Научная статья на тему 'ПРОГНОЗИРОВАНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА'

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСЕЛЕНИЕ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ / ПРОГНОЗ ВАЛОВОГО ВНУТРЕННЕГО ПРОДУКТА / ЧИСЛЕННОСТЬ ЗАНЯТЫХ И БЕЗРАБОТНЫХ / ДОЛГОСРОЧНАЯ ПЕРСПЕКТИВА / POPULATION / DEMOGRAPHIC FORECAST / FORECAST OF GROSS DOMESTIC PRODUCT / NUMBER OF EMPLOYED AND UNEMPLOYED PEOPLE / LONG-TERM PERSPECTIVE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кашепов А.В.

В статье изложена методология интеграции прогнозов, подготовленных правительственными органами (Министерством экономического развития, Росстатом и другими) с целью разработки на их основе долгосрочных прогнозов занятости населения и безработицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORECASTING OF UNEMPLOYMENT IN THE CONDITIONS OF INCREASING THE RETIREMENT AGE

The article presents the methodology of integration of forecasts prepared by governmental institutions (Ministry of economic development, Rosstat and other) with the aim of developing long-term forecasts of employment and unemployment.

Текст научной работы на тему «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА»

2018m2.pdf (дата обращения: 26.09.2018).

2. Отдел экономики Управления экономического развития и поддержки предпринимательства города Набережные Челны [Электронный ресурс] // Официальный сайт города Набережные Челны [Офиц. сайт]. URL: http://nabchelny.ru/company/40 (дата обращения 10.09.2018).

3. Территория опережающего социально-экономического развития Набережные Челны [Электронный ресурс]. - URL: http://adt-chelny.ru (дата обращения 19.09.2018).

4. Управление экономического развития и поддержки предпринимательства города Набережные [Электронный ресурс] // Официальный сайт города Набережные Челны [Офиц. сайт]. URL: http://nabchelny.ru/company/38 (дата обращения 09.09.2018).

5. Фонд развития моногородов [Электронный ресурс] // [Офиц. сайт]. URL: http://www.frmrus.ru (дата обращения: 16.09.2018).

УДК 331.526

Кашепов А.В., д.э.н.

профессор

ФГБОУ «Московский государственный педагогический университет» Россия, г. Москва ПРОГНОЗИРОВАНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА Аннотация: В статье изложена методология интеграции прогнозов, подготовленных правительственными органами (Министерством экономического развития, Росстатом и другими) с целью разработки на их основе долгосрочных прогнозов занятости населения и безработицы.

Ключевые слова: Население, демографический прогноз, прогноз валового внутреннего продукта, численность занятых и безработных, долгосрочная перспектива

Kashepov A. V., doctor of Economics, Professor

Professor of the

Federal state budget institution "Moscow state pedagogical University"

Moscow

FORECASTING OF UNEMPLOYMENT IN THE CONDITIONS OF INCREASING THE RETIREMENT AGE.

Annotation: The article presents the methodology of integration of forecasts prepared by governmental institutions (Ministry of economic development, Rosstat and other) with the aim of developing long-term forecasts of employment and unemployment.

Key words: Population, demographic forecast, the forecast of gross domestic product, number of employed and unemployed people, long-term perspective

Большинство прогнозов численности занятых и безработных, ранее опубликованных автором этой статьи, носили гибридный характер - они базировались на надежном демографическом прогнозе Росстата, и менее надежных, но необходимых, прогнозах ВВП и производительности труда, выполненных Министерством экономического развития (МЭР) РФ. Примерно таким будет и наш подход к прогнозу в представленной статье.

На 1 января 2018 года Росстат оценивал численность населения России в 146,9 млн. человек. В России с 2016 года наблюдается естественная убыль населения, которая не компенсируется сократившимся миграционным приростом.

Официальные прогнозы общей численности населения РФ сейчас более оптимистичны (вследствие наличия политического «заказа на оптимизм»), чем прогнозы «нулевых» годов. Все прогнозы 2000-х годов были ориентированы на более или менее быстрое падение численности населения РФ. В версии прогноза Росстата 2018 года предполагаются три варианта общей численности населения на начало 2036 года: нижний - 136,7 млн. чел., средний - 145,9 млн. чел., высокий - 157,1 млн. чел.

Основой прогнозирования трудовых ресурсов и занятости является показатель численности населения в трудоспособном возрасте. После принятия 27 сентября 2018 года закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»48 границы трудоспособного возраста меняются. Далее в настоящей статье это будет учтено в расчетах прогнозируемых показателей.

На рисунке 1 показана ретроспективная численность населения трудоспособного возраста 16-55(60) (демографическая статистика обозначает эту категорию как 16-54(59)), из отчетных публикаций в статистических сборниках Росстата. Условная ретроспектива населения в возрасте 16-60 (65) (в категориях демографической статистики 16-59 (64)), рассчитана нами исходя из опубликованных Росстатом погодовых чисел мужчин и женщин на 5 лет старше «прежнего» пенсионного возраста. Расчеты, в частности, показывают, что в 2017 году разница чисел населения в «старом» трудоспособном возрасте (далее мы будем обозначать как 16 -55(60)) и в «новом» пенсионном возрасте (далее 16-60(65)) составляет 10 млн. человек.

Согласно трем вариантам прогноза Росстата версии 2018 года, разработанного до принятия изменений в пенсионное законодательство, численность населения в возрасте 16-55(60), после достижения в 2005 г. исторического максимума 90,2 млн. человек, могла сократиться к концу 2030 г. до 77,0 - 82,2 млн. человек

48 Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий"

100

95

к е в о

ле 90

в о н о и л л и

85

80

75

к А Ь к Л? * * * * *

1-н' и" и" и" и" и" и" и" и" и' и' и" и" и" и" и" и" и" и" и" и' и' и" и" и" и" и" и"

ОООООООООО^н^^н^н^н^н^н^н

оооооооооооооооооо

Население в возрасте 16-60(65) ПНаселение в возрасте 16-55(60)

Рисунок 1. Численность населения в возрасте 16-55(60) и 16-60(65) в РФ в 1990-2017 гг. [Отчетные данные и расчет автора по данным Росстата 49

]

49 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Население. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/population/

12000

10000

8000

6000

4000

2000

9 о,

£ ¿Г (о7 о? Л

.(о5 ¿Р А> <& А

2>V " л ^ # оу

* £ л*"

Мужчины

Женщины

Всего

0

Рисунок 2. Увеличение численности населения трудоспособного возраста при переходе к новым границам трудоспособного возраста в 20192023 гг. и на период до 2036 года (тысяч человек) 50

Понятно, что если говорить о среднесрочной перспективе, то основными причинами этого сокращения являются увеличение потока лиц, пересекающих границы пенсионного возраста, которые появились на свет в период высокой рождаемости в 1950-1960-е годы, и сокращение потока входящих в трудоспособный возраст детей демографического кризиса 1990 -х годов. В долгосрочной перспективе начинается позитивное влияние на трудовой потенциал роста рождаемости в 2000-е годы, однако поколения, родившиеся до демографического кризиса 1990-х годов, все равно остаются более многочисленными.

50 Расчеты автора по базе данных Росстата: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Население. Режим доступа:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/population/

92000 -

90157

76000 74000 72000

С^СЗЮТСЛСЛСЛСЛСЗЮТСЛООООООООООООООООООООООООООООООООООООО т^1^1^1^1^1^1^1^1^1^(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N

^Н16-55(60) ^Н16-60(65)

Рисунок 3. Численность населения трудоспособного возраста 16-55(60) в 1990-2017 гг. и средний вариант прогноза на 2018-2036 год по вариантам 16-55(60) и 16-60(65) (тысяч человек)51

В связи с принятием нового законодательства о пенсионном возрасте, численность населения трудоспособного возраста будет увеличиваться в 2019-2023 годах ежегодно на 1 годичную возрастную группу. Как показано на рисунке 2, в 2019 году численность населения трудоспособного возраста пополнится на 918,1 тысяч мужчин и 1153,0 женщин.

Далее увеличение численности будет происходить до 2023 года включительно, когда общее увеличение численности мужчин и женщин «новых трудоспособных» возрастов достигнет 9,4 млн. человек, и после будет колебаться с прохождением демографических волн в диапазоне 8,5-9,5 млн. человек в год.

Следствием этого будет условное (законодательно обусловленное) закрытие ожидавшейся демографической ямы без радикальной интенсификации миграционного притока в Россию.

«Старая» и «новая» численность населения трудоспособного возраста показаны на рисунке 3. В результате изменения границ трудоспособного возраста численность этой категории населения повышается с 82,2 млн. человек в 2017 году до 88,6 в 2023 году, и далее составляет в 2030 году 87,9

51 Расчеты автора по базе данных Росстата: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Население. Режим доступа:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/population/

млн. человек и в 2036 году 88,6 млн. человек.

Кратко охарактеризуем текущее положение с важнейшими показателями, необходимыми для прогнозирования численности занятого населения в России - ВВП и производительности труда. В абсолютных цифрах ВВП растет и в 2017 году превысил (с учетом пересчета по новой методике, впервые примененной в 2016 году) 92 триллионов рублей. Однако, если оценивать ВВП с учетом инфляции, то приходится признать, что в 2015 году наша экономика вошла в третий за 25 лет спад производства (после системного разрушения в 1991-1998 гг. и мирового финансового кризиса 2009 г.). Основными причинами падения производства в 2015 году явились снижение цен на энергоносители на мировом рынке и международные санкции в части запрета кредитования российских банков и предприятий.

Спад производства ВВП в 2015 году в сопоставимых ценах составил 3,7%, затем постепенно восстановился слабый рост. В 2018 году Министерство экономического развития (далее - МЭР) предполагает прирост 1,8%, однако поскольку текущая оценка на август 2018 года составила всего 1,0%, мы предполагаем, что годовой итог будет около 1,5%. В проекте государственного бюджета на 2019 год и бюджетного плана на 2020-2021 годы Минфин прогнозирует соответственно 1,4%, 2,0%, 3,1%.

На заседании Правительства РФ 20 сентября 2018 г., посвященного обсуждению Прогноза социально-экономического развития на период до 2024 года» Министр экономического развития РФ М.С. Орешкин сообщил, что после 2020 года темп прироста экономики закрепится на уровне не ниже 3% в год52.

Динамика производительности труда, по данным Росстата, в ретроспективе близко совпадает с трендами показателей роста или падения ВВП, что совершенно естественно, так как это коллинеарные показатели (взаимосвязанные на уровне методики расчетов).

С 2011 года наблюдалось сокращение темпов прироста производительности труда, с переходом в отрицательную зону в 2015 -2016 годах, публикация за 2017 рассчитана Росстатом по новой методике ОКВЭД 2 и показатель за этот год находится в положительной зоне - прирост 1,5%. В целом производительность труда, как и ВВП, растет слабо и отстает от темпов роста этого показателя в ряде стран-лидеров мировой экономики. Единственным положительным следствием торможения роста производительности труда является ослабление негативного влияния данного фактора на безработицу.

Измерение экономической активности населения, занятости и безработицы проводится Росстатом посредством ежемесячных выборочных Обследований населения по проблемам занятости (ОНПЗ) Росстата. Последние опубликованные на момент написания данной работы данные за

52 Официальный сайт Министерства экономического развития. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depmacro/201820096

август 2018 года составляют: 76,9 млн. человек рабочей силы (экономически активного населения), в том числе 73,4 млн. занятых и 3,5 млн. безработных (4,6% - один из самых низких уровней в мировой практике).

Хотя данные о росте занятости в 2014 -2018 годах году отчасти связаны со включением территории Крымского ФО в Российскую Федерацию и не полностью сопоставимы с ранее опубликованными данными, тем не менее стабильно низкий уровень безработицы свидетельствует о том, что рецессия 2015-2016 года не оказала существенного негативного влияния на занятость в России. Отметим, что численность рабочей силы (экономически активного населения) в последние годы имела тенденцию к сокращению из-за «демографической ямы» в численности населения трудоспособного возраста. Показанный выше ожидаемый прирост этой численности вследствие повышения пенсионного возраста должен привести к увеличению численности рабочей силы в период 2019-2023 года с последующей стабилизацией._

80

75

к е в о л е ч

в о н о и л л и

70 -

65

60 -

55

50

45

40

п оо

3

V© ^

1-1 чо

^ зс

чо ^ ЧО 1-1 п

оо

гч гч оо I--' г-'

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Г1

оч

ОО V© £ ®

ч

ОО

п

Л £

СЧ V© V©

оч

ш ^ ш

о

^ » » »

п п'

!> !> »

1-ч' .г .г 1-ч' .г .г (-4* .г .г (-4* .г .г .г .г .г .г .г .г .г .г (-4* .г .г 1-ч' .г .г

3 4 10 6 7 ОО 9 0 — 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 3 4 10 6 7

9 9 9 9 9 0 О 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1

9 9 9 9 9 0 о 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 о 0 0 о 0 0

1 1 1 1 1 2 сч 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 сч 2 2 сч 2 2

Рисунок 4. Численность занятого населения в 1992 - 2017 гг., миллионов человек [Источник данных: Росстат53]

Автор данной статьи в своих разработках следует методологии балансовых расчетов трудовых ресурсов и занятости, разработанной в свое время советскими учеными В.Г.Костаковым, В.М.Рутгайзером 54 и другими. Методика была адаптирована нами к современной статистике и

53 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics

54 Костаков В.Г. Прогноз занятости населения: методологические основы. Москва, Экономика, 1979; Рутгайзер В.М. Ресурсы развития непроизводственной сферы. Москва, Мысль, 1975.

экономической ситуации, ранее варианты прогнозов сначала на 2020 год, потом на 2030 г. были опубликованы в наших статьях55.

В данной статье поставлена задача привести прогнозы в соответствие с новыми границами трудоспособного возраста.

Обследования населения по проблемам занятости (ОНПЗ) Росстата охватывали население в возрастных границах 15-72 года. Эти градации были установлены в 1992 году в соответствии с рекомендациями Международной организации труда (МОТ) и Международной конференции статистиков труда (МКСТ). С 2016 года в соответствии с обновлёнными международными стандартами в области статистики труда, принятыми 19-й Международной конференцией статистиков труда изменена терминология:

-вместо термина «экономически активное население» - термин «рабочая сила»;

-вместо термина «уровень экономической активности» - термин «уровень участия в рабочей силе»;

-вместо термина «экономически неактивное население» - термин «лица, не входящие в состав рабочей силы».

С января 2017 года в ОНПЗ используется только нижняя граница рабочей силы: 15 лет и более. Таким образом, возрастные границы рабочей силы не совпадают с границами населения трудоспособного возраста - как старыми 16-55(60), так и новыми 16-60 (65). Не совпадают и статистические методики их расчета в ретроспективном периоде. Поэтому сопоставление числа лиц, входящих в состав рабочей силы и населения в трудоспособном возрасте - метод не безупречный со статистической точки зрения. Тем не менее, численность населения в трудоспособном возрасте - единственный прогнозируемый на долгосрочную перспективу официальный показатель, с которым можно оперировать.

Основным методом разработки перспективных оценок в данной статье является «сопоставление прогнозов», или «обнаружение взаимосвязей на границах между официальными прогнозами». Некоторые достаточно подробные по охвату показателей прогнозы периодически рассчитываются на базе соответствующих математических моделей Министерства экономического развития и Росстата. Но их результаты, в совокупности составляющие довольно интересную картину, названные министерства и ведомства обычно не увязывают между собой (например, прогнозы ВВП, производительности труда с одной стороны и численности занятого населения с другой - в официальных публикациях методически не связаны друг с другом).

Исходя из прогноза численности населения в трудоспособном возрасте (Росстат), можно рассчитать перспективную численность рабочей силы.

55 Кашепов А.В. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы занятости и безработицы. Социальная политика и социальное партнерство, №8, 2010; Кашепов А.В. Россия в 2020 г.: дефицит или избыток рабочей силы. Уровень жизни населения регионов России, №8, 2011; Кашепов А.В. Кадровый потенциал сферы услуг: прогнозный сценарий для России, журнал «Наука и школа» №6, 2016;

Алгоритм расчета выражается следующей формулой:

ПРС= ПНТВ*К1 (1)

где ПРС - перспективная численность рабочей силы; ПНТВ -перспективная численность населения в трудоспособном возрасте, К1 -коэффициент, выражающий соотношение чисел РС и НТВ в различные периоды времени. Поскольку перспективная численность населения трудоспособного возраста известна из официального демографического прогноза, дело за оценкой коэффициента К1.

Таблица 1.

Соотношение численности рабочей силы и населения в возрасте 16-60

(65) в Российской Федерации в 2006 - 2030 гг.

2006 г 2010 г 2012 г 2013 г. 2014 г 2015 г

Численность населения в

трудоспособном возрасте 16-60(65), млн. чел 96,7 96,8 95,4 94,6 95,1 94,1

Соотношение чисел РС и

населения трудоспособного

возраста (К1), раз 0,769 0,779 0,794 0,798 0,793 0,814

Численность РС ст. 15 лет,

млн. чел 74,4 75,5 75,7 75,5 75,4 76,6

2016 г 2017 г 2024 г 2030 г

Численность населения в

трудоспособном возрасте 16-60(65), млн. чел 93,3 92,4 88,1 87,9

Соотношение чисел РС и

населения трудоспособного

возраста (К1), раз 0,821 0,824 0,870 0,900

Численность РС ст. 15 лет,

млн. чел 76,6 76,1 76,6 79,1

Численность РС с учетом

дополнительного

вовлечения мужчин 60-65

лет и женщин 55-60 лет,

млн. чел. 80,6 80,1

Как было показано в наших предшествующих публикациях, в 19922005 годах соотношение чисел РС и НТВ сокращалось, потом пошло в рост. В таблице 1 мы впервые попробовали сопоставить численность рабочей силы с численностью населения в «новом» трудоспособном возрасте 16-60(65) за период 2006-2017 года. Оказалось, что несмотря на отдельные колебания, в целом коэффициент К1 устойчиво растет. Линейная экстраполяция данного соотношения (коэффициента) с последующим округлением позволяет на 2024 год (время упреждения последних по времени прогнозов ВВП и следующий год после завершения поэтапного подъема границы трудоспособного возраста) принять его равным 0,870 и на 2030 год 0,900. Соответственно, при достижении чисел «нового» трудоспособного возраста по среднему варианту демографического прогноза

Росстата 88,1 млн. человек в 2024 году и 87,9 млн. человек в 2030 году, численность рабочей силы в указанные годы может составить 76,6 млн. человек и 79,1 млн. человек.

Однако это еще не все. Алгоритм расчетов по формуле 1 не «улавливает» некоторую часть дополнительной численности РС, которая должна появиться на рынке труда вследствие повышения пенсионного возраста. В последние годы численность занятых пенсионеров в РФ росла, что повлияло на результаты расчетов коэффициента К1 в таблице 1. В 2017 году из 10,2 млн. мужчин в возрасте 60-64 года (до 65) и женщин 55-59 лет (до 60) согласно Обследованиям населения по проблемам занятости (ОНПЗ) входили в состав рабочей силы (были заняты) 4,8 млн. человек. Остальные мужчины и женщины названных возрастных категорий не входили в состав рабочей силы - это и есть резерв для рынка труда.

Без учета численности льготных категорий пенсионеров, инвалидов 1,2 группы, то есть очень приблизительно, потенциальная дополнительная численность рабочей силы в 2017 году составляла около 5,0 млн. человек. На основе этой базовой цифры, учитывая ранее отмеченный рост коэффициента К1 в значительной степени за счет работавших пенсионеров, мы предполагаем, что дополнение к рынку труда может составить порядка 4 млн. человек в 2024 году и 1 млн. человек в 2030 году. Это экспертная оценка, увязанная с экстраполяцией основного контингента рабочей силы -своего рода досчет к основным прогнозируемым показателям.

Таким образом, численность рабочей силы по вариантам, совместимым с результатами расчетов по формуле (1), может составить 80,6 млн. человек в 2023 году и 80,1 млн. человек в 2030 году. Эти оценки можно рассматривать как минимальные, поскольку они всего на 4 млн. человек превышают показатель 2017 года, в то время как численность населения трудоспособного возраста увеличивается в перспективе на 8-9 млн. человек.

Как предусмотренное законом увеличение численности населения трудоспособного возраста и рабочей силы отразится на численности занятых и безработных в нашей стране? Это зависит от перспективного спроса экономики на рабочую силу.

Перспективная оценка спроса экономики на рабочую силу одновременно является прогнозом общей численности занятого населения. Перспективную потребность экономики в рабочей силе можно рассчитать на основе интеграции прогнозов роста производства ВВП и производительности труда по следующей формуле:

ПЧЗ=ЧЗОП*(ДВВП/ДПТ) (2)

где ПЧЗ - перспективная численность занятых (рабочих мест) в экономике;

ЧЗОП - численность занятых отчетного (базового) периода,

ДВВП - рост валового внутреннего продукта в перспективном периоде, в разах;

ДПТ - рост производительности труда в перспективном периоде, в

разах.

Для продолжения расчетов требуются перспективные данные об ожидаемом изменении валового внутреннего продукта и производительности труда. Наиболее актуальным является «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года», опубликованный Министерством экономического развития РФ 1 октября 2018 года56, который был разработан для обоснования «Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года» (ОНДП), утвержденных Председателем Правительства РФ 29 сентября 2018 года57.

Таблица 2.

Прогнозы динамики ВВП и производительности труда Министерства

экономического развития РФ на период 2018 - 2024 года.

Варианты ДВВП, раз ДПТ, раз Соотношение ДВВП/ДПТ

Базовый 1,156 1,144 1,010

Консервативный 1,138 1,126 1,011

В отличие от большинства предшествующих официальных прогнозов, начиная с 2008 года, в ОНДП впервые заложено отставание темпов роста производительности труда от темпов роста ВВП. При этом дополнительное производство ВВП за счет увеличения численности населения трудоспособного возраста этим прогнозом не предусмотрено.

Таблица 3.

Прогноз численности занятых (потребности в рабочей силе) на период

до 2024 года, миллионов человек58

2017 г. Прогноз на 2024 г.

Консервативны й Базовый

Численность занятых в экономике 72,1 72,9 72,8

Результаты расчетов по формуле (2) на период до 2024 года достаточно условны, так как уже в августе 2018 года численность занятых составила 73,4 млн. человек. Варианты прогнозов МЭР на 2024 год также находятся ниже реального уровня 2018 года и несколько отличаются от наших - 72,7 млн. чел. по базовому варианту и 72,6 млн человек по консервативному. Но все эти варианты в целом позволяют предположить, что в данных сценарных условиях численность занятых (рабочих мест в экономике) будет иметь тенденцию к небольшому росту. Сокращения спроса

56 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. Режим доступа: http://economy. gov.ru/minec/activity/sections/macro/201801101

57 Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года. Консультант-плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 307872/

58 Расчеты автора исходя из соотношения темпов роста ВВП и производительности труда в прогнозе Министерства экономического развития на период до 2024 года (2018)

на рабочую силу, который был бы крайне нежелательным при повышении границ трудоспособного возраста, не предвидится.

Для долгосрочного прогнозирования на 2030 год подходящие исходные данные содержатся только в опубликованном в 2013 году Министерством экономического развития (МЭР) "Прогнозе долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года"59. Вплоть до окончания разработки и публикации официального прогноза на 2035 год, этот стратегический документ - единственный, который содержит необходимые нам показатели динамики ВВП и производительности труда.

Прогноз Министерства экономического развития на 2030 г. был разработан в 3 вариантах, которые официально получили названия консервативного, инновационного и целевого (форсированный инновационный). Интересующие нас выдержки из этих прогнозов показаны в таблице 4. За базовый период был принят 2010 г.

Таблица 4.

Прогнозы динамики ВВП и производительности труда Министерства

экономического развития РФ на период до 2030 года.

Варианты ДВВП, раз ДПТ, раз Соотношение ДВВП/ДПТ

Консервативный 1,9 2,0 0,950

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инновационный 2,23 2,4 0,929

Целевой 2,81 2,9 0,969

Исходя из показателей прогноза МЭР до 2030 г., рассчитаем ожидаемую численность рабочих мест (предполагаемую занятость) в России

по формуле (2). Результаты произведенных расчетов показаны в таблице 5.

Таблица 5.

Прогноз численности занятых (потребности в рабочей силе) на период

до 2030 года, миллионов человек

Базовый год Прогноз на 2030 г.

Консервативн ый Инновационн ый Целевой

Численность занятых в экономике 69,9 66,4 64,9 67,7

Интерпретация этих расчетов простая: если бы соотношение темпов роста ВВП и производительности труда после 2013 года сохранялось таким, как в таблице 5, то к 2030 году за счет цифровизации и других технологических и управленческих факторов спрос на рабочую силу мог бы сократиться на 3-5 млн. человек. Но с учетом нынешнего роста занятости и отставания в динамике производительности труда, а также с учетом трендов, заложенных в более современный прогноз до 2024 года, реализация подобного варианта представляется маловероятной.

59 Прогноз долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Министерство экономического развития РФ. Режим доступа:

http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06

Балансовый прогноз численности безработных получается вычитанием числа занятых (рабочих мест) из численности рабочей силы:

ПБ=ПРС-ПЧРМ (3)

где ПБ - перспективная численность безработных, ПРС -перспективная численность рабочей силы, ПЧРМ - перспективная численность рабочих мест.

Общее число парных сочетаний вариантов, которые можно было бы рассчитать на основе имеющихся вариантов численности населения трудоспособного возраста Росстата, 2 наших версий численности рабочей силы (с добавлением и без добавления численности «новых» занятых в период повышения пенсионного возраста) и вариантов прогноза ВВП и производительности труда МЭР до 2024 - 2030 гг., составляет несколько десятков. Поскольку расчет такого числа вариантов не имеет смысла, мы представляем в таблице 6 расчеты, эквивалентные среднему варианту численности населения Росстата, на основе которого рассчитаны версии численности рабочей силы в таблице 1, и макроэкономические прогнозы в 2 вариантах на 2024 год из таблиц 2-3.

Балансовая оценка безработицы на 2030 год в качестве рабочего варианта также была нами произведена. Но с учетом вовлечения дополнительных контингентов населения в трудоспособный возраст и опережающего роста производительности труда согласно устаревшему макроэкономическому прогнозу 2013 года эта оценка дает совершенно неприемлемые результаты - увеличение численности безработных примерно в 4 раза по отношению к 2017 году. Реализации подобного прогноза не вероятна, поэтому она не включена нами в итоговую таблицу 6.

Таблица 6.

Прогноз численности рабочей силы, занятых и безработных, уровня _безработицы на перспективный период._

2024 год 2030 год

Численность рабочей силы 80,6 80,1

с учетом дополнительного

вовлечения части мужчин в возрасте 60-64 (до 65) лет и женщин 55-59 (до 60) лет,

млн. человек

Численность занятых в 72,9-72,8

экономике (рабочих мест),

миллионов

Численность безработных, 7,7-7,8

млн. человек

Уровень безработицы, 9,6-9,7

процентов от численности рабочей силы

Таким образом, повышение пенсионного возраста вызовет увеличение численности населения в трудоспособном возрасте по среднему варианту примерно на 9 миллионов в 2023 -2024 годах. При этом дополнительное

вовлечение лиц в возрасте 55-60(65) лет в состав рабочей силы составит не более 4-5 млн. человек, поскольку половина «новых» трудоспособных уже входит в состав рабочей силы.

При сохранении параметров роста ВВП, производительности труда, заложенных в прогноз Министерства экономического развития до 2024, спрос экономики на рабочую силу будет иметь тенденцию к росту, но в целом изменится незначительно. Вследствие опережения роста численности рабочей силы над ростом числа рабочих мест, безработица может увеличиться с 3,5-4,0 млн. человек до 7,7-7,8 млн. человек, и составить 9,69,7% от численности рабочей силы.

Во избежание подобного развития событий Правительству РФ необходимо срочно разработать новую Программу сохранения и создания рабочих мест на долгосрочный период и приступить к ее реализации. В Программе следует наметить пути решения взаимно противоречащих целей: развития цифровой мобильной занятости для молодежи и роста производительности труда в этом сегменте рабочей силы и сохранения достойных рабочих мест для работников предпенсионного возраста без существенного роста производительности труда в данном сегменте. В целом программа должна быть настроена на увеличение числа функционирующих в экономике рабочих мест не менее чем на 4-5 млн. единиц.

Официальный прогноз социально-экономического развития на период до 2024 года должен быть пересмотрен в части увеличения численности рабочих мест и занятого населения. Эти задачи также должны быть учтены при разработке Прогноза на период до 2035 года.

Прогнозы и программы содействия миграции населения, особенно трудовой миграции, и миграционное законодательство должны быть переработаны с целью дифференцированного по возрастным и профессионально-квалификационным группам повышения мер защиты внутреннего рынка труда на период адаптации населения и экономики к принятым изменениям пенсионного и трудового законодательства.

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий"

2. Прогноз долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Министерство экономического развития РФ. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06

3. Прогноз социально-экономического развития РФ на период до 2024 года. Министерство экономического развития РФ. Режим доступа: http ://economy. gov.ru/minec/activity/sections/macro/201801101

4. Проект «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно -тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (сентябрь 2018 г.). Министерство финансов РФ. Режим доступа:

https://www.minfin.ru/ru/document/7id 4=123006# 2.3

5. Демографический прогноз до 2035 года. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/population

6. Кашепов А.В. Рынок труда: проблемы и решения. Монография. (Соавт.: Сулакшин С.С., Малчинов А.С.) - М.: Научный эксперт, 2008.

7. Кашепов А.В. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы занятости и безработицы. Социальная политика и социальное партнерство, №8, 2010

8. Кашепов А.В. Перспективные позиции России в мире в демографическом и трудовом измерениях. Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование, №3, 2010

9. Кашепов А.В. Россия в 2020 г.: дефицит или избыток рабочей силы. Журнал «Уровень жизни населения регионов России», №8, 2011.

10. Кашепов А.В. Кадровый потенциал сферы услуг: прогнозный сценарий для России, журнал «Наука и школа» №6, 2016.

11.Костаков В.Г. Прогноз занятости населения: методологические основы. Москва, Экономика, 1979.

12.Рутгайзер В.М. Ресурсы развития непроизводственной сферы. Москва, Мысль, 1975.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.