Научная статья на тему 'Инициатива "наша новая школа" с позиции директора'

Инициатива "наша новая школа" с позиции директора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Идеи и идеалы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / PROFESSIONAL COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL POSITION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ / COMPETENCE-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нелюбов Сергей Александрович

Статья является частью большого исследования проблем профессионализма в современном образовании в свете идей компетентностного подхода и стратегии национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Предложено понимание сущности «профессиональной позиции» директора школы, обоснованы требования по подготовке и повышению квалификации руководителя образовательным учреждением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"OUR NEW SCHOOL" INITIATIVE FROM DIRECTOR'S POSITION

The article is the part of big research of the problem of professionalism in modern education, which is taken in the light of competence-based approach and the strategy of the national educational initiative "Our New School". The understanding of the gist of the school director's professional position and the corresponding training is proposed.

Текст научной работы на тему «Инициатива "наша новая школа" с позиции директора»

УДк 371.146

инициатива «наша новая школа» с позиции директора

С.А. Нелюбов

новосибирский государственный педагогический университет

nsa@nios.ru

Статья является частью большого исследования проблем профессионализма в современном образовании в свете идей компетентностного подхода и стратегии национальной образовательной инициативы «наша новая школа». Предложено понимание сущности «профессиональной позиции» директора школы, обоснованы требования по подготовке и повышению квалификации руководителя образовательным учреждением.

Ключевые слова: профессионализм, компетентностный подход, профессиональная компетентность, профессиональная позиция.

Содержательные основы, сформулированные в проекте национальной образовательной инициативы «наша новая школа», определяют комплексный подход изменения сущности и структуры школьного образования. на первый взгляд, составляющие проекта (обновление образовательных стандартов, поддержка талантливых детей, развитие учительского потенциала, развитие школьной инфраструктуры, здоровье школьников) не кажутся революционными и чрезвычайно новыми. но более внимательно вчитываясь в суть проекта, начинаешь осознавать насколько четко определены современные приоритеты в образовании, конструктивно сформулированы инструменты и механизмы обновления школьного образования. очевидно, что тактические инвестиции в развитие системы школьного образования направлены на решение стратегических целей и задач в социально-экономической сфере нашей страны.

Переходя к теме, обозначенной в данной статье и преломляя обсуждаемую проблематику через призму национальной образовательной инициативы «наша новая школа», следует подчеркнуть особую миссию и роль директора школы как одного из главных проводников и воплотителей инновационных идей в школьном коллективе. В вышеназванном проекте мы не находим прямых посылов, определяющих требования к современному директору школы. однако понятно, что школа может быть современной при инновационно работающем директоре, использующем новые методы и подходы в управлении. Поэтому весьма актуальным остается вопрос постоянного качественного обновления личности каждого директора школы.

Этот тезис подтверждается и новыми требованиями на государственном уровне к руководителям образовательных учреждений. Согласно тарифно-квалифика-

ционному справочнику основой оценки деятельности руководителя выступает ком-петентностный подход. Это означает, что современный директор школы должен владеть профессиональными, информационными, коммуникационными и правовыми компетенциями.

Важно подчеркнуть, что решение столь важных задач, обозначенных в проекте национальной образовательной инициативы «наша новая школа», во многом зависит от того, какую профессиональную позицию в управлении образовательным учреждением занимает директор школы. Сегодня уже никто не сомневается, что наличие активной профессиональной позиции вырабатывает у директора школы сознательное отношение к различным сторонам профессиональной деятельности, к педагогам, обучающимся, воспитанникам, способствует осознанию своего места и роли в процессе осуществления профессиональной деятельности и др. Для понимания и осмысления особенностей профессиональной позиции директора школы рассмотрим его сущность и структуру.

Директора школы, у которых на высоком уровне проявляется профессиональная позиция, умеют аргументированно обобщать отношения к коллегам, педагогам, воспитанникам и обучающимся; активно принять те или иные методы поведения, общения, в зависимости от конкретной ситуации. Система таких отношений связана с системой ценностей, позволяющих руководителю образовательного учреждения последовательно проводить свою профессиональную линию в решении всех профессиональных задач.

Появление, становление и развитие профессиональной позиции руководителя образовательного учреждения осуществляется в

профессиональной жизни через субъектно-личностные отношения, освоение профессиональной управленческой деятельности.

нельзя не сказать и о том, что в целом вся профессиональная деятельность директора школы выстраивается в системах отношений между субъектом управления и объектом (ми) управления, субъектом управления и субъектом (ми) управления и др. такая система взаимодействия и взаимоотношений позволяет оказывать взаимовлияние руководителя на коллектив, коллектива на руководителя. руководитель выступает для педагогов, обучающихся и др. активным деятелем, влияющим на изменения их способностей, интересов, мотивов, ценностей, ценностных ориентиров и т.д. Вместе с тем педагоги, дети оказывают влияние на становление и развитие личности самого руководителя. Поэтому характер и успешность этих отношений определяются как особенностями становления и развития профессиональной позиции руководителя, так и позициями учителей, учащихся. отношения руководителя с педагогами, учащимися занимают центральное место в его профессиональной управленческой деятельности. Их характер способствует повышению результативности профессиональной деятельности руководителя, удовлетворенности ею.

Ыаши исследования показали, что профессиональная позиция директора школы является такой категорией, подчеркивающей уникальность и своеобразие личности руководителя образовательного учреждения как профессионала и субъекта управления. Под ней мы понимаем такое положение руководителя образовательного учреждения по отношению к себе, другим субъектам и объектам управления, которое характеризуется субъектностью, профессионализмом, системой

отношений с действительностью и влияет на оптимальность профессиональной управленческой деятельности.

По нашему мнению, профессиональная позиция представляет собой интеграцию активного отношения личности директора школы к профессиональной управленческой деятельности, к другим людям и к себе как субъекту профессиональной деятельности. она раскрывается в процессе осуществления профессиональной деятельности, взаимоотношениях с другими людьми, способах поведения и средствах достижения поставленных целей и задач, когда руководитель встает в профессиональную позицию по отношению к собственной профессиональной управленческой деятельности.

При этом личность руководителя обращается к собственным внутренним возможностям, способностям, способам саморегуляции, сформированным умениям, навыкам и субъектному опыту. Профессиональная позиция включает свойства личности директора школы как субъекта и профессионала, способного успешно осуществлять рефлексию профессиональной деятельности. она характеризует его способность производить изменения в учреждении, коллективе, в самом себе, обретая при этом новое качественное состояние. Профессиональная позиция выступает основанием для простраивания директором школы своей роли и места в профессиональном сообществе.

Выработанные нами исходные положения понимания сущности «профессиональной позиции директора школы» позволяют охарактеризовать ее специфику с учетом современных условий и требований, раскрыв своеобразие составляющих ее компонентов.

1. Субъектность как форма проявления и организации активного отношения личности директора школы к самому себе, другим включает следующие показатели: активность личности (надситуативная активность как способность выходить за рамки собственной профессиональной деятельности, подниматься над уровнем требований ситуации, отчетливо ставить цели, осуществлять свободный выбор и принимать ответственность); способность к саморазвитию, сознательному перестраиванию профессиональной деятельности, самого себя, окружающей действительности (коллектив педагогов, обучающихся, воспитанников и др.); способность к саморегуляции и рефлексии (умение эффективно осуществлять управление собственными действиями, самопроявлениями — самопознание, самосознание, самоконтроль, самооценка и др.), вносить корректировки и ограничения в способы и процессы выполнения профессиональной управленческой деятельности; профессиональное самосознание; наличие рефлексивной культуры (умение входить в рефлексивную позицию, адекватное и критическое оценивание эффективности / неэффективности своих действий и действий коллег и др.); способность осознавать и разрешать возникающие в профессиональной деятельности противоречия (умение мыслить перспективно, принимать оптимальные решения, успешно решать профессиональные задачи, выходить из трудных ситуаций и др.).

2. Ценностно-смысловое отношение директора школы проявляется через систему его отношений к миру, к другим людям, к себе, к профессиональной деятельности как «индивидуальной профессиональной картине мира» и характеризуется следующими показателями: наличие гуманистического миро-

воззрения и нравственности в отношении к окружающей действительности, людям и др.; осознание своего профессионального предназначения, собственного управленческого статуса и роли; осознание личностного смысла своей профессиональной управленческой деятельности; способность выстраивать иные обоснованные способы выполнения и творческого преобразования профессиональной деятельности; профессиональный интерес к выполнению профессиональной деятельности; профессиональное самоопределение; направленность на достижение положительных социально значимых целей и результатов; направленность на личность ребенка и педагога; диалогический способ взаимодействия с педагогами, учащимися, родителями и др.; умение выслушать другого, учесть чужую точку зрения при принятии собственного решения; умение применять эффективные и оптимальные способы поведения и управления членами коллектива; открытая позиция руководителя в образовательном процессе; оценка и анализ своего социального положения, статуса, современного состояния образования и др. Кроме того, система отношений в структуре профессиональной позиции директора школы обусловливает взаимодействие и взаимосвязь субъекта и объекта управления.

3. Профессионализм директора школы связан со следующими показателями: наличие личностно значимых знаний, профессиональных умений, навыков и их применение на практике; наличие профессионально важных качеств и общих способностей к профессиональной управленческой деятельности, управленческого мышления; степень владения современным содержанием и современными средствами, способами решения профессиональных задач; способность

выстраивать иные обоснованные способы выполнения и творческого преобразования профессиональной деятельности; высокий уровень квалификации и профессиональная компетентность, включая профессиональную готовность; профессиональный опыт; самостоятельный выбор критериев, оценок способов и сценариев собственного профессионального пути; проявление индивидуального стиля деятельности; активный творческий подход к осуществлению профессиональной деятельности; умение осуществлять самоуправление и самоорганизацию профессиональной деятельности; умение быть конкурентоспособным в современных условиях.

Проведенный нами опрос директоров школы показал, что они не всегда достаточно профессиональны (более 34,5 % опрошенных респондентов в разные годы). Как следствие, принимаемые ими решения носят, как правило, эмпирический, репродуктивный характер. Что, на наш взгляд, свидетельствует не столько о слабом владении руководителями набором знаний, умений и навыков (это является основой традиционного — знаниевого подхода), сколько несформированностью у них компетентности. Иными словами, профессионализм директора школы определяется различным уровнем профессиональной компетентности.

Поскольку в нашем обществе меняется социально-экономическая, культурная, образовательная ситуация, связанная с процессами глобализации современного рынка труда, вступлением России в Болонский процесс, постольку неминуемо должны измениться профессиональные компетенции специалистов. Директор школы не является исключением.

Современной школе необходимы конкурентоспособные руководители, готовые

управлять учреждением в соответствии с государственными приоритетами и задачами, способные практически решать встающие перед ними профессиональные проблемы. Это во многом зависит не от полученных знаний, умений, навыков, а от владения компетенциями. Важно подчеркнуть, что употребление понятий «компетентность», «компетенции» в большей степени соответствует современным стратегиям как российского, так и международного образования.

В свете таких подходов необходимо изменить организацию и содержание самого процесса подготовки руководителей образовательных учреждений. Принципиально смещаются ориентиры доминирующей образовательной парадигмы: с преимущественной трансляции знаний, формирования навыков — на создание условий для овладения руководителем комплексом профессиональных компетенций, определяющих его готовность и способность проектировать и реально обеспечивать новое качество образования. Это является основой компетентностного подхода. Содержание понятия «компетенция» включает три составляющих: когнитивную (владение знаниями); операциональную (сформиро-ванность способов деятельности, технологической грамотности); аксиологическую (освоение ценностей, ценностное отношение к профессиональному труду и личностному росту).

Под профессиональной управленческой компетентностью директора школы мы понимаем степень становления и развития теоретических, практических знаний и умений руководителя образовательного учреждения, его профессионально важных качеств, ценностей, способностей, обеспечивающих готовность руководителя оперативно действовать в складывающейся ситуации, решать сложные профессиональные задачи в условиях

неопределенности, успешно и эффективно управлять педагогическим коллективом и учреждением в целом для достижения более качественного результата.

Возникает закономерный вопрос: какими же профессиональными компетенциями должен владеть современный директор школы? Учитывая сложность и полифункциональность профессиональной управленческой деятельности, особенности и специфику ее организации, содержание и структура профессиональной компетентности руководителя образовательного учреждения включает не только уровень профессиональных знаний, но и систему профессиональных качеств, способностей, готовностей и различные виды компетентности. они являются важной основой их личностно-профессионального роста и профессионального успеха (социально-психологическая, психолого-педагогическая компетентность и др.).

Повышение уровня профессиональной компетентности зависит не только от организации обучения руководителей, но и от наличия мотивации к повышению собственной профессиональной компетентности путем саморазвития и самообразования личности в профессиональной деятельности. Проведенные исследования показывают, что сегодня одним из сложных и актуальных вопросов в системе дополнительного профессионального образования является формирование у директоров школ ключевых профессиональных компетенций, необходимых для качественного выполнения профессиональной деятельности. Многочисленные учебные планы и программы в системе дополнительного профессионального образования не являются эффективными в плане необходимого качества подготовки, переподготовки и

повышения квалификации. При этом стратегические задачи, стоящие перед современной российской системой образования, определяют необходимость создания условий для формирования ключевых профессиональных компетенций, в том числе и у директоров школ.

Следует особо подчеркнуть, что понятие «профессиональная управленческая компетентность директора школы» является интегративным и включает, во-первых, готовность и способность выполнять профессиональную управленческую деятельность, педагогические и управленческие функции в современных условиях в соответствии с должностными обязанностями и правами; во-вторых, профессиональные качества и способности, ценности личности руководителя; в-третьих, процесс саморазвития и самообразования директора школы как профессионала. Его профессиональная компетентность характеризуется набором профессиональных компетенций, позволяющим ему быть успешным и эффективным в профессиональной управленческой деятельности.

Важно подчеркнуть, что в современных социокультурных условиях функционирования образовательных учреждений компетентный директор школы должен владеть современными знаниями, коммуникативными, информационными, управленческими технологиями, методами и средствами обучения; быть готовым оперативно и эффективно решать профессиональные задачи, мобилизовать коллектив образовательного учреждения на достижение высоких результатов в условиях модернизации системы образования нашей страны. В этой связи важным аспектом профессиональной компетентности руководителя является не только знание особенностей своих подчи-

ненных, воспитанников и обучающихся, но и владение знанием себя, своих способностей, возможностей, умение управлять своей компетенцией в соответствии с требованиями должности, готовность к проявлению компетентности, наличие проявления компетентности в разнообразных ситуациях, осознанное отношение к содержанию компетентности. такая оценка позволяет руководителю образовательного учреждения понимать — соответствует ли уровень его компетентности требованиям занимаемой должности или необходимо профессиональное обучение. Профессиональная управленческая компетентность руководителей образовательных учреждений обусловлена, во-первых, наличием, прежде всего, высшего педагогического образования (на начальном этапе) с дальнейшей переподготовкой, повышением квалификации как руководителей или получением второго высшего образования по управлению; во-вторых, осуществлением самообучения, самостановления и саморазвития. Причем обучение руководителей в современных условиях невозможно осуществлять в опоре только на традиционные методы обучения. традиционное обучение, направленное на освоение в основном профессиональных знаний, сегодня не справляется с актуальной задачей профессионального образования — развитием самостоятельной творческой личности руководителя, способной к оперативному принятию управленческих решений.

одной из главных методических задач в организации обучения директоров школ является переход от традиционного обучения, основанного на знаниево-репродуктивном подходе к личностно-деятельностному подходу. Это условие влияет на получение качественного результата, самостоятельное и мотивиро-

ванное развитие способности и готовности личности руководителя эффективно выполнять поставленные задачи, успешно справляться с новыми проблемами.

Таким образом, резюмируя сказанное, следует отметить, что феномен профессиональной позиции директора школы является результатом субъектно-профессионального развития руководителя, позволяющего эффективно осуществлять изменения в управлении учреждением, коллективом, переводить их в новое качественное состояние. Становление и развитие профессиональной позиции связано с изменением мировоззрения, внутреннего мира, субъектности, профессионализма руководителя, ценностно-смыслового отношения к себе, окружающему ми-

ру, другим людям, что характеризует руководителя как субъекта управления. личность руководителя обращается к собственным внутренним возможностям, способностям, способам саморегуляции, сформированным умениям, навыкам, компетенциям и субъектному опыту. Образуется целостная система внутренней саморегуляции, которая ориентирует руководителя на пересмотр целей, ценностей, становление и развитие его профессиональной позиции.

В конечном итоге качественное обновление профессиональной позиции мотивирует директора школы изменять подходы в управлении школой, направляя их в том числе и на успешную реализацию проекта национальной образовательной инициативы «наша новая школа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.