Научная статья на тему 'Профориентационная работа в школах как фактор повышения уровня самоопределения обучающихся'

Профориентационная работа в школах как фактор повышения уровня самоопределения обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
профориентация / работа / школа / повышение / уровень / самоопределение. / career guidance / work / school / promotion / level / self-determination.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Опришь Ирина Васильевна

Цель статьи – анализ профориентационной работы в школах как факторе повышения уровня самоопределения обучающихся. Методология исследования – анализ научной литературы по заданной проблеме. Новизна статьи заключается в реализации зависимости профориентации и повышения уровня самоопределения. В качестве результатов исследования можно определить следующее. Реализация целенаправленной программы должна быть ориентирована на формирование умений делать осознанный выбор на основе анализа мотивов и условий внешней среды. Программа профессионального ориентирования, которая будет реализовываться на базе школы, должна удовлетворять индивидуальные запросы учеников старших классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Опришь Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFORIENTATION WORK IN SCHOOLS AS A FACTOR OF INCREASING THE LEVEL OF SELF-DETERMINATION OF STUDENTS

The purpose of the article is the analysis of vocational guidance work in schools as a factor in increasing the level of self-determination of students. The research methodology is the analysis of scientific literature on a given problem. The novelty of the article lies in the implementation of the dependence of vocational guidance and increasing the level of self-determination. As a result of the study, you can determine the following. The implementation of a focused program should be focused on the formation of skills to make an informed choice based on the analysis of motives and environmental conditions. The program of professional orientation, which will be implemented on the basis of the school, must satisfy the individual needs of high school students.

Текст научной работы на тему «Профориентационная работа в школах как фактор повышения уровня самоопределения обучающихся»



УДК 331.54

Опришь Ирина Васильевна Студент магистратуры Московский Городской Педагогический Университет РР1: 10.24411/2520-6990-2019-10192 ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ШКОЛАХ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Oprish Irina Vasilyevna

Graduate student Moscow City Pedagogical University

PROFORIENTATION WORK IN SCHOOLS AS A FACTOR OF INCREASING THE LEVEL OF

SELF-DETERMINATION OF STUDENTS

Аннотация.

Цель статьи - анализ профориентационной работы в школах как факторе повышения уровня самоопределения обучающихся. Методология исследования - анализ научной литературы по заданной проблеме. Новизна статьи заключается в реализации зависимости профориентации и повышения уровня самоопределения. В качестве результатов исследования можно определить следующее. Реализация целенаправленной программы должна быть ориентирована на формирование умений делать осознанный выбор на основе анализа мотивов и условий внешней среды. Программа профессионального ориентирования, которая будет реализовываться на базе школы, должна удовлетворять индивидуальные запросы учеников старших классов.

Abstract.

The purpose of the article is the analysis of vocational guidance work in schools as a factor in increasing the level of self-determination of students. The research methodology is the analysis of scientific literature on a given problem. The novelty of the article lies in the implementation of the dependence of vocational guidance and increasing the level of self-determination. As a result of the study, you can determine the following. The implementation of a focused program should be focused on the formation of skills to make an informed choice based on the analysis of motives and environmental conditions. The program ofprofessional orientation, which will be implemented on the basis of the school, must satisfy the individual needs of high school students.

Ключевые слов: профориентация, работа, школа, повышение, уровень, самоопределение.

Key words: career guidance, work, school, promotion, level, self-determination.

Специалисты разных сфер деятельности подтверждают актуальность исследования проблемы по осуществлению мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию обучающихся. Под профессиональной ориентацией обучающихся следует понимать целый комплекс мероприятий по подготовке школьников к осознанному выбору профессии. С одной стороны, профессиональная ориентация включает в себя работу по профессиональному просвещению. В то же время она подразумевает осуществление профессионального консультирования с предоставлением для обучающихся психологической поддержки. Работа по профессиональной ориентации осуществляется как на базе школ, так и на базе центров профессионального ориентирования. Школы, используя свою материально-техническую базу, могут открывать для посещения специальные секции и кружки. Как показывает практика, более высокой эффективностью отличается профессиональная ориентация на базе профильных школ. [1]

При обучении в такой школе наиболее полно учитываются интересы и способности обучающихся. Профильные школы еще при обучении в старших классах помогают школьникам готовить проекты по формированию своего собственного будущего. Задача эффективного профильного обучения сводится к тому, чтобы научить школьников делать осознанный правильный выбор. Для этого

необходимо обратиться к формированию у школьников умений, позволяющих анализировать мотивы профессионального выбора. Помимо этого, умение делать выбор означает наличие умений у школьников проводить анализ по оцениванию условий внешней среды, а также наличие умений по прогнозированию результатов своего выбора и оценивания полученного результата по итогам сделанного профессионального выбора. Развитие этих умений у школьников позволяет им использованием имеющихся ресурсов делать осознанный выбор в пользу той или иной профессии. Для изучения вопроса о сформированное™ у школьников умений делать выбор было проведено специальное исследование с контент-анализом и проведением интервью среди школьников. В рамках интервью удалось получить ответы заранее подготовленные вопросы с целью их последующего обобщения и проведения анализа. [2]

Контент-анализ позволил определить количественные и качественные показатели работы администрации школы по вопросам профессиональной ориентации школьников. Исследование проводилось на протяжении учебного года на базе нескольких школ в г. Самара. В самом начале учебного года было взято интервью у завучей, был получен ответ по необходимости разработки и внедрения в учебный процесс программы профессионального ориентирования. Одной из целей этой программы

должно стать формирование умений у школьников делать самостоятельный выбор в пользу той или иной профессии. Необходимость развития этих умений обусловлена тем, что завучи отмечают сложности выбора конкретного решения в ситуации, когда они ставятся перед вопросом выбора. В интервью завучи заявили, что оптимальным будет начинать работу по профессиональной ориентации, начиная с 9 класса. Именно к этому моменту обучающиеся должны принять для себя решение - будут ли они учиться по профильной программе или будут продолжать обучение на базе других организаций в сфере профессионального образования.

Опыт работы завучей подсказывает, что к моменту окончания школьниками 9 класса они еще не готовы сделать осознанный выбор. Соответственно, начиная с 9 класса должна реализовы-ваться специальные программа по направлению профессионального ориентирования. А после окончания 9 класса и продолжение обучения в 10 и 11 классе обучение по этой программе должно носить углубленный характер. Некоторые завучи отметили, что работа по профессиональному ориентированию начинается с 1 класса, именно тогда школьники знакомятся с миром профессий. С 8 класса на базе некоторых школ реализуется программа по формированию навыков осознанного выбора. При обобщении полученных данных следует сделать вывод о том, что профессиональная ориентация школьников должна начинаться с 9 класса. Одну из основных проблем для успешной реализации профориентационной программы завучи видят в недостатке кадровых ресурсов в школах. [3]

Решить эту проблему можно при сотрудничестве с высшей школой. Так, на базе некоторых школ в г.Самаре программы профессионального ориентирования разработаны и преподаются вузовскими преподавателями. Актуальность применения такой схемы вызвана еще и тем, что обычные школы и высшие учебные заведения заинтересованы в сотрудничестве. Контент-анализ позволил убедиться в том, что старшие школьники испытывают сложности, когда оказываются в ситуации с необходимость выбора. Исследование было проведено среди обучающихся 10 классов. Только 32% школьников заявили о том, что они однозначно готовы назвать свою сферу профессиональной деятельности. 40% школьников называли сразу несколько приоритетных сфер. 28% школьников заявили о том, что еще не определились со своей будущей профессией. Последней группе школьников трудно выбирать конкретную сферу деятельности, эти школьники не знают, чем они могут руководствоваться для самоопределения. [4]

Ряд школьников заявили, что они испытывают сложности с выбором профессии, но готовы определиться со своим выбором к моменту окончания 10 класса. При обобщении полученных результатов необходимо сделать вывод о том, что школьники в большинстве случаев не умеют проектировать свою дальнейшую учебную и профессиональную

деятельность. Более того, школьники в большинстве случаев не умеют анализировать свои мотивы и принимать на их основе те или иные осознанные решения. Только 28% школьников при нахождении в ситуации выбора задумываются о внешних условиях. Здесь подразумевается применение ими знаний для анализа рынка труда и востребованности конкретных профессий. Помимо умений анализировать внешние условия необходимо учить школьников делать осознанный выбор в пользу того или иного поля профессиональной деятельности. Решить обозначенные проблемы с осознанным выбором поможет выстраивание сотрудничества между обычными и высшими школами.

Реализация целенаправленной программы должна быть ориентирована на формирование умений делать осознанный выбор на основе анализа мотивов и условий внешней среды. Программа профессионального ориентирования, которая будет ре-ализовываться на базе школы, должна удовлетворять индивидуальные запросы учеников старших классов. Школа, как институт базового образования, заинтересована в привлечении высококвалифицированных специалистов. Поэтому профориен-тационной работой на их базе должны заниматься вузовские педагоги. Именно они будут участвовать в формировании у школьников умений делать осознанный самостоятельный выбор. Таким образом, для решения проблемы с осознанным выбором школьниками профессионального направления необходимо разработать при поддержке вуза модульную профориентационную программу. Это одновременно позволит решить задачу с привлечением в школы квалифицированных специалистов из системы высшего образования. [5]

Список литературы

1. Дзитоев Г. Р., Бигаева И. M. Профориента-ционная работа вузов со школьниками II Современные наукоемкие технологии. - 2014. - № 7. - С. 87.

2. Новиков П. H., Селиверстова О. Ф., Новикова Т. Р. Профессиональные стандарты: проблемы и перспективы развития II Вестник ФГБОУ ВПО МГАУ. - С. 7-11. - URL: https ://cyberleninka. ru/article/n/professionalnye -standarty-problemy-i-perspektivy-razvitiya.

3. Овсянникова С. К. Организация профориен-тационной работы в школе: метод. пособие. - Нижневартовск, Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. -362 с.

4. Сардушкина Ю. А. Взаимодействие школы и вуза как фактор повышения результативности профориентаци-онной работы: автореф. дис. 13.00.01 канд. пед. наук. - URL: http ://www. dissercat. com/content/vzaimodeistvie -shkoly-i-vuza-kak-faktor-povysheniya-rezultativnosü-proforientatsionnoi-rabo.

5. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. I E. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряж-ников. - 2-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2016. - 496 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.