Научная статья на тему 'Attitude of unemployed to receiving of additional education of professional education and qualification rise'

Attitude of unemployed to receiving of additional education of professional education and qualification rise Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / БЕЗРАБОТНЫЕ / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / MOTIVATION / UNEMPLOYED

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Rozenberg Natalya Vladimirovna, Tyurin Eduard Ivanovich

The features of the motivation of unemployed persons, while passing the vocational training and retraining, are considered. Based on the results of the survey the motives of excellence and their dependence on socio-demographic factors are analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Attitude of unemployed to receiving of additional education of professional education and qualification rise»

УДК 159.922

ОТНОШЕНИЕ БЕЗРАБОТНЫХ К ПОЛУЧЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ

© Наталья Владимировна РОЗЕНБЕРГ

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация, доктор философских наук, доцент, зав. кафедрой «Коммуникационный менеджмент», е-mail: Elya@sura.ru © Эдуард Иванович ТЮРИН Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация, аспирант, кафедра «Социология и управление персоналом», e-mail: siup@pnzgu.ru

Рассмотрены особенности мотивации безработных граждан при прохождении ими профессионального обучения и переподготовки. На основании результатов социологического исследования анализируются мотивы повышения квалификации и их зависимость от социально-демографических факторов. Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование; мотивация; безработные.

Очевидно, что модернизация нашего общества, развитие инновационной экономики напрямую зависит от наиболее полного использования потенциальных возможностей системы профессионального образования, важной структурной частью которого является дополнительное профессиональное образование. Согласно «Закону об образовании» 2012 г., дополнительное профессиональное образование (далее - ДПО) направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды [1].

В современных условиях возрастает значение дополнительного образования, которое повышает профессиональную компетентность кадров и способствует их лучшей адаптации к быстро меняющимся требованиям рынка труда. Деятельность учреждений, осуществляющих ДПО, особенно важна для таких социальных групп, как иммигранты, безработная молодежь, неграмотные или люди, не имеющие работы длительное время.

Среди главных целей современных образовательных институтов можно выделить следующие:

- снижение уровня безработицы;

- реализация государственной поддержки адаптации профессионального образования к системе региональных рынков;

- кадровое обеспечение рыночной экономики.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что система ДПО является средством повышения социальной защищенности, адаптации и интеграции человека в профессиональной сфере.

Безработица определяется как социально-экономическое явление, которое появилось одновременно и в связи с возникновением наемного труда. Относясь к крайне негативным явлениям социальной жизни, она объективно существует в любом обществе. Некоторые виды безработицы всегда существовали в той или иной степени. Одним из характерных для современного общества видов безработицы является структурная безработица, при которой структурные изменения в экономике приводят к сокращению потребности в работниках определенных профессий.

По официальным данным Федеральной службы государственной статистики РФ в 2012 г. России насчитывалось 4130,7 тыс. безработных, что составляет 5,5 % всего трудоспособного населения [2]. Решение проблем безработицы в России должно носить комплексный характер и, безусловно, требует серьезных исследований в рамках всего общества. Наша цель - выявить, какую роль в этом отношении играет образовательный ресурс, в частности институт дополнительного профессионального образования. В на-

стоящее время институт ДПО осуществляет следующие направления образовательной деятельности: овладение новой специальностью (специализация) в рамках имеющейся профессии; овладение новой профессией (специальностью) на основе уже имеющейся профессии; овладение новой профессией без учета предшествующего образования. Данные направления нацелены на обеспечение социальной защиты специалиста, усиление его конкурентоспособности и адаптивности на рынке труда. Кроме того, институт ДПО осуществляет важную в современных условиях социальную функцию реабилитации, предоставляет специалистам пути выхода из кризисных и экстремальных ситуаций, помогает вернуться к активной профессиональной деятельности.

Так, по результатам исследований, проведенных Л.В. Тарасенко среди безработных (г. Таганрог, п = 375, 2008 г.), 75 % безработных граждан проходят обучение и переподготовку по настоянию службы занятости [3; 4].

Оказавшись безработным, человек не только вынужден качественно изменить структуру потребления, но и ограничивать свои личные социальные контакты, изменять привычки социокультурного досуга. Меняется стиль жизни, возрастает необходимость приспособления человека к существенно изменившимся социально-экономическим условиям. В связи с этим безработных относят к особой социальной группе, лишенной такой ценности, как работа, и связанных с ней престижа, материального благополучия, признания и прочее, что само по себе должно являться мотивацией их поведения.

Изучение этого вопроса И.М. Городецкой [5] показало, что в процессе профессионального переобучения наиболее значимыми у безработных являются познавательные мотивы и мотивы развития личности. При этом доминируют такие мотивы, как стремление расширить свой кругозор и эрудицию, стремление повысить свой общекультурный уровень, кроме того наибольшую значимость имеют стимульные мотивы, такие как возможность самореализации в профессиональном плане, профессионализм преподавателей и др.

Многие исследования российских социологов и психологов показывают, что на структуру мотивации учения безработных

оказывают влияние образование и возраст. Для безработных со средним специальным образованием особую значимость имеют познавательные мотивы, включающие в себя интерес к изучаемым предметам, желание повысить свой социальный статус и стремление получить глубокие профессиональные знания. У безработных с высшим образованием более выражены мотивы развития личности и мотивы достижения. Безработная молодежь характеризуется сильной выраженностью мотивов развития личности, в то время как у людей среднего возраста более значимы познавательные мотивы, хотя мотивы развития личности занимают второе место и тоже сильно влияют на мотивацию учения [4-8].

Кроме того, показано, что имеются как сходства, так и различия в иерархии и структуре взаимосвязей всей ценностно-мотивационной сферы, обусловленные гендерными особенностями безработных. В ценностной сфере женщин системообразующую роль играет «развитие, самосовершенствование», а у мужчин на месте этой ценности находится «продуктивность (максимальное использование своих сил)». Это означает, что женщины больше настроены на перспективное развитие, на будущее самоопределение, тогда как для мужчин более важна самореализация в настоящий момент. Это, в частности, сказывается на мотивации поступления и учения, которая сильнее у женщин. Хотя у обеих групп вес непосредственных мотивов превышает вес опосредованных, есть различия в рангах блоков мотивов учения. У женщин ведущую роль играют мотивы развития личности, у мужчин - мотивы достижения.

С целью выявления мотивов профессионального обучения и переподготовки у безработных граждан в 2012 г. было проведено исследование среди желающих пройти профессиональное обучение / переподготовку (п = 300, г. Пенза).

В социологическом исследовании принимали участие лица, имеющие различный уровень образования. Основное количество опрашиваемых составили безработные,

имеющие высшее образование (62 %), остальные респонденты практически в равных долях принадлежат к группам, имеющим среднее, средне-специальное или незаконченное высшее образование (14, 12, 11 %).

Лишь 1 % респондентов среди безработных имеет два и более высших образования. Относительно профиля образования можно сказать следующее: большинство имеет техническое (25 %) и экономическое образование (19 %), педагогическое, другое гуманитарное, психологическое - соответственно 18, 14 и 12 %.

В рамках авторского исследования респондентам был задан вопрос о том, какие профессии они считают наиболее востребованными на рынке труда. По их мнению, наиболее востребованными профессиями являются: бухгалтеры (20,3 %), работники торговли (16,0 %) и юристы (14,7 %). Полный перечень профессий представлен в табл. 1.

Полученные данные вполне согласуются с данными других исследований. Так, по результатам проведенного Центром стратегических исследований Современной гуманитарной академии (ЦСИ СГА) исследования, посвященного изучению мнения сотрудников российских предприятий о том, какие формы дополнительного образования предоставляют их организации, было выявлено, что среди направлений дополнительного образования наибольшей популярностью пользуются юриспруденция (включая делопроизводство - 18 %), финансы, бухучет, налоги и аудит (16 %), менеджмент и РЯ (15 %). За группой лидеров располагаются дисциплины из области педагогики и образования (11 %), а замыкают список дополнительных программ медицина и социальная работа (6 %), компьютерная грамотность и информационные технологии (5 %), технологии производства (5 %) - естественно, специфичные для каждого отдельного предприятия, экономика (4 %), маркетинг и продажи (4 %), техника

безопасности и охрана труда (4 %), психология (2 %). Абсолютным лидером является финансовое направление (финансы, бухучет, налоги, аудит), на долю которого приходится 16 %, а второе место делят между собой юриспруденция и менеджмент - по 14 %. Довольно значимая роль отводится и различным специализированным дисциплинам: 11 % - таков вес категории «Другое» [9].

Авторское исследование показало, что основной причиной, по которой безработные хотят получить дополнительное профессиональное образование / пройти переподготовку является недостаточно высокая заработная плата (54,3 %), а также возможность устроиться на более интересную работу по специальности (15,7 %), недостаточно хорошие условия и организация труда на предыдущем месте работы (10 %) (табл. 2).

Анализ (с помощью двумерного распре -деления) ответов на вопрос о причинах, по которым безработные хотели бы получить дополнительное профессиональное образование / пройти переподготовку, в зависимости от возраста респондентов выявил следующую зависимость: для всех безработных любого возраста главной причиной получения дополнительного образования является недостаточно высокая заработная плата на предыдущих местах работы. Для лиц в возрасте от 46 до 55 лет наиболее значимой причиной является возможность получать лучшее социальное обеспечение. 20 % безработных в возрасте от 36 до 45 лет считают, что дополнительное образование даст им возможность открыть свое дело (75 % приходится на данный вариант ответа при распределении данного вопроса по критерию возрастной группы респондентов).

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: «Какие профессии Вы считаете наиболее востребованными на рынке труда?», %, (п = 300)

№ п/п Вариант ответа В %

1 1Т-специалисты 8,7

2 Бухгалтеры 20,3

3 Экономисты 11,0

4 Юристы 14,7

5 Работники торговли 16,0

6 Менеджеры различных категорий 11,0

7 Специалисты банковской сферы 10,3

8 Рабочие специальности (массажист / парикмахер / слесарь и т. д.) 7,3

9 Другое 0,7

Итого 100

Что же конкретно побуждает безработных граждан получать дополнительное профессиональное образование или проходить переподготовку в учебных заведениях от Центра занятости населения г. Пензы? Это ожидание увеличения заработной платы (40,7 %), повышение своей конкурентоспособности на рынке труда (21,0 %), ожидание должностного роста и удовлетворение от работы (по 10,0 %), далее в порядке убывания следуют такие мотивы, как ожидание профессионального роста, более творческой работы, ликвидация пробелов в образовании (табл. 3).

Как было отмечено, мотивация к дополнительному образованию и переподготовке имеет гендерные особенности, что подтвер-

дило и авторское исследование, которое показало зависимость побуждений к дополнительному профессиональному образованию или переподготовке от пола респондента. Отметим, что у 43,9 % женщин и 31,5 % мужчин преобладающим мотивом является ожидание более высокой заработной платы. Для женщин также важно повысить свою конкурентоспособность на рынке труда (86,9 %), что может быть связано с желанием опровергнуть гендерные стереотипы большинства руководителей различных предприятий. Значительная часть опрошенных мужчин отметила, что их подтолкнуло пройти переобучение ожидание повышения должностного и профессионального роста (28,1 и 26,1 %).

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: «Назовите причину, по которой Вы хотели бы получить дополнительное профессиональное образование / пройти переподготовку», %, (п = 300)

№ п/п Вариант ответа %

1 Недостаточно хорошие условия и организация труда на предыдущих местах работы 10,0

2 Недостаточно высокая зарплата 54,3

3 Возможность устроиться на более интересную работу по специальности 15,7

4 Не сложились отношения в коллективе 5,7

5 Не сложились отношения с администрацией на предыдущем месте работы 3,6

6 Возможность получить лучшее социальное обеспечение 3,0

7 Возможность открыть свое дело 0,7

8 Личные мотивы 6,3

9 Другое 0,7

Итого 100

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос «Что, на Ваш взгляд, побуждает Вас получать дополнительное профессиональное образование / проходить переподготовку?», %, (п = 300)

№ п/п Вариант ответа %

1 Необходимость повышения своей конкурентоспособности на рынке труда 21,0

2 Ожидание, что после обучения / переподготовки быстрее будет осуществляться профессиональный рост 8,0

3 Ожидание, что после обучения / переподготовки быстрее будет осуществляться должностной рост 10,0

4 Ожидание, что после обучения / переподготовки заработная плата будет выше 40,7

5 Ожидание, что после обучения / переподготовки работа будет приносить больше удовлетворения 10,0

6 Ожидание, что после обучения / переподготовки выполняемая работа будет более высокопроизводительной (освоение новых технологий) 3,7

7 Ожидание, что после обучения / переподготовки выполняемая работа будет более творческой (развитие творческих способностей) 4,0

8 Ликвидация пробелов в образовании из-за несоответствия полученных в вузе (техникуме) знаний выполняемой работе 2,0

9 Другое 0,6

Итого 100

Одномерное распределение ответов на данный вопрос показало, что безработные больше всего стремятся к получению новых знаний (33,7 %), к углублению уже имеющихся (18,7 %), желают приобрести новую профессию (16,0 %) и расширить свой кругозор (14,0 %).

Анализ распределения ответов на вопрос, касающийся возможных ожиданий в результате прохождения профессиональной подготовки / переобучения в зависимости от полученного образования респондентов, показал, что безработные граждане с высшим образованием считают возможным приобрести новую профессию, отвечающую их требованиям (64,5 %), получить новые знания (13,4 %) или же углубить уже имеющиеся знания в области своей профессии (8,1 %). У респондентов, имеющих средне-специальное образование, большинство ответов распределилось между такими вариантами, как получение новых знаний (47,1 %), приобретение новой профессии, расширение кругозора и углубление имеющихся знаний - по 13,9 %.

Лица со средним образованием желают получить новые знания (78,7 %), однако получить диплом в соответствии с этим желанием в их планы не входит.

Таким образом, результаты проведенного социологического исследования показали, что безработные, обратившиеся в Центр занятости населения и желающие пройти переподготовку / получить дополнительное профессиональное образование не удовлетворены аспектами своей первоначальной профессии и четко осознают, что получение дополнительного образования сделает их более конкурентоспособными на современном

рынке труда.

Результаты авторского исследования подтвердили, что на структуру мотивации учения безработных оказывают влияние такие демографические характеристики, как пол, возраст, а также имеющееся образование. Анализируя особенности безработных и их мотивы к повышению квалификации и переподготовке, можно отметить, что для всех безработных любого возраста главной причиной получения дополнительного образования является недостаточно высокая заработная плата на предыдущих местах работы.

Возможность приобрести новую, высокооплачиваемую профессию, лучшее социальное обеспечение или открыть пути для повышения должностного и карьерного роста также являются основными мотивами к получению образования. Таким образом, главную роль при получении дополнительного образования безработными гражданами играют мотивы развития личности и мотивы достижения успеха, познавательные же мотивы присутствуют незначительно.

Таким образом, проведенное исследование позволяет глубже понять социальные особенности безработицы, а изучение мотивации безработных граждан к повышению квалификации и переподготовке позволит более детально подойти к развитию дополнительного образования в регионе и улучшению ситуации на рынке труда.

1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. иКЬ: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html. Загл. с экрана.

2. иКЬ: www.gks.ru.

3. Тарасенко Л.В. Дополнительное профессиональное образование: становление нового социального института: автореф. ... д-ра социол. наук. Ростов н/Д, 2001.

4. Тарасенко Л.В. Дополнительное профессиональное образование безработных как фактор сохранения человеческого капитала // Трансформация культурного пространства и времени: сборник статей. Улан-Удэ, 2007.

5. Городецкая И.М. Ценностно-мотивационные проявления личности безработных в процессе их вторичной профессионализации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 1999.

6. Валетова И.В. Копытова Н.Е Сравнительный анализ мнений преподавателей о системе образования и мотивах повышения квалификации // Социология образования. 2012. № 1. С. 48-58.

7. Рогов М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Ярославль, 1999.

8. Попова И. П. Переподготовка российских специалистов: влияние на профессиональную мобильность // Модернизация экономики и глобализация: в 3 кн. / отв. ред. Е.Г. Ясин. М., 2008. Кн. 2.

9. Крутий И.А. Дополнительное образование и рынок труда // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009. № 1 (89) январь-февраль. иКЬ:

http://wciom.ru/fileadmin/Monitoring/89/2009_1 (89)_4_Krutii.pdf (дата обращения: 10.04.2013).

Поступила в редакцию 26.04.2013 г.

UDC 159.922

ATTITUDE OF UNEMPLOYED TO RECEIVING OF ADDITIONAL EDUCATION OF PROFESSIONAL EDUCATION AND QUALIFICATION RISE

Natalya Vladimirovna ROZENBERG, Penza State University, Penza, Russian Federation, Doctor of Philosophy, Associate Professor, Head of “Communication Management” Department, e-mail: Elya@sura.ru

Eduard Ivanovich TYURIN, Penza State University, Penza, Russian Federation, Post-graduate Student, “Sociology and Personnel Management” Department, e-mail: siup@pnzgu.ru

The features of the motivation of unemployed persons, while passing the vocational training and retraining, are considered. Based on the results of the survey the motives of excellence and their dependence on socio-demographic factors are analyzed.

Key words: additional professional education; motivation; unemployed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.