Научная статья на тему 'Прогноз российского экспорта угля в зависимости от динамики мировых цен'

Прогноз российского экспорта угля в зависимости от динамики мировых цен Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
284
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Уголь
Scopus
ВАК
CAS
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
УГОЛЬ / МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ / ЭКСПОРТ / МИРОВАЯ ЦЕНА / ТАРИФЫ НА ПЕРЕВОЗКУ УГЛЯ / ПРОГНОЗ / ПОТРЕБЛЕНИЕ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / РОССИЯ / ЕВРОПА / РЫНОК СТРАН АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА / COAL / WORLD TRADE / EXPORT / WORLD PRICE / COAL TRANSPORTATION TARIFFS / FORECAST / CONSUMPTION / COST PRICE / RUSSIA / EUROPE / ASIA-PACIFIC MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Линник Ю.Н., Линник В.Ю., Жабин А.Б., Поляков А.В., Цих А.

На основании выполненного анализа состояния мировой торговли углем сделан вывод о том, что в настоящее время основные торговые потоки формируются в Азиатско-Тихоокеанском регионе и именно они определяют мировые цены на уголь. Поэтому от того, как себя поведет этот рынок будут зависеть мировые цены на уголь, а значит и конкурентоспособность на мировом рынке российского угля. Выявлены конкурентные преимущества российского угля, а также факторы, снижающие его конкурентоспособность на мировом рынке, основными из которым являются тарифы на железнодорожные перевозки, удаленность угледобывающих мощностей от конечных потребителей угля, а также недостаточная пропускная способность железнодорожной и портовой инфраструктур. Определен порог конечной себестоимости угля с учетом транспортной составляющей и портовых сборов, обеспечивающих приемлемый уровень рентабельности для российских угольных компаний. Определены темпы роста (снижения) экспортных поставок угля из России до 2024 и 2030 г. при различных сценариях поведения цен на уголь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORECAST OF RUSSIAN COAL EXPORTS DEPENDING ON THE DYNAMICS OF WORLD PRICES

Based on the analysis of the state of the world coal trade, it is concluded that currently the main trade flows are formed in the Asia-Pacific region and they determine the world prices for coal. Therefore, global coal prices will depend on how this market behaves, and thus the competitiveness of Russian coal on the world market. The competitive advantages of Russian coal as well as factors that reduce its competitiveness in the world market are identified. the main ones are tariffs for railway transportation, the distance of coal mining facilities from the final consumers of coal, as well as the insufficient capacity of railway and port infrastructures. The threshold for the final cost of coal has been determined, taking into account the transport component and port charges, which provide an acceptable level of profitability for Russian coal companies. The rates of growth (decrease) of coal export supplies from Russia up to 2024 and 2030 under different scenarios of coal price behavior are determined.

Текст научной работы на тему «Прогноз российского экспорта угля в зависимости от динамики мировых цен»

Оригинальная статья

УДК 658.8:622.33«313» © Ю.Н. Линник, В.Ю. Линник, А.Б. Жабин, А.В. Поляков, А. Цих, 2020

Прогноз российского экспорта угля в зависимости от динамики мировых цен

DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2020-7-62-65

ЛИННИК Ю.Н.

Доктор техн. наук, профессор,

профессор кафедры экономикии управления

в топливно-энергетическом комплексе

ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»,

109542, г. Москва, Россия,

e-mail: ylinnik@rambler.ru

ЛИННИК В.Ю.

Доктор экон. наук, доцент,

профессор кафедры экономики и управления

в топливно-энергетическом комплексе

ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»,

109542, г. Москва, Россия,

e-mail: d0c3n7@gmail.com

ЖАБИН А.Б.

Доктор техн. наук, профессор, действительный член АГН, профессор Тульского государственного университета, 300012, г. Тула, Россия, e-mail: zhabin.tula@mail.ru

ПОЛЯКОВ А.В.

Доктор техн. наук, профессор Тульского государственного университета, 300012, г. Тула, Россия, e-mail: polyakoff-an@mail.ru

ЦИХ А.

Доктор техн. наук, консультант по вопросам энергоэффективности MS QF GmbH, 02791, г. Одервиц, Германия, e-mail: alexej.zich@freenet.de

На основании выполненного анализа состояния мировой торговли углем сделан вы/вод о том, что в настоящее время основные торговые потоки формируются в Азиатско-Тихоокеанском регионе и именно они определяют мировые ценыI на уголь. Поэтому от того, как себя поведет этотры/нок, будут зависеть мировые цены на уголь, а значит, и конкурентоспособность на мировом рынке российского угля. ВыявленыI конкурентные преимущества российского угля, а также факторыI, снижающие его конкурентоспособность на мировом рынке, основными из которых являются тарифыI на железнодорожные перевозки, удаленность угледобывающих мощностей от конечных потребителей угля, а также недостаточная пропускная способность железнодорожной и портовой инфраструктур. Определен порог конечной себестоимости угля с учетом транспорт-

ной составляющей и портовых сборов, обеспечивающих при-емлемы!й уровень рентабельности для российских угольных компаний. ОпределеныI темпыI роста (снижения) экспортных поставок угля из России до 2024 и 2030 г. при различных сценариях поведения цен на уголь.

Ключевые слова:уголь, мировая торговля, экспорт, мировая цена, тарифы на перевозкуугля, прогноз, потребление, себестоимость, Россия, Европа, рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Для цитирования: Прогноз российского экспорта угля в зависимости от динамики мировых цен / Ю.Н. Линник, В.Ю. Линник, А.Б. Жабин и др.// Уголь. 2020. № 7. С. 62-65. 001: 10.18796/0041 -5790-2020-7-62-65.

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, основными факторами, определяющими мировые цены на энергоресурсы, к которым относится и уголь, являются соотношение спроса и предложения на этот вид топлива и состояние мировой экономики. Однако, как показала практика, мировой рынок угля и цены на нем подвержены влиянию множества других факторов, порой прямо не связанных с использованием угольного топлива. В этой связи важно выявить основные влияющие факторы с тем, чтобы правильно реагировать на них в случаях неблагоприятной конъюнктуры рынка. В этой связи были сформулированы задачи исследований, предусматривающие ретроспективный анализ и современное состояние мировой торговли углем, выявление факторов, влияющих на цену угля, оценку потенциала и возможностей российского угольного экспорта, для того чтобы определить целевые ориентиры последнего в зависимости от динамики мировых цен.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Как и на другие ископаемые энергоресурсы, мировые цены на уголь подвержены циклическим колебаниям, определяя тем самым динамику мировой торговли углем. При этом динамика мирового экспорта и импорта угля в целом повторяет динамику его спроса и добычи [1]. С начала 2000-х годов растущий спрос на уголь вызвал интенсивный рост товарооборота этого вида топлива, достигнув в 2013-2014 гг. 1,35-1,37 млрд т. И это происходило в условиях падения цен на энергетический уголь на фоне резкого снижения в этот период мировых цен на нефть. В течение 2015-2016 гг., даже в условиях положительной динамики цен на энергетический уголь, интенсивность товарооборота угля несколько снизилась, до 1,3 млрд т, а затем опять увеличилась, что привело к росту в 2017-2018 гг. объемов мирового экспорта и импор-

та [2, 3, 4,]. Рост мировой торговли углем в 2018 г., который сохраняется и в настоящее время, происходил в условиях понижения ценовой конъюнктуры. Так, по итогам первого полугодия 2019 г. цены на уголь с условиями поставки FOB (Ньюкасл) опустились до отметки 95 дол. США за 1 т (-6,9% по отношению к предыдущему году), на южноафриканский уголь FOB (Ричардс-Бей) - 85 дол. США за 1 т (-10,2%), на колумбийский уголь FOB (Боливар) - 72 дол. США за 1 т (-13,0%). При этом среднеквартальная цена на российский энергетический уголь на условиях поставки FOB (порт Восточный) составила 94 дол. США за 1 т (-6,9%) [5, 6].

Падение мировых цен на энергетический уголь продолжилось и в 2020 г. и, скорее всего, тренд на понижение сохранится вплоть до 2023 г. Снижение цен будет вызвано, с одной стороны, наращиванием добычи угля в Китае и Индии при одновременном сокращении ими импорта, а также увеличением объемов поставок угля из Австралии после запуска там в эксплуатацию новых угольных проектов. С другой стороны, на понижение цен повлияет рост использования в крупнейших странах мира нетрадиционных источников для выработки энергии [7]. При этом следует иметь в виду, что снижение мировых цен на энергетический уголь, как показано выше, вовсе не означает уменьшение объемов его потребления и поставок на мировой рынок. Так, по прогнозу BP Outlook, по крайней мере до конца 2020 г. объем потребления угля в мире будет расти и достигнет 3,78 млрд т н.э. в год, что будет способствовать дальнейшему увеличению объемов его мировой торговли. В следующее десятилетие спрос на энергетический уголь будет постепенно снижаться - до 3,71 млрд т н.э. в 2025 г. и до 3,65 млрд т н.э. в 2030 г. При этом товарооборот также будет медленно сокращаться - до 1,44 млрд т к 2025 г. и до 1,42-1,43 млрд т к 2030 г.

По прогнозным оценкам, объем потребления угля в Европе в целом сократится к 2030 г. на 39% относительно уровня 2016 г., в странах Евросоюза - на 50%, а использование угля в США снизится на 42%. Напротив, на рынках АТР уголь в среднесрочной и в долгосрочной перспективах останется важнейшим источником генерации энергии.

Мировые цены на коксующиеся марки углей также вола-тильны и зависят от многих факторов. Так, например, когда тропический циклон Дебби нанес серьезные повреждения железнодорожным путям в Австралии, играющей ключевую роль в экспортных поставках углей на азиатские рынки, цены на эти угли весной 2017 г. выросли более чем вдвое, но затем, после ликвидации последствий циклона среднемесячная спотовая цена вернулась на прежний уровень. По итогам 2018 г. средняя цена коксующегося угля (Hard Coking Coal) из Австралии на условиях поставки FOB (Ньюкасл) составила 181 дол США за 1 т, что на 10% выше уровня 2017 г., а для углей премиальных марок (Premium Hard Coking Coal) она выросла в среднем по году до 207 дол. США за 1 т против 187 дол. США в предыдущем году [8]. В краткосрочной перспективе цены на коксующийся уголь останутся также на достаточно высоком уровне из-за повышенного спроса со стороны производителей сталелитейной продукции. Вместе с тем существуют риски, связанные с новыми ограничениями, которые ввело китайское правительство в отношении импорта угля, а также ухудшившимися торговыми отношениями Австралии и Китая, что может вызвать снижение цен на коксующийся уголь. Кроме этого, мировое производ-

ство стали, как ожидается, продолжит рост лишь до конца 2020 г., а затем будет снижение, обусловленное ожиданиями замедления роста мировой экономики [9].

По итогам 2018 г. Индонезия заняла лидирующие позиции по суммарному объему экспорта угля (429 млн т) за счет резкого (на 49%) увеличения поставок бурого угля относительно показателей 2017 г. На ее долю по итогам 2018-2019 гг. приходилось 29,3% всего мирового объема экспорта угля. За Индонезией следуют Австралия (27,2%) и Россия (14,3%). Согласно обзору ценового агентства Argus, в первом полугодии 2019 г. Индонезия нарастила свой экспорт угля на 16 млн т, а совокупный экспорт пяти ведущих экспортеров (Индонезии, Австралии, России, США и Колумбии) в первом полугодии вырос на 11,2 млн т [10]. Что касается коксующихся марок углей, то в 2018 г. из 325 млн т экспортных поставок таких углей на мировой рынок порядка 55% приходится на Австралию, на втором месте - США (15%), затем Канада (9%), Монголия (8%) и Россия (7%). На долю остальных стран в совокупности приходится всего 6%. Ожидается, что и в перспективе Австралия останется доминирующим экспортером коксующихся углей, на долю которой, согласно экспертным оценкам, к 2024 г. будет приходиться примерно 55% мирового экспорта.

Основными потребителями как энергетического, так и коксующегося австралийского угля являются пять стран -это Япония, Китай, Индия, Южная Корея и Тайвань. Доля этих стран в каждом сегменте торговли углем существенно различается. Так, крупнейшим потребителем австралийского энергетического угля является Япония с долей почти 40% в 2018 г., а четверть поставок коксующегося угля приходилось на Индию.

Изложенный выше анализ состояния мировой торговли углем позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время основным географическим центром угольного рынка является Азиатско-Тихоокеанский регион, где формируются основные торговые потоки и определяются мировые цены на уголь. Поэтому от того, как себя поведет этот рынок, будут зависеть мировые цены на уголь, а значит, и конкурентоспособность на мировом рынке российского угля.

Ценовыми ориентирами в мировой торговле углем являются цены австралийских производителей, на которые ориентируются остальные продуценты. Поэтому себестоимость угля и его цена на мировом рынке не связаны между собой напрямую. Маржа, которую получают российские угольные компании, напрямую зависит от разницы между мировой ценой и конечной себестоимостью угля с учетом транспортных расходов.

Российский уголь обладает рядом преимуществ на мировом рынке. Во-первых, наши угли отличаются низким содержанием серы и азота, что для многих потребителей имеет крайне важное значение, поскольку в ряде стран действуют законодательные ограничения по их допустимому содержанию в сжигаемом угле. Кроме того, себестоимость добычи российского угля одна из самых низких в мире - в конечной цене она составляет около 35%. Фрахт и портовые сборы составляют около 8%, прочие - 7% [11]. Вместе с тем на конкурентоспособность российского угля на мировом рынке очень сильное влияние оказывают транспортные расходы, которые являются самыми высокими в мире. По данным российских угольных компаний, доля транспортных из-

держек в экспортной цене угля достигает 40-50%, тогда как у таких крупнейших мировых экспортеров, как Австралия и Индонезия, они составляют 10-20%, а в ЮАР - около 25% [12, 13]. Большие транспортные издержки вызваны, с одной стороны, огромными расстояниями, отделяющими основные центры добычи российского угля от портов и пограничных железнодорожных переходов, а с другой, неконтролируемыми государством тарифами на его перевозку железнодорожным транспортом.

Средняя себестоимость одной тонны добычи всех типов углей в России в 2019 г. составляла порядка 18-26 дол. США. Если учесть, что стоимость перевалки одной тонны угля в порту составляет около 18 дол. США, а тариф на перевозку по железной дороге 25 дол. США, то его конечная себестоимость на условиях FOB (порт Восточный) оценивается в 60-70 дол. США за 1 т. Если принять за основу цену 80-90 дол. США за 1 т, по которой в настоящее время торгуется энергетический уголь на рынках стран АТР с условием поставки FOB (Newcastle), определяющим ценовой индекс на электронной торговой площадке Golden Coal (эталонный для рынка стран АТР), то конечные цены угля, поставляемого из России, обеспечивают приемлемый уровень рентабельности для угольных компаний. Однако, если прогнозы по длительному падению мировых цен на уголь оправдаются, и они снизятся до 60 дол. США за 1 т, то ряд угольных компаний будет нести убытки, что негативно отразится в целом на объемах экспорта угля. Наиболее значительное падение цен на энергетический уголь происходит при поставках его в западном направлении [3, 14, 15]. Так, в середине апреля 2019 г. индекс угля АР12 CIF ARA, который является основным ценовым эталоном, используемым во внебиржевых контрактах на поставку угля в Северо-Западной Европе, в течение недели потерял более 10 дол. США за 1 т и достиг минимального уровня с июня 2016 г. - 51,33 дол. США за 1 т. Это фактически двукратное падение по сравнению с сентябрем 2018 г. Российские угледобывающие компании могли бы переориентировать экспортные потоки с западного направления на восточное, в страны АТР, и тем самым в какой-то мере компенсировать возможные убытки, однако железнодорожная инфраструктура Восточного транспортного полигона работает практически на пределе своих возможностей. Ощутимого увеличения провозных мощностей следует ожидать только после 2020 г. Поэтому, пожалуй, единственным вариантом решения данной проблемы может стать снижение транспортных издержек при отгрузках угля как в западном, так и в восточном направлениях, в том числе с помощью тарифных инструментов для поддержания объемов экспорта.

Существуют и другие факторы, которые, напротив, позволяют строить оптимистичный прогноз относительно сохранения положительной динамики экспортных поставок угля из России в ближайшей и среднесрочной перспективах:

- наиболее крупные угледобывающие компании, являющиеся в настоящее время драйверами роста экспортных поставок угля, уже имеют в своем распоряжении и расширяют собственные портовые мощности по перевалке угля и вагонный парк, что значительно сократит их расходы на транспортировку и перевалку угля;

- освоение новых угольных месторождений и наращивание добычи из уже освоенных в Дальневосточном регионе

России (Огоджинское в Амурской области и другие) позволят существенно сократить расстояние до портов отгрузки угля и тем самым сократить транспортные издержки;

- возможное снижение курса рубля по отношению к доллару США в некоторой степени снизит негативный эффект от падения мировых цен на уголь, которые, как известно, исчисляются в американской валюте;

- ожидаемые решения Правительства РФ по регулированию тарифов на железнодорожные перевозки будут способствовать сохранению и увеличению объемов экспорта угля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если за базовый принять сценарий, предполагающий снижение среднегодовых цен на энергетический уголь до уровня не ниже 70 дол. США за 1 т, то в этом случае темпы роста экспортных поставок угля из России до 2024 г. составят в среднем 3-4% в год и 1 -2% в год в период до 2030 г. В том случае, если на протяжении всего года ценовые котировки будут держаться на уровне 60 дол. США за 1 т, что маловероятно, то годовой рост экспортных поставок может замедлиться до 1-2% или даже приостановиться.

Наиболее вероятным является базовый сценарий прогнозных цен на уголь, что подтверждается положительной динамикой экспортных поставок угля за последние два года [15].

Список литературы

1. Теория и практика прогнозирования цен на энергоресурсы. М.: ИНФРА-М, 2016. 339 с.

2. BP Statistical Review of World Energy 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.bp.com/content/dam/bp/business-sites/en/global/corporate/pdfs/energy-economics/statistical-review/bp-stats-review-2018-full-report.pdf (дата обращения: 15.05.2020).

3. The development strategy of the environmental safety of the electric power complex / A.A. Gibadullin, N.E. Gilts, Ju.A. Romanova et al. // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering. 2019. Vol. 537. N 042065.

4. Уголь России и мира: производство, потребление, экспорт, импорт (ЦДУ ТЭК). [Электронный ресурс] URL: http:// www.cdu.ru/tek_russia/articles/5M99/ (дата обращения: 15.05.2020).

5. Formation of a national environmental strategy for the fuel and energy complex / D.E. Morkovkin, A.A. Gibadullin, Ju.A. Romanova et al. // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering. 2019. Vol. 537. N 042064.

6. Мировой рынок угля. Сколько стоит «черное» топливо? / Dprom.Online (Вэб-портал) [Электронный ресурс]. URL: https://dprom.online/chindustry/mirovoj-rynok-uglya-skolko-stoit-chyornoe-toplivo/ (дата обращения: 15.05.2020).

7. Филимонов Ф.Ю. Особенности мирового рынка угля и факторы, влияющие на его развитие / Инновационная экономика. 2017. Материалы IV Международной научной конференции. Казань. C. 23-27.

8. Atashi Н., Veiskarami S. Green fuel from coal via Ficher-Tropsch process scenario of optimal condition of process and modelling // International Journal of Coal Science & Technology. 2018. Vol. 5. Р. 57-65.

9. Powering Past Coal Alliance: 20 countries sign up to phase out coal power by 2030 // ABC News, 17 November 2018.

10. Мировой рынок угля растет за счет Индии и Индонезии / Деловые новости (Бизнес-портал Кузбасса). [Электронный ресурс]. URL: https://www.avant-partner.ru/news/12441. html (дата обращения: 15.05.2020).

11. Хусаинов Ф.И., Ожерельева М.В. Экономические проблемы железнодорожных перевозок каменного угля // Экономика железных дорог. 2016. № 9. С. 54-61.

12. Покровская О.Д. Состояние транспортно-логисти-ческой инфраструктуры для угольных перевозок в России // Инновационный транспорт. 2015. № 1 (15). С 13-24.

13. Михайлов О.В. Конкурентные стратегии интернационализации, поиска и создания рынков // Управление. 2019. № 7 (2). С. 39-47.

14. Мога И.С. Место России на мировом рынке угля // Вестник университета. Издательский дом ГУУ. 2018. № 8. С. 87-92.

15. Таразанов И.Г. Итоги работы угольной промышленности за январь - декабрь 2018 г. // Уголь. 2019. № 3. C. 6479. DOI: 10.18796/0041-5790-2019-3-64-79. URL: http://www. ugolinfo.ru/Free/032019.pdf (дата обращения: 15.05.2020).

COAL MARKET

Original Paper

UDC 658.8:622.33«313» © Yu.N. Linnik, V.Yu. Linnik, A.B. Zhabin, A.V. Polyakov, A. Zich, 2020 ISSN 0041 -5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Ugol' - Russian Coal Journal, 2020, № 7, pp. 62-65 DOI: http://dx.doi.org/! 0.18796/0041 -5790-2020-7-62-65

Title

FORECAST OF RUSSIAN COAL EXPORTS DEPENDING ON THE DYNAMICS OF wORLD PRICES

Authors

Linnik Yu.N.1, Linnik V.Yu.', Zhabin A.B.2, Polyakov A.V.2, Zich A.3

1 State University of Management, Moscow, 109542, Russian Federation

2 Tula State University, Tula, 300012, Russian Federation

3 MS QF GmbH, Oderwitz, 02791, Germany

Authors' Information

Linnik Yu.N., Doctor of Engineering Sciences, Professor, Professor of Economy and management in fuel and energy complex department, e-mail: ylinnik@rambler.ru

Linnik V.Yu., Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Professor of Economy and management in fuel and energy complex department, e-mail: d0c3n7@gmail.com

Zhabin A.B., Doctor of Engineering Sciences, Professor, full member of the Academy of Mining Sciences, Professor, e-mail: zhabin.tula@mail.ru Polyakov A.V., Doctor of Engineering Sciences, Professor, e-mail: polyakoff-an@mail.ru

Zich A., Doctor of Engineering Sciences, Professor at the Freiburg Academy, consultant in the field of energy efficiency, e-mail: alexej.zich@freenet.de

Abstract

Based on the analysis of the state of the world coal trade, it is concluded that currently the main trade flows are formed in the Asia-Pacific region and they determine the world prices for coal. Therefore, global coal prices will depend on how this market behaves, and thus the competitiveness of Russian coal on the world market. The competitive advantages of Russian coal as well as factors that reduce its competitiveness in the world market are identified. the main ones are tariffs for railway transportation, the distance of coal mining facilities from the final consumers of coal, as well as the insufficient capacity of railway and port infrastructures. The threshold for the final cost of coal has been determined, taking into account the transport component and port charges, which provide an acceptable level of profitability for Russian coal companies. The rates of growth (decrease) of coal export supplies from Russia up to 2024 and 2030 under different scenarios of coal price behavior are determined.

Keywords

Coal, World trade, Export, World price, Coal transportation tariffs, Forecast, Consumption, Cost price, Russia, Europe, Asia-Pacific market.

References

1. Teoriya i praktika prognozirovaniya cen na energoresursy. [Theory and practice of forecasting energy prices]. Moscow, INFRA-M Publ., 2016, 339 p. (In Russ.).

2. BP Statistical Review of World Energy 2018. bp.com/statistical review, 2018. [Electronic resource]. Available at:

https://www.bp.com/content/dam/bp/business-sites/en/global/corporate/pdfs/ energy-economics/statistical-review/bp-stats-review-2018-full-report.pdf (accessed 15.05.2020).

3. Gibadullin A.A., Gilts N.E., Romanova Ju.A. et al. The development strategy of the environmental safety of the electric power complex. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 2019, Vol. 537, No. 042065.

4. Ugol'Rossiiimira:proizvodstvo, potrebleniye, eksport, import [Coal of Russia and the World: Production, Consumption, Export, Import]. (website CDU TEK). [Electronic resource]. Available at: http://www.cdu.ru/tek_russia/articles/5/499/ (accessed 15.05.2020). (In Russ.).

5. Morkovkin D.E., Gibadullin A.A., Romanova Ju.A. et al. Formation of a national environmental strategy for the fuel and energy complex. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 2019, Vol. 537, No. 042064.

6. Mirovoy rynok uglya. Skolko stoit "chyornoe" toplivo? [The global coal market. How much does "black" fuel cost?]. Dprom.Online [Electronic resource]. Available at: https://dprom.online/chindustry/mirovoj-rynok-uglya-skolko-stoit-chyornoe-toplivo/ (accessed 15.05.2020). (In Russ.).

7. Filimonov F.Yu. Osobennosti mirovogo rynka uglya i faktory, vliyayushchiye na yego razvitiye [Features of the global coal market and factors influencing its development]. Innovative Economics. Proceedings of the IV International Scientific Conference 2017. Kazan, Buk Publ., 2017, pp. 23-27. (In Russ.).

8. Atashi H. & Veiskarami S. Green fuel from coal via Ficher-Tropsch process scenario of optimal condition of process and modelling. International Journal of Coal Science &Technology, 2018, Vol. 5, pp. 57-65

9. Powering Past Coal Alliance: 20 countries sign up to phase out coal power by 2030. ABC News, 17 November 2018.

10. Mirovoy rynok uglya rastet za schet Indii i Indonezii [The global coal market is growing due to India and Indonesia]. Delovye novosti (Biznes portal Kuzbassa) -Business news (Kuzbass Business portal). [Electronic resource]. Available at: https:// www.avant-partner.ru/news/12441 .html (accessed 15.05.2020). (In Russ.).

11. Khusainov F.I. & Ozherelyeva M.V. Ekonomicheskie problemy zheleznodorozh-nyh perevozok kamennogo uglya [Economic problems of railway transportation of coal]. Ekonomika zheleznyh dorog - Railway Economics, 2016, No. 9, pp. 54-61. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Pokrovskaya O.D. Sostoyanie transportno-logisticheskoy infrastruktury dlya ugol'nyh perevozok v Rossii [State of transport and logistics infrastructure for coal transport in Russia]. Innovative transport, 2015, No. 1 (15), pp. 13-24. (In Russ.).

13. Mikhailov O.V. Konkurentnyye strategii internatsionalizatsii, poiska i sozdaniya rynkov [Competitive strategies for internationalization, search and market creation]. Upravleniye - Management, 2019, No. 7 (2), pp. 39-47. (In Russ.).

14. Moga I.S. Mesto Rossii na mirovom rynke uglya [Russia's place in the global coal market]. Vestnik universiteta. Izdatel'skiy dom GUU - Bulletin of the University. Publishing House of SUM, 2018, No. 8, pp. 87-92. (In Russ.).

15. Tarazanov I.G. Itogy raboty ugol'noy promishlennosty Rossii za yanvar - dekabr 2018 [Russia's coal industry performance for January - December, 2018]. Ugol'- Russian Coal Journal, 2019, No. 3, pp. 64-79. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041 -5790-2019-364-79. Available at: http://www.ugolinfo.ru/Free/032019.pdf (accessed 15.05.2020).

For citation

Linnik Yu.N., Linnik V.Yu., Zhabin A.B., Polyakov A.V. & Zich A. Forecast of Russian coal exports depending on the dynamics of world prices. Ugol'- Russian Coal Journal, 2020, No. 7, pp. 62-65. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041 -5790-2020-7-62-65.

Paper info

Received January 19,2019 Reviewed March 11,2020 Accepted March 23,2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.