Научная статья на тему 'Инклюзив в высшем образовании: роль психолого-педагогического сопровождения'

Инклюзив в высшем образовании: роль психолого-педагогического сопровождения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
879
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / ИНВАЛИД / ОВЗ / СТУДЕНТ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Платов А.В., Платова А.В.

Статья рассматривает вопросы образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в вузе. Описаны принципы инклюзивного высшего образования, его психолого-педагогического сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инклюзив в высшем образовании: роль психолого-педагогического сопровождения»

НАУКА - ШКОЛЕ

А. В. Платов, А. В. Платова

ИНКЛЮЗИВ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: РОЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Статья рассматривает вопросы образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в вузе. Описаны принципы инклюзивного высшего образования, его психолого-педагогического сопровождения.

Ключевые слова: инклюзия, инвалид, ОВЗ, студент, психолого-педагогическое сопровождение, профессиональное образование.

В соответствии с Конституцией РФ «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении» [1]. Однако на практике существует определенная группа граждан, которая реализует данное право только при соблюдении определенных условий. К ней относятся инвалиды и люди с ограниченными возможностями здоровья. Получение высшего образования для этой группы является фактором их успешной социализации. В отличие от остальных граждан для этой группы возможно только инклюзивное высшее образование, которое позволяет интегрировать в социум инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время среди способов организации обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья инклюзия определена как самый гуманный способ и потому лежит в основе долгосрочной образовательной политики Российской Федерации. Стало достаточным новшеством в учреждениях высшего образования интегрирование студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Данный вопрос все еще слабо разработан на практике в РФ, хотя и есть теоретические изыскания по данной тематике и богатый опыт зарубежных стран по возможности инклюзии инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в высшее образование.

Исходя из вышесказанного, необходимо выявить единое научное решение проблемы инклюзии, с использованием положительного мирового опыта в разработке научно-методического обеспечения процесса инклюзии сообразно практике высшего образования.

Изучение зарубежного опыта показывает, что только во второй половине ХХ в. при элиминировании дискриминации в ряде западноевропейских стран и США была сформирована новая культурная норма - уважение к различиям людей (расовым, этническим, культурным и прочим) [2].

Благодаря этим нововведениям в сознании социума было сформировано принципиально новое отношение к инвалидам и людям с ограниченными возможностями здоровья. Теоретик-историк образования Н. Н. Малофеев выявил ряд ключевых этапов в ходе развития интеракции между социумом, государством и

© Платов А. В., Платова А. В., 2018

инвалидами. Весь процесс можно разделить на ряд ключевых этапов: 1) неприятие и агрессия; 2) терпимость и партнерство; 3) интеграция. На последнем этапе важно отказаться о делегирования прав в пользу обеспечения равных возможностей. Социум стремиться к интеграции инвалидов в социум. При этом важно обеспечить инвалидам равные возможности, что и остальным гражданам участия во всех сферах социальной жизни [3].

Социальная модель осознания инвалидности зафиксирована Конвенцией ООН 2006 г. Согласно Конвенции инвалидность рассматривается как результат социальных взаимодействий человека с нарушениями здоровья и целого ряда барьеров, которые препятствуют его интеграции в жизнь социума. Из вышесказанного следует, что причина инвалидности, по сути, не само заболевание, а организационные и физические барьеры, которые создает социум, и, кроме того, сложившиеся в обществе стереотипы [4].

Медицинская интерпретация вопроса базируется на том, что проблема заключена в самом инвалиде. Решение проблемы - это медицинское вмешательство и терапия для максимально возможного уменьшения нарушений. С точки зрения медицины необходимо поместить инвалида в специально созданные лечебные учреждения на долгосрочной основе с изоляцией инвалида от общества и общества от инвалида. С точки зрения социологов, в основе проблемы - барьеры, которые возникают вокруг человека. Сейчас сформировалась принципиально новая система отношения к инвалидам. Данная система предполагает, что формируется не только комплекс мер социальной защиты, но и интегрирование людей-инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья во все области социальной жизни. Однако интеграция невозможна без получения высшего образования, которое является залогом квалифицированного труда с высоким уровнем оплаты. Это свидетельствует о тесной взаимосвязи уровня образования человека-инвалида и его вовлеченности в жизнь социума.

Все вышесказанное объясняет особый акцент, который как педагогическое сообщество, так и гражданский социум делают на инклюзии в высшем образовании. Инклюзия в образовании полностью корреспондируется с новой образовательной идеологией, элиминирующей дискриминацию людей-инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья и декларирующей равное отношение ко всем людям вне зависимости от их особенностей (том числе здоровья). Новая идеология образования предполагает создание условий для лиц со специфическими образовательными требованиями.

Инклюзия социальная невозможна без реализации механизма образовательной инклюзии.

Анализ зарубежного опыта свидетельствует, что инклюзивное образование является максимально гуманным [5].

Бесспорным является тот факт, что качество ежедневных коммуникаций может быть повышено при условии совместного обучения с инвалидами и людьми с ограниченными возможностями здоровья [6]. Инклюзия в образовании стала одним из ключевых векторов государственной образовательной стратегии, в том числе и в отношении высшего образования. Сильным толчком развития инклюзии в образовании стало присоединение России к Конвенции ООН о правах инвалидов.

Для людей-инвалидов в нашей стране, в отличие от зарубежных стран, особо актуальна проблема высшего образования и устройства на работу по окончании учебного заведения. Особо острой эта проблема становится в настоящее время, когда наблюдается значительное увеличение людей-инвалидов. Согласно Конвенции ООН страны-участницы берут на себя обязательство по развитию инклюзивного образования, том числе высшего.

К сожалению, сейчас инклюзия в высшем образовании развивается медленнее, чем в общем. По данным Федеральной службы государственной статистики, в стране отмечается устойчивый рост детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, которые получают общее образование [7]. Однако, по данным Министерства образования и науки РФ, лишь 3% детей-инвалидов заканчивают школу и продолжают обучение в вузе [8].

Как в советский, так и постсоветский период реализация образования инвалидов строилась на коррекционном принципе. Такой подход предполагал сепарацию людей-инвалидов от общества и ограничение возможных направлений профессионального образования. Лишь в 90-х гг. прошлого века произошел коренной перелом в отношении социума к инвалидам и принципиальное изменение статуса инвалидов в социуме. Именно в этот период впервые осознали, что обучающимся с особыми требованиями к организации образовательного процесса необходимо предоставить равные права с остальными обучающимися и организовать паритетные возможности получения как среднего, так и высшего образования.

Современная социальная политика государства таргетирована на гарантирование инвалидам получения образования на всех уровнях, в том числе высшем, и последующего трудоустройства. Достижение этой цели невозможно без инклюзии в образовании, в особенности в высшем образовании [9]. Таким образом, инклюзия - это ключ к успешной социализации людей-инвалидов.

В истории развития образования инвалидов и лиц ограниченными возможностями здоровья в нашем государстве можно выделить несколько этапов. В первой половине ХХ в. общераспространенной практикой предоставления образования инвалидов была их принудительная изоляция в соответствующих образовательных учреждениях. На этом этапе инвалид рассматривался как больной, которому, в первую очередь, требовались медицинское лечение и уход. Вторым этапом, который продлился вплоть до конца 80-х гг., была образовательная интеграция. Данная концепция предполагает, что инвалид принимает сложившиеся нормы и правила в образовании, приспосабливается к ним и ведет себя в соответствии с ними. С середины 90-х гг. прошлого века, на третьем этапе, развитие получает образовательная инклюзия.

В начале XXI в. теория инклюзии трактует инклюзивное образование как образовательный процесс, приспосабливающийся к потребностям обучаемого. Принципиальная разница между инклюзией и интеграцией заключается в том, что первая - это как социальная, так и культурная технология, а вторая - исключительно образовательная.

Инклюзивное образование ориентировано на долгосрочную перспективу и должно охватывать все уровни системы образования.

Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 13 декабря 2006 г., отражает мировую тенденцию полной интеграции инвалидов в обществе [10]. Федеральным законом РФ 2012 г. ратифицировано присоединение Российской Федерации к данной конвенции [11].

Статья 24 Конвенции декларирует: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни» [12].

В соответствии с Конвенцией по правам инвалидов страны-участницы должны обеспечить осуществимость инклюзивного образования на всех его уровнях, в том числе и высшем.

В соответствии с Конвенцией Российская Федерация обязана включить все положения Конвенции в правовые нормы, которые регламентируют правоотношения

в образовании, в том числе дать дефиницию инклюзивного образования и способов его реализации. Принятые законы и законодательные акты зафиксировали правовые основы инклюзивного образования и содействуют получению образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья на всех уровнях системы образования, включая высшее.

На современном этапе развития инклюзивного образования особо остро стоит проблема инклюзивного обучения в системе высшего образования.

Современная система профессионального образования среднего и высшего уровня может быть только инклюзивной. Исключительно возможной стратегией предоставления молодым людям-инвалидам истинной свободы профессионального самоопределения и, как следствие, достижимость последующей социализации является инклюзия в образовательное пространство высшего учебного заведения во всех возможных вариантах.

При организации инклюзивного образования в высшей школе возникает множество проблем, которые могут быть решены посредством организации психолого-педагогического сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Главным приоритетом инклюзивного образовательного процесса является психолого-педагогическая поддержка инвалидов.

Психолого-педагогическое сопровождение - специфическая психологическая помощь, рассчитанная на долгосрочную перспективу, процесс, обеспечивающий формирование условий, способствующих выходу из состояния отчуждения и изоляции и созданию активных социальных контактов.

Психолого-педагогическое сопровождение студентов-инвалидов в инклюзивном обучении нацелено на обучение их самостоятельности в решении возникающих личных проблем посредством глубокого самопознания и адекватного восприятия окружения. Сутью такого сопровождения является переход от уровня психологического просвещения на уровень психологической грамотности, психологической культуры всех субъектов процесса.

Как одна из главных составляющих системы профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает реализацию ряда основных принципов педагогического процесса:

• личностной ориентации субъект-субъектного образования,

• непрерывности образования,

• активного взаимодействия со студентом с целью изменения его мотивации,

• обеспечения учета психологических и физиологических особенностей обучаемых,

• своевременной коррекции нарушений процесса социализации,

• профессиональной ориентации студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Психолого-педагогическое сопровождение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в организации профессионального обучения ориентировано на интеграцию их в образовательную среду. Благодаря психолого-педагогическому сопровождению упрощается адаптация на всех этапах: от подготовки абитуриента к поступлению до начала трудовой деятельности и успешной интеграции в трудовой коллектив.

Перечислим центральные задачи психолого-педагогического сопровождения в инклюзивном образовании:

• формирование у студентов учебных компетенций и навыков обучения,

• адаптация на первом курсе к условиям вуза, образовательному процессу, вузовскому коллективу преподавателей и студентов,

• формирование мотивации к самообразованию, самосовершенствованию, освоению профессии,

• совершенствование личностных характеристик, значимых для будущей профессии,

• психологическая подготовка студента к реализации будущей специальности.

Психолого-педагогическое сопровождение является цикличным процессом,

состоящим из четырех последовательных стадий: мотивационно-диагностической, проектировочно-вариативной, исследовательской и рефлексивно-аналитической.

Первая стадия - это проведение первичной экспертизы всех основных элементов психолого-педагогического сопровождения.

Вторая стадия - таргетирование полного комплекса психолого-педагогического сопровождения в рамках индивидуальных образовательных программ, которые разрабатываются образовательными учреждениями, и формирование индивидуальных образовательных траекторий.

Третий этап представляет собой реальные активные действия всех субъектов инклюзивного образовательного процесса по реализации программы психолого-педагогического сопровождения, базирующейся на индивидуальной образовательной программе, где обозначены направления действий этих субъектов, методы и формы.

Основной компонентой заключительного этапа является анализ эффективности функционирования субъектов инклюзивного образовательного процесса и оценки эффективности всех первых двух этапов психолого-педагогического сопровождения студента.

Обязательной и неотъемлемой составляющей системы психолого-педагогического сопровождения является консультирование по всем аспектам трудоустройства: предоставление информации о наличии рабочих мест в организациях-работодателях, сотрудничающих с образовательным учреждением, о требованиях, выдвигаемых работодателями, и о возможности адаптации к ним, о перспективах профессионального роста, о задачах и функциях службы занятости.

Назовем технологии психолого-педагогического сопровождения студентов в инклюзивном образовательном процессе:

• постановка целей, задач и функций эффективной реализации конкретной профессиональной деятельности с учетом возможностей профессионального становления обучаемого с определенными особенностями здоровья и инвалидностью;

• создание прогнозной профессиограммы и формирование прогнозных моделей деятельности и личности будущего специалиста;

• выбор методик диагностических процедур профессионализации обучаемых с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

• разработка технологий развития профессионально-личностного потенциала обучаемого с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, требующегося для эффективной трудовой деятельности;

• организация психологического содействия в преодолении трудностей объективного и субъективного характера;

• разрешение сложных конфликтов, формирование эмоционально позитивных взаимоотношений;

• создание среды поддержки посредством координации общих усилий руководства, психологов, педагогов, учебно-методической службы образовательной организации.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение лиц с определенными особенностями здоровья и инвалидностью в качестве абитуриентов, студентов, будущих специалистов нацелено на содействие личности в самореализации, обеспечение удовлетворенности учебной деятельностью и профессиональной самоактуализации в течение всей жизни.

Примечания

1. Конституция Российской Федерации (в действующей редакции).

2. Жаворонков Р. Н. Технология высшего инклюзивного образования инвалидов, применяемая в Соединенных Штатах Америки. URL: http://www.vash-psiholog.info/psih/20317-texnologiya-vysshego-inklyuzivnogoobrazovaniya-invalidov-primenyaemaya-v-soedinennyx-shtatax-ameriki.html/

3. Малофеев Н. Н. Западная Европа: эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. М. : Изд-во «Экзамен», 2003. 256 с.

4. Конвенция о правах инвалидов / Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г. (по состоянию на 18 апреля 2016 г.).

5. Твардовская А. А. Инклюзивная стратегия - вектор образования // Сборник научных трудов VIII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: теория и практика» (10-11 июня 2014 г.) / под ред. А. И. Ахметзяновой. Вып. 8. Казань : Отечество, 2014. С. 35-37.

6. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) / под ред. С. К. Бондыревой. М. : Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та, 2002. С. 186.

7. Положение инвалидов. Детская инвалидность. URL: http://www.gks.ru /wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/#

8. Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации: проблемы отрасли и общества. URL: http:// www.smolin. ru/duma/audition/2012-04-12

9. Ахметзянова А. И. Организация инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Казанском федеральном университете // Образование и саморазвитие. 2014. № 2(40). С. 208-212.

10. Конвенция о правах инвалидов / Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г. (по состоянию на 18 апреля 2016 г.).

11. Федеральный закон «О ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов» от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ (действующая редакция, 2016).

12. Конвенция о правах инвалидов / Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г. (по состоянию на 18 апреля 2016 г.).

Е. Н. Потехина

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ «ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ»:

СОВРЕМЕННЫЙ КОНТЕКСТ

В статье делается попытка научного осмысления определения понятия «гражданственность» на современном этапе. Решая эту задачу, педагог проанализировал 35 научных работ (статей, авторефератов) с 2002 по 2015 г., труды классиков педагогики, справочные и словарные статьи, которые позволили выявить 5 основных смысловых компонентов: патриотизм, законопослушность, общественно полезная деятельность, командное взаимодействие, «самостоянье» - личностный рост.

© Потехина Е. Н., 2018 38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.