Научная статья на тему 'ПРОФОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР СМЯГЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ КАДРАМИ'

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР СМЯГЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ КАДРАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ / YOUTH EMPLOYMENT / НЕПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР ПРОФЕССИИ / THE WRONG CHOICE OF PROFESSION / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ / PROFESSIONAL ORIENTATION OF THE POPULATION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЕЙ / THE STATE AND REGIONAL VOCATIONAL GUIDANCE CONTROL SYSTEM / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФОРИЕНТАЦИИ / THE EFFECTIVENESS OF VOCATIONAL GUIDANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесникова О.А., Донецкий А.М.

В статье рассматриваются проблемы профориентации в Российской Федерации, причины их возникновения и последствия для занятости молодежи и экономики страны. Доказывается необходимость принятия мер правового и практического характера для становления общегосударственной и региональных систем управления профориентацией населения, предлагаются подходы и механизмы их формирования. Обосновывается направленность профориентационных подходов применительно к возрастным особенностям населения. региональных систем управления профориентацией населения будут также способствовать качественная подготовка специалистов по данному направлению, их рациональное распределение по уровням образования (дошкольному, школьному, профессиональному), регулярное повышение квалификации, организация обмена опытом, в том числе с зарубежными коллегами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колесникова О.А., Донецкий А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IN-DEPTH CAREER GUIDANCE OF YOUTH AS A FACTOR IN ITS FUTURE PROFESSIONAL''S COMPETITIVENESS AND MITIGATE THE PROBLEM OF PROVIDING THE ECONOMY WITH HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL

The article considers the problems of vocational guidance in the Russian Federation, their causes and consequences for the employment of young people and the economy. The necessity of taking legal and practical measures for the development of national and regional systems of vocational guidance control population, suggests approaches and mechanisms of their formation. Substantiates the direction of career guidance approaches with regard to the age characteristics of the population.

Текст научной работы на тему «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР СМЯГЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ КАДРАМИ»

УДК 331

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР СМЯГЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ КАДРАМИ

О. А. Колесникова, А. М. Донецкий

Воронежский институт высоких технологий

Поступила в редакцию 29 августа 2016 г.

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы профориентации в Российской Федерации, причины их возникновения и последствия для занятости молодежи и экономики страны. Доказывается необходимость принятия мер правового и практического характера для становления общегосударственной и региональных систем управления профориентацией населения, предлагаются подходы и механизмы их формирования. Обосновывается направленность профориентационных подходов применительно к возрастным особенностям населения.

Ключевые слова: занятость молодежи, неправильный выбор профессии, профориентация населения, государственная и региональные системы управления профориентацией, эффективность профориентации.

Abstract: the article considers the problems ofvocational guidance in the Russian Federation, their causes and consequences for the employment of young people and the economy. The necessity of taking legal and practical measures for the development of national and regional systems of vocational guidance control population, suggests approaches and mechanisms of their formation. Substantiates the direction of career guidance approaches with regard to the age characteristics of the population.

Key words: youth employment, the wrong choice ofprofession, professional orientation of the population, the state and regional vocational guidance control system, the effectiveness of vocational guidance.

Не снижается острота проблемы обеспечения народно-хозяйственного комплекса Российской Федерации кадрами, в первую очередь высококвалифицированными, заметно усложняя переход к инновационной экономике и реализации политики импортозамещения. Итоги исследования ситуации с кадровой обеспеченностью предприятий Воронежской области показывают, что лишь 4 % из 120 предприятий на момент обследования имели полностью укомплектованный штат. Все остальные респонденты отмечали наличие неукомплектованных кадрами рабочих мест руководителей и специалистов - 25 %, квалифицированных рабочих -36,1 %. Среднеобластные данные свидетельствуют о недостатке кадров на большинстве предприятий в пределах 10 %, при этом о нехватке руководителей заявляет каждое пятое-шестое, квалифицированных рабочих - каждое пятое из них [1, с. 75]. Общепризнанна важная роль молодежи в смягчении данной ситуации. Однако между признанием проблемы и созданием условий для наиболее полной реализации трудового потенциала этой категории граждан продолжает сохраняться дистанция. Анализ только официальных данных о безработице в стране за

© Колесникова О. А., Донецкий А. М., 2016

первый квартал 2016 г. показывает, что ее общий уровень, рассчитанный по методологии МОТ, составил 5,6 % экономически активного населения, а удельный вес среди безработных молодых людей в возрасте 20-29 лет - 36,2 %, или 1,7 млн чел. А учитывая, что в ходе подобных выборочных опросов, как правило, завышаются показатели занятости, можно смело говорить о наличии в молодежном сегменте рынка труда свыше 2 млн незанятых, в основном с профессиональным образованием.

Среди причин сложившейся ситуации можно выделить:

- по-прежнему низкую конкурентоспособность молодых специалистов, выходящих на рынок труда, оборачивающуюся растущим преобладанием в кадровом составе предприятий и организаций лиц старших возрастных групп;

- рост продолжительности периода трудоустройства среди выпускников профессиональных учебных заведений и снижение мотивации к занятости по полученной профессии у получивших отказы в приеме на работу по окончании обучения. Указанные обстоятельства способствуют притоку рабочей силы в неформальный сектор экономики (где каждый третий в общем числе занятых - гражданин до 30 лет) и, соответственно, потерям бюд-

жетов всех уровней из-за недопоступления средств в виде налоговых отчислений;

- психологическую неготовность молодых работников к быстрой адаптации в трудовом коллективе, вызывающую среди них высокую текучесть, а отсюда экономические потери от простоя рабочих мест и дополнительные затраты на возобновление численности персонала и т.д.;

- выбор значительной частью молодежи профессий гуманитарного профиля, что порождает их избыток на рынке труда и недостаток работников массовых профессий, специалистов производственного профиля. В итоге в регионах количество вакансий, приходящихся на одного безработного с рабочей профессией нередко превышает 10, а с профессией служащего составляет менее одной. В результате одних дипломированных специалистов приходится направлять на переобучение или повышение квалификации (а это немалые бюджетные затраты), других, с их согласия, устраивать на работу, не требующую высокого образования и квалификации;

- неснижающееся число молодых людей (по нашим наблюдениям - более 40 %), выбирающих профессии, мало интересные и мало подходящие им по психофизиологическим показателям, что проявляется впоследствии в неудовлетворенности работой, отсутствии стремления повышать квалификацию, уровень знаний, мастерство. В итоге -сложности в отношениях с коллективом, увольнения, безработица со всеми вытекающими отсюда последствиями. За последние несколько лет удовлетворенность выпускников системы профессионального образования Воронежской области полученными профессиями характеризуется следующими показателями [2, с. 39].

Фактор неудовлетворенности полученной профессией, полагаем, на сегодня является одним из ключевых во многих бедах, присущих трудовому воспитанию подрастающего поколения, и остальных вышеназванных причин. Речь идет о формальном подходе к профессиональной ориентации, недооценке ее значимости в становлении личности, развитии экономики. Да, налицо попытки выявить и сосредоточить в одном месте талантливых ребят, для них стали организовываться специальные форумы,

лагеря, в том числе с участием первых лиц государства, где они обмениваются мнениями о дальнейших путях развития технологий, техники, демонстрируют свои достижения, делятся планами на будущее. Эффект от этого, несомненно, не заставит себя долго ждать. Талант таких детей проявляется в основном сам и уже в раннем возрасте. Но и остальная подавляющая масса появляющихся на свет людей также имеет предрасположенность к определенным видам деятельности, выражающуюся, правда, не так явно и поэтому требующую определенной работы с ними по выбору того профессионального пути, который позволит им наиболее полно раскрыть свои природные возможности. Важно своевременно уловить основное предназначение человека и выработать совместно с ним пути его реализации. Казалось бы, не поддается сомнению и экономическая, и социальная эффективность профориентации. Не надо быть крупным аналитиком, чтобы это понять.

Практикой давно доказано - работник, освоивший профессию по призванию, любит свое дело, работает творчески, с высокой производительностью и качеством, постоянно ищет и внедряет что-то новое. Работа для него - прежде всего средство самовыражения, самоутверждения и высокой конкурентоспособности. Увольнение же связано в основном со стремлением к дальнейшему самосовершенствованию, отчего выигрывает в конечном счете все общество. Этим он и отличается от других, пусть даже дисциплинированных, добросовестных, но не очень преданных своей профессии людей, не говоря уже о тех, кто в силу разных обстоятельств вынужден заниматься каким-то случайным делом. Занятость любимым делом одновременно снижает риски разного рода негативных проявлений в общественной среде, в том числе преступности, алкоголизма, наркомании и их последствий.

Авторы монографии «Системное управление профориентацией» на основе своих многолетних наблюдений предложили достаточно широкую группировку, упрочив доказательную базу преимуществ развития профориентации населения и негативных последствий недостаточного внимания к этому направлению активной политики занятости [3, с. 103-104]. Обратимся к ней (табл. 2).

Т а б л и ц а 1

Степень удовлетворенности приобретенной профессией (специальностью)

Профессиональное образование Выбор правильный Не в восторге от профессии (специальности) Выбор ошибочный

Среднее 56,5 37,4 6,1

Высшее 58,2 38,9 2,9

Т а б л и ц а 2

Потенциальные преимущества развития профориентации и негативные последствия ее стагнации

Значимость профориентации Преимущества Последствия снижения внимания к ней

Для граждан Занятость на рабочем месте, соответствующем потенциальным возможностям. Уверенность в своих силах. Достойная оплата труда. Возможность решения проблем социального характера (приобретение жилья, более полное возмещение рабочей силы, укрепление здоровья и т.д.). Творческая активность. Уважение окружающих. Рождение детей Выбор профессии (рабочего места), не позволяющий раскрыть свои возможности. Нежелание повышать квалификацию. Сложные отношения в семье, с окружающими на работе. Ухудшение состояния здоровья. Нередко уход от реальности с помощью алкоголя и наркотиков. Безработица

Для предприятий Высокая производительность труда. Рост объемов производства продукции. Повышение конкурентоспособности выпускаемых товаров. Новые рынки сбыта. Внедрение инноваций в процессах производства. Финансовая устойчивость. Снижение текучести кадров Недостаток специалистов востребуемых профессий. Высокая текучесть кадров. Невысокое качество рабочей силы. Отсутствие возможностей для расширения объемов производства и укрепления положения на товарных рынках. Недостаток средств для ввода нового оборудования и освоения передовых технологий

Для страны в целом Улучшение качества рабочей силы и товаров. Устойчивый рост ВВП. Повышение конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках сбыта. Пополнение валютных резервов. Финансовая устойчивость. Снижение безработицы и социальной напряженности в обществе. Ускорение темпов технического прогресса. Рост жизненного уровня населения. Прирост народонаселения. Усиление влияния на мировые экономические и политические процессы Закрытость мировых рынков сбыта ввиду слабой конкурентоспособности продукции. Слабое поступление валюты в страну. Рост добычи сырья на экспорт, ускоренное истощение недр. Недостаток ресурсов для приобретения новейших зарубежных технологий. Более низкие возможности влияния на мировые процессы

Как следует из таблицы, профориентация способствует решению жизненно важных проблем граждан, экономических субъектов и государства. Возможно, кто-то не согласится с определенной категоричностью суждений о значимости профориентации (естественно, она должна развиваться не сама по себе, а параллельно со становлением и развитием экономики и вписываться в этот механизм), но тем не менее эффект от нее, продемонстрированный авторами, очевиден.

Начавшееся в 80-90-е гг. прошлого столетия движение за формирование системы профориентации достигло своего апогея к началу нынешнего. В годы самого тяжелого для страны экономического и политического кризиса государство силами энтузиастов, проникшихся пониманием особой важности профориентации в формировании высокой конкурентоспособности российской рабочей силы и, как следствие, высококачественной про-

дукции для завоевания уверенных позиций на внутреннем и мировом рынках, пошло на беспрецедентные по тому времени меры. Были разработаны Основные направления развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации, Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, сформированы Межведомственная комиссия по вопросам профориентации и психологической поддержки населения, специализированный Всероссийский научно-практический центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения для изучения психолого-профориентационной практики и выработки научно-методических рекомендаций в данной области (далее - ВНПЦ). Во многих регионах начали действовать центры профориентации безработных граждан и незанятого населения.

Определенные подвижки произошли и в системе школьной профориентации, наладилось сотрудничество учебных заведений с органами занятости, успешно осваивавшими опыт зарубежных коллег и отечественные наработки. Все шло к формированию реальной общероссийской системы профориентации населения с ее подсистемами в регионах. Несмотря на финансовые тиски, в которых находилась страна, нашлись и источники средств для поддержки данного направления.

Однако впоследствии, с уходом специалистов, определявших профориентационную политику в России на этапе ее становления, отношение к этой важнейшей составляющей активной политики занятости, к сожалению, изменилось не в лучшую сторону. Недооценка значимости постепенно отодвинула перспективное, высокоэффективное направление, по существу, в разряд второстепенных. Как следствие, были упразднены Межведомственная комиссия по вопросам профориентации и психологической поддержки населения, ВНЦП, ликвидированы на местах центры профориентации и психологической поддержки безработных и незанятого населения и т.д. Резко сократились выделяемые на это средства. Прогрессивное в свое время Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации от 27 сентября 1996 г. не соответствует нынешним реалиям и задачам, стоящим перед народно-хозяйственным комплексом, поскольку отталкивается от условий, в которых осуществлялся переход государства на рельсы рыночной экономики. Не существует сколько-нибудь заметной связки между этапами профориентации населения: семья - дошкольное учреждение - школа - профессиональное учебное заведение - служба занятости (для обращающихся к ее услугам). В лучшем случае она ограничивается рамками общих рассуждений о необходимости правильного выбора профессии и стендами на эту тему (уголок профориентации), не вызывающими повышенного внимания со стороны ребят. По существу, школьники получают, и то при наличии желания (т.е. не все), возможность уточнить свое призвание только в старшем подростковом возрасте в службе занятости населения. Логика же и опыт подсказывают, что раскрывать назначение каждого человека, причем независимо от желания кого-либо, надо намного раньше, чтобы постепенно подводить его к активной познавательной направленности на эти виды деятельности. Отсутствие пропаганды про-фориентационной культуры в стране, формальное

отношение к профориентации молодежи породили недоверие к рекомендациям профориентаторов со стороны родителей, да и преподавателей системы общего и профессионального образования, призванных отвечать за нее. Отсюда по свидетельству исследователей, продолжает доминировать гипноз высокого уровня оплаты труда и других общеизвестных типичных заблуждений при выборе профессионального пути молодыми людьми, оканчивающими общеобразовательную школу («гипноз агитации», «дорога вместо цели», «инерция движения», «звездная болезнь», «близорукость», «парадный вход», «вуз-локомотив», «школьный успех», «миф о творчестве»).

Не оказал заметного влияния на ситуацию созданный в 2013 г. совместным приказом Минтруда и Минобрнауки России Межведомственный координационный совет по профессиональной ориентации молодежи. Не вписанный в общегосударственную систему управления профориентацией, имея по существу номинальные права, совет, согласно Положению, должен ориентироваться в своих действиях на заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественные организации и объединения, представляющие интересы молодежи. Однако подобная заинтересованность присуща далеко не всем указанным структурам. Несущественна роль координационного совета и в популяризации положительного опыта с позиций современной науки о человеке и других вопросах развития профессиональной ориентации. Представляется, что без дополнительных государственных мер преодоление подобных негативов в данной области нереально. Свидетельством же неэффективности нынешней профориентационной политики в целом служат приведенные в начале статьи показатели незанятости среди молодежи. К этому следует добавить потерянное время на освоение неподходящих профессий, понесенные при этом моральные и материальные издержки.

Исследования показывают, что основная масса неудовлетворенных выбором профессионального пути либо не воспользовалась в свое время услугами профориентации, либо эта работа проводилась с ними настолько формально, что никоим образом не сказалась на самоопределении. Подтверждаются выводы о существовании четкой закономерности, состоящей в том, что уровень трудоустройства и последующая закрепляемость на рабочем месте, а также продвижение по служ-

бе существенно выше у граждан, своевременно и правильно сориентированных на выбор профессии, в отличие от выбравших ее случайно [4, с. 226-228].

Свое отношение к профориентации высказала и новый министр Министерства образования и науки Российской Федерации О. Васильева, заявив о необходимости вернуть профориентацию в школу, чем подала надежду на предстоящие изменения в организации этой работы. Со своей стороны, полагаем необходимым не только вернуть профориентацию в школу, но и начать внедрять ее в систему дошкольного образования. Задача сложная, но без ее решения формирование комплексной системы управления профориентацией в стране не представляется возможным. Дополнительным препятствием на этом пути станет кадровая проблема. Высокопрофессиональные специалисты в области профориентации, оставшись без работы из-за прекращения деятельности соответствующих подразделений, в большинстве своем вынуждены были уйти из профессии. А ведь еще в вышедшей в 1575 г. книге знаменитого испанского врача Х. Уарте «Исследование способностей к наукам» предлагалось изучать индивидуальные различия в способностях в государственном масштабе: «Для того, чтобы никто не ошибался в выборе той профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, государю следовало бы выделять уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарование еще в нежном возрасте; они тогда заставили бы его обязательно изучать ту область знаний, которая ему подходит...» [5, с. 37]. Таких людей придется одновременно и находить, и готовить, и соответствующим образом организовывать и популяризировать их труд, обеспечивая моральную и материальную поддержку. Все это со временем окупится повышением качества и конкурентоспособности рабочей силы, укомплектованности рабочих мест и в конечном счете ростом производительности труда и снижением текучести кадров.

Таким образом, в условиях осложнения ситуации с удовлетворением возрастающих запросов экономики на конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынках труда рабочую силу, в том числе в связи с расширяющейся практикой им-портозамещения продукции, назрела, по мнению авторов, необходимость предпринятия ряда шагов нормативного и практического плана в области совершенствования профориентационной политики. В числе важнейших - принятие Закона РФ

«О профессиональной ориентации населения в Российской Федерации», позволяющего определить правовые, экономические и организационные основы государственной профориентационной политики, а также гарантии государства по реализации права граждан на профессиональную ориентацию. Нынешний Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» лишь вскользь (ст. 42) упоминает об оказании помощи обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации. Прописанное же Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (ст. 9, 12) право граждан, в том числе на профессиональную ориентацию, и гарантии государства по отношению к ней, крайне лаконичны и касаются лишь безработного населения, в то время как задача состоит в предупреждении безработицы через последовательное профориентационное сопровождение становления человека. В Законе целесообразно определить структуру системы управления данным процессом, в том числе на местном уровне, предусмотреть обязательный охват услугами всего населения дорабочего и рабочего возраста, круг ответственных за состояние этой работы, источники финансирования. Последующими нормативными документами должны быть закреплены конкретные профориентационные подходы и технологии, реализуемые на каждом жизненном этапе человека, в основу которых могут быть положены состав и механизм оказания профориентационных услуг, определенных Основными направлениями развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения (постановление Минтруда России от 29 августа 1995 г. № 47) после соответствующего уточнения состава участников системы и возможных дополнений структуры услуг применительно к возрастным особенностям граждан.

Кроме того, в рамках системы управления профориентацией предлагается разработать комплексную общероссийскую программу профориентации населения на 3-5 лет и на ее основе - региональные программы с учетом местных особенностей. При этом следует учесть и систематизировать имеющиеся в отдельных субъектах Федерации наработки с целью выбора наиболее эффективных из них. После того как государственная система профориентации населения заработает в целом по стране, необходимость подобных программ может отпасть, а участники системы будут действовать в рамках своих полномочий, имея

опыт их реализации. Именно согласованность, объединение усилий участников системы на всех уровнях, в нашем представлении, способны обеспечить должную эффективность системы, выражающуюся в более полном обеспечении кадрами отраслей народно-хозяйственного комплекса, снижении численности безработных и, соответственно, напряженности в молодежном сегменте рынка труда, а следовательно, в уменьшении бюджетных расходов на выплату пособий по безработице, переподготовку и повышение квалификации выпускников профессиональных учебных заведений. И это только одна сторона эффекта. Другая же заключается в уменьшении простоев оборудования из-за неукомплектованности работниками, повышении объемов и качества производимых товаров и услуг и, как следствие, положительном влиянии на экономические показатели предприятий. В связи с этим более повышается значимость необходимости организации в России в целом и в разрезе ее субъектов прогнозирования потребности в трудовых ресурсах отраслей экономики на ближайшую, среднесрочную и долгосрочную перспективу, позволяющего конкретизировать направленность профориентации. В решающей мере становлению и развитию общероссийской и

региональных систем управления профориентацией населения будут также способствовать качественная подготовка специалистов по данному направлению, их рациональное распределение по уровням образования (дошкольному, школьному, профессиональному), регулярное повышение квалификации, организация обмена опытом, в том числе с зарубежными коллегами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Колесникова О. А. Конкурентоспособность молодежи : теоретические и практические аспекты / О. А. Колесникова, А. М. Донецкий // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Экономика и управление. - 2014. - № 1. - С. 73-79.

2. Колесникова О. А. Системное управление профориентацией : монография / О. А. Колесникова, Н. А. Крымова, С. В. Барковская. - Воронеж : Научная книга, 2011. - С. 103-104.

3. Донецкий А. М. Профориентация населения -важное условие эффективной занятости / А. М. Донецкий, Н. А. Крымова // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Экономика и управление. - 2011. -№ 1. - С. 226-228.

4. Ярошевский М. Г. История психологии / М. Г. Ярошевский. - М. : Мысль, 1985. - С. 37.

Воронежский институт высоких технологий Колесникова О. А., доктор экономических наук, профессор

E-mail: OAkolesnikova@mail.ru Тел.: 8-915-546-33-43

Voronezh Institute of High Technologies Kolesnikova O. A., Doctor of Economic Sciences, Professor

E-mail: OAkolesnikova@mail.ru Tel.: 8-915-546-33-43

Донецкий А. М., кандидат экономических наук, доцент

E-mail: donietski40@mail.ru Тел.: 8 (473) 277-93-6

Donetsky A. М., Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor

E-mail: donietski40@mail.ru Tel.: 8 (473) 277-93-6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.