Казанского юридического института МВД России
№ 2(32) 2018
УДК 343.72
DOI: 10.24420/KUI.2018.32.13973
Н.Н. Потапова, О.И. Долгачева
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ И ОПЕРУПОЛНОМОЧЕННЫХ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА ПРИ РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ФАКТОВ ДИСТАНЦИОННЫХ МОШЕННИЧЕСТВ
FORECASTING AND PLANNING IN THE ACTIVITY OF INVESTIGATORS AND DETECTIVES IN THE COURSE OF INVESTIGATION OF REMOTE FRAUD
Введение: в статье анализируется сущность прогнозирования и планирования, рассматривается содержание деятельности следователей и оперуполномоченных уголовного розыска в ходе осуществления прогнозирования и планирования оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий при раскрытии и расследовании фактов мошенничества, определяются пути совершенствования этой деятельности.
Материалы и методы: методологию исследования составляет системный подход с использованием теоретических методов исследования (анализа, синтеза, индукции, дедукции, обобщения) и эмпирических методов (описания, сравнения). Кроме того, авторами были использованы аналитико-синтетиче-ские методы - при поиске и анализе литературы по теме; метод сравнительного анализа - при определении сущности понятий планирования и прогнозирования.
Результаты исследования: исходя из сущности планирования и прогнозирования в оперативно-служебной деятельности, авторами определены содержание планирования и основные функции оперативно-следственного прогноза, уточнено, что при планировании расследования по уголовным делам должны соблюдаться четыре основных принципа общего характера, установлена необходимость цикличности такой деятельности.
Обсуждение и заключения: анализ структурной и качественной стороны планирования и прогнозирования оперативно-следственной деятельности по делам о дистанционных мошеннических посягательствах показал, что существует ряд значительных проблем в раскрытии и расследовании преступлений данной категории. Исходя из этого, авторы предлагают использовать весь имеющийся тактический арсенал оперативных и следственных подразделений при планировании и прогнозировании оперативно-служебной деятельности, связанной с раскрытием дистанционных мошенничеств.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, планирование, прогнозирование, версии, следственные действия, оперативно-розыскные мероприятия, раскрытие, расследование.
Для цитирования: Потапова Н.Н., Долгачева О.И. Прогнозирование и планирование в деятельности следователей и оперуполномоченных уголовного розыска при раскрытии и расследовании фактов дистанционных мошенничеств // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2018. Т. 9, № 2. С.246-253. DOI: 10.24420/KUI.2018.32.13973
Introduction: the essence of forecasting and planning is analyzed in the article, the content of the activity of investigators and detectives is examined in the course of forecasting and planning of detective activities and investigative actions in detecting and investigating of fraud, and ways of improving this activity are determined.
Materials and Methods: the methodology of the study is a systematic approach using theoretical research methods (analysis, synthesis, induction, deduction, generalization) and empirical methods (descriptions, comparisons). In addition, the authors used analytical-synthetic methods - in the search and analysis of literature on the topic; method of comparative analysis - in determining the essence of the concepts of planning and forecasting.
Results: based on the essence of planning and forecasting in the activity, the authors determined the content of planning and the main functions of the detective and investigative forecast, it was specified that in planning the investigation in criminal cases, four basic principles of a general nature must be observed.
Discussion and Conclusions: the analysis of the structural and qualitative aspects of planning and forecasting detecting and investigating activities in cases of fraudulent encroachments showed that there are a number of significant problems. Based on this, the authors suggest use the entire available tactical arsenal of operational and investigative units.
Key words: operatively-search activity, planning, forecasting, the version of the investigation, operational-search measures, disclosure, investigation
For citation: Potapova N.N., Dolgacheva O.I. Forecasting and planning in the activity of investigators and detectives in detection and investigation of crimes of a general criminal nature // Bulletin of the Kazan Law Institute of MIA of Russia. 2018. V.9, N 2. P.246-253. DOI: 10.24420/KUI.2018.32.13973
Введение
По данным Главного информационно-аналитического центра МВД России за январь-февраль 2018 года, преступления, возбужденные по ст. 159 - 1596 УК РФ, предусматривающие ответственность за мошеннические посягательства, составляют в структуре преступности около 11,5%, из них раскрыто не более 25% преступлений1. Это один из немногих видов преступлений, продолжающих сохранять устойчивую тенденцию роста на фоне некоторой стабилизации общей преступности. Анализ современной криминальной ситуации в России свидетельствует о том, что происходит ее качественное перерождение [1].
Особую обеспокоенность руководства МВД России вызывают получившие широкое распространение мошенничества, совершаемые с использованием банковских карт, сети Интернет и средств мобильной связи (далее - дистанционные мошенничества).Представляется, что основное отличие данного вида преступлений от традиционного мошенничества состоит в особой обстановке совершения преступного посягательства. Дистанционное мошенничество, с одной стороны, является результатом эволюции традиционного мошенничества, поскольку некоторые его виды встречаются в Интернете без каких-либо серьезных изменений в методике реализации преступного замысла; с другой стороны - это качественно новая группа преступлений, так как при схожести методов реализации конкретные способы имеют существенные отличия [2]. В на-
стоящее время для данного вида преступлений актуален международный характер преступной деятельности и вопросы планирования их раскрытия и расследования также не остаются без внимания со стороны российских и зарубежных правоохранительных органов2. Для противодействия данному виду преступлений практикуется создание в министерствах внутренних дел по республикам, главных управлениях, управлениях МВД России по субъектам Российской Федерации специализированных следственных подразделений, а также постоянно действующих следственно-оперативных групп по раскрытию и расследованию мошенничеств с использованием средств мобильной связи и сети Интернет, что невозможно без прогнозной оценки складывающейся оперативной обстановки и тщательного планирования деятельности.
Заслуживает внимания имеющийся опыт образования специализированных межведомственных временных следственно-оперативных групп по противодействию мошенничествам, совершаемым с использованием средств мобильной связи, а также техническому решению вопроса о блокировке (глушении) звонков мобильной связи с территории исправительных учреждений.
В качестве эффективного механизма повышения результативности расследования данной категории мошенничеств хорошо зарекомендовала себя практика создания информационно-поисковых систем (далее - ИПС), позволяющих систематизировать данные по заданным реквизитам.
1 Состояние преступности. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/folder/101762/item/10888941, свободный (дата обращения: 23.04.2018).
2 Соглашение о порядке создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп на территориях государств-участников Содружества Независимых Государств (Бурабай, 16 октября 2015 года) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 18.02.2018).
В целях распространения имеющегося положительного опыта по созданию и практическому применению ИПС, обобщающих сведения из уголовных дел по преступлениям о мошенничествах, совершенных дистанционным способом, осуществляется работа в рамках частного технического задания по расширению функционала подсистемы «АБД-Центр» сервиса ИБД-М Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России .
Поддержка в повышении эффективности раскрытия и расследования фактов мошенничества, рациональное распределение сил и средств, а также надлежащее обеспечение прав и законных интересов личности являются обоснованными средствами и методами управления организацией правоохранительной системы в целом1. Вопросы планирования деятельности закреплены в ряде нормативных правовых актах МВД России, ими же определены понятие, сущность и структура планов. Термин«планирование» нормативно не закреплен2, как и термин «прогнозирование», который вообще упоминается только в контексте анализа прогнозов изменения оперативной обстановки3.
Видится, что необходимо ликвидировать этот терминологический вакуум, внеся изменения в соответствующие ведомственные приказы. Предлагаем принять, что под планированием понимается вид деятельности, связанный с постановкой целей, задач и действий в будущем, а прогнозирование - это определение тенденций и перспектив развития тех или иных процессов на основе анализа данных об их прошлом и нынешнем состоянии.
Теоретическим аспектам планирования раскрытия и расследования преступлений уделяли должное внимание многие именитые юристы - как зарубежные, так и отечественные - А. Вейнгарт, Г. Гросс, А.И. Винберг, И.Н Якимов, С.А. Голунский, Р.С. Белкин, Л.Я. Драпкин [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10]. Мы предпримем попытку внести свою лепту в рассмотрение данного вопроса.
Результаты исследования
В процессе эмпирического познания в природе человеческих понятий заложена возможность предвидения. Прогнозу как средству регулятора тактических решений и управления социальными процессами в области оперативно-следственной деятельности свойственны такие же функции, как и прогнозу вообще.
Можно выделить следующие его функции:
1) распознавание характеров изменений определенных ситуаций в условиях, при которых на прогноз оказывают влияние стихийно складывающиеся процессы;
2) оценка изменений ситуаций в условиях, при которых на ситуацию оказывается действие, а также средства и цели осуществления прогноза;
3) выявление характера ситуации для достижения поставленных целей;
4) определение изменений частных целей и средств при достижении главной цели.
Любая система, в том числе правоохранительная, имеет свои недостатки, в числе которых низкая раскрываемость отдельных видов преступлений, неполнота расследования по уголовному делу, затяжной характер расследования, проблемы взаимодействия разноуровневых субъектов и т.д.
Невзирая на вышеперечисленные недостатки, многие следователи и оперуполномоченные профессионально раскрывают преступления, всесторонне и полно расследуют многоэпизодные дела, обеспечивают их оперативное сопровождение.
Так, например, сотрудниками отдела уголовного розыска ГУ МВД России по Нижегородской области был установлен и задержан гражданин А., ранее судимый за кражи и грабежи, который при помощи социальных сетей вводил в заблуждение пользователей Интернета и под предлогом продажи различных товаров или оказания услуг путем обмана и злоупотребления доверием похищал денежные средства, перечисленные ему гражданами. В рамках совместной оперативно-следственной деятельности были выдвинуты версии,
1 О некоторых мерах по совершенствованию организации раскрытия и расследования отдельных видов хищений: приказ МВД России от 3 апреля 2018 г. № 196 // Доступ из СПС«Страс Юрист» (дата обращения: 18.04.2018).
2 О совершенствовании организации проведения комплексных оперативно-профилактических операций в системе МВД России: приказ МВД России от 13 августа 2002 г. № 772, Об организации планирования в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 26 сентября 2012 г. № 890 // Доступ из СПС «Страс Юрист» (дата обращения: 18.02.2018), Об утверждении Регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 17 октября 2013 г. № 850 // Доступ из СПС «Страс Юрист» (дата обращения: 18.02.2018), Об утверждении Инструкции по организации совместной оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел: приказ МВД России от 29.04.2015 № 495дсп, Об объявлении решения коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.10.2017 № 3 км «О мерах по совершенствованию организации раскрытия и расследования мошенничеств»: приказ МВД России от 29 ноября 2017 г № 899 // Доступ из СПС «Страс Юрист» (дата обращения: 18.02.2018) и др.
3 Об утверждении Типового положения о подразделении уголовного розыска территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне: приказ МВД России от 19 января 2018 г № 25 // Доступ из СПС «Страс Юрист» (дата обращения: 18.02.2018), Об утверждении Положения о Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 16 марта 2015 г. № 340 // Доступ из СПС «Страс Юрист» (дата обращения: 18.02.2018) и др.
спланирован момент задержания мошенника, определены тактика и очередность следственных действий, форма реализации оперативной информации. Благодаря разработке и реализации совместного плана следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий в ходе следствия задержанный дал признательные показания по 25 фактам мошенничества, совершенным им в 2017 году. В настоящее время уголовное дело направлено в суд для рассмотрения его по существу.
Однако имеют место и случаи допущения сотрудниками серьезных ошибок. Приведенная ниже ситуация является примером несогласованной работы и отсутствия должного планирования совместной деятельности следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками ГУ МВД России по Нижегородской области. Гражданин М., представляясь потенциальным покупателем, желающим приобрести товар, соглашался произвести предоплату. Под предлогом перевода денежных средств подозреваемый получал от продавцов номера их банковских карт и коды доступа, с помощью мобильного устройства осуществлял в системе «онлайн-банк» вход в личные кабинеты потерпевших и производил списание денежных средств с их счетов. Оперуполномоченными уголовного розыска установлено пять эпизодов противоправной деятельности гражданина М. Общая сумма причиненного ущерба составила более 55 тысяч рублей. Тем не менее следствием было доказано только два эпизода, подозреваемый не был вовремя задержан и впоследствии скрылся. В настоящее время он находится в розыске.
Приведенные примеры хорошо иллюстрируют значимость планирования в ходе раскрытия и расследования уголовных дел. Но мало спланировать деятельность - важно спрогнозировать исход расследования, а также возможную деятельность преступников по противодействию установлению истины по делу.
Мы считаем, что обычное предсказание и научный прогноз основываются на анализе прошлого и имеющихся факторов, учете направления развития прогнозируемого явления. В таком прогнозе присутствует один из наиболее распространенных механизмов - экспертная оценка факторов. Ядром научно-разработанной методики прогнозирования является применение средств современной науки. Данные средства успешно могут применяться в решении реальных практических задач. Достаточно часто методы прогнозирования включаются в традиционные методы построения версий.
С практической точки зрения выдвижением версии преследуется цель объяснить эмпирически установленное или закономерно предполагаемое положение вещей. Функция прогноза состоит в том, чтобы из точного знания фактов и закономерностей вывести новые сведения о неизвестном еще положении вещей.
При прогнозировании полученная информация позволяет вычислить возможность возникновения абсолютно новых явлений, своевременно изменять расстановку сил и принимать необходимые меры. Прогноз выступает не только в роли выполнения функции познания, но и как инструмент практического видоизменения реальности, он существенно влияет на действия и поведение людей, которые являются субъектами деятельности.
Прогноз - это суждение, высказывание о ранее неизвестном, о предполагаемом положении вещей, данное суждение выводится на основе оценки достоверной информации о сопутствующих и исходных явлениях. Его построением, в отличие от построения версии, не преследуется цель объяснить уже известное положение вещей. Прогноз создает направляющие и стимулирующие цели, установки для решения практических задач.
Совершенствование раскрытия преступлений и расследования по уголовным делам напрямую зависит от правильной организации следственно-оперативной деятельности в части планирования. Как правило, в производстве у одного следователя находится несколько уголовных дел, оперативные сотрудники уголовного розыска также осуществляют оперативное сопровождение нескольких уголовных дел. При этом их задача состоит в том, чтобы ни одно из дел не оставалось без движения, чтобы проводился весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. Следователь должен обеспечить непрерывность предварительного следствия по уголовным делам. Это касается и уголовных дел, где мера пресечения уже избрана.
Необходимым условием качественной работы следователя являются организация и поддержание на должном уровне учета наличия и движения уголовных дел, находящихся у него в производстве.
Планирование оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации нацелено на ее совершенствование путем достижения эффективного использования сил и средств на основе определения последовательности решения возложенных задач1.
Планирование расследования - это высокоорганизованный метод. Интервьюирование прак-
1 Об организации планирования в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 26 сентября 2012 г. № 890 // Доступ из СПС«Страс Юрист» (дата обращения: 18.02.2018).
тических сотрудников1 показало, что под планированием они понимают составление плана расследования по конкретному уголовному делу или делу оперативного учета. Опрошенные сотрудники утверждают, что с планированием раскрытия и расследования фактов мошенничества дела обстоят в целом благополучно. Составление планов расследования есть лишь внешнее выражение планирования и не исчерпывает всего понятия планирования [10, с. 8]. При этом мы, конечно же, не отрицаем, что составление таких планов само по себе частично является организацией планирования раскрытия и расследования по уголовным делам и делам оперативного учета. Каждый следователь или оперуполномоченный планирует раскрытие и расследование по конкретному уголовному делу, продумывая конкретный ход следствия или оперативного сопровождения уголовного дела.
Без широкого применения криминалистической техники, тактики и методики невозможно раскрыть дистанционное мошенничество на уровне, отвечающем современным требованиям, - необходимо привлекать сотрудников экспертно-кри-миналистических подразделений, а также лиц, обладающих специальными познаниями в сфере информационных технологий. Применение вышеперечисленного тесно связано с планированием расследования по уголовным делам. Для того чтобы осуществить сложную взаимосвязь, необходимы планомерность, тщательный расчет в действиях следователя и высокая организованность в работе, а также налаженное взаимодействие с оперативными и иными подразделениями.
Сущность планирования заключается в определении задач, которые предстоит решать, в логической разработке системы действий, обеспечивающих успешное решение этих задач при минимальных затратах времени, сил и средств [11, с. 147].
Необходимым этапом как оперативной, так и следственной деятельности остается этап выдвижения версий, так как выбор тактических приемов зависит от конкретной реальной ситуации. Следует отметить, что традиционные эмпирические гипотезы базируются на личном опыте, интуиции работников полиции, что зачастую не обеспечивает «многовариантные» тактические действия и чаще ограничивается только мнением о вероятном наступлении ближайших событий, основанном на знаниях, лежащих на поверхности причин данных событий. Нередко гипотеза
строится на оперативных данных о намерениях проверяемых лиц или лиц, находящихся под наблюдением.
Прогнозирование базируется на:
- ранее обнаруженных закономерностях;
- знании настоящего состояния объекта (явления);
- выявлении тенденций его дальнейшего развития.
Обращаясь к прогнозированию, стоит помнить, что оно предъявляет новые требования и условия к объекту и качеству информации, так как прогноз - это вывод (оценка), который основывается на сопоставлении множества факторов и аспектов, влияющих в свою очередь на развитие познаваемого явления [12].
Также для развития тенденций прогнозируемого явления необходимо учитывать уровни детерминирующих факторов (постоянных/временных, существенных, изменчивых/неизменчивых, второстепенных, контролируемых/неконтролируемых, внутренних/внешних, управляемых/ неуправляемых, оказывающих негативное или позитивное влияние). Иными словами, для прогноза нужен значительный объем информации, разносторонне характеризующий обстановку, область отношений, ситуацию, чье-то поведение, как в прошлом, так и в настоящем. Это и составляет сущность версионного моделирования оперативно-следственной деятельности.
Повышение эффективности деятельности как оперуполномоченного, так и следователя требует постоянного совершенствования управленческой деятельности [13, с. 17]. Как познание действительности, так и прогноз устраняет неопределенность, но такая неопределенность разнится как качественно, так и количественно, потому что содержит огромное разнообразие, из которого в последующем производится выбор. Так как речь идет о событиях, которые только состоятся (в будущем), то в данном случае огромная роль отводится альтернативе, поскольку в будущем могут возникнуть дополнительные факты, которые не были учтены при прогнозировании и могут существенно повлиять на прогнозируемое явление.
Но как увеличить объем и качество информации для устранения неопределенности? Ответ на данный вопрос можно найти в теории информации - прогностическая информация создается при помощи невыявленных первичных связей, отношений, которые являются потенциалом для познания будущего.
1 Проведено интервьюирование 47 сотрудников уголовного розыска и 25 следователей, проходивших повышение квалификации в Нижегородской академии МВД России в 2017 году.
Специфика будущего играет существенную роль при выборе информационной основы. Например, для определения вероятного поведения мошенника, который скрывается после совершения преступления, большое внимание уделяется информации о субъективных качествах личной жизни преступника (семейное положение, жизненный опыт, круг интересов, отношение к семье, ценностные ориентации, потребности), а также объективным данным (наличие денег, их сумма, владение оружием, транспортом, типичное поведение иных преступников и т.п.).
Прогнозировать необходимо также и поведение источников оперативной информации. Прогноз того, как конфиденциальный сотрудник будет себя вести, определяется наличием информации иного рода, хотя и классифицируется также по двум ведущим признакам - объективному и субъективному. К субъективным признакам относятся пол, стаж сотрудничества, возраст, нравственно-психологические качества личности сотрудника, умение ориентироваться в обстановке. К объективным признакам относятся знание методов оперативно-розыскной деятельности, условия, в которых сотруднику предстоит работать, характеристики оперативно проверяемых лиц и их количество и т.д.
Информация, необходимая для прогнозирования, предъявляет все новые требования к изучению явлений, характеристикам личностей, по отношению к которым составляется прогноз. Поиск причинно-следственных связей и отношений при прогнозировании осуществляется при учете специфики прогнозируемого явления. Из универсальной значимости принципа причинности вытекает, что беспричинных событий быть не может. Причинно обусловлено не только все, что необходимо и закономерно, единичные и случайные события также имеют свою причину.
Однако основываясь только на причинных связях между случайными и единичными событиями, невозможно достичь надежного предвидения. Для того чтобы прогноз был надежным, причинная связь должна быть не только необходимой, но также существенной, одновременной и закономерной. Особым видом умозаключений являются статистические обобщения, связанные с анализом массовых событий. Такой подход обеспечивает выявление новых закономерностей, установление повторяемости признаков, которые характеризуют допреступное поведение преступников. Его недостатком можно считать отсутствие содержательных суждений по поводу выводимых признаков преступника. В то же время по конкретному делу наименее статистически определенный признак
может оказаться наиболее достоверным и информативным.
Обсуждение и заключения
В контексте содержания деятельности следователей и оперуполномоченных уголовного розыска при раскрытии и расследовании фактов дистанционного мошенничества мы считаем, что планирование - это вид деятельности, связанный с постановкой целей и задач при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в будущем, а прогнозирование - это вид деятельности, связанный с определением тенденций и перспектив развития оперативно-следственной ситуации на основе анализа данных о проведенных оперативно-розыскных мероприятиях и следственных действиях.
Вся совокупность деятельности следователя и оперуполномоченного по уголовным делам о дистанционных мошенничествах может быть эффективной лишь в том случае, когда она высокоорганизованна, а все действия взаимодействующих субъектов приведены в определенную систему. Расследование преступлений есть, по сути, работа по проверке выдвинутых версий и установлению истины по делу. Планирование расследования составляет логическую основу его организации. Оперативно-следственное прогнозирование есть ни что иное как результат совместного мышления оперативного сотрудника и следователя, поиск ими ответа на вопросы о том, как можно изменить оперативно-следственную ситуацию, как необходимо действовать в предполагаемой ситуации и как может повести себя противоборствующая сторона.
Результат оперативно-следственного прогнозирования и планирования - прогнозный вывод, четкая формулировка предстоящих событий. По нашему мнению, прогнозирование и планирование стимулируют активность, выбор эффективных действий, их комбинированность, наступа-тельность, отвлечение внимания и дезориентацию противодействующей стороны, иными словами, позволяет использовать тактические арсеналы оперативных и следственных подразделений.
Таким образом, мы полагаем, что достигнуть значительных результатов в сфере противодействия дистанционным мошенничествам возможно только благодаря продуманной организации планирования деятельности специализированных следственно-оперативных групп, созданных из числа сотрудников следственных, оперативных и экспер-тно-криминалистических подразделений ОВД, что подтверждается и имеющимся выявленным положительным опытом использования эффективно зарекомендовавших себя форм и методов раскрытия и расследования данного вида уголовных дел.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Потапова Н.Н. Выявление и расследование мошенничества, совершаемого в сфере страхового бизнеса: дис. ... канд. юрид. наук :12.00.09. Н. Новгород, 2006. 199 с.
2. Атаманов Р.С. Основы методики расследования мошенничества в сети Интернет: дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.09.М., 2012. 1S2 с.
3. Вейнгарт А. Уголовная тактика: Руководство к расследованию преступлений / пер. с нем., ред., прим.:
B.И. Лебедев. СПб.: «Вестн. полиции», 1912. 293 с. (Репринтная копия).
4. Гросс Г. Руководство к расследованию преступлений: практическое руководство, перепеч. с изд. 190S г. М.: ЛексЭст, 2002. 10SS с.
5. Якимов И.Н. Криминалистика. Руководство по уголовной технике и тактике, перепеч. с изд. 1925 г. М.: ЛексЭст, 2003. 496 с.
6. Голунский С.А., Шавер Б.М. Криминалистика: методика расследования отдельных видов преступлений / Ин-т права АН СССР ; под ред. А. Я. Вышинского. М.: Юрид. изд-во НКЮ СССР, 1939. 372 с.
7. Белкин Р.С., Винберг А.И. Криминалистика и доказывание (методологические проблемы). М.: Юридическая литература, 1969. 215 с.
S. Аверьянова Т.В. и др. Криминалистика: учебник для вузов / под ред. Р. С. Белкина. М.: Издательство НОРМА, 2001. 990 с.
9. Драпкин Л.Я., Карагодин В.Н. Криминалистика. М.: Проспект, 2011. 76S с.
10. Васильев А.Н., Мудьюгин Г.Н., Якубович Н.А. Планирование расследования преступлений. М.: Госюриздат, 1957. 199 с.
11. Иванцов С.В. Планирование деятельности органов внутренних дел в системе правового регулирования предупреждения преступности // Вестник Московского университета МВД России. 2015. M 7.
C.147-152.
12. Основы управления в органах внутренних дел: учебник / под. общ. ред. В.П. Сальникова. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2012. 260 с.
13. Новичкова Е.Е. Организация деятельности сотрудников органов внутренних дел // Правопорядок: история, теория, практика. 2017. M 1 (12). С. 16-20.
REFERENCES
1. Potapova N.N. Vyyavlenie i rassledovanie moshennichestva, sovershaemogo v sfere strahovogo biznesa: dis. ... kand. yurid. nauk :12.00.09. N. Novgorod, 2006. 199 s.
2. Atamanov R.S. Osnovy metodiki rassledovaniya moshennichestva v seti Internet:dis. ... kand.yurid. nauk : 12.00.09.M., 2012. 1S2 s.
3. Vejngart A.Ugolovnaya taktika: Rukovodstvo k rassledovaniyu prestuplenij / per.s nem., red., prim.: V.I. Lebedev. SPb.: «Vestn. policii», 1912. 293 s. (Reprintnaya kopiya).
4. Gross G. Rukovodstvo k rassledovaniyu prestuplenij : prakticheskoe rukovodstvo, perepech. s izd. 190S g. M.: LeksEHst, 2002. 10SS s.
5. YAkimov I.N. Kriminalistika. Rukovodstvo po ugolovnoj tekhnike i taktike, perepech. s izd. 1925 g. M.: LeksEHst, 2003. 496 s.
6. Golunskij S.A., SHaver B.M. Kriminalistika: metodika rassledovaniya otdel'nyh vidov prestuplenij / In-t prava AN SSSR ; pod red. A. YA. Vyshinskogo. M.: YUrid. izd-vo NKYU SSSR, 1939. 372 s.
7. Belkin R.S., Vinberg A.I. Kriminalistika i dokazyvanie (metodologicheskie problemy). M.: YUridicheskaya literatura, 1969. 215 s.
S. Aver'yanova T.V. i dr. Kriminalistika: uchebnik dlya vuzov / pod red. R. S. Belkina. M.: Izdatel'stvo NORMA, 2001. 990 s.
9. Drapkin L.YA., Karagodin V.N. Kriminalistika. M.: Prospekt, 2011. 76S s.
10. Vasil'ev A.N., Mud'yugin G.N., YAkubovich N.A. Planirovanie rassledovaniya prestuplenij. M.: Gosyurizdat, 1957. 199 s.
11. Ivancov S.V. Planirovanie deyatel'nosti organov vnutrennih del v sisteme pravovogo regulirovaniya preduprezhdeniya prestupnosti // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2015. M 7. S.147-152.
12. Osnovy upravleniya v organah vnutrennih del: uchebnik / pod.obshch. red. V.P. Sal'nikova. M.: IMC GUK MVD Rossii, 2012. 260 s.
13. Novichkova E.E. Organizaciya deyatel'nosti sotrudnikov organov vnutrennih del // Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika. 2017. M 1 (12). S. 16-20.
Об авторах: Потапова Надежда Николаевна, кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел Нижегородской академии МВД России. e-mail: de1.fakto1@gmail.com
Долгачева Оксана Игоревна, кандидат юридических наук, доцент кафедры предварительного расследования Нижегородской академии МВД России. e-mail: oksana.dolgachewa@yandex.ru © Потапова Н.Н., 2018 © Долгачева О.И., 2018
Статья получена: 20.02.2018. Статья принята к публикации: 15.06.2018. Статья опубликована онлайн: 20.06.2018.
About the authors: Potapova Nadezhda N., Candidate of Sciences (Law), Deputy Head of the Investigative Department of the Internal Affairs Agencies of Nizhny Novgorod Academy of MIA of Russia. e-mail: de1.fakto1@gmail.com
Dolgacheva Oksana I., Candidate of Sciences (Law), Associate Professor of the Department of Preliminary Investigation of Nizhny Novgorod Academy of MIA of Russia. e-mail: oksana.dolgachewa@yandex.ru
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The authors have read and approved the final manuscript.
Заявленный вклад авторов
Потапова Надежда Николаевна - осуществлен обзор состояния изученности темы, сформулирована авторская аргументация отдельных положений исследования, проведены обобщение полученных результатов исследования и их научный анализ, написан основной текст статьи с итоговым редактированием.
Долгачева Оксана Игоревна - сформулирована авторская аргументация отдельных положений исследования, подготовлен проект статьи, оформлен список литературы.
НОВЫЕ ИЗДАНИЯ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
Совершенствование деятельности правоохранительных органов и институтов гражданского общества по противодействию коррупции : материалы международного круглого стола (г. Казань, 8 декабря 2017 г.) / под ред. С.Н. Миронова. - Казань: КЮИ МВД России, 2017. - 132 с.
Представлены материалы международного круглого стола, проведенного на базе КЮИ МВД России с участием руководителей образовательного комплекса Полиции Республики Армения, сотрудников МВД России, работников прокуратуры, министерства юстиции и профессорско-преподавательского состава КЮИ МВД России.
Совершенствование деятельности
правоохранительных органов и институтов гражданского общества по противодействию коррупции