Научная статья на тему 'Прогнозирование обеспечения региональной экономики квалифицированными кадрами'

Прогнозирование обеспечения региональной экономики квалифицированными кадрами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
861
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ КАДРАМИ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАДРОВОЙ ПОТРЕБНОСТИ / МОНИТОРИНГ РЫНКА ТРУДА И РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / SATISFACTION OF THE REGIONAL ECONOMY’S DEMAND FOR QUALIFIED WORKFORCE / FORECASTING DEMAND FOR WORKFORCE / MONITORING OF THE LABOUR AND EDUCATIONAL SERVICES MARKETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мокроносов Александр Германович, Вершинин Александр Андреевич, Прудников Дмитрий Михайлович

Рассматриваются проблемы кадрового обеспечения экономики, прежде всего дисбаланс между подготовкой специалистов учреждениями профессионального образования и реальной потребностью в кадрах региональной экономики. Решить проблему предлагается посредством обеспечения планов подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов достоверными прогнозами кадровой потребности. Представлены методические подходы к прогнозированию кадрового обеспечения региональной экономики. Предложена многофакторная модель долгосрочного прогнозирования, изложено содержание основных этапов прогностической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мокроносов Александр Германович, Вершинин Александр Андреевич, Прудников Дмитрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forecasting the Satisfaction of the Regional Economy’s Demand for Qualified Workforce

The article looks at the problems of satisfaction of the economy demand for workforce, primarily at the imbalance between preparation of the specialists by institutions of vocational education and regional economy’s actual need for qualified staff. To solve the problems the authors suggest enhancing academic plans by adding reliable forecasts of the demand for workforce to them. The article lists methodological approaches to forecasting the degree of satisfaction of the regional economy’s demand for workforce. A multi-factor model of long-term forecasting is proposed, and main stages of prognosticating activities are described.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование обеспечения региональной экономики квалифицированными кадрами»

© Мокроносов А. Г., Вершинин А. А., Прудников Д. М., 2012

МОКРОНОСОВ Александр Германович

Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории

Российский государственный профессионально-педагогический университет

620012, РФ, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11 Контактный телефон: (950) 541-27-72 e-mail: amokronosov@mail.ru

ВЕРШИНИН Александр Андреевич

Руководитель методического центра НИИ экономики профессионального образования

Российский государственный профессионально-педагогический университет

620012, РФ, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11 Контактный телефон: (909) 702-35-47 e-mail: amokronosov@mail.ru

ПРУДНИКОВ Дмитрий Михайлович

Аспирант кафедры экономической теории

Российский государственный профессионально-педагогический университет

620012, РФ, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11 Контактный телефон: (908) 916-32-27 e-mail: dmprud@mail.ru

Прогнозирование обеспечения региональной экономики квалифицированными кадрами

Ключевые слова: обеспеченность региональной экономики квалифицированными кадрами; прогнозирование кадровой потребности; мониторинг рынка труда и рынка образовательных услуг.

Аннотация. Рассматриваются проблемы кадрового обеспечения экономики, прежде всего дисбаланс между подготовкой специалистов учреждениями профессионального образования и реальной потребностью в кадрах региональной экономики. Решить проблему предлагается посредством обеспечения планов подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов достоверными прогнозами кадровой потребности. Представлены методические подходы к прогнозированию кадрового обеспечения региональной экономики. Предложена многофакторная модель долгосрочного прогнозирования, изложено содержание основных этапов прогностической деятельности.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г. в стране должна быть выстроена новая отраслевая и региональная структура экономики, соответствующая мировым тенденциям развития. Модернизация экономики, в свою очередь, неизбежно отразится на характере занятости населения, профессионально-квалификационной структуре рабочей силы.

Решать проблемы кадрового обеспечения региональной экономики в перспективе придется при наличии таких негативных тенденций развития рынка труда, как сокращение трудовых ресурсов в результате сокращения численности населения

трудоспособного возраста, территориальная несбалансированность трудовых ресурсов, масштабный приток дешевой низкоквалифицированной иностранной рабочей силы, неэффективная занятость.

Особенно острой является проблема несоответствия региональных рынков труда и рынков услуг профессионального образования. В настоящее время учреждения профессионального образования, занятые подготовкой специалистов, слабо учитывают перспективные потребности экономики. Развитие системы профессионального образования всё более приобретает догоняющий характер по отношению к потребностям развивающейся российской экономики. Учреждения, выпускающие профессиональные кадры, в отсутствие обоснованных прогнозов кадровой потребности на перспективу, ориентируются не на ожидаемую конъюнктуру рынка труда и запросы работодателя, а на сложившийся спрос со стороны населения на те или иные специальности и образовательные программы, что приводит к дисбалансу между подготовкой специалистов учреждениями профессионального образования и реальной потребностью в кадрах региональной экономики [1]. Основными причинами дисбаланса являются: значительный временной лаг между принятием решения по профессиональному самоопределению и получением профессии, отсутствие у значительной части выпускников профессиональной стратегии, неравномерный доступ к информации участников рынка труда, субъективный подход к выбору будущей профессии, особенности системы призыва на военную службу. Вследствие сложившегося дисбаланса значительная часть выпускников учреждений профессионального образования является невостребованной в экономике региона.

Для устранения вышеуказанных противоречий за основу планов подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов следует принять как среднесрочные, так и долгосрочные кадровые потребности региональной экономики. Соответственно, необходима система прогнозирования кадровой потребности, учитывающая долгосрочные социально-экономические приоритеты региона и возможности региональной системы образования. Система должна быть комплексной, динамичной и гибкой, а ее формирование требует приложения совместных усилий государственных, общественных структур и бизнес-сообщества. Особенно актуально создание такой системы прогнозирования в свете реализации положений Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», предусматривающего создание и модернизацию 25 млн высокотехнологичных рабочих мест к 2020 г.

В настоящее время существуют различные методические подходы к прогнозированию спроса на рабочую силу. Для большинства из них характерны дифференциация методологии относительно национального, регионального, локального и отраслевого уровней, выделение компонентов совокупной занятости и учет специфики их изменений. Для расчета кадровой потребности используется сочетание экспертных, статистических и математических методов, учитывается также баланс трудовых ресурсов.

Вместе с тем результаты обобщения научных трудов отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме показывают, что существующие методические разработки не позволяют составить достаточно объективный прогноз кадровой потребности, поскольку не учитывают всей полноты факторов, влияющих на социально-трудовую сферу. К числу таких факторов можно отнести, например, миграцию, демографию, влияние технической модернизации на качество рабочих мест. Кроме того, большинство предлагаемых методик имеют небольшой горизонт прогнозирования, который не отражает в полной мере тенденции «длинноволновой» динамики социально-экономического развития, обусловленные сменой технологических укладов.

Проблему прогнозирования региональной потребности в специалистах необходимо рассматривать с позиций не только методологии и методики прогнозирования,

но и организации систематической прогностической деятельности на региональном уровне. Только организация систематического мониторинга с постоянным уточнением и корректировкой прогнозных данных о состоянии рынка труда и образовательных услуг позволит получить прогноз с высокой степенью точности и достоверности.

Для обеспечения опережающего характера профессионального образования необходимо перейти от прогнозирования кадровой потребности к прогнозированию кадровой обеспеченности, позволяющему оценить способы решения кадровых проблем.

Попытка учесть вышеперечисленные требования предпринята коллективом Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ) при разработке системы прогнозирования региональной кадровой потребности [1; 2]. Методические подходы к долгосрочному прогнозированию кадровой потребности были апробированы в процессе разработки Схемы кадрового обеспечения отраслей экономики Свердловской области до 2015 г. [3].

Основными преимуществами данного подхода к прогнозированию кадровой потребности являются: комплексность; многофакторный учет; сочетание среднесрочного и долгосрочного временных периодов; сравнительная простота в применении; взаимосвязь макроэкономических расчетов потребности в кадрах в целом и по видам экономической деятельности с микроэкономическими методами анализа потребности в кадрах предприятий и организаций в разрезе уровней образования, специальностей и профессий, уровней квалификации с последующей балансировкой макро- и микроэкономических расчетов; учет результатов прогноза баланса трудовых ресурсов; реализация не только прогноза потребности в кадрах, но и прогноза ее обеспечения за счет различных факторов; возможность использования технологии прогнозирования на уровне муниципальных образований.

Предлагаемый методологический подход к прогнозированию кадровой обеспеченности обусловливает следующие этапы осуществления прогностической деятельности.

1 -й этап - сбор информации. Осуществляются регулярный сбор статистической информации, а также мониторинг заявленной кадровой потребности от работодателей.

Основными источниками информации, обеспечивающей прогнозную деятельность, являются:

• статистическая информация о численности населения, в том числе по основным возрастным группам, о балансе трудовых ресурсов, об отраслевой, половозрастной и образовательной структурах занятого и экономически активного населения, о занятом населении по профессионально-квалификационным группам, о выпуске учреждениями профессионального образования, в том числе по укрупненным группам специальностей и профессий, о валовом региональном продукте, об отгрузке и обороте по видам экономической деятельности;

• информация от службы занятости населения региона о структуре незаполненных вакансий и составе зарегистрированных безработных в разрезе специальностей и профессий;

• информация о перспективном развитии экономики (исследования на основе вторичного анализа статистических данных и выявления трендовых тенденций в сфере занятости, программы и проекты социально-экономического развития региона и отраслей экономики региона, планы и программы инвестиций в реальный сектор экономики региона, планы и программы развития крупнейших предприятий региона);

• данные мониторинга заявленной организациями региона потребности в кадрах в разрезе уровней образования, специальностей, профессий и уровней квалификации;

• результаты обследования заявленного домохозяйствами спроса на услуги образовательных учреждений и отдельные образовательные программы. Анализ осуществляется через социальные сети методом анкетирования с предоставлением доступа к результатам прогнозирования кадровой потребности.

2-й этап - предварительная обработка и анализ собранных данных. Производятся обобщение собранной информации и расчет ряда показателей на прогнозируемый период, используемых затем при прогнозировании обеспеченности кадров региональной экономики. Это касается, прежде всего, демографического прогноза, к основным прогнозируемым показателям которого относятся численность постоянного населения, численность постоянного населения по основным половозрастным группам, численность выпускников средней и основной школы.

На основе результатов анализа программ и планов развития региона предварительно рассчитывается прогноз структуры занятого населения по видам экономической деятельности с учетом трендов по производительности труда для реального сектора экономики и нормативным методом - для бюджетных отраслей с использованием данных демографического прогноза. Осуществляется прогнозирование баланса трудовых ресурсов по общепринятым методикам, в зависимости от которого корректируется прогноз структуры занятого населения по видам экономической деятельности.

По статистическим данным, дополненным данными от работодателей, раз в пять лет рассчитываются половозрастная и образовательная структуры занятого населения по видам экономической деятельности по базовому для прогнозирования году.

На этом же этапе проводится экспертная оценка рабочих мест по видам экономической деятельности на их соответствие современным технологическим и социально-экономическим стандартам; обобщаются данные, полученные в результате мониторинга потребности в кадрах заявленной организациями региона; производится распределение по укрупненным группам специальностей и профессий. На основании данных статистики и анализа программ развития образования прогнозируется выпуск специалистов по укрупненным группам специальностей и профессий учреждениями профессионального образования региона. Выявляются тенденции развития кадровой потребности организаций региона в разрезе уровней образования, специальностей, профессий и уровней квалификации. Кроме того, проводится экспертное матричное исследование действующей и перспективной структур занятого населения в разрезе видов экономической деятельности по уровням образования, укрупненным группам специальностей и профессий и уровням квалификации.

3-й этап - прогнозирование кадровой потребности. Осуществляется прогноз обеспечения экономики в кадрах, построенный на основе балансовой многофакторной модели [4]. Модель предусматривает учет трех групп факторов, влияющих на обеспечение кадрами региональной экономики:

а) факторы, формирующие потребность:

• имеющиеся на момент оценки в экономике свободные вакансии;

• предполагаемое выбытие из экономики персонала по возрасту;

• создаваемые новые рабочие места;

б) факторы, уменьшающие потребность в персонале:

• ликвидация рабочих мест вследствие полного износа или отсутствия общественной необходимости их существования;

• рост производительности труда;

в) факторы, обеспечивающие потребность в персонале:

• привлечение в экономику лиц, вступающих в трудоспособный возраст;

• привлечение в экономику выпускников учреждений профессионального образования;

• увеличение экономической активности трудоспособного населения в результате успешного социально-экономического развития общества;

• увеличение экономической активности населения старше трудоспособного возраста;

• привлечение в экономику дополнительного числа трудовых мигрантов.

Общая потребность экономики в подготовке специалистов определяется на основе учета влияния первых двух групп факторов.

Основной составляющей региональной потребности экономики в персонале является потребность в кадрах каждой из отраслей:

Пэ = , (1)

і=1

где ПЭ - потребность экономики в персонале; I - количество отраслей экономики; П - потребность в кадрах і-й отрасли.

Потребность отраслей экономики в кадрах складывается из потребности в персонале предприятий этих отраслей. Кроме того, должно быть учтено движение рабочих мест в отраслевом разрезе - их ликвидация (в связи с интенсификацией производства, инновационным развитием, ростом производительности и т. д.) и создание (в связи с повышением активности населения, планами развития):

Пі =£Пг + РЫ-03Д - ры:икв, (2)

Г = 1

где П. - потребность предприятия г в персонале; Я - количество предприятий в отрасли; РМ‘созд - вновь создаваемые рабочие места в отрасли; РМЛикв - ликвидируемые рабочие места в отрасли.

Создание и ликвидация рабочих мест в отрасли могут быть учтены с помощью системы коэффициентов, понижающих и повышающих потребность в персонале:

Пі =Е п. • К„р • , (3)

г=1

где К - коэффициент увеличения объемов производства в отрасли; К - коэффициент технического и технологического развития отрасли.

Потребность каждого предприятия в персонале формируется исходя из имеющихся в настоящий момент вакансий, информации о выбытии персонала по возрасту, планов перспективного развития предприятия, в связи с созданием новых рабочих для реализации расширения производства и ликвидацией рабочих мест вследствие их полного износа или отсутствия необходимости их существования:

П = В+ РМГ - РМГ , (4)

г г созл ликв *

где Вг - имеющиеся на предприятии вакансии; РМ^.03Д - вновь создаваемые рабочие места на предприятии; РМДИКВ - ликвидируемые рабочие места на предприятии.

Необходимо отметить, что потребность предприятий (отраслей) по уровням образования, специальностям и профессиям не следует отождествлять с заказом на образовательные услуги вследствие активного развития различных видов профессионального обучения, реализуемых предприятиями самостоятельно:

П *3,, (5)

где З - заказ предприятий образовательным учреждениям на подготовку квалифицированных кадров по уровням образования, группам специальностей и профессий.

Заказ предприятиями специалистов и квалифицированных рабочих складывается из следующих составляющих [4]:

З = З + З + З , (6)

г впо спо нпо ' '

где З - заказ предприятиями образовательным учреждениям количества персонала с высшим уровнем профессионального образования; Зспо - заказ предприятиями

образовательным учреждениям количества персонала со средним уровнем профессионального образования; Знпо - заказ предприятиями образовательным учреждениям количества персонала с начальным уровнем профессионального образования.

В целом модель прогноза потребностей в подготовке персонала по уровням образования, профессиям и специальностям имеет следующий вид:

ПГГ= У

*=1

У[У(УЗ4к' • к' • к' II-кс* • кс* • кс* • кс* • ксс

'г досч V пр тех д/п н/а д/о п/п п/о

с=1 V '=1 V г=1 у У

(7)

где Пподг - количественная потребность в подготовке персонала по уровням образования, профессиям и специальностям; С - количество уровней образования; С, Р - количество специальностей и профессий соответственно; кд/п - коэффициент движения рабочей силы по профессиям, специальностям (в рамках одной отрасли); кн/а - коэффициент экономически неактивного населения (не приступающего к работе после получения образования); кд/о - коэффициент движения рабочей силы по уровням образования (специалист приступает к работе не в соответствии с полученным уровнем образования); кп/п - коэффициент привлечения специалистов из других отраслей; кп/о - коэффициент привлечения специалистов с другим уровнем образования.

Потребность экономики в подготовке квалифицированных кадров по уровням образования, специальностям и профессиям можно представить следующим образом:

ппо=У(У[Уз'вп°ск' • к' • к' ||• квпос• квпос• квпос• квпос• квпос,

впо 'г досч V п р тех д/п н/а д/о п/п п/о

С = 1 V ' = 1 V г = 1 У У

П“оПдо = У (У (У з'спос к' • к' • к' 11 кспос • кспос • кспос • кспос • кспос, (8)

спо 'г досч V п р тех д/п н/а д/о п/п п/о

С=1 V ' = 1 V г = 1 УУ

* НПо = У(У(У3>к' • к' • к' )]• кр • кр • кр • кр • кр .

нпо досч V п р тех д/п н/а д/о п / п п/о

с=1 V '=1 V г=1 Уу

4-й этап - формирование базы данных по кадровым прогнозам. Этап предполагает ведение электронной базы данных по прогнозным показателям потребности экономики региона в кадрах с детализацией по группам специальностей, уровням образования, муниципальным образованиям.

Полученные результаты прогнозирования аккумулируются в единый информационный массив. Далее производят дифференциацию региональной потребности по территориальному принципу, а также детализацию укрупненных групп специальностей по отдельным профессиям. Информация уточняется и актуализируется посредством мониторинга заявленной организациями региона потребности в кадрах, а также получаемой через социальные сети информации от домохозяйств по заявленному спросу на услуги образовательных учреждений и отдельные образовательные программы.

5-й этап - организация социальной сети. Прадполагается создание интернет-инфраструктуры, одновременно выполняющей три задачи:

1) предоставление доступа к результатам прогнозирования всем заинтересованным группам:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• исполнительным органам государственной власти и органам муниципального самоуправления;

• рекрутинговым агентствам;

• учреждениям профессионального образования;

• домохозяйствам;

• работодателям;

2) содействие в сборе информации от работодателей и домохозяйств. Предоставление информации от этих групп может быть мотивировано предоставлением доступа к результатам прогнозирования;

3) препятствие неравномерному распределению доступа к информации разных участников рынка труда. Повышает профессиональную мобильность населения, позволяя домохозяйствам формировать свою профессиональную стратегию на основе существующей и перспективной конъюнктуры рынка труда и образовательных услуг.

Результатом организации мониторинга и прогнозирования обеспеченности потребности региональной экономики в трудовых ресурсах должно стать повышение точности прогнозирования, что в конечном счете призвано снижать напряженность на рынке труда, вызванную дисбалансом между потребностью региональной экономики в квалифицированных кадрах и профессионально-квалификационной структурой населения, способствовать более тесному взаимодействию исполнительных органов государственной власти, центров занятости населения, органов местного самоуправления, учреждений профессионального образования, работодателей и их объединений, общественных организаций в реализации единой государственной политики в области профессионального образования.

Источники

1. Вершинин А. А. Методические подходы к долгосрочному и среднесрочному прогнозированию потребности в персонале организаций Свердловской области // Служба занятости. 2008. № 2.

2. Разработка методических рекомендаций по прогнозированию потребности экономики Свердловской области в подготовке кадров: отчет о научно-исследовательской работе / М-во образования РФ ; Федеральное агентство по образованию ; РГППУ Екатеринбург, 2007.

3. Схема кадрового обеспечения отраслей экономики Свердловской области на период до 2015 года / Правительство Свердловской области ; М-во экономики и труда Свердловской обл. Екатеринбург, 2006.

4. Мокроносов А. Г., Матафонов М. Э., Прудников Д. М. Прогнозирование потребности в специалистах экономики региона // Вестн. УрФУ Сер. Экономика и управление. 2012. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.