УДК 31.316.33
Н. В. Розенберг
доктор философских наук, доцент заведующая кафедрой коммуникационного менеджмента Пензенский государственный университет, г. Пенза, Россия
Э. И. Тюрин
аспирант, кафедра социологии и управления персоналом Пензенский государственный университет, г. Пенза, Россия
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Аннотация. В статье дается анализ дополнительного профессионального образования как системы ориентированной на тесную связь с изменениями в реальном секторе экономики, непроизводственной сфере и с удовлетворением потребностей личности, общества и государства в непрерывном образовании. Рассматривая формирование системы дополнительного профессионального образования, авторы исходят из того, что профессиональное мастерство достижимо при условии непрерывного общего и профессионального образования и развития личности в системе базового и дополнительного профессионального образования и не ограничивается лишь приобретением узкопрофессиональных умений и навыков. Обращается внимание на то, что основными задачами развития образования взрослых являются борьба с безработицей и с существующей недостаточной социальной адаптацией людей, а также решение проблемы сохранения профессиональной пригодности работников на протяжении всего трудоспособного периода жизни.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, реформирование образования, рынок труда._
N. V. Rozenberg
Doctor of philosophy, associate professor Head of Communicational Management department Penza State University, Penza, Russia
E. I. Tyurin
post-graduate student, department of Management and Sociology
Penza State University, Penza, Russia
KEY DEVELOPMENT FACTORS OF FURTHER VOCATIONAL EDUCATION IN THE MODERN SOCIETY
Abstract. The article analyses further vocational education as a system oriented to the close connection with the changes in the real economy, and the non-manufacturing sector in meeting the needs of individuals, society and the state in continuing education. Considering the formation of the system of additional vocational training, the authors underlines that professional excellence could be achieved, in case of general and vocational education and personality development in basic and secondary vocational education, and is not limited to the acquisition of specific professional skills. Attention is drawn to the fact that the main objectives of the development of adult education are the fight against unemployment and the current lack of social adaptation of people, as well as addressing the conservation professional competence of employees during the working life.
Key words: further vocational education, professional development, professional retraining, reforming in education, labour market.
Современной альтернативой традиционному образованию стали более гибкие по своему содержанию и более демократичные по форме модели непрерывного образования и его социально актуального компонента - дополнительного профессионального образования.
Дополнительное профессиональное образование - это система непрерывного образования, включающая в себя совокупность взаимодействующих, преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся по отдельным дополнительным профессиональным программам и направлениям. Согласно официальным документам, дополнительное профессиональное образование - это «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства» [2]. Согласно «Закону об образовании» 2012 г. дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды [3].
В целом система дополнительного профессионального образования (ДПО) ориентирована на тесную связь с изменениями в реальном секторе экономики, непроизводственной сфере и с удовлетворением потребностей личности общества и государства в непрерывном образовании. Основными причинами изменений рынка труда являются социально-экономические реформы, в связи с чем решающую роль играют профессиональная мобильность работника и его личностные качества. По этой причине происходит реформирование образования в направлении утверждения гуманистической парадигмы; наиболее ценным в данной системе становится личность человека, его способность к развитию не только профессиональных, но и интеллектуальных и нравственных качеств с тем, чтобы повысить его возможности к адаптации в постоянно меняющейся структуре рынка труда.
Дополнительное профессиональное образование в условиях высшей школы дает возможность работнику не только повысить квалификацию, но и пройти профессиональную переподготовку и приобрести знания и навыки, которые позволят работать в иной сфере деятельности. Согласно результатам социологических исследований Государственной академии инноваций услуги дополнительного профессионального образования, ежегодно востребованы несколькими миллионами человек, среди которых специалисты и руководители организаций различных форм собственности, уволенные в запас военнослужащие, государственные служащие и др. Потенциал развития системы дополнительного профессионального образования в Российской Федерации сложно переоценить. Система дополнительного высшего образования с присвоением дополнительных квалификаций существенно повышает динамику отклика высшей школы на изменяющиеся потребности рынка труда в высококвалифицированных специалистах, поскольку она дает возможность не только работающим специалистам, но также студентам и аспирантам в период обучения по основным образовательным программам осваивать также соответствующие дополнительные образовательные программы.
С течением времени происходят изменения в глобальных тенденциях социально-экономического развития. Так, в начале XX века основой нормального профессионального и социального становления человека выступала функциональная грамотность; с ростом потребностей общества такой основой стало среднее специальное, а затем и высшее образование. Сегодня для соответствия меняющимся условиям занятости и плавающей конъ-
юнктуре рынка труда, причиной чего является ускорение в развитии информационной, социокультурной компоненты современного общества и его производственно-технологической базы, возникает необходимость в непрерывном образовании личности.
Потребность в разных формах дополнительного профессионального образования стала осознаваться сначала в чисто прагматической, а затем и в гуманитарной области социального мышления. Усложнение в технологической и социальной организации различных сфер профессиональной деятельности привело к появлению множества новых параметров в осознании работником собственной личной и профессиональной идентичности, таких как адаптированность, защищенность, творчество, самореализация, вариативность (свобода выбора и смена форм деятельности), функциональная и психологическая безопасность. Эти изменения на микроуровне со временем привели и к макро-социальным последствиям, поскольку массовые установки и ожидания работающих специалистов послужили причиной для изменения стратегии множества стран в области образовательной политики.
Уже в начале 70-х годов ХХ века непрерывное образование рассматривалось ЮНЕСКО в качестве «основного принципа образовательных политик на будущее». В настоящее время этот принцип является приоритетным при реформировании образования во всех странах. В последние несколько десятилетий как на международном, так и на национальном уровне активно ведутся теоретические и практические поиски моделей непрерывного образования, которые отвечают потребностям нового века «гуманитарного мышления» (Д. С. Лихачев), предпринимаются попытки их практической реализации в целях построения системы непрерывного образования.
Не является исключением и Россия, где базовым принципом всех образовательных начинаний служит идея непрерывности образования. В современном российском обществе реализация этого принципа происходит, прежде всего, в двух направлениях. Во-первых, в рамках послевузовского образования, к которому относится повышение квалификации, аспирантура, докторантура, научная стажировка, в ходе которых специалист повышает свои профессиональные навыки, приобретенные в процессе получения базового образования. Во-вторых, инструментом реализации концепции непрерывного образования является формирующийся в настоящее время институт дополнительного профессионального образования (ДПО), в задачи которого входят: получение второго высшего образования; профес-
сиональная переподготовка, в ходе которой специалист меняет свою профессию или получает дополнительную квалификацию в рамках уже полученного профессионального образования (как среднего, так и высшего); получение разнообразных образовательных услуг профессионального характера.
Рассматривая формирование института дополнительного профессионального образования в рамках концепции непрерывного образования как средства постоянного обогащения творческого потенциала личности, мы исходим из того, что профессиональное мастерство достижимо при условии непрерывного общего и профессионального образования и развития личности в системе базового и дополнительного профессионального образования и не ограничивается лишь приобретением узкопрофессиональных умений и навыков.
Анализ институционального развития дополнительного профессионального образования невозможен вне исторического и системного контекста, поскольку только такой подход позволяет достигнуть необходимой дифференциации социальных смыслов, значений и верно обозначить критерии, определяющие автономность образовательного института, так как многие его функции, формы, методы и элементы возникли задолго до институционального становления ДПО и существуют в других образовательных институтах. Процесс, когда из спорадических общественных взаимодействий, из проявляющихся новых социальных установок, из государственных реформационных указов, из локального общественного опыта зарождается новый вид социальной практики, производятся и поддерживаются однотипные отношения - то, что в социологии и определяется как ин-ституциализация - требует очень тщательного исследования. Особенно важно это в отношении молодого института ДПО, которое возникло около четверти (в некоторых странах - трети) века назад и в настоящее время находится в фазе своего первичного становления. Появление функции, системы отношений и действий, а затем института ДПО обусловлено конкретными стадиями развития современного общества и является следствием особого рода социальной необходимости, реакцией на вызов времени.
Институциональное развитие системы дополнительного профессионального образования во многом обусловлено особыми «рамочным», ограничивающим влиянием социокультурной и экономической среды общества, без специальной поддержки которых ДПО функционировало бы как неформальная, факультативная социальная структура, оказывающая услуги лишь для
эксклюзивного потребления. В лучшем случае оно оказывало бы локальное воздействие на трудовой этос и производственную культуру, но никак не на развитие общества в целом. Иными словами, на определенной стадии институциализации общество должно уже не только осознать, но и попытаться найти решение проблемы, отнестись к ней «прагматически», активно, изыскать способы и обеспечить удовлетворение возникших новых образовательных потребностей. И именно с этого момента «включения» организованной общественной деятельности, направленной на реализацию потребности в дополнительном профессиональном образовании, возникает новое качество институционального развития: само общество направляет и подпитывает ресурсами систему ДПО, а она, в свою очередь, получив импульс для роста и развития, оказывает влияние на развитие общества, повышая адаптированность, креативность и в целом социально-профессиональный потенциал его членов. Однако на практике назвать этот процесс безболезненным нельзя: в нем присутствуют различные противодействующие факторы, элементы спонтанности, свойственные для любого социального изменения, а также структурные и психологические барьеры невосприимчивости к переменам. Несмотря на это, проявляясь сначала как тенденция, ранняя институциализация не может быть нивелирована или преодолена, поскольку она объективно обусловлена развитием самого общества.
Можно выделить три основных фактора развития дополнительного профессионального образования в современной России:
1. Происходит оптимизация числа учреждений высшего профессионального образования: так, с 2008 по 2012 г. число государственных и муниципальных образовательных учреждений уменьшилось на 49 единиц, а негосударственных - на 13.
2. Сохраняется тенденция роста доли принятых на обучение в образовательные учреждения высшего профессионального образования с полным возмещением стоимости обучения: в 2008г. она составила 58,8%, в 2012г. - 60,0%.
3. Прием в образовательные учреждения высшего профессионального образования начинает перераспределяться в пользу негосударственного сектора: 2012 году в негосударственные учреждения высшего профессионального образования прием вырос на четверть, в государственные и муниципальные - только на 5% (по сравнению с 2011 г.).
Таким образом, наблюдается тенденция перехода системы дополнительного профессионального и послевузовского образования из государственного в частный сектор. На это указывает
и М.К. Горшков в своей работе «Непрерывное образование в контексте модернизации» [1, C. 31], говоря о том, что при переходе к постиндустриальному обществу знаний все большее значение получают неформальные, внесистемные образовательные практики, которые регулируются рыночными отношениями, а не государством и, следовательно, максимально диверсифицированы.
Масштаб функционирования системы дополнительного профессионального образования в России позволяют оценить официальные данные Федеральной службы государственной статистики. Согласно им в 2010/2011 учебном году в системе ДПО прошли обучение более 4,996 тыс. человек, что составило 15,8% всех работников, в том числе по возрастным группам: до 25 лет - 16,5 %; 25-30 лет - 19,6 %; 31-45 лет - 18,3 %; старше 45 лет - 12,2 %. Из них получили дополнительное профессиональное образование 43,13%, прошли профессиональную подготовку или дополнительную профессиональную подготовку 24,59% и были обучены на курсах целевого назначения - 35,77% (табл.1)
Таблица 1
Форма дополнительного профессионального обучения Всего обучено работников
человек в %
дополнительное профессиональное образование 2 155 373 43,13
дополнительная профессиональная подготовка 1 228 639 24,59
курсы целевого назначения 1 787 339 35,77
Наибольшее количество учащихся проходит обучение в институтах повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (34,8%) и институтах повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов (11,4%) [1, С142]. В период 2007-2010 гг. доля государственных служащих от общего состава слушателей составила 5,9%, что свидетельствует о проведении целенаправленной работы по повышению квалификации госслужащих. Это подтверждается и содержанием Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [4] относительно обязанности государственных служащих пройти переподготовку по специальности «Государственное и муниципальное управление».
Наибольшее число слушателей в системе ДПО принадлежат к здравоохранению, образованию, нефтегазовой, энергетической, тяжелой промышленности, а также финансовой сфере. Напротив, менее всего проходящих переподготовку работают в легкой и пищевой промышленности, сельском хозяйстве. Кроме того, существуют некоторые различия и в распределении слушателей в зависимости от формы собственности предприятий-работодателей: на государственных предприятиях их доля несколько больше, чем на частных; среди последних же профессиональная переподготовка является прерогативой предприятий иностранных собственников (которые занимают в общем числе организаций весьма незначительную долю).
Формы получения ДПО сегодня достаточно разнообразны -от краткосрочных курсов повышения квалификации до программ профессиональной подготовки и получения второго высшего образования. Форма, а также сроки получения ДПО зависят от целей, стоящих перед обучающимся, и мотивов, которыми он руководствуется при выборе образовательной программы.
На формирование системы ДПО влияют следующие группы факторов:
- глобальные, или надрегиональные, обусловленные культурой страны, нации, всего мира;
- региональные, возникающие под воздействием культурных особенностей конкретного региона;
- локальные, отражающие местные особенности и традиции этнической культуры и воспитания.
Следует отметить, что российская система образования отличается от зарубежных меньшей вариативностью. Однако сложившаяся в России система ДПО более вариативна, чем вся система в целом, что обеспечивается ее направленностью на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства.
Таким образом, современные условия требуют новых подходов и решений относительно организации системы дополнительного профессионального образования. Ее развитие должно происходить в направлении приближения к потребителю путем выполнения социального заказа как государства в целом, так и отдельных предприятий; необходимы координация с территориальными органами Федеральной государственной службы занятости населения и участие в совместных образовательных проектах, в том числе и международных. Кроме того, расширение сотрудничества с другими странами и проведение социологических исследований также необходимы как средства удовлетво-
рения интересов работодателей и растущих запросов потребителей образовательных услуг.
Библиографический список
1. Горшков М.К. Непрерывное образование в контексте модернизации / М.К. Горшков, Г.А. Ключарев - М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011.
2. О дополнительном образовании: федеральный закон РФ от 01.01.2002. Ст. 1.
3. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» Ст.76.
4. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
ЯеГегепБеБ
1. Gorshkov M.K. Nepreryvnoe obrazovanie v kontekste moderni-zatsii [Lifelong learning within the framework of modernization]. Moscow, IS RAN, FGNU TsSI Publ., 2011.
2. O dopolnitel'nom obrazovanii: federal'nyi zakon RF ot 01.01.2002 [Further education federal act of the Russian Federation of 01.01.2002 ], art. 1.
3. Federal'nyi Zakon № 273-FZ ot 29 dekabria 2012 g. «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» [Federal act no. 273-FZ of 29.12.2012 «Education in the Russian Federation»], art.76.
4. Federal'nyi zakon ot 27 iiulia 2004 g. N 79-FZ «O gosudar-stvennoi grazhdanskoi sluzhbe Rossiiskoi Federatsii» [Federal act no. 79-FZ of 27.07.2004 « State civil service in the Russian Federation»]
Информация об авторах
Розенберг Наталья Владимировна - доктор философских наук, заведующая кафедрой коммуникационного менеджмента, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Россия, e-mail: [email protected].
Тюрин Эдуард Иванович - аспирант, кафедра социологии и управления персоналом, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Россия, e-mail: [email protected]
Authors
Rozenberg Natalia Vladimirovna - Doctor of philosophy, Head of Communicational Management department, Penza State University, 440026, Penza, 40 Krasnaya Street, Russia, e-mail: [email protected].
Tyurin Eduard Ivanovich - post-graduate student, department of Management and Sociology, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, Russia, e-mail: [email protected]