Научная статья на тему 'Прогнозирование мотивации профессиональной деятельности преподавателя высшей школы на основе реализации психологических механизмов'

Прогнозирование мотивации профессиональной деятельности преподавателя высшей школы на основе реализации психологических механизмов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
184
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование мотивации профессиональной деятельности преподавателя высшей школы на основе реализации психологических механизмов»

4. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопр. психол. -1975.-№ 2.-с.31-45.

5.Мазилов В.А. Необходимость разработки коммуникативной методологии / В.А. Мазилов // Социальный психолог.- 2001.- № 1.- С. 6-13.

6. Фетискин Н. П., Козлов В.В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Учебное пособие. М. 2005. стр. 108-109.

© Н.В. Бойцова,2015

УДК 159.9.07

Н.В. Бойцова

старший преподаватель кафедры ИЯЕФ физико-технический фак-тет, Тверской государственный университет

Т.В.Миронова Преподаватель МОУ СОШ №21 г. Тверь Российская федерация

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ

Аннотация

Планирование и прикладное прогнозирование позволяет предвидеть развитие профессиональной мотивации как поступательное. Прогноз является предплановой разработкой многовариантных моделей развития профессиональной мотивации преподавателя. Развитие ведущих психологических механизмов на разных стадиях профессионализации позволяет предложить эффективный путь развития мотивации профессиональной деятельности.

Ключевые слова

мотивация, совокупность психологических механизмов, прогнозирование, эффективность,

деятельность.

Современная концепция управления социально-экономическими системами позволяет предвидеть вероятное будущее состояние психологических ресурсов и среды, в которой они существуют, вовремя предупредить возможные сбои и срывы профессиональной деятельности. Это может быть достигнуто с помощью прогнозирования мотивации профессиональной деятельности.

Современная наука располагает большим количеством разнообразных методов прогнозирования, где необходимое планирование и прикладное прогнозирование способно обеспечить развитие профессиональной мотивации как поступательное. [1,с. 186]

Прогнозирование практически во всех областях развития современного общества, затронуло и сферу профессиональной деятельности человека, и сферу общественного труда. Среди глобальных изменений в первую очередь необходимо отметить появление совершенно новых видов профессиональной деятельности и изменение отношения к профессиональной деятельности. В результате такого переосмысления высококвалифицированным специалистам необходимо повысить эффективность профессиональной деятельности и профессиональной компетентности. С одной стороны, это желание обусловлено необходимостью внедрения в практику психологических исследований, пониманием реального поведения человека, познанием его закономерностей [2,с.208]. С другой стороны, назрела необходимость раскрыть связи внутренних мотивационных тенденций человека к действию. Соответствующая мотивация позволяет преподавателю строить свое профессиональное развитие как поступательное восхождение, реализовать и полностью раскрыть психологические ресурсы, достичь высокого уровня профессионализма и индивидуального развития, предложить перспективный путь повышения эффективности профессиональной деятельности. Под прогнозом мы понимаем научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его существования. Прогноз является предплановой разработкой многовариантных моделей развития и достижения акме мотивации профессиональной

деятельности. Составляющие мотивации в прогнозе носят вероятностный характер и обязательно предусматривают возможность внесения корректировок. [3,c 625-630] Разработка прогнозов может осуществляется на основе реализации основных механизмов профессиональной деятельности.

Для определения ведущих механизмов мотивации профессиональной деятельности преподавателей высшей школы на разных возрастных этапах было проведено лонгитюдное исследование. Исходя из сущностной характеристики мотивации профессиональной деятельности преподавателя вуза, [4, c 320-326] исследование было основано на восьми механизмах профессиональной мотивации. Это: 1) механизм реализации личностного потенциала специалиста через самореализацию в системе формирования мотивации профессиональной деятельности (представление к награде или почетному званию; благодарность в приказе; желание больше заработать; быть высококвалифицированным педагогом);

2) механизм единства потенциального и актуального (сочувствие к отстающим студентам, желание помочь им, привить студентам интерес к науке);

3) механизм новообразования личности через профессиональную культуру (ответственность перед самим собой, своей совестью; желание быть на среди лидеров коллектива; желание быть высококвалифицированным педагогом, получить интеллектуальное удовлетворение, углубить свои знания в данной области);

4) механизм гуманизации траекторий профессионального становления в системе формирования мотивации профессиональной деятельности личности (стремление принести людям больше пользы, быть готовым к занятиям, привычка выполнять любое дело хорошо, добиваться успеха; желание помочь студентам стать настоящими людьми;

5) механизм развития компетентности (интерес к студентам, к своей профессии, к творческому поиску, к преподаваемой науке);

6) механизм интенсификации активности преподавателя мотивов (желание заслужить признание и доверие студентов; благодарность в приказе; заработать; требование со стороны администрации);

7) механизм технологизации и алгоритмизации (потребность в доброжелательном внимании к своим успехам, удачам; творческая атмосфера в коллективе; одобрение и требование со стороны администрации);

8) механизм рационального проектирования повышения мотивации профессиональной деятельности (интерес к творческому поиску, преподаваемой науке);

По результатам исследования на базе программы SPSS был составлен прогноз эффективной модели мотивации профессиональной деятельности. Первой группе преподавателей в возрасте до 30 лет со стажем работы менее 5 лет для развития соответствующей мотивации необходимо реализовать механизм новообразования личности через профессиональную культуру, механизм реализации личностного потенциала специалиста через самореализацию в системе мотивации профессиональной деятельности и механизм интенсификации активности преподавателя. Данные механизмы являются наиболее значимыми. Наименее значимые признаки данной группы - механизм единства потенциального и актуального и механизм гуманизации траекторий профессионального становления.

Второй группе преподавателей в возрасте от 30 до 40 лет со стажем работы от 5 до 10 лет механизм реализации личностного потенциала специалиста и механизм технологизации и алгоритмизации обеспечат развитие мотивации как поступательное. Наименьшее влияние на данную группу оказывает механизм развития компетентности. Прогноз для третьей группы преподавателей в возрасте от 40 до 50 лет со стажем работы от 10 лет и выше - механизм технологизации и алгоритмизации. Наименьшее влияние окажет механизм гуманизации траекторий профессионального становления. Надо заметить, что с увеличением стажа преподавателей значение всех групповых признаков способно уравниваться, в отличие от преподавателей с наименьшим стажем. Психологические механизмы профессиональной деятельности преподавателя высшей школы неодинаковы на разных стадиях профессионализации. Прогнозирование влияния психологических механизмов на мотивацию профессиональной деятельности может помочь преподавателю в выборе индивидуальных траекторий личностно-профессионального становления и развитии мотивации его профессиональной деятельности.

Список используемой литературы:

1. Владимирова, Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие /Л.П. Владимирова. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2005. - 398 с.

2. Деркач А.А. Акмеология /А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин.- СПб.: Питер, 2003.-256 с.

3. Душков Б.А., Смирнов Б.А., Королев А.В. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности. - Словарь.- М.: Академический проект, 2005. -848 с.

4. Егоршин А. П. Мотивация трудовой деятельности. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 464 с. .

© Н.В. Бойцова, Т. В. Миронова, 2015

УДК 159.923.2

О.А. Ерымовская

учитель, классный руководитель

ГБОУ «Специальная коррекционная школа-интернат №2» для детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья 8 вида

Г. Астрахань, Российская Федерация

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация

В статье исследуются аспекты формирование нравственной позиции учащихся образовательного учреждения. Акцентируется внимание на важности развития нравственного самоопределения и нравственной культуры для формирования нравственной позиции учащихся.

Ключевые слова

Нравственная позиция, нравственное самоопределение, нравственная культура, образовательное учреждение.

Сейчас все российское общество находится в состоянии нравственного самоопределения. Разрушение и возрождение идеологических и духовных основ социальной жизни, столкновение и взаимопроникновение различных культур, социальная и экономическая нестабильность последних десятилетий вызывают динамику ценностей и норм в индивидуальном и групповом сознании, определяют неустойчивость и противоречия в их системе [4, с.8].

Социальные изменения оказывают влияние на всех членов общества, но в наибольшей мере на тех, чьи нормы и принципы, жизненные цели и идеалы находятся в процессе становления или переоценки, то есть на детей. Если в дошкольном возрасте нравственные нормы и правила только усваиваются детьми, то детьми, обучающимися в образовательном учреждении они должны осваиваться и глубже осознаваться.

Школьные годы для учащихся должны стать важным этапом для их нравственного становления и развития. Этому может способствовать активная и мобильная восприимчивость учащихся образовательного учреждения ко всему новому, и мешать их уязвимая и чувствительная к негативному воздействию возрастная предрасположенность.

От того, каким будет нравственное самоопределение учащихся, зависит будущее состояние общества, к которому они принадлежат. «Нравственное самоопределение - феномен, интегрирующий нравственные ценности и идеалы, представления и стратегии, потребности и способности, отношение к себе как субъекту нравственных отношений, нравственную оценку окружающего мира» [4, с.6]. Результатом нравственного самоопределения личности является ее нравственная позиция, которая проявляется и обнаруживается не только в ходе изучения декларируемых этических принципов, норм и убеждений, но также через анализ системы отношений личности [4, с.7].

Процесс осознания личностью особенностей нравственных норм и качеств обуславливает становление и развитие её нравственного самоопределения, находящего отражение в нравственной позиции личности в жизнедеятельности, жизненных ситуациях [2, с.27]. Нравственная позиция формируется на основе культурно, социально, исторически обусловленных норм жизнедеятельности конкретного общества и становится основой для формирования нравственно культурной личности [1, с.41].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.