Научная статья на тему 'Прогностическая направленность управленческой деятельности руководителя современного образовательного учреждения'

Прогностическая направленность управленческой деятельности руководителя современного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1675
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нащекина Наталья Викторовна

В статье рассматривается обновлённое содержание функций руководителей образовательных учреждений по реализации прогностической направленности управления, которое способствует совершенствованию опережающего управления развитием образовательной системы и обеспечению её конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нащекина Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогностическая направленность управленческой деятельности руководителя современного образовательного учреждения»

тия организации, созданию качественно новой культурно-образовательной среды в школе, что в свою очередь, отражается на её имидже,

Библиографический список

1. Гителъман Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам организаций и консультантам по управлению. ~М.: Дело, 1999.-496 с.

2. Исаев И. Ф. Теория и практика формиро-

вания профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. - Москва-Бел-город, 1993.

3, Психология личности: Тексты // под ред. Ю.Б. Гипненрейтер, А.А. Пузырея. ~М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-286 с.

4. Моисеев A.M. Качество управления школой: каким оно должно быть. - М.: Сентябрь, 2001. -160 с.

Н.В. НАЩЕКИНА

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье рассматривается обновлённое содержание функций руководителей образовательных учреждений по реализации прогностической направленности управления, которое способствует совершенствованию опережающего управления развитием образовательной системы и обеспечению её конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Управление образовательным учреждением в современных условиях как никогда ранее подвержено влиянию постоянно изменяющихся факторов внешней среды, что непременно сказывается и на переменах во внутренней среде образовательного учреждения. Следовательно, подлежат переосмыслению философия и идеология управления образовательным учреждением, опирающаяся на новое видение, новое понимание миссии образовательного учреждения, стратегических приоритетов его развития, ценностное ядро организационной культуры, система инновационной деятельности. Руководитель образовательного учреждения призван решать ряд новых задач, связанных с опережающим управлением, обеспечивающим жизнеспособность образовательной системы на длительную перспективу. Необходимость принятия опережающих управленческих решений требует от руководителя усиления прогностической направленности функций управления.

По мнению B.C. Лазарева, функция управления (от латинского functio - совершение, исполнение) - это отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определенного действия для обеспечения целенаправ-

ленности или организованности управляемых процессов [4, с. 72]. В.Ю, Кричевскийуказывает, что управленческие функции отражают конкретные мысли и действия, без которых невозможно достижение поставленной цели [3, с. 44].

Существуют разнообразные подходы к классификации функций управления, представленные в работах отечественных и зарубежных исследователей: М. Альберта, В.Г. Афанасьева, Л. Джильберта, Ю.А. Конаржевского, B.C. Лазарева, М. Маркова, В.И. Маслова, М.Х. Мескона, А.А. Орлова, М.М. Поташника, ПИ, Третьякова,

А. Файоля, Ф. Хсдоури, Т.К. Чекмарёвой, ТН. Ша-мовой, В. А. Якунина и др.

В качестве самостоятельных, но Взаимосвязанных функций управления П.И. Третьяков выделяет информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-диагностическую и регулятивно-коррекционную функции. Исследователь считает, что указанные функциональные звенья рассматриваются как относительно самостоятельные виды деятельности. Между тем все они взаимосвязаны и последовательно, поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл. Среди выделенных функций управления системообразующим фак-

тором является цель [7, с. 35]. Данная классификация была положена нами в основу определения содержания прогностической направленности функций управления в деятельности руководителя образовательного учреждения.

Каждая управленческая функция в условиях развития образовательного учреждения должна опираться на прогностическую основу. Прогноз, так предполагаемый результат развития, даёт возможность сосредоточиться на решении возможных в будущем проблем, затрагивающих различные сферы деятельности, исходя из единых прогнозных показателей.

Для информационно-аналитической функци прогнозирование является важной составляющей на этапе определения предмета, состава и содержания информации для анализа. Необходимо верно предвидеть, какая информация окажется наиболее значимой для принят ия стратегически ориентированных управленческих решений, определяющих будущее развитие образовательного учреждения. Это связано с проблемным анализом внешней и внутриучрежденческой среды, изучением состояния и приоритетных направлений развития подсистем образовательного учреждения, анализом ресурсного обеспечения образовательного процесса, формированием банка данных о направлениях инновационной деятельности, сбором и анализом информации о качестве образовательного процесса, оценкой результатов деятельности, условий и факторов, повлиявших на них. В реализации данной функции руководителю важно понимание необходимости анализа текущих и возможных в будущем проблем на основе полной, достоверной, прогно-стачной информации; привлечение субъектов деятельности к изучению действительной и перспективной управленческой ситуации средствами широкого оперативного информирования и анализа тенденций развития; прослеживание причинно-следственных связей и зависимостей, выявление потенциально возможных противоречий при развитии определённых процессов во внешней среде, способных оказать влияние на будущее развитие образовательного учреждения и определение путей их решения.

Мотивационно-целевая функция в управлении образовательным учреждением является одной из наиболее сложных функций. В теории управления мотивация трактуется как процесс побуждения себя и других к деятельности для дос-

тижения личных целей или целей организации. Под мотивацией в педагогической науке принято понимать совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности. Для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов на коллектив или отдельную личность, вследствие чего может произойти концентрация усилий, позволяющая наиболее эффективно достигать поставленных целей. Наиболее значимым мотивирующим фактором в деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения является достижение иопределённого перспективного результата, способствующего возрастанию его конкурентного позиционирования во внешней среде и успешности каждого субъекта внутри самого учреждения. Мотивационная составляющая данной функции требует умения руководителя оптимально выстраивать прогностическую пошаговою траекторию развития образовательной системы, побуждающую субъектов деятельности к движению в заданном направлении.

Известно, что цель представляет собой осознанный, желаемый в будущем результат. Целе-полагание является начальным этапом управления, так как оно придает смысл управленческой деятельности. Цель должна быть ясной, выполнимой и определённой во временном промежутке. Для формулирования цели основополагающей является прогнозная ориентация, так как необходимо четко представить образ будущего результата, соответствующего условиям, которые возможны в будущем. Не менее важно, чтобы реализация цели стала потребностью для каждого субъекта деятельности. Как справедливо отмечают П.И. Третьяков и ТИ. Шамова, образ будущего результата становится целью только тогда, когда имеются потребности, мотивы, желание достигнуть результата или приблизиться к нему [7, с. 39-40]. Л.Д. Гитеяьман в своих исследованиях выделяет следующие требования, предъявляемые к целям: иерархичность, множественность, операциональность, реалистичность, конкретность, достижимость, взаимосвязанность и совместимость долгосрочных и краткосрочных целей, приемлемость д ля основных субъектов влияния. Цели различают по периоду действия (перспективные, среднесрочные, краткосрочные); но отношению к системе (или отдельным её участникам); по содержанию (новаторские, цели ре-

шегшя проблем, цели обычных рабочих обязанностей, цели совершенствования) и по ключевым областям деятельности системы [2, с. 111].

Известный теоретик менеджмента И. Ансофф, рассматривая соотношение цели и стратегии, относит цели к категории более высокого уровня. Основанием для подобного утверждения служит, по мысли учёного, тот факт, что цели представляют собой результаты, которых пытается достичь организация, а стратегия выступает средством достижения результатов. И. Ансофф обратил внимание на взаимозаменяемость стратегии и целей, как в различные моменты времени, так и на различных организационных уровнях [1, с. 161].

В исследованиях К.М. Ушакова отмечается, что в условиях развития образовательных учреждений цели, в том числе и стратегические, должны обладать большей гибкостью и адаптивностью относительно изменяющихся условий внешней и внутренней среды, что позволяет своевременно их корректировать [5, с. 113]. Это подтверждает важность определения руководителем не только оперативных и тактических целей, но, главным образом, формулирования стратегических целей, выражающих намерения организации.

Действия руководителя по реализации мотивационно-целевой функции характеризуются способностью создавать условия для целенаправленной деятельности субъектов образовательного учреждения, степенью владения технологиями оценки результатов управленческой деятельности и умением на их основе выстраивать «дерево целей», осуществлять декомпозицию целей по субъектам процесса управления, по временному континимуму.

Планово-прогностическая функция многими специалистами в области управления образованием отмечается как важнейшая стадия управленческого цикла. В содержание данной функции включаются действия по обеспечению двух взаимосвязанных процессов - планирования и прогнозирования. Прогностическая направленность управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения является основой реализации планово-прогностической функции. Важно отметить, что в принципиальных требованиях, предъявляемых к планированию деятельности образовательного учреждения, содержатся положения о единстве долгосрочного и краткосрочного планирования, об обеспечении комплексного характера прогнозирования и пла-

нирования, о стабильности и гибкости планирования на основе прогнозов. Эффективность деятельности образовательного учреждения зависит от оптимального выбора перспектив развития, определения этапов их достижения, систематизации текущих и перспективных дел, согласования ровней управленческих воздействий. Это связано с разработкой концепции развития образовательного учреждения; созданием инновационных программ развития образовательного учреждения, разработкой образовательной программы школы, являющейся концентрированным выражением его образовательной политики; определением приоритетов деятельности субъектов образовательного процесса; созданием других продуктов управленческой деятельности долгосрочного характера.

Особенностью прогностической направленности управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения в реализации планово-прогностической функции является понимание важности определения будущих потребностей развития образовательного учреждения, так как планирование само но себе не является инструментом развития, а лишь представляет систему конкретных действий на пути к стратегической цели. В связи с этим руководителю важно осуществлять не только оперативное, тактическое, но и стратегическое планирование, что предполагает совокупность решений и управленческих действий по формулировке и внедрению стратегии; обеспечивать соответствие целевой установки выявленным ресурсным основаниям; предвидеть возможность корректировки задач в процессе реализации стратегии.

Современный этап управления характеризует переход от управления стратегическими возможностями (выявление внутреннего потенциала организации для успешной адаптации в динамично изменяющейся среде) к управлению стратегическими задачами, обеспечивающими устойчивое развитие образовательного учреждения на основе концепции инновационной программы развития школы. При этом использование разнообразных методов исследовательского прогнозирования (экспертных, статистических, многофакторных) может сделать SWOT-анализ более качественным, поскольку анализу будут подвергнуты стратегические альтернативы угроз и благоприятных возможностей для развития потенциала образовательного учреждения. Исследователь-

ское прогнозирование способствует выявлению вероятных изменений и проблем будущего, их возможных вариантов, определению намечающихся тенденций, слежению за их развитием, исследованию новых ценностных ориентаций. В конечном итоге этот вид прогнозирования ориентирован на выявление перспективных проблем образовательного учреждения, подлежащих решению средствами управления, что позволяет его руководителю получать обоснованные рекомендации для целеполагания, планирования, проектирования и управления в целом.

Использование трендового прогнозирования в практике внутришкольного управления позволяет более качественно осуществлять анализ воз-мсжных изменений в окружающей среде (внешней и внутренней), в ожиданиях заинтересованных групп, способных оказать существенное влияние на переход к новому пониманию миссии образовательного учреждения, пересмотр стратегических целей школы, совершенствование или создание новых профессионально-педагогических ценностей; установлением источников, способных обеспечить институциональные преимущества образовательного учреждения; выявлением механизмов эффективного, поступательного развития системы, наращиванием ее инновационного потенциала.

реждения с социальными партнёрами. При этом определяющей является способность руководителя учитывать специфику образовательного учреждения и управления в системе отношений субъектов (особенности контингента обучающихся, уровень профессиональной компетентности и ценностно-ориентационяого единства педагогов) и прогнозировать возможные изменения в этих отношениях; оценивать управленческое взаимодействие как партнерство и предвидеть его перспективы; анализировать мотивы участников процесса деятельности и процесса развития образовательного учреждения. Важным условием повышения качества деятельности образовательного учреждения выступает использование эффективных форм организации управления. Наиболее предпочтительной в условиях инновационного развития образовательного учреждения является адаптивная (матричная) форма организации управления. Она представляет собой создание программно-целевых групп, состоящих из специалистов, обладающих разными функциональными знаниями, опытом и квалификацией.

Проектное прогнозирование, позволяет сформировать представление о преобразовании системы управления образовательным учреждением, ее организационной структуры; определить

Организационно-исполнительская функция степень участия субъектов образовательного

как составная часть управленческого цикла оказывает существенное влияние на качество теку-щзй деятельности и качество развития образовательного учреждения. Известно, что организационные отношения представляют собой связи между людьми, возникающие из-за распределения полномочий и функциональной ответственности в ходе совместной деятельности.

Прогностическая направленность управленческой деятельности в реализации организационно-исполнительской функции предполагает прогнозирование изменения состава субъектов уп-раатения как коллегиальных, так и индивидуальных, создание новых органов, осуществляющих государственно-общественный характер управления в образовательном учреждении, новых функциональных обязанностей или должностей; прогнозирование изменения управленческого и педагогического репертуара сотрудников образовательного учреждения, наделение их новыми полномочиями, обусловленными более интенсивным взаимодействием образовательного уч-

процесса в управлении образовательным учреждением, характер перераспределения функциональных полномочий и степень ответственности. Таким образом, оно даёт возможность ясно представить образ будущего состояния управляющей системы, понять и представить изменения в её структуре.

Контрольно-диагностическая функция в условиях развития образовательного учреждения играет важную роль в стимулировании субъектов деятельности, повышении их ответственности и вовлечении в процесс управления, что способствует достижению стратегических целей организации. Данная функция ориентирована на изучение последствий принятых управленческих решений по вопросам осуществления государственной политики в образовательном учреждении и определение на этой основе вариантов упреждающих действий по обеспечению эффективного управления системой. Прогностическая составляющая этой функции заключается в выборе объектов, методов и технологий диагностирова-

ния, видов, методов и форм контроля.

Известно, что внутриучрежденческий контроль в практике современных образовательных учреждений является многофункциональвым. Он сочетает в себе диагностическую, аналитическую, профилактическую, педагогическую, корректирующую, регулирующую, проверочную, мотивирующую, стимулирующую функции. Руководитель образовательного учреждения должен использовать весь спектр данных функций для эффективного воздействия на процессы в управляемой подсистеме. Прогностический компонент мотивирующей функции в ну триу чрежденче с кого контроля состоит в побуждении субъекта деятельности к самооценке результатов своей деятельности с точки зрения требований будущего состояния образовательной системы, выстраиванию траектории движения к поставленной цели. Профилактическая функция упреждает вероятные в будущем ошибки, что имеет особую значимость при внедрении инноваций в образовательном учреждении. Всё это помогает руководителю выявить те резервы, которые не используются в полной мере, но в будущем могут обеспечить более высокое качество результатов образовательной деятельности, повышение конкурентоспособности образовательного учреждения.

Одной из форм реализации контрольно-диагностической функции является мониторинг. Он представляет собой непрерывное слежение за состоянием процессов, диагностирование формирующихся тенденций, прогнозирование дальнейшего развития образовательного учреждения.

Т. И. Шамова рассматривает образовательный мониторинг как регулярное отслеживание хода образовательного процесса с целью выявления и оценивания его промежуточных результатов, факторов и условий, повлиявших на них, а также принятие и реализация управленческих решений по регулированию и коррекции для приведения процесса в соответствие с прогнозируемым результатом [6, с. 10]. Основными методами сбора информации являются экспертный опрос; наблюдение; анализ документов; самооценка; посещение уроков; контроль знаний, умений и навыков обучающихся; анкетирование и интервьюирование участников деятельности.

Контрольно-диагностическая функция руководителя образовательного учреждения, безусловно, имеет прогностическую направленность,

так как в результате её осуществления появляется реальная возможность на основе полученной информации выявлять формирующиеся тенденции и прогнозировать вероятное развитие управляемой системы.

Известно, что регулятивно-коррекщюнная функция прямо связана с принятием управленческих решений, т.е. с выполнением прямой обязанности руководителя, обусловленной занимаемой им должностью. Управленческие решения должны отвечать на вопросы, противоречия и проблемы, возникающие в ходе реализации стратегических целей организации. От качества управленческих решений зависит качество результатов деятельности образовательного учреждения. Важно учитывать, что принимаемое решение способно оказать влияние на перспективное развитие управляемой подсистемы.

Принятие и реализация управленческих решений, способствующих достижению стратегических целей, приведению деятельности образовательного учреждения в соответствие с требованиями, является главной составляющей функции. Принятию эффективных управленческих решений, ориентированных на будущее развитие образовательной системы, способствует нормативное прогнозирование. Этот вид прогнозирования содержит в себе желаемое видение будущего и основывается на том, что первоначально оцениваются будущие цели, а затем определяется то, что нужно сделать для их достижения в те или иные временные периоды. Результатом нормативного прогнозирования должно стать определение возможных путей решения проблем, выявленных в ходе исследовательского прогнозирования, которые должны быть реализованы средствами управления.

В настоящее время в нормативном прогнозировании существуют различные группы методов, использование которых может быть востребовано при осуществлении регулятивно-коррекционной функции управления образовательным учреждением: экспертные, описательные, статистические, методы математического моделирования и другие. При этом наиболее полная картина проблем будущего может быть представлена с учётом данных прогнозного фона (научно-технического, демографического, экономического, социологического, социокультурного, политического), что позволяет корректно экстраполировать аналогичные процессы и явления во времени,

функции управления позволит руководителю образовательного учреждения создавать более качественные продукты управленческой деятельности долгосрочного характера, обоснованно корректировать реализацию стратегии развития образовательной системы, изучать будущие возможности и формировать конкурентные преимущества образовательного учреждения.

выявить и заблаговременно предупредить возможные проблемы развития образовательного учреждения в многообразии их вероятных проявлений. Например, метод построения дерева целей позволяет выстроить логическую последовательность проблем, стоящих перед образовательным учреждением, оценить альтернативные возможности достижения поставленных целей на прогнозном отрезке времени, наметить направления развития, играющие ключевую роль в раз-вшии управляемой подсистемы, определить сравнительную ценность возможных при этом управленческих решений.

В процессе осуществления регулятивно-коррекционной функции прогностическая направленность управленческой деятельности проявляется в осуществлении вероятных воздействий, позволяющих скорректировать деятельность подсистем образовательного учреждения и регулировать их взаимодействие в достижении стратегической цели. Эффективность организационного регулирования зависит, прежде всего, от предвидения возможных изменений в процессах, подлежащих управлению, своевременного предотвращения возникновения причин, порождающих отклонения от заданного развития системы, снижения рисков в деятельности образовательного учреждения.

В.Ю. Кричевский подчёркивал, что прогнозирование является одной из необходимых групп умений, без которых руководителям образовательных учреждений трудно сформировать необходимую современную стратегию развития [3, с. 233], Внесение элемента прогнозирования в

Библиографический список

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. -СПб.: Изд-во «Питер», 1999.-416 с.

2. Гителъман Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам организаций и консультантам по управлению. - М.: Дело, 1999. - 496 с.

3. Кричевский В.Ю. Профессия - директор школы. - СПб.: СПбАППО, 2004.-272 с.

4. Управление школой: теоретические основы и методы: Учеб. пособие / под ред. B.C. Лазарева.

- М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997.-336 с.

5. Ушаков К. М. Ресурсы управления школьной организацией. -М,: Сентябрь, 2000. -144 с.

6. Шамова Т. И. Образовательный мониторигаг как механизм управления развитием качества профессиональной переподготовки руководителей образовательных учреждений // Мониторинг педагогических систем в профессиональной переподготовке управленческих кадров образования: Сб. материалов научной сессии ФПК и ППРО МГПУ.-М.: Изд-во МГЛУ, 2003.-С. 4-16.

7. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами.

- М.: ВЛАДОС, 2002. - 320 с.

Е.А. ВАРАКИНА К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье проведен аначиз специфики, умений, качеств, ролей современного руководителя обра-зовательногоучреждения. Представлена характеристика структуры экономической компетентности руководителя образовательного учреждения

В соответствии с концепцией реформирова- стоятельности образовательных учреждений, что ния системы образования предусматривается влечет за собой иные требования к содержанию

становление рынка образовательных услуг, изме- управленческих действий и экономической ком-нениг статуса, расширение экономической само- петентности руководителя. Социальные ожидания

©Е.А. Варакина, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.