функции управления позволит руководителю образовательного учреждения создавать более качественные продукты управленческой деятельности долгосрочного характера, обоснованно корректировать реализацию стратегии развития образовательной системы, изучать будущие возможности и формировать конкурентные преимущества образовательного учреждения.
выявить и заблаговременно предупредить возможные проблемы развития образовательного учреждения в многообразии их вероятных проявлений. Например, метод построения дерева целей позволяет выстроить логическую последовательность проблем, стоящих перед образовательным учреждением, оценить альтернативные возможности достижения поставленных целей на прогнозном отрезке времени, наметить направления развития, играющие ключевую роль в развитии управляемой подсистемы, определить сравнительную ценность возможных при этом управленческих решений.
В процессе осуществления регулятивно-коррекционной функции прогностическая направленность управленческой деятельности проявляется в осуществлении вероятных воздействий, позволяющих скорректировать деятельность подсистем образовательного учреждения и регулировать их взаимодействие в достижении стратегической цели. Эффективность организационного регулирования зависит, прежде всего, от предвидения возможных изменений в процессах, подлежащих управлению, своевременного предотвращения возникновения причин, порождающих отклонения от заданного развития системы, снижения рисков в деятельности образовательного учреждения.
ВЮ. Кричевский подчёркивал, что прогнозирование является одной из необходимых групп умений, без которых руководителям образовательных учреждений трудно сформировать необходимую современную стратегию развития [3, с. 233], Внесение элемента прогнозирования в
Библиографический список
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. -СПб.: Изд-во «Питер», 1999.-416 с.
2. Гителъман Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам организаций и консультантам по управлению. - М.: Дело, 1999. - 496 с.
3. Кричевский В.Ю. Профессия - директор школы. - СПб.: СПбАППО, 2004.-272 с.
4. Управление школой: теоретические основы и методы: Учеб. пособие / под ред. B.C. Лазарева.
- М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997.-336 с.
5. Ушаков К. М. Ресурсы управления школьной организацией. -М,: Сентябрь, 2000. -144 с.
6. Шамова Т. И. Образовательный мониторигаг как механизм управления развитием качества профессиональной переподготовки руководителей образовательных учреждений // Мониторинг педагогических систем в профессиональной переподготовке управленческих кадров образования: Сб. материалов научной сессии ФПК и ППРО МГПУ.-М.: Изд-во МГЛУ, 2003.-С. 4-16.
7. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин
Н.П. Управление образовательными системами.
- М.: ВЛАДОС, 2002. - 320 с.
Е.А. ВАРАКИНА К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В статье проведен аначиз специфики, умений, качеств, ролей современного руководителя образовательного учреждения. Представлена характеристика структуры экономической компетентности руководителя образовательного учреждения
В соответствии с концепцией реформирова- стоятельности образовательных учреждений, что ния системы образования предусматривается влечет за собой иные требования к содержанию
становление рынка образовательных услуг, изме- управленческих действий и экономической ком-нение статуса, расширение экономической само- петентности руководителя. Социальные ожидания
©Е.А. Варакина, 2008
общества предполагают появление нового типа руководителя, обладающего потребностью и готовностью создавать условия для привлечения ресурсов, содействовать инновациям, обеспечивать конкурентоспособность образовательного учреждения на рынке образовательных услуг. Однако многие руководители образовательных учреждений не готовы в полной мере к осуществлению управленческой деятельности в новых экономических условиях. Поэтому проблема формирования экономической компетентности в вопросе управления приобретает особую значимость, ибо компетентный руководитель, способен оптимизировать принятие эффективных экономических решений в зависимости от изменения ситуации на рынке образовательных услуг, что позволит оставаться образовательному учреждению конкурентоспособным.
Дефиниция «компетентность» трактуется как совокупность знаний и умений, определяющих результативность профессионального труда (Е.П-. Тонконогая); проявление единства профессиональной и общей культуры (Т.Г. Браже, Е.А. Соколовская); комплекс профессиональных знаний и профессионально значимых личностных качеств (С.Г. Вершловский, Ю.Н. Кулюткин); как совокупность коммуникативных, конструктивных, организаторских умений личности (В,А. Сластенин); как личное качество субъекта, его специализированной деятельности в системе социального и технического разделения, как совокупность умений, а также способность и готовность практически использовать эти умения в своей работе (Л.И. Панарин). Иными словами данное понятие, прежде всего, связывается с определенной областью профессиональной деятельности. Мы разделяем такую позицию ученых и рассматриваем компетентность специалиста как целостное качество личности, формируемое в процессе обучения и опыта на основе индивидуальных интеллектуальных, личностно обусловленных и социально-профессиональных характеристик, определяющее способность и готовность решать профессиональные задачи.
Один из основателей концепции компетентности Дж Равен связывает уровень компетентности с эффективностью деятельности субъекта, понимая под компетентностью способность субъекта, объединить различные потенциально важные когнитивные, эмоциональные и волевые компоненты деятельности ради ее успешного
осуществления и достижения максимального результата[8].
Успешная профессиональная деятельность невозможна без готовности, овладевать новыми технологиями, адаптироваться к иным условиям труда, постоянно доводить свой профессиональный уровень до качества, необходимого при решении новых профессиональных задач.
Используя имеющиеся теоретические подходы к проблеме компетентности (работы Н.В. Кузьминой; В.И. Байденко; И.А, Зимней; Э. Зеера; Т.Е. Исаевой), специфике и методике развития различных видов компетентностей (А .С. Белкина; И.Б. Бичевой; Ю.Г. Taiyp; Ю.А. Тихомирова; А.Я. Флиер; А.А. Черемисиной), мы пришли к выводу, что сегодня есть основание говорить не только о тех компетенциях, которые присущи специалисту в той или иной области и составляют основу его профессионального мастерства, но и о совершенно новых, которыми еще следует овладеть, содержание которых еще не полностью определено.
В контексте профессионального образования различают профессиональные компетенции, -которые относятся к конкретной сфере профессиональной деятельности. Безусловно, они характеризуется определенным набором умений, овладение которыми позволяет освоить специфичные виды деятельности. Следует отметить, что компетенции рассматриваются в неразрывной связи друг с другом и выражают профессиональный профиль специалиста, идентифицирующий его профессиональную деятельность в конкретной предметной области на соответствующем квалификационном уровне.
Профессиональная компетентность - интегративное качество личности, система необходимых знаний, умений и навыков, обеспечивающих готовность и способность выполнять определенные функции в соответствии с принятыми в социуме в конкретно-исторический момент нормами, стандартами и требованиями (В.Г. Рындак, Л.В. Елагина) [7J; интегральная профессионально-личностная характеристика, определяющая способность и готовность выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в социуме в конкретно-исторический момент нормами, стандартами и требованиями (Е.С. Новак, Ю.В. Фалалеева) [7]; психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно; обладание человеком способностью
и умением выполнять определенные трудовые функции, заключающиеся в результатах груда человека (А.К. Маркова) [4]. На наш взгляд, профессиональная компетентность - совокупность способностей субъекта, адекватная типу и содержанию соответствующих профессиональных задач.
Систематизация знаний в области экономического образования позволяет сделать вывод о том, что в результате образования у субъекта должно быть сформировано некое экономически -профессиональное качество, позволяющее ему успешно выполнять производственные задачи. Это качество является основой для формирования экономической компетентности руководителя, так как способствует развитию экономического мышления и является условием эффективной профессиональной деятельности. Оно может быть определено как экономическая компетентность руководителя.
Так, Т.Г. Сухобокова, М.Ю. Иванов исследуют экономическую компетентность социального педагога как аспект социальной компетентности; Г. А. Андрианова умение планировать и осуществлять экономические задачи включает в управленческие компетенции. В.Ю. Пузыревский различает две стратегии и тактики: «быть» и «иметь»; в «иметь» им выделяется социальнотрудовая компетенция - знание общих схем экономики и правовых норм профессий; систематическая самотренировка качеств благоразумной и законосообразной деловой предприимчивости [7]. Байденко В.И., проектируя образовательные стандарты высшего профессионального образования, выделяет социально-личностные, общенаучные, организационно-управленческие, общепрофессиональные, специальные и экономические компетенции. Последние включают в себя способность личности к эффективному предпринимательскому поведению [1; 2].
Экономическая компетентность руководителя образовательного учреждения рассматривается нами как подсистема его профессиональной компетентности, обеспечивающая способность эффективно решать определенный класс задач.
Исходя из определения сущности экономической компетентности руководителя, нами определены ее структурные компоненты: знаниевый, деятельностный, мотивационный и личностный.
Знаниевый компонент включает совокупность необходимых экономических знаний, фор-
мирующих основу деятельности, умении анализировать и проектировать реальные экономические ситуации, выбирать способ решения экономических проблем. Выполнение действий невозможно (или неэффективно) без знания соответствующих моделей и закономерностей. Экономическая компетентность предполагает наличие системы знаний декларативного (знаний фактах, понятий, закономерностей, законов, моделей, теорий) и процедурного характера (знаний о методах деятельности), позволяющих применять их при решении типичных и нестандартных экономических задач.
Деятельностный компонент представлен совокупностью умений решать экономические проблемы. Умение предполагает осознание ситуации, проблемы, цели, способа и условия ее решения; по механизму реализации умение есть применение знаний в практической ситуации и самостоятельный перенос известных способов деятельности в новые условия. Таким образом, умение означает способность субъекта к успешному выполнению определенной деятельности. Осознавая сложную связь экономических умений с другими видами умений руководителя, например, организаторскими, коммуникативными, среди большого спектра умений мы выделяем умения целеполагания, маркетинговые, предпринимательские и умения работы с правовыми текстами. Хотя умения целеполагания (формулировать цели, выстраивать дерево целей/задач) не являются специфическими для экономической компетентности, мы считаем необходимым, включить их в показатель исследуемого явления, поскольку это одно из ключевых умений руководителя; кроме того, в экономической деятельности часто возникает проблема увязывания целей, порой противоречащих друг другу или специфики образовательного процесса.
Мотивационный компонент рассматривается как совокупность мотивов, индивидуально значимых ценностей (ценностных ориентации) индивида и важная характеристика направленности управленческой деятельности. Осознание потребности и формирование мотива, по мнению Ю.Г-. Фокина, позволяют «сознательно выбрать то, что может удовлетворить испытываемую потребность»; при выборе способа удовлетворения потребности руководитель опирается «на ценностные ориентации, социальные представления о том, что можно делать, а что безнравственно»,
Педагогика Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 3, 2008
Костромской госуниверситет им. НА, Некрасова
БИБЛИОТЕКА
на нормы права. В отличие от норм «ценность -внутренний, эмоционально освоенный субъектом ориентир его деятельности и потому воспринимаемый как его собственная духовная интенция» [3, с. 164].
Личностный компонент отражает интеллектуальные, личностные и волевые качества, личностные умения руководителя, характеризующие вектор его деятельности. На наш взгляд, важным компонентом экономической компетентности является развитость экономического мышления, проявляющаяся в умении видеть и анализировать экономические явления.
По степени развитости у руководителя вышеназванных компонентов судят о его компетентности в области профессиональной деятельности. Так, А. Маркова пишет, что «профессионал -это специалист на своем месте, стимулирующий интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий роль своей профессии в обществе» [4, с. 81-89].
В современных условиях статус руководителя образовательного учреждения и его управленческие функции, роли радикально изменяются. Специфика его деятельности как менеджера обуславливается спецификой объекта управления.
Образовательное учреждение - некоммерческая организация, предоставляющая образовательные услуги, которые характеризуются неосязаемостью, неотделимостью от производителя и потребителя («потребительное производство»), непостоянством качества, несохранностью, от-сроченностъю результата, сочетанием личной и социальной значимости. Потребителем образовательных услуг являются учащиеся, покупателем выступают родители учащихся. (Родители являются как косвенными покупателями услуг в форме выплат налогов, так и непосредственными - в форме оплаты дополнительных услуг и добровольных взносов). Экономическая деятельность руководителя образовательного учреждения заключается в обеспечении организации необходимыми ресурсами (для ее функционирования и развития); в обеспечении востребованности образовательных услуг.
Ситуация осложняется и новыми условиями финансирования образовательных учреждений, в том числе нормативно-подушевой системой. В будущем (в случае перехода образовательного учреждения в статус самостоятельного, автономного хозяйствующего субъекта - некоммерчес-
кой организации) актуализируются новые профессиональные компетенции руководителя: знание правовых и экономических основ функционирования образовательного учреждения как самостоятельного юридического лица, налогового, бюджетного, трудового и иных отраслей законодательства.
Руководитель образовательного учреждения объективно сегодня должен быть готов решать экономические задачи, которые несколько лет раньше вообще не возникали. Например, понятие «фандрайзинг» - технология поиска и привлечения ресурсов для реализации определенного проекта - входит в экономическую деятельность руководителя образования. Соответственно в современных условиях руководитель должен быть готов эффективно выполнять ряд экономических ролей: покупателя (материальных и трудовых ресурсов); продавца (образовательных услуг); предпринимателя (организатора внутренних и внешних отношений).
Таким образом, экономическая компетентность руководителя образовательного учреждения -уникальное качество субъекта, формируемое в процессе обучения и опыта на основе индивидуальных интеллектуальных, личностно обусловленных и социально-профессиональных характеристик, обеспечивающее успешное решение им экономических задач. Характеристика уникальности подчеркивает индивидуально неповторимое проявление субъектности руководителя в профессиональной деятельности.
Мы полагаем, что в структурном отношении экономическая компетентность есть обладание гремя видами компетенций (в соответствии с выделенными экономическими ролями): маркетинговой, предпринимательской и хозяйственно-правовой. Одновременно каждая из компетенций представляет собой взаимодействие (взаимопроникновение) специальных знаний, умений, минимально необходимого личностного опыты профессиональной деятельности, мотивов, ценностей; соответственно, совокупность знаниево-го, деятельностного, мотивационного и личностного компонентов (рис. 1).Поясним, почему именно эти виды компетенций в структуре экономической компетентности руководителя нами выделены.
С принятием в 1992 году Закона «Об образовании» произошли существенные изменения в экономике образования. В процессе этих изме-
нений руководитель образовательного учреждения циклично становился то исполнителем бюджета, то распорядителем, то фандрайзером, то бизнесменом и т.п. Несмотря на расхождение принятых норм, и их реального воплощения, государство все чаще сокращает финансовое обеспечение сферы образования, уходит от единообразных бюджетов, создает условия, стимулирующие (и вынуждающие) учреждения образования самостоятельно обеспечивать рентабельность.
Соответственно современному руководителю необходимы маркетинговая (ориентация деятельности образовательного учреждения на потребителей), предпринимательская (поиск, объединение ресурсов и денежных средств в единый процесс производства услуг), хозяйственно-правовая (ориентация в хозяйственном праве, регулирующем экономическую деятельность субъекта) компетенции.
Экономическая
компетентность
Г
знаниевый
компонент
/ \ деятельностный компонент
I
мотивационный компонент % У'
личностный компонент
Рис. 1. Структурная модель экономической компетентности руководителя образовательного учреждения
Структурный аспект анализа понятия «экономическая компетентность руководителя образовательного учреждения» еще более подчеркивает системность и сложность исследуемого феномена, его интегративный характер. Выделенные компоненты взаимосвязаны, и именно их взаимообусловленность характеризует уровень экономической компетентности. Когнитивный компонент представляет систему «знаю как», деятельностный — «способен», мотивационный—«готов», личностный — «ради чего».
Резюмируя вышесказанное, отметим, что экономическая компетентность руководителя образовательного учреждения рассматривается нами как компонент его профессиональной компетентности, областью деятельности шторой выступают экономические явления и одновременно как фактор его управленческой мобильности, успешности выполнения управленческих функций, как
фактор конкурентоспособности образовательного учреждения. Экономическая компетентность определяет готовность руководителя ориентироваться в сложных экономических условиях, самостоятельно и ответственно принимать экономические решения, а в результате обеспечивает способность к оперативному эффективному решению организационных проблем, что позволяет оставаться образовательному учреждению конкурентоспособным.
Библиографический список
1. Байденко В.И. Компетентноегаый подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): метод, пособие. - М.: Исследова-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология, Социокинетика, № 3, 2008 19
тельекий центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. -114 с.
2. Вайденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании: (К освоению компетент-ностного подхода) // Высшее образование в России, 2004.-№ 11.-С. 4-13.
3. Каган М. С. Философская теория ценности. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского философского общества, 1997.-204 с.
4. Маркова А. К. Психология профессиона-лизма.-М„ 1996.-308 с.
5. Компетенции в образовании: опыт проектировании: сб. науч. тр. / под ред. А.В, Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.-327 с.
6. РавенДж, Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. -М.: Когито-Центр, 2002.-396 с.
М.П. ХРАПОВА
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье обосновывается преемственность этапов развития профессиональной компетентности, мотивация и рефлексия профессиональной деятельности, программно-целевого подход в организации межкурсового обучения и воспитательной деятельности как условий развития профессиональной компетентности заместителя директора по воспитательной работе.
Современный этап развития системы образования в России характеризуется усилением внимания со стороны федеральных министерств и ведомств, широкой общественности к созданшо благоприятных условий для интенсивного развития в стране института воспитания, повышения его социального статуса и воспитательного потенциала, достижения качественно новых результатов в духовно-нравственном и гражданском становлении подрастающего поколения.
Реализация этих задач требует решения вопроса кадрового обеспечения развития воспитания на всех уровнях и предполагает обеспечение готовности специалистов системы образования к решению проблем и современных задач воспитания детей и учащейся молодежи.
Заместитель директора по воспитательной работе (далее ЗДВР) — один из руководителей школы, главный педагог-воспитатель, организующий и направляющий воспитательную деятельность в образовательном учреждении. В современных условиях именно ЗДВР является центральной фигурой от уровня профессиональной компетентности которого зависит дальнейшее повышение воспитательного потенциала образовательного учреждения, создание эффективной воспитательной системы и единого воспитатель-
ного пространства, содействующих формированию социальной и культурной компетентности личности. В связи с этим актуализируются исследования, в которых раскрываются особенности развития профессиональной компетентности данного специалиста, определяются и экспериментально доказываются организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности в муниципальной системе образования.
В данной статье представлено определение и теоретическое обоснование
организатщонно-педагогических условий развития профессиональной компетентности ЗДВР в муниципальной системе образования. Научная значимость публикации заключается в том, что комплекс выявленных условий может быть применим к процессу развития профессиональной компетентности специалистов, обеспечивающих решение воспитательных задач в учреждениях образования.
Как философская категория условие определяется как то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое), существенный компонент объектов (вещей, их состояния, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует су-