УДК 37.048.45
Ю.А. Сардушкина
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Л.И. Фишман
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СРЕДИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В РАМКАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА И ШКОЛЫ
В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение сформированности у старшеклассников умения делать выбор, условий образовательного процесса, способствующих развитию данного умения. Предложен возможный способ повышения результативности проведения профориентационной работы через организацию взаимодействия вуза и школы, особое внимание уделено созданию соответствующих организационно-педагогических условий.
Умение делать выбор, профессиональная ориентация, профильное обучение, взаимодействие вуза и школы, организационно-педагогические условия.
The article presents the results of the research aimed at studying high school students’ ability to make a choice and educational conditions which contribute to this ability. A possible way of making professional guidance more effective on the basis of well-structured cooperation between school and university is offered, particular attention is given to the creation of proper organizational and educational conditions.
Ability to make a choice, professional guidance, specialized education, cooperation between school and university, organizational and educational conditions.
Выбор профессии - первое звено в цепи последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным
продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием. С него начинается самостоятельный жизненный путь человека. Но, к сожалению, проблема выбора профессионального и жизненного пути со всей остротой встает перед человеком в том возрасте, ког-да он, как правило, до конца еще не осознает всех отдаленных последствий принятых в юности решений. Профессиональные планы в юношеском возрасте весьма расплывчаты, аморфны, имеют характер мечты. Подросток чаще всего воображает себя в разных эмоционально привлекательных для него профессиональных ролях, но окончательный психологически обоснованный выбор профессии сделать не может. Неудовлетворенность реально наступившим будущим стимулирует развитие рефлексии -осознания собственного «Я» (кто я? каковы мои способности? каков мой жизненный идеал? кем я хочу стать?) [2].
В данной ситуации старшекласснику самостоятельно развивать умение делать выбор очень сложно. Для этого и существует профессиональная ориентация - система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве [2], [7], [9]. На сегодняшний день наиболее распространенными направлениями работы в сфере профориентации являются:
- профессиональное просвещение -ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой
деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми
профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
- профессиональное консультирование -
оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление или рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих их психологическим,
психофизиологическим, физиологическим
особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
- психологическая поддержка - методы, способствующие снижению психологической напряженнос-ти, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем [7].
Работа по этим направлениям проводится в областных или городских центрах профессиональной ориентации, в различных кружках и секциях, дающих возможность учащимся развивать свои способности, приобретать дополнительные умения и навыки. Но более лучшие условия для плановой, системной профориентационной работы можно создать на базе старшей школы. И так как на сегодняшний день старшая школа не может быть «непрофильной» [5, с. 5], то именно профильное обучение позволяет «более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» [4]. Через профилизацию старшей школы учащимся предоставляется возможность «спроектировать свое будущее и сформировать
необходимые ресурсы для осуществления осознанного профессионального выбора» [5, с. 10].
Соответственно, одним из результатов
эффективного профильного обучения должно являться - «умение делать выбор» [5, с. 10], т.е.:
- умение анализировать мотивы выбора;
- умение анализировать внешние условия;
- умение прогнозировать и оценивать результаты выбора.
Это умение является одним из основных необходимых ресурсов для осуществления осознанного выбора профессии.
С целью изучения сформированности у учащихся старших классов умения делать выбор, а также организационно-педагогических условий
образовательного процесса, необходимых для проведения результативной профориентационной работы, было проведено эмпирическое исследование.
В процессе проводимого исследования применялся комплекс методов, адекватных поставленной цели, в том числе интервью, и контент-анализ.
«Интервью (от англ. Interview - беседа) - один из основных видов опроса через беседу, которую проводит исследователь по заранее намеченному плану либо с одним лицом, либо с группой» [3]. Их ответы служат материалом для последующего анализа, интерпретации и обобщения, в совокупности с материалом, полученным другими методами.
Контент-анализ - это «метод сбора количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах. Слово „контент“ означает содержимое (или содержание) документа. Под документом при этом понимается официальный текст (типа инструкции или правового закона), а также все написанное или произнесенное, все, что стало коммуникацией» [1, с. 4].
Исследование проходило в течение всего учебного года на базе заранее определенных образовательных учреждений (ряда школ и гимназии) г. Самара.
В начале учебного года было проведено интервьюирование завучей этих образовательных учреждений. Все завучи признали, что в школе необходимо реализовывать профориентационную программу, направленную на развитие умения учащихся делать самостоятельный выбор. Это связано с тем, что, по их наблюдениям, в ситуации выбора у старшеклассников возникают сложности, относящиеся к умению этот выбор совершать.
Большинство завучей считают целесообразным начинать профориентационную работу с 9-го класса, объясняя это тем, что в конце 9-го класса учащиеся должны определиться с дальнейшим профилем обучения либо принять решение о продолжении образования в учреждениях, дающих среднее профессиональное образование. А их опыт работы показывает, что на сегодняшний день к концу обучения в 9-м классе учащиеся не готовы делать
осознанный самостоятельный выбор. И, соответственно, уже в 9-м классе завучи видят необходимость в реализации программы, развивающей это умение, с обязательным продолжением в 10-м, 11-м классах, но уже на более углубленном уровне. Часть завучей, опираясь на огромный опыт работы в школе, предлагает начинать реализовывать задачи профориентации с 1го класса с помощью программы «Знакомство с миром профессий», а начиная с 8-го класса, в течение 4 лет на более углубленном уровне -профориентационную программу, способствующую развитию умения делать выбор. Остальные завучи считают, что оптимальным для начала реализации профориентационной программы является 10-й класс, поскольку у учащихся к этому возрасту есть представление о том, что им интересно/неинтересно, к чему есть способности, занятие в какой сфере деятельности приносит удовлетворение. Полученная информация позволила нам сделать вывод о том, что у старшей школы есть необходимость в проведении профориентационной программы, направленной на развитие умения у учащихся делать
самостоятельный выбор, и оптимальный вариант, реально осуществимый в современных условиях, для начала ее реализации - это или 9-й или 10-й класс.
На вопрос о том, достаточно ли в школе соответствующего кадрового ресурса для реализации профориентационной программы, все завучи ответили, что на сегодняшний день его недостаточно. На их взгляд, этот вопрос поможет решить сотрудничество с высшей школой: вузовские преподаватели через непосредственное
взаимодействие со специалистами-практиками смогут наилучшим образом разработать и реализовать профориентационную программу. Таким образом, мы видим, что в настоящее время старшая школа заинтересована в выстраивании взаимодействия с высшей школой, в результате которого будет решен как кадровый вопрос (по соответствующему направлению работы), так и вопрос, касающийся разработки и реализации профориентационной программы.
Результаты исследования, полученные нами вследствие проведенного контент-анализа, подтвердили высказывания завучей о том, что у учащихся к концу 9-го класса, а также при дальнейшем обучении в 10-м классе в ситуации выбора (в данном случае речь идет о профессии) возникают сложности, связанные с умением этот выбор делать.
Мы проводили исследование среди учащихся 10-х классов. Из всех испытуемых только 32 % с меньшими сомнениями могут сказать, какую профессиональную сферу они выбирают. 40 % учащихся выбрали для себя несколько приоритетных сфер деятельности, не зная какой из них отдать предпочтение, какие критерии при выборе использовать. 28 % учащихся вообще не знают, какую профессию выбрать. В своих работах они пишут о том, что возникают большие трудности с
тем, как выбирать; они не знают, чем руководствоваться, совершая выбор профессии. Некоторые открыто признают следующее: несмотря на возникшие затруднения в выборе профессии, задумываться об этом вопросе начнут только после окончания 10-го класса либо рассчитывают на то, что данный выбор им помогут совершить родители. Полученные результаты говорят о возникновении у учащихся сложностей с проектированием своей дальнейшей образовательной и профессиональной деятельности, с умением анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений, с умением прогнозировать результат выбора и последствий совершаемого выбора.
Находясь в ситуации выбора профессии, только 28 % испытуемых задумываются о внешних условиях, под которыми, в частности, мы подразумеваем: умение анализировать ситуацию на рынке труда и учитывать то, какие специальности востребованы на сегодняшний день и будут востребованы через несколько лет. Умение анализировать внешние условия, учитывать их является одним из необходимых факторов, позволяющих сделать выбор наиболее осознанным. Из полученных данных видно, что в этом направлении, в рамках реализации
профориентационной программы, также необходимо проводить работу.
Изучение суждений завучей и проведенный контент-анализ работ школьников показали, что старшей школе необходима помощь, направленная на повышение эффективности проводимой профориентационной работы и связанная в том числе с созданием соответствующих организационно-педагоги-ческих условий. Как было указано выше, оптимальным вариантом для решения этого вопроса является выстроенное взаимодействие с высшей школой. У школы есть потребность в высокопрофессиональных специалистах, которые на должном уровне смогут провести
профориентационную работу: будут способствовать развитию у учащихся старших классов умения делать осознанный самостоятельный выбор; разработают и реализуют профориентационную программу, предоставляющую старшеклассникам широту выбора. Потребность вуза (во взаимодействии с общеобразовательным
учреждением) - привлечь к поступлению в него учащихся старших классов. Любому высшему учебному заведению нужны ориентированные на это заведение школьники, самостоятельно осознающие, чего они хотят, понимающие, почему хотят поступать именно в этот вуз и почему выбирают именно это направление подготовки. Только благодаря взаимодействию с такими абитуриентами вуз будет получать ответственного студента, а в дальнейшем удовлетворять потребности общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим профессиональным образованием, в научнопедагогических кадрах высшей квалификации.
При рассмотрении содержательной стороны организации взаимодействия вуза и школы (организационно-педагогических условий этого сотрудничества), в первую очередь вуз должен предоставить школе профориентационную программу, состоящую из модулей, дать возможность учащимся выбрать несколько модулей из предложенных и пригласить преподавателей, которые смогут провести эту программу. Предоставление старшеклассникам широты выбора -обязательное условие результативной реализации профориентационной программы. Один модуль программы - это один элективный курс. Элективные курсы (курсы по выбору учащихся) [6]
сориентированы на более полное удовлетворение индивидуальных познавательных потребностей и интересов старшеклассников, они направлены на формирование умений и способов деятельности, связанных с решением практических задач, на получение дополнительных знаний, на приобретение соответствующих результатов, востребованных в профессиональном образовании и на рынке труда.
Помимо реализации модульной
профориентационной программы, в течение учебного года в рамках сотрудничества вуза и школы возможно следующее взаимодействие:
- участие сотрудников вуза, по просьбе администрации школы, в родительских всеобучах, посвященных темам, актуальным для учащихся старших классов и их родителей;
- проведение представителями вуза
индивидуальной работы с родителями и учащимися старших классов по вопросам профориентации;
- участие сотрудников вуза в школьных
ярмарках профессий, в рамках которых вузам предоставляется возможность презентовать себя, а учащимся, проанализировав полученную
информацию, сделать выбор более осознанным;
- организация для старшеклассников и их
родителей Дней открытых дверей, проводимых на базе вуза, предоставление им возможности познакомиться с профессорско-преподавательским составом высшей школы и получить ответы на все интересующие вопросы, в том числе
непосредственно о самом вузе, его истории,
традициях, перспективах развития и реализуемых в нем специальностях и направлениях подготовки;
- организация и проведение высшей школой совместно с органами образования конкурсов, олимпиад, конференций для учащихся старших классов;
- оказание помощи старшеклассникам со стороны профессорско-преподавательского состава вуза по вопросам проведения научной работы;
- проведение экскурсий для учащихся старших классов на рабочие места. Экскурсия является важнейшей формой по ознакомлению старшеклассников с организацией производства, с техникой, технологией и основными профессиями различных предприятий;
- организация встреч со специалистами -представителями разных профессий. Это одна из
возможностей проведения ознакомительной профориентационной работы, а также возможность обратить внимание учащихся на профессии, необходимые региону, в котором они собираются начинать свою профессиональную деятельность.
При создании данных организационно-педагогических условий между вузом и школой происходит «взаимовыгодный обмен» [8]. Вуз удовлетворяет интересы школы и старшеклассников через создание соответствующих организационно-педагогических условий, в том числе через реализацию модульной профориентационной программы. Школа, предоставляя возможность преподавателям вуза заниматься с аудиторией старшеклассников с целью ориентации их на профессии, к работе по которым готовят в данном вузе, удовлетворяет интересы высшей школы. Таким образом, через согласованное взаимодействие вуза и школы удовлетворяются интересы этих двух сторон, а также повышается результативность проводимой профориентационной работы среди учащихся старших классов.
Литература
1. Гудзовская, А. А. Контент-анализ как метод эмпирических и прикладных исследований в психологии / А. А. Гудзовская. - Самара, 2007.
2. Зеер, Э.Ф. Профориентология: Теория и практика / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. - М.; Екатеринбург, 2004.
3. Методы и методика педагогического исследования.
- URL: http://paidagogos.com/
4. Об утверждении Концепции профильного обучения
на старшей ступени общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 2783. - URL:
http://www.edu.ru/db/mo/Data7d 02Z2783.html
5. Организация профильного обучения в форме индивидуальной образовательной траектории на старшей ступени общего образования: метод. рекомендации / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, И.С. Фишман, О.В. Чуракова; под ред. Е.А. Когана. - Самара, 2007.
6. Профильное обучение: Типовые профили / под ред. А. А. Кузнецова. - М., 2005.
7. Федеральный портал «Российское образование». -URL: http://www.edu.ru/abitur/act.15/index.php
8. Фишман, Л.И. Механизмы общественного управления образовательным учреждением / Л. И. Фишман, М.Ю. Иванов. - Самара, 2007.
9. Чистякова, С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников / С.Н. Чистякова; под ред. В.А. Сластенина. - М., 1983.