Научная статья на тему 'Прогноз инновационного развития социально-экономического потенциала российской Федерации до 2030 года'

Прогноз инновационного развития социально-экономического потенциала российской Федерации до 2030 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3556
561
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОГНОЗ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННЫЙ СЦЕНАРИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / INNOVATION DEVELOPMENT / FORECASTING / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT POTENTIAL / INNOVATIVE SCENARIO OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хорев Виктор Петрович

В данной статье рассматривается необходимость перехода к инновационному развитию российской экономики, раскрываются основные положения инновационного сценария развития социально-экономического потенциала страны до 2030 года с приведением некоторых прогнозных значений макроэкономических показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хорев Виктор Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forecast of social and economic capacity innovative development of the Russian Federation up to 20301

This article discusses the need for transition to innovative development of the Russian economy, reveals the main provisions of innovative development of socio-economic potential of the country until 2030 to bring some predictive values of macroeconomic indicators.

Текст научной работы на тему «Прогноз инновационного развития социально-экономического потенциала российской Федерации до 2030 года»

УДК: 332.14:338.2

ПРОГНОЗ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДО 2030 ГОДА

Виктор Петрович Хорев, д. э. н., проф., заслуженный работник Высшей школы РФ,

зав. кафедрой экономических теорий Тел.: 8-916-904-97-84, e-mail: [email protected] ФГОУВПО «Военныйуниверситет» Министерства обороны Российской Федерации

http://stat.ens.mil.ru

В данной статье рассматривается необходимость перехода к инновационному развитию российской экономики, раскрываются основные положения инновационного сценария развития социально-экономического потенциала страны до 2030 года с приведением некоторых прогнозных значений макроэкономических показателей.

Ключевые слова: инновационное развитие, прогноз, социально-экономическое развитие, потенциал, инновационный сценарий социально-экономического развития.

Анализ принимаемых Правительством Российской Федерации и министерствами, входящими в так называемый экономический блок, решений, а также достигнутых национальной экономикой значений показывает, что Россия в целом решила проблему нивелирования последствий мирового финансового кризиса 2008-09 гг.

Однако поставленной в конце 2000-х гг. стратегической цели (достижение такого уровня социального и экономического развития, который бы соответствовал статусу России как ведущей мировой державы, с привлекательным уровнем жизни, что позволит занимать передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивать национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан [1]) не удастся достичь (отвлечены на это различные ресурсы, а, самое главное, потеряно драгоценное время).

Очевидно, что Правительству Российской Федерации все равно придется принимать всевозможные меры для достижения данной цели. Вместе с тем, необходимо внести корректировки в стратегические планы, связанные с выполнением поставленной задачи, в том числе, а может и прежде всего, во временные показатели.

В этой связи, представляется важной необходимостью формирование прогноза развития социально-экономического потенциала России до 2030 г., основанного на релевантной информации.

Анализ трендов развития и факторов, их обусловливающих, позволяет выделить следующие основные тенденции развития российской экономики в долгосрочном периоде:

- адаптация к изменению динамики мировой экономики и спроса на углеводороды;

- усиление зависимости платежного баланса и экономического роста от притока иностранного капитала и состояния инвестиционного климата;

- исчерпание имеющихся технологических заделов в ряде высокотехнологичных отраслей экономики при усилении потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста;

- необходимость преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт);

- сокращение населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров.

В. П. Хорее

С учетом этого, основные варианты долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации определяются степенью реализации следующих ключевых факторов:

- степенью развития и реализации сравнительных преимуществ российской экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах;

- интенсивностью инновационного обновления обрабатывающих производств и динамикой производительности труда;

- модернизацией транспортной и энергетической инфраструктуры;

- развитием институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность, эффективностью государственных институтов;

- укреплением доверия в обществе и социальной справедливости, включая вопросы легитимности собственности;

- интенсивностью повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса;

- интеграцией в евразийское экономическое пространство.

В зависимости от степени реализации этих факторов выделяются два качественно отличных сценария социально-экономического развития в долгосрочной перспективе -консервативного (энергосырьевого) и инновационного развития.

Меньше всего хотелось бы, чтобы в российской экономике дальнейшее развитие получил первый из вышеназванных. Чтобы долго не останавливаться на причинах подобного нежелания, вспомним некоторые положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.: «...угрозами национальной безопасности на долгосрочную перспективу являются сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики.». Кроме того, в этом же документе определено, что необходимо оперативно решать проблемы, связанные со снижением конкурентоспособности и высокой зависимости ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, потерей контроля над национальными ресурсами, ухудшением состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, неравномерным развитием регионов и прогрессирующей трудоне-достаточностью, низкой устойчивостью и защищенностью национальной финансовой системы, сохранением условий для коррупции и криминализации хозяйственнофинансовых отношений, а также незаконной миграции [2].

Бесспорно, при скрупулезной реализации инновационного сценария развития национальной экономики будут решаться многие из указанных проблем. В чем же суть инновационного развития социально-экономического потенциала Российской Федерации до 2030 года?

Инновационный сценарий характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста и укреплением позиций России в мировой экономике. Он опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией топливно-энергетического комплекса.

Сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала на рубеже 2020-2022 годов, что позволяет улучшить социальные параметры развития. Для этого, частные и государственные расходы на здравоохранение должны возрасти с 4,6% валового внутреннего продукта (ВВП) в 2010 году до 5,9% ВВП в 2020 году и до 7,1% ВВП в 2030 году, расходы на образование - соответственно до 6,3% и 7,0% ВВП (в 2010 году - 5,2% ВВП). Расходы на науку, соответственно, с 1,2% ВВП в 2010 году до 3,0% ВВП в 2020-2030 годах, что сопоставимо с параметрами развитых стран. При этом предполагается существенное повышение параметров эффективности экономики: энергоемкость ВВП по отношению к 2010 году снизится в 2020 году на 26%, в 2030 году на 46%, производительность труда возрастет в 2020 году в 1,6 раза к 2010 году и в 2030 году соответственно в 2,5 раза. Среднегодовые темпы роста российской экономики оцениваются на

уровне 4,4% в 2011-2030 гг., без учета эффекта возможных кризисных шоков в мировой экономике [3].

При указанных предпосылках российская экономика будет развиваться быстрее мировой и ее доля повысится к 2020 году до 3,2-3,5%, а к 2030 году до 3,7% мирового ВВП (3,0% в 2010 году). По размеру экономики Россия переместится с шестого места в 2011 году на пятое место в 2014-2021 году. Экономика России в 2021 году превысит размер экономики Германии. Сценарий предполагает сохранение положительного текущего счета, который достигается за счет существенного наращивания экспорта высокой степени переработки. При этом преобладает тенденция к умеренному ослаблению курса рубля.

Реализация инновационного сценария позволяет значительно сократить разрыв с развитыми странами по уровню благосостояния россиян и повысить статус России в мировой экономике. Уровень доходов на душу населения (ВВП на душу населения с учетом паритета покупательной способности 2005 года) возрастет с 48% от уровня Еврозоны до 65-70% в 2020 году и 90-95% в 2030 году. Россия укрепит свои позиции как одного из лидеров научно-технологического и образовательного развития в мире. Рост экономики будет опираться на активные социальные сдвиги, связанные с ростом среднего класса и творческих созидательных слоев общества.

В рамках инновационного сценария некоторыми специалистами дополнительно рассматриваются варианты с форсированными темпами роста и дополнительными издержками на экологизацию производства [3].

Сценарий форсированного роста, характеризуется повышенной нормой накопления, ростом долгов частного сектора и возросшей макроэкономической несбалансированностью. Среднегодовые темпы роста ВВП повышаются до 4,7 процента. Сценарий предполагает более интенсивный приток капитала. При этом сальдо счета текущих операций на протяжении всего прогнозного периода будет находиться в отрицательной области, что повышает уязвимость российской экономики по отношению к внешним шокам. Дополнительно сценарий предполагает более благоприятные демографические тренды. К 2030 году численность населения достигнет 147,7 млн. человек против 142 млн. человек по основному сценарию. Численность трудоспособного населения сократится в меньшей степени.

Экологический вариант инновационного сценария характеризуется значительным усилением требований к экологичности экономического развития. В соответствии с требованиями Киотского протокола и ожидаемыми параметрами рамочного соглашения по снижению антропогенной эмиссии парниковых газов после 2012 года выбросы парниковых газов в России не должны превысить уровень 1990 года, и к 2050 году возможен ориентир на уменьшение выбросов на 30-50% от уровня 1990 года. Ужесточение экологических требований может значительно видоизменить параметры экономического развития в рамках инновационного сценария.

По предварительной оценке, повышение стоимости оборудования в результате ужесточения требований к объемам выбросов и сдвиг структуры инвестиций в пользу транспорта, топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) могут привести к снижению темпов роста ВВП по сравнению с основным инновационным сценарием на 0,3-0,5 п.п. в год после 2020 года. Согласно экспертным оценкам, объемы выбросов парниковых газов в России приблизятся к уровню 1990 года в пессимистичном сценарии не ранее 2018 года, а при оптимистичном развитии энергосберегающих и низкоуглеродных технологий планка 1990 года может остаться непреодоленной.

При экологическом сценарии развития предполагается изменение структуры используемых топливно-энергетических ресурсов со снижением доли ископаемого топлива, особенно угля и других видов топлива с высоким содержанием серы. Фактором сдерживания эмиссии парниковых газов в электроэнергетике может стать замещение твердого топлива газом. Эффективной мерой будет замещение угольных теплоэлектростанций газовыми, имеющими более низкую стоимость строительства, более низкий уровень выбросов в ат-

мосферу и более высокий КПД. Снизить эмиссию парниковых газов позволит увеличение доли энергии, вырабатываемой на ГЭС и АЭС, и альтернативных видов энергии.

Вместе с тем экологизация производства создает новые «окна возможностей» для развития экономики. Прежде всего, это касается создания современной индустрии переработки отходов, новых возможностей в развитии сельского хозяйства (биотопливо) и углерододепонирующих насаждений («Лесов Киото»).

Очевидно, что инновационный прорыв будет невозможен без более высокого уровня частных и государственных инвестиций в развитие человеческого капитала, инновационной и транспортной инфраструктуры. Эти факторы повышают средний темп роста ВВП на

0,8 п.п. в год по сравнению с параметрами консервативного сценария. В результате к 2030 году ВВП будет на 18% превышать уровень консервативного сценария.

Существующий разрыв между качеством капитала и уровнем организации производственных процессов в России и в странах-лидерах по экономическим параметрам дает возможность и далее обеспечивать рост производительности за счет заимствования существующих практик и закупки передового оборудования [4]. Реализация этого потенциала обеспечит в среднем ежегодный дополнительный прирост ВВП на уровне 1,5 п. пункта. Максимальный экономический эффект этого фактора будет проявляться до 2020 года, когда вклад в прирост ВВП может превышать 2 п. пункта. По мере приближения к уровню развитых стран действие этого фактора будет ослабевать.

Инновационный и консервативный варианты различаются, прежде всего, инновационной составляющей роста. В консервативном варианте ее вес остается на уровне 2000-х годов (0,5 п.п.), тогда как в инновационном сценарии ее вклад повышается как минимум втрое.

Увеличение инновационной компоненты развития обеспечивается за счет вклада науки и технологий (и частных, и государственных затрат), который дает около 0,6 п.п. роста ВВП, и повышения качества человеческого капитала (образования и здравоохранения) - 0,8 п.п. экономического роста. При этом предполагается опережающий рост частных инвестиций по сравнению с бюджетными.

Увеличение государственных и частных расходов на научную деятельность и опытно-конструкторские разработки по инновационному варианту обеспечит устойчивый рост доли науки в производстве ВВП с 1% в 2010 году до 2% в 2030 году (расходов на научноисследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) до 3% ВВП). Предполагается перелом в динамике частных расходов на НИОКР, которые с нынешнего минимального уровня в 0,4% ВВП повысятся до 1,4-1,5% ВВП и станут сопоставимы с уровнем государственной поддержки НИОКР.

Предполагается опережающий рост прикладных исследований и разработок, особенно связанных с задельными поисковыми работами, обеспечивающими создание новых прорывных технологий. Реализация государственной программы развития науки и технологий обеспечит создание новых мощных научных установок («мега сайнс»), расширяющих горизонты фундаментальных исследований. Значительно возрастет вовлеченность высшего образования в научные и инновационные исследования и разработки. Сформируется сеть университетов, обладающих компетенциями мирового уровня.

Инновационный характер развития экономики обеспечивается также за счет более высоких расходов на человеческий капитал, которые к 2030 году вырастут до 14,1% ВВП (в 2010 году 9,8% ВВП). Рост будет происходить как за счет государственных, так и за счет расходов граждан и организаций. Возросший объем финансирования этих отраслей позволит устранить существующий дисбаланс в оплате труда работников занятыми в других отраслях, сделать эти профессии конкурентными на рынке труда и привлекательными для молодежи [5].

Предусматривается также модернизация материально-технического обеспечения системы здравоохранения, дошкольного, общего и профессионального образования, обновление профессиональных компетенций, повышение уровня подготовки персонала.

В результате должна быть сформирована гибкая и диверсифицированная система профессионального образования, отвечающая требованиям рынка труда и потребностям инновационной экономики, как в части образовательных программ, так и в части условий и материально-технического оснащения процесса обучения.

В части дошкольного и общего образования должна быть обеспечена доступность образовательных услуг при одновременной модернизации как учебной работы с детьми, так и работы по их воспитанию и социализации.

В области здравоохранения должна быть сформирована система доступной медицинской помощи, обеспечивающей оказание услуг, объемы, виды и качество которых соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки. Улучшение качества медицинского обслуживания имеет не только высокий социальный приоритет, но и является важным фактором предложения труда через уменьшение болезней и смертей в трудоспособном возрасте и развития инновационных технологий. Расходы бюджетной системы на здравоохранение будут по-прежнему играть основную роль, хотя их вес должен сократиться с 82% до 72% к 2030 году. Инвестиции в здравоохранение могут повысить рост ВВП на 0,3 п. пункта.

Инновационная компонента содержится не только в эффекте совокупной эффективности (производительности) и вкладе фактора трудовых ресурсов, но в определенной части и во вкладе фактора капитала. В инновационном варианте в структуре вклада в экономический рост капитала (1,6-2 проц. пункта) можно выделить эффект модернизации транспортной инфраструктуры (без трубопроводного транспорта), на который приходится около 0,5-0,6 п.п. роста экономики.

Вклад фактора капитала в экономический рост особенно высок в сценарии форсированного инновационного развития, предполагающего также более благоприятную демографическую ситуацию. В рамках этого сценария средние темпы роста ВВП в долгосрочной перспективе могут превысить 4,5%, а в период 2016-2020 гг. составят в среднем 5,4% в год. Средние темпы роста инвестиций в 2015-2030 гг. предполагаются на 0,4 п.п. в год выше, чем в базовом инновационном варианте. При этом наиболее высокие темпы роста предполагаются в 2016-2020 гг., для модернизации производств и обновления технологий потребуется рост инвестиций в среднем на 11-12% в год. К 2026-2030 гг. темпы роста инвестиций замедлятся до 2-3% в год. Усиление инвестиционного спроса потребует мобилизации дополнительных финансовых ресурсов. Норма сбережения домашних хозяйств в 2015-2025 гг. будет выше, чем в других сценариях. Норма накопления достигнет максимальных значений в 2021-2024 гг. - более 33% (в инновационном варианте норма накопления возрастает к 2030 году до 31%).

Таким образом, реализация анализируемого инновационного сценария развития социально-экономического потенциала при главенствующей роли человеческого капитала позволит Российской Федерации подтвердить свои притязания на достойное место в мировой экономике, что в свою очередь благоприятно скажется на обеспечении национальной безопасности.

Литература

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Гарант. Правовая система. Приводится по состоянию на 10 сентября 2012 года.

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Российская газета. 2009. 19 мая.

3. Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. ИКЬ: http//:www.economy.ru_(по состоянию на 03.9.2012).

4. Махмутов Н. А., Кузык Б. Н., Абросимов Н. В. Научные основы прогнозирования и прогнозные показатели социально-экономического и научно-технологического развития России до 2030 года с использованием критериев стратегических рисков. - М.: ИНЭС, 2011.

5. Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Методические рекомендации по проведению ситуационного анализа и прогноза «Факторы экономической динамики на период до 2030 года». - М.: ИНЭС, 2010.

FORECAST OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC CAPACITY

OF THE RUSSIAN FEDERATION TILL 2030

This article discusses the need for transition to innovative development of the Russian economy, reveals the main provisions of innovative development of socio-economic potential of the country until 2030 to bring some predictive values of macroeconomic indicators.

Keywords: innovation development, forecasting, social and economic development potential, innovative scenario of socio-economic development.

Viktor Petrovich Khorev, doctor of economic sciences, professor Head of the department of economic theories of the Military University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.