Научная статья на тему 'ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ СРЕДСТВАМИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ СРЕДСТВАМИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ШКОЛЬНИКИ / УПРАЖНЕНИЕ / ИГРА / МЕТОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Березина Анна Сергеевна

В статье рассмотрено использование профориентационных активизирующих методов в работе со школьниками среднего звена. Работа с использованием данной методики позволяет глубже изучить мир профессий и, возможно, на подсознательном уровне сделать выбор. В статье рассматриваются методы, которые хорошо сочетаются с методическими приемами по обучению различным видам иноязычной речевой деятельности: аудированию, чтению, монологической, диалогической, письменной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Березина Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ СРЕДСТВАМИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ СРЕДСТВАМИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Березина А.С.

Березина Анна Сергеевна - учитель английского языка, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Губернаторский лицей №101, г. Ульяновск

Аннотация: в статье рассмотрено использование профориентационных активизирующих методов в работе со школьниками среднего звена. Работа с использованием данной методики позволяет глубже изучить мир профессий и, возможно, на подсознательном уровне сделать выбор. В статье рассматриваются методы, которые хорошо сочетаются с методическими приемами по обучению различным видам иноязычной речевой деятельности: аудированию, чтению, монологической, диалогической, письменной речи.

Ключевые слова: профориентация, школьники, упражнение, игра, метод.

Выбор профессии в современном мире - задача непростая. Ситуация выбора будущей профессии многих приводит в замешательство, и это естественно. Как сделать верный выбор, как не ошибиться и не потратить время впустую, получая навыки в профессиональной деятельности, которая в последующем может разочаровать молодого человека? Осознанный выбор будущей профессии чаще всего происходит в старшем школьном возрасте, но было бы ошибочно считать, что профориентация не имеет места на более ранних этапах обучения. Одна из важных составляющих данного процесса - повседневная помощь подрастающему поколению, определение потребностей и способностей на протяжении всей школьной жизни. Должен быть накоплен большой запас впечатлений, представлений, знаний о большинстве профессий, характеризующих мир труда, для должного обдумывания будущего профессионального пути, которое станет выраженным и эмоционально обостренным в среднем и старшем школьном возрасте. Без этого разумное самоопределение невозможно. [2]

Каждый учебный предмет играет определенную роль в становлении личности школьника. И при обучении иностранному (английскому) языку имеются большие воспитательные возможности. [5]

Как же можно помочь школьнику среднего звена в проблеме выбора будущей профессии на уроках английского языка? Пряжников Н.С. в своей работе отмечает, что целесообразно использовать в профориентационной работе активизирующие методы:

1) Игровые профориентационные упражнения по процедуре близки к терапевтическим упражнениям и рассчитаны на кратковременную работу с подгруппой;

2) Профориентационные игры рассчитаны на проведение в рамках урока. Они предполагают работу с целым классом или группой, проводятся одним ведущим, и предполагают высокую динамику работы.

3) Карточные методики - информационно-поисковые системы, напоминающие раскладывание специальных карточек на столе с помощью которых выстраиваются образы наиболее привлекательных профессий.

4) Настольные карточные игры разработаны с учетом интереса подростков к настольным играм. Игровые карточные методики, предназначенные не для выбора профессии, а для моделирования жизненного пути, где ученик, преодолевая различные игровые трудности, часто моделирующие реальные трудности жизни, должен достичь своих жизненных и профессиональных целей.

5) Бланковые карточные методики - это самостоятельное изготовление участниками карточек и игровых бланков, с последующей игрой и отражением результатов игры в своих бланках.

6) Активизирующие профориентационные опросники. Главная цель -заставить задуматься о тех вопросах, которые при обсуждении в режиме дискуссии или в обычной беседе кажутся скучными, а в активизирующем опроснике эти сложные вопросы просто включены в деятельность по заполнению бланка. Опыт исследований показал, что данные методики обладают и некоторым диагностическим эффектом. [4]

Активизирующие методы позволяют глубже изучить мир профессий и, возможно, на подсознательном уровне сделать выбор. Данные методы хорошо сочетаются с методическими приемами по обучению различным видам иноязычной речевой деятельности: аудированию, чтению, монологической, диалогической, письменной речи.

Для достижения высоких результатов в иноязычной компетенции учащихся и работе по профориентации, были разработаны следующие упражнения:

1) Игровые профориентационные упражнения

• Прослушайте текст и определите профессию говорящего, приведите аргументы вашей точки зрения.

• Прослушайте высказывание о профессии и дополните его собственным подходящим по смыслу предложением.

• Запишите названия профессий, упомянутых в тексте, расскажите, что эта профессия значит для Вас.

• Прослушайте два рассказа о профессии и скажите, как различаются мнения говорящих. Выразите свою точку зрения.

• Определите и опишите профессию по деталям, представленным на картинках.

• Опишите действия профессионала, изображенные на картинке.

• Рассмотрите картинки. Согласитесь или отвергните следующие утверждения. Выразите свою точку зрения.

• Представьте, что вы представитель определенной профессии. Скажите, что, по вашему мнению, следует сделать, чтобы стать хорошим специалистом в данной специальности.

• Скажите, что собеседнику следует /не следует делать, если он является представителем данной профессии.

• Расскажите об определенной профессии, используя данную на доске логико-синтаксическую схему.

• Расположите предложения, описывающие действия специалиста в логической последовательности.[3]

2) Профориентационные игры.

• Выберите профессию из данных, подготовьте рассказ про нее.

• Угадайте профессию одноклассника.

3) Карточные методики.

• Выберите несколько понравившихся Вам карточек, расскажите какая профессия может получиться, о какой профессии Вы думаете.

4) Настольные карточные игры.

• Вы выбрали профессию, найдите максимальное количество карточек, относящихся к определенной специальности, и опишите действия, которые нужно воплотить в жизнь для овладения данной профессией.

5) Бланковые карточные методики.

• Отметьте качества, которыми должен обладать представитель определенной профессии. Подумайте, кто из Ваших одноклассников мог бы стать хорошим специалистом в данной области, приведите аргументы.

6) Активизирующие профориентационные опросники.

• Проведите социологический опрос в классе, параллели и определите самую популярную/ сложную/ необычную/ опасную/ престижную/ доходную/ низкооплачиваемую профессию. Выясните причины выбора.

Такие задания хороши тем, что они носят личностный характер и допускают некоторое разнообразие содержания. [1]

Кроме того, в сообщаемом есть новизна, ученики в классе узнают больше фактов из личной жизни одноклассников, что ведет к пониманию друг друга и сплочению коллектива.

Таким образом, профориентационная работа будет способствовать осознанию личных качеств, склонностей в непринужденной атмосфере иноязычного общения.

Список литературы

1. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности: Учебное пособие. М.: Изд -во Моск. ун-та, 1987г. 208 с.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 304 с.

3. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка, 2014, 258 с.

4. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники М.: ВАКО, 2015. 288 с.

5. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки, М.: Генезис, 2015. 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.