ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ СРЕДСТВАМИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Березина А.С.
Березина Анна Сергеевна - учитель английского языка, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Губернаторский лицей №101, г. Ульяновск
Аннотация: в статье рассмотрено использование профориентационных активизирующих методов в работе со школьниками среднего звена. Работа с использованием данной методики позволяет глубже изучить мир профессий и, возможно, на подсознательном уровне сделать выбор. В статье рассматриваются методы, которые хорошо сочетаются с методическими приемами по обучению различным видам иноязычной речевой деятельности: аудированию, чтению, монологической, диалогической, письменной речи.
Ключевые слова: профориентация, школьники, упражнение, игра, метод.
Выбор профессии в современном мире - задача непростая. Ситуация выбора будущей профессии многих приводит в замешательство, и это естественно. Как сделать верный выбор, как не ошибиться и не потратить время впустую, получая навыки в профессиональной деятельности, которая в последующем может разочаровать молодого человека? Осознанный выбор будущей профессии чаще всего происходит в старшем школьном возрасте, но было бы ошибочно считать, что профориентация не имеет места на более ранних этапах обучения. Одна из важных составляющих данного процесса - повседневная помощь подрастающему поколению, определение потребностей и способностей на протяжении всей школьной жизни. Должен быть накоплен большой запас впечатлений, представлений, знаний о большинстве профессий, характеризующих мир труда, для должного обдумывания будущего профессионального пути, которое станет выраженным и эмоционально обостренным в среднем и старшем школьном возрасте. Без этого разумное самоопределение невозможно. [2]
Каждый учебный предмет играет определенную роль в становлении личности школьника. И при обучении иностранному (английскому) языку имеются большие воспитательные возможности. [5]
Как же можно помочь школьнику среднего звена в проблеме выбора будущей профессии на уроках английского языка? Пряжников Н.С. в своей работе отмечает, что целесообразно использовать в профориентационной работе активизирующие методы:
1) Игровые профориентационные упражнения по процедуре близки к терапевтическим упражнениям и рассчитаны на кратковременную работу с подгруппой;
2) Профориентационные игры рассчитаны на проведение в рамках урока. Они предполагают работу с целым классом или группой, проводятся одним ведущим, и предполагают высокую динамику работы.
3) Карточные методики - информационно-поисковые системы, напоминающие раскладывание специальных карточек на столе с помощью которых выстраиваются образы наиболее привлекательных профессий.
4) Настольные карточные игры разработаны с учетом интереса подростков к настольным играм. Игровые карточные методики, предназначенные не для выбора профессии, а для моделирования жизненного пути, где ученик, преодолевая различные игровые трудности, часто моделирующие реальные трудности жизни, должен достичь своих жизненных и профессиональных целей.
5) Бланковые карточные методики - это самостоятельное изготовление участниками карточек и игровых бланков, с последующей игрой и отражением результатов игры в своих бланках.
6) Активизирующие профориентационные опросники. Главная цель -заставить задуматься о тех вопросах, которые при обсуждении в режиме дискуссии или в обычной беседе кажутся скучными, а в активизирующем опроснике эти сложные вопросы просто включены в деятельность по заполнению бланка. Опыт исследований показал, что данные методики обладают и некоторым диагностическим эффектом. [4]
Активизирующие методы позволяют глубже изучить мир профессий и, возможно, на подсознательном уровне сделать выбор. Данные методы хорошо сочетаются с методическими приемами по обучению различным видам иноязычной речевой деятельности: аудированию, чтению, монологической, диалогической, письменной речи.
Для достижения высоких результатов в иноязычной компетенции учащихся и работе по профориентации, были разработаны следующие упражнения:
1) Игровые профориентационные упражнения
• Прослушайте текст и определите профессию говорящего, приведите аргументы вашей точки зрения.
• Прослушайте высказывание о профессии и дополните его собственным подходящим по смыслу предложением.
• Запишите названия профессий, упомянутых в тексте, расскажите, что эта профессия значит для Вас.
• Прослушайте два рассказа о профессии и скажите, как различаются мнения говорящих. Выразите свою точку зрения.
• Определите и опишите профессию по деталям, представленным на картинках.
• Опишите действия профессионала, изображенные на картинке.
• Рассмотрите картинки. Согласитесь или отвергните следующие утверждения. Выразите свою точку зрения.
• Представьте, что вы представитель определенной профессии. Скажите, что, по вашему мнению, следует сделать, чтобы стать хорошим специалистом в данной специальности.
• Скажите, что собеседнику следует /не следует делать, если он является представителем данной профессии.
• Расскажите об определенной профессии, используя данную на доске логико-синтаксическую схему.
• Расположите предложения, описывающие действия специалиста в логической последовательности.[3]
2) Профориентационные игры.
• Выберите профессию из данных, подготовьте рассказ про нее.
• Угадайте профессию одноклассника.
3) Карточные методики.
• Выберите несколько понравившихся Вам карточек, расскажите какая профессия может получиться, о какой профессии Вы думаете.
4) Настольные карточные игры.
• Вы выбрали профессию, найдите максимальное количество карточек, относящихся к определенной специальности, и опишите действия, которые нужно воплотить в жизнь для овладения данной профессией.
5) Бланковые карточные методики.
• Отметьте качества, которыми должен обладать представитель определенной профессии. Подумайте, кто из Ваших одноклассников мог бы стать хорошим специалистом в данной области, приведите аргументы.
6) Активизирующие профориентационные опросники.
• Проведите социологический опрос в классе, параллели и определите самую популярную/ сложную/ необычную/ опасную/ престижную/ доходную/ низкооплачиваемую профессию. Выясните причины выбора.
Такие задания хороши тем, что они носят личностный характер и допускают некоторое разнообразие содержания. [1]
Кроме того, в сообщаемом есть новизна, ученики в классе узнают больше фактов из личной жизни одноклассников, что ведет к пониманию друг друга и сплочению коллектива.
Таким образом, профориентационная работа будет способствовать осознанию личных качеств, склонностей в непринужденной атмосфере иноязычного общения.
Список литературы
1. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности: Учебное пособие. М.: Изд -во Моск. ун-та, 1987г. 208 с.
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 304 с.
3. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка, 2014, 258 с.
4. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники М.: ВАКО, 2015. 288 с.
5. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки, М.: Генезис, 2015. 208 с.