю., Климов Е.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COORDINATION SKILLS TO EXCEL SKI JUMPING TECHNICAL SKILLS

Objective of the study was to offer a new coordination skills test model for the modern ski jumping sport. Methods and structure of the study. We made a theoretical analysis for the study knowing the modern ski jumping trampoline systems and based on our practical coaching service to the national ski jumping elite. We sampled for the coordination skills tests the 10-21 year-old male ski jumpers (n=124) qualified Junior Class athletes to Masters of Sport. The sample was tested by the following tests: static equilibrium rating test on an unstable T-shape balance plate fixed parallel or perpendicular to the wall to obtain the individual Sagittal Balance and Frontal Balance test data; and the following overall coordination skills rating tests with the spatial orientation test elements: figure-of-eight shuttle sprint test; and the specific low-limb coordination skills rating 10 hurdles jump test. The resulting test data were analyzed versus the ski jumping technique scores. Results and conclusion. The coordination skills excellence practices were found highly beneficial for progress in the modern ski jumping sport trainings and competitions at every stage of an individual sports career. Competitive accomplishments in the modern ski jumping sport heavily depend on a harmonic progress in coordination skills, with a special priority in the coordination skills trainings given to the ski jumping practices on a few trampolines with different dimensions and profiles. Such trainings are known to develop high stress tolerance and solution-finding skills in practical ski jumping competitive settings.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ТЕХНИКУ ПРЫЖКА НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА»

влияние координационных способностей на технику прыжка на лыжах с трамплина

УДК/UDC 796.925

Поступила в редакцию 27.05.2021 г.

Информация для связи с автором: ski@chifk.ru

Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Попова1 Кандидат медицинских наук, доцент А.Е. Ардашев' Г.Ю. Прокопенко1 Аспирант ЕД. Климов1

1Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, г. Чайковский

COORDINATION SKILLS TO EXCEL SKI JUMPING TECHNICAL SKILLS

PhD, Associate Professor A.I. Popova1 PhD, Associate Professor A.E. Ardashev1 G.Y. Prokopenko1 Postgraduate student E.D. Klimov1

Tchaikovsky State Academy of Physical Culture and Sports, Tchaikovsky

Аннотация

Цель исследования - оценка координационных способностей и определение путей их совершенствования у прыгунов на лыжах с трамплина. Методика и организация исследования. Эксперимент проведен в 2019 г. на базе ФЦП по ЗВС «Снежинка» им. А.А. Данилова (г. Чайковский). В исследовании приняли участие 124 человека (юноши). Проанализированы результаты тестирования координационных способностей спортсменов в возрасте от 10 лет до 21 года. Предложены упражнения для совершенствования координации у прыгунов на лыжах с трамплина.

Результаты исследования и выводы. Выявлено снижение показателей статического равновесия у лыжников-прыгунов к 13-15 годам, их увеличение к 18 годам и дальнейшая стабилизация. В тестах на ловкость и динамическую координацию наблюдается непрерывное повышение результатов на протяжении всего периода наблюдения. Проведенное исследование совершенствования координационных способностей доказало значимость применения таких упражнений, как балансирования, упражнения на координационной лестнице и акробатические элементы (прыжки на батутах, кувырки и перевороты), баланс в динамике, упражнения на «тележке» для формирования техники прыжка на лыжах с трамплина.

Ключевые слова: прыжки на лыжах с трамплина, координация, имитационные упражнения, полетная фаза, техника прыжка.

Abstract

Objective of the study was to offer a new coordination skills test model for the modern ski jumping sport.

Methods and structure of the study. We made a theoretical analysis for the study knowing the modern ski jumping trampoline systems and based on our practical coaching service to the national ski jumping elite. We sampled for the coordination skills tests the 10-21 year-old male ski jumpers (n=124) qualified Junior Class athletes to Masters of Sport. The sample was tested by the following tests: static equilibrium rating test on an unstable T-shape balance plate fixed parallel or perpendicular to the wall to obtain the individual Sagittal Balance and Frontal Balance test data; and the following overall coordination skills rating tests with the spatial orientation test elements: figure-of-eight shuttle sprint test; and the specific low-limb coordination skills rating 10 hurdles jump test. The resulting test data were analyzed versus the ski jumping technique scores. Results and conclusion. The coordination skills excellence practices were found highly beneficial for progress in the modern ski jumping sport trainings and competitions at every stage of an individual sports career. Competitive accomplishments in the modern ski jumping sport heavily depend on a harmonic progress in coordination skills, with a special priority in the coordination skills trainings given to the ski jumping practices on a few trampolines with different dimensions and profiles. Such trainings are known to develop high stress tolerance and solution-finding skills in practical ski jumping competitive settings.

Keywords: ski jumping, coordination, simulation practices, flight phase, ski jumping technique.

Введение. На сегодняшний день существует несколько научно обоснованных трудов, доказывающих взаимосвязь координации и технической подготовленности спортсменов [5]. В частности, прыжки на лыжах с трамплина относятся к видам спорта, «требующим высокой координации движений и сохранения равновесия». Специфическая деятельность прыгунов сопряжена с действиями при различных угловых ускорениях и с необходимостью сохранения равновесия во все фазы прыжка [7]. Значимость координации спортсмена в выполнении прыжка на лыжах с трамплина объясняется необходимостью быстро принимать решения и постоянно корректировать движения в полете с учетом постоянно меняющихся погодных условий. Таким образом, уровень развития координационных способностей оказывает существенное влияние на ре-

зультаты соревновательной деятельности прыгунов на лыжах с трамплина.

Совершенствование техники невозможно без формирования способностей, позволяющих ориентироваться в окружающей среде, дифференцировать и воспроизводить пространственные, силовые и временные параметры движений. Поэтому координация является одной из основ для становления спортивного мастерства [1]. В литературе достаточно полно представлены цели, средства и методы координационной подготовки в различных видах спорта, однако в прыжках на лыжах с трамплина эта область оказывается наименее изучена.

Цель исследования - выявить особенности совершенствования координации у прыгунов на лыжах с трамплина.

Методика и организация исследования. Теоретический анализ проводился с учетом особенностей строения современных трамплинных комплексов для прыжков на лыжах с трамплина, а также опыта тренерской деятельности с квалифицированными спортсменами. Тестирование координационных способностей осуществлялось среди 124 человек мужского пола в возрасте от 10 до 21 года от юношей до мастеров спорта. Оценка координационных способностей проводилась по результатам тестов: на удержание статического равновесия на неустойчивой опоре в виде «Т-образного балансира» с установкой в продольном или поперечном положении относительно плоскости стены - «Сагиттальный баланс» и «Фронтальный баланс»; на проявление двигательно-коор-динационных способностей в тотальных движениях и умение ориентироваться в пространстве - «Восьмерка» (челночный бег «восьмеркой» вокруг вертикальных стоек); на точность и оценку координации в региональных движениях с преимущественным участием нижних конечностей - «Прыжки через 10 барьеров» [6, 8]. Полученные данные сопоставлялись с результатами оценки техники прыжка во время контрольной тренировки.

Результаты исследования и их обсуждение. В таблице представлены усредненные результаты исследования координационных способностей.

Анализ результатов тестирования на балансире показал, что для прыгунов на лыжах с трамплина периоды 10-12 лет и 15-18 лет благоприятны для развития специфической двигательной координации. Данная тенденция сопоставима с динамикой координационных способностей спортсменов различных видов спорта (например, в дисциплинах легкой атлетики, плавании и единоборствах) [3]. В 13-15 лет у прыгунов наблюдается спад показателей статического равновесия, что объясняется резким скачком роста спортсменов [6].

В пубертатный период идет активный рост и нервно-мышечный аппарат спортсмена не успевает адаптироваться к изменениям. Здесь очень важно не допускать форсирования тренировочной нагрузки, в рамках физической подготовки рекомендуется проводить тренировки координационной направленности без изменений их процентного соотношения к общему объему средств, включать больше разнообразных упражнений без их усложнения, например, балансирование на фитболе, начиная с удерживания тела в вертикальном положении с постепенным уменьшением угла в коленном суставе. В этот период содержание технической подготовки в прыжках на трамплине проводить в поддерживающем режиме на завышенных скоростях с закреплением существующей на данный момент техники.

К 15-17 годам рост стабилизируется и показатели координации нормализуются. На основе базы, полученной ранее,

к 17 годам происходит ускоренное развитие вестибулярной устойчивости [7], а в 18-19 лет спортсмены легко поддаются совершенствованию координации. Упражнения на балансирах можно усложнять, добавляя удержание в руках каких-либо предметов или отрабатывая стойку разгона.

В тестах «Восьмерка» и «Прыжки через 10 барьеров» наблюдается активный рост результатов до 13 лет, что является благоприятным для развития двигательной координации [3], в возрасте 13-16 лет и после 19 лет показатели стабилизируются. Результаты показывают постепенное совершенствование специальной ловкости, способности к переключению и ориентационной способности, что отражается в снижении времени прохождения тестов [2].

В течение всего периода рекомендуется включать упражнения на координационной лестнице и акробатические элементы (прыжки на батутах, кувырки и перевороты). Упражнения с координационной лестницей направлены на улучшение умения координировать свои действия во время движения, добиться хорошей реакции, скорости работы ног, техники движений и баланса. Вертикальные выпрыгивания на батутах помогают спортсмену развивать вестибулярный аппарат, умение сохранять стабильное положение тела в воздухе и отрабатывать точность приземления. Для формирования умения контролировать свое тело в пространстве прыгунам хорошо подходят различного рода перевороты и вращения. Это особенно важно во время стойки разгона, в полете и приземлении в реальных условиях выполнения соревновательного упражнения на трамплине. Делая горизонтальные вращения вокруг своей оси, закончив упражнение имитацией «разножки», спортсмены отрабатывают координацию и устойчивость при подходе и выполнении самого приземления.

В период активного развития организма у спортсменов, с учетом непрерывных тренировок, направленных на развитие динамической координации и скоростно-силовых способностей основных мышечных групп, которые принимают непосредственное участие в поддержании темпа и ритма при отталкивании спортсмена от опоры, наблюдается повышение результатов в тесте «Прыжки через 10 барьеров». По результатам теста можно косвенно говорить о координации движений, необходимых спортсмену для быстрого принятия аэродинамически выгодного положения во время отталкивания на столе отрыва с сохранением скорости, набранной во время разгона, далее во время взлета [4].

Повышению данных показателей у прыгунов на лыжах с трамплина способствует применение координационных упражнений на баланс в динамике. Например, приседания на одной ноге - «пистолеты» с постепенным увеличением амплитуды (глубины) приседа позволяют не только развивать скоростно-силовые качества, но и совершенствовать дина-

Результаты тестирования координационных способностей и оценки техники прыжка на лыжах с трамплина

Возраст Сагиттальный баланс, с Фронтальный баланс,с «Восьмерка», с «Прыжки через 10 барьеров», с Оценка техники прыжка, б

10 (п=6) 2,40±1,07 2,11±1,24 21,78±1,30 7,77±1,05 39,0±4,5

11 (п=9) 2,55±1,12 2,63±1,12 20,26±3,10 6,82±2,22 41,0±3,5

12 (п=19) 2,78±0,82 3,02±1,3 19,77±2,43 6,46±1,39 44,0±6,5

13 (п=16) 2,26±1,20 2,37±0,76 19,02±2,12 6,20±0,47 43,0±5,5

14 (п=21) 2,14±0,75 2,68±1,04 19,81±1,76 6,32±0,66 45,0±3,5

15(п=21) 2,55±1,17 2,54±0,84 19,23±1,51 6,37±0,74 44,5±2,5

16 (п=7) 2,53±0,85 3,78±1,65 18,07±1,39 6,31±1,26 47,5±2,5

17 (п=5) 2,66±1,48 3,90±1,55 18,22±0,61 5,59±0,65 48,0±2,5

18 (п=8) 3,76±1,45 4,13±1,82 18,73±1,92 5,71±0,77 48,0±3,5

19 (п=3) 3,75±0,08 3,92±0,34 17,96±0,65 5,57±0,16 48,5±2,5

20(п=5) 3,68±0,79 4,02±1,01 18,29±1,44 5,61±0,69 50,0±1,5

21(п=4) 3,48±0,62 3,80±0,68 17,91±0,24 5,80±0,14 49,5±2,0

мическое равновесие. Специфическим оборудованием для развития динамического равновесия в прыжках с трамплина является «тележка» (платформа, установленная на ролики). В упражнениях на «тележке» можно отрабатывать элементы как в движении, так и неподвижно, они помогают спортсменам оттачивать элементы стойки разгона, направление отталкивания, общее расположение центра тяжести.

Для ускорения процессов совершенствования прыжка данные упражнения должны имитировать рациональную, последовательную и согласованную работу ведущих мышц ног при выполнении отталкивания. Во время выполнения имитационных упражнений важную роль играет постоянный контроль за техникой выполнения упражнений с применением видеозаписей и последующим разбором ошибок для формирования механизма обратной связи. Представленные упражнения позволяют сохранить последовательность совершенствования отталкивания, с постепенным формированием межмышечной координации и двигательной памяти, доведение движений до двигательного навыка за счет многократного повторения [2].

В дополнение к проведенному исследованию, хочется отметить значимость уровня развития координационных способностей в становлении спортивно-технического результата прыгунов на лыжах с трамплина. Это подтверждается и дополнительными исследованиями взаимосвязи представленных показателей тестирования в разных тестах на координацию с результатами оценки техники прыжка на лыжах во время контрольной тренировки (коэффициент корреляции Спирме-на составил около 0,7-0,8).

Вывод. Применение упражнений для развития координационных способностей является обязательным условием тренировочного процесса в прыжках на лыжах с трамплина и должно вестись на всех этапах спортивной подготовки.

Результаты соревновательной деятельности лыжника-прыгуна отражают комплексное проявление координационных способностей, поэтому их совершенствование невозможно без расширения опыта прыжков на трамплинах различной мощности и профиля. Это позволяет формировать способность выходить из затруднительной ситуации, несмотря на сбивающие факторы окружающей среды при выполнении соревновательного упражнения на трамплине.

Литература

1. Двейрина О.А. Концепция и программирование координационной подготовки спортсмена в соответствии со спецификой вида спорта: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / О.А. Двейрина. - СПб., 2020. - 500 с.

2. Зубарев Ю.М. Процесс совершенствования координационных способностей в подготовке лыжников-прыгунов и двоеборцев / Ю.М. Зубарев, А.А. Шефер // Царскосельские чтения. - 2014. -Т.2. - №. XVIII. - С. 208-211.

3. Карпеев А.Г. О многолетней стратегии спортивно-технической подготовки с учетом возрастных закономерностей развития двигательной координации / А.Г. Карпеев // Ученые записки, № 4 (38).

- 2008. - С. 35-39.

4. Подгаец А.Р. Биомеханические проблемы прыжка на лыжах с трамплина / А.Р. Подгаец, Р.Н. Рудаков // Russian Journal of Biomechanics. - 2000. - Vol. 4, - № 2. - С. 20-30.

5. Пронин С.Б. Характер влияния общей координации на техническую подготовку спортсменов / С.Б. Пронин, Т.В. Гладких // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 6 (160).

- С. 191-196.

6. Рыбакова Е.О. Управление тренировочным процессом юных прыгунов на лыжах с трамплина на основе контроля состава тела и физической подготовленности / Е.О. Рыбакова, Т.Н. Шутова, М.А. Возисова // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 3.

- 57-60.

7. Хуснуллина Р.И. Влияние вестибулярной нагрузки на сердечнососудистую систему и двигательные реакции детей и подростков, занимающихся прыжками на лыжах с трамплина: дис. ... канд. биол. наук: 03.00.13 / Р.И. Хуснуллина. - Казань. 2008. - 139 с.

8. Шутова Т.Н. Характеристика физической подготовленности и состава тела прыгунов на лыжах с трамплина 9-11 и 12-15 лет / Т.Н. Шутова, Е.О. Рыбакова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 2 (180). - С. 465-469.

References

1. Dveyrina O.A. Kontseptsiya i programmirovanie koordinatsionnoy pod-gotovki sportsmena v sootvetstvii so spetsifikoy vida sporta [concept and programming of athlete's coordination in specific sports]. PhD diss.: 13.00.04. St. Petersburg, 2020. 500p.

2. Zubarev Y.M., Shefer A.A. Protsess sovershenstvovaniya koordinatsi-onnykh sposobnostey v podgotovke lyzhnikov-prygunov i dvoebortsev [Coordination skills building process in training of skiers-jumpers and naval athletes]. Tsarskoselskie chteniya. 2014. V. 2. No. XVIII. pp. 208211.

3. Karpeev A.G. O mnogoletney strategii sportivno-tekhnicheskoy pod-gotovki s uchetom vozrastnykh zakonomernostey razvitiya dvigatelnoy koordinatsii [Long-term strategy of sports technical training based on age-related patterns of development of motor coordination]. Uchenye zapiski, no. 4 (38). 2008. pp. 35-39.

4. Podgaets A.R., Rudakov R.N. Biomekhanicheskie problemy pryizhka na lyzhakh s tramplina [Biomechanical problems of ski jumping]. Russian Journal of Biomechanics. 2000. Vol. 4, no. 2. pp. 20-30.

5. Pronin S.B., Gladkikh T.V. Kharakter vliyaniya obshchey koordinatsii na tekhnicheskuyu podgotovku sportsmenov [Nature of influence of general coordination on athletes' technical training]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2018. No. 6 (160). pp. 191-196.

6. Rybakova E.O., Shutova T.N., Vozisova M.A. Upravlenie trenirovoch-nym protsessom yunykh prygunov na lyzhakh s tramplina na osnove kontrolya sostava tela i fizicheskoy podgotovlennosti [Training model with body composition and physical fitness tests for 12-15 year old ski jumpers]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 3. Pp. 57-60.

7. Khusnullina R.I. Vliyanie vestibulyarnoy nagruzki na serdechno-sosud-istuyu sistemu i dvigatelnye reaktsii detey i podrostkov, zanimayush-chikhsya pryzhkami na lyzhakh s tramplina [Effect of vestibular load on cardiovascular system and motor reactions of children and adolescents practicing ski jumping]. PhD diss.: 03.00.13. Kazan. 2008. 139 p.

8. Shutova T.N., Ryibakova E.O. Kharakteristika fizicheskoy podgotovlennosti i sostava tela prygunov na lyzhakh s tramplina 9-11 i 12-15 let [Characteristics of physical fitness and body composition of 9-11- and 12-15 year-old ski jumpers]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2020. No. 2 (180). pp. 465-469.

ВЫПУСК ГОТОВИЛИ:

Главный редактор - Людмила Лубышева Верстка - Ольга Терёшина Фотооформление - Александр Лубышев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.