Научная статья на тему 'Проблемы моделирования кадровой потребности региональной экономики'

Проблемы моделирования кадровой потребности региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
533
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВАЯ ПОТРЕБНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ / СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ / СТРУКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕРСПЕКТИВНЫЙ РЫНОК ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильева З. А., Филимоненко И. В.

На примере Красноярского края предлагается методический подход к прогнозированию кадровой потребности региональной экономики, предусматривающий периодическое построение среднеи долгосрочных прогнозов кадровой потребности и ежегодную корректировку по результатам мониторинга текущей кадровой потребности и трудоустройства молодых специалистов. Такой подход может повысить качество прогноза кадровой потребности региональной экономики и приема в региональную систему профобразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Васильева З. А., Филимоненко И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modeling problems of recruitment needs of regional economy

As the example of Krasnoyarsky region, double-level model of forecasting for the recruitment needs of regional economy is offered. The model provides of periodical mid-term and long-term forecasting for the recruitment needs and annual correction on the monitoring results of existing recruitment needs and young specialists employment. This model improves the quality of forecasting for the regional economy recruitment needs and admission to the professional establishments of the region.

Текст научной работы на тему «Проблемы моделирования кадровой потребности региональной экономики»

Вопросы отраслевой и региональной экономики

З.А. ВАСИЛЬЕВА,

И.В. ФИЛИМОНЕНКО

Проблемы моделирования кадровой потребности региональной экономики

На примере Красноярского края предлагается методический подход к прогнозированию кадровой потребности региональной экономики, предусматривающий периодическое построение средне- и долгосрочных прогнозов кадровой потребности и ежегодную корректировку по результатам мониторинга текущей кадровой потребности и трудоустройства молодых специалистов. Такой подход может повысить качество прогноза кадровой потребности региональной экономики и приема в региональную систему профобразования.

Ключевые слова: кадровая потребность региональной экономики, структура экономики, структура занятости, структура образования, перспективный рынок труда.

The modeling problems of recruitment needs of regional economy. Z.A. VASILYEVA, I.V FILIMONENKO.

As the example of Krasnoyarsky region, double-level model of forecasting for the recruitment needs of regional economy is offered. The model provides of periodical mid-term and long-term forecasting for the recruitment needs and annual correction on the monitoring results of existing recruitment needs and young specialists employment. This model improves the quality of forecasting for the regional economy recruitment needs and admission to the professional establishments of the region.

Key Terms: recruitment needs, regional economy, economic structure, recruitment needs of regional economy, economic structure, occupational structure, educational structure, prospective labor market.

Современные подходы к моделированию кадровой потребности региональной экономики [1, 3-6] обладают рядом ограничений. Среди них отметим три наиболее значимых:

ориентация на крупный и средний бизнес, в то время как региональное развитие сопровождается высокими темпами роста малого бизнеса. Так, в Красноярском крае ежегодные темпы роста оборота организаций малого бизнеса в 2009-2011 гг. составили 114,9 и 108,2 % против 110,6

и 101,6 % роста ВРП, а ежегодные темпы роста среднесписочной численности работников малых организаций равнялись106,14 и 103,3 % против 100,4 и 99,8 % роста среднегодовой численности занятых в экономике края;

отсутствие учета влияния ряда факторов, вызывающих структурные сдвиги в основных подсистемах региональной экономической системы: в экономике (по видам экономической деятельности и численности занятых), на рынке труда (по профессиям и квалификациям), в системе профессионального образования (по уровням подготовки, профессиям и специальностям). В числе таких факторов - реализация в регионе инвестиционных и инновационных проектов, развитие региональных технологических платформ (РТП), формирование перспективных рынков труда;

ориентация методов прогнозирования на ретроспективный период и тенденции развития, что не позволяет своевременно выявить и учесть изменения в качественном и количественном составе кадровой потребности региональной экономики. Как следствие, прогнозы кадровой потребности региональной экономики характеризуются невысоким уровнем точности и надежности, особенно при построении прогнозов по уровням образования, профессиям и квалификациям.

По нашему мнению, для повышения качества прогнозов кадровой потребности региональной экономики следует уточнить ключевые аспекты моделирования:

- региональные подсистемы, учитываемые при моделировании кадровой потребности экономики;

- факторы, влияющие на величину и структуру кадровой потребности;

- этапы процесса прогнозирования кадровой потребности региональной экономики по видам экономической деятельности (ВЭД), уровням образования, профессиям.

Среди региональных подсистем при моделировании кадровой потребности экономики выделяют следующие три: экономику, рынок труда и профессиональное образование [2].

Региональная подсистема «Экономика». Уровень развития экономики региона определяют такие показатели, как темпы роста совокупного ВРП, объемы выпуска продукции по ВЭД. Достижение заданных темпов роста при соответствующем уровне технологического развития экономики региона обеспечивается кадровыми ресурсами определенных специальностей, уровнем профессиональной подготовки и квалификации.

Основными проблемами прогнозирования кадровой потребности в данной подсистеме являются:

- прямая зависимость качества прогноза кадровой потребности от адекватности прогнозных темпов экономического роста региона реальным, в том числе по ВЭД. Как правило, при прогнозировании экономического роста используются модели, ориентированные на сложившиеся тенденции и структуру региональной экономики, в которых не учитываются инновационные факторы роста. Следовательно, несмотря на формирование нескольких сценариев экономического роста, используемые модели не позволяют добиться качественного изменения прогноза кадровой потребности;

- формирование прогнозных значений кадровой потребности экономики региона, в том числе по ВЭД, базирующихся на программах стратегического развития крупного бизнеса, направленных на реализацию крупных инвестиционных проектов (ИП), без учета организации системы малого и среднего бизнеса как инфраструктурного окружения крупного бизнеса.

Эти проблемы являются причиной того, что прогнозирование по сложившейся структуре экономики региона не позволяет определить перспективные рынки труда, направления, уровни и профили подготовки кадров.

Для их решения требуется установить перечень факторов, под влиянием которых происходят формирование компонент кадровой потребности региональной экономики, изменение их количественного и качественного состава, осуществляется обеспечение эффективной взаимосвязи между региональной экономикой, рынком труда и образованием [4].

Региональная подсистема «Рынок труда». На рынке труда удовлетворяется потребность региональной экономики в квалифицированных кадрах (в том числе выпускниках региональной системы профессионального образования) требуемого объема, уровня подготовки, направления подготовки и специальности.

Основной проблемой моделирования кадровой потребности в этой подсистеме является необходимость вычисления прогнозных значений не только совокупной кадровой потребности, но и потребности по ВЭД, уровням образования, профессиям и квалификациям в зависимости от любых изменений прогнозных значений экономического роста региона и его субъектов хозяйствования. Это, в свою очередь, влияет на соотношение совокупного спроса и предложения на рынке труда и формирование государственного заказа подготовки специалистов в системе профессионального образования.

Если необходимость в корректировке прогнозных значений экономического роста региона и его субъектов возникает часто, то система профессионального образования в силу своего инерционного характера не «успевает» за подобными изменениями в экономической подсистеме и дисбаланс спроса и предложения на региональном рынке труда усугубляется.

Совокупная потребность в кадрах складывается из следующих компонент: «на замену», «дополнительная (в связи с положительными темпами социально-экономического развития (СЭР), модернизации и обновления, инновационного развития)», профессиональные структуры которых под воздействием разных групп факторов изменяются по-разному:

кадровая потребность «на замену» - формируется на основе «инерционного сценария» экономического развития, базирующегося на традиционных факторах экономического роста. Согласно данному сценарию для каждого ВЭД необходимо ежегодно готовить столько молодых специалистов, сколько выбывает работников при сохранении тенденций в развитии отрасли и корреляции численности работников с трудоспособным населением [1, 3]. Структура кадровой потребности «на замену» стабильна на протяжении всего периода прогноза;

«дополнительная» кадровая потребность предполагает, что в экономику региона необходимо привлекать дополнительное количество кад-

ров для обеспечения положительных темпов экономического роста. Формируется по-разному:

«дополнительная в связи с положительными темпами СЭР, модернизации и обновления» - на основе прогнозных сценариев экономического развития, предусматривающих рост благодаря реализации включенных в программы СЭР региона инвестиционных проектов, базирующихся на существующем технологическом укладе. Прогноз данного компонента кадровой потребности строится с учетом сложившихся структур экономики (по ВЭД), занятости (по ВЭД и профессиям) и образования (по уровням подготовки, специальностям и профессиям);

«дополнительная в связи с темпами инновационного развития» - на основе прогнозных экспертных оценок формирования рынков труда, базирующихся на инновационных факторах роста, инновационных технологиях производства продукции и услуг либо инновационных технологиях управления регионом или его субъектами хозяйствования. Прогноз данного компонента кадровой потребности формируется с учетом изменения структур экономики (по ВЭД), занятости (по ВЭД и профессиям), и образования (по уровням подготовки, специальностям и профессиям).

Региональная подсистема «Профессиональное образование» должна «в идеале» удовлетворять ежегодную совокупную потребность экономики в квалифицированных кадрах трех уровней профессионального образования (высшее, среднее и начальное) и тем самым обеспечивать на рынке труда баланс «спроса» и «предложения» [1, 3]. Здесь объектом анализа и прогнозирования являются трудовые ресурсы, обладающие расширенной совокупностью профессиональных характеристик, среди которых [2, 6]:

- профессиональные компетенции, определяемые направлением подготовки, специальностью, профессией;

- навыки воздействия (управления) на ситуацию (текущую и перспективную) в конкретных сферах функционирования, обусловленные соответствующим уровнем образования, опытом и личными качествами.

Основными проблемами моделирования кадровой потребности в данной подсистеме являются:

- отсутствие аттестации рабочих мест в экономике региона, что не позволяет получить сведения о профессиональной структуре кадровой потребности;

- неточная и неполная информация о кадровых потребностях бизнеса относительно профессиональных компетенций работников в связи со стратегическими планами развития, что усиливает дисбаланс спроса и предложения на региональных рынках труда и образования;

- недостаточно эффективная система мониторинга занятости населения и трудоустройства выпускников (по полученной специальности, профессии).

При моделировании необходимо учитывать три группы факторов, влияющих на величину и качественный состав кадровой потребности региональной экономики: инвестиционные, социально-экономические, инновационные.

К первой группе относятся факторы, отражающие кадровую потребность инвестиционных проектов (ИП), которые в зависимости от масштабов влияния делятся на три категории:

значимые для отдельных субъектов хозяйствования региональной экономики - модернизируют деятельность отдельного предприятия, способны повысить его эффективность, но не влияют на изменение структуры региональной экономики из-за отсутствия межотраслевых мультипликативных эффектов. Результаты реализации этих проектов - обновление и реконструкция производственных фондов, повышение производительности труда в малом и среднем бизнесе. Региональные структуры занятости и профессионального образования не претерпевают изменений вследствие реализации данных ИП, поскольку они базируются на традиционных технологиях. Сроки реализации ИП не превышают 2 лет;

крупномасштабные - оказывают значительное влияние на развитие экономики региона, изменяют структуру экономики и занятости не только в тех сферах деятельности, где происходит реализация ИП, но и в смежных отраслях. Так, в Красноярском крае реализуются крупнейшие инвестиционные проекты «Освоение Ванкорского нефтегазового месторождения» (общая стоимость - 942,3 млрд руб., сроки реализации - 20032037 гг.) и «Комплексное развитие Нижнего Приангарья». Проекты одновременно охватывают несколько видов экономической деятельности: обрабатывающие производства, энергетику, транспорт, строительство, что приводит к увеличению их вклада в общий объем инвестиций в крае. Помимо этого, в 2011 г. в лесном комплексе Красноярского края началась реализация приоритетных инвестиционных проектов: «Организация переработки древесины в Кежемском районе Красноярского края» - в ООО «Приангарский ЛИК»; «Создание деревообрабатывающего производства полного цикла в г. Красноярске» - в ООО «Управляющая компания «Мек-ран»; «Расширение лесоперерабатывающего производства путем выпуска нового вида продукции и создание лесной инфраструктуры с целью освоения новых лесных массивов» - на ЗАО «Новоенисейский лесохимический комплекс» [7].

Крупномасштабные ИП вызывают структурные изменения в кадровой потребности в связи с появлением технологически новых рабочих мест в районах и городах региона. Изменение спроса на профессии происходит в связи с изменениями условий ведения бизнеса. Это внедрение новых технологических разработок, выполнение дополнительных функций, таких как информационное обеспечение, формирование и поддержка партнерских отношений с клиентами, разработка оптимальных схем доставки товаров до потребителей, формирование и поддержка благоприятного имиджа организации во внешней среде и пр. И как следствие со стороны бизнеса формируется потребность в специалистах нового уровня с расширенным набором компетенций, комплексом знаний и умений, соответствующих нескольким «узким» специальностям (например, прикладная информатика в экономике). Их подготовка осуществляется по 28 укрупненным группам специальностей с высшим, средним и начальным профессиональным об-

разованием. Следовательно, структура подготовки специалистов (структура образования) в соответствии с требованиями бизнеса должна быть количественно перераспределена по направлениям подготовки профессиональных кадров;

инновационные - связаны с внедрением принципиально новых технологий, материалов или продукции в экономику региона, что качественно изменяет структуру экономики, занятости и образования в результате формирования новых рынков продукции и услуг. Производство последних обеспечивается «новыми» профессиональными кадрами (профессиями, специальностями) и сопровождается ростом требований к качеству профессиональной подготовки. Виды экономической деятельности, в рамках которых реализуются инновационные проекты, формируют региональные технологические платформы (РТП). Например, по итогам 2011 г. Красноярский край вошел в тройку самых инновационных регионов России. Экспертами был отмечен очень высокий уровень системного подхода к развитию инновационного сектора. В крае в 2011 г. поддержку получили 18 инновационных компаний на сумму более 54 млн руб. [7].

Вторая группа факторов, влияющих на кадровую потребность региона, - социально-экономические. Они формируют перспективные рынки труда (ПРТ) с учетом занятости населения региона, скорости обновления экономики и темпов роста оборотов продукции (по ВЭД).

Перспективные рынки труда рассматриваются как расширяющиеся рынки ввиду роста потребности в традиционных профессиях и квалификациях (28 УГС), которые оказывают максимальное влияние на социальноэкономическое развитие региона. При диагностике ПРТ рассматриваются как рынки, для которых выполняются два условия: «максимальная доля занятых в экономике» и «значимость для экономики в настоящем и будущем». Такие рынки, как правило, формируют следующие отрасли:

отрасли, обеспечивающие продовольственную безопасность и социальную стабильность [9];

отрасли, обладающие мультипликативным эффектом; отрасли, где активно осуществляются процессы технологической модернизации [8];

ключевые отрасли, обеспечивающие обороноспособность, и базовые отрасли, составляющие основу функционирования экономики.

Третья группа факторов, влияющих на кадровую потребность, - инновационные факторы. Они формируют региональные технологические платформы с учетом инновационных показателей развития территории. Региональная технологическая платформа, являясь механизмом регионального развития, на основе государственно-частного партнерства обеспечивает выработку и реализацию стратегических приоритетов (технологической модернизации, создания и внедрения инноваций) в масштабах отдельных секторов экономики региона. Например, в Стратегии инновационного развития Красноярского края до 2020 г. в целях формирования региональных технологических платформ определены следующие приоритетные направления [10]:

- энергетика, энергоэффективность и энергосбережение;

- инновационные технологии модернизации систем жизнеобеспечения и безопасности территорий;

- инновационные технологии химического и нефтегазового комплекса (технологии добычи и переработки углеводородных ресурсов);

-комплексное освоение месторождений твердых полезных ископаемых;

-инновационные технологии строительного комплекса, новые материалы и конструкторские решения;

- инновационные технологии машиностроения;

- инновационные технологии в металлургии;

- информационно-телекоммуникационные и космические технологии для инновационного развития Сибири;

- трансляционная медицина;

- продовольственная безопасность Сибири, инновационные технологии производства, переработки и логистики сельскохозяйственной продукции;

- инновационные технологии комплексного использования лесных ресурсов;

- альтернативная энергетика и возобновляемые источники энергии;

- образовательные инновационные технологии для экономического и социокультурного развития Красноярского края.

Результатом развития региональных технологических платформ является формирование новых рынков труда в связи с потребностью в новых профессиях, специальностях и квалификациях, что является фактором качественных структурных изменений для экономики, занятости и профессионального образования в регионе. При диагностике ВЭД, в рамках которой могут формироваться «новые» рынки труда, используется критерий принадлежности ВЭД к сектору для создания и развития технологической платформы согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации и Красноярского края до 2020 г. [10, 11].

Таким образом, особенности влияния факторов на развитие экономики региона связаны с различными количественными и качественными структурными сдвигами, возникающими в экономике, занятости и образовании.

По нашему мнению, процесс прогнозирования кадровой потребности региональной экономики должен включать два уровня (см. рисунок):

- стратегический, обеспечивающий построение средне- и долгосрочного прогноза кадровой потребности экономики;

- операционный, позволяющий ежегодно корректировать результаты прогноза в соответствии с данными мониторинга занятости населения и с учетом результатов трудоустройства выпускников региональной системы профессионального образования по уровням подготовки и укрупненным группам специальностей.

На стратегическом уровне моделирования кадровой потребности рассматривается временной промежуток до 10 лет, в течение которого возможно изменение структур экономики, занятости, образования. Но в силу

инерционного характера эти структуры в долгосрочной перспективе изменяются непрерывно и плавно, поэтому при моделировании будем считать, что они обладают скачкообразным характером изменений, и поэтому на коротких временных интервалах будем рассматривать их как постоянные величины. В течение временного интервала в 3 года структуры экономики, занятости, образования, как правило, не претерпевают значительных изменений, а следовательно, на этом промежутке времени их можно считать постоянными.

Стратегический уровень

Период оценки: среднесрочный (3-5 лет) Период оценки: долгосрочный (5-10 лет)

Сценарий развития экономики в рамках базовых отраслей и традиционных технологий Факторы изменений: малые и средние инвестиционные проекты, значимые для отдельных субъектов хозяйствования; крупные инвестиционные проекты, способные количественно перераспределить структуру экономики региона Предположения: определенны и неизменны на протяжении всего периода прогноза: - структуры экономики и занятости; - структура образования Определяются компоненты кадровой потребности: «На замену» «Дополнительная в связи с положительными темпами СЭР, модернизации и обновления» Сценарий развития в рамках перехода к инновационной экономике Фактор изменений: инновационные проекты, формирующие региональные технологические платформы Предположения: - формирование новых рынков труда, - изменение в течение периода прогноза: структур экономики (по ВЭД); занятости (по ВЭД, уровням образования); образования (по уровням, специальностям, профессиям) Определяются компоненты кадровой потребности: «На замену» «Дополнительная в связи с положительными темпами СЭР, модернизации и обновления» «Дополнительная в связи с темпами инновационного развития»

1 1 1 1 { 1 i 1 { 1

Операционный уровень Период оценки: краткосрочный (до 1 года)

Мониторинг кадровой потребности по уровням образования, группам профессий, ВЭД:

- по заявкам предприятий и организаций, в том числе «на замену», на обеспечение роста;

- дополнительная для обеспечения потребностей инвестиционных проектов Исходные данные: тенденции рынка труда, заявки предприятий и организаций Мониторинг трудоустройства выпускников ОУ:

- количество трудоустроенных, в том числе по специальности / не по специальности; Исходные данные: анкетирование выпускников ОУ

Уровни моделирования кадровой потребности региональной экономики

Нужно отметить, что изменение обозначенных структур происходит не одновременно. Изначально отмечаются изменения в структуре экономики (внедрение новых технологий, появление новых рабочих мест, изменение условий труда). Затем на эти изменения реагирует рынок труда требованием специалистов нового уровня, «новых» профессий, специальностей. В последнюю очередь изменения затрагивают систему образования, которая обладает наибольшей устойчивостью.

Поскольку моделирование кадровой потребности региональной экономики в условиях постоянства и в условиях нестабильности структур экономики, занятости и образования принципиально различается, необходимо выделять два направления моделирования (см. рисунок):

- по сценарию развития экономики в рамках базовых отраслей и традиционных технологий. Предполагаются неизменными структуры региональной экономики (по ВЭД), занятости (по ВЭД и уровням образования) и образования (по уровням, специальностям и/или профессиям). Реализуется система среднесрочного прогнозирования (до 3-5 лет) кадровой потребности: «на замену» и «дополнительной в связи с положительными темпами СЭР, модернизации и обновления». Интервал стабильности 3-5 лет определяется тем, что новые крупные инвестиционные проекты, принятые к реализации в регионе, обычно завершают стадию строительства за 3-5 лет, в течение которых структуры региональной экономики, занятости и образования не изменяются. На данном этапе создается система долгосрочного прогнозирования перспективных рынков труда, не принимающих участия в развитии региональных технологических платформ, которая позволяет получить прогноз кадровой потребности на период до 5 лет, выстроить порядок формирования контрольных цифр подготовки кадров по укрупненным группам специальностей;

- по сценарию развития в рамках перехода к инновационной экономике: формируются новые рынки труда, изменяется структура экономики, занятости, образования. Создается система долгосрочного прогнозирования кадровой потребности: «дополнительная в связи с темпами инновационного развития» на основе диагностики перспективных рынков труда стратегического типа, формируемых под влиянием развития региональных технологических платформ. Система позволяет получить прогноз кадровой потребности на 5-10 лет, заключить соглашения с крупным бизнесом на участие в формировании профессиональной и материально-технической базы подготовки кадров.

Операционный уровень моделирования дает возможность уточнить структуру занятости по ВЭД, уровням образования, профессиям и квалификациям с учетом тенденций развития рынка труда и результатов мониторинга трудоустройства молодых специалистов региональной системы профессионального образования (в том числе по полученной специальности, профессии). На основе накопленной информации и с помощью эвристических методов прогноза до 3 лет определяются текущие и потенциальные изменения в структурах занятости и образования, что позволяет вовремя внести соответствующие корректировки на стратегическом уровне моделирования кадровой потребности региональной экономики. Целью мониторинга рынка труда и рынка образовательных услуг региона является создание единого информационного поля для ежегодной корректировки средне- и долгосрочных прогнозов кадровой потребности экономики региона.

Особое значение имеет корректировка кадровой потребности с учетом развития сети малых предприятий, в том числе инновационного типа, внедряющих новые технологии, продукты или услуги. В ходе прогнозиро-

вания кадровой потребности практически не учитываются специалисты, необходимые для работы в сфере малого бизнеса. Объясняется это тем, что субъекты малого и среднего бизнеса, не меняя структуру экономики, используемую для прогноза кадровой потребности, изменяют структуру занятости на рынках труда муниципальных образований. Заметим, что для обслуживания вновь созданного малого предприятия важна «команда» специалистов (не менее 3-5 человек) в области экономики, финансов, маркетинга, менеджмента, права и др. Однако на стратегическом уровне прогнозирования данная информация не учитывает кадровой потребности, что и обусловливает необходимость ее корректировки на операционном уровне моделирования.

Исходя из вышесказанного, моделирование кадровой потребности экономики региона предполагает создание эффективной системы стратегического прогнозирования и оперативного мониторинга кадровой потребности по уровням образования и профессиям. Такой подход к моделированию позволит повысить качество прогнозов кадровой потребности региональной экономики и создаст основу для формирования научно обоснованных прогнозов контрольных цифр приема в региональную систему профессионального образования. А это, в свою очередь, будет способствовать достижению максимального соответствия между потребностями экономики и возможностями системы профессионального образования.

Литература

1. Aлашеев С. Ю., Кутейницына Т.Г., Посталюк Н.Ю. Методика среднесрочного прогнозирования кадровых потребностей экономики региона: монография. - Самара: Профи, 2004. - 84 с.

2. Aрсентьева Н.М., Харченко И.И., Бусыгин B.n. Использование кадрового потенциала в инновационном и традиционном сегментах экономики региона // Регион: экономика и социология. - 2009. - № З. - С. 157-174.

3. Bасильев B.H., Гуртов B.A., Питухин B.A. и др. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации: монография. - М.: Техносфера, 2007. - 680 с.

4. Bасильева 3.A., Филимоненко HB., Разнова H.B. и др. Методологические аспекты прогнозирования кадровой потребности региональной экономики: монография. - Красноярск: Крас. ИПЦ КГТУ 2005. - 296 с.

5. Bасильева 3.A., Филимоненко HB., Разнова H.B. и др. Разработка методики прогнозирования спроса и предложения на рынке труда и образовательных услуг экономики муниципальных образований Красноярского края // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. докл. по материалам Пятой всероссийской научно-практической Интернет-конференции (22-2З окт. 2008 г.). - Петрозаводск: ПетрГУ 2008. - Кн. I. - С. 55-78.

6. Мокроносов A.E, Матафонов М.Э., Чучкалова Е.И. и др. Прогнозирование потребности региональной экономики в подготовке квалифицированных кадров: монография. - Екатеринбург: РГППУ, 2010. - 111 с.

7. Отчет об итогах социально-экономического развития Красноярского края за 2011 год, г. Красноярск, май 2012. - Режим доступа: http: // www.econ. krskstate.ru /ser_kray/itog [Дата обращения 15.06.2012].

8. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (до 20З0 г.). - М., 2008.- Режим доступа: http:// www.ras.ru/scientificactivity/scienceresults/prognosis.aspx [Дата обращения 20.06.2012].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика: промежуточный доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. - Режим доступа: http: // 2020 strategy.ru/documents/32710234.html [Дата обращения 20.05.2012].

10. Стратегия инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года «Инновационный край - 2020» / Правительство Красноярского края. - Красноярск, 2011. - Режим доступа: http://www.krskstate.ru/inno-vation/strategy [Дата обращения 20.05.2012].

11. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. - М, 2012. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/ sections/innovations/doc20120210_04 [Дата обращения 12.0З.2012].

References

Alasheev S.U., Kuteinicina T.G., Postaluk N.U. Metodika srednesrochnogo-prognozirovania kadrovikh potrebnostei ekonomiki regiona [Medium-term forecasting methodology for staffing needs in the regional economy]. Samara: Profi. 2004. 84 p.

Arsentieva N.M., Kharchenko I.I., Busygin V.P. Ispolzovanie kadrovogo po-tenciala v innovacionnom i tradicionnom segmentakh economiki regiona [Involvement of staff potential in innovative and traditional sectors of the regional economy]. Region: economika i sociologiya. 2009. № 3. pp. 157-174. Vasiliev VN., Gurtov VA., Pitukhin E.A. i dr. Rinok truda i rinok obrazovatelnukh uslug v subjektakh Rossiiskoi Federacii [Labor market and the market of educational services in the Russian Federation]. Moscow: Tekhnosphera, 2007. 680 p. Vasilieva Z.A., Filimonenko I.V, Raznova N.V i dr. Metodologicheskie aspektu prognozirovaniya kadrovoi potrebnosti regionalnoi economiki [Methodological aspects of forecasting staffing needs for the regionaleconomy]. Krasnoyarsk: Kras. IPC KGTU, 2005. 296 p.

Vasilieva Z.A., Filimonenko I.V, Raznova N.V! i dr. Razrabotka metodiki prog-nozirovania sprosa i predlojenia na rinke truda i obrazovatelnukh uslug economiki municipalnukh obrazovanii Krasnoyarskogo kraya [Development of methods to predict supply and demand in the labor and educational service markets of municipalities’ economy in the Krasnoyarsk region]. Spros i pre-dlojenie na rinke truda i rinke obrazovatelnukh uslug v regionakh Rossii: Sb. Dokladow po materialam Pjatoi Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi In-ternet-konferencii. Kn. I. - Petrozavodsk: PetrGU. 2008. pp. 55-78. Mokronosov A.G., Matafonov M.E., Chuchkalova E.I. i dr. Prognozirovanie potrebnosti regionalnoi economiki v podgotovke kvalificirovannikh kadrov [Forecasting needs of the regional economy in highly qualified cadre training]. Ekaterinburg: RGPPU. 2010. 111 p.

1.

2.

З.

4.

5.

6.

7. Otchet o itogah socialno - ekonomicheskogo razvitiya Krasnoyarskogo kraya za 2011 g. [Report on socio-economic development of the Krasnoyarsk Territory in 2011]. Krasnoyarsk. 2012. Available at http://www.econ. krskstate.ru /ser_ kray/itog (accessed 15.06.2012).

8. Prognoz nauchno-technologicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federacii na dol-gosrochnuyu perspektivu (do 2030) [Forecasting of scientific and technological development of the Russian Federation in the long term (up to 2030)]. Moscow: RAN. 2008. Available at http://mon.gov.ru/work/ nti/dok/str/ 08.12.18-prog.ntr.pdf (accessed 20.06.2012).

9. Strategiya-2020: Novaya model rosta - novaya socialnaya politika - Prome-gutochnii doklad o rezultatakh ekspertnoi raboty po aktualnum problemam socialno-economicheskoi strategii Rossii na period do 2020 g. [2020 Strategy: The new growth model - a new social policy - Progress report on the re-sults of the experts’ work on the topical issues of social and economic policy in Russia up to 2020]. Available at http://2020strategy.ru/documents/32710234.html. (accessed 20.05.2012).

10. Strategiya innovatsionnogo razvitiya Krasnoyarskogo kraya na period do 2020 g. «Innovatsionnui krai-2020». [The strategy of the Krasnoyarsk territory’s innovative development up to 2020]. Krasnoyarsk Territory. Gov. 2011. Available at http://www.krskstate.ru/innovation/strategy. (accessed 20.05.2012).

11. Strategiya innovatsionnogo razvitiya Rossiiskoi Federacii na period do 2020 g. [The strategy of the Russian Federation’s innovative development up to 2020]. Moscow: RF MinEc. 2012. Available at http://www.economy.gov.ru/ minec/activity/sections/innovations/doc20120210_04. (accessed 20.05.2012).

© BacH^beBa 3.A., Oh^hmohchko H.B., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.