Научная статья на тему 'Профориентационные установки родителей старшеклассников и их влияние на профессиональное самоопределение учащихся школы'

Профориентационные установки родителей старшеклассников и их влияние на профессиональное самоопределение учащихся школы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1399
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЙСЯ / РОДИТЕЛЬ / ШКОЛА / ТРУД / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PUPIL / PARENT / SCHOOL / LABOUR / CAREER GUIDANCE / EDUCATION / SOCIAL STATUS OF PROFESSION / PROFESSIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карцева Лидия Валерьевна

Цель работы определить характер влияния родительского авторитета на личность учащегося выпускного класса средней школы в процессе выбора им будущей профессии. Являясь одним из основных агентов первоначальной профессиональной социализации подростка, отец и/или мать как представители предшествующих поколений опираются на собственный опыт трудовой деятельности. Зачастую их представления об условиях и способах организации труда как интеллектуального, так и физического в современной действительности утратили актуальность. Возникающее противоречие между объективной реальностью рынка труда и взглядами родительской аудитории в сфере профориентации молодёжи учебное заведение снять не в состоянии. Подросток оказывается в ситуации конфликта интересов, который не устраняется на государственном уровне.В работе использовались методы сравнительного анализа материалов исследований, проведенных в октябре 2018 г. в различных регионах Российской Федерации, количественный анализ (социологическое анкетирование) позиций родителей городов Москвы, Казани, Ижевска, Нижнего Новгорода, Ставрополя и Клина Московской области. Анализируются отношение опрошенных к физическому труду, к привлечению учащихся школы к различным видам оплачиваемой трудовой занятости, готовность родителей принять профессиональный выбор подростков, оказать им содействие в профессиональном восхождении.Сформулированы причины расхождения социальных установок опрошенных на трудовую занятость школьников с государственными интересами, и в том числе отсутствие системы профориентационной работы в образовательных учреждениях, консервативность социальных представлений и предпочтений респондентов в сфере труда. Выявлены основные особенности отношения родителей старшеклассников к физическому труду как способу их трудовой занятости, среди которых основная положительное отношение к овладению школьниками определёнными трудовыми навыками, к совмещению учебной работы с освоением той или иной рабочей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Карцева Лидия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL GUIDANCE ATTITUDES OF HIGH SCHOOL SENIORS’ PARENTS AND THEIR INFLUENCE ON PUPILS’ PROFESSIONAL IDENTITY

The aim of this paper is to identify how parental authority influences senior pupil’s personality in choosing his or her future profession. Being one of the primary agents of teenager’s initial professional socialization, the father and/or mother as representatives of previous generations draw on their own professional work experience. Often, their beliefs about the labour conditions and organization concerning both intellectual and physical labour are no longer relevant in contemporary reality. The gap between the realities of the labour market and parents’ attitudes in career guidance of young people cannot be eliminated by the school. The adolescent finds himself or herself in a conflict of interest that cannot be resolved at the level of the state.In this work, we used the methods of comparative and quantitative analysis of the data of a sociological survey conducted in October 2018 in different regions of the Russian Federation to determine parents’ attitudes in Moscow, Kazan, Izhevsk, Nizhny Novgorod, Stavropol and Klin (Moscow region). This paper analyzes respondents’ attitudes toward physical work and pupils’ involvement into different types of paid work, parental willingness to accept adolescents’ professional choices and to support them in the evolution of their career.The reasons for the existing gap between respondents’ social attitudes toward pupils’ employment and state interests including the lack of system for career guidance services in educational institutions, conservatism of respondents’ perceptions and preferences in employment were summarized. The main features of parents’ attitudes toward labour as a way of creating employment opportunities for senior pupils were revealed. The main feature is a positive attitude toward pupils’ acquisition of job-specific skills and to combining studies with learning a trade.

Текст научной работы на тему «Профориентационные установки родителей старшеклассников и их влияние на профессиональное самоопределение учащихся школы»

68

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. С ерия: Социальные науки, 2019, № 2 (54), с. 68-83

УДК 316

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ

© 2019 г. Л.В. Карцева

Карцева Лидия Валерьевна, д.соц.н.; проф.; профессор кафедры педагогики Университета управления «ТИСБИ», Казань lizolda@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.01.2019 Статья принята к публикации 19.04.2019

Цель работы - определить характер влияния родительского авторитета на личность учащегося выпускного класса средней школы в процессе выбора им будущей профессии. Являясь одним из основных агентов первоначальной профессиональной социализации подростка, отец и/или мать как представители предшествующих поколений опираются на собственный опыт трудовой деятельности. Зачастую их представления об условиях и способах организации труда - как интеллектуального, так и физического - в современной действительности утратили актуальность. Возникающее противоречие между объективной реальностью рынка труда и взглядами родительской аудитории в сфере профориентации молодёжи учебное заведение снять не в состоянии. Подросток оказывается в ситуации конфликта интересов, который не устраняется на государственном уровне.

В работе использовались методы сравнительного анализа материалов исследований, проведенных в октябре 2018 г. в различных регионах Российской Федерации, количественный анализ (социологическое анкетирование) позиций родителей городов Москвы, Казани, Ижевска, Нижнего Новгорода, Ставрополя и Клина Московской области. Анализируются отношение опрошенных к физическому труду, к привлечению учащихся школы к различным видам оплачиваемой трудовой занятости, готовность родителей принять профессиональный выбор подростков, оказать им содействие в профессиональном восхождении.

Сформулированы причины расхождения социальных установок опрошенных на трудовую занятость школьников с государственными интересами, и в том числе - отсутствие системы профориентационной работы в образовательных учреждениях, консервативность социальных представлений и предпочтений респондентов в сфере труда. Выявлены основные особенности отношения родителей старшеклассников к физическому труду как способу их трудовой занятости, среди которых основная - положительное отношение к овладению школьниками определёнными трудовыми навыками, к совмещению учебной работы с освоением той или иной рабочей профессии.

Ключевые слова: учащийся, родитель, школа, труд, профориентация, образование, социальный статус профессии, профессиональное самоопределение.

Введение

Российская система образования на всех уровнях направлена на интеллектуальное развитие ребёнка, его движение к высотам науки, желательно в виде высшей ступени обучения. Избранные, особо талантливые выпускники университетов, в XX веке продолжавшие обучение в рамках аспирантуры, в веке XXI в системе послевузовского образования растворены в массе персон, далеко не исключительных по своим способностям. Ищущие отсрочки от армии юноши или от трудоустройства девушки получают карт-бланш на три-четыре года дополнительных занятий наукой, завершением которых далеко не обязательно становится защита соответствующего научного труда. Однако тренд сохраняется: общеобразовательная школа и далее аспирантура. К сожалению, не-

сколько поколений россиян сформировались в ауре тотальной ориентации на высшую ступень образования, когда его отсутствие воспринимается как человеческая (личная) драма выпускника полной средней школы.

Последнее не удивляет. Женщины в России имеют высшее профессиональное образование в 61% населения, и это высший показатель в мире, мужчины - в 47% (пятое место). В целом число высокообразованных лиц в Российской Федерации составляет, согласно данным статистики, 54% россиян [1]. Столько нет ни в одной иной стране. Отсюда проблема: социальная установка старших поколений не меняется из десятилетия в десятилетие, и она нацелена на получение высшего образования детьми с самыми разными природными способностями и талантами.

Иное в реальности второго десятилетия нового века. Вице-премьер О.Ю. Голодец не еди-

ножды высказывалась на тему соотношения высшего и среднего профессионального образования: «У нас есть просчитанный баланс, и этот баланс составляет примерно 65 на 35 процентов, то есть 65% - это люди, для которых не требуется высшее образование, и 35% - специалисты. В дальнейшем эта пропорция будет меняться в сторону увеличения доли специалистов, для которых не требуется высшее образование» [2]. Среди наиболее необходимых профессий нового времени, по данным на 2018 г., -строители, водители, врачи различных направлений, учителя, инженеры, квалифицированные слесари и механики. Понятно, что основной вес этого краткого перечня принадлежит именно рабочим специальностям [3].

В этом дисбалансе проявляется противоречие между общественным сознанием в сфере профессионального выбора молодыми людьми и реальными потребностями государства в рабочей силе. Данный социальный конфликт должен быть решён и с помощью социологической теории, которая правомерно ставит вопрос о новых социальных механизмах в приобретении подростком, юношей знаний того или иного характера, выборе им той или иной модели трудовой занятости.

Если с точки зрения обывателя выпускник школы всего лишь выбирает свою будущую профессию, то социолог видит в этом событии явление. Прежде всего, речь идёт об углубляющемся в современной России социальном расслоении, о том, как воспринимается общественным сознанием социальный статус представителя той или иной профессии и как вписывается человек труда в новую социальную иерархию.

На этот счёт Я.У. Астафьев и В.Н. Шубкин замечают: образование нельзя рассматривать как придаток производства, иначе в обществе будет воспроизводиться прослойка элиты, имеющей доступ к рычагам экономической и политической власти, тогда как основные массы людей останутся на самых низких ступенях социальной лестницы в объятиях массовой культуры [4, с. 176]. Здесь речь идёт о любом производстве, будь то материальное или духовное. Токарь-универсал с заработной платой в 600 долларов на крупном производственном предприятии Казани в 2018 г. и учёный гуманитарного вуза того же города-миллионника с окладом выше тысячи долларов - яркая иллюстрация. Многодетный отец семью из шести человек на свои 40 тысяч рублей прокормит с большим трудом, тогда как пожилой профессор, дети которого давно получили самостоятельность, на 70 тысяч с добавлением пенсионного ресурса в течение месяца будет существовать безбедно. Понятно, что родитель выпускника 9-го класса

школы готов приложить все силы, чтобы его отпрыск прошёл на следующую ступень образования, завершил обучение в ней и поступил далее в университет.

Расслоение общества посредством системы образования - проблема не новая. О ней писали в конце ХХ века российские социологи. Так, Г.А. Чередниченко отмечал в 1994 г.: учащиеся средних школ с углублённым изучением иностранного языка используют «скрытые стратегии обретения разнообразных социальных ресурсов (капиталов), позволяющих в дальнейшем занимать ...более высокие позиции в социальной структуре, нежели их сверстники из обычных школ». Таким образом, система образования воспроизводит элиты, которые монопольно владеют властью в обществе [5].

И это только одна часть проблемы. Вторая часть носит социально-психологический характер. Как относятся окружающие подростка люди к получению им рабочей специальности -вопрос не праздный. На протяжении не менее трёх десятков лет России навязывается образ успешного предпринимателя, представителя крупного бизнеса, у которого немало разного рода проблем, но есть основное, чему можно радоваться, - капитал. Долларизация и дедолларизация, ставшая актуальной в последние несколько лет, - процессы, охватившие не только сферу производства, но и сферу сознания. Мерило человеческого успеха и даже всеобщая оценка качества жизни современного российского гражданина - наличие у него денежных средств. По мере развёртывания нового рыночного восприятия действительности жителями Российской Федерации замена ценностей традиционного общества ценностями современного, в котором деньги - ключевое понятие, становится всеохватной.

В связи с этим предметом настоящего исследования является проблема влияния родителей на личность выпускника основного звена средней школы в сфере выбора им будущей профессии. Гипотеза исследования такова: школа, класс, ближайшее окружение учащегося 8-9-х классов средней школы оказывают прямое воздействие на профессиональную ориентацию молодого человека, однако влияние его родителей как представителей старшего поколения является ведущим фактором и может предопределять его окончательное решение в выборе будущей профессии или специальности, в целом ряде случаев не соответствующих запросам самого общества.

Методология исследования

В исследовании вопросов профессионального самоопределения выпускников средней шко-

лы в целом и в рамках социологической науки в частности существует немало теоретико-методологических подходов, опосредующих изучение указанного феномена. Популярны общефилософский и психологический подходы, позволяющие изучать самодетерминацию профессионального выбора личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.Н. Коган, И.С. Кон, С.Л. Рубинштейн). Среди определяющих данный процесс условий выступают мотивационная сфера индивида, его возрастные особенности, наличие социальной зрелости, установки на реализацию поставленных жизненных целей [6].

Одним из наиболее распространённых является структурно-функциональный подход, в рамках которого анализируются субъективные и объективные факторы, влияющие на профессиональный выбор молодёжью. Среди таковых изучаются факторы общественной среды (макросреды), непосредственного социального окружения (микросреды), индивидуально-психологических особенностей личности [7; 8].

В этом плане хотелось бы выделить микросреду как основной, ведущий для подростка фактор влияния. Данную среду представляют как родители школьников, так и их учебная группа. Как пишет социолог Е.В. Лобова, имея в виду выбор профессии подростком, «в переходные периоды развития общества фокус исследования переключается с личности на социальную группу». Автор уточняет: под профессиональным самоопределением следует понимать «процесс определения социальной группой своего места в социальной и профессиональной структурах общества и выбора стратегии реализации своего социального потенциала в условиях развивающегося рынка труда» [9, с. 12]. Иначе говоря, школьник не самостоятелен в принятии решения. Данное решение обсуждается в микросоциуме и шлифуется в результате стихийных групповых дискуссий.

В целом социологический подход актуализирует такие вопросы, как профессиональная социализация личности с последующей социальной дифференциацией, сочетание трудовой и брачно-семейной сфер её жизненного самоопределения (Ю.А. Зубок, В.И. Журавлёв, С.Н. Иконникова, В.П. Лисовский, М.Х. Титма, В.И. Чупров), что позволяет проанализировать социальный статус индивида после ухода из родительской семьи в самостоятельную жизнь. И здесь целесообразен акцент на социально-стратификационном компоненте профессионального выбора профессии учащимся и его родителем.

Классическая социология (труды М. Вебера, Э. Дюркгейма, П. Сорокина, Г. Спенсера) поз-

воляет найти некие доминанты в подобном исследовании. Так, Макс Вебер ставит акцент на феномене профессиональной деятельности, не определяя его. Виды деятельности, к которым приковано его внимание, - хозяйственная, политическая, экономическая, научная. Именно деятельность, а если точнее, то труд, в капиталистическом обществе, был убеждён учёный, и создаёт социальную структуру, а также и этические нормы в обществе. Каждый человек адаптируется к условиям жизни в обществе, овладевает его культурой, в том числе и производственными (хозяйственными) отношениями [10].

Основным механизмом деятельности М. Вебер называет действие. Социальное действие становится у Вебера основой социального поведения, изучается им в рамках исследования политической и хозяйственной системы общества. В данном контексте важна категория формальной рациональности, выведенная М. Вебе-ром [5]. Именно рациональные мотивы и отношения в веберианской концепции становятся отправной точкой для выбора того или иного социального действия как целерационального или ценностно-рационального. Другой индивид и его поведение избирается человеком как объект воздействия. В данном контексте, в сфере профессионального выбора, родитель, видящий своё дитя социально успешным, мыслит скорее эмоциональными категориями, беспокоясь о его судьбе, тогда как сам выпускник школы, настроенный рационально, в полном соответствии с требованиями рыночной идеологии и психологии, готов ориентироваться на материальные дивиденды, оставляя социально-статусные моменты за пределами своего внимания.

В рамках социологических построений Э. Дюркгейма интересна идея социальной солидарности, охватывающей или долженствующей охватить общество с разделением труда [7; 11]. Поскольку люди заняты разными видами труда, основная задача общества - обеспечить для них наличие социальных связей. Специализация не только порождает индивидуальное своеобразие личности и её зависимость от общества, но и формирует согласованность совместного движения.

В теории Дюркгейма фигурирует общество с высокой плотностью населения, что вполне соотносимо с современной урбанной действительностью, но в ней не говорится о видах труда - физическом и интеллектуальном. Однако понятно, что, выполняя разные виды деятельности, индивиды могут находиться в социальном взаимодействии и в процессе его организации проявлять собственную индивидуальность [11, с. 58]. Последнее снимает тревожность относи-

тельно социального положения рабочего (работника) в обществе, в его микросреде, даёт ему уверенность в перспективе самой глубокой реализации личностного потенциала.

П.А. Сорокин выделяет профессиональную принадлежность, как и семейную, в качестве признака образования общности. Семью социолог считает основой общественной структуры, видит в ней государственно-образующее начало. Если семья патриархальная, она формирует личность зависимую, безвольную, целиком ориентированную на общину. Квазипатриархальная семья позволяет ребёнку удалиться от дома для профессиональной деятельности, вместе с тем не отпуская его от себя насовсем. Партикуля-ристская семья индивидуалистична. Ребёнок получает свободу и узнаёт жизнь такой, какая она есть. Сам Сорокин приветствует именно этот тип семьи. Неустойчивый тип семьи, по Сорокину, формирует личность, которая уходит от семьи, но и свободой своей пользуется неумело, переводя «стрелки» на государство. Оно заменяет общину, предоставляя индивиду гарантии устойчивости. Государство с таким типом семьи уязвимо, считает социолог.

При этом, по его мнению, семья влияет на ребёнка на протяжении всей его жизни, через обычаи и вкусы, верования и правила, симпатии и антипатии. Данное утверждение ценно в настоящем исследовании, поскольку в нём содержится один из объяснительных механизмов совместного (родитель - ребёнок) принятия решения о будущей профессии, вполне понятный на фоне юного возраста индивида, осуществляющего выбор специальности [12].

Как следует из вышеизложенного, учёный убеждён: члены семьи должны быть автономны в принятии решений. Тем самым концепция П. Сорокина ориентирует родителей на сдержанность в проявлении своих эмоций, предупреждает их о недопустимости давления на волю и разум ребёнка.

Нельзя не сказать и о макросреде, в которой происходит профессиональное самоопределение школьника. М. Кастельс, американский социолог, один из родоначальников теории информационного общества, информационного капитализма, пишет о новых формах эксплуатации труда, о решающей роли прибыли в экономических построениях, о сетевом обществе как форме будущей социальной организации [13, с. 134]. Социальное разделение в обществе данного типа усиливается, и этот процесс не только неизбежен, но и глобален, - считает учёный. Новейшее международное разделение труда, с его точки зрения, продуцирует категории производителей информационной собственности

(самая высокая категория), производителей больших объёмов (невысокая стоимость труда), производителей сырья (торговля природными ресурсами) и производителей избыточных товаров (обесцененный труд) [13, с. 136].

В данном контексте социальное расслоение идёт по линии «информация» (интеллектуальный труд) - «материальный продукт», «услуги», «переработка сырья» (физический труд). Как следует из этого тезиса, качество труда, как и его количество, разнятся, следовательно, носители данных видов деятельности оказываются в отношениях, как минимум, опосредованных. Достичь некоей социальной солидарности между ними, как на то рассчитывал французский социолог Э. Дюркгейм, затруднительно, если вообще возможно.

Социальный статус человека физического труда в информационном обществе неуклонно снижается. М. Кастельс прямо пишет о «конце рабочего класса». Данная группа уменьшается численно, это во-первых; во-вторых, стоимость физического труда заменяется стоимостью знаний, информации как главного сырья современного производственного процесса; в-третьих, рабочий класс не может работать гибко, быстро приспосабливаться к требованиям информационного общества. В результате политические элиты обращаются не к нему, а к новым социальным группам - феминистским, этническим, экологическим, владеющим медиатехнология-ми, высокоорганизованным и научно подготовленным. Информационный труд ведёт за собой информационный капитализм, - делает вывод Кастельс, поясняя: достичь успеха может только человек с университетским дипломом, способный учиться всю жизнь, менять и повышать свою квалификацию, приближать перемены и находить новые амплуа [13, с. 152].

Отсюда следует: старшие поколения россиян, ориентирующие своих детей на обучение в университетах с нацеленностью последних на передачу обучаемым компетенций по созданию информационного продукта, глядят в корень вопроса.

Анализ современной социологической литературы позволяет увидеть интересные детали анализируемого в данной статье явления. В частности, представляется обоснованной точка зрения Е.Н. Шаровой, которая видит двойственность процесса профессиональной социализации личности, обусловленную процессами деятельностного характера. Как считает социолог, личность определяет себя в мире профессий активно, интегрируясь в социальную структуру общества собственным выбором [14]. Последнее означает, что с изменением обществен-

ного строя, обновлением классовой, социальной структуры человек определяет своё место в обществе, в том числе и в профессии, согласно социальным ожиданиям. Не только социум влияет на личность, но и личность оказывает своё воздействие на ситуацию. И, несмотря на влияние таких авторитетных агентов первичной социализации ребёнка, как его родители, решающее слово остаётся всё-таки за самим субъектом профессионального выбора - учащимся выпускного класса школы. И данная позиция небезосновательна.

Ещё в конце ХХ века А.М. Гендин и М.И. Сергеев отмечали необходимость проведения профориентационной работы со студентами средних профессиональных учебных заведений, а если точнее - коррекции учебно-воспитательного процесса в средней профессиональной школе на основе анализа профессиональной деятельности студентов-выпускников. Исследовалась ими и позиция родителей как носителей социалистического воспитания, традиционно уважительного отношения с их стороны к занятию государственной службой и их надежды на помощь государства в трудных обстоятельствах [15]. Отмечалось социологами и то обстоятельство, что отцы и матери придерживались мнения, что государственная или общественная собственность будут доминировать в российской экономике. К сожалению, данный прогноз не сбылся, и коммерческий сектор экономики продолжает динамично развиваться, вытесняя государственный. Частное предпринимательство, несмотря на свой рисковый характер, сохраняет высокий социальный статус, тогда как государственная служба остаётся делом высокоответственным, но в основе своей совсем не прибыльным.

С другой стороны, важным является то обстоятельство, что социальное равенство в образовании или в профессии - миф, который функционировал в советской стране и до сих пор сохраняется в сознании представителей старших возрастных групп россиян. Как отмечает социолог Д.Л. Константиновский, наиболее активные субъекты образовательной деятельности пытаются отвоевать более престижные позиции в социальной структуре через профессию, специальность, но это не является массовым явлением. Социальная стратификация и образование идут рука об руку, и второе подпитывает первую. Главным статусом становится статус достигаемый, что характеризует российское общество как современное, - отмечает социолог. Согласно проведённым под его руководством социологическим эмпирическим исследованиям тридцатилетней протяжённости в Но-

восибирской области, социальный отбор начинается с детского сада, продолжается в школе и завершается в университете [16].

При этом «перераспределение шансов на получение детьми полного общего среднего образования произошло, как свидетельствуют результаты исследования, в основном между рабочими и крестьянами, с одной стороны, и руководителями - с другой, в пользу последних, подтвердивших свое право входить в дверь первыми. Дети рабочих и крестьян стали "отсеиваться" из школы на предыдущих ступенях обучения в значительно большей мере, чем прежде» [16]. Отмечено, что при повышении статуса родителей установка детей на высокий уровень образования проявляется сильнее. В наши дни данная закономерность работает с той же силой и направленностью, как показывают наблюдения в ходе родительских собраний профориентационной направленности в городах Казани и Нижнекамске (Татарстан), организованных автором статьи в 2018 г.

Чтобы осуществить исследование установок родителей по вопросу о профессиональном самоопределении школьников, есть необходимость определить набор эмпирических индикаторов для их оценки. Основными из них являются наличие знаний старшего поколения о профессиональных интересах учащихся, в том числе и к рабочим профессиям; наличие представлений отцов и матерей по поводу содержательных мотивов выбора ребёнком будущей профессии; наличие знаний родителей учащихся об условиях будущей профессиональной деятельности детей; отношение мам и пап к практическому опыту трудовой деятельности школьников; наличие желания содействовать профессиональному росту ребёнка в процессе освоения им избранной профессии; наличие представлений отцов и матерей по поводу возможностей школы в профессиональной ориентации учащихся.

Результаты

Установки родителей учащихся исследовались в ходе реализации проекта «Семья и трудовое воспитание подрастающего поколения в контексте Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» (грант Президента Российской Федерации, II этап). Согласно условиям гранта, опрос проводился в шести субъектах России, которые отличаются между собой как в социально-экономическом, так и социокультурном плане. Так, город Москва - крупнейший город страны, столица, мировой центр культуры и образования, тогда

Диаграмма 1

как город Клин - областного подчинения, является административным центром городского округа. Казань - столица Татарстана, один из влиятельных религиозных, экономических, политических, научных, образовательных, культурных и спортивных центров России. Ижевск -столица Удмуртской Республики, крупный административный, промышленный, торговый, научно-образовательный и культурный центр Поволжья и Урала. Ставрополь - административный, культурный, деловой и промышленный центр Ставропольского края с развитым сельскохозяйственным производством. Нижний Новгород - административный центр Приволжского федерального округа и Нижегородской области, экономический, промышленный, научно-образовательный и культурный центр России. Социально-экономический потенциал названных субъектов страны различен, отличаются и социальные установки населения, в том числе и на получение образования и профессии.

Были проанализированы следующие параметры родительских установок относительно профессионального становления детей: 1) оценка возможностей школы в профессиональной ориентации учащихся; 2) представления о существующих профессиях на базе высшего и среднего профессионального образования; 3) знание профессиональных интересов учащихся, в том числе и в сфере рабочих профессий; 4) отношение школьников к посильной трудовой деятельности; 5) установка на содействие профессиональному росту ребёнка по получении им образования. В опросе приняло участие 595 родителей детей школьного возраста.

О возможностях профессиональной ориентации учащихся в средней и старшей школе. Как оказалось, большая часть опрошенных родителей учащихся старших классов полагается на способность своего ребёнка в подростковом

возрасте определиться с будущей профессией (диаграмма 1). На эту позицию работает и система профессиональной ориентации учебных заведений. Ставропольские родители получают поддержку школы в большей степени, чем родители из других регионов страны, как показывают данные опроса. Видят уверенные результаты проф-ориентационной работы школы 78% опрошенных из Ставрополя и 20% - с некоторыми оговорками. Сходные позиции только в Москве.

Вместе с тем известно, что система образования на государственном уровне не нацелена на ориентацию учащихся в профессиях. Данные функции возложены на Министерство труда и социальной защиты РФ. Данное обстоятельство является фактором, стимулирующим родительскую активность в данном направлении.

Вопрос о том, соотносятся ли учебные знания и знания о профессии, рассматривается родителями школьников более строго. Кроме Москвы, где утвердительные ответы дали 70% родителей, российские регионы представлены оценками гораздо более скептическими. Большинство респондентов понимают, что школа не подготовит к получению профессии, данная область знаний лежит вне сферы учебного процесса. «Некоторые» профессиональные представления получают большинство учащихся старших классов, знания - меньшинство (от 19.7% в Казани до 28.1% в Клину) (диаграмма 2).

Исходя из полученных сведений можно предположить, что обмен суждениями о профессиях внутри учебных групп в школе происходит не активно, и ребёнок остаётся если не один на один со своими представлениями о будущей профессиональной жизни, то в лучшем случае в компании своих родителей, прародителей и иных родственников.

Отношение родителей к собственной профессии и существующим ныне профессиям на

Диаграмма 2

Диаграмма 3

базе высшего и среднего профессионального образования. Поскольку выбор профессии родительской группой осуществлялся в другое время, в другой стране, по другим социально-культурным и социально-экономическим основаниям, оценка ситуации с ребёнком в семье в немалой степени зависит от стереотипов в восприятии старшего поколения по поводу существующих и новых профессий XXI века.

Родителям был задан вопрос, что привело их к выбору собственной профессии. Вариантов ответа было несколько: знание соответствия профессии возможностям, интерес к профессии и материальные соображения. Ответы распределились следующим образом: лидирующее положение оказалось у такого мотива, как интерес к профессии. Почти половина респондентов в Казани (49%) и далее по возрастанию до 68.4% в Ижевске руководствовались именно этим соображением. Исключением стала Москва, где доминирует ответ «знание соответствия профессии возможностям» (48.7%), тогда как интерес к профессии стал основным двигателем в её приобретении для 40% респондентов.

Неудивительно, что материальная заинтересованность, столь понятная в рыночном обществе, в советской стране в этом перечне занимала последнее место. Для Ижевска это оказалась доля в 3.9% ответов, для Казани - в 18.4%. Даже Москва этим параметром не выделилась (11.2%). То есть установки молодых людей прошедшей эпохи были немеркантильные, что наверняка отражается и на позиции родителей относительно нынешних выпускников школы (диаграмма 3).

В советской педагогике был ещё один фактор влияния на профессиональный выбор ребёнка - наличие профессионального идеала. Это мог быть человек, на которого респонденту хотелось быть похожим в определённой профессии. На соответствующий вопрос ответ был дан такой. Только в Москве почти не нашлось опрашиваемых, которые бы не руководствовались идеалом. В остальных регионах число указавших ответ «идеал отсутствует» различное -от 46.3% в Клину до 90.9% в Нижнем Новгороде. Ответ «профессиональный идеал был неопределенный, сформирован в основном на

I Идеал неопределёнен Диаграмма 4

Диаграмма 5

сюжетах из книг, телевидения» менее популярен. Обращает же на себя внимание строка о наличии конкретного человека, с которого «делали жизнь». В Ставрополе на него указали 60% опрошенных, в Клину таковых оказалось 32.7% (диаграмма 4).

Данное обстоятельство позволяет предположить, что современные родители могут в качестве доступного примера приводить своим детям собственный опыт или опыт своих родителей, друзей, знакомых, приятелей, просто известных людей и убеждать следовать ему. Понимая, что времена изменились и в XXI веке ребёнку нужны новые ориентиры, мамы и папы стараются накапливать информацию о новых профессиях, разбираться в ней и транслировать её своим детям.

Так, 79% опрошенных клинчан готовы говорить с ребёнком о многих профессиях, приобретаемых на базе среднего профессионального обра-

зования, и это самая большая доля ответов такого характера. Наименьшее число подобных ответов -в Москве (26.2%). Вывод простой: образовательные возможности крупных городов страны и городов районного масштаба различаются, отсюда и разница в профессиональных предпочтениях старших поколений (диаграмма 5).

Ответы на вопрос о профессиях, требующих базового высшего образования, не слишком отличаются по субъектам Федерации. Специфика - в Москве, где почти в равных долях распределились ответы по поводу пространных знаний на данную тему и о наличии неопределённых, книжно-телевизионных представлений у респондентов (51.2% и 48.7% соответственно) (диаграмма 6).

Учитывая, что знания и представления - категории разные, а профессиональный опыт копится преимущественно в одной или нескольких сферах общественного производства,

100 80 60 40 20 0

|Да, о многих ■ Неопределённо иНет Диаграмма 6

Родители знают экономические условия труда по избираемой ребенком рабочей профессии (в % к числу опрошенных)

.|| -!■ .!■ |1|

Москва

Казань

Ижевск Нижний Ставрополь

Новгород

Клин

IТочно ■ Приблизительно ■ Не знают Диаграмма 7

можно заключить, что родители ориентируются в вопросе не слишком свободно. Данный факт подтверждает и их ответ на вопрос, знают ли опрошенные об экономических условиях труда по избираемой ребёнком профессии. «Приблизительно» - самый распространённый вариант ответа. Исключение - город Клин, где точно знают, чего ждать от того или иного предприятия, 81.8% опрошенных родителей. Напротив, в мегаполисе, каким является город Москва, ничего достоверно знать нельзя, что и подтверждают ответы респондентов (см. диаграмму 7).

О профессиональных интересах учащихся, в том числе и в сфере рабочих профессий. «Я обеспокоен(а) профессиональными планами своего ребенка» - состояние души для опрошенных вполне насущное. Нюансы здесь таковы. С той или иной долей активности обсуждают вопросы будущего профессионального выбора фактически все респонденты, и 45% отве-

тов (наименьшая доля из шести подгрупп) свойственна ставропольцам, 90.9% - нижегородцам. Последнее не означает, что вопрос выбора предрешён. К сожалению, остановиться на чём-то реально могут немногие. Опять же несколько легче проблема решается в компактном Ставрополе, где все предприятия разного назначения на виду у населения и 38% ответов таковы: «У меня и у моего ребенка есть представление о его будущей профессии». В Москве данный показатель составляет лишь 16.2%, в Клину 15.4%, в Ижевске 11.8%, в Казани 10.7%, в Нижнем Новгороде 9%. Подобное единодушие объясняется просто: мир профессий стремительно обновляется, информации о них крайне мало, а выбор делать приходится каждый год, когда школьник заканчивает девятый класс (диаграмма 8).

Исходя из ответа «мы обсуждаем будущее вместе с ребенком» логично предположить, что

I Рано о них беспокоиться ■ Обсуждаем вместе с ребенком У нас есть представление о его будущей профессии Диаграмма 8

старшее поколение по крайней мере знает о предпочтениях младшего. И здесь ясность («Я знаю, куда он/она поступит после 9-го класса») снова в подгруппе клинских опрошенных (83.6%). Их «догоняет» Ставрополь (65%). В других регионах ситуация сложнее.

В Москве «знающих» только 16.2%, в Казани 28%, в Ижевске 28.9%, в Нижнем Новгороде 18.1%. При этом «чёткости нет» в немалых долях ответов во всех подгруппах респондентов -от 11% в Ставрополе до 25% в Ижевске.

Но сделать выбор - это только первый шаг. Далее этот выбор должен быть как минимум принят семьёй ребёнка. Опрос показал, что здесь не всё так гладко (диаграмма 9).

В Клину родители одобряют выбор подростков практически в большинстве (96.3%). В Москве и Казани такое единодушие не дотягивает до половины подгрупп (48.7% и 47.7%). Заметно меньше половины «согласных» в Ижевске и Нижнем Новгороде (39.4% и 36.3%). Ставрополь снова более благополучен, чем большинство российских регионов, нами опрошенных (68%).

По наблюдениям с родительских собраний в городах Казани и Нижнекамске (Татарстан), общей чертой современных родителей девятиклассников является едва ли не полное отсутствие понимания такого словосочетания, как «высокотехнологичные рабочие профессии», «мультимедийные технологии». В лучшем случае родители называют цифровые технологии. Выбор же из того перечня, что был предложен опрашиваемым, довольно велик, и это такие профессии, как администратор баз данных, мобильный робототехник, программист, разработчик Web и мультимедийных приложений, сетевой и системный администратор, специалист по информационным си-

стемам. Отсюда и ответы на вопрос о том, есть ли у ребёнка интерес к рабочей высокотехнологичной профессии.

Для клинчан это направление профессиональной деятельности понятно, его отметили 68.1% опрошенных родителей, говоря о своих детях. В Казани 19.7% респондентов осведомлены об этом явлении. Ставропольцы не отстают от велений времени, и доля их ответов такого характера составляет 48%. Остальные ответы расположились внутри данного континуума (диаграмма 10).

Радует, что ответы об отсутствии интереса к данной профессиональной группе незначительны по числу, в большинстве же остаётся вариант о наличии эпизодического интереса.

Иными словами, в данном вопросе родительское мнение расплывчато, как сам интерес учащихся к высокотехнологичным профессиям, которые не только современны, популярны среди более взрослой молодёжи, но и высокодоходны и перспективны. Вновь остаётся пространство поиска, не заполненное в должной мере.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О посильной трудовой деятельности школьников. Данный блок вопросов крайне важен для выработки общей стратегии работы с родителями в профориентации выпускников 9-х и 11-х классов школ (диаграмма 11).

Как показал опрос, в пользе трудового опыта учащихся не сомневается только трудолюбивый Ставрополь (82% положительных ответов) (диаграмма 11). Основательный Ижевск идёт следом (65.7%), далее Москва (55%). В остальных регионах к труду на благо семейного бюджета и самого подростка относятся более сдержанно. Демократические нормы семейного воспитания направляют родителей на более мягкие методы воздействия на выпускников школы. Пусть дитя работает, но при условии, что оно

120 100 80 60 40 20

Согласны ли родители с выбором ребенком профессии (в % к числу опрошенных)

II II II- II I.

Нижним Новгород

Ставрополь

I Не был о разговора ■ Не согл асн ы

Диаграмма 9

само этого захочет. Здесь наибольшая доля ответов в Казани (68.2%), в Клину (57.2%), далее в Нижнем Новгороде (54.5%), Москве (43.7%). Для Ставрополя такой подход к трудовому воспитанию несвойственен (12% ответов). Как бы ни были доверительны отношения между старшим и младшим поколениями в семье, правило воспитания на Кубани остаётся незыблемым: чтобы стать успешным человеком, нужно научиться что-либо делать своими руками.

В этом контексте важен вопрос о том, не помешает ли работа, даже и эпизодическая, но приносящая собственный доход учащемуся школы, его интеллектуальному труду. Родители отвечают на него определённо: нужно прививать хотя бы некоторые трудовые навыки. В Клину таких ответов 79%, в Казани 50.9%, тогда как в Москве только 35% (диаграмма 12).

Налицо дрейф ценностных установок родителей, начиная от малого города к столичному, в направлении от физического труда к интеллектуальному, «чистому», сулящему поступление в университет. Трудовая занятость в условиях производственной практики - это одно,

она и развивает определённые трудовые навыки, а вот работа на производстве в свободное от учёбы время сулит смену жизненных ориента-ций школьников, что, возможно, и настораживает опрошенных. Однако характерно, что акцент исключительно на обучении современные мамы и папы не ставят.

При этом немалой является доля тех, кто считает, что ребёнка следует учить делать что-либо своими руками. Число таких ответов выше в Москве (65%) и в Ставрополе (56%), ниже в Клину (10.9%). Как видим, работоспособный Ставрополь настроен решительно на трудовое воспитание школьников, в Москве же труднее выживать и старшим, и младшим, и трудовые навыки помогут ребёнку как определиться с будущей профессией, так и обрести уверенность в своих силах.

Сам по себе процесс зарабатывания денег учениками школы интересует родителей в разной мере. Так, 78% ставропольцев «за» трудовую занятость подростков. Почти столько же жителей Москвы выражают те же настроения (71.2%). Меньшее значение позиции - у ка-

Респонденты о том. нужен ли ребенку опыт подработки (в % к числу опрошенных)

90 60

та н

II I || .1 I ||

Москва Казань Ижевск Нимний Ставрополь

Новгород

■ Это полезный опыт Только если рвйёно я сам захочет ■ Не нушЕИ Диаграмма 11

Нипин

занских респондентов (28.7%), остальные города распределились между указанными значениями (диаграмма 13).

Показательно то обстоятельство, что в этом вопросе родители меньше ориентируются на статусные позиции школьника, чем в его выборе будущей профессии. Речь не идёт о качестве исполняемой работы, у юных работников навыки могут быть преимущественно физического труда. Старшее поколение здесь едино во мнении: учить ребёнка трудиться полезно, оплата труда дисциплинирует, приучает к самостоятельности и ответственности.

О сопровождении профессиональной карьеры ребёнка по получении им образования. Верят в то, что способности ребенка позволят ему справиться с выбранной профессиональной деятельностью, многие, фактически подавляющее большинство, хотя и с оговорками. В частности,

68.1% казанских респондентов и 60% московских отвечают утвердительно, как и 58.1% клинчан и 56% ставропольцев. В Нижнем Новгороде градус уверенности пониже (54.5%). Но так или иначе, без веры в ребёнка невозможно полноценное воспитание, и данная позиция гармонично дополняет трудовые притязания семей (диаграмма 14).

Интересно и то, что отцы и матери готовы помочь ребенку освоить важные трудовые навыки. Причём мера такого желания различна («да» или «в некоторой степени, да»), но охватывает оно фактически все опрошенные подгруппы. В большей доле ответы утвердительны в Ставрополе, в Нижнем Новгороде и в Казани. Очевидно, воспитательские традиции сохраняются вне зависимости от того, какой величины населённый пункт. Следует говорить о культуре воспитания, сформированной в той или иной

| Это полезный опыт ■ Если ребёнок сам захочет ■ Ненужно

Диаграмма 13

■ Да ■ Возможно ■ Не знаю

Диаграмма 14

местности и транслируемой из поколения в поколение (диаграмма 15).

Важным представляется мнение опрошенных по поводу устойчивости профессиональной карьеры ребёнка (диаграмма 16). Родители демонстрируют гибкость, выбирая чаще ответ «профессия в течение жизни может измениться». В Нижнем Новгороде (63.6%) и в Москве (62.5%) таких ответов больше всего, в Клину меньше всего (25.4%). Опрошенные города Клин твёрдо стоят на позиции «профессиональное обучение и профессия должны совпадать, иначе зачем учиться» (70.9%): в малом городе воззрения более традиционных, чем в крупных городах. Близко к данному значение и в Ставрополе (60%).

Любопытно, что прежде распространённое мнение «образование нужно для «корочки» присутствует в суждениях респондентов в разной степени. Выше доля таких ответов у казанских опрошенных (28%) и у ижевцев (27.6%), тогда как в Москве это незначимые 1.2%.

«Я могу помочь ребенку достичь карьерного успеха в выбранной им профессиональной сфере» - написали утвердительно едва ли не все опрошенные, что указывает на активное и заинтересованное отношение родителей к процессу профессионального восхождения их детей. Однако иллюзий у отцов и матерей по этому вопросу нет. Большинство из них выбирают вариант ответа «в некоторой степени». Так, 82.5% москвичей и 78.9% казанцев лишь постараются быть полезными своим детям (диаграмма 17). Совершенно уверена в том, что сможет быть рядом с детьми в их будущей профессии и деятельности, немалая часть родителей в Клину (47.2%) и несколько меньшая - в Ставрополе (31%). Почти половина опрошенных нижегородцев (40.9%) и 29% респондентов из Ставрополя, напротив, уверены, что помочь ничем не смогут.

С точки зрения здравого смысла понятны и та, и другая позиции. Если опереться есть на что, почему бы старшим не оказать помощь молодым

Диаграмма 15

Диаграмма 16

поколениям? Если нет, то всякие попытки помочь могут обернуться своей противоположностью, доставить неудобства и тем, и другим.

Сказанное означает, что настроения родительской аудитории в сфере ориентации подростков на получение профессии очень разные, что отражает состояние современного и демократически развивающегося общества. Главное из них - стремление быть как можно дольше рядом с ребёнком, быть ему полезным по мере своих сил. Детоцентризм в XXI веке в российском обществе не только не ушёл со сцены, но стал явственнее ввиду того, что семьи всё чаще распадаются, супруги конфликтуют друг с другом, межпоколенное взаимодействие сужается, и только связка «родитель - несовершеннолетний ребёнок» остаётся залогом семейности индивида, будь то мужчина или женщина.

Заключение

Влияние родителей на личность выпускника основного звена средней школы в сфере выбора

им будущей профессии в основном положительное. Старшее поколение пытается передать свои профессиональные и человеческие знания, собственный опыт поиска профессии младшему. По сравнению со сверстниками, которые, обучаясь в школе, имеют тот же минимум знаний, что и конкретный индивид, его внимание к советам и рекомендациям родителей будет максимально. И здесь вполне вероятно, что родительская неосведомлённость в современных профессиях, тем более рабочих, не требующих высшего образования, но крайне значимых для общества, сыграет свою негативную роль в принятии решения о продолжении обучения после 9-го или 11 -го класса средней школы в том или ином учебном заведении. Но так же ясно и то, что со временем крайности в профессиональных позициях «интеллектуальное -физическое», «высшее образование - среднее профессиональное образование» в общественном мнении будут стираться. По мере повышения престижности рабочих специальностей в

Родители могут помочь в достижении ребенком карьерного успеха (в % к числу опрошенных)

Москва Казань Ижевск Нижний Ставрополь Кп и н

Новгород

■ Да ■ В некоторой степени ■ Нет

Диаграмма 17

сфере высоких технологий и роста оплаты труда лиц со средним профессиональным образованием будет расти и их социальный статус в обществе, что примирит антагонизм в семьях и в родительских установках по позиции «университет - колледж».

Список литературы

1. Сколько людей с высшим образованием в мире? [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ьйр8://т terstate-education.com/2018/06/30/8ко1ко-1уМе] -8-уу88 Ыт-оЪгагоуатет-у-тие/ (дата обращения: 23.01.2019).

2. Голодец считает, что высшее образование нужно лишь для 35% профессий [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://go.mai1.ra/search?q=%D0%93%D0% 9Е%В0%9В%В0%9Е%В0%94%В0%95%В0%Л6+%Б 0%9E%D0%91+%D0%A1%D0%9F%D0%9E&fm=1&gp =901369&й=21215232. (дата обращения: 24.01.2019).

3. Статистика министерства труда. Режим доступа: http://pro2018god.com/samye-vostrebovannye-pro fessii-v-2018-godu.html. (дата обращения: 24.01.2019).

4. Астафьев Я.У., Шубкин В.Н. Социология образования в СССР и России // Мир России. 1996. Т. 5. № 3. С. 161-178.

5. Чередниченко Г.А. Механизмы социокультурного воспроизводства на примере средних школ и изучением иностранного языка // Образование в социокультурном воспроизводстве: механизмы и конфликты. М.: ИС РАН, 1994. С. 102-141.

6. Трубникова Н.И. Самоопределение как проблема психологического исследования // Сибирский психологический журнал. 2012. № 16-17. С. 28-31.

7. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Канон, 1996. 432 с.

8. Саппа А.-М.Н. Факторы, воздействующие на профессиональное самоопределение молодёжи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// repository.kpi.kharkov.ua/bitstream/KhPI-Press/5845/1/ 2011_Sappa_Faktory_vozdeystvuyushch.pdf (дата обращения: 24.01.2019).

9. Лобова Е.В. Процесс первичного профессионального самоопределения учащихся: социологический анализ: Автореф. дис. ... к. соц. н. Екатеринбург, 2006. 23 с.

10. Вебер М. История хозяйства. Город. М.: Ка-нон-пресс-Ц; Кучково поле, 2001. 576 с.

11. Гофман А.Б. Эмиль Дюркгейм в России: Рецепция дюркгеймовской социологии в российской социальной мысли. М.: ГУ ВШЭ, 2001. 100 с.

12. Голосенко И.А. Социология Питирима Сорокина (русский период деятельности). Самара: Социологический центр «Социо», 1992. 154 с.

13. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004. 400 с.

14. Шарова Е.Н. Профессиональное самоопределение молодёжи в условиях социокультурной трансформации российского общества (на примере Мурманской области): Автореф. дис. ... к. соц. н. Мурманск, 2012. 25 с.

15. Гендин А.М., Сергеев М.И. Профориентация школьников // Социологические исследования. 1996. № 8. С. 66-72.

16. Константиновский Д.Л. Молодёжь в системе образования: динамика неравенства // СОЦИС. 1997. № 3. С. 92-123.

PROFESSIONAL GUIDANCE ATTITUDES OF HIGH SCHOOL SENIORS' PARENTS AND THEIR INFLUENCE ON PUPILS' PROFESSIONAL IDENTITY

L. V. Kartseva

University of Management «TISBI», Kazan

The aim of this paper is to identify how parental authority influences senior pupil's personality in choosing his or her future profession. Being one of the primary agents of teenager's initial professional socialization, the father and/or mother as representatives of previous generations draw on their own professional work experience. Often, their beliefs about the labour conditions and organization concerning both intellectual and physical labour are no longer relevant in contemporary reality. The gap between the realities of the labour market and parents' attitudes in career guidance of young people cannot be eliminated by the school. The adolescent finds himself or herself in a conflict of interest that cannot be resolved at the level of the state.

In this work, we used the methods of comparative and quantitative analysis of the data of a sociological survey conducted in October 2018 in different regions of the Russian Federation to determine parents' attitudes in Moscow, Kazan, Izhevsk, Nizhny Novgorod, Stavropol and Klin (Moscow region). This paper analyzes respondents' attitudes toward physical work and pupils' involvement into different types of paid work, parental willingness to accept adolescents' professional choices and to support them in the evolution of their career.

The reasons for the existing gap between respondents' social attitudes toward pupils' employment and state interests including the lack of system for career guidance services in educational institutions, conservatism of respondents' perceptions and preferences in employment were summarized. The main features of parents' attitudes toward labour as a way of creating employment opportunities for senior pupils were revealed. The main feature is a positive attitude toward pupils' acquisition of job-specific skills and to combining studies with learning a trade.

Keywords: pupil, parent, school, labour, career guidance, education, social status of profession, professional identity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.