Научная статья на тему 'Прогнозирование развития предприятия на основе динамической модели роста стоимости'

Прогнозирование развития предприятия на основе динамической модели роста стоимости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1195
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИЧЕСКАЯ СОПОСТАВИМОСТЬ / ДИНАМИЧЕСКАЯ СОПОДЧИНЕННОСТЬ / РОСТ СТОИМОСТИ / ТЕМП РОСТА / МЕТОД ДИНАМИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ / ПОКАЗАТЕЛИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / DYNAMIC COMPARABILITY / DYNAMIC SUBORDINATION / GROWTH OF VALUE / GROWTH RATE / DYNAMIC STANDARDS METHOD / INDICATORS OF ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пирогова Оксана Евгеньевна, Плотников Владимир Александрович

В статье рассматриваются подходы к прогнозированию деятельности и развитию торгового предприятия на основе динамических моделей роста стоимости, которые позволяют не только оценивать результаты деятельности предприятия, но и планировать и прогнозировать его деятельность. Предложенный подход позволяет количественно оценивать темпы роста и развития предприятия и делать оценки достижимости поставленных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пирогова Оксана Евгеньевна, Плотников Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORECASTING DEVELOPMENT OF ENTERPRISE ON THE BASIS OF A DYNAMIC MODEL OF VALUE GROWTH

In the article approaches to forecasting of activity and development of the enterprise on the basis of dynamic models of growth of cost which allow not only to estimate results of activity of the trading enterprise are considered, but also to plan and predict its activity. The proposed approach allows us to quantify the growth and development rates of a trading enterprise and make assessments of the attainability of the goals set.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование развития предприятия на основе динамической модели роста стоимости»

Пирогова О.Е., Плотников В.А.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РОСТА СТОИМОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к прогнозированию деятельности и развитию торгового предприятия на основе динамических моделей роста стоимости, которые позволяют не только оценивать результаты деятельности предприятия, но и планировать и прогнозировать его деятельность. Предложенный подход позволяет количественно оценивать темпы роста и развития предприятия и делать оценки достижимости поставленных целей.

Ключевые слова. Динамическая сопоставимость, динамическая соподчиненность, рост стоимости, темп роста, метод динамических нормативов, показатели хозяйственной деятельности.

Pirogova O.E., Plotnikov V.A.

FORECASTING DEVELOPMENT OF ENTERPRISE ON THE BASIS OF A DYNAMIC MODEL OF VALUE GROWTH

Abstract. In the article approaches to forecasting of activity and development of the enterprise on the basis of dynamic models of growth of cost which allow not only to estimate results of activity of the trading enterprise are considered, but also to plan and predict its activity. The proposed approach allows us to quantify the growth and development rates of a trading enterprise and make assessments of the attainability of the goals set.

Keywords. Dynamic comparability, dynamic subordination, growth of value, growth rate, dynamic standards method, indicators of economic activity.

Планирование и прогнозирование деятельности предприятий являются, пожалуй, наиболее сложными элементами в контуре стратегического управления. Задача стратегического планирования - разработка системы планов, позволяющих достичь долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей в рамках выбранной стратегии развития предприятия. Стратегическое прогнозирование же призвано на научной основе дать обоснованные альтернативные варианты развития предприятия в зависимости от внешних и внутренних факторов. Таким образом, функция прогнозирования задает некие рамки для планирования, предоставляет исходные данные для его осуществления.

Стратегический менеджмент в целом, рассматриваемый как идеология, задает вектор развития предприятия, исходя из перспективного видения его состояния в будущем, т.е. заставляет вырабатывать планы и мероприятия, позволяющие приблизить состояние предприятия к идеальному в будущем [1-4]. Для успешного осуществления этого процесса необходимо широкое применение методов экономической диагностики, включающей не только ретроспективный анализ, но и прогнозные оценки. В этой связи не будет ошибкой утверждать, что прогнозирование - одна из важнейших процедур, тесно связанных со стратегическим планированием, суть которой заключается в составлении альтерна-

ГРНТИ 06.71.63

© Пирогова О.Е., Плотников В.А., 2017

Оксана Евгеньевна Пирогова - кандидат экономических наук, доцент Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Владимир Александрович Плотников - доктор экономических наук, профессор, заместитель главного редактора журнала «Известия СПбГЭУ».

Контактные данные для связи с авторами (Плотников В.А.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). E-mail: [email protected].

тивных прогнозов и оценки степени их реализуемости [5, 6]. Иными словами, цель прогнозирования -определение упреждающей ориентации управления на возможные состояния объекта управления и среды его функционирования в будущем.

Выбор той или иной стратегии, траектории развития не может быть осуществлен, если отсутствуют варианты достижения поставленных целей. Сформировать цели, опираясь лишь на прошлые состояния объекта управления, невозможно. Очевидной необходимостью представляется анализ будущего предприятия не по прошлому, а по некоторым спрогнозированным величинам. Такой перспективный анализ должен включать анализ ретроспективы и прогноз (оценку) перспектив наиболее важных сфер (измерений) деятельности предприятия. Под прогнозом в данном случае следует понимать эмпирическое или научно обоснованное суждение о возможных альтернативных состояниях объекта прогнозирования в будущем, а также о вероятности и сроках наступления этих состояний. Прогноз является стадией перспективного анализа, за которой следует анализ будущего, выработка управленческих воздействий, новые прогнозные расчеты, выбор альтернатив развития и выработка практических рекомендаций для осуществления наилучшего варианта развития [7, 8].

Перспективный анализ должен включать в себя также этап моделирования, без которого невозможен прогноз, при этом моделирование становится основным инструментом исследования при прогнозировании. Наиболее широкое развитие для решения задач прогнозирования получили методы экономико-статистического моделирования, а также методы имитационного моделирования. Одной из перспективных управленческих концепций, которая активно внедряется в практику управления, является концепция управления «Управление на основе стоимости» - «Value Based Management» [10-12]. В настоящее время данная концепция, органично соединяясь с основными теоретическими положениями стратегического менеджмента (наблюдается своеобразная конвергенция или сходимость этих направлений) [13], все более широко применяется в системах управления предприятиями.

Основными преимуществами концепции управления на основе стоимости являются следующие: ориентация на рост стоимости, а не на ее конкретное значение [14]; ориентация не только на интересы собственников, но и на интересы других заинтересованных лиц [15]; направленность в будущее предприятия, т.е. стремление дать ответ на вопрос - что необходимо делать сегодня для обеспечения устойчивого успеха предприятия завтра; возможность выявления факторов стоимости и разработки направлений повышения стоимости предприятия.

На пути практического применения указанных концепций лежит ряд проблем, в числе которых следует отметить неготовность менеджмента отечественных предприятий использовать показатели стоимости в качестве основы при принятии стратегических, оперативных и тактических решений. Еще одним важным фактором является практическое отсутствие теоретических разработок, связанных с прогнозированием стоимостных показателей деятельности предприятия и использованием полученных результатов в контуре управления развитием предприятий. Предлагаемые теоретические и методические разработки, как правило, основываются на анализе ретроспективы, а вопросы, связанные с построением методов прогноза, разработкой прогнозных моделей с использованием концепции стоимостного управления, в настоящее время разработаны недостаточно.

При прогнозировании необходимо определить цель прогнозирования, ограничения и базовые модели, которые положены в основу функционирования и развития предприятия, выбрать метод прогнозирования, определить горизонт прогнозирования. На основе прогнозирования становится возможным выбор наиболее эффективной траектории развития. Отказ от прогнозирования в значительной степени обедняет процесс управления, лишает его перспективы и может привести к негативным результатам деятельности предприятия. Одним из примеров такого случая является наблюдаемый на практике факт, что при внедрении систем управления на основе стоимости, ориентированных на благосостояние собственников и максимизирующих рыночную стоимость, очень часто вместо устойчивого развития на предприятии возникал спад. Причем вначале наблюдался рост стоимости, однако в дальнейшем мероприятия, которые были направлены на докапитализацию предприятия (с целью увеличения стоимости в краткосрочном периоде) приводили к разрушению стоимости, так как источники роста и получения так называемой экономической прибыли или сверхприбылей разрушались.

Наличие системы стратегического прогнозирования позволяет избежать возможных негативных последствий при использовании системы управления стоимостью, а также обеспечить устойчивое поступательное развитие предприятия. Для обеспечения прогнозной деятельности в рамках стоимостно-

го управления, естественно, необходимо решить проблемы построения всех основных инструментов: концептуальной модели системы или объекта, прогноз состояния которой предполагается осуществлять; прогнозной модели системы или объекта и выбора соответствующей ей метода прогнозирования. На заключительном этапе требуется разработка методики интерпретация результатов прогноза, проведение оценки значимости вариантов и разработка рекомендаций по применению указанного прогноза в контуре управления устойчивым развитием предприятия.

Следует отметить, что в настоящее время проблема прогнозирования стоимости предприятия, как элемента системы стратегического стоимостного управления, сталкивается со значительными трудностями. К числу этих трудностей можно отнести следующие:

1. Нелинейная зависимость прогноза от состояния внешней среды. При построении стоимостных моделей предприятия значительную роль играют внешние по отношению к предприятию факторы -темпы роста товарных, финансовых и трудовых рынков, курс национальной валюты, состояние отрасли и место предприятия в этой отрасли, новизна применяемых технологий и т.д. На основе этих показателей определяются такие параметры стоимостных моделей, как стоимость собственного и заемного капитала, темпы роста выручки, сроки существования конкурентных преимуществ и возможностей получения квазирент, т.е. экономических прибылей, превышающих среднерыночное и среднеотраслевое значение.

2. Модели стоимости, которые используются при построении систем управления развитием и деятельностью на предприятиях также в некоторой степени являются прогнозными. Так, например, модели стоимости, построенные на основе дисконтирования свободных денежных потоков, содержат в себе сведения о будущих денежных потоках на предприятии. На основании предположений о характере изменения этих денежных потоков в прогнозном и постпрогнозном периодах делается вывод о величине стоимости, определяемой на основе принципов доходного подхода. Таким образом, возникает некий замкнутый круг - для того, чтобы построить прогноз, мы должны уже иметь определенную прогнозную информацию.

3. До конца не решен вопрос о том, какую стоимость необходимо максимизировать при прогнозировании. Несмотря на то, что в настоящее время одним из основных направлений в стоимостном менеджменте является теория заинтересованных сторон, которая занимается вопросами распределения квазирент среди собственников и стейкхолдеров, последние исследования, выполненные в данном направлении, показывают, что распределение квазирент среди стейкхолдеров носит динамический, непостоянный во времени характер. Разные группы стейкхолдеров получают свою долю квазиренты на различных этапах развития [16]. В итоге задача динамического распределения квазирент сводится к оптимизационной задаче, которая достаточно трудно поддается постановке и решению.

Одним из классических методов прогнозирования в рассматриваемой предметной области является подход, основанный на дисконтировании денежных потоков. Фактически определяется прогнозная величина сегодняшней стоимости предприятия. Данный расчет базируется на использовании известной формулы Гордона. При этом конкретные методические подходы к прогнозированию могут быть различными.

Так, например в работе [7] предлагается следующая методика прогнозирования стоимости предприятия: прогнозирование валовых показателей финансово-хозяйственной деятельности - доходов, затрат, заработной платы, амортизации; прогнозирование показателей финансовой деятельности предприятия: кредиторской и дебиторской задолженности, оборотного каптала, изменения потребности в чистом оборотном капитале, прибыли до налогообложения и чистой прибыли; прогнозирование денежных потоков предприятия; расчет ставки дисконтирования в прогнозный и постпрогнозный периоды; расчет стоимости предприятия на основе формулы Гордона. Несомненным преимуществом данной методики прогноза является ее экономическая прозрачность и простота расчета. Вместе с тем, данная методика не лишена недостатков, в частности, не оценивается качество создаваемой стоимости - на каком уровне создается стоимость, как она распределяется.

Другим распространенным методом прогнозирования является метод регрессионного анализа, который позволяет построить ряд уравнений взаимосвязи для отдельных, наиболее значимых показателей бухгалтерской отчетности: чистой прибыли, собственного капитала, заемного капитала, внеоборотных активов и т.д. С использованием регрессионного анализа строятся уравнения связи, на основе которых появляется возможность определять значения показателей результативности и эффективно-

сти [18]. Недостатком указанного подхода можно считать отсутствие исследований о взаимной корреляции отдельных параметров, которые не увязываются в балансовые уравнения, что может снижать точность модели. Кроме того, для разработки указанной модели требуется наличие статистических данных о деятельности предприятия за несколько отчетных периодов, чтобы связь между параметрами была статистически значимой.

Еще одним методом построения прогнозных моделей является метод группового учета аргументов. Этот метод позволяет прогнозировать значения проблемных показателей и моделировать зависимости результативных показателей от факторных [19]. Проблемными названы показатели, представляющие интерес для исследователя, результативными - те показатели, непосредственное управление которыми практически невозможно, факторными - показатели, на значения которых возможны прямые или косвенные управляющие воздействия. Особенность данного метода заключается в том, что сколько-нибудь надежные предположения о статистических свойствах изучаемых процессов отсутствуют. Решение ищется в виде полинома Колмогорова-Габора, однако его конкретная структура не задается, она находится в процессе решения. К недостаткам данного метода можно отнести трудоемкость расчета.

Альтернативным методом прогнозирования представляется метод системного прогнозирования, развиваемый в рамках научной школы Шаланова Н.Е. [20], в основе которого предложены подходы по системному анализу экономических объектов с использованием ретроспективных данных и без использования ретроспективы. В основе аналитических методов системного анализа лежит теория потенциалов. В соответствии с этой теорией любой объект представляет собой многомерную динамическую систему, поскольку он описывается множеством показателей. При изучении процессов развития объекта особую актуальность приобретают задачи определения уровня его развития (потенциала), оцененного по комплексу показателей, и построения шкалы для измерения потенциала объекта. При прогнозировании предложено понятие «шалановского процесса». Это нестационарный случайный процесс, состояние которого в текущий момент времени зависит от состояния на предыдущем шаге. Базовым элементом подходя является «цепь Шаланова», построенная на основе рекуррентного соотношения:

X (,+1) = Б^-1, X, ст;) ДО, (1)

где X (Х+1) - состояние системы в момент времени Х+1; Б(Х-1, X, ст;) - матрица перехода, основанная на учете ретроспективных данных; а}- - среднеквадратичное отклонение признаков, характеризующий уровень развития системы; X(х) - состояние системы в момент времени X.

Прогнозирование состояния системы строится на основе цепей Шаланова по следующему алгоритму:

X (X +1) = Б(X - 1,Х,а(й))X (X) ;

X (X + 2) = Б (+ 1,а] (и +1))X (X +1) ; (2)

X (X + п) = Б (X + п - 2^ + п - 1,с^ (и + п -1))X (X + п -1).

Расчет матрицы перехода на каждом шаге осуществляется на основе использования теории потенциала. При использовании данного метода необходимо учитывать фактор, связанный с тем, что параметры деятельности любого хозяйствующего субъекта, как например выручка, объемы продаж, как правило, имеют тенденции к росту и не являются обычной случайной величиной, а представляют собой величины, изменение которых подвержено определенным трендам. Следовательно, удобнее оперировать не самими значениями факторов, влияющих на стоимость, а темпами их изменения. В этом случае в модель прогнозирования включаются темпы роста отдельных показателей деятельности.

В работе [21] показано, что стоимость предприятия имеет сложную внутреннюю структуру и может быть представлена четырехуровневой моделью, включающей балансовый, операционный, инвестиционный уровни и уровень стоимости динамической гибкости. Кроме того, в работе [22] предложена система показателей оценки различных составляющих стоимости, а в работе [17] данная система показателей использована для формирования динамической модели развития торгового предприятия на основе роста стоимости. Схема указанной динамической модели стоимости на примере торгового предприятия следующая:

(3)

I(ЧА)> I(ИК)> 0;

I(ЭП) > I(ЧП) > I(ПрР) > I(ВД) > I(Вр) > 0;

I(РИ) > I(NPV) > I(И) > 0;

I (ИнК)> 0.

На основе указанной модели может быть разработан алгоритм прогнозирования стоимости, представленный на рисунке. Как видно, система основывается на комплексе темпов прироста показателей, определяющих рост различных составляющих стоимости, таких как: темпы прироста чистых активов, инвестированного капитала (по блоку балансовой составляющей фундаментальной стоимости); темпы прироста выручки, валового дохода, прибыли от реализации, чистой прибыли, экономической прибыли (по блоку операционной составляющей фундаментальной стоимости); темпы прироста валовых инвестиций, чистого приведенного дохода от инвестиций и рентабельности инвестиций (по блоку инвестиционной составляющей фундаментальной стоимости); темпы прироста интеллектуального капитала (по блоку составляющей динамической гибкости)

п

Расчет текущего значения стоимости предприятия V на основе методов MVA или CVA.

Расчет исторических значений основных показателей, определяющих стоимость предприятия: ЧА, ИК, Вр, ВД, ПрР, ЧП, ЭП, И, ^ V, РИ, ИнК.

Расчет исторических значений темпов прироста основных показателей, определяющих стоимость предприятия: ДЧА), ДИК), ДВр), КВД), КПрР), ¡(ЧП), ¡(ЭП), КИ), ЩРГ), ¡(РИ), КИнК).

Расчет матрицы перехода на шаге прогнозирования (+п): 2^*—я —(1,*—п—I)), основанной на учете ретроспективных данных.

©

Расчет прогнозных значений темпов прироста основных показателей, определяющих стоимость предприятия на шаге прогнозирования ^+п)\Х{г -1-/1}=д(г+л-2,г-1-л-1,сту(и+я-1))Аг(/-1- /*-1) .

Расчет прогнозных значений прироста фундаментальной стоимости предприятия на шаге прогнозирования +п):

= +АУо(„я) + +

Расчет прогнозного значения фундаментальной стоимости пред-8 I приятия: V^^'j^+AV^

п = и + 1

Разработано Пироговой О.Е.

Рис. Алгоритм прогнозирования фундаментальной стоимости предприятия

Вначале осуществляется расчет текущего значения стоимости предприятия на основе известных методов экономической добавленной стоимости EVA, рыночной добавленной стоимости MVA или денежной добавленной стоимости CV4. Далее, в соответствии с динамической моделью иерархической системы стоимости предприятия (3), производится расчет исторических значений основных показателей, определяющих рост стоимости предприятия, а также темпов их прироста. Блоки 4 - 9 алгоритма, представленного на рисунке, могут повторяться необходимое количество раз в зависимости от глубины прогноза. Они включают в себя расчет матрицы перехода на шаге прогнозирования, расчет прогнозных значений темпов прироста.

В отличие от алгоритмов прогнозирования, рассматриваемых в рамках развития методов школы Шаланова, где в качестве исходных данных используются размерные значения показателей деятельности предприятия, в данном подходе прогнозированию подвергаются темпы прироста основных показателей финансово-экономической деятельности предприятия, как относительные показатели, которые характеризуют прежде всего качество системы. Это позволяет избежать влияния трендового изменения исходных данных, а с другой стороны - сохранить основное преимущество данного метода прогнозирования - системность, через комплексный учет всех основных факторов, влияющих на результаты функционирования моделируемой системы.

Таким образом, на основе анализа подходов к прогнозированию стоимости предприятия, в статье предложена модификация методика прогнозирования стоимости на основе цепей Шаланова, которая реализует концепцию системного прогнозирования. В предложенном подходе учтена структура фундаментальной стоимости предприятия, а также соблюдены принципы динамической сопоставимости показателей, которые используются для оценки качества развития предприятия на основе стоимости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабич Т.Н., Вертакова Ю.В. Стратегическое планирование кластеров промышленности // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2016. № 1 (27). С. 8-12.

2. Вертакова Ю.В., Козьева И.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Курский гос. технический ун-т. Курск, 2009.

3. Петров А.Н. Сущность понятия «планирование» в условиях рынка // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2010. № 4. С. 141-147.

4. Стратегический менеджмент / Под ред. А.Н. Петрова. СПб.: Питер, 2015. 400 с.

5. Шаланов Н.В. Экономическая диагностика эффективности деятельности торгового предприятия. Омск: Омский экономический институт, 2008. 116 с.

6. Соколов Е.В., Киселев А.Ю. Комплексный метод прогнозирования основных экономических показателей предприятий // Контроллинг. 2008. № 3 (27). С. 46-55.

7. Лиханова З.К. Прогнозирование стоимости бизнеса и управление денежными потоками: альтернативный подход // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 2.

8. Мочулаев В.Е. Прогнозирование амортизационных отчислений, капитальных вложений и продажи активов при оценке рыночной стоимости предприятия. // Молодой ученый. 2013. № 2 (49). С. 173-178.

9. Баширов И.Х., Локтев Э.М., Саркисян Л.Г. Маркетинговые аспекты формирования бизнес-концепции торгового предприятия // Экономика, предпринимательство и право. 2015. Т. 5. № 3. С. 139-150.

10. Коупленд Т., Колер Т., Мурин Дж. Стоимость компании: оценка и управление. М., 1999. 232 с.

11. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и техника оценки любых активов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

12. КудинаМ.В. Теория стоимости компании. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010. 368 с.

13. Пирогова О.Е. Управление развитием предприятия на основе конвергенции концепций стоимостного управления и устойчивого экономического развития // Известия Юго-Западного государственного университета. 2013. № 3. С. 69-75.

14. Тонких А. С. Построение модели экономического роста предприятия нефтяной промышленности. Екатеринбург; Ижевск: ИЭ, 2012. 36 с.

15. Ивашковская И.В. Моделирование стоимости компании. Стратегическая ответственность совета директоров. М.: ИНФРА-М, 2009. 430 с.

16. Луговой Р.А., Мазелис Л.С., Солодухин К.С. Концептуальная модель распределения стоимости между стейк-холдерами организации // Сегодня и завтра российской экономики. 2010. № 40. С. 73-82.

17. Пирогова О.Е. Динамическая модель развития торгового предприятия на основе роста стоимости // Управленческое консультирование. 2016. № 9 (93). С. 95-106.

18. Сердюкова Е.В. Моделирование финансового состояния организации в рамках финансового мониторинга // Экономические науки. 2009. № 7 (56). С. 267-270.

19. Белов В.В., Чистякова В.И. Моделирование и прогнозирование бизнес-процессов с помощью алгоритмов самоорганизации формальных описаний // Бизнес-информатика. 2008. № 4 (06). С. 37-45.

20. Шаланов Н.В. Системный анализ. Кибернетика. Синергетика: Математические методы и модели. Экономические аспекты. Новосибирск: НГТУ, 2008. 288 с.

21. Пирогова О.Е. Фундаментальная стоимость - основа формирования системы управления развитием торгового предприятия // Экономика и управление. 2015. № 5. С. 49-55.

22. Пирогова О.Е. Иерархическая система показателей стоимости в системе управления развитием торгового предприятия // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: экономика и право. 2016. № 4. С. 43-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.