Научная статья на тему 'Роль профориентационных игр в решении задач профессионального самоопределения подростков'

Роль профориентационных игр в решении задач профессионального самоопределения подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1932
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ / ЗАДАЧИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ / ИГРЫ В ПРОФОРИЕНТАЦИИ / THE PROFESSIONAL MANAGEMENT / TASKS OF THE PROFESSIONAL MANAGEMENT / THE PROFESSIONAL MANAGEMENTS / GAMES IN THE PROFESSIONAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Эльвира Федоровна, Ковалева Марина Анатольевна

Проблема самоопределения и выбора будущей профессии, одна из ключевых в подростковом возрасте. Не имея оснований для однозначного принятия решений, они испытывают большой стресс. Традиционная консультация в форме индивидуальной работы со специалистом воспринимается подростками как трудный процесс «самокопания», в котором они, чаще всего, не имеют опыта. Не привыкли они и к рефлексивным вопросам, без которых невозможны процессы самопознания и самоопределения. Групповая форма работы более привычна подросткам в силу их возрастных особенностей, когда, в случае положительного отношения группы к ним, результат может быть выше, чем при индивидуальной работе. Но даже если подростку есть что сказать о себе, он испытывает дискомфорт и неуверенность в своём мнении. Более того, подростки могут сознательно скрывать наиболее значимые для них жизненные планы от взрослых и сверстников, если не уверены в том, что те смогут принять их и отнестись бережно. Поэтому психологи, занимающиеся профессиональным консультированием, постоянно ищут современные активизирующие методики, которые позитивно воспринимаются подростками и помогают решать профориентационные задачи максимально бережно и системно. В статье рассматриваются требования к игровой форме активизирующих профориентационных методик и приводится пример игровой активизирующей методики, соответствующей этим требованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаева Эльвира Федоровна, Ковалева Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PROFORIENTATION GAMES IN THE SOLUTION OF THE TASKS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF ADOLESCENTS

The problem of self-determination and choice of future profession is one of the most important at a teenage age. Without having the reasons for unambiguous decision-making, they have a big stress. According to many teenagers, traditional psychological consultation in the form of separate work with the expert is difficult process of "introspection". The few teenagers have a successful experience of such work. In addition, they have no ability to answer reflexive questions that complicates process of professional self-determination of self-knowledge. Teenagers prefer work in groups. It meets their standard age; the result can be higher, than during personal work of work. However, teenagers feel discomfort and uncertainty when they have to tell about themselves. Besides, teenagers can consciously hide the most considerable for them vital plans from adults and age-mates if they are not sure that those will be able to adopt their plans. Therefore, psychologists who are busy with professional consultation look for modern active methods that are pleasant to teenagers and help to solve problems of the professional management most carefully and systematically. Article considers requirements to an active game method of professional self-determination, and the example of the psychological game conforming to these requirements is given.

Текст научной работы на тему «Роль профориентационных игр в решении задач профессионального самоопределения подростков»

Nikolaeva Elvira Fedorovna, Kovaleva Marina Anatolyevna

THE ROLE OF PROFORIENTATION GAMES IN THE SOLUTION ..

psychological science

UDC 159.9:331.101.3

РОЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ИГР В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

© 2019

Николаева Эльвира Федоровна, кандидат психологических наук, профессор кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология»

Ковалева Марина Анатольевна, магистрант Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: m.a.kovaleva@rambler.ru)

Аннотация. Проблема самоопределения и выбора будущей профессии, — одна из ключевых в подростковом возрасте. Не имея оснований для однозначного принятия решений, они испытывают большой стресс. Традиционная консультация в форме индивидуальной работы со специалистом воспринимается подростками как трудный процесс «самокопания», в котором они, чаще всего, не имеют опыта. Не привыкли они и к рефлексивным вопросам, без которых невозможны процессы самопознания и самоопределения. Групповая форма работы более привычна подросткам в силу их возрастных особенностей, когда, в случае положительного отношения группы к ним, результат может быть выше, чем при индивидуальной работе. Но даже если подростку есть что сказать о себе, он испытывает дискомфорт и неуверенность в своём мнении. Более того, подростки могут сознательно скрывать наиболее значимые для них жизненные планы от взрослых и сверстников, если не уверены в том, что те смогут принять их и отнестись бережно. Поэтому психологи, занимающиеся профессиональным консультированием, постоянно ищут современные активизирующие методики, которые позитивно воспринимаются подростками и помогают решать профориентационные задачи максимально бережно и системно. В статье рассматриваются требования к игровой форме активизирующих профориентационных методик и приводится пример игровой активизирующей методики, соответствующей этим требованиям.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, технологии, задачи профориентации, профориентационные методики, игры в профориентации.

THE ROLE OF PROFORIENTATION GAMES IN THE SOLUTION OF THE TASKS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF ADOLESCENTS

© 2019

Nikolaeva Elvira Fedorovna, candidate of psychological sciences, Professor Kovaleva Marina Anatolyevna, undergraduate student

Tolyatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya street, 14, e-mail: m.a.kovaleva@rambler.ru)

Abstract. The problem of self-determination and choice of future profession is one of the most important at a teenage age. Without having the reasons for unambiguous decision-making, they have a big stress. According to many teenagers, traditional psychological consultation in the form of separate work with the expert is difficult process of "introspection". The few teenagers have a successful experience of such work. In addition, they have no ability to answer reflexive questions that complicates process of professional self-determination of self-knowledge. Teenagers prefer work in groups. It meets their standard age; the result can be higher, than during personal work of work. However, teenagers feel discomfort and uncertainty when they have to tell about themselves. Besides, teenagers can consciously hide the most considerable for them vital plans from adults and age-mates if they are not sure that those will be able to adopt their plans. Therefore, psychologists who are busy with professional consultation look for modern active methods that are pleasant to teenagers and help to solve problems of the professional management most carefully and systematically. Article considers requirements to an active game method of professional self-determination, and the example of the psychological game conforming to these requirements is given.

Keywords: the professional management, tasks of the professional management, the professional managements, games in the professional management.

Современные подростки испытывают серьёзные трудности, связанные с профессиональным самоопределением. Они не знают, с чего начинать этот процесс, на что опираться в своём выборе, как разрешить имеющиеся у них противоречия, поэтому нуждаются в помощи специалистов по профориентации (их функции могут выполнять консультанты, психологи, педагоги).

В настоящее время специалисты, которые выполняют функции консультантов по вопросам профессионального самоопределения, также находятся в постоянном поиске методик, позволяющих помогать подросткам решать стоящие перед ними задачи.

То есть сложности возникают с обеих сторон.

Чтобы понять, какие методы и методики востребованы у специалистов, оказывающих услуги по профессиональному самоопределению, вспомним, какие задачи перед ними стоят.

По Пряжникову [1, 2] к приоритетам профориентации относят следующие психологические задачи:

1. Помощь в адаптации к сложившейся на рынке труда ситуации

2. Формирование качеств морально-волевой сферы, способствующих профессиональному самоопределению

3. Формирование способности к самоориентации в постоянно меняющемся мире

4. Формирование готовности к внутренним компро-

миссам на пути к успеху

5. Формирование ценностно-смысловых ориентаций, влияющих на профессиональный выбор

6. Подготовка самоопределяющегося человека к достойному поведению в ситуациях возможного ненормативного жизненного и профессионального кризиса

7. Подготовка самоопределяющейся личности к социальному проектированию предполагаемого и желаемого будущего

На наш взгляд, среди приоритетов профориентации также должны быть выделены:

8. Помощь при самопознании своих профессионально значимых задатков, способностей и особенностей, желаний, по сути — профессионального самосознания.

9. Стартовая психологическая помощь в преодолении страхов и сомнений перед самим профессиональным самоопределением, выработка позитивного отношения к ситуации профессионального выбора, страх не разрешить имеющиеся противоречия.

10. Помощь в организации и структурировании знаний, необходимых для принятия профессионально значимых решений сейчас и в будущем, формирование отношения к самоопределению как к системе.

Таким образом можно говорить о том, что психологическая помощь в профессиональном самоопределении заключается не только в поиске и нахождении лич-

психологически науки

Николаева Эльвира Федоровна, Ковалева Марина Анатольевна РОЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ИГР В РЕШЕНИИ ...

ностного смысла выбираемой трудовой деятельности и процессе самоопределения как таковом, но и в формировании я-концепции, психологической готовности к процессу профессионального самоопределения, в формировании системного подхода к профессиональному и жизненному самоопределению и навыков его использования в ситуациях выбора и профессиональных кризисах.

Результатом профессионального самоопределения должна стать готовность к выбору профессии, проектированию вариантов своих профессиональных планов, неразрывно связанная с формированием и осознанием собственной субъектной позиции [3-12].

Поэтому для специалистов по профориентации актуальны вопросы поиска подходящих инструментов, позволяющих «включить» подростков в активную поисковую деятельность, которая касается вопросов их профессионального самоопределения бережно, с учетом множества противоречивых вводных.

Учитывая сложный спектр факторов, сопровождающих этапы самоопределения и выбора профессии, разработка инструментов для консультирования по вопросам самоопределения и выбора профессии довольно сложна, поэтому готовых методик на сегодняшний день не так много, как хотелось бы специалистам-практикам.

Выясним, какие требования предъявляются к современным методикам, применяемым в консультировании по вопросам профессионального самоопределения. Будем опираться на исследования Пряжникова, в работах которого наиболее полно описана специфика инструментов профориентационной консультации.

При этом сама деятельность должна восприниматься как увлекательная, дающая пищу для инсайтов, структурирующая имеющиеся у оптантов представления о мире профессий и своем месте в нём. Также она должна давать возможность поддержки референтной группы, позитивной и поддерживающей обратной связи.

Пряжников ввёл понятие активизирующей стратегии [1, 2]. Среди методик, которые можно рассматривать как активизирующие, много форматов: беседы, карточные профконсультационные методики, игровые профори-ентационные упражнения, настольные карточные игры, игры с классом, ценностно-смысловые опросники и т.п.

Благодаря им можно ставить различные акценты и прорабатывать отдельные вопросы профориентации. Многие из них не требуют для использования специального дополнительного обучения, просты в использовании.

Однако различные аспекты настолько тесно переплетаются друг с другом, что при использовании слишком «узких» инструментов можно потерять или не заметить важные моменты. Поэтому для профориентационной работы необходимы и такие методики, которые позволяют работать над несколькими приоритетными задачами одновременно и максимально комплексно увязывать между собой результаты диагностики, психокоррекции, информирования [13].

На наш взгляд, наиболее оптимальной формой, активизирующей профориентационной методики может стать игра, соответствующая следующим условиям:

1. Игра должна быть именно игрой в современном представлении, то есть соответствовать требованиям: увлекательность, наличие игрового мира, вариативность сценариев и возможность влиять на игровую ситуацию посредством собственного выбора; возможность взаимодействия с другими игроками и получения обратной связи о своих действиях и их результатах.

2. Модель игры должна способствовать формированию субъектной позиции игроков по отношению к основным аспектам профориентации

3. Игра должна быть образовательной, позволяющей приобретать новые знания и формировать навыки

4. В её основу должны быть заложены психологические концепции, способствующие решению психологи-

ческих приоритетных задач профессионального самоопределения.

5. Профориентационная игра должна позволять заходить в игру с собственными запросами и решать их в ходе игры на том уровне, на каком игрок готов к этому.

6. Игра должна представлять процесс профессионального самоопределения как системный, позволяющий сформировать целостное представление о процесс самоопределения и уровне собственной готовности к выбору на данный момент в результате игры

7. Давать возможность пройти «путь героя», в результате которого участники чувствуют себя субъективно сильнее, чем на входе, трансформировать их ограничивающие убеждения в более экологичные и ресурсные, давать возможность выявлять и прорабатывать (хотя бы частично) возникающие психологические проблемы участников, — то есть иметь трансформационный потенциал

8. Выявлять зоны дальнейшего личностного роста для более качественного решения задач самоопределения

9. Игра должна давать ведущему возможность мягкого управления с целью реализации помогающей и психо-коррекционной функции.

10. Игра должна давать осознаваемые ценные для профессионального самоопределения результаты в виде изменения ограничивающих убеждений, снятия страхов и сомнений; укреплять веру в себя, основания для выбора, способствовать пониманию своих перспектив и выстраиванию первых шагов на пути к ним, — способствовать решению приоритетных задач профориентации

Учитывая приведенные выше условия, ведущий такой игры должен обладать компетенциями психолога, профориентолога, педагога и игропрактика.

Примером такой игры может стать психологическая активизирующая методика в форме настольной про-фориентационной психологической трансформационной игры «Ты нужен Планете!» (авторы Ковалева М.А, Ковалева Н.С., 2017г).

Эту игру одновременно можно отнести к настольным, карточным, бланковым, поскольку практически она реализована через поле, карточки, фишки, игровую валюту, бланки.

Игра «Ты нужен Планете!» отправляет участников в путешествие к новой планете, на которой каждому из них предстоит жить и работать. Она погружает участников в свой игровой мир с его внутренними законами, ролями. На каждом этапе атмосфера игры создается и поддерживается благодаря взаимодействию игроков и стимулированию их к позитивной и развивающей обратной связи друг другу.

За время долгого полёта у них есть время и возможность выбрать и освоить привлекательную профессию. Игра ставит участников в позицию принимающих ответственность за свой выбор, способствует формированию у них субъектной позиции.

По ходу игры участники обнаруживают «белые пятна» в своих знаниях о мире профессий, у них возникает потребность в новой информации и возможности узнать новое. Игра выполняет образовательные функции.

В основу игры заложены следующие психологические концепции: теория черт и факторов Ф. Парсонса, теория профессионального развития Д. Сьюпера, активизирующая концепция Н.С. Пряжникова.

Участники в начале игры формируют собственный запрос, который прорабатывают в ходе игровых действий.

Игровое поле представлено в виде космического корабля, 12 отсеков которого помогают постепенно пройти путь к выбору профессии от осознания целей самоопределения через осознание своих желаний, самопознание, проработку сомнений и до планирования первых шагов к будущей карьере. Тем самым формируют представле-

Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т.3. № 1(3)

41

Nikolaeva Elvira Fedorovna, Kovaleva Marina Anatolyevna

THE ROLE OF PROFORIENTATION GAMES IN THE SOLUTION ..

psychological science

ние о процессе выборе профессии как многоаспектном и системном.

Участникам приходится заявить о своих желаниях, проявить свои способности в различных ситуациях, возникающих на корабле, проявить свои способности, избавиться от страхов и сомнений, сформулировать представления о том, чего они хотят от профессии и какую цену готовы заплатить за успех. То есть участники проходят «путь героя», который изменяет их представления о себе, о мире профессий, своём месте в этом мире и получить другие результаты, необходимые для профессионального самоопределения. Учитывая, что игра может быть растянута во времени, например, 4 части игры с интервалом в неделю, за это время возможны реальные изменения.

В игре также ярко проявляются и осознаются зоны ближайшего развития.

Ведущий имеет возможность управлять самим процессом, в то же время предоставляя игрокам свободу выбора в рамках игровых действий.

Таким образом, данная игра соответствует приведенным выше требованиям к оптимальной форме, активизирующей профориентационной методики.

Игровая методика «Ты нужен Планете!» прошла аттестацию в Профессиональной гильдии психологов-игропрактиков на предмет соответствия стандартам помогающих практик, разработанных в гильдии и используется в профориентационной работе с подростками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Пряжников Н. С. Особенности профориентационной работы в условиях современной России //Межрегиональная конференция Профориентационная работа с молодежью. Настоящее и будущее, Иркутск. 18 октября 2012 г., С.4-7. — Т. 536. — Иркутск, 2012. — С. 4-7.

2. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения /Моск. псих.-соц. ин-т. -М., 2002. - 400 с.

3. Малин С.В., Поляруш А.А. Активизирующие технологии профориентационной работы со старшеклассниками в современной школе// Теория и практика общественного развития. 2010. №4. С. 115120. КиберЛенинка: https://cyberleninka.m/article/n/aktivizimyuschie-tehnologii-proforiesnikami-v-sovremennoy-shkole

4. Будаева Э.В. Проблемы самоопределения личности старшеклассника в процессе профориентационной работы школы//Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. 2015. №1. С. 102-104

5. Кузьмина В. М. Особенности формирования профессиональной мотивации выпускников школ//Общество: социология, психология, педагогика. 2011. С. 74-79 КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/ search?q=%D0%9A%D1%9C.

6. Жданкина И.Ю. Роль профессиональной ориентации на этапе профессионального самоопределения студентов выпускных курсов образовательных организаций среднего профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 10-13.

7. Лесникова С.Л., Леухова М.Г. Профессиональное самоопределение студентов вуза как условие профессиональной идентичности: аспект отношения к профессиональной карьере // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 253-256.

8. Юрьева И.А. Профессиональное самоопределение старшеклассников как актуальная проблема подросткового возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 33-35.

9. Иванова Т.Н. Социально-профессиональное самоопределение молодежи в условиях крупного промышленного города (опыт социологического исследования на примере г.о.Тольятти) //Карельский научный журнал. 2014. № 4 (9). С. 60-61.

10. Андриенко О.А. К вопросу о профессиональном самоопределении старшеклассников с разным уровнем самооценки // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 16-18.

11. Платонова Р.И., Антонова В.Н. Педагогическая поддержка учащихся в профессиональном самоопределении // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 25-29.

12. Иванова Т.Н. Профессиональное самоопределение выпускников школ как фактор эффективного дальнейшего обучения в системе среднего профессионального и высшего образования // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 100-102.

13. Проблемы образования на современном этапе: материалы студенческой научно-практической конференции 2-13 апреля 2018 г. Выпуск VII / сост. О.В. Дыбина, Е.В. Некрасова, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина. — Тольятти, 2018.-252с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.