Научная статья на тему 'ПРОФОРИЕНТАЦИЯ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РЕШЕНИИ КАДРОВОЙ ПРОБЛЕМЫ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ'

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РЕШЕНИИ КАДРОВОЙ ПРОБЛЕМЫ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
376
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МЕДИЦИНСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / УЧЕНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чернышев Владимир Михайлович, Воевода Михаил Иванович, Айзман Роман Иделевич, Юданов Анатолий Васильевич, Стрельченко Оксана Владимировна

В здравоохранении России в последние два десятилетия продолжает ухудшаться обеспеченность медицинскими кадрами. За период с 2000 по 2018 г. она снизилась примерно на 11 % как врачами, так и специалистами со средним медицинским образованием. Обусловлено это несколькими причинами: отказ от ранее существовавшей системы подготовки и насыщения отрасли специалистами, неудачная оптимизация системы здравоохранения страны, дефицит внимания органов власти к молодым специалистам, созданию благоприятных условий для их жизни и работы и др. Немаловажную роль играет недостаточная работа по профориентации, в том числе на медицинские специальности, с учащимися общеобразовательных организаций и нежелание медицинских работников заниматься этим. В статье приводятся рекомендации по организации профориентационной работы среди старшеклассников, описаны формы, в которых ее можно проводить: специализированные медицинские классы, кружки по изучению основ медицинских знаний, волонтерство. Значительный интерес представляет опыт областной клинической больницы, которая уже в течение 5 лет курирует специализированный медицинский класс, 78-96 % выпускников которого выбрали медицинскую профессию. Активно работают с общеобразовательными организациями преподаватели Новосибирского медицинского колледжа, в связи с чем конкурс среди поступающих в него составляет от двух человек на место по специальности «Медицинская сестра» до 12-14 по специальностям «Фармация» и «Ортопедическая стоматология». Эффективность профориентации во многом зависит от того, насколько системно и методически правильно она проводится, для чего необходима организация трехуровневой системы: кабинет профориентации (I уровень), пункт профориентации (II уровень), центр по организации профориентационной работы (III уровень). Совместная работа представителей общеобразовательных и медицинских организаций, медицинских учебных заведений будет способствовать тому, что в медицину придут выпускники школ, уверенные в правильности выбранной ими профессии. После окончания обучения они вернутся в родные края, в привычную для них среду, и с высокой степенью вероятности останутся там навсегда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чернышев Владимир Михайлович, Воевода Михаил Иванович, Айзман Роман Иделевич, Юданов Анатолий Васильевич, Стрельченко Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER GUIDANCE AS A PRIORITY IN SOLVING THE PERSONNEL PROBLEM IN HEALTHCARE

Over the past two decades, the availability of medical personnel in Russia’s healthcare sector has continued to deteriorate. Over the period from 2000 to 2018, it decreased by about 11 % for both doctors and specialists with secondary medical education. This is due to several reasons: the rejection of the previously existing system of training and saturation of the industry with specialists, the unsuccessful optimization of the country’s health system, the lack of attention of the authorities to young professionals, the creation of favorable conditions for them to live and work, etc. An important role is played by insufficient work on career guidance, including in medical specialties with students of General education organizations and the reluctance of medical workers to do this. The article provides recommendations for the organization of career guidance among high school students, describes the forms in which it can be carried out. This includes specialized medical classes, clubs for studying the basics of medical knowledge, and volunteering. The experience of the regional clinical hospital, which for 5 years has been supervising a specialized medical class, 78-96 % of whose graduates have chosen the medical profession is of considerable interest. Teachers of the Novosibirsk Medical College actively work with General education organizations, and therefore the competition among applicants is from 2 people per place in the specialty «Nurse» to 12-14 in the specialties «Pharmacy» and «Orthopedic dentistry». The effectiveness of career guidance largely depends on how systematically and methodically it is carried out. To successfully conduct it, you need to organize a three-level system: career guidance office (level I), career guidance point (level II), career guidance center (level III). The joint work of representatives of General education and medical organizations, medical schools, will help to ensure that school graduates will come to medicine, confident in the correctness of their chosen profession. After graduation, they will return to their native land, to their familiar environment, and with a high degree of probability will remain there forever.

Текст научной работы на тему «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РЕШЕНИИ КАДРОВОЙ ПРОБЛЕМЫ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ»

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

УДК 614.2:331.108 DOI: 10.18699/SSMJ20210114

Профориентация как приоритетное направление в решении кадровой проблемы в здравоохранении

В.М. Чернышев1' 5, М.И. Воевода2, Р.И. Айзман3, А.В. Юданов4, О.В. Стрельченко5, С.В. Домахина6

1 Новосибирский государственный медицинский университет Минздрава России 630091, г. Новосибирск, Красный просп., 52

2 ФИЦ фундаментальной и трансляционной медицины 630060, г. Новосибирск, ул. Тимакова, 2

3 Новосибирский государственный педагогический университет 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28

4 Государственная Новосибирская областная клиническая больница 630087, г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 130

5 Сибирский окружной медицинский центр ФМБА России 630007, г. Новосибирск, ул. Каинская, 15

6 Новосибирский медицинский колледж 630099, г. Новосибирск, ул. Октябрьская, 7

Резюме

В здравоохранении России в последние два десятилетия продолжает ухудшаться обеспеченность медицинскими кадрами. За период с 2000 по 2018 г. она снизилась примерно на 11 % как врачами, так и специалистами со средним медицинским образованием. Обусловлено это несколькими причинами: отказ от ранее существовавшей системы подготовки и насыщения отрасли специалистами, неудачная оптимизация системы здравоохранения страны, дефицит внимания органов власти к молодым специалистам, созданию благоприятных условий для их жизни и работы и др. Немаловажную роль играет недостаточная работа по профориентации, в том числе на медицинские специальности, с учащимися общеобразовательных организаций и нежелание медицинских работников заниматься этим. В статье приводятся рекомендации по организации профориентационной работы среди старшеклассников, описаны формы, в которых ее можно проводить: специализированные медицинские классы, кружки по изучению основ медицинских знаний, волонтерство. Значительный интерес представляет опыт областной клинической больницы, которая уже в течение 5 лет курирует специализированный медицинский класс, 78-96 % выпускников которого выбрали медицинскую профессию. Активно работают с общеобразовательными организациями преподаватели Новосибирского медицинского колледжа, в связи с чем конкурс среди поступающих в него составляет от двух человек на место по специальности «Медицинская сестра» до 12-14 по специальностям «Фармация» и «Ортопедическая стоматология». Эффективность профориентации во многом зависит от того, насколько системно и методически правильно она проводится, для чего необходима организация трехуровневой системы: кабинет профориентации (I уровень), пункт профориентации (II уровень), центр по организации профориентационной работы (III уровень). Совместная работа представителей общеобразовательных и медицинских организаций, медицинских учебных заведений будет способствовать тому, что в медицину придут выпускники школ, уверенные в правильности выбранной ими профессии. После окончания обучения они вернутся в родные края, в привычную для них среду, и с высокой степенью вероятности останутся там навсегда.

Ключевые слова: профориентация, медицинская организация, общеобразовательная организация, медицинские учебные заведения, ученики.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов. Автор для переписки: Чернышев В.М., e-mail: chernyshe-vladimir@yandex.ru

Для цитирования: Чернышев В.М., Воевода М.И., Айзман Р.И., Юданов А.В., Стрельченко О.В., Домахина С.В. Профориентация, как приоритетное направление в решении кадровой проблемы в здравоохранении. Сибирский научный медицинский журнал. 2021; 41 (1): 130-139. doi: 10.18699/SSMJ20210114

Career guidance as a priority in solving the personnel problem in healthcare

V.M. Chernyshev1' 5, M.I. Voevoda2, R.I. Aizman3, A.V. Yudanov4, O.V. Strelchenko5, S.V. Domakhina6

1 Novosibirsk State Medical University of Minzdrav of Russia 630091, Novosibirsk, Krasny av., 52

2 FITZ Fundamental and Translational Medicine 630060, Novosibirsk, Timakov str., 2

3 Novosibirsk State Pedagogical University 630126, Novosibirsk, Vilyuiskaya str., 28

4 State Novosibirsk Regional Clinical Hospital 630087, Novosibirsk, Nemirovich-Danchenko str., 130

5 Siberian District Medical Center FMBA of Russia 630007, Novosibirsk, Kainskaya str., 15

6 Novosibirsk Medical College

630099, Novosibirsk, Oktyabrskaya str., 7

Abstract

Over the past two decades, the availability of medical personnel in Russia's healthcare sector has continued to deteriorate. Over the period from 2000 to 2018, it decreased by about 11 % for both doctors and specialists with secondary medical education. This is due to several reasons: the rejection of the previously existing system of training and saturation of the industry with specialists, the unsuccessful optimization of the country's health system, the lack of attention of the authorities to young professionals, the creation of favorable conditions for them to live and work, etc. An important role is played by insufficient work on career guidance, including in medical specialties with students of General education organizations and the reluctance of medical workers to do this. The article provides recommendations for the organization of career guidance among high school students, describes the forms in which it can be carried out. This includes specialized medical classes, clubs for studying the basics of medical knowledge, and volunteering. The experience of the regional clinical hospital, which for 5 years has been supervising a specialized medical class, 78-96 % of whose graduates have chosen the medical profession is of considerable interest. Teachers of the Novosibirsk Medical College actively work with General education organizations, and therefore the competition among applicants is from 2 people per place in the specialty «Nurse» to 12-14 in the specialties «Pharmacy» and «Orthopedic dentistry». The effectiveness of career guidance largely depends on how systematically and methodically it is carried out. To successfully conduct it, you need to organize a three-level system: career guidance office (level I), career guidance point (level II), career guidance center (level III). The joint work of representatives of General education and medical organizations, medical schools, will help to ensure that school graduates will come to medicine, confident in the correctness of their chosen profession. After graduation, they will return to their native land, to their familiar environment, and with a high degree of probability will remain there forever.

Key words: career guidance, medical organization, General education organization, medical schools, students.

Conflict of interest. The authors declare no conflicts of interest. Correspondence author: Chernyshev V.M., e-mail: chernyshe-vladimir@yandex.ru

Citation: Chernyshev VM., Voevoda M.I., Aizman R.I., Yudanov A.V, Strelchenko O.V, Domakhina S.V. Career guidance as a priority in solving the personnel problem in healthcare. Sibirskiy nauchnyy meditsinskiy zhurnal = Siberian Scientific Medical Journal. 2021; 41 (1): 130-139. [In Russian]. doi: 10.18699/SSMJ20210114

Введение

В последние 20-25 лет проблема кадрового обеспечения в здравоохранении не только сохраняется, но и становится все более острой. Снижение обеспеченности врачами и специалистами со средним медицинским образованием имеет достаточно стабильный характер. Так, за период с 2000 по 2018 г. обеспеченность врачами сократилось с 42,1 до 37,4 (11,2 %), а средним медицинским персоналом - с 96,9 до 86,2 (11,0 %) на 10 000 населения. Проблема кадрового дефицита особенно актуальна для сельских медучреждений. В России сельских врачей лишь 14,5 в расчете на 10 000 жителей, в то время как в городах втрое больше (45,2) [1].

С переходом к рыночным отношениям сложившаяся десятилетиями старая система подготовки и насыщения кадрами системы здравоохранения уже давно не работает, а новая не создана. При этом лозунг «кадры решают все» по-прежнему актуален. Конечно, одна из важнейших причин «кадрового голода» - это то, что государство, тратя огромные деньги на подготовку медицинских кадров, лишило себя права распоряжаться ими после окончания медицинского учебного заведения (МУЗ) [2]. По нашему мнению, среди прочих причин, способствующих возникновению сложившейся ситуации, это недооценка, а отсюда и недостаточное внимание к профориентацион-ной работе в общеобразовательных организациях (ОО).

Анализ деятельности сельских школ и медицинских организаций (МО) в трех сибирских субъектах РФ (Республика Хакасия, Алтайский край и Новосибирская область) свидетельствует о том, что, несмотря на существующие проблемы с обеспеченностью медицинскими работниками сельских лечебных учреждений, работа по профориентации (ПО) в сельской местности практически не организована. Специализированные медицинские классы функционируют менее чем в 1 % школ, кружки по изучению основ медицинских знаний имеются лишь в 3,1 % ОО, только в 4,1 % школ проводятся встречи медицинских работников со школьниками. Менее чем в 20 % общеобразовательных организаций осуществляется дополнительная подготовка выпускников, изъявивших желание поступать в медицинские учебные заведения. Вместе с тем многолетний опыт свидетельствует о том, что школьники, направленные на учебу и вернувшиеся в родные края после ее окончания, в большинстве своем остаются там надолго [2].

Для обеспечения МО «собственными» кадрами очень важна работа с учащимися, особенно

старших классов, перед которыми встает вопрос: «Кем быть?». Верный ответ на него влияет на всю дальнейшую судьбу человека. Как показывают исследования, примерно 40 % молодежи из-за незнания технологии выбора профессии выбирают профиль, не соответствующий их склонностям, способностям, внутренним убеждениям: так, 30-50 % первокурсников разных вузов хотят поменять специальность [3].

Аналогичные исследования в среде студентов-медиков показали, что интерес к медицинской профессии у молодежи основывается на внешней привлекательности и поверхностном знании о ней. В медицинских вузах около 1015 % первокурсников не представляют себе содержание и условия будущей профессиональной деятельности.

К неправильному выбору профессии приводит множество причин, которые можно разделить на три группы: незнание мира профессий; незнание самого себя; незнание правил выбора профессии. Всех этих ошибок можно избежать, если реально представлять свои возможности, знать свои личностные особенности, уровень подготовленности, интересы и склонности. Для выбора профессии и успешного овладения ею необходимо иметь 40 % желания учиться, 10 % договора с самим собой или с кем-то, 10 % экспертизы своих особенностей и профессии, 10 % прагматизма, 10 % эмоционального желания, 10 % куража [4].

Для того чтобы правильно выбрать профессию, человек должен сориентироваться в трех вещах: во-первых, необходимо определить свои профессиональные интересы и склонности (условно это можно назвать «я хочу»); во-вторых, оценить свои профессионально важные качества: здоровье, квалификацию, способности, которые определяют профессиональную пригодность и возможности («я могу»); в-третьих, наконец, узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда и перспективны, по каким из них наиболее востребованы специалисты («надо»). Только в том случае, когда человек сможет совместить «хочу», «могу» и «надо», его профессиональный выбор будет успешным, а отдача от такого человека в процессе его профессиональной деятельности, как показали исследования, будет составлять 100 %. Если же нет интереса к профессии, то полезная отдача от такого человека - 85 %, а если нет интереса и способностей, а только отдельные умения и навыки - то лишь 30 %. По данным американских ученых, правильный выбор профессии в 2-2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15 % увеличивает производительность труда и в 1,5-2 раза уменьшает стоимость обучения кадров [3].

В связи с вышеизложенным, в общеобразовательных школах возросло значение профориентации, тематическим ядром которой является профессиональное самоопределение. Очевидно, что учащимся при выборе профиля обучения необходима помощь специалистов [5].

ПО в школе - это комплекс мероприятий для выявления у школьников интересов, склонностей и способностей к определенным видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к ней, и помощь в выборе карьерного пути. Она осуществляется для обеспечения социальных гарантий в условиях свободного выбора профессии, обеспечения формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений; достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда; прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности; содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния. Цель ПО не определить, кем быть ребенку в будущем, а лишь подвести к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению [5-7].

Для максимальной эффективности ПО должна быть непрерывным процессом, который начинается еще в детском саду, плавно переходит в школу и непрерывно сопровождает школьника на всем пути обучения до выпускного класса, мягко помогая и направляя его. Наиболее ответственный этап школьной ПО - это работа со старшеклассниками, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе [5].

Профориентационная работа будет существенно эффективней, если ее организация и проведение будут носить системный характер, иметь хорошее методическое обеспечение и осуществляться в тесном сотрудничестве представителей ОО, медицинских организаций и МУЗ [5]. Для успешного проведения ПО необходима организация трехуровневой системы. Для этого целесообразно создание таких структур, как кабинет ПО (I уровень), пункт ПО (II уровень), центр по организации профориентационной работы (III уровень) [8].

Кабинеты ПО (I уровень) целесообразно размещать в ОО, на базе которых организованы медико-биологические или медицинские классы. Это позволит не только осуществлять довузовскую подготовку потенциальных абитуриентов, но и сконцентрировать в них специализированную профориентационную деятельность, а также осуществлять эту работу в сельских образованиях с небольшой численностью населения, расположенных на значительном расстоянии от крупных городов и административных центров (территориальный принцип). Задачи кабинета профессиональной ориентации:

1. Предоставление полноценной информации о профессиях, относящихся к медицинской и фармацевтической сфере деятельности, о сети медицинских образовательных учреждений, о порядке поступления и условиях обучения в них.

2. Оказание помощи учащимся в изучении своих профессиональных интересов, склонностей и способностей и сопоставление их с требованиями профессии.

3. Отбор наиболее пригодных к медицинской деятельности обучающихся в специализированные лицеи и медицинские классы.

4. Проведение справочных, диагностических, медицинских профконсультаций учащимся ОО по вопросам, связанным с выбором профессии.

5. Проведение работы с учителями и родителями учащихся (лекции, встречи, индивидуальные консультации).

6. Введение учащихся в медицинские профессии посредством теоретических курсов и общения с представителями медицинских специальностей.

7. Включение учащихся в практическую профессиональную деятельность путем организации специальных практик с выполнением функций младшей медицинской сестры, младшего фармацевта, формирование психологической готовности к медицинскому труду.

8. Проведение профконсультаций учащимся общеобразовательных организаций и их родите -лям, проживающим в отдаленных сельских территориях, закрепленных за данным пунктом, по вопросам, связанным с выбором профессии.

Организация пунктов ПО (II уровень) в городах и районных центрах на базе средних медицинских образовательных учреждений (колледж) или МО позволит осуществлять более качественный отбор и направление молодежи в МУЗы, в том числе в рамках целевой подготовки специалистов. Пункты выполняют те же функции, что и одноименные кабинеты, но при этом оказывают методическую помощь кабинетам в проведении профконсультирования учащихся по вопросам,

связанным с выбором профессии. Кроме того, пункты должны оказывать как методическую, так и практическую помощь ОО, в которых нет кабинетов ПО.

Создание отраслевого центра ПО (III уровень) на базе МУЗ позволит обеспечить научную, методическую и практическую основу по изучению проблемы, координации и управления про-фориентационной деятельностью всех уровней. Именно такие центры осуществляют общее руководство системой ПО региона, обеспечивают взаимодействие общеобразовательных учреждений, медицинских организаций и МУЗ. Они проводят мониторинг качества подготовки абитуриентов путем составления социально-психологических портретов с целью смягчения процесса адаптации студентов 1-го курса к профессиональной среде среднего и высшего МУЗ, оценивают качество и эффективность профориентационной деятельности. Важнейшим разделом в работе этой структуры является оказание методической помощи кабинетам и пунктам профориентации, школам, в которых имеются СМК, и классы, где готовят школьников к поступлению в МУЗ. Центры должны осуществлять специальную подготовку представителей МО, ответственных за проведение ПО, сотрудников кабинетов и пунктов профориентации [8].

В условиях, когда отсутствует региональная трехуровневая система профориентации, особую роль играют МУЗы. Кроме непосредственной работы с учащимися, они оказывают практическую и методическую помощь МО и ОО в проведении этой работы. Во многих МУЗах созданы специальные подразделения, ответственные за организацию ПО и взаимодействия с практическими МО [2, 3].

В своей работе они используют самые разные формы, для участия в которых привлекается как можно большее количество учащихся. Так, например, Новосибирский медицинский колледж ежегодно сотрудничает с ОО, в которых имеются СМК, ведет занятия в кружках по изучению основ медицинских знаний и лабораторной диагностики. Популярны в школьной среде и мастер-классы в рамках проведения региональных чемпионатов «Абилимпикс» и «Молодые профессионалы», часть из которых проводят студенты медколледжа. Обучающиеся активно участвуют в экскурсиях в ЛПУ города, для них проводят игры-тренинги, квест-игры, беседы, конференции и т.д. Такая активная работа позволяет охватить всеми формами ПО все большее количество учащихся ОО. Так, если в 2016 г. их было 12 386 человек, то в 2018 г. - уже 14 825. Результатом проведенной работы является высокий уровень конкурса сре-

ди желающих поступить в медицинский колледж: от двух человек на место по специальности «Сестринское дело» и 2,4 по специальности «Лабораторная диагностика» до 12 и 14 абитуриентов на место по специальностям «Фармация» и «Стоматология ортопедическая» соответственно [9].

Сотрудниками медицинского университета и колледжа систематически оказывается методическая помощь МО практического здравоохранения: консультации по обращению, выезды и оказание практической помощи в самих учреждениях. В 2019 г. сотрудниками указанных учебных заведений издано методическое пособие «Организация профориентационной работы на медицинские специальности в школе», предназначенное, прежде всего, для медицинских работников, ответственных за организацию ПО.

ПО на медицинские специальности может осуществляться несколькими формами, основная цель которых, как указывалось выше, ознакомить учащихся с профессией, предоставить им возможность убедиться в правильности своего выбора.

На сегодняшний день в некоторых регионах еще существуют межшкольные учебные комбинаты, где ученики 10-11 классов имеют возможность не только ознакомиться с профессией, но и получить простейшую специальность (младшая медицинская сестра по уходу, санитарка, сиделка). Обучающемуся в комбинате предлагают освоить азы выбранной профессии, он получает свидетельство о приобретенной профессии и определенные преимущества при поступлении в МУЗы.

Еще одна достаточно эффективная форма ПО - это специализированные медицинские классы (СМК). Они создаются на базе общеобразовательных школ независимо от формы собственности для того, чтобы ученики имели возможность получить основные сведения о будущей профессии. Организация образовательного процесса в специализированном классе направлена на обеспечение дополнительной подготовки обучающихся путем углубленного изучения химии, биологии, русского языка, а также специальных предметов - медицины, экологии и др. Одним из важных условий является обязательное методическое, информационное и организационное сопровождение медицинскими учебными заведениями при участии заинтересованных МО на основе договора о сотрудничестве. Для отдаленных районов, в которых нет МУЗ, возможно дистанционное обучение по некоторым темам, с использованием современных технических возможностей (скайп, система видеоконференцсвя-зи), а также выездные циклы, которые могут

проводить преподаватели МУЗ, например, в каникулярное время [10].

В рамках взаимодействия с МУЗ для обучающихся в специализированных классах организуются экскурсии, посещение МУЗ, пользование библиотекой, встречи с ведущими учеными, специалистами, в том числе ветеранами МО, и другие развивающие досуговые мероприятия. Привлекательности СМК добавляет то, что после обучения в нем по специальным программам выпускники школы могут быть допущены к сдаче экзамена на присвоение им квалификации младшего медицинского персонала с выдачей соответствующих документов [2, 4, 7, 9, 11].

В связи с вышеизложенным, интересен опыт организации СМК Государственной Новосибирской областной клинической больницей (ГНОКБ) [11]. В 2015 г. по инициативе руководства учреждения при поддержке медицинского университета на базе одной из средних школ Новосибирска был создан СМК. Учеников в 9-е классы принимали из других школ с учетом результатов государственной итоговой аттестации (ОГЭ) и после прохождения собеседования с ними. В первый год было подано более 40 заявлений на 30 мест, а в последующие годы конкурс составлял не менее двух человек на место. В программу включили углубленное изучение предметов медико-биологического профиля. По инициативе самих учащихся в программе СМК появилась волонтерская практика в отделениях ГНОКБ. Разумеется, сначала ребята получают инструктаж по технике безопасности, затем старшие медсестры знакомят их с существующими правилами и традициями. Еще одной постоянной формой работы с учениками стали классные часы, которые проводят врачи, после чего ребята приходят к ним в отделение и с еще большим интересом наблюдают за работой профессионалов.

Для того чтобы школьники видели, как живет коллектив крупнейшей в области больницы, их приглашают на некоторые общебольничные мероприятия. На областном конкурсе «Врач года» ребята вместе со всем коллективом болеют за врачей ГНОКБ. Каждую весну навещают ветеранов Великой Отечественной войны, которые поправляют свое здоровье в ГНОКБ - эти встречи оставляют особый след в сердцах будущих врачей. Многие ребята работают в отделениях больницы на летних каникулах. Это позволяет им увидеть непарадную сторону профессии, что, безусловно, помогает им сделать осознанный выбор.

По окончании школы выпускники получают сертификаты о работе в больнице в качестве волонтера, что дает им право на дополнительные 5 баллов при поступлении в медицинский универ-

ситет. Спустя четыре года после первого выпуска уже можно говорить о стабильных результатах и совершенствовании этой работы. Так, если в 2017 и 2018 гг. соответственно 60 и 61 % выпускников СМК подавали заявления с МУЗы, то в 2019 г. -78 %, а в 2020 г. - 96 % [11].

Среди различных форм внеурочной деятельности (предметных конкурсов, олимпиад, экскурсий, художественной самодеятельности и др.) особое место занимает кружковая работа в школе, реализуемая с целью активизации познавательных процессов. Кружковая работа - это объединение учащихся по интересам [12]. Программа кружка разработана с целью развития познавательного и профориентационного интереса учащихся разного уровня подготовки. Создание кружков по освоению основ медицинских знаний целесообразно при МО по согласованию с руководством школы. Теоретические занятия кружка сочетаются с практическими. Оптимальная наполняемость группы - до 15 человек. Занятия осуществляются в соответствии с программой и проводятся во внеурочное время. В течение 1-2 лет участники должны полностью освоить программу и получить сертификат, предоставляющий определенные преимущества при поступлении в МУЗы. Достижения кружковцев должны стать достоянием школы, чему будет способствовать систематическое проведение выставок, подготовка экспозиций мини-музеев, проведение специализированных олимпиад, конкурсов, викторин, оформление тематических уголков и др. [2, 3, 10, 12].

Волонтерство - это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, фандрайзинг, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение. Волон-терство может осуществляться как учащимися СМК, участниками кружков по освоению основ медицинских знаний, так и другими лицами, прошедшими минимальную подготовку по уходу за больными [3, 4, 9, 10].

Не менее, чем с учащимися, важна работа с родителями. Семья - это то пространство, где также формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. Самое главное для ребенка, как бы он ни стремился к самостоятельности, - это ощущение поддержки со стороны взрослых, прежде всего родителей. А те, в свою очередь, должны быть очень внимательны в этот ответственный для ребенка период и отслеживать все этапы прохождения им ПО. Очень важно, чтобы участие родителей в судьбе своих детей было

действительно конструктивным и эффективным, но при этом весьма деликатным, не навязчивым, и уж, конечно, не было диктатом [13, 14].

В связи с этим особую важность приобретает согласованная совместная работа с ними классного руководителя и представителя МО, ответственного за ПО, целью которой должно стать внедрение новых форм внеклассной работы с родителями и учащимися по вопросам ПО, для решения ряда задач:

- привлечь к активной деятельности по вопросам профориентации родителей и других членов семей;

- знакомить учащихся с медицинской профессией;

- формировать у родителей отчетливые представления о роли семьи в профессиональной ориентации школьников;

- формировать у детей чувство корпоративной принадлежности к медицинской организации.

Для реализации указанных задач используют разные формы работы, в том числе тематические собрания, на которых желательно выступление одного из руководителей МО, который знакомит родителей с достижениями учреждения, сотрудниками, перспективой развития, потребностью в кадрах и т.д.; в некоторых случаях необходимо проведение индивидуальных консультаций по вопросу выбора обучающимися профессий, так как в наше время многим родителям самим очень сложно разобраться в существующем многообразии профессий [5, 7, 13, 14].

Решение кадровой проблемы в отрасли не должно ограничиваться даже успешным проведением ПО, а требует продолжения, заключающегося в том, что в обязательном порядке необходима работа с поступившими в МУЗ, прошедшими ПО или направленными в МУЗ, которую необходимо продолжать до окончания обучения. Она должна носить регулярный характер и осуществляться так, чтобы еще во время учебы они почувствовали себя членами коллектива направившего их учреждения. Ребята должны ощущать внимание к себе со стороны будущих коллег, старших товарищей. Это и поздравления с праздниками (СМС, открытки по электронной почте и т.д.), с днем рождения, другими важными для человека событиями (достижения в спорте, в конкурсах и др.). В процессе обучения уже желательно организовать наставничество, т.е. закрепление за студентами куратора (наставника), который должен осуществлять контакт с обучающимся, оказывать помощь при необходимости, в том числе при прохождении производственной практики и т.д. При выборе такого человека необходимо

учитывать намерения будущего члена коллектива в выборе специальности (хирургия, терапия, педиатрия и т.д.), желательно привлечь в качестве наставника соответствующего специалиста. Направленные на учебу выпускники во время каникул могут заняться волонтерством, работать на должностях младшего медицинского персонала (если прошли специальную подготовку), проходить все виды практики по своему предстоящему месту работы. Их следует привлекать к участию в мероприятиях, проводимых в МО (конференции, клинические разборы, спортивные соревнования, торжественные мероприятия по случаю всенародных праздников и т.д.).

Если обучение проходит успешно, то с согласия студента коллектив должен быть информирован об его достижениях в учебе, в спорте, занятиях наукой и др. Незадолго до окончания МУЗа руководство МО должно побеспокоиться о подготовке жилья (дом, квартира) для будущего молодого специалиста, в случае положительного решения следует поставить в известность об этом будущего члена коллектива. Предоставление постоянного или временного жилья должно быть обязательным, независимо от того, имеются ли у молодого специалиста родители или другие родственники в этом населенном пункте. Отказаться от жилья может только сам специалист. Кроме того, ему должны быть предоставлены все положенные льготы. Обязательным условием должно стать закрепление за молодым специалистом наставника из числа хорошо зарекомендовавших себя лиц, проработавших в МО не менее 7 лет. Доброе и внимательное отношение к молодым людям, прошедшим ПО, получившим медицинское образование, будет способствовать тому, что они проработают в коллективе всю жизнь [2, 3].

Для совершенствования ПО в школе очень важно ежегодное подведение итогов этой работы. Лучше это делать после освоения всей программы подготовки и получения результатов зачисления в МУЗы.

Для проведения качественной оценки профо-риентационной работы в школе можно выделить пять результативных и два процессуальных критерия [3].

К результативным критериям относятся:

1. Достаточность информации о выбранной профессии и методах ее получения. Обучающийся может сделать осознанный выбор профессии, только зная о ее месте на рынке, условиях труда, предъявляемых требованиях к знаниям и физическим характеристикам. При наличии достаточного количества полученной информации обучающийся ясно представляет себя в выбран-

ной профессии и необходимые шаги для ее получения.

2. Потребность осознанного выбора будущей профессии. Если обучающийся проявляет активность в поиске информации о тех или иных специальностях без давления извне, самостоятельно пробует себя в интересующих направлениях возможной деятельности или составил план дальнейших действий, то критерий потребности обоснованного выбора профессии можно считать полностью удовлетворенным, а стоящую перед школами задачу выполненной.

3. Осознание школьником общественной значимости труда. В процессе школьной проф-ориентационной работы учащимся школ должно прививаться отношение к труду как к жизненной ценности. У школьников 8-9 классов подобное отношение находится в прямой взаимосвязи с потребностью осознанного выбора профессии, что прямо влияет на качество их дальнейшей жизни.

4. Осознание учащимися своих возможностей и интересов. Под руководством школьных опытных специалистов обучающийся со временем осознает свои желания, ценности, физические и моральные возможности и, основываясь на них, совершает выбор дальнейшего карьерного пути. Большая роль здесь отводится школьным психологам и педагогам для максимально корректного определения характеристик ребенка.

5. Наличие плана дальнейших шагов к получению профессии. Обучающийся должен сделать осознанный выбор профессии, базируясь на всем многообразии полученной информации о рынке труда с учетом собственного мнения и возможностей. После совершенного выбора старшеклассник также должен хорошо представлять дальнейшие шаги, которые в результате и приведут его к искомой профессии. Наличие такого плана свидетельствует об успехе проведенной школьной профориентационной работы.

Двумя процессуальными критериями результативности школьной профориентационной деятельности можно назвать:

1. Индивидуальный характер профориентации. Любые предпринимаемые действия должны учитывать индивидуальные интересы, способности и возможности каждого ученика.

2. Направленность ПО на всестороннее развитие личности. Школьникам должна предоставляться возможность самостоятельного выбора профессии, пробовать свои силы в разнообразных направлениях и специальностях, планировать будущие шаги для получения искомой специальности, а педагоги и родители могут лишь активно способствовать и помогать, не делая выбора за ребенка.

Конечно же, при оценке эффективности очень важно учитывать, сколько учащихся было направлено в МУЗы, сколько из них зачислено, а также сколько из числа направленных и поступивших вернулись с медицинскую организацию, которая проводила ПО.

Заключение

Решение кадровой проблемы в здравоохранении - одно из важнейших направлений в совершенствовании организации оказания медицинской помощи населению в современных условиях. Ведущую роль в нем должна занять ПО, значение которой до сего времени недооценивается многими организаторами здравоохранения. Она должна носить системный, прагматичный характер, иметь необходимое методическое обеспечение. Совместная работа представителей общеобразовательных и медицинских организаций, МУЗов будет способствовать тому, что в медицину придут выпускники школ, уверенные в правильности выбранной ими профессии. После окончания обучения они вернутся в родные края, в привычную для них среду, и с высокой степенью вероятности останутся там навсегда.

Список литературы / References

1. Чернышев В.М., Воевода М.И., Минга-зов И.Ф. О несостоятельности кадровой политики в здравоохранении России. Сиб. науч. мед. журн. 2019; 43 (6): 107-115. doi: 10.15372/SSMJ20190614

Chemyshev V.M., Voevoda M.I., Mingazov I.F. Insolvency personnel policy in health care in Russia. Sibirskiy nauchnyy meditsinskiy zhurnal = Siberian Scientific Medical Journal. 2019; 43 (6): 107-115. [In Russian]. doi: 10.15372/SSMJ20190614

2. Чернышев В.М., Стрельченко О.В., Лату-ха О.А. Профориентация - важный этап решения кадровой проблемы в здравоохранении. Научные труды ФГБУЗ «Сибирский окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства». 2020; (8): 176-183.

Chernyshev V.M., Strelchenko O.V., Latukha O.A. Career guidance is an important step to solving the personnel problems in the health care. Nauchnyye trudy FGBUZ «Sibirskiy okruzhnoy meditsinskiy tsentr Federal'nogo mediko-biologicheskogo agentstva» = Scientific works of FGBUZ «Siberian District Medical Center of the Federal Medical and Biological Agency». 2020; (8): 176-183. [In Russian].

3. Организация профориентации на медицинские специальности в школе. Ред. М.И. Воевода, В.М. Чернышев. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2019. 244 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Organization of career guidance for medical specialties at school. Eds. M.I. Voevoda, V.M. Chernyshev. Novosibirsk: Siberian University publishing house, 2019. 244 p. [In Russian].

4. Профориентация на медицинские профессии. Режим доступа: https://studbooks.net/1905917/ meditsina/proforientatsiya_meditsinskie_professii.

Career guidance for medical professions. Available at: https://studbooks.net/1905917/meditsina/proforien-tatsiya_meditsinskie_professii. [In Russian].

5. Профессиональная ориентация школьников. Режим доступа: https://edunews.ru/proforientaciya/ materials/dlya-shkolnikov.html

Career guidance for schoolchildren. Available at: https://edunews.ru/proforientaciya/materials/dlya-shkolnikov.html. [In Russian].

6. Айзман Р.И., Айзман Н.И., Суботялов М.А. Психофизиологические основы профориентации учащихся. Новосибирск: НГПУ, 2009. 154 с.

Aizman R.I., Aizman N.I., Subotyalov M.A. Psychophysiological bases of vocational guidance of students. Novosibirsk: NGPU, 2009. 154 p. [In Russian].

7. Полуяновa Е.И. Эффективные формы и методы работы с обучающимися, их законными представителями, педагогическими работниками в области профориентации. Режим доступа: https://infourok. ru/effektivnie-formi-i-metodi-raboti-v-oblasti-proforientacii-2344655.html.

Poluyanova E.I. Effective forms and methods of working with students, their legal representatives, teachers in the field of career guidance. Available at: https://infourok.ru/effektivnie-formi-i-metodi-raboti-v-oblasti-proforientacii-2344655.html. [In Russian].

8. Пчелина И.В., Дьяченко В.Г. Профессиональная ориентация в подготовке врачей: Учебно-методическое пособие. Хабаровск: Издательский центр ДВГМУ, 2004. 145 с.

Pchelina I.V., Dyachenko V.G. Professional orientation in the training of doctors: Study guide. Khabarovsk: DVSMU publishing center, 2004. 145 p. [In Russian].

9. Домахина С.В., Антипкина М.А., Колдоба-нова Е.П. Профориентация школьников через реализацию волонтерских проектов. Научные труды ФГБУЗ «Сибирский окружной медицинский центр

Федерального медико-биологического агентства». 2020; (8): 374-380.

Domakhina S.V., Antipkina M.A., Koldobano-va E.P. Vocational guidance of students through the implementation of volunteer projects Nauchnyye trudy FGBUZ «Sibirskiy okruzhnoy meditsinskiy tsentr Federal'nogo mediko-biologicheskogo agentstva» = Scientific works of FGBUZ «Siberian District Medical Center of the Federal Medical and Biological Agency». 2020; (8): 374-380. [In Russian].

10. Пять форматов профориентации, практикуемых во всем мире. Режим доступа: https://newtonew. com/school/world-class-proforientation.

Five formats of career guidance practiced all over the world. Available at: https://newtonew.com/school/ world-class-proforientation. [In Russian].

11. Юданов А.В., Пляскина М.В. О роли и месте медицинских организаций в проведении профориентации для школьников. Научные труды ФГБУЗ «Сибирский окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства». 2020; (8): 194-199.

Yudanov A.V., Plyaskina M.V. On the role and place of medical organizations in conducting vocational guidance for schoolchildren. Nauchnyye trudy FGBUZ «Sibirskiy okruzhnoy meditsinskiy tsentr Federal'nogo mediko-biologicheskogo agentstva» = Scientific works of FGBUZ «Siberian District Medical Center of the Federal Medical and Biological Agency». 2020; (8): 194-199. [In Russian].

12. Кружковая работа в школе. Режим доступа: https://www.menobr.ru/article/65451-qqq-18-m5-krujkovaya-rabota-v-shkole.

Circle work at school. Available at: https://www. menobr.ru/article/65451-qqq-18-m5-krujkovaya-rabota-v-shkole. [In Russian].

13. Родителям о профориентации. Режим доступа: sch16.pinsk.edu.by>main.aspxguid=43381.

Parents about career guidance. Available at: sch16. pinsk.edu.by>main.aspxguid=43381. [In Russian].

14. Сперанская Н.В. Профориентация школьников. Методическое пособие для классных руководителей. СПб, 2012. 34 с.

Speranskaya N.V. Professional orientation of schoolchildren. Methodological guide. Saint Petersburg, 2012. 34 p. [In Russian].

Сведения об авторах:

Владимир Михайлович Чернышев, д.м.н., проф., ORCID: 0000-0002-8929-8485,

e-mail: chernyshe-vladimir@yandex.ru Михаил Иванович Воевода, д.м.н., проф., академик РАН, ORCID: 0000-0001-9425-413Х,

e-mail: office@iimed.ru Роман Иделевич Айзман, д.б.н., проф., e-mail: aizman.roman@yandex.ru Анатолий Васильевич Юданов, к.м.н., e-mail: gnokb@oblmed.nsk.ru Оксана Владимировна Стрельченко, к.м.н., e-mail: somc@fmbansk.ru Светлана Владимировна Домахина, e-mail: nmk@medik-spo.ru

Information about the authors:

Vladimir M. Chernyshev, doctor of medical sciences, professor, ORCID: 0000-0002-8929-8485,

e-mail: chemyshe-vladimir@yandex.ru Mikhail I. Voevoda, doctor of medical sciences, professor, academician of the RAS, ORCID: 0000-0001-9425-413X,

e-mail: office@iimed.ru Roman I. Aizman, doctor of biological sciences, professor, e-mail: aizman.roman@yandex.ru Anatoly V. Yudanov, candidate of medical sciences, e-mail: gnokb@oblmed.nsk.ru Oksana V. Strelchenko, candidate of medical sciences, e-mail: somc@fmbansk.ru Svetlana V. Domakhina, e-mail: nmk@medik-spo.ru

Поступила в редакцию 11.11.2020 Received 11.11.2020

После доработки 16.12.2020 Revision received 16.12.2020

Принята к публикации 25.01.2020 Accepted 25.01.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.