Научная статья на тему 'ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ДНЕВНИК КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА РЕГИОНА'

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ДНЕВНИК КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ДНЕВНИК / ИСТОРИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ / САМОПОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / ПРИЗВАНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабич Любовь Васильевна, Сухарева Любовь Михайловна, Кулакова Анна Борисовна

Статья посвящена актуальному вопросу экономики и общества XXI в. - поиску и научному обоснованию методических приемов и инструментов формирования и эффективного использования человеческого капитала в регионах России. Для достижения поставленной цели использованы традиционные общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, опрос. Обосновано, что профориентационная работа с молодым поколением россиян способствует не только их профессиональному и личностному самоопределению, но и успешной реализации накопленного человеческого капитала. Развитие феномена профориентации рассмотрено в исторической ретроспективе в контексте расширения границ свободы человека в социально-экономической системе. Научная новизна исследования заключается в разработке прикладного аспекта профориентационной работы в старшей школе - сертифицированной программе дополнительного профессионального образования «Перспектива: твой путь к успеху». В статье представлен профориентационный проект, основанный на программе «Перспектива: твой путь к успеху» и реализуемый в г. Вологде на базе ФГБУН «Вологодский научный центр Российской академии наук». Уникальность программы заключается в ведении дневника «Включайся 35!», концепция которого включает три последовательных и взаимодополняющих блока: мотивацию, самопознание, ресурсную карту. Первый блок дневника посвящен мотивационному компоненту при выборе профессионального пути. Второй блок направлен на самопознание и составление обучающимися индивидуального «селфи-экрана», отражающего внутренний мир. Третий блок представляет собой ресурсную карту региона, которая состоит из актуальной информации о предприятиях и организациях Вологодской области, о перспективах трудоустройства и карьерного роста в регионе. Именно этот аспект обуславливает научную новизну работы. Практическая значимость исследования заключается в том, что аналогичный проект может быть применен в других регионах, заинтересованных в высокоэффективном развитии и сохранении кадрового потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабич Любовь Васильевна, Сухарева Любовь Михайловна, Кулакова Анна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER GUIDANCE DIARY AS A TOOL FOR FORMING THE REGIONS HUMAN CAPITAL

The article is devoted to a topical issue of the economy and society of the 21st century - the search and scientific substantiation of methodological techniques and tools for the formation and effective use of human capital in the regions of Russia. To achieve this goal, traditional general scientific methods were used: analysis, synthesis, comparison, generalization, survey. It is substantiated that vocational guidance work with the young generation of Russians contributes not only to their professional and personal self-determination, but also to the successful implementation of the accumulated human capital. The development of the phenomenon of vocational guidance is considered in a historical retrospective in the context of expanding the boundaries of human freedom in the socio-economic system. The scientific novelty of the research lies in the development of the applied aspect of vocational guidance work in high school - a certified program of additional professional education “Perspective: Your Path to Success”. The article presents a career guidance project based on the program “Perspective: Your Path to Success” and implemented in Vologda on the basis of the Vologda Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. The uniqueness of the program lies in keeping a diary “Turn on 35!” The concept of which includes three sequential and complementary blocks: motivation, self-knowledge, resource map. The first block of the diary is devoted to the motivational component in choosing a professional path. The second block is aimed at self-knowledge and compilation by students of an individual “selfie screen” reflecting the inner world. The third block is a resource map of the region, which consists of up-to-date information about enterprises and organizations of the Vologda region, about the prospects for employment and career growth in the region. It is this aspect that determines the scientific novelty of the work. The practical significance of the study lies in the fact that a similar project can be applied in other regions interested in highly effective development and preservation of human resources.

Текст научной работы на тему «ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ДНЕВНИК КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА РЕГИОНА»

Методология и методика социологических исследований

УДК 37.047 ШЬ 24

Б01 10.25205/2542-0429-2021-21-1-150-173

Профориентационный дневник как инструмент формирования человеческого капитала региона

Л. В. Бабич, Л. М. Сухарева, А. Б. Кулакова

Вологодский научный центр РАН Вологда, Россия

Аннотация

Статья посвящена актуальному вопросу экономики и общества XXI в. - поиску и научному обоснованию методических приемов и инструментов формирования и эффективного использования человеческого капитала в регионах России. Для достижения поставленной цели использованы традиционные общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, опрос. Обосновано, что профориентационная работа с молодым поколением россиян способствует не только их профессиональному и личностному самоопределению, но и успешной реализации накопленного человеческого капитала. Развитие феномена профориентации рассмотрено в исторической ретроспективе в контексте расширения границ свободы человека в социально-экономической системе. Научная новизна исследования заключается в разработке прикладного аспекта профориентационной работы в старшей школе - сертифицированной программе дополнительного профессионального образования «Перспектива: твой путь к успеху». В статье представлен профориентационный проект, основанный на программе «Перспектива: твой путь к успеху» и реализуемый в г. Вологде на базе ФГБУН «Вологодский научный центр Российской академии наук». Уникальность программы заключается в ведении дневника «Включайся 35!», концепция которого включает три последовательных и взаимодополняющих блока: мотивацию, самопознание, ресурсную карту. Первый блок дневника посвящен мотивационному компоненту при выборе профессионального пути. Второй блок направлен на самопознание и составление обучающимися индивидуального «селфи-экрана», отражающего внутренний мир. Третий блок представляет собой ресурсную карту региона, которая состоит из актуальной информации о предприятиях и организациях Вологодской области, о перспективах трудоустройства и карьерного роста в регионе. Именно этот аспект обуславливает научную новизну работы. Практическая значимость исследования заключается в том, что аналогичный проект может быть применен в других регионах, заинтересованных в высокоэффективном развитии и сохранении кадрового потенциала.

Ключевые слова

профориентация, профориентационный дневник, история профориентации, самопознание, профессиональный выбор, призвание, человеческий капитал

Для цитирования

Бабич Л. В., Сухарева Л. М., Кулакова А. Б. Профориентационный дневник как инструмент формирования человеческого капитала региона // Мир экономики и управления. 2021. Т. 21, № 1. С. 150-173. Б01 10.25205/2542-0429-2021-21-1-150-173

© Л. В. Бабич, Л. М. Сухарева, А. Б. Кулакова, 2021

Career Guidance Diary as a Tool for Forming the Regions Human Capital

L. V. Babich, L. M. Sukhareva, A. B. Kulakova

Vologda Scientific Center RAS Vologda, Russian Federation

Abstract

The article is devoted to a topical issue of the economy and society of the 21st century - the search and scientific substantiation of methodological techniques and tools for the formation and effective use of human capital in the regions of Russia. To achieve this goal, traditional general scientific methods were used: analysis, synthesis, comparison, generalization, survey. It is substantiated that vocational guidance work with the young generation of Russians contributes not only to their professional and personal self-determination, but also to the successful implementation of the accumulated human capital. The development of the phenomenon of vocational guidance is considered in a historical retrospective in the context of expanding the boundaries of human freedom in the socio-economic system. The scientific novelty of the research lies in the development of the applied aspect of vocational guidance work in high school - a certified program of additional professional education "Perspective: Your Path to Success". The article presents a career guidance project based on the program "Perspective: Your Path to Success" and implemented in Vologda on the basis of the Vologda Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. The uniqueness of the program lies in keeping a diary "Turn on 35!" The concept of which includes three sequential and complementary blocks: motivation, self-knowledge, resource map. The first block of the diary is devoted to the motivational component in choosing a professional path. The second block is aimed at self-knowledge and compilation by students of an individual "selfie screen" reflecting the inner world. The third block is a resource map of the region, which consists of up-to-date information about enterprises and organizations of the Vologda region, about the prospects for employment and career growth in the region. It is this aspect that determines the scientific novelty of the work. The practical significance of the study lies in the fact that a similar project can be applied in other regions interested in highly effective development and preservation of human resources.

Keywords

career guidance, career guidance diary, career guidance history, self-knowledge, professional choice, vocation, human capital

For citation

Babich L. V., Sukhareva L. M., Kulakova A. B. Career Guidance Diary as a Tool for Forming the Regions Human Capital. World of Economics and Management, 2021, vol. 21, no. 1, p. 150-173. (in Russ.) DOI 10.25205/2542-0429-2021-21-1-150-173

Введение

Начиная с середины ХХ в. основным фактором обеспечения устойчивого развития общества называют человеческий капитал - совокупность знаний, умений, навыков и установок, которые позволяют человеку (активному, самоценностному и саморазвивающемуся субъекту деятельности) создавать доход и другие полезные эффекты как для себя, так и для работодателя и общества в целом [1]. Именно поэтому в настоящее время человеческий капитал признается наиболее

ценным ресурсом общества, имеющим гораздо большее значение, чем природные ресурсы или накопленное богатство 1.

Экспертным и научным сообществом признается, что накопление человеческого капитала, его качество обеспечивается прежде всего образованием. В первую очередь, на этапе школьного обучения, где закладываются базовые знания и навыки, далее, на этапе получения определенной профессии и, наконец, в процессе профессиональной деятельности. В данном контексте сформулирована одна из глобальных задач мировой цивилизации, обозначенная в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 25 сентября 2015 г. «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года»: «К 2030 году существенно увеличить число молодых и взрослых людей, обладающих востребованными навыками, в том числе профессионально-техническими навыками для трудоустройства, получения достойной работы и занятия предпринимательской деятельностью» 2.

Наиболее эффективное использование человеческого капитала обеспечивает работа по призванию 3, что, в свою очередь, достигается как можно более ранним определением талантов и склонностей детей путем профориентационной работы [2]. Конечной целью профориентации является формирование субъекта профессионального самоопределения - человека, способного «самостоятельно и осознанно делать ответственные жизненные и профессиональные выборы» [3. С. 3].

Однако в фокусе внимания ученых-экономистов при рассмотрении вопроса формирования человеческого капитала превалируют исследования, посвященные инвестициям в профессиональное образование, а такой важный аспект его формирования, как профессиональная ориентация молодого поколения, чаще всего рассматривается педагогической наукой. На наш взгляд, это сужает подходы к исследованию человеческого капитала.

Актуальность рассмотрения вопросов профессионального самоопределения выпускников школы связана и с происходящими во всем мире социально-экономическими изменениями. Процессы глобализации, внедрение прорывных технологий, цифровизация затрагивают все сферы трудовой деятельности, требуют от работников новых компетенций и прежде всего гибкости, умения ориентироваться в современном мире 4. В этих условиях при осознании важности и пони-

1 Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д. Двенадцать решений для нового образования: Доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики I Под общ. ред. Я. И. Кузьминова, И. Д. Фрумина. М.: НИУВШЭ, 2018.

2 Доклад «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». URL: https://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/70/1&Lang=R (дата обращения 15.07.2020).

3 См., например: Никонова А. А. Системность управления как основной императив в переходе к устойчивому развитию II Эффективное антикризисное управление. 2015. № 6. С. 62-76.

4MarjattaLairio, ELeenaPenttinen. Students' career concerns: challenges facing guidance providers in higher education International Journal for Educational and Vocational Guidance URL: https://www. researchgate.net/publication/225236255_Students%27_career_concerns_Challenges_facing_guidance_provi ders_in_higher_education_International_Journal_for_Educational_and_Vocational_Guidance_6_143-157 ?enrichId=rgreq-2350e110175f1cc91ee1265d15 896408-XXX&enrichSource=Y292ZXJQYWdlOzIyN TIzNjI1NTtBUzoxMDI0NjI5Mzc2MzI3NzlAMTQwMTQ0MDQ3NjY3OA%3D%3D&el=1_x_3&_esc=pu blicationCoverPdf/.

мании выгоды от повышения качества человеческого капитала, в том числе и за счет правильно сделанного выбора профессии выпускниками школ - будущими работниками, правительством страны задан вектор на формирование и развитие личностных характеристик подрастающего поколения, что наиболее ярко отражено в образовательных стандартах.

Согласно ФГОС, обучающийся старших классов школы должен 5:

• знать аспекты труда и профессиональной занятости, осознавать их важность для общества;

• быть готовым к профессиональному самоопределению.

Однако из-за ограничений возраста и опыта подростки крайне редко могут без чьей-либо помощи обдуманно определиться с выбором профессии. Таким образом, для определения профессионального пути подрастающему поколению необходима своевременная поддержка и помощь со стороны взрослых.

Кроме того, школьники не всегда владеют актуальной информацией о потребностях рынка труда региона проживания, о возможностях карьерного роста на малой родине. Целенаправленная профориентационная работа в этом направлении крайне важна в условиях усиливающегося миграционного оттока молодежи из регионов.

Таким образом, целью данной работы является поиск и научное обоснование методических приемов и инструментов формирования человеческого капитала региона посредством профориентационной работы со школьниками.

Научная новизна исследования состоит в разработке модели профориентаци-онного проекта, который отвечает требованиям Вологодского региона и нацелен на совершенствование механизмов профессионального самоопределения обучающихся.

Гипотеза - проект задаст вектор нового качества профориентационной работы в регионе, обеспечит его социально-экономическое благополучие.

Теоретические взгляды на формирование и использование человеческого капитала

Исследование базируется на положениях теории человечного капитала. Проблема влияния человеческого капитала на социально-экономическое развитие общества имеет давние корни. Впервые на нее обратили внимание классики экономической мысли У. Петти 6, А. Смит 7, А. Маршалл 8, которые доказали важность и долгосрочную природу вложений в развитие человеческих способностей. Во второй половине прошлого столетия многочисленные исследования Дж. Минцера 9, Г. Беккера 10, Т. Шульца п, У. Боуэна 12 и др. оформились в тео-

5 Министерство образования и науки Российской Федерации. ФГОС основного общего образования. URL: http://минобрнауки.рф/documents/938.

6 Petty W. Political arithmetic. In: The economic writings of Sir William Petty. Cambridge, University Press, 1899.

7 Smith A. An inquiry into the nature and causes of the wealth of nations. London, George Rutledge and Sons, 1903.

8 Marshall A. Principles of economics. London, Macmillan, 1980.

9 Mincer J. Investment in Human Captal аnd Регеот1 Income Distribution. The Journal of Political Economy, 1958, no. 66.

рию человеческого капитала как самостоятельную область экономического анализа, что отразило возрастающее значение «человеческого фактора» для экономики и общества в целом.

Российские исследователи наряду с мировым научным сообществом внесли неоспоримый вклад в развитие теории человеческого капитала, теоретическое обоснование концепции человеческого капитала и исследование особенностей его воспроизводства в особых социально-экономических условиях переходного периода развития России. Проблемы человеческого капитала нашли отражение в работах Л. И. Абалкина, С. А. Глазьева 13, В. С. Гойло, А. И. Добрынина 14, С. А. Дятлова, И. В. Ильинского, Р. И. Капелюшникова, М. М. Критского, С. А. Курганского, Л. Г. Симкиной, В. Т. Смирнова, Е. Д. Цырёновой и др. 15

В настоящее время среди мирового научного сообщества сложился устойчивый консенсус, что наиболее важным фактором долгосрочного успеха и процветания любого общества и территории является человеческий капитал.

Не ставя под сомнение многочисленные современные трактовки понятия «человеческий капитал» 16, в данной работе мы понимаем его как «не просто совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек. Во-первых, это накопленный запас навыков, знаний, способностей. Во-вторых, это такой запас навыков, знаний, способностей, который целесообразно используется человеком в той или иной сфере общественного воспроизводства и способствует росту производительности труда и производства. В-третьих, целесообразное использование данного запаса в виде высокопроизводительной деятельности закономерно приводит к росту доходов работника. И, в-четвертых, увеличение доходов стимулирует, заинтересовывает человека путем вложений, которые могут быть использованы на поддержание здоровья, образования и др., увеличить, накопить новый запас навыков, знаний и мотиваций, чтобы в дальнейшем вновь эффективно применять их» [4].

В ходе теоретического исследования было установлено, что значительное число научных и экспертных работ посвящено вопросам производства и накопления человеческого капитала, при этом определяющая роль отводится системе образования [5; 6]. Но это лишь одна сторона вопроса, касающаяся предложения труда. Анализ научных работ (см. [7-9] и др.) позволил авторам определить свою позицию относительно важности не только формирования, но и эффектив-

10 Вecкer G. Investment in Human CapM: а ^ео^ка! Amlysis. The Jourrnl of Political Economy, 1962, vol. LXX. Suррlеmеnt; Вес^r G. Human CapM. New York, 1964.

11 Schultz T. Reflection on Investment in Man. The jou™! оf рош^! Economy, 1962, vol. LXX, Suррlеmеnt; Schultz T. Resources for Higher Education: an Economist's View. The Journal of Political Economy, 1968, vol. 76.

12 Bowen W. Investments in Human Capfol and Economic Growth. New York, 1968.

13 Глазьев С. Ю. Федеральная социально-экономическая политика: прогрессивных изменений не намечается // РЭЖ. 2005. № 7. С. 3-32.

14 Добрынин А. И., Дятлов С. А., Цырёнова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999. 309 с.

15 Алпатов Г. Е., Дятлов С. А., Ильинский И. В. Человеческий капитал в России на рубеже XXI века. СПб.: СПГУТД, 1999. 200 с.

16 См., например: Аникин В. А. Человеческий капитал: становление концепции и основные трактовки // Экономическая социология. 2017. Т. 18, № 4. С. 136.

ности использования этого важнейшего ресурса экономического роста. Основанием этому послужили выводы авторов [7; 8] о том, что работа не по профилю полученной образовательной специальности, характерная для многих выпускников российских вузов и учреждений среднего профессионального образования, приводит к недоиспользованию и обесцениванию сформированного на стадии получения профессионального образования человеческого капитала и оказывает негативное влияние на рост экономики.

В научной литературе одним из объяснений этого явления служит плохое «качество институтов (не вузов, а "правил игры" в экономике и обществе)» [9. С. 49]. Так, авторами эмпирически доказано, что выбор специальности студентами высшей школы значительно зависит от качества институтов в стране. И в данном случае вновь имеет место потеря человеческого капитала вследствие того, что «возрастающая отдача на человеческий капитал реализуется в борьбе за ренту, а не в производительной деятельности» [9. С. 50]. Иначе говоря, молодые люди, в какой-то степени игнорируя свои способности, выбирают те направления подготовки, которые впоследствии позволят быстрее и «легче» получить ренту, и становятся офисным клерком или менеджером торгового зала, будучи потенциальными предпринимателями, учеными или изобретателями [7]. В итоге на рынке труда наблюдается феномен работы не по призванию.

В то же время в современных социогуманитарных концепциях признается важность неэкономических факторов, оказывающих влияние на темпы и устойчивость социально-экономического развития общества [10], к которым относится и профессиональное призвание [2; 11]. «Профессиональное призвание рассматривается в качестве фактора экономического роста, духовного регулятора профессиональной деятельности и ассоциируется с нравственным и эмоциональным отношением к труду, развитой трудовой мотивацией и креативностью» [11. С. 190].

Еще одним показателем неэффективного использования накопленного человеческого капитала в регионах России, на взгляд авторов, является один из видов миграции - образовательная миграция. Данное явление еще недостаточно полно раскрыто в работах отечественных ученых. Тем не менее, в работах [12; 13; 14] и др. представлены современные трактовки данного понятия. Мы же согласимся с мнением автора, который считает, что образовательная миграция «представляет собой территориальные перемещения населения между разными населенными пунктами на длительный срок, совершаемые с целью получения образования и предполагающие регистрацию по месту пребывания» [15. С. 68]. Проблема заключается в том, что выпускники школ, как правило, хорошо подготовленные и имеющие довольно высокие баллы ЕГЭ, покидают территорию проживания с целью получения профессионального образования, а обратно возвращаются далеко не все. В итоге региональные инвестиции в человеческий капитал молодежи не работают на этот регион. В то же время региональной наукой 17 доказа-

17 См., например: Зубаревич Н. В. Города как центры модернизации экономики и человеческого капитала // Общественные науки и современность. 2010. № 5. С. 5-19; Нефедова Т. Г., Трейвиш А. И. Сильные и слабые города России // Полюса и центры роста в региональном развитии. М., 1998; Fuji-ta M., Krugman P., Venables F. J. The Spatial Economy: Cities, Regions and International Trade. Cambridge (Mass.), 2000.

но, что концентрация качественного человеческого капитала дает территории объективные преимущества для развития.

Вышесказанное позволяет предположить, что системная профориентацион-ная работа с молодым поколением россиян будет способствовать как накоплению качественного человеческого капитала, так и его эффективному использованию как основного ресурса социально-экономического развития регионов страны.

Проявление научно-исследовательского интереса к профориентации было зафиксировано ещё в Древнем Китае и Вавилоне, однако истоки современной профориентации как научно-обоснованного метода берут начало с момента создания в начале XX столетия первого кабинета профориентации (Страсбург, Франция) и бюро по выбору профессий (Бостон, США) [16; 17].

Дальнейшая логика развития данного феномена связана прежде всего с развитием социально-экономических систем. При этом следует учесть, что «социально-экономическая система характеризует человекоцентристский вектор развития общества. Этот вектор меняется по мере того, как меняются потребности и ценностные ориентации человека» [18. С. 6]. Расширение круга потребностей «экономического человека» в сторону культуры и духовно-нравственных ценностей повышает значимость ценностей гражданского общества, в том числе одной из основополагающих - свободы выбора [19].

Иными словами, расширение границ свободы человека 18 как субъекта труда является основой успешного развития экономики и общества, поскольку только в условиях свободного выбора человек имеет достаточно возможностей для реализации своих способностей к труду и предпринимательской деятельности.

Однако следует согласиться с мнением психологов, что «сама свобода создает для человека значительные трудности, т. к. предполагает ответственность за свой выбор. Поскольку далеко не все люди готовы к такой ответственности, возникает насущная потребность в специальных помощниках-консультантах, облегчающих эти важные жизненные выборы» [16. С. 225]. Например, будучи «человеком экономическим», индивид стремится реализовать свой человеческий капитал для получения большего дохода через профессию и труд и на определенном этапе жизненного пути оказывается в ситуации профессионального выбора. «Осознанный выбор профессии требует от человека автономности, самостоятельности, развитой способности принимать решения и прогнозировать их последствия, умения планировать свою профессиональную жизнь, эмоциональной вовлеченности в ситуацию принятия решения» [20]. А как было сказано выше, в этом случае человек, особенно если это подросток, нуждается в специ-

18 «Свобода - общественное явление, существующее для всех членов общества. Это четко выражено в пословицах, что надо жить самому и давать жить другим, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода других людей. Быть свободным означает достигать своих целей так, чтобы не мешать, не оскорблять, не наносить ущерб другим. Расширение границ свободы человека - процесс нелинейный и противоречивый. В нем взаимодействует общее и идентичное, присущее социально-экономической системе каждой страны. Капиталистическая экономика и демократия - общие для всех стран условия расширения свободы человека. Национальная идентичность связана с историческими традициями, обычаями, культурой, нравственными ценностями... В социально-экономической системе необходим баланс между общим и идентичным» [16].

альной поддержке «психологов, педагогов, родителей, а в идеале - всего общества» [3; 21]. Именно поэтому проблема свободы выбора человека стала главной психологической причиной появления профориентации во Франции и США начала XX в.

И тогда справедливы выводы о том, что «уровень свободы в каждом конкретном обществе коррелирует с уровнем развития профориентации [3. С. 7]. При этом на каждом этапе развития общества эта деятельность (профориентация) наполняется новым качественным содержанием, вследствие развития «производственных отношений, системы разделения труда, подходов к человеку, труду и собственности» [22. С. 1063].

Исторический опыт свидетельствует, что расширение границ свободы человека в российской социально-экономической системе также оказало влияние на развитие профориентации (табл. 1).

Обобщенные в таблице данные, позволяют сделать вывод, что социально-экономические условия каждого исторического периода напрямую влияют на развитие профориентационной работы. Успешное профессиональное самоопределение граждан находит отражение на качестве жизни всего общества.

С точки зрения исследовательского интереса профориентация находится в фокусе внимания разных наук - педагогики, психологии, экономики, социологии, медицины, поскольку «представляет собой процесс динамического согласования «человека с профессией» [17. С. 39], а этот процесс многоплановый. Этим, например, В. Д. Симоненко и объясняет наличие множества толкований данного конструкта. Он пишет: «...профориентация является педагогической по методам, социальной по содержанию, экономической по результатам и государственной по организации работы» [25]. И дает следующее определение: «Профориентация - это система подготовки человека к свободному, самостоятельному выбору или перемене профессии с учетом его склонностей, интересов, возможностей, имеющихся общественных потребностей, перспектив развития, а также с учетом необходимости полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах хозяйства страны, отдельной отрасли, экономического региона» [23]. На наш взгляд, данная трактовка в наиболее общем виде отражает междисциплинарный подход к изучаемому явлению как в теоретическом аспекте, так и в практической деятельности. В контексте нашего исследования будем рассматривать профориентацию с позиций социально-экономического подхода.

Профессиональная ориентация концептуализируется в рамках следующих подходов [22]:

• личностно-ориентированный (Е. Климов, О. Газман и др.) - рассмотрение профессиональной ориентации как фактора удовлетворения личных потребностей в труде; развитие личности в рамках данного подхода, которое ориентирует ее на активную, преобразующую и творческую профессиональную деятель-

19

ность 19;

19 Болдина М. А., Деева Е. В. Подходы к организации нрофориентационной работы в образовательном учреждении // Вестник ТГУ. 2017. № 1 (1б5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-organizatsii-proforientatsionnoy-raboty-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii/.

Таблица 1

Этапы становления профориентации в России

Table 1

Stages of vocational guidance development in Russia

Исторический период Сложившиеся условия для расширения границ свободы человека как субъекта экономики и общества Содержание профориентационной деятельности

Советский период: административно -командная экономика (конец 50-х -1986 гг.) Действует принцип социальной справедливости при ограничении свобод человека в выборе видов деятельности, в политической сфере, в осуществлении гражданских свобод. На первом месте не интересы личности, а интересы народного хозяйства и промышленности страны Возрождение системы профориентации, связанное с появлением диссертаций по проблемам школьной профориентации и открытием научных лабораторий и институтов, выходом в 1984 г. Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда». Однако уровень разработок невысокий и в отсутствие свободы выбора начинает деградировать

Советский период: Перестройка (1986-1991 гг.) Децентрализация управления, гласность, легализация индивидуальной трудовой и предпринимательской деятельности, усиление роли человеческого фактора в социально-экономической системе Возрождение и развитие школьной профориентации, становление школьной психологической службы, создание центров профессиональной ориентации молодежи. Начало массовой подготовки профконсультантов

Окончание табл. 1

Исторический период Сложившиеся условия для расширения границ свободы человека как субъекта экономики и общества Содержание профориентационной деятельности

Постсоветский период (1991-2000 гг.) Появление институтов частной собственности и предпринимательства, конкуренции. Свобода выбора вида деятельности, места жительства, выезда за рубеж и т. д. при нарастании социальной напряженности Законом «О занятости населения» (1991 г.) профориентация провозглашается задачей служб занятости. При сокращении финансирования школьная система профориентации фактически перестает существовать

Россия -начало XXI в. (2000-2010 гг.) Свободный труд, конкуренция за более выгодную сферу приложения труда, необходимость сохранять конкурентную позицию на протяжении всей трудовой жизни, ответственность за выбор Вопросы профессионального самоопределения личности включены в ФГОСы, введено профильное обучение в старших классах школы. Расширение сферы дополнительного образования с уклоном на профориентацию. Выстраивание системной работы по профориентации детского и взрослого населения

Индустрия 4.0 (4-я промышленная революция, 2011 г. по наст. время) Объединение материального мира с виртуальным, рождение киберфизических комплексов, создание единой цифровой экосистемы, полная автоматизация производства и быта, технологический прорыв, разработка и активное внедрение цифровых инноваций, «умные» продукты Поиск и формулирование требований к универсальным компетенциям специалистов нового времени, разработка адаптационных гибких механизмов к быстро изменяющемуся рынку труда, поиск инновационных подходов к профессиональному самоопределению

Источник: составлено авторами по [18; 22-24].

• кластерный (Т. И. Шамова, В. П. Бурдаков, В. Т. Волов, Т. М. Давыденко, Е. А. Корчагин, А. В. Леонтьев, Г. В. Мухаметзянова, Н. Б. Пугачева, П. И. Третьяков и др.) - профориентация рассматривается как функция удовлетворения общественной (рыночной) потребности в труде определенного качества 20;

• активизирующий (Н. С. Пряжников) - постепенное формирование у обучающихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), т. е. профориентация - это различные виды активности субъекта, позволяющие осуществить личностный выбор профессии в системе разделения труда (Болдина);

• системный (А. М. Донецкий, Н. А. Крымова) - профориентация определяется через комплексное сочетание личностных предпочтений и общественных потребностей региона в сфере профессионально-трудовой деятельности 21.

В нашей работе мы ориентируемся на системный подход, объединяющий интересы как личности, так и региона, что, на наш взгляд, является залогом эффективного взаимодействия обеих сторон.

Так, «профориентация предстает как индивидуально осознанный выбор профессии, отражающий разрешение конфликта между личной и общественной (рыночной) потребностями в профессиональном труде» [22. С. 1063]. Другими

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

словами, профессиональная ориентация, способствуя становлению профессио-

22

нального и личностного самоопределения человека 22, выступает инструментом накопления человеческого капитала и его эффективного использования.

При этом следует помнить, что профессиональное самоопределение - процесс длительный и начинается задолго до того как индивид вступает в трудоспособный возраст, соответственно и систему профориентационной работы следует выстраивать начиная как минимум со школьной скамьи. Системная профориен-тационная работа со школьниками должна быть сосредоточена на таких ее ключевых направлениях как профессиональное просвещение (включает в себя профессиональную информацию и профессиональную пропаганду), профессиональная диагностика, профессиональное консультирование, профессиональный отбор, профессиональная адаптация [26; 27], каждое из которых имеет свою цель (рис. 1). При осуществлении профориентационной работы представляется важным обращать внимание на современные тенденции развития общества, а именно на полипрофессионализм, уход от принципа «одна профессия на всю жизнь», развитие межпрофессиональных компетенций.

20 Тарлавский В. И. Кластерный подход к развитию профориентационного потенциала региона // Фундаментальные исследования. 2014. № 11 (часть 3). С. 639-643.

21 Землянухина Н. С., Фурсов А. Л. Системный подход к профессиональной ориентации в регионе // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Экономика. Управление. Право. 2013. № 3-2. ИЯЬ: Шр§:// cyberleninka.rU/article/n/sistemnyy-podhod-k-professionalnoy-orientatsii-v-regione.

22 «Профессиональное самоопределение», в понимании Е. А. Климова, - это деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа развития как субъекта труда [27. С. 434].

Направления профориентационной работы

Профессиональное просвещение Цель: ознакомление учащихся с профессиями, их содержанием, функциями, требованиями, предъявляемыми к

личностным характеристикам человека

| _,

Профессиональная информация Профессиональная пропаганда

Цель: ознакомить молодежь с Цель: формирование положительного отношения к проблемам

основными профессиями и их выбора профессий!! стремления у молодежи к освоению

специальностями профессий современного производства

Профессиональная диагностика Цель: служит для выявления интереса к профессии, ценностных ориенгаций, способностей, профессиональных намерений, мотивов выбора профессии и т.д.

Профессиональное консультирование Цель: оказание индивидуальной помощи в процессе профессионального самоопределения обучающегося, а также разработка рекомендаций о предпочтительных для него направлений _профессиональной деятельности._

Профессиональный отбор Цель: рекомендовать человеку конкретную профессию в соответствии с его возможностями и интересами, с одной стороны, и требованиями деятельности — с другой стороны.

Профессиональная адаптация Цель: развитие новых установок, потребностей, интересов в сфере труда, а также определение степени реалистичности намеченных планов

Рис. 1. Направления профориентационной работы Источник: составлено авторами по [23; 27; 28]

Fig. 1. Directions of career guidance Sources: [23; 27; 28]

Таким образом, анализ теоретических источников позволил выделить несколько показателей неэффективного формирования и использования человеческого капитала, а именно работа выпускников не по специальности, полученной в образовательном учреждении; работа не по призванию вследствие желания получения «быстрой ренты» вопреки своим способностям; образовательная миграция. Действенным инструментом улучшения данных показателей выступает системная профориентационная работа с молодежью.

Материалы и методы

В статье для достижения поставленной цели использованы базовые общенаучные методы, в частности сравнительный анализ, статистический анализ обобщение, социологические методы.

Информационную базу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики, социологических опросов и научных исследований, проведенных в ВолНЦ РАН в 2014-2018 гг. и Вологодском институте развития образования (ВИРО) в 2018 г.

В частности, информация о доле работающих по специальности и по призванию была получена в результате мониторинга качественного состояния трудового потенциала населения Вологодской области регулярно проводимого ФГБУН ВолНЦ РАН с 1997 г. 23 Доля выпускников вузов и средних специальных учебных заведений, трудоустроенных по полученной специальности, представлена на основе данных Росстата «Трудоустройство выпускников 2016-2018 гг.». Информационной базой сальдо миграции послужили данные демографического ежегодника Вологодской области за 2009-2018 гг. Количественные данные об образовательных миграции получены на основе сплошного обследования (опроса) выпускников школ Вологодской области в рамках межведомственного областного проекта «Профориентация как основа управления процессами миграции обучающихся Вологодской области».

Результаты и обсуждение

Данные мониторинга качественного состояния трудового потенциала населения Вологодской области показывают, что в регионе имеет место неэффективное использование человеческого капитала, обусловленное довольно большим процентом населения, работающим не по специальности, полученной в учреждении профессионального образования. В 2018 г. только половина опрошенных работали по полученной специальности или по схожей (41,1 и 11,5 % соответственно). Такая динамика в регионе прослеживается и на протяжении последних трех лет (табл. 2).

Следует отметить, что и доля выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, трудоустроенных по полученной специальности, также находится на этом же уровне (табл. 3). Это значит, что у половины выпускников усилия, приложенные государством, семьей и самим выпускником, по накоплению человеческого капитала скорее всего не найдут отражение в будущих заработках и не в полной мере будут способствовать экономической отдаче.

По данным исследования [29], доля населения, работающего по призванию, в 2016 г. составила 56,7 %, в 2014 г. - 55,2 %. При этом в 2014 г. почти треть из них (26,6 %) работала не по специальности. Это в определенной степени свидетельствует о неэффективности расходов на образование данной части вологжан, поскольку отражается на уровне их заработной платы и соответственно на налоговых отчислениях в бюджет региона.

23 Метод опроса - анкетирование по месту жительства респондентов. Объём выборки - 1500 человек трудоспособного возраста. Метод выборки: районирование с пропорциональным размещением единиц наблюдения. Тип выборки: квотная по полу и возрасту. Величина случайной ошибки выборки: 3-4 % при доверительном интервале 4-5 %.

Таблица 2

Доля работающих по специальности, полученной в профессиональном учебном заведении (вузе, техникуме, училище) среди населения Вологодской области, %

Table 2

The share of workers in the specialty obtained in a vocational educational institution (university, technical school, school) among the population of the Vologda region, %

Ответ

2016 г. 2017 г.

2018 г.

Работаете ли Вы по специальности, полученной в профессиональном учебном заведении (вузе, техникуме, училище)?

Да 42,7 41,1 41,1

Работаю по близкой (схожей) специальности 12,3 10,1 11,5

Нет, работаю по другой специальности 33,4 36,0 34,0

Не получал (а) специальности 11,5 12,9 13,4

Источник: мониторинг качественного состояния трудового потенциала населения Вологодской области; ВолНЦ РАН; 2018.

Таблица 3

Соответствие работы трудоустроенных выпускников 2016-2018-х гг. выпуска специальности, полученной в образовательной организации среднего профессионального образования

Table 3

Compliance of the work of employed graduates in 2016-2018 graduation of a specialty obtained in an educational organization of secondary vocational education

Соот- Не соот-

Уровень образования ветствует, % ветствует, %

Среднее профессиональное по программе подготов- 57 43

ки специалистов среднего звена

Среднее профессиональное по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих), включая начальное профессиональное образование 50 50

Высшее 69 31

Составлено по: Трудоустройство выпускников 2016-2918 гг. / Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/ labour force

Сальдо числа населения Вологодской области, сменивших место жительства по причине учебы в возрасте старше 14 лет, наглядно показывает объемы образовательной миграции (рис. 2).

98

S

-500

tí <u

-1500

0

2009

-1755

2018

Год

-2000

Рис. 2. Сальдо числа населения Вологодской области, сменивших место жительства по причине учебы в возрасте старше 14 лет Источник: Демографический ежегодник Вологодской области за 2009-2018 гг., Росстат [30. С. 4]

Fig. 2. Balance in the number of the population of the Vologda Oblast who changed their place of residence due to study at the age of over 14 years Source: [30. P. 4]

А по данным сплошного обследования выпускников школ Вологодской области в рамках ведомственного областного проекта «Профориентация как основа управления процессами миграции обучающихся Вологодской области (ВИРО, 2018)», 35,1 % образовательных мигрантов приходится на городское население и 6,2 % на сельское, т. е. более 40 % выпускников школ уехали за пределы региона [30. C. 6]. Вопрос о возвращении в регион остается открытым.

Вышеизложенное убедительно доказывает целесообразность и важность проведения профориентационной работы с молодежью Вологодской области, имеющей своей целью формирование у них компетенций профессионального самоопределения - готовности к осознанному выбору жизненной концепции и профессии с учетом своих способностей, возможностей, полученных знаний.

Отметим, что, по данным исследования Высшей школы экономики, проф-ориентационные практики в России можно структурировать по 4 направле-

24

ниям .

1. Профильное обучение - практики, связанные с повышением уровня знаний и обеспечивающие возможность реализации высоких образовательных притязаний.

2. Подтягивание по учебе и выход за рамки школьной программы - практики, расширяющие возможности образования в различных областях, особенно за

24 (Не)обычные школы: разнообразие и неравенство / Под ред. М. Карноя, Г. С. Лариной, В. М. Маркиной. М.: ИД ВШЭ, 2019. 198 с.

рамками школьной программы. Подтягивание до минимально необходимого уровня для сдачи ОГЭ, а иногда и ЕГЭ.

3. Знакомство с профессиями и учебными заведениями - практики, включающие организацию и участие в мероприятиях по профориентации, ознакомление с профессиями и учебными заведениями.

4. Консультации по профориентации и рекомендации - практики индивидуальной работы с учениками, консультации по выбору профессии, специальности и уровня образования, формирование притязаний через прямые рекомендации.

На основании изученных практик целесообразно представить наше видение на профориентационную деятельность в Вологодской области в рамках проекта «Перспектива: твой путь к успеху!». Сегодня проект реализуется в Научно-образовательном центре ФГБУН «Вологодский научный центр Российской академии наук» (далее НОЦ ВолНЦ РАН).

Содержание программы проекта представляет собой интегрированную совокупность разработок ведущих психологов, педагогов и авторов исследований по профессиональному самоопределению (Л. И. Божович, И. С. Кон, Е. А. Климов, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин, А. Г. Асмолов, Т. В. Кудрявцев, Н. С. Пряж-ников, С. Н. Чистякова, В. А. Бодров, Е. М. Борисова, К. М. Гуревич, Л. М. Митина, Т. Д. Абдурасулов, С. В. Фролова, Г. В. Резапкина), а также включает в себя цикл авторских последовательных практических занятий, разработанных специалистами НОЦ ВолНЦ РАН. Программа насыщенна разнообразными формами проведения занятий, а именно: профориентационными играми, практикумами, арт-терапевтическими упражнениями, дискуссиями, диагностиками, творческими занятиями, беседами, лекциями с интерактивными ресурсами и будет полезной обучающимся 14-18 лет.

Уникальность программы «Перспектива: твой путь к успеху» заключается в применении в течение всего курса такого методического инструмента как профориентационный дневник «Включайся 35!». Дневник представляет собой красочно-оформленные графические материалы и пошаговые инструкции по профессиональному самоопределению. Вместе с развивающим контентом дневник содержит мотивирующие тексты, страницы для авторских мыслей, идей, записей, а также ресурсную карту Вологодской области. Структура дневника выстроена в соответствии с логикой учебных занятий курса «Перспектива: твой путь к успеху». Вводный блок дневника посвящен мотивационному компоненту при выборе профессионального пути. На наш взгляд, этот компонент является первостепенным, так как служит фундаментом последующего самоопределения. На данном этапе школьнику необходимо осознать ответственность за принятое решение, которое он осуществляет самостоятельно, опираясь на поддержку и помощь со стороны педагога. Мотивация выступает движущей силой этого решения.

Следующий блок программы направлен на самопознание и формирование профессиональной идентичности школьника. Он помогает ему понять свою уникальность, определить сильные и слабые стороны, осознать свой потенциал, свои мысли и желания, поставить перед собой цели. В основе данного этапа лежит понимание и принятие себя как индивидуальности. Итоги самопознания находят отражение на страницах дневника. Так, подросток фиксирует результа-

ты психологических диагностик, инсайты и рекомендации в ходе тренингов, выводы по итогам практикумов. Таким образом, целью освоения данного этапа программы становится составление обучающимися индивидуального «селфи-экрана», отражающего внутренний мир ребенка.

Наиболее масштабным по содержанию является заключительный блок дневника, представляющий из себя ресурсную карту региона. Ресурсная карта - это актуальная информация о предприятиях и организациях Вологодской области, о перспективах трудоустройства и карьерного роста в регионе по следующим направлениям: информационные технологии, лесная, химическая, текстильная промышленность, автомобильное, сельское хозяйство, военный сектор, культура и туризм и т. д. Все это позволяет расширить профессиональный кругозор, осознать потенциал развития региона и определить свое профессиональное и личностное место в нем. Так, для успешного и перспективного развития региона не только региона, но и страны в целом, на сегодняшний момент характерно преобладание сферы услуг, науки и образования, в связи с чем акцент делается на способ производства, применения новых знаний, инноваций, ноу-хау. Как показывает исследование 25, школьники не владеют актуальной информацией о перспективах трудоустройства и возможностях построения профессиональной карьеры в собственном регионе. Концепция профориентационного дневника «Включайся 35!» схематично представлена на рис. 3.

Зачем?

МОТИВАЦИЯ

Итог: осознание

Рис. 3. Концепция дневника «Включайся 35!» Источник: составлено авторами

Fig. 3. The concept of the diary "Turn on 35!"

25 См., например: Сухарева Л. М. Проблемы выбора профессий обучающимися выпускных классов муниципального образовательного учреждения // Вопросы территориального развития. 2019. № 5 (50). DOI 10.15838Мг2019.5.50.9 (дата обращения 02.06.2020).

Представленная схема наглядно демонстрирует, что первостепенной задачей является подготовка осознанной личностной позиции для определения дальнейшего вектора профессионального развития. Успешно освоив этапы мотивации и самопознания, обучающийся готов перейти к осознанному восприятию ресурсной карты Вологодской области. Контент карты является гибким и отражает современную ситуацию регионального рынка труда. Предприятия и организации, заинтересованные в молодых перспективных специалистах, отражены в карте. Так, обучающийся выбирает наиболее привлекательную для себя сферу будущей трудовой деятельности, знакомится с кадровой политикой конкретных предприятий и организаций региона, планирует профессиональное обучение. Кроме этого, ресурсная карта включает в себя актуальную информацию о высших и средних профессиональных учреждениях Вологодской области: дни открытых дверей, стажировки, практики, организация учебного процесса, целевое обучение, материально-техническая база, перспективы трудоустройства.

Таким образом, предложенный методический прием отражает все основные направления профориентационной работы и позволяет учесть как интересы и склонности школьников, так потребности регионального рынка труда. Проект значим для регионального развития тем, что отражает актуальное взаимодействие системы образования и местного трудового сектора, что является новизной и отличительной особенностью от других территорий.

Заключение

Итак, в ходе исследования показано, что для устойчивого социально-экономического развития страны и ее регионов усилия государства и общества должны быть направлены не только на накопление человеческого капитала как главного ресурса экономического роста, так и на его эффективное использование. «И в этом смысле профориентация фактически приближается к решению важнейших управленческих задач на уровне страны, региона и самого человека» [3. С. 5].

Изучение феномена профориентации позволило авторам представить авторское видение работы с молодежью в регионе в части их профессионального и личностного самоопределения. Предложен междисциплинарный подход к сущности профориентационной деятельности, основанный на социально-экономической значимости ее для регионального развития и потребностей рынка труда.

Предложен инструмент в виде программы дополнительного образования «Перспектива: твой путь к успеху», ключевой особенностью которой является применением профориентационного дневника «Включайся 35!». Представленная в дневнике ресурсная карта Вологодской области, позволяет школьнику увидеть перспективы профессионального и личностного развития в регионе, что в условиях миграционного оттока молодежи из регионов представляется архиважным. Углубленное знакомство обучающегося с содержанием дневника и его последовательное заполнение позволяет ему самостоятельно познавать свой внутренний мир, повышать уровень психологической компетентности, разрабатывать профессиональный план и осуществлять профессиональный выбор.

Следует отметить, что современные реалии требуют включения цифровых технологий в методику профориентации. Условия пандемии также определили потребность иного подхода к профессиональному становлению молодого поколения. На сегодняшний день активно применяются такие формы, как виртуальные экскурсии на предприятия области, онлайн-встречи представителей вузов с родителями и потенциальными абитуриентами, прямые эфиры с коллегами, тематические беседы в дистанционном режиме. В связи с этим проект «Перспектива: твой путь к успеху!» требует трансформации в цифровой формат в виде мобильного приложения. Это позволит реализовывать его в дистанционном режиме, сделает использование проекта более удобным, комфортным, современным. Сдерживающим фактором развития проекта является несогласованность действий и принципов институтов - участников ресурсной карты. Приведение их к полному эффективному взаимодействию требует больших материальных, технических, моральных, информационных ресурсов.

Таким образом, использование данного инструмента будет способствовать не только профессиональному самоопределению выпускников школы, но и закреплению молодежи на территории области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Аникин А. Человеческий капитал: становление концепции и основные трактовки. Journal of Economic Sociology, 2017, vol. 18, no. 4, p. 120-156. DOI 10.17323/1726-3247-2017-4-120-156

2. Шабунова А. А., Леонидова Г. В., Чекмарева Е. А. Социокультурные резервы экономического роста: продуктивность труда по призванию // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. Т. 10, № 4. С. 162-179. DOI 10.15838/esc/2017.4.52.9

3. Пряжникова Е. Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. 6-е изд., стереотип. М.: Академия, 2013. 496 с.

4. Добрынин А. И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999. 178 с.

5. Непрерывное образование - стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств / Под общ. ред. Ю. В. Латова. М.: ЦСПиМ, 2014. 433 с.

6. Двенадцать решений для нового образования. Доклад центра стратегических разработок и Высшей школы экономки. М.: ВШЭ, 2018.

7. Гимпельсон В. Нужен ли российской экономике человеческий капитал? Десять сомнений // Вопросы экономики. 2016. № 10. С. 129-143.

8. Эффективность инвестиций в человеческий капитал в современных условиях: Монография / Отв. ред. Р. М. Мельников. М.: Проспект, 2019. 352 с.

9. Натхов Т. В., Полищук Л. И. Инженеры или юристы? Институты и спрос на высшее образование // Вопросы экономики. 2012. № 10. С. 30-51.

10. Горшков М. К. О влиянии неэкономических факторов на социально-экономическое развитие общества // Гуманитарий юга России. 2015. № 1. С. 15-25.

11. Шухатович В. Р. Профессиональное призвание: к вопросу о неэкономических факторах экономического роста // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 5 (35). С. 188-192.

12. Санникова О. В. Некомпенсируемая образовательная миграция как проблема развития российского региона // Теория и практика общественного развития. 2015. № 24. С. 19-21.

13. Алексеева Е. Н. Особенности и перспективы образовательной миграции в эпоху глобальных трансформаций // Вестник Моск. ун-та. Серия 18: Социология и политология. 2012. № 4. С. 113-136.

14. Апанович М. Ю. Образовательная миграция в России: точки развития // Вестник науки и образования. 2015. № 9 (11). С. 79-82.

15. Корепина Т. А. Место и роль образовательной миграции в общей классификации видов миграционного движения населения // Вестник НГУЭУ. 2018. № 3. С. 65-77.

16. Пряжникова Е. Ю. К вопросу об истории развития профориентации и профессионального самоопределения // Вопросы образования. 2006. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istorii-razvitiya-proforientatsii-i-professionalnogo-samoopredeleniya (дата обращения 26.05.2020).

17. Гудкова Е. В. Основы профориентации и профессионального консультирования: Учеб. пособие / Под ред. Е. Л. Солдатовой. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. 125 с.

18. Российская социально-экономическая система: реалии и векторы развития: Монография / Отв. ред. Р. С. Гринберг, П. В. Савченко; рук. П. В. Савченко. М.: ИНФРА-М, 2016. 416 с.

19. Савченко П. В., Федорова М. Н. Система: тенденции ее развития. М.: Ин-т экономики РАН, 2011. 52 с.

20. Никодимова Е. А., Афанасьева Н. В., Малухина Н. В., Пашнина М. Г. Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и социализации: профессиональная ориентация: Метод. пособие / Отв. ред. И. А. Армеева. Вологда, 2015. 157 с.

21. Holland John L. Some practical remedies for providing vocational guidance for everyone. Report no. 160. The John Hopkins University, Baltimore, Maryland, 1973, October.

22. Сотникова С. И., Прокудина О. А. Профессиональная ориентация в контексте концепции непрерывного образования // Экономика труда. 2019. Т. 6, № 3. С. 1059-1078. DOI 10.18334/et.6.3.40858

23. Профессиональная ориентация учащихся / Под ред. А. Д. Сазонова, В. Д. Симоненко и др. М.: Просвещение, 1983. 191 с.

24. Немова О. А., Медведева Т. Ю. Свобода профессионального выбора и профориентация: ренессанс дикого капитализма или шаг вперед? // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, № 2 (27).

25. Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. 223 с.

26. Калугин Н. И., Сазонов А., Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для вузов. М.: Просвещение, 1983. 191 с.

27. Болдина М. А., Деева Е. В. Понятие и сущность профориентационной работы в образовательном учреждении // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 12 (046). С. 431-439.

28. Бахлова Н. А. К вопросу построения практикума по профориентации // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-1. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/k-voprosu-postroeniya-praktikuma-po-proforien tatsii (дата обращения 30.07.2020).

29. Чекмарева Е. А., Шабунова А. А. Работа по призванию: выгодно ли это для экономики? // Социологический альманах. 2016. № 7. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/rabota-po-prizvaniyu-vygodno-li-eto-dlya-ekonomiki (дата обращения 14.07.2020).

30. Дорошенко Т. А., Леонидова Г. В. Миграционные намерения выпускников школ и их реализация в условиях регионального образовательного пространства // Социальное пространство. 2019. № 4 (21). DOI 10.15838/sa. 2019.4.21.4.

References

1. Anikin V. Chelovecheskiy kapital: stanovlenie kontseptsii i osnovnye traktovki [Human Capital: Genesis of Basic Concepts and Interpretations]. Journal of Economic Sociology, 2017, vol. 18, no. 4, p. 120-156. (in Russ.) DOI 10.17323/ 1726-3247-2017-4-120-156

2. Shabunova A. A. Leonidova G. V., Chekmareva E. A. Socio-cultural reserves of economic growth: labor productivity by vocation. Economic and social changes: facts, trends, forecast, 2017, vol. 10, no. 4, p. 162-179. (in Russ.) DOI 10.15838/esc/2017.4.52.9

3. Pryazhnikova E. Yu. Career guidance: Textbook. manual. for stud. institutions of higher. prof. education. 6th ed. Moscow, Academy Publ., 2013, 496 p. (in Russ.)

4. Dobrynin A. I., Dyatlov S. A., Tsyrenova E. D. Human capital in a transitional economy: formation, assessment, efficiency of use. St. Petersburg, Science, 1999, 178 p. (in Russ.)

5. Continuing education - a stimulus for human development and a factor of socioeconomic inequalities. Ed. by Yu. V. Latova. Moscow, 2014, 433 p. (in Russ.)

6. Twelve solutions for new education. Report of the Center for Strategic Research and the Higher School of Economics. Moscow, HSE, Oct. 2018. (in Russ.)

7. Gimpelson V. Does the Russian economy need human capital? Ten doubts. Economic Issues, 2016, no. 10, p. 129-143. (in Russ.)

8. The effectiveness of investment in human capital in modern conditions. Ed. by R. M. Melnikov. Moscow, Prospect, 2019, 352 p. (in Russ.)

9. Natkhov T. V., Polishchuk L. I. Engineers or Lawyers? Institutions and demand for higher education. Economic Issues, 2012, no. 10, p. 30-51. (in Russ.)

10. Gorshkov M. K. On the influence of non-economic factors on the socioeconomic development of society. Humanitarian of the South of Russia, 2015, no. 1, p. 15-25. (in Russ.)

11. Shukhatovich V. R. Professional vocation: on the issue of non-economic factors of economic growth. Economic and social changes: facts, trends, forecast, 2014, no. 5 (35), p. 188-192. (in Russ.)

12. Sannikova O. V. Uncompensated educational migration as a problem of the development of the Russian region. Theory and practice of social development, 2015, no. 24, p. 19-21. (in Russ.)

13. Alekseeva E. N. Features and prospects of educational migration in the era of global transformations. Bulletin of Moscow University. Series 18: Sociology and Political Science, 2012, no. 4, p. 113-136. (in Russ.)

14. Apanovich M. Yu. Educational migration in Russia: points of development. Bulletin of Science and Education, 2015, no. 9 (11), p. 79-82. (in Russ.)

15. Korepina T. A. The place and role of educational migration in the general classification of types of migration movement of the population. Vestnik NSUEU, 2018, no. 3, p. 65-77. (in Russ.)

16. Pryazhnikova E. Yu. On the question of the history of the development of vocational guidance and professional self-determination. Questions of education, 2006, no. 3. (in Russ.)

17. Gudkova E. V. Basics of career guidance and professional counseling. Chelyabinsk, SUSU Publ., 2004, 125 p. (in Russ.)

18. Russian socio-economic system: realities and vectors of development. Moscow, INFRA-M, 2016, 416 p. (in Russ.)

19. Savchenko P. V., Fedorova M. N. System: trends in its development. Moscow, Institute of Economics RAS, 2011, 52 p. (in Russ.)

20. Nikodimova E. A., Afanasyeva N. V., Malukhina N. V., Pashnina M. G. Psychological and pedagogical support of upbringing and socialization: Professional orientation: Methodological guide. Vologda, VIRO, 2015, 157 p. (in Russ.)

21. Holland John L. Some practical remedies for providing vocational guidance for everyone. Report no. 160. The John Hopkins University, Baltimore, Maryland, 1973, October.

22. Sotnikova S. I., Prokudina O. A. Professional orientation in the context of the concept of lifelong education. Labor Economics, 2019, vol. 6, no. 3, p. 10591078. (in Russ.) DOI 10.18334/et.6.3.40858

23. Professional orientation of students. Moscow, Education, 1983, 191 p. (in Russ.)

24. Nemova O. A., Medvedeva T. Yu. Freedom of professional choice and career guidance: the renaissance of wild capitalism or a step forward? Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, 2019, vol. 8, no. 2 (27). (in Russ.)

25. Simonenko V. D. Professional orientation of students in the process of labor education. Moscow, Education, 1985, 223 p. (in Russ.)

26. Kalugin N. I., Sazonov A., Simonenko V. D. Professional orientation of schoolchildren. Textbook for Universities. Moscow, Education, 1983, 191 p. (in Russ.)

27. Boldina M. A., Deeva E. V. The concept and essence of vocational guidance work in an educational institution. Socio-economic phenomena and processes, 2012, no. 12 (046), p. 431-439. (in Russ.)

28. Bahlova N. A. K voprosu postroenija praktikuma po proforientacii. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija, 2019, no. 64-1. (in Russ.)

29. Chekmareva E. A., Shabunova A. A. Rabota po prizvaniju: vygodno li jeto dlja jekonomiki? Sociologicheskij al'manah, 2016, № 7. (in Russ.)

30. Doroshenko T. A., Leonidova G. V. Migracionnye namerenija vypusknikov shkol i ih realizacija v uslovijah regional'nogo obrazovatel'nogo prostranstva. Social'noe prostranstvo, 2019, no. 4 (21). (in Russ.) DOI 10.15838/sa.2019.4. 21.4.

Материал поступил в редколлегию 01.09.2020 Принят к печати 20.12.2020 The article was submitted 01.09.2020 Accepted for publication 20.12.2020

Сведения об авторах

Бабич Любовь Васильевна, кандидат экономических наук, заместитель директора по научной работе, заведующий отделом исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие, Вологодский научный центр Российской академии наук (Вологда, Россия)

lvbabich@vscc.ac.ru ОКСГО 0000-0003-1661-4245 К^еатЛегГО А-4415-2016

Сухарева Любовь Михайловна, инженер-исследователь отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие, Вологодский научный центр Российской академии наук (Вологда, Россия)

vologdanoc@mail.ru ОЯСШ 0000-0002-4067-5446 ResearcherID 1-8486-2016

Кулакова Анна Борисовна, младший научный сотрудник отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие, Вологодский научный центр Российской академии наук (Вологда, Россия)

coolepik@yandex.ru ORCID 0000-0001-7284-0998 ResearcherID 1-8758-2016

Information about the Authors

Lyubov V. Babich, Candidate of Sciences (Economics), Deputy Director for Research, Head of the Department for Research on the Impact of Integration Processes in Science and Education on Territorial Development, Vologda Scientific Center RAS (Vologda, Russian Federation)

lvbabich@vscc.ac.ru ORCID 0000-0003-1661-4245 ResearcherlD A-4415-2016

Lyubov M. Sukhareva, research engineer of the Department for Research on the Impact of Integration Processes in Science and Education on Territorial Development, Vologda Scientific Center RAS (Vologda, Russian Federation)

vologdanoc@mail.ru ORCID 0000-0002-4067-5446 ResearcherlD I-8486-2016

Anna B. Kulakova, Junior Researcher, Department for Research on the Impact of Integration Processes in Science and Education on Territorial Development, Vologda Scientific Center RAS (Vologda, Russian Federation)

coolepik@yandex.ru ORCID 0000-0001-7284-0998 ResearcherID I-8758-2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.