Научная статья на тему 'Методология и методы исследования профессиональной мотивации преподавателя высшей школы'

Методология и методы исследования профессиональной мотивации преподавателя высшей школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
644
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология и методы исследования профессиональной мотивации преподавателя высшей школы»

4. Павлова Е.Н. Совесть как основной нравственный ориентир будущих психологов / Социосфера. - 2013. -№ 4. - С. 136-137.

© С.В. Блялина, Т.В. Клемина, 2015

УДК 159.9.07

Н.В.Бойцова

старший преподаватель кафедры ИЯЕФ физико-технический фак-тет Тверской государственный университет г. Тверь Российская федерация

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация

Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология как совокупность конкретных приемов исследования включает общую стратегию исследования, классификацию методов познания, определение оптимального их взаимодействия и программирования исследования профессиональной мотивации преподавателя высшей школы.

Ключевые слова

методы исследования, профессиональная мотивация, совокупность методологических принципов, частная методология, психодиагностическая батарея.

Методология как совокупность конкретных приемов исследования включает общую стратегию исследования, классификацию методов познания, определение оптимального их взаимодействия и программирования конкретного исследования [1, с154]. Кроме того, методология - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе [2,с 34]. Если теория представляет собой результат познания, то методология определяет способы достижения и построения этого знания.

В современных работах методология психологии труда, социальной психологии, акмеологии подается как имеющая три уровня.

1. Общая методология - некоторый общий философский подход, принимаемый исследователем. Г.М. Андреева акцентирует внимание на том, что психологии «необходимо определенное понимание вопросов о соотношении общества и личности, природы человека» [1, с 125].

2. Частная (или специальная) методология - совокупность методологических принципов, используемых в данной области знания. Частная методология есть реализация философских принципов применительно к специфическому объекту исследования. Психология труда, как отмечает А.В.Карпов, «использует всю систему данных, которой располагает современная психология, как общая, так и «отраслевая», частная», и методология формируется как интеграция методологических принципов [3,с 56].

3. Методология - как совокупность конкретных приемов исследования, которая иногда подразделяется на метод (стратегию) и методику.

Однако трехуровневая характеристика методологии не предполагает сведение всех уровней к третьему. Суть концепции трехуровневой методологии психологии труда, социальной психологии заключается в том, что любой методологический прием всегда применяется в определенном «методологическом ключе», то есть при условии решения ряда более принципиальных вопросов исследования. Исследуя психологические аспекты проблемы формирования мотивации профессиональной деятельности преподавателя вуза, совершенно логичным, закономерным является наше обращение к системе принципов и способов организации исследования в психологии труда. Рассуждая о методологических проблемах психологии Г.М.Андреева, Б.Ф.Ломов, А.В.Карпов, Е.А.Климов, В.В.Новиков, К.К.Платонов и

другие, акцентируют внимание на их связи с общепсихологической методологией и спецификой психологического исследования профессиональной деятельности.

Поскольку личность - это целостное, системное и структурированное образование, то исследование проблемы формирования мотивации профессиональной деятельности личности преподавателя вуза требует системного подхода, предполагающего целостный и всесторонний анализ изучаемого явления с учетом всех основных факторов его детерминации, проявлений, внутренних и внешних взаимосвязей. В.А. Ганзен выделяет разновидности системного подхода: комплексный, предполагающий наличие совокупности компонентов объекта; структурный - изучение состава (подсистем) и структур объекта; целостный -несводимость системы к сумме образующих ее частей [2, с 145].

Согласно Б.Ф. Ломову [4,с 36], ядро системного подхода образуют шесть ключевых положений (принципов):

1) многоплановость анализа психических явлений (означающая необходимость и возможность выделения различных аспектов психологической реальности, образующих в их совокупности целостную картину); 2) понимание психофизических явлений как многомерных и вытекающее отсюда требование использование различных систем при их изучении; 3) понимание психических явлений как многоуровневых, имеющих сложное иерархическое строение, включающее различные составляющие их подсистемы; 4) разноуровневость и разнопорядковость психологических свойств, порожденных множественностью отношений человека с миром; 5) необходимость - наряду с анализом системной организации психических явлений - исследовать их системную детерминацию, включающую выделение всего многообразия их связей; 6) рассмотрение психических явлений в развитии, выявление того, как возникает и формируется целостность.

Для реализации цели и задач исследования нами предпринято эмпирическое изучение закономерностей процесса формирования мотивации профессиональной деятельности преподавателя вуза, направленное на разработку структурно-функциональной модели формирования мотивации профессиональной деятельности; выделение психологических характеристик личности и деятельности преподавателя вуза, связанные с уровнем выраженности мотивации его профессиональной деятельности и исследовать отмеченные взаимосвязи; выявление критериев, показателей, принципов, психологических механизмов и уровней формирования мотивации профессиональной деятельности преподавателя вуза; разработку научно-практических рекомендаций, направленных на осознание преподавателем собственных возможностей и ограничений, с целью оптимизации процесса формирования и развития мотивации его профессиональной деятельности. Решить задачу, направленную на диагностику мотивов с достаточно высокой достоверностью позволит комплексный характер применяемых методов и соответствующих валидных изучаемому предмету методик. Системное исследование мотивации включает четыре взаимосвязанные и последовательные группы методов: 1) организационные, 2) эмпирические, 3) количественные и качественные методы обработки полученных эмпирических данных, 4)интерпретационные.

В результате произведенного отбора в психодиагностическую батарею нами были включены: методика определения самооценки профессиональной мотивации. Данная методика позволяет определить ступень мотивационной лесенки, на которой находится исследуемый. Методика определения факторов, актуализированных у испытуемых. Методика основана на мотивационной теории Херцберга. Прием шкалирования [5,с 108]. Прием шкалироавния использовался нами для выявления состояния мотивации и саморазвития. Первая (верхняя) горизонтальная строка карточки включала вопросы о мотивах овладения мотивацией компетентности (МК); вторая горизонтальная строка содержала вопросы о мотивах самоанализа мотивации;третья горизонтальная строка - вопросы о мотивах уверенной мотивации;четвертая - о мотивах применения мотивации в практике труда и саморазвития. Тест «Удовлетворенность работой». Тест был применен для изучения внешних и внутренних факторов, влияющих на мотивацию профессиональной деятельности. Методика изучения профессиональной мотивации деятельности преподавателя и ее развития. Она включает перечень мотивов, составляющих структуру мотивации профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. Данная методика Бажановой С. В. была адаптирована и дополнена лично соискателем.

Список используемой литературы:

1.Акмеология: Учеб / Под общ. ред. А. А. Деркача. - М.: РАГС, 2002.-650 с.

2. Ганзен В.А. Системные описания в психологии / В.А. Ганзен - Л.: ЛГУ, 1984. - 175 с.

3. Карпов А.В. и др. Психология труда / Под ред. А.В.Карпова. М.: Владос-Пресс, 2005. С.10-11.

4. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопр. психол. -1975.-№ 2.-с.31-45.

5.Мазилов В.А. Необходимость разработки коммуникативной методологии / В.А. Мазилов // Социальный психолог.- 2001.- № 1.- С. 6-13.

6. Фетискин Н. П., Козлов В.В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Учебное пособие. М. 2005. стр. 108-109.

© Н.В. Бойцова,2015

УДК 159.9.07

Н.В. Бойцова

старший преподаватель кафедры ИЯЕФ физико-технический фак-тет, Тверской государственный университет

Т.В.Миронова Преподаватель МОУ СОШ №21 г. Тверь Российская федерация

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ

Аннотация

Планирование и прикладное прогнозирование позволяет предвидеть развитие профессиональной мотивации как поступательное. Прогноз является предплановой разработкой многовариантных моделей развития профессиональной мотивации преподавателя. Развитие ведущих психологических механизмов на разных стадиях профессионализации позволяет предложить эффективный путь развития мотивации профессиональной деятельности.

Ключевые слова

мотивация, совокупность психологических механизмов, прогнозирование, эффективность,

деятельность.

Современная концепция управления социально-экономическими системами позволяет предвидеть вероятное будущее состояние психологических ресурсов и среды, в которой они существуют, вовремя предупредить возможные сбои и срывы профессиональной деятельности. Это может быть достигнуто с помощью прогнозирования мотивации профессиональной деятельности.

Современная наука располагает большим количеством разнообразных методов прогнозирования, где необходимое планирование и прикладное прогнозирование способно обеспечить развитие профессиональной мотивации как поступательное. [1,с. 186]

Прогнозирование практически во всех областях развития современного общества, затронуло и сферу профессиональной деятельности человека, и сферу общественного труда. Среди глобальных изменений в первую очередь необходимо отметить появление совершенно новых видов профессиональной деятельности и изменение отношения к профессиональной деятельности. В результате такого переосмысления высококвалифицированным специалистам необходимо повысить эффективность профессиональной деятельности и профессиональной компетентности. С одной стороны, это желание обусловлено необходимостью внедрения в практику психологических исследований, пониманием реального поведения человека, познанием его закономерностей [2,с.208]. С другой стороны, назрела необходимость раскрыть связи внутренних мотивационных тенденций человека к действию. Соответствующая мотивация позволяет преподавателю строить свое профессиональное развитие как поступательное восхождение, реализовать и полностью раскрыть психологические ресурсы, достичь высокого уровня профессионализма и индивидуального развития, предложить перспективный путь повышения эффективности профессиональной деятельности. Под прогнозом мы понимаем научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его существования. Прогноз является предплановой разработкой многовариантных моделей развития и достижения акме мотивации профессиональной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.