ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, АКМЕОЛОГИЯ)
УДК 159.9
прогноз стратегии
профессиональной направленности студентов
Н.В. Козлова (Томск)
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (грант 09-06-00500а «Роль ригидности в личностно-профессиональном становлении: содержательное и экспериментальное исследование»).
Аннотация. Рассматривается психическая ригидность как прогностический критерий, позволяющий представить особенности личностно-профессионального становления. Соотношения ригидности и смысложизненных ориентаций на основе использования системы WizWhy позволяет идентифицировать особенности личностно-профессионального становления студентов высшей школы. ключевые слова: психическая ригидность; личностно-профессиональное становление; самоорганизующаяся психологическая система; открытость/закрытость системы.
Исследования показывают, что на личностно-профессиональное становление влияет огромное количество факторов: особенности организации учебновоспитательного процесса, социально-демографические характеристики состава студентов, социально-бытовые условия, особенности студенческой группы, источники культурной, политической и профессиональной информации, особенности личности и т.п. [2-4, 6]. Особенности, характер, уровни личностно-профессионального становления обеспечиваются такими психологическими новообразованиями, как ценности и смыслы, от которых напрямую зависит выбор жизненных сред для наиболее полной реализации себя. При этом смыслы определяют личностно-профессиональное самоопределение по продуктивно-адаптивному типу, а ценности -по продуктивному-сверхадаптивному типу [5]. Для личностно-профессионального становления, с точки зрения развиваемого Л.И. Анцыферовой [1] динамического подхода, представляющего человека как деятельное существо, решающее значение имеет изменение характера деятельности, а это возможно лишь тогда, когда деятельность превращается в полную самодеятельность, т.е. связана со свободным целеполаганием.
Представляя личностно-профессиональное самоопределение с позиции теории психологических систем [8, 9], важно понимание степени открытости - закрытости системы, что собственно обусловливает ее устойчивость и подвижность, легкость или трудность выхода за «пределы», особенности перестройки поведенческих стереотипов и выработки новых норм. Такая категория анализа психологической системы разработана Томской психологической школой в рамках теории фиксированных форм поведения [7] и представлена континуумом «ригидность-флексибильность». Рассмотрение ригидности как явления общесистемного порядка, обеспечивающего саму возможность существования системы [5, 7, 9], позволяет видеть за
этой категорией интегральный показатель. Чем выше ригидность, тем сильнее блокируются каналы выхода во внешнюю среду, тем сильнее игнорируются возможности личностно-профессионального становления, которые открываются во взаимодействии человека со средой. Следовательно, чтобы говорить о ригидности как одном из оснований личностно-профессионального становления, необходимо представление и ригидности как системного образования.
Проблема ригидности обостряется при смене образа жизни (ломка жизненных стереотипов в условиях климатогеографических, социально-производственных и социально-психологических изменений). Равным образом можно охарактеризовать высшее профессиональное образование, динамические особенности которого порождают необходимость гибко реагировать на меняющиеся обстоятельства, связанные как с внутренней логикой усложнения деятельности в ходе образовательного процесса, так и с модернизациями перехода образования на полюс инновационного. Ригидность может блокировать и сам выход в сознание определенных жизненных обстоятельств, особенно связанных с неудачами реализации в них стереотипов, которые сложились при других обстоятельствах, а кроме прочего, блокировать в сознании те обстоятельства, которые связаны с открывающимися возможностями выхода за пределы требований ситуации - туда, где наиболее явно заявляет о себе самореализация. Как отмечается многими авторами [7, 10], именно гибкость как определенная готовность перестроить себя, способность творчески воспринимать и критически оценивать имеющийся опыт, прогнозировать свою деятельность с учетом возникающих проблем лежит в основе вариативного, а значит, адекватного поведения и может, на наш взгляд, определять качество личностно-профессионального становления. В процессе современного образования, обращенного к потенциалам личности, отсутствует возможность жесткой регламенти-
51
№ 38
Сибирский психологический журнал
2010 г.
рованности. Следовательно, большую роль в регуляции осуществляемой деятельности играют гибкие формы во взаимосвязи с системой ценностей, а также возможность их трансформации в соответствии с изменяющимися условиями жизни.
Результаты проведенного исследования, направленного на изучение взаимосвязи профессионализма и выраженности психической ригидности-флексибильности у специалистов различных профессий, показали, что у профессионалов высокого класса, независимо от вида их профессиональной деятельности, низкие показатели выраженности психической ригидности [7, 9]. Это позволяет нам сделать вывод, что показатель ригидность-флексибильность обладает свойством инвариантности, поэтому следует рассматривать его как прогностический критерий личностно-профессионального становления. Показатель ригидности-флексибильности может выступать «мишенью» образовательных технологий (совокупность методов и приемов, призванных изменять свойства и состояния), направленных на осуществление прогрессивного личностно-профессионального развития до уровня высокого профессионализма.
В процессе экспериментального исследования на основе современной технологии Data Mining (discovery - driven data mining) были выявлены соотношения, фиксирующие различия между группами разных образовательных сред [9]. Анализ показателей в системе Wiz-Why позволил получить 100 правил типа «if ... then», некоторые из которых уточняют характер различий групп студентов в отношении показателей личностнопрофессионального становления (n = 561). Нами особо выделены логические скрытые закономерности, имеющие сложные конструкции.
Правила 1-4 (р<0,0000) описывают большую часть испытуемых (каждое правило охватывает по 64-82 человека) и выводят на первый план показатели ригидности. Зависимость при этом такова: если показатели актуальной и сенситивной ригидности умеренные и высокие (в диапазоне от 12 до 41 по актуальной ригидности и от 25 до 40 - по сенситивной ригидности), то это в большей мере характеризует группу студентов технического профиля обучения.
Правила 22, 39, 45, 79, 84, 87, 89, 91 (р<0,00001; р<0,0001) подчеркивают роль различных характеристик профессионального образа мира в сочетании с полом (эти правила охватывают небольшие подгруппы по 19-37 человек). Зависимости таковы: если у мужчин наблюдается умеренная и выраженная актуальная и установочная ригидность в сочетании с высокими и завышенными показателями смысложизненных ориентаций (т.е. они могут относиться к субгруппе студентов, планы которых не имеют реальной опоры в настоящем), то это в большей мере характеризует технический профиль обучения. Эти правила иллюстрируют важную роль ригидности и смысложизненных ориентаций, которые наиболее ярко проявляются в мужской части выборки.
Правила 6, 13, 16, 17, 29, 31, 32, 40, 43, 62, 67, 69
(р<0,00001; р<0,000001) описывают сложные конструкции соотношений смысложизненных ориентаций и психической ригидности (подгруппы по 17-42 человека). Зависимости таковы: если имеет место относительно низкий уровень показателей смысложизненных ориентаций в сочетании с ригидностью, это проявляется в группе студентов, обучающихся по техническому профилю.
Правила 71-100 статистически не значимы (р<0,001), однако поскольку они охватывают по 1526 человек и доверие к каждому правилу составляет около 90%, то на их основе можно идентифицировать испытуемых образовательной среды определенного типа. В частности, в правилах 71-73, 75 проявляется тенденция, характеризующая проявления смысложизненных ориентаций в их сочетаниях. Так, завышенные показатели более свойственны группе технического профиля обучения.
Правила 74, 77, 78, 94, 96, 97, 99, 100 представляют некоторую тенденцию, характеризующую разнообразные проявления ригидности в сочетании с мотивационным профилем студентов. Тенденции таковы: если показатели мотивации достижения и мотивации отношения имеют низкие значения в сочетании с выраженной ригидностью, это характеристика студентов технического профиля. Например, при низкой инициации (среднее значение 1,40) выраженность сенситивной ригидности по средним данным - 39,0 (правило 96). Эти данные согласуются с ранее сформулированным предположением, согласно которому у испытуемых с высокими показателями ригидности менее выражено стремление к достижениям.
При анализе полученных результатов обращает на себя внимание следующая характерная деталь: по всей выборке из 100 правил 70 правил предсказывают в выделенных подгруппах особенности личностнопрофессионального становления в реальной жизнедеятельности (в рамках заключения «if then not»). Данное обстоятельство представляет самостоятельный интерес, при этом оно может быть связано не столько со спецификой использованного метода обработки данных, сколько со своеобразием особенностей личностнопрофессионального становления студентов разных сред обучения.
Таким образом, с помощью анализа скрытых закономерностей доказано наличие определенного симптомокомплекса нелинейно связанных особенностей личностно-профессионального становления студентов -сочетания показателей ригидности и смысложизненных ориентаций как наиболее информативных признаков, включенных в максимальное количество правил. В свою очередь, данный анализ показывает препятствия достижения личностно-профессионального становления в сочетаниях показателей ригидности и смысложизненных ориентаций.
52
Генетическая психология (психология развития, акмеология)
Образовательные
условия
Результат
становления
Рис. 1. Интегративная прогностическая модель
Анализ современных теорий и эмпирических исследований в области психической ригидности, наши собственные исследования позволили сформировать интегративную прогностическую модель (рис. 1).
В соответствии с нашей позицией личностнопрофессиональное становление представляет собой модель, где ригидность и смысложизненные ориентации рассматриваются как симптомокомплекс и неотделимы от среды, находятся во взаимодействии, при этом характер симптомокомплекса выступает важным индикатором качества личностно-профессионального становления. Оптимальным уровнем такого взаимодействия являются снижение ригидности, умение эффективно функционировать в ситуациях неопределенности и риска. Значимость модели определяется тем, что она выступает как:
1) системная основа творческой самореализации студентов;
2) системный критерий для диагностики особенностей личностно-профессионального становления;
3) ориентир образовательных практик в системе высшего профессионального образования.
Предлагаемая модель является концептуальной, имеющей выраженный прогностический характер, призвана в самом общем виде охарактеризовать состояние и характер личностно-профессионального становления.
Таким образом, анализ соотношения ригидности и смысложизненных ориентаций на основе использования системы WizWhy позволяет идентифицировать особенности личностно-профессионального становления испытуемых внутри общей выборки на основе комбинаций значений признаков и проанализировать соотношения переменных в режиме более реальных связей, нежели линейные корреляционные зависимости. Результаты показывают прогностический характер ригидности, что оставляет за нами право рассматривать данный критерий как основание разработки учебных практик (системы занятий), включающих образовательные технологии, разрушающие обыденные установки, стереотипы и формирующие профессиональную картину мира.
Литература
1. Анциферова Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности // Психология личности: Хрестоматия: В 2 т. Самара, 1999.
Т 2. С. 331-334.
2. Батишев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. М.: Наука,
1969. С. 73-144.
3. Буякас Т.М. Ценностно-смысловая сфера профессионала // Мир психологии. 1997. № 3. С. 26-32.
4. Вербицкий А.А., Ларионова О. Гуманизация, компетентность, контекст - поиски оснований интеграции // Вестник высшей школы. 2006.
№ 5. С. 19-25.
5. Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Барнаул, 2002. 43 с.
6. Гуружапов В.А. Проект «Горизонты педагогической психологии в XXI веке» // Психологическая наука и образование. 2001. № 4. С. 5-8.
7. Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения индивидуальных и групповых систем. Москва; Томск, 2004. 458 с.
8. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в транс-
спективный анализ). Томск: ТГУ, 2005. 174 с.
9. Козлова Н.В. Прогностические возможности ригидности в оценке личностно-профессионального становления студентов // Сибирский
психологический журнал. 2009. № 34. С. 75-81.
10. Рогов Е.И. Особенности профессионализации личности в современном вузе // Состояние и перспективы высшего образования. Сочи, 2006.
С. 68-70.
PROGNOSIS OF PROFESSIONAL FOCUS’ STRATEGY OF HIGH SCHOOL STUDENTS Kozlova N.V. (Tomsk)
Summary. We consider the psychic rigidity as a prognostic criterion to provide particular personal and professional development. Correlation between rigidity and semantic orientations on the basis of the system WizWhy allows us to identify particular personal and professional development high school students.
Key words: psychic rigidity; personal and professional development; self-organizing psychological system; openness/closure of system.
53