А.Ю. Чурилин
УДК-656
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБЪЕМОВ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЛЕКСНОГО МЕЖОТРАСЛЕВОГО И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ
Аннотация. В статье рассмотрен перспективный метод прогнозирования объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом с использованием межотраслевого и межрегионального инструментария.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, прогноз объемов грузоперевозок, проблемы прогнозирования, межотраслевые и межрегиональные балансы.
Alexander Churilin
FORECASTING OF VOLUMES OF FREIGHT OF RAILWAY TRANSPORT USING COMPREHENSIVE INPUT-OUTPUT MODEL AND INTERREGIONAL TOOLS
Annotation. The article describes a promising method for forecasting the volume offreight by rail using input-output model and interregional balances.
Keywords: railway transport, forecast freight volumes, problems of forecasting, input-output model and interregional balances.
В последнее десятилетие в России наблюдается динамичный рост объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом. По итогам 2013 г. объемы перевозок грузов в железнодорожном сообщении в России составили 1392,6 млн т, что превышает аналогичный показатель 2003 г. на 11 %. По прогнозам ОАО «РЖД» к 2020 г. объемы перевозок грузов железнодорожным транспортом ОАО «РЖД» увеличатся до 1736,9 млн т, что на четверть выше показателей 2013 г. Однако важно понимать, на основании каких исходных данных, методик, с использованием каких инструментариев разрабатываются подобные прогнозы.
Железнодорожный транспорт - отрасль, требующая для своего развития больших капитальных затрат. Модернизация или строительство новой железнодорожной инфраструктуры, как правило, невозможны без значительных инвестиционных вложений, размеры которых часто на порядок превышают объемы необходимых инвестиций для развития других, смежных отраслей (например, морского транспорта). Государство или частный бизнес не станут вкладывать свои средства в проекты, эффективность которых находится под большим вопросом. С целью обоснования необходимости инвестирования средств в те или иные инфраструктурные проекты и проводятся специальные расчеты, демонстрирующие возможную экономическую и социальную отдачу от их реализации. Базой для этих расчетов и является обоснованный прогноз объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом [1].
Прогнозы объемов грузовых перевозок железнодорожным транспортом, разрабатываемые в России (не только ОАО «РЖД», но и другими организациями и государственными структурами), часто строятся, исходя из экспертных оценок, которые, в свою очередь, основаны на сценариях развития экономики страны, разработанных Правительством России, федеральных и региональных целевых программах, отраслевых стратегических документах, прогнозах объемов добычи природных ресурсов, а также прогнозах ведущих мировых экспертных организаций. То есть прогноз разрабатывается с учетом различных показателей перспективного развития как страны в целом, так и отдельных крупных элементов ее экономики (например, отраслей промышленности). Однако до 80 % всех объемов
© Чурилин А.Ю., 2014
перевозок грузов, предъявляемых к перевозке по сети ОАО «РЖД», приходится на достаточно ограниченное количество крупных компаний, стабильно пользующихся услугами железнодорожного транспорта. В связи с этим при разработке прогнозов ОАО «РЖД», помимо вышеупомянутых прогнозных документов, принимает во внимание и планы компаний-грузоотправителей (грузовладельцев) и грузополучателей [2].
Но разработка перспективных сценариев, основанных исключительно на обработке информации, получаемой от отдельных предприятий или иных участников рынка, заявляющих определенные проекты или даже конкретные объемы грузов, которые могли бы быть перевезены железнодорожным транспортом, не может в полной мере удовлетворять требованиям, предъявляемым к полноценному и реалистичному прогнозу. Основная сложность при использовании данных, предоставляемых субъектами рынка, пользующимися или планирующих воспользоваться услугами железнодорожного транспорта, заключается в том, что подобная информация часто является очень оптимистичной, не соответствует общим прогнозам как по отдельным отраслям экономики, так и в целом по социально-экономическому положению России и мира. А в случаях обработки заявок от предприятий или регионов, осуществляющих те или иные схожие или даже конкурирующие проекты, приходится сталкиваться с данными, которые явно противоречат друг другу.
С другой стороны, прогноз, основанный только на изучении макроэкономического уровня, не позволяет провести оценку целого ряда факторов, оказывающих значительное влияние на общее социально-экономическое положение России. А принимая во внимание зачастую точечный характер развития железнодорожной инфраструктуры, очевидно, что прогноз, построенный только на основе макроэкономических сценариев развития, не способен представить детализацию, необходимую для решения локальных задач. А кроме того, разработка прогноза требует учета перспективного развития инфраструктуры смежных/альтернативных видов транспорта, изменения конъюнктур мировых и отечественных товарных рынков, а также изменения тарифов на грузовые перевозки [3].
Решением системных проблем прогнозирования может быть разработка и использование инструментария межотраслевых балансов, направленные на получение углубленного научно-обоснованного сценарного прогноза объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом. В свою очередь, в дальнейшем это может быть использовано при разработке и обосновании перспективных мероприятий по развитию инфраструктуры железнодорожного транспорта с целью формирования доступной и устойчивой транспортной системы как инфраструктурного базиса для социально -экономического роста России.
При разработке соответствующего сценарного прогноза объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом необходимо основываться на единой базовой гипотезе преодоления инфраструктурных ограничений и формирования условий для транспортного обеспечения социально-экономического роста государства на основе опережающего развития транспортной инфраструктуры, увязанного с развитием отраслей экономики и регионов страны. Вариация перспективного развития натуральных показателей грузовой работы железнодорожного транспорта должна быть связана с различиями исходных условий, использованных при прогнозировании, и определяться такими основными долгосрочными тенденциями, как социально-экономическое развитие России, интенсивность реализации проектов развития предприятий, определяющих грузовую базу страны, развитие мировой экономики, конъюнктура внутренних и внешних рынков, расширение международных торгово-экономических связей. Сценарные развилки в прогнозных количественных параметрах должны предполагаться, главным образом, относительно перспективных уровней объемов перевозок, различия в номенклатурном составе грузовых потоков и их ориентации относительно видов перевозок (распределение между внутрироссийскими и международными перевозками).
Одним из условий построения прогноза объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом с применением инструментария межотраслевого и межрегионального баланса является выполнение принципа системного подхода, увязывающего перспективы развития предприятий и территорий (прогноз «снизу») с возможностями экономического развития отраслей и всей экономики России (прогноз «сверху»). Разработка прогноза «снизу» предполагает использование достаточно большого набора источников, отражающих перспективное развитие элементов экономической системы на разных уровнях. Основой для этого является, в частности, анализ содержания и возможностей важнейших перспективных макроэкономических, отраслевых и региональных программно-стратегических документов (программ, стратегий, концепций, схем развития) на предмет их использования при разработке прогноза выпуска основных видов продукции как базы грузоперевозок железнодорожным транспортом. Кроме того, при разработке прогноза «снизу» крайне важным является анализ текущей ситуации по ряду важнейших производственных инвестиционных проектов («точек роста») по производству (добыче) основных видов продукции. Эта задача может быть выполнена на основе информации, предоставляемой самими компаниями-операторами проектов в письмах, и из открытых информационно-аналитических источников.
Разработка прогноза «сверху» подразумевает использование расширенного модельного комплекса, позволяющего выполнить увязку параметров внутренних и внешних условий, систему межотраслевых связей, динамику и структуру производства. Разработка подобного модельного комплекса может выполняться в несколько этапов. На первом этапе необходимо провести подготовку статистической базы данных макроэкономической, региональной информации, натуральных и стоимостных показателей, статистики объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также актуализировать системы таблиц «затраты-выпуск» для Российской Федерации и федеральных округов в соответствии с опубликованными Росстатом новыми детализированными счетами. На втором этапе на основе полученных исходных данных разрабатываются системы моделей прогнозирования долгосрочной экономической динамики, строятся системы моделей, описывающие взаимодействие российской экономики и территорий (в разрезе федеральных округов и субъектов федерации), проводится разработка прогнозных межрегиональных моделей, увязанных с межотраслевой моделью Российской Федерации по номенклатуре грузов [4].
При формировании общей экономической динамики в долгосрочной перспективе ядром прогнозного комплекса будут являться межотраслевые и межрегиональные модели. Межотраслевой баланс позволяет оценить влияние происходящих в национальной экономике процессов как на сами задействованные сектора, так и на изменение общей макроэкономической ситуации в стране. Наличие большого объема фактической информации о текущей структуре затрат, структуре образования конечного спроса и добавленной стоимости позволит использовать межотраслевой баланс в качестве основы для решения задачи прогнозирования, связанной с согласованием стратегий развития различных элементов системы национальной экономики. Межотраслевой баланс как инструмент анализа и прогнозирования может позволить рассмотреть экономику как единый комплекс, в котором макроэкономические показатели формируются под воздействием связей, сложившихся между различными видами деятельности, текущим уровнем затрат, фактической структурой конечного потребления.
Принципиальное отличие подобных расчетов от классических расчетов на базе межотраслевого баланса состоит в том, что потоки грузов при этом формируются не только на основе отраслевой экономической динамики, но и с учетом региональных пропорций развития. Таким образом, расчеты производятся на базе комплексного межотраслевого и межрегионального инструментария, предполагающего выстраивание прогноза спроса и предложения по важнейшим видам грузов на базе прогноза развития российской экономики и отдельных регионов.
Однако сам по себе инструментарий межотраслевого и межрегионального балансов имеет ряд недостатков. Исходные данные, закладываемые в соответствующие прогнозные модели, зачастую представляют собой укрупненные показатели развития экономики и отраслей. Они не всегда учитывают конкретные проекты и факторы, способные повлиять на грузовую базу железнодорожного транспорта. В качестве одного из примеров можно привести проект строительства нефтяной трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан. Ввод в строй в 2012 г. указанной трубопроводной линии уже привел к резкому сокращению объемов экспортных перевозок нефтяных грузов железнодорожным транспортом на Дальнем Востоке. Однако общие объемы производства и потребления нефтегрузов по экспертным оценкам в ближайшие годы вырастут. И если не учитывать подобные крупные проекты, то по ряду межотраслевых и межрегиональных связей возможно получение завышенных или заниженных показателей. Поэтому модельный комплекс, основанный на межотраслевых и межрегиональных балансах, целесообразно использовать в увязке с разрабатываемыми прогнозами, основанными на подходе «снизу».
В итоге применение рассмотренных подходов к прогнозированию позволит существенно повысить качество разрабатываемых прогнозов. До сих пор слабым звеном в прогнозировании грузовой базы ОАО «РЖД» являлось недостаточное обоснование перспективных показателей с точки зрения развития российской и мировой экономики, отдельных регионов и отраслей промышленности. Межотраслевой и межрегиональный подход позволяет обосновать объемы перевозок во всех видах сообщения, связав их с важнейшими стратегическими документами в области управления экономикой и набором наиболее значимых инвестиционных проектов, реализующихся в различных отраслях российской экономики. Несмотря на сложность разработки подобных прогнозов, их значимость весьма высока для развития железнодорожной отрасли, поскольку от их точности в значительной степени зависит как вектор развития железнодорожного транспорта, так и вектор социально-экономического развития всей страны.
Библиографический список
1. Мачерет Д.А. Экономические проблемы грузовых железнодорожных перевозок / Д.А. Мачерет, И.А. Чер-нигина. - М.: МЦФЭР, 2004. - 235 с.
2. Разработка методов и прогнозирование объемов грузовых железнодорожных перевозок на краткосрочную и среднесрочную перспективу с учетом динамики макроэкономических показателей. - М.: ЗАО «ОНИЦ Перспективные технологии», 2006 - С. 159.
3. Методика прогнозирования объемов перевозок и размеров грузопотоков на сети ОАО «РЖД». - М.: Ги-протранстэи ОАО «РЖД», 2007 - С. 88.
4. Лисин В.С. Отрасль в системе межотраслевых связей: возможности анализа и прогнозирования / В.С. Лисин, М.Н. Узяков. - М.: ТЕИС, 2002. - С. 237.