Научная статья на тему 'ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ ТРУДОУСТРОЙСТВА СТУДЕНТОВ С ОВЗ'

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ ТРУДОУСТРОЙСТВА СТУДЕНТОВ С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ С ОВЗ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ТРУДОУСТРОЙСТВО СТУДЕНТОВ С ОВЗ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилова Милена Ровшановна, Разов Павел Викторович

Вопрос качества и эффективности практик инклюзивного образования в современной России стоит весьма остро. Также весьма актуален сегодня вопрос трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья после получения высшего образования. В статье авторы изучают программы, которые высшие учебные заведения предоставляют данной группе обучающихся, и готовность рынка труда принять желающих трудиться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилова Милена Ровшановна, Разов Павел Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER GUIDANCE STRATEGIES FOR THE EMPLOYMENT OF STUDENTS WITH DISABILITIES

The question of the quality and effectiveness of the practice of inclusive education in modern Russia is very acute. The issue of employment of persons with limited health acquisition after receiving higher education is also very relevant today. The article describes the programs that higher education institutions acquire for students, and the willingness of the labor market to accept those who want to work.

Текст научной работы на тему «ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ ТРУДОУСТРОЙСТВА СТУДЕНТОВ С ОВЗ»

ДАНИЛОВА Милена Ровшановна — студентка 4-го курса бакалавриата факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ (125993, Россия, г. Москва, ГСП-3, Ленинградский пр-кт, 49; 0-01milena@mail.ru)

РАЗОВ Павел Викторович — доктор социологических наук, профессор департамента социологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ (125993, Россия, г. Москва, ГСП-3, Ленинградский пр-кт, 49; PVRazov@fa.ru) — научный руководитель

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ ТРУДОУСТРОЙСТВА СТУДЕНТОВ С ОВЗ

Аннотация. Вопрос качества и эффективности практик инклюзивного образования в современной России стоит весьма остро. Также весьма актуален сегодня вопрос трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья после получения высшего образования. В статье авторы изучают программы, которые высшие учебные заведения предоставляют данной группе обучающихся, и готовность рынка труда принять желающих трудиться.

Ключевые слова: инклюзивное образование, студенты с ОВЗ, профориентация, трудоустройство студентов с ОВЗ, высшее образование

Введение. В современной Российской Федерации совершаются активные попытки разработать эффективные механизмы интеграции людей с особенностями здоровья в процесс получения образования вне зависимости от их принадлежности к каким-либо этническим и иным группам и других различий. Явление инклюзии в образовательной среде предполагает совместное обучение и доступность качественного образования для всех людей, важным аспектом является также создание образовательного пространства, которое должно соответствовать различным потребностям всех членов общества.

Сегодня весьма актуален вопрос трудоустройства лиц с ОВЗ после получения высшего образования. Важно изучить возможности, которые вузы предоставляют данной группе обучающихся, и готовность рынка труда принять желающих трудиться. Не менее важно изучить существующие практики и механизмы, направленные на трудоустройство лиц с ОВЗ, получивших высшее образование1.

Объектом исследования выступают люди с ОВЗ, получающие высшее образование в вузах РФ. Предметом исследования являются практики трудоустройства лиц с ОВЗ после получения высшего образования.

Материалы и методы. В рамках данной научной работы были использованы несколько методов, в т.ч. контент-анализ и анализ нормативно-правовых актов.

Цель научной публикации - провести анализ особенностей, эффективности и удобства внедрения и разработки программ, направленных на трудоустрой-

1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № N 273-Ф3 (посл. ред.). - Собрание законодательства РФ. 2021. Ст. 69; Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Доступ: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/; Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Доступ: https://base.garant. ги/70170066/ (проверено 14.11.2022).

ство лиц с ОВЗ после получения высшего образования, в современной России. Для достижения цели научной работы были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть нормативно-правовую базу в области инклюзивного образования в РФ;

2) проанализировать различные программы по трудоустройству выпускников, относящихся к категории лиц с ОВЗ, в современных российских вузах.

Инклюзивное образование, его эффективность и факторы, влияющие на его развитие в российских вузах, рассматриваются и изучаются в разных областях знания - социологии, педагогике, психологии и философии. Данный вопрос вызывает повышенный интерес исследователей. Изучение развития инклюзивных практик в системе российского образования позволяет наиболее эффективно организовать процесс социализации человека с ограниченными возможностями здоровья, а также интеграцию с иными представителями учебного процесса.

При написании работы были использованы труды многих специалистов в изучаемой сфере [Афанасьева 2016; Витковская 2014; Ковалева 2015; Макарьев 2015; Меерзон, Качалай 2015; Оганнисян, Бережная 2017; Панченко 2015; Силантьева 2015; Эпова 2015].

Результаты и обсуждение. В ходе проведения контент-анализа научных статей, опубликованных в журналах РИНЦ в период с 2010 по 2020 г., были получены следующие результаты.

Было выявлено, что больше всего публикаций, коррелирующих с темой «Профессиональная ориентация обучающихся с инвалидностью в условиях вуза: проблемы и пути решения», написаны в направлении изучения факторов профессионального выбора у абитуриентов с дефектами развития. Это говорит о том, что большую часть российских ученых волнует профессиональный выбор абитуриентов. Он показывает, к каким специальностям и направлениям лежит интерес у абитуриента, а также его желание учиться. Проанализировав факторы профессионального выбора у абитуриентов, можно иметь четкое представление, на какие именно показатели обращает внимание абитуриент при поступлении на ту или иную специальность, какими мотивами он руководствуется (см. рис. 1).

Проанализировав 700 статей по годам, мы выяснили, что больше всего публикаций по данной проблеме было сделано в 2019 г. Данный показатель свидетельствует, что вопрос, связанный с профессиональной ориентацией обучающихся с инвалидностью, стал активно изучаться относительно недавно. В период с 2010 по 2015 г. наблюдается стабильность в изучении данной темы. Очевидно, уже в этот период ученые стали задумываться о профессиональной ориентации студентов с ОВЗ и сделали важные наработки в данной области (см. рис. 2).

Также в ходе контент-анализа было выявлено, что в большей степени изучением данного вопроса на сегодняшний момент занимается социология. На наш взгляд, данный фактор является вполне очевидным, т.к. социология -всеобъемлющая наука, которая занимается изучением различных общественных проблем. При этом наименьшее внимание в изучении профессиональной ориентации обучающихся с инвалидностью в вузе уделяют в сфере психологических и философских исследований (см. рис. 3).

Чтобы начать разработку способов решения проблемы профессиональной ориентации студентов с инвалидностью в условиях высшего учебного учреждения, необходимо учитывать медицинский диагноз и особенности социальной адаптации учащегося. Работа параллельно с медицинскими работниками

29%

25%

25%

21%

Студенческая занятость в современном обществе

Интеграция студентов Фомнрованне Факторы

в трудовую занятость профессиональных профессионального навыков у студентов выбора у

абитуриентов с дефектами развития

Рисунок 1. Смысловые единицы

18%

11% 11% 11% 11% 11% 11%

4%

I

2020 2016 2017 2010 2012 2013 2015 2018 2021 2019

Рисунок 2. Год публикаций

и психологами является основополагающей при реализации инклюзивного образования. Особое внимание стоит уделять именно практикоориентирован-ным программам образования, профильным предметам и дополнительным курсам, основная задача которых - обеспечить понимание практической значимости выбранного направления подготовки. Обучающимся важно понимать, в каком сегменте рынка будут востребованы их навыки, знания и умения.

Важно учитывать такой важный принцип реализации инклюзивного образования в высших учебных учреждениях РФ, как равенство студентов вне зависимости от особенностей здоровья.

Психология

Фило софия

11%

Педагогика

29%

Социология

54%

Рисунок 3. Дисциплины, изучающие профессиональную ориентацию обучающихся с ОВЗ в вузе

При реализации инклюзивного образования в высших учебных заведениях можно обратиться к системе интеграции людей с ОВЗ в социальную среду, действующей в США и странах Западной Европы. С опорой на международный опыт организации процесса инклюзивного образования с учетом профессиональной ориентации студентов можно выделить несколько рекомендаций для вузов России.

Во-первых, в контексте инклюзивного образования особый акцент следует делать на то, чтобы учебные учреждения были максимально приспособлены к нуждам людей с инвалидностью. Планировка учебных помещений также должна осуществляться с учетом любых особенностей человека.

Во-вторых, в мировой практике существует система мероприятий, позволяющая увеличить уровень взаимодействия между студентами с нормальным развитием и с особенными образовательными нуждами. Как пример, трудотерапия позволяет придать максимум независимости лицам с ОВЗ и улучшить их качество жизни, в т.ч. через развитие их коммуникационных навыков. Трудотерапевты помогают адаптироваться студентам и выпускникам с ОВЗ в современной общественной среде, вести насыщенную культурную жизнь вне дома и справляться со стрессом в различных ситуациях.

Например, созданные правительством Канады программы «Стратегия трудоустройства молодежи» и «Социальное развитие в партнерстве» направлены на содействие в трудоустройстве и получении высшего образования людям с различными видами ограничений. Так, Программа трудоустройства молодежи компенсирует создание особых условий на рабочих местах для лиц с ОВЗ, а также предоставляет льготы для тех работодателей, которые готовы принять на работу людей с ограниченными возможностями. В свою очередь, Программа развития в партнерстве финансирует и организует специальные проекты для тех организаций, учебных заведений, которые работают со студентами-инвалидами не с целью получения прибыли.

Главная ценность инклюзивного образования в Канаде состоит в том, что студенты с ОВЗ являются полноценными членами общества, имеющими право участвовать в любой сфере общественной жизни. Необходимо создать такие условия жизни, которые позволят людям с ограниченными возможно-

стями здоровья стать максимально (насколько это возможно) независимыми членами общества.

Во многих странах развита система комплексной реабилитации инвалидов, в которую входят социальная адаптация, трудоустройство с обеспечением подходящего рабочего места, получение образования и подбор профессии.

Программа «Инклюжн», реализуемая в США с 1980 г., подразумевает перестройку старых зданий образовательных учреждений под возможности людей с ОВЗ, проведение массовой рекламной кампании о необходимости помощи в социальной адаптации людям с ограниченными возможностями, которую разрабатывали психологи совместно с другими специалистами в данной сфере. Благодаря высокому уровню финансирования со стороны государства, на сегодняшний день система является отлаженной и охватывает все сферы общества, что позволяет добиваться высокого уровня адаптации студентов с ОВЗ в современном обществе.

Отработанная система инклюзивного образования во многих странах позволяет выделить несколько стратегий эффективной инклюзии, таких как:

1) гибкий подход к обучающимся с учетом их индивидуальных особенностей;

2) внедрение дифференцированного обучения;

3) «нормализация» реальности различий между студентами с нормальным развитием и обучающимися с особенными образовательными потребностями.

В России наиболее распространенная форма обучения людей с ОВЗ - кор-рекционные учебные учреждения и дистанционное обучение. Но суть инклюзивного образования состоит как раз в том, чтобы интегрировать людей с инвалидностью в общество с целью создания относительно равных возможностей.

Проблемы реализации инклюзивного образования в России заключаются в том, что:

- наблюдается недостаточное число квалифицированных педагогов и психологов, способных работать со студентами с ОВЗ;

- учебные учреждения в недостаточной степени оборудованы для обучения студентов с ОВЗ;

- социальная среда учебных учреждений не адаптирована к принятию в свой коллектив студентов с ОВЗ наравне со студентами с нормальным развитием;

- недостаточна степень введения в специальность студентов с ОВЗ, вследствие чего обучающиеся имеют трудности в трудоустройстве и непосредственном осуществлении трудового процесса.

С учетом сказанного выше можно выдвинуть следующие пути внедрения инклюзивного образования в высшие учебные учреждения:

1) необходима психологическая подготовка основной части обучающихся к процессу обучения совместно с людьми с ограниченными возможностями здоровья;

2) программа обучения должна учитывать возможности студентов с ОВЗ в процессе обучения;

3) мероприятия, проводимые высшим учебным заведением, должны быть адаптированы к возможностям студентов с ОВЗ в максимально возможной степени;

4) помещения высших учебных учреждений должны быть оборудованы для различных студентов с ограниченными возможностями (как пример, следует увеличить число пандусов в корпусах учебного учреждения; привлекать волонтеров или иных подготовленных лиц для помощи студентам с ОВЗ в перемещении между учебными аудиториями).

Если использовать опыт других стран, существующие принципы и пути

решения, инклюзивное образование в стенах учреждений высшего образования можно реализовать практически в любом вузе. Однако степень успешности реализации сильно зависит от того, готовы ли будут принять студенты с нормальным развитием студентов с особенными образовательными потребностями, а также от степени подготовки педагогического состава к работе с такими студентами.

Следует отметить, что образовательный процесс в контексте профессиональной ориентации студентов с ОВЗ предполагает несколько важных аспектов. Так, для повышения удовлетворенности студентов в вопросах профессиональной подготовки и для понимания ими условий рынка труда после окончания учебного заведения, необходимо, чтобы в вузе подразделения, которые занимаются организацией практики и трудоустройства обучающихся, проводили регулярные встречи со студентами с ОВЗ, направленные на поиск вакансий и потенциальное трудоустройство. Реализация данной рекомендации обеспечит формирование осознанного подхода к будущей работе по профессии у студентов с ОВЗ, а также облегчит им поиск в сфере трудовой занятости после окончания вуза.

При приеме инвалида на работу рабочее место должно быть организовано согласно его ИПР, важно учитывать нарушенную функциональность и ограничения жизнедеятельности. Для выполнения данных условий при устройстве на работу выпускнику вуза с ОВЗ необходимо предоставить ИПР и справку медико-социальной экспертизы, которая подтверждала бы его инвалидность.

Данный вопрос должен быть учтен при осуществлении деятельности департамента организации практики и трудоустройства высшего учебного заведения, где обучаются студенты с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо несколько раз в год проводить встречи с выпускниками вуза, которые уже трудоустроены и могут поделиться своим личным опытом со студентами. Данная мера позволит обучающимся находить полезные контакты для дальнейшего поиска работы. Более того, нетворкинг предполагает обмен опытом и знаниями, т.е. студенты получат замечательную возможность узнать о будущей профессии напрямую от практикующего специалиста. Особую ценность в данном вопросе представляет тот факт, что приглашенный специалист также имеет особенности здоровья, которые не помешали ему найти работу.

Помимо этого, вузу необходимо информировать студентов о мероприятиях, направленных на профессиональную ориентацию, проходящих в их городах (ярмарки профессий, открытые мастер-классы и пр.). Данная мера эффективна тем, что позволит людям, которые еще только получают образование, на практике понять, какие аспекты их профессии будут особенно актуальны и востребованы на рынке труда. Это также позволит улучшить навыки практической деятельности, что поможет им при дальнейшем трудоустройстве.

Со стороны высших учебных заведений важно и нужно предоставлять возможность пройти учебную практику для студентов с ОВЗ на производстве /в действующей компании наравне со студентами из других вузов. Это необходимо для осознания обучающимися того, какие навыки и знания применяются в процессе настоящей трудовой деятельности, а также для оттачивания собственных умений на практике.

Следует подчеркнуть, что работник-инвалид имеет право полностью либо частично отказаться от индивидуальной программы реабилитации. В таком случае работодатель полностью снимает с себя ответственность за выполнение ИПР инвалида.

Безусловно, высшее учебное заведение, готовящее кадры с ОВЗ, должно владеть всей актуальной информацией, связанной с юридической и трудовой сферой сотрудников с ограниченными возможностями здоровья. Вузу необходимо уведомить студентов, что, согласно федеральному закону от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», лицам с ОВЗ предоставляются гарантии трудовой занятости со стороны органов федеральной и региональной государственной власти. Таким образом, данный аспект также призван повысить правовую грамотность студентов с ОВЗ, что положительно скажется на профессиональной ориентации обучающихся.

Каждый выпускник должен помнить, что работодатель не имеет права отказать инвалиду в приеме на работу. Единственным исключением является указание в справке, что инвалид нетрудоспособен либо данный вид работ ему противопоказан.

Вузам также следует регулярно уведомлять своих студентов и об онлайн-платформах, которые могут помочь с трудоустройством. Например, Everland для профессионального обучения и последующего трудоустройства специалистов с разными видами инвалидности учитывает ограничения по слуху, зрению, речи, моторике и пр. Данная платформа предлагает оценить и развить профессиональные и коммуникационные навыки, поработать над реальными задачами, поступающими от частных лиц и корпораций, собрать портфо-лио для открытого рынка труда. Среди профессий, представленных на платформе, - специалисты по текстовому и видеоконтенту, PR, графические и веб-дизайнеры, веб-разработчики, юристы. То есть, данная платформа позволит студентам понять, в чем заключается работа по выбранной и уже осваиваемой ими специальности. Данный метод будет весьма полезен для всех высших учебных заведений, особенно для тех, что готовят специалистов с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, предложенные и описанные выше рекомендации и пути решения проблемы позволят высшим учебным заведениям, в которых обучаются студенты с ОВЗ, повысить уровень профессиональной подготовки будущих специалистов.

Список литературы

Афанасьева Е.А. 2016. Проектирование образовательной среды в условиях реализации инклюзивной практики. - Вестник ТГПУ. № 1(166). С. 14-17.

Витковская А.М. 2014. Современные подходы к формированию профессиональных компетенций в области инклюзивного образования. -Инклюзивное образование — доступное образование — безбарьерная среда: материалы 2-й международной научно-практической конференции, 23-26 июня 2014 г. Якутск: ИД СВФУ. С. 235-238.

Ковалева А.С. 2015. Технология создания толерантной образовательной среды: учебное пособие для студентов вузов. Барнаул: Изд-во АлтГПУ. 155 с.

Макарьев И.С. 2015. Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования: терминологический словарь. СПб: Изд-во Охтинского колледжа. 84 с.

Меерзон Т.И., Качалай Е.М. 2015. Современные проблемы инклюзивного образования. - Современные тенденции развития науки и технологий. № 7. С. 78-81.

Оганнисян Л.А., Бережная Е.А. 2017. Особенности организации профессионально-трудовой подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья. - Проблемы современного педагогического образования. № 57-4. С. 145155.

Панченко О.Л. 2015. Социологическая модель процесса реализации инклюзивного образования. - Вестник ТИСБИ: научно информационный журнал. № 1. С. 96-102.

Силантьева Т. А. 2015. Инклюзивное образование как способ изменения общества. — Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции (под ред. С.В. Алехиной). М.: Изд-во МГППУ. С. 96-99.

Эпова Н.П. 2015. Управленческая культура проектирования развивающей среды в условиях организации и становления инклюзивного образования. Чита. С. 79-89.

DANILOVA Milena Rovshanovna, 4th year student of the Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Ave, GSP-3, Moscow, Russia, 125993; 0-01milena@mail.ru)

RAZOV Pavel Viktorovich, Dr.Sci. (Soc.), Professor of the Department of Sociology, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Ave, GSP-3, Moscow, 125993, Russia; PVRazov@fa.ru) — Scientific Adviser

CAREER GUIDANCE STRATEGIES FOR

THE EMPLOYMENT OF STUDENTS WITH DISABILITIES

Abstract. The question of the quality and effectiveness of the practice of inclusive education in modern Russia is very acute. The issue of employment of persons with limited health acquisition after receiving higher education is also very relevant today. The article describes the programs that higher education institutions acquire for students, and the willingness of the labor market to accept those who want to work.

Keywords: inclusive education, students with disabilities, career guidance, employment of students with disabilities, higher education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.