УДК 332
прогнозирование социальной ответственности университетов в развитии экономики региона
Ю. А. Шувалова
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
forecasting of social responsibility of universities in regional economic development
Y. A. Shuvalova
Mari State University, Yoshkar-Ola
Современные университеты играют важную роль в формировании устойчивого развития регионов, объединяя основных участников социальных процессов для создания условий роста благополучия общества. Социальная ответственность организации сегодня является одним из ключевых факторов повышения эффективности ее функционирования. Современные организации коммерческого и некоммерческого сектора заинтересованы в устойчивом развитии, укреплении имиджа, партнерских отношений, усилении конкурентных преимуществ. Сфера высшего образования РФ в настоящее время становится неотъемлемой и равноправной частью рынка. Отечественный рынок образовательных услуг характеризуется усилением конкуренции между образовательными организациями высшего образования, что побуждает университеты к поиску новых путей повышения привлекательности для потенциального потребителя. В настоящее время особенно актуальным становится прогнозирование социальной ответственности университетов в развитии экономики региона, основанное на количественных показателях оценки, таких как затраты на развитие всех категорий работающих в организации и затраты на развитие местного сообщества. Целью данной статьи является изучение, обобщение и дополнение подходов к определению основных критериев оценки социальной ответственности университетов, которые могут быть использованы для построения прогнозных моделей экономического развития региона. Практическая значимость исследования заключается в формировании эффективных подходов к построению прогнозных моделей развития экономики конкретного региона. Применение представленных методов позволит формировать актуальные стратегические альтернативы и критерии развития образовательной среды региона, разрабатывать и реализовывать конкретные мероприятия в сфере социальной политики университетов, обосновывать направления развития университетов на различные временные промежутки. В настоящей статье изложены основные критерии оценки социальной ответственности университета, которые могут быть использованы для построения прогнозных моделей экономического развития региона.
Modern universities play an important role in forming the sustainable development of the regions, bringing together the main participants in social processes to create conditions for growth of welfare of the society. Social responsibility of an organization today is one of the key factors of increase of efficiency of its functioning. Modern organizations of commercial and non-commercial sector are interested in sustainable development, strengthening of image and partnership relations, strengthening of competitive advantages. The higher education of the Russian Federation is now becoming an integral and equal part of the market. The domestic market of educational services is characterized by intensification of competition between educational institutions of higher education, encourages universities to seek new ways to increase attractiveness for potential customers. At present, the forecasting of social responsibility of universities in the development of the region's economy is becoming especially important. It is based on quantitative assessment indicators, such as the development costs of all categories of employees in the organization and the costs of local community development. The purpose of this article is to study, summarize and supplement the approaches to determining the main criteria for assessing the social responsibility of universities, which can be used to build predictive models for the economic development of the region. The practical significance of the research is to provide effective approaches to building predictive models of the development of the economy of a particular region. The application of the presented methods will form actual strategic alternatives and criteria for the development of the educational environment of the region, will develop and implement concrete measures in the field of social policy of universities, and will justify the development of universities at different time intervals. This article outlines the main criteria for assessing the social responsibility of the university, which can be used to build predictive models for the economic development of the region.
© Шувалова Ю. А., 2017
Ключевые слова: социальная ответственность Keywords: social responsibility of the University, университета, прогнозирование, методы оценки forecasting, methods of social responsibility социальной ответственности. assessment.
Актуальность вопросов прогнозирования социальной ответственности университетов в развитии экономики региона обоснована тем, что сектор высшего образования сегодня становится равноправной частью рынка, который имеет свои специфические особенности. Эти особенности связаны с условиями функционирования университетов, обусловлены конкурентной средой образовательной сферы, которая сформировалась под влиянием интеграции, глобализации, ускоренного инновационного развития [1; 2; 7; 9; 10].
Автором изучены, обобщены и дополнены подходы к определению основных критериев оценки социальной ответственности университетов; в процессе исследования поставлены и решены следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты оценки социальной ответственности университетов в развитии региона;
- разработать предложения по расширению системы показателей для прогнозирования социальной ответственности университетов в экономическом развитии региона на основе современных подходов отечественных и зарубежных ученых.
Научная новизна исследования заключается в количественном подходе к прогнозированию социальной ответственности университетов в развитии экономики региона. В качестве одного из критериев эффективности социальной ответственности университетов как интеграторов экономического роста региона предлагается использовать показатель эффективности экономического развития региона - валовой региональный продукт по виду экономической деятельности «образование» с выделением высшего образования как значимого фактора экономического роста региона.
Рынок образовательных услуг на уровне регионов характеризуется усилением конкуренции между образовательными организациями высшего образования, это побуждает университеты к поиску новых моделей развития [7; 9; 10]. Актуальным для региональных университетов является поиск новых методов прогнозирования деятельности по реализации социальной ответственности.
Социальная ответственность университета может быть разделена два вида: внутреннюю и внешнюю, которые базируются на основных, принятых
на международном и российском уровне, аспектах социальной политики организации [3-6; 10].
Внутренняя социальная политика университета ориентирована на персонал и тем самым ограничена рамками конкретной образовательной организации, спецификой и особенностями ее деятельности; она проявляется также в отношениях вышестоящих органов и руководства университета со всеми категориями работающих, включает минимально определенный законодательством уровень ответственности. Именно этот вид ответственности может быть оценен с помощью количественных показателей - классических показателей оценки персонала организации. Внешняя социальная ответственность университета - это его благотворительная, спонсорская деятельность и другая подобная деятельность. Вклад каждого университета в благополучие местного сообщества, в первую очередь на региональном уровне, может быть измерен различными методами, применяемыми в оценке корпоративной социальной ответственности бизнеса: метод сбалансированной карты оценки1, метод Лондонской группы сравнительного анализа, стандарт SA8000, индекс устойчивости Д. Джонса, индекс FTSE4Good, индекс (DSI 400)2, ISO26000:2010 «Руководящие указания по социальной ответственности»3 и другие4 [1; 6; 7; 10].
Однако ни один из известных сегодня методов количественной или качественной оценки социальной ответственности не является универсальным. Очевидно, что для оценки и прогнозирования социальной ответственности университета необходимо в первую очередь использовать количественные показатели, которые должны включать следующие группы [4; 7; 10]:
- затраты на развитие всех категорий работающих университета, включающие в себя оплату
1 Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. 320 с.
2 Harrop M. and Breslin S. Comparative Government and Politics: An Introduction. 4th ed. Houndmills, Basingstoke, Hampshire and London: The Macmillan Press, 1998.
3 ГОСТ Р ИСО 26000 - 2012 «Руководство по социальной ответственности». М.: Стандартинформ, 2014. 223 с.
4 Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. Основы менеджмента (Management). Изд-во: Дело, 2014. 704 с.
труда, социальные выплаты работающим, затраты на обучение и переподготовку персонала;
- затраты университета на развитие местного сообщества, включающие различные социальные и благотворительные программы, затраты на улучшение экологической ситуации.
Для прогнозирования социальной ответственности университетов в развитии экономики региона и построения прогнозных моделей экономического развития региона этих показателей недостаточно. Целесообразно использовать универсальный индикатор экономического развития региона, который будет выступать критерием эффективности количественных показателей результативности социальной ответственности региональных университетов.
Этот индикатор должен в полном объеме отражать основные приоритеты экономической политики региона в краткосрочной и среднесрочной перспективе, которые основываются на политике государства в целом. Таким универсальным индикатором является валовой региональный про-
100 90 80 70 60 50 40 30
20 -1-1-1-1-1-г
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
дукт, который, вне всяких сомнений, характеризует уровень экономического развития региона. Для целей представленного исследования целесообразно использовать валовой региональный продукт по виду экономической деятельности -образование с выделением высшего образования.
Разумеется, полноценное исследование, и итоговый прогноз социальной ответственности университетов в развитии экономики региона не может быть построен исключительно на основании трех указанных показателей. Для полноценного анализа и прогнозирования необходима дополнительная информация и более глубокий последующий анализ. Ниже представлен фрагмент прогнозирования внутренней социальной ответственности университетов республики Марий Эл.
На рисунке 1 представлена динамика затрат на развитие всех категорий работающих университета, включающие в себя оплату труда, социальные выплаты работающим, затраты на обучение и переподготовку персонала.
90
88
y = 6,387x + 1 9,499 R2 = 0,9638
81
66
59
50 53
затраты на персонал организаций высшего образования, млн руб. ---Линейная (затраты на персонал организаций высшего образования, млн руб.)
Рис. 1. Затраты на персонал университетов Республики Марий Эл за 2005-2015 гг. / Fig. 1. Expenditures on personnel of the universities of the Republic of Mari El for 2005-2015.
На графике наглядно видно, что за период 2005-2015 гг. показатель имеет положительную динамику, рост значения происходит по формуле у = 6,387х + 19,499, коэффициент аппроксимации Я2 = 0,9638, что оценивается положительно, так как значение показателя близко к 1, то расчет признается точным.
Оценивая тенденции изменения показателя, можно сказать, что в предстоящем краткосрочном периоде тенденция роста затрат на персонал
университетов сохранится, об этом свидетельствует прогнозный тренд, общая сумма затрат превысит сумму в 90 млн рублей.
На рисунке 2 представлена динамика валового регионального продукта по виду экономической деятельности образование (высшее образование), млн руб. Данные, представленные графически, свидетельствуют о том, что в части валового регионального продукта по виду экономической деятельности образование (высшее
образование) в период 2005-2015 гг. так же имеется устойчивый рост. Рост значения происходит по формуле у = 546,14x + 2304,1 коэффициент
9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000
аппроксимации R2 = 0,9768, что, как и в предыдущем случае, оценивается положительно, а расчет признается точным.
ВРП по видам экономической деятельности - высшее образование, млн руб. ---- Линейная (ВРП по видам экономической деятельности - высшее образование, млн руб.)
Рис. 2. Валовой региональный продукт по виду экономической деятельности образование (высшее образование), млн руб. / Fig. 2. Gross regional product by type of economic activity education (higher education), million rubles
Оценивая тенденции изменения показателя можно сказать, что в предстоящем краткосрочном периоде тенденция роста валового регионального продукта по виду экономической деятельности (высшее образование) продолжится, об этом свидетельствует прогнозный тренд, общая сумма валового регионального продукта приблизится к 9000 млн рублей.
Таким образом очевидно, что два показателя: затраты на развитие всех категорий работающих университета, включающие в себя оплату труда, социальные выплаты работающим, затраты на обучение и переподготовку персонал и валовой региональный продукт по виду экономической деятельности образование (высшее образование) -увеличиваются одновременно. Для оценки статистической связи этих двух переменных рассчитан коэффициент корреляции Спирмена.
Р = 1-
п(п-1)(п+1)
EF=i (Ri-St)2,
(1)
где - ранг наблюдения х, в ряду х, Б, - ранг наблюдения Уг в ряду У.
Коэффициент р принимает значения из отрезка [-1; 1]. Равенство 1 указывает на строгую прямую линейную зависимость, (-1) на обрат-
ную. В нашем случае значение коэффициента равно 0,98, таким образом, связь между двумя показателями сильная и прямая.
С учетом полученных результатов в перспективе может быть сделан анализ и, соответственно, построен прогноз затрат на финансирование социальной ответственности университетов в развитии экономики региона, так как индикатором и целевым показателем может и должен выступать валовой региональный продукт по виду экономической деятельности образование с выделением высшего образования [8-10].
Практическая значимость исследования количественных методов оценки эффективности социальной ответственности университетов на региональном уровне заключается в формировании эффективных подходов к построению прогнозных моделей развития экономики конкретного региона.
Применение представленных методов позволит формировать актуальные стратегические альтернативы и критерии развития образовательной среды региона, разрабатывать и реализовывать конкретные мероприятия в сфере социальной политики университетов, обосновывать направления развития университетов на различные
6
временные промежутки. Прогнозирование социальной ответственности университетов в развитии экономики региона, основанное на количественных показателях, может быть использовано для прогнозирования социальной ответственности университетов в развитии экономики любого
региона. Все эти действия, безусловно, будут способствовать разработке эффективной стратегии развития университетов на региональном уровне, одной из задач которой является содействие повышению уровня экономического развития региона.
Литература
1. Беликов И., Вербицкая В. Корпоративное управление, его стандарты и их внедрение // Общество и экономика. 2013. № 11. С. 112-139.
2. Дегтярева А. В., Ядоян В. О. Важность зарубежного опыта в продвижении принципов корпоративной социальной ответственности в России // Молодой ученый. 2014. № 6. С. 402-405.
3. Ишкинина М. Х. Социальная ответственность предприятия перед работниками // Вестник ВЭГУ. 2013. № 2. С. 197-201.
4. Китчин Т. Корпоративная социальная ответственность: в фокусе бренд // Менеджмент сегодня. 2013. № 5. С. 20-35.
5. Литовченко С. Е. Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка. М.: Ассоциация менеджеров, 2013. С. 23-36.
6. Луговая Е. С. Зарубежный опыт формирования и реализации организационной социальной политики // Альманах современной науки и образования. 2012. № 7. С. 74-77.
7. Ниязова М. В. Результат вуза: понятия, подходы к управлению и оценке // Вопросы современного профессионального образования: матер. науч. конф., 20-29 февраля 2008 г. М.: РАЕ, 2015. С. 677-682.
8. Сарычева Т. В. Концептуальные подходы к идентификации внутреннего и внешнего рынков труда по видам экономической деятельности в регионах Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. 2016. № 10-1 (75-1). С. 150-155.
9. Сидоров С. Г. Приоритеты развития классического университета в условиях модернизации образования. Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2012. С. 132-136.
10. Шувалова Ю. А., Поликарпова Н. К. Пути реализации политики социальной ответственности автономной некоммерческой организации высшего образования (на примере АНО ВО МОСИ) // Вестник Межрегионального открытого социального института. 2015. № 2(2). C. 17-22.
References
1. Belikov I., Verbitskaya V. Korporativnoe upravlenie, ego standarty i ikh vnedrenie [Corporate management, its standards and implementation]. Obshchestvo i ekonomika = Society and economy, 2013, no. 11, pp. 112-139.
2. Degtyareva A. V., Yadoyan V. O. Vazhnost' zarubezhnogo opyta v prodvizhenii printsipov korporativnoi sotsial'noi ot-vetstvennosti v Rossii [Importance of foreign experience in promoting the principles of corporate social responsibility in Russia]. Molodoi uchenyi = Young scientist, 2014, no. 6, pp. 402-405.
3. Ishkinina M. Kh. Sotsial'naya otvetstvennost' predpriyatiya pered rabotnikami [Social responsibility of the enterprise to employees]. Vestnik VEGU = Bulletin of Eastern economic and law humanitarian academy, 2013, no. 2, pp. 197-201.
4. Kitchin T. Korporativnaya sotsial'naya otvetstvennost': v fokuse brend [Corporate social responsibility: focus on brand]. Menedzhment segodnya = Management today, 2013, no. 5, pp. 20-35.
5. Litovchenko S. E. Sotsial'naya otvetstvennost' biznesa: aktual'naya povestka [Social responsibility of business: actual agenda]. Moskow: Association of managers, 2013, pp. 23-36.
6. Lugovaya E. S. Zarubezhnyi opyt formirovaniya i realizatsii organizatsionnoi sotsial'noi politiki [Foreign experience of formation and implementation of organizational social policy]. Al'manakh sovremennoi nauki i obrazovaniya = Almanac of modern science and education, 2012, no. 7, pp. 74-77.
7. Niyazova M. V. Rezul'tat vuza: ponyatiya, podkhody k upravleniyu i otsenke [Result of the University: concepts, approaches to management and evaluation]. Voprosy sovremennogo professional'nogo obrazovaniya: mater. nauch. konf., 20-29fevralya 2008 g. = Issues of modern professional education: materials of the scientific conference, February 20-29, 2008, Moskow: RYE, 2015, pp. 677-682.
8. Sarycheva T. V. Kontseptual'nye podkhody k identifikatsii vnutrennego i vneshnego rynkov truda po vidam ekono-micheskoi deyatel'nosti v regionakh Rossiiskoi Federatsii [Conceptual approaches to identification of internal and external labour markets by types of economic activity in the regions of the Russian Federation]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Economics and entrepre-neurship, 2016, no. 10-1(75-1), pp. 150-155.
9. Sidorov S. G. Prioritety razvitiya klassicheskogo universiteta v usloviyakh modernizatsii obrazovaniya [Priorities for the development of a classical university in the context of modernization of education]. Volgograd: Publishing house Volgograd State University, 2012, pp. 132-136.
10. Shuvalova Yu. A., Polikarpova N. K. Puti realizatsii politiki sotsial'noi otvetstvennosti avtonomnoi nekommercheskoi organ-izatsii vysshego obrazovaniya (na primere ANO VO MOSI) [Ways of implementing the policy of social responsibility of the autonomous non-profit organization of higher education (on the example of the Interregional Open Social Institute)]. Vestnik Mezhregion-al'nogo otkrytogo sotsial'nogo instituta = Bulletin of Interregional open social institute, 2015, no. 2(2), pp. 17-22.
Статья поступила в редакцию 18.06.2017 г.
Submitted 18.06.2017.
Для цитирования: Шувалова Ю. А. Прогнозирование социальной ответственности университетов в развитии экономики региона // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2017. Т. 3. № 4 (12). С. 99-104.
Citation for an article: Shuvalova Ju. A. Forecasting of social responsibility of universities in regional economic development. Vestnik of the Mari State University. Chapter "Agriculture. Economics". 2017, vol. 3, no. 4 (12), pp. 99-104.
Шувалова Юлия Ананьевна, кандидат экономических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, у. a. shuvalova@mail т
Julia A. Shuvalova, Ph. D. (Economics), associate professor, Mari State University, Yoshkar-Ola,y.a. [email protected]