Научная статья на тему 'Прогностическая ориентация потребности в дополнительном образовании'

Прогностическая ориентация потребности в дополнительном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогностическая ориентация потребности в дополнительном образовании»

ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ1

И.Н. Иванова,

кандидат философских наук, доцент кафедры социальной антропологии и социальной работы, СГТУ

ВЕСТНИК. 2004. № 8

Образование является тем системообразующим фактором стабильности государственно-общественной системы, который должен иметь статус постоянного государственного приоритета. Этап модернизации, связанный с постиндустриальной экономикой, в большей степени детерминирован с интеллектуальными ресурсами, и поэтому система образования представляет собой реальный набирающий силу сектор экономики. Преобразования, произошедшие в политической и экономической жизни России в 90-е гг. XX в., явились предпосылкой для изменений в образовательной сфере. Закрепление равенства форм собственности в российском законодательстве отразилось и на деятельности образовательных учреждений. В этой ситуации негосударственное, а точнее внебюджетное образование не только более приспособлено к условиям рыночной экономики, но и выполняет инновационную функцию.

Система образования является наиболее инерционной системой в период трансформационных изменений. Отчасти это оправдано ее преемственной функцией. Быстро меняющиеся социальные и экономические условия развития общества требуют гибкой и динамической адаптации системы образования к этим процессам. Традиционность - характерная черта образования. Но наряду с этим основным признаком образования является и его способность к постоянному изменению, образовательный процесс становится процессом динамическим, а образовательное учреждение - динамично организованной структурой, открытой для инноваций.

Деление образовательных учреждений на государственные и негосударственные не должно служить препятствием для обмена опытом, укрепления сотрудничества, развития социального партнерства в сфере образования. Возникающие новые образовательные учреждения создают современную материальную базу, внедряют передовые образовательные технологии, положительно влияют на рынок образования, но зачастую, например, учреждения дополнительного профессионального образования, нуждаются в законодательном регулировании своей деятельности, в долгосрочной программе развития дополнительного профессионального образования 2 как гаранта реализации концепции непрерывного образования.

Принятая большинством стран мира концепция непрерывного образования в течение всей трудовой деятельности граждан страны реализуется через системы образования, включающие, помимо других, академическую систему образования и систему дополнительного профессионального образования. Дополнительное профессиональное образование (ДПО) - это целенаправленный процесс обучения граждан посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества и государства. В Российской Федерации на уровне правительства принят ряд видов ДПО, к наиболее распространенным из которых относятся повышение квалификации, стажировка и переподготовка, и в этом контексте ДПО рассматривается как «цивилизованный путь решения проблемы занятости населения России»3.

В социологии образования термин «дополнительное образование» полисемантичен. Достаточно часто он употребляется в контексте повышения образовательного уровня в рамках одной профессии и обозначает форму послевузовского образования - факультеты или курсы повышения квалификации. Иногда дополнительное образование связывают с изменениями и дополнениями образовательных стандартов, не обязательно в рамках послевузовского образования, и интерпретируют его как непрерывное повышение квалификации. При этом цель дополнительного образования остается неизменной - повышение квалификации как уровня обученности. В последнее время под дополнительным образованием стали понимать внешкольные формы работы с детьми (например, бывшие Дворцы пионеров теперь называются учреждениями дополнительного образования). В любом случае под дополнительным образованием подразумевают получение профессии или специальности, отличной от предусмотренной основной вузовской образовательной программой, расширение квалификационного диапазона, когда термин «квалификация» употребляется в качестве синонима к понятию «профессия».

Современное состояние взаимодействия рынка образования и рынка образовательных услуг весьма противоречиво. Существует четкий разрыв между квалификацией и требованиями к специалисту, обусловленные условиями рынка труда. Реалии повседневной жизни заставляют человека определять свою ситуацию по повышению профессионального уровня, а затем и образовательного. Совершенно не случайно отсутствие условий и возможностей заработать деньги породило огромное количество обучающих центров различного направления, которые хаотично и сиюминутно решают проблему образования взрослых. Стихийность и хаотичность этого про-

цесса налицо, отсутствие схемы и системы и, несмотря на это, их востребованность. Объяснить такое положение скорее всего можно тем, что учреждения дополнительного профессионального образования помогают решить проблемы, связанные с ускоряющимся процессом устаревания знаний и необходимостью гибко и оперативно реагировать на требования рынка в отношении новых знаний. Это позволяет рассматривать дополнительное образования как прогностически направленную деятельность по актуализации личностных потребностей индивида в образовании.

Развитие системы ДПО находится в прямой зависимости от востребованности услуг, предлагаемых учреждениями системы реальному сектору экономики. Инструментом укрепления этой связи может стать активное включение образовательных учреждений системы в решение задач развития предприятий и организаций через разработку и распространение технологий формирования потребности предприятий в непрерывном обучении персонала. Для этого образовательные учреждения должны решать целый ряд новых задач.

Непрерывность образования, как фактор развития личности, формируется проблемной ситуацией и не должна сводиться к механическому соединению образовательных этапов (школа, колледж, высшее и послевузовское образование). На наш взгляд, важным является осуществление «встречи», «диалога», «столкновения», с одной стороны, расширяющихся возможностей выбора в сфере образования, с другой - нестандартности жизненных условий людей на разных этапах их деятельности, в разных социально-профессиональных группах. Для решения этой проблемы системе образования необходимо учитывать временной параметр, пространственную непрерывность и организационную форму образования.

Временной параметр образования должен учитывать профессиональную направленность образования человека, определяемую рынком, и осуществлять его в наиболее короткие сроки и наиболее удачные возрастные периоды. Пространственная непрерывность образования способствует качественному восприятию содержания образования. Для восприятия содержания образования применяются различные способы, образовательные проекты для взрослых разнообразны и не сводятся (что очень важно) к строго очерченным дисциплинам первичного профессионального образования. Если способы получения профессиональных знаний действуют планомерно и последовательно и в период потребности человека в профессиональной подготовке или переподготовке могут воспроизводиться, повышается степень активности и избирательности потребителя образовательных услуг к знаниям, его направленность к познавательной деятельности. Он осознает, что ему нужно, и из перманентного состо-

яния законченного образования переходит к настоящему непрерывному образованию.

Трансформация российской экономики, переход ее на рыночные принципы потребовали изменения процесса обеспечения экономики трудовыми ресурсами. Рынок профессиональных образовательных услуг претерпел стихийные изменения, и в настоящее время наблюдается несоответствие направлений обучения, предлагаемых учреждениями послевузовского и дополнительного профессионального образования, реальному спросу рынка труда на специалистов.

В сложившихся условиях обострилась проблема сохранения российского профессионального образования, для решения которой необходимо повысить эффективность предоставления образовательных услуг в соответствии с потребностями рынка труда, что позволит увеличить конкурентоспособность граждан, получающих дополнительное профессиональное образование. Учебные заведения послевузовского и дополнительного образования должны изучать конъюнктуру рынка труда, оценивать спрос на специалистов, отслеживать процесс трудоустройства выпускников и активно участвовать в этом процессе. При этом необходимо ориентироваться на структурные изменения в экономике, непосредственно влияющие на ситуацию с занятостью. Эти обстоятельства вызывают необходимость комплексного исследования рынка труда и рынка образовательных услуг и требуют использования маркетингового исследования и социологического мониторинга.

Особенно актуальна проблема исследования рынка образовательных услуг для учреждений, столкнувшихся с необходимостью перехода к режиму самофинансирования путем выполнения платных услуг. Конкурентоспособность подобных учреждений сильно зависит от содержания, структуры, формы, продолжительности и цены предлагаемых ими программ обучения, поэтому регулярные исследования рынка образовательных услуг являются для таких учебных заведений необходимым условием выживания и процветания.

Таким образом, возникновение рыночных отношений и формирование новой системы управления вызвали появления рынков труда и рынка образовательных услуг, субъектами которых являются различные категории граждан, работодатели государственных и негосударственных предприятий и учреждений и учебные заведения. В таких условиях непрерывное образование становится все более актуальным в современном обществе в результате увеличения и ускорения информационных ресурсов и технической модернизации производства и переходит в ранг актуализированной потребности. Фундаментального образования уже недостаточно для своевременного и качественного выполнения профессиональной деятельности.

Потребность в профессиональном росте и повышении квалификации связана не только с расширением объема знаний в своей профессиональной сфере. Такая потребность формируется в результате необходимости осознавать, осмысливать и рефлексировать вертикальные и горизонтальные связи с другими сферами, с развитием таких навыков и умений, которые косвенно влияют на уровень профессионального мастерства, в том числе компьютерной подготовки, навыков делового взаимодействия и управления. Содействовать личностному и профессиональному росту, потребности в самореализации личности призвана система дополнительного профессионального образования, влияющая на социальную мобильность в российском обществе.

Возросшая социальная мобильность в 90-е гп XX в. претерпела изменения, молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки. В начале 90-х гг. это привело к оттоку молодежи из системы образования, особенно высшего и послевузовского, для быстрого успеха, понимаемого как обогащение и достигаемого в основном в сфере торговли и услуг. Высокий уровень образования «был скорее помехой, чем помощью» 4. В конце 90-х гг. вновь усилилась тяга к получению образования как гаранта личного жизненного успеха, и потребность в образовании стала прогностической потребностью, характеризующейся «пребыванием» в системе непрерывного профессионального образования.

Результаты нашего исследования (2003 г.) показывают, что 63,4% сегодняшних потребителей образовательных услуг предполагают после окончания обучения или уже сейчас получить дополнительное образование.

Среди многообразия видов обучения, предоставляемых рынком дополнительных образовательных услуг, респонденты явное предпочтение отдают получению второго высшего образования (45,7%). Получая высшее образование, значительное количество респондентов думают о том, как после окончания вуза продолжить свое образование (табл. 1). Чаще это вызвано желанием развить свои способности (женщине 28 лет ), желанием самосовершенствоваться, тем более, что второе высшее образование никогда не повредит (женщине 24 года), а иногда...просто люблю учиться (женщине 28 лет). Далее следуют: аспирантура (16,3%), государственная система повышения квалификации (10,9%), негосударственные курсы, школы (8,9%) и государственные курсы, школы (8%).

Характерно, что получение дополнительного образования на курсах и в различных школах с точки зрения их государственной принадлежности, не вызывают сомнений и не имеет существенной разницы. При всей критике со стороны государственных образовательных учреждений негосударственная

курсовая подготовка и переподготовка занимает прочные позиции на рынке образовательных услуг.

Таблица 1

К какому виду дополнительного образования Вы собираетесь обратиться?

Виды образования Количество респондентов, %

Аспирантура 16,3

Самообразование 5,1

Государственные курсы, школы 8,0

Обучение за рубежом 7,1

Дистанционное обучение 0,3

Государственная система повышения квалификации 10,9

Втрое высшее образование 45,7

Смена специальности, переобучение 4,3

Не собираюсь продолжить учебу 1,1

Негосударственные курсы, школы 8,9

Частные уроки (репетитор) 1,1

Не знаю 4,0

Другое 1,4

Прогностическая ориентация потребления дополнительных образовательных услуг характеризуется ярко выраженной дихотомией на оси «индивидуальное - социальное» с небольшим перевесом последнего в результате соотнесенности с рынком труда. На вопрос «Почему Вы хотите обучаться дополнительно?» 51 % респондентов отметили, что это необходимо для повышения шансов на рынке труда. Наличие дополнительного образования повышает конкурентоспособность специалиста на рынке труда. Такую конкурентоспособность респонденты связывают, с одной стороны, с карьерным ростом (эту позицию отметили 49,9% респондентов, для них «Карьера - это борьба за выживание. Если ты слаб, тебя «съедят» (женщине 19 лет), необходимостью повышать уровень знаний в своей профессиональной деятельности (32,5%), а с другой - с потребностью в удовлетворении интереса и развития личных способностей, для самосовершенствования (42,7%) и даже для повышения шансов на успех в личной жизни (16,8%). Каждый четвертый респондент (25,6%) видит в дополнительном образовании залог своего развития как в личностном плане, так и среде социального окружения, и потому с их точки зрения дополнительное образование необходимо, так как знания повышают престиж человека в его социальном окружении. Несмотря на то, что потребление дополнительных образовательных программ только еще предполагается, 17,9 % опрошенных серьезно настроены на приобретение знаний, необходимых для смены профессии (табл. 2).

Традиционная система профессионального обучения ориентирована на получение специальных знаний в полном объеме. Но 32,5% респондентов отметили, что именно специальных знаний по своей специальности им особенно не хватает и они намерены восполнить их с помощью получения дополнительного образования. Современный рынок труда осно-

ван на рыночной экономике, которая предъявляет свои требования и к специалисту, и к его знаниям, умениям и навыкам. Получая профессиональное образование, респонденты уже сейчас знают, каких именно знаний им не хватает, какие нужны будут для реализации профессиональных и жизненных планов. 46,2% опрошенных ответили, что особенно нуждаются в знаниях в области деловых отношений, социального общения и менеджмента. Для дезактуа-лизации этой прогностической потребности респонденты в большей своей части готовы платить за дополнительные образовательные услуги (56,3% - с ограничениями; 11% - столько, сколько понадобится). 11,4% респондентов сомневаются, что будут иметь такую возможность в будущем, а 18,6% считают, что дополнительное образование должно быть бесплатным.

Таблица2

Почему Вы хотите обучаться дополнительно?

Мотивы Количество респондентов, %

Для повышения шансов на рынке труда 51,0

Для карьерного роста 49,9

Необходимо повышать уровень знаний в своей профессиональной деятельности 32,5

Нужно приобрести знания, необходимые для смены профессии 17,9

Работодатель настаивает на повышении квалификации 2,0

Для удовлетворения интереса и развития способностей 42,7

Для повышения шансов на успех в личной жизни 16,8

Знания повышают престиж человека в его социальном окружении Другое 25,6 2,0

Стоит отметить, что те, кто сегодня получает высшее профессиональное образование, с достаточной долей оптимизма и пессимизма смотрят на реализацию своей потребности в дополнительном образовании и дальнейшее свое обучение. Одной из наиболее существенных характеристик той или иной культурной эпохи, как пишет В.С. Собкин, опираясь на идеи Й. Хейзинги, является та особая эмоциональная доминанта, которая характеризует основное состояние, «стилистику» присущих ей переживаний. Поэтому крайне важна констатация доминирующего эмоционального состояния культурного сознания в период кризиса, социальной неустойчивости, поскольку именно оно определяет «горизонт наших ожиданий»5. В этой связи представляется, что оппозиция «пессимизм-оптимизм» вообще является одной из фундаментальных эмоциональных модальностей, характеризующих социокультурный контекст и определяющих «общий эмоциональный фон процесса социализации»6. По результатам исследования, «общий эмоциональный фон» вполне оптимистичен. Только 1,4% опрошенных отметили, что дополнительное образование для них - лишь

мечта, и на самом деле ничего не получится. 43% думают, что «скорее всего реализуют свои планы», еще 36,9% настроены оптимистично и уверенно, лишь с некоторой долей сомнения думают о реализации своих планов, а 13,7% уверены в этом полностью.

Сомнения в реализации своих планов на дополнительное образование связаны скорее с объективными причинами, чем с неуверенностью самих намерений (табл. 3). Объективные причины, возможные в будущем, «здесь и сейчас» воспринимаются с определенной долей уверенности и неуверенности. В ответе на вопрос «Какие Вы предвидите трудности в получении планируемого Вами дополнительного образования?» лидируют: дороговизна услуг (35,8%), отсутствие времени на образование (35,5%) и изменение жизненных планов (26%). Все эти предполагаемые трудности скорее актуальны для респондентов сегодня (дороговизна услуг - 35,8%, быстрые изменения требований рынка труда - 9,2%) или объективны по сути, как, например, невозможность предугадывания собственной траектории жизненного пути - «отсутствие времени» (35,5%), «изменение планов» (26%). Поэтому планы на будущее дополнительное образование представляются респондентам вполне четко и реально, единственное, что учитывается - могут измениться семейные планы (женщине 28 лет).

Таблица 3

Какие Вы предвидите трудности в получении планируемого Вами дополнительного образования?

Трудности в получении ДПО Количество респондентов, %

Дороговизна услуг 35,8

Отсутствие нужного учебного заведения 4,6

Отсутствие времени на образование 35,5

Отсутствие необходимой информации о ДПО 6,6

Неодобрительное отношение руководства 4,3

Отсутствие учебников и учебных пособий 1,4

Неразвитость дистанционного обучения по нужным предметам 2,9

Отсутствие доступа в Интернет 3,2

Невозможность/трудность получения документов 0,3

Изменятся планы 26,0

Требования рынка труда быстро меняются 9,2

Другое 2,0

Всплеск интереса к образованию нельзя оценивать однозначно. Материалы исследования Новосибирской экономико-социологической школы свидетельствуют о преимущественно инструментальной ценности образования в сознании учащихся старших классов. Для них ценность образования связывается главным образом с его статусной функцией и в гораздо меньшей мере - с ценностью знаний, что более характерно для потребности в дополнительном образовании. Так, в структуре мотивов продолжения образования собственно образовательный

мотив («получить знания, глубоко познать изучаемые предметы») присутствовал только у каждого десятого старшеклассника7. Причем в сознании школьников распространены абстрактные ориентации на высшее образование при отложенном выборе профессии. Проявление такого инструментального типа мотивации означает, что у молодого поколения не сформировалась внутренняя потребность совершенствовать свой образовательный и культурный уровень, а в будущем, возможно, и профессиональную квалификацию и для поддержания потребности в самообразовании нужны мощные внешние стимулы. Можно полагать, что прогностическая ориентация образовательной деятельности старшеклассников еще не сформирована, и это касается не только дополнительного, но и базового профессионального образования. Такие тенденции можно охарактеризовать усилением стратегической роли образования в достижении жизненного успеха, понимаемого в либеральных традициях (доход, престиж, карьера), где акцент переносится с владения конкретной профессией на владение высшим образованием как личностным ресурсом.

Таким образом, результаты исследования показывают, что потребление образовательных услуг и потребность в дополнительном образовании являются прогностически ориентированной потребностью и включают потребителя в систему непрерывного профессионального образования. Предпочтение отдается второму высшему образованию, как фактору развития своих способностей и повышения шансов на рынке труда, где требуются не только специальные, но и дополнительные знания. Потребители дополнительных образовательных услуг оптимистично смотрят на реализацию своих планов и в будущем готовы оплачивать свое обучение, если только не изменятся жизненные планы.

Происходящие в стране социально-экономические перемены ярко высветили одну из ключевых проблем - отсутствие на правовом этапе реформ специалистов с новой парадигмой мышления, особенно это касается управленцев высшего и среднего звена, стереотипы, инерция, устаревшие методы управления которых во многом определяли негативные явления в развитии экономики переходного периода. Развитие экономики определяется уровнем подготовки и квалификации кадров.

Один из наиболее распространенных видов дополнительного профессионального образования -повышение квалификации. При решении проблемы внедрения непрерывного образования в систему ценностей необходимо, чтобы все этапы обучения, в том числе и дополнительного образования, вписывались в условно-классическую форму непрерывного образования - «школа - колледж - вуз». Это должно быть отражено в нормативных документах Министерства образования Российской Федерации

по профессиональной подготовке и переподготовке, в разрабатываемом законе «О дополнительном образовании», т. е. необходимо официальное признание программ дополнительного образования государством. На сегодняшний день отсутствует стандарт на курсовую и другие краткосрочные виды профессиональной подготовки. Но существуют стандарты для всех видов профессиональной подготовки (начальной, средней, высшей), а далее автономия самого учебного заведения 8.

Профессиональная квалификация определяется специфическим набором знаний, умений и навыков, необходимых для конкретного рода деятельности, который обеспечивается образовательной программой соответствующей профессии. Содержательная сторона программ дополнительного профессионального образования особенно сложна, так как все они «должны иметь некоторые общие свойства:

• каждая программа должна представлять отдельный модуль, содержание которого не отражено в Государственном стандарте основной специальности;

• содержательное наполнение программы и требования к уровню подготовленности по дополнительной квалификации должны быть регламентированы нормативными государственными документами;

• реализация программ должна занимать относительно короткое время;

• обучение по дополнительным программам может осуществляться за счет уплотнения графика учебного процесса и времени, отведенного для самостоятельной работы, путем введения курсов по выбору и лишь в отдельных случаях - дисциплин специализации»9.

В связи с констатацией необходимости взаимосвязи программ профессионального обучения и дополнительного образования актуальным представляется вопрос о согласованности, органичном и логичном включении программ дополнительного образования в учебный процесс. Включение можно понимать как взаимозависимость и взаимообусловленность содержания основной и дополнительной программ или как организационно-техническое обеспечение условий и возможности получения дополнительных знаний и квалификации. Характерным для практической образовательной деятельности учреждений системы образования является такое «включение», при котором дополнительная программа рассматривается как часть основной и осуществляется за счет спецкурсов по выбору и дисциплин специализации. Существуют и примеры частичного пересечения основной и дополнительной программ профессионального образования. В этой ситуации для получения знаний по дополнительной программе частично используется личное время студентов. Как правило, прохождение практики, аудиторные занятия по дополнительной программе вынесены за

основное расписание учебного процесса. За счет избыточности некоторых курсов по выбору и в незначительной части дисциплин специализации формируются отдельные профессионально ориентированные курсы программ дополнительного образования. При данной тенденции можно предположить дальнейшее развитие программ дополнительного образования. Многопрофильность такого образования со значительным количеством специальностей в дальнейшем может привести к трансформации программ дополнительного образования в основные, первичные программы профессионального образования, определяющие новые специальности и профессии. Это вопрос времени, а на сегодняшний день система дополнительного образования нуждается в многообразии моделей образовательных программ, формировании механизмов их включения и согласованности с основными программами, решении нормативно-правовых и финансово-экономических вопросов.

Образовательная деятельность в России становится самостоятельной специфической сферой предпринимательства. Закончился первый этап становления рынка образовательных услуг, на котором наряду с традиционными учреждениями государственного образования появились негосударственные образовательные предприятия, существующие на условиях полной самоокупаемости.

Для негосударственных образовательных учреждений, как самостоятельных предпринимательских организаций, становится актуальным вопрос постановки системы финансового управления, учитывающей специфику осуществления деятельности. К специфическим аспектам финансового менеджмента образовательного учреждения относится низкая доля основных средств, ограниченный и зачастую стандартный перечень закупаемых ресурсов, низкий уровень дебиторской задолженности, возможность формирования относительно большой части пассивов за счет кредиторской задолженности, различия в налогообложении разных сфер деятельности образовательного учреждения, а также короткий «производственный цикл» 10.

Изменилось отношение и работодателей к повышению квалификации своих работников. Борьба за влияние и собственность отодвинула на второй план проблемы собственного развития предприятий и проблему переподготовки кадров. Рыночные отношения меняют структуру спроса на рынке образования. Администрации предприятий из-за отсутствия финансовых средств уделяют внимание лишь краткосрочным программам переподготовки за рубежом, являющимся зачастую разновидностью бизнес-туризма для руководства. Нестабильность экономической конъюнктуры не позволяет частному сектору экономики идти на серьезные финансовые затраты на профессиональную переподготовку и повышение ква-

лификации, как следствие - закрываются учебные центры-однодневки, отсутствует бюджетное финансирование государственного образовательного сектора (отраслевых ИПК), а их неумение работать в условиях конкуренции приводит к ликвидации или перепрофилированию большинства из них 11.

Таким образом, в рамках института образования и структуры концепции профессионального образования именно система ДПО призвана адекватно и мобильно реагировать на изменения спроса потребителей на образовательные услуги. Но система ДПО не может развиваться автономно и стихийно, она должна быть одним из инструментов реализации федерально-региональной социальной и образовательной политики. В таком контексте дополнительное образование не только призвано создавать условия и обеспечивать возможность повышения квалификации и профессиональной переподготовки различных категорий взрослого населения, но и активным образом формировать рынок образовательных услуг, учитывающий стратегические интересы государства, регионов, отдельных территорий, предприятий и организаций реального сектора экономики.

Потребность специалиста в повышении квалификации связана не только с расширением объема знаний в своей профессиональной сфере, но и с осмыслением всевозможных - вертикальных и горизонтальных - связей с другими производственными и непроизводственными сферами. Актуальность приобретают навыки и умения, которые косвенно влияют на уровень профессионального мастерства. Поэтому система ДПО содействует личности в профессиональном росте и при определении спектра образовательных услуг ориентируется на потребности заказчика, потребителя образовательных услуг, свободно выбирающего свою жизненную стратегию и образовательную траекторию. При этом содержание дополнительного образования должно:

- органично быть встроенным в профессиональную карьеру специалиста, чему способствует разделение учебных курсов на блоки модульного типа;

- содействовать карьерному сопровождению социально-экономических преобразований и техническому обновлению производственной сферы;

- предсказывать и угадывать тенденции развития рынка труда, спроса и предложения на рабочую силу, быть опережающим, направленным на процессы, которые только начинают появляться в определенной профессиональной сфере, поскольку своевременное реагирование на них может помочь специалистам быстро адаптироваться к меняющимся условиям социальной среды и способствовать самореализации индивида.

Нормативные документы по дополнительному образованию (например, федеральный закон «О дополнительном образовании», концепция развития

ДПО) должны определять лишь общие положения и не ограничивать возможности учреждений профессионального образования в поиске дополнительных ниш на рынке образовательных услуг.

Существуют противоречия между задачами вузов по обеспечению качественного классического образования и потребностями быстро меняющегося рынка, вынуждающего специалистов регулярно повышать свою квалификацию в определенной, достаточно узкой области знаний. Это противоречие может быть разрешено путем создания системы ДПО, которая является той организационно-методической образовательной средой, которая может и реально обеспечивает возможность непрерывного образования специалиста в течение всего периода его профессиональной деятельности с сохранением своего межотраслевого принципа.

Возникновение рынка труда и потребностей смены специальности у значительной части взрослого населения, повышение их квалификации определяет необходимость представления дополнительного профессионального образования в виде развитой системы образовательных услуг и реализующих их государственных и негосударственных образовательных учреждений и организаций академий, институтов повышения квалификации и переподготовки кадров, специализирующихся в области образования. Обеспечить подготовку специалиста нового типа и актуализировать его потребность в самосовершенствовании в соответствии с требованиями обновления производства и потребностями самих специалистов способно лишь гибко и оперативно реагирующее дополнительное профессиональное образование 12. Это позволяет рассматривать дополнительное образования как прогностически направленную деятельность по актуализации потребностей индивида, влияющую на социальную мобильность в российском обществе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Статья написана в рамках исследования при финансовой поддержке программы Европейского университета в Санкт-Петербурге «Развитие социальных исследований образования в России» и Фонда Спенсера (США).

2 См.: Синчук В.И. Деятельность в сфере дополнительного профессионального образования: реалии и перспективы // Дополнительное профессиональное образование: От спроса до признания. М., 2001. С. 83 - 85.

3 Хомутов О.И., Тюняев А.В. Дополнительное профессиональное образование - цивилизованный путь решения проблемы занятости населения России. Пол-зуновский альм.: Наука, образование, экономика, производство, бизнес, культура. 1998, №1, С. 53 - 56 (Цит по: РЖ Экономика промышленности. 2001. № 7. С.19).

4 Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социс. 2002 . № 10. С. 81.

5 Собкин В.С. Старшеклассник в мире полики: Эмпирическое исследование. М., 1997.

6 Борисова Л.Г. Социальные перспективы молодежи: ее взгляд в будущее // Россия, которую мы обретаем / Отв. ред. ТИ. Заславская, З.И. Калугина. Новосибирск, 2003. С. 685.

7 См.: Харченко И.И. Самоопределение молодежи в трансформирующемся обществе: Выбор жизненных стратегий, жизненные принципы и устремления // Россия, которую мы обретаем / Отв. ред. Т.И. Заславская, З.И. Калугина. Новосибирск, 2003. С. 700.

8 См.: Суслова В.А. Дополнительное профессиональное образование: от спроса до признания // Дополнительное профессиональное образование: От спроса до признания. М., 2001. С. 85 - 90.

9 Сенашенко В., Чистова И., Кузнецова В. Дополнительное образование: идеи и решения // Высшее образование в России. 2000. № 5.С. С. 13 - 18.

10 См.: Синчук В.И., Казак В.В. Финансовое управление в негосударственных учреждениях дополнительного профессионального образования // Дополнительное профессиональное образование: От спроса до признания. М., 2001. С. 111 - 112.

11 См.: Иванов В.С. Формирование региональной системы дополнительного профессионального образования (переподготовка и повышение квалификации) // Дополнительное профессиональное образование: От спроса до признания. М., 2001. С. 124 - 126.

12 См.: Ломакин O.E., Грачев H.H. Государственное образовательное учреждение «Центр элитарного обучения» // Сайт Министерства образования РФ: www/ informica.ru/windows/goscom/dopobr/

УДК 378:34

ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ -ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ

Необходимость модернизации профессиональной подготовки кадров в системе МВД России обусловлена задачами совершенствования правоохранительной работы, повышения эффективности борьбы с преступностью и терроризмом, обеспечения правопорядка, охраны прав и свобод граждан в условиях реализации демократических институтов гражданского общества, новой политики министерства по взаимодействию милиции и общества. Основное направление модернизации профессиональной подготовки кадров в системе МВД России - переориентация образования с преимущественно информативного типа обучения на обучение, позволяющее выявлять и развивать познавательные и творческие способности учащихся, воспитывать волевые качества личности, обеспечивающие эффективную профессиональную деятельность сотрудника органов внутренних дел1.

Эта задача, по нашему мнению, должна решаться через фунда-ментализацию образования, переход от узкопрофильной профессиональной подготовки к широкому профессиональному образованию в сфере правоохранительной деятельности на основе углубления теоретической, общеобразовательной, общенаучной, общепрофессиональной составляющей образовательного процесса. Тенденция к фун-даментализации ведомственной профессиональной подготовки заключается, таким образом, в углублении образовательной основы правоохранительной деятельности.

Такой подход в целом согласуется с современным толкованием фундаментализации образования, которое начинается с понимания и усвоения духовных ценностей, гуманистических представлений о жизненных ориентирах, предельных основаниях и нормах человеческой жизнедеятельности. Фундаментализация образования в данном контексте предполагает реализацию в образовательном процессе идеи гуманитарной фундированности знания, нравственно-мировоззренчес-

В.И. Куру шин,

кандидат юридических наук, начальник Управления профессиональной подготовки Главного управления кадров МВД России

ВЕСТНИК. 2004. № 8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.