Научная статья на тему 'Профориентационная работа. Новый подход к развитию культуры выбора профессионального образования'

Профориентационная работа. Новый подход к развитию культуры выбора профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профори­ентация / практика / мульти­медийный подход / профессио­нальные пробы / career guidance / practice / multimedia approach / professional tests / кәсіптік бағдар / практика / мультиме­диялық тәсіл / кәсіби сынама­лар

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильченко Е.В.

В современном мире профессиональное образование является главным звеном в формировании культуры и призвано удовлетворять потребности общества и государства. Для того чтобы достичь качественного уровня подготовки будущих кадров, необходимо начинать работу еще на ранних этапах, в тот самый период, когда молодые люди являются школьниками. Правильно проведенная программа профессионального ориентирования с учениками школ поможет определиться будущим студентам с выбором профессии и обеспечить рост результативности дальнейшего обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Career guidance work. A new approach to the development of culture of the choice of vocational education

In the modern world, vocational education is the main link in the formation of culture and is designed to meet the needs of the society and the state. In order to achieve a high-quality level of training of future specialists, it is necessary to start work at an early stage, at the very period when young people are schoolchildren. A properly conducted professional orientation program for schoolstudents will help future students decide on the choice of profession and ensure the growth of the effectiveness of further education.

Текст научной работы на тему «Профориентационная работа. Новый подход к развитию культуры выбора профессионального образования»

122

Педагогическая наука и практика

УДК 377.5

ГРНТИ 14.33.01

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА.

НОВЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРЫ

ВЫБОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аңдатпа

Қазіргі әлемде кәсіптік білім беру мәдениетті

қалыптастырудың негізгі буыны болып табылады және қоғам мен мемлекеттің қажеттіліктерін

қанағаттандыруға арналған. Болашақ кадрларды

дайындаудың сапалы деңгейіне жету үшін жұмысты ерте жастан, яғни жастар мектеп оқушысы

болған кезеңде бастау қажет. Жақсы жасалған

бағдарлама мектеп оқушыларымен кәсіптік

бағдар беру болашақ студенттерге мамандық

таңдауда шешім қабылдауға көмектеседі және

одан әрі білім беру тиімділігінің өсуін қамтамасыз етеді.

Аннотация

В современном мире профессиональное образование является главным звеном в формировании культуры и призвано удовлетворять потребности общества и государства. Для того чтобы

достичь качественного уровня подготовки будущих кадров, необходимо начинать работу еще

на ранних этапах, в тот самый период, когда молодые люди являются школьниками. Правильно

проведенная программа профессионального ориентирования с учениками школ поможет определиться будущим студентам с выбором профессии

и обеспечить рост результативности дальнейшего обучения.

Annotation

In the modern world, vocational education is the

main link in the formation of culture and is designed

to meet the needs of the society and the state. In

order to achieve a high-quality level of training

of future specialists, it is necessary to start work

at an early stage, at the very period when young

people are schoolchildren. A properly conducted

professional orientation program for schoolstudents

Ильченко Е.В.,

мастер производственного

обучения,

Костанайский

строительный колледж,

г.Костанай

Негізгі сөздер: кәсіптік

бағдар, практика, мультиме­

диялық тәсіл, кәсіби сынама­

лар.

Ключевые слова: профори­

ентация, практика, мульти­

медийный подход, профессио­

нальные пробы.

Keywords: career guidance,

practice, multimedia approach,

professional tests.

1(39)/2023

Педагогическая наука и практика

123

Есть люди золотого склада –

И их всё больше в наши дни.

Не ради славы и оклада

Геройски трудятся они!

И не корысть, и не нажива,

Зовут на подвиги людей,

А цель высокого порыва

И вера в торжество идей!

С. Михалков

В современных условиях молодому

человеку необходимо, завершая определенный этап своей жизни, определить дальнейший путь, причем ответственность за выбор ложится на его

собственные плечи. Выбор профессии

– это второе рождение человека. Насколько важно определиться в выборе

любимого дела, найти свое место там,

где вы займете, быть может, свою первую профессиональную должность

– все это зависит от того, насколько

грамотно проводится профориентационная работа [1 с. 58].

Довольно трудно из огромного множества профессий выбрать одну, ту, что

будет полностью соответствовать его

предназначению. С целью повышения

уровня информированности молодёжи

по основам выбора профессии ежегодно организации ТиПО проводят профориентационную работу во всех школах региона. Работа профориентатора

здесь играет ключевую роль. Общаясь

с молодежью, ему необходимо выявить

уровень компетентности школьника о

содержании профессий, рассказать о

перспективах работы, помочь отобрать

наиболее подходящие варианты и принять решение в выборе учебного заве1(39)/2023

дения.

«Развитие рынка образовательных

услуг привело к серьезным изменениям в сфере образования: появилась и

продолжает усиливаться конкурентная

борьба между образовательными учреждениями, существенно изменились

требования и ценности потребителей

(целевых аудиторий). Все эти факторы

диктуют необходимость организации

и ведения маркетинговой и рекламной

деятельности учебных заведений» [2 с.

110].

На сегодняшний день рынок образовательных услуг отличается высоким

уровнем конкуренции. В связи с этим

возникает необходимость распространения рекламы в любой форме. Для

того, чтобы наглядно представить профессии, разрабатываются и издаются

информационно-рекламные материалы

(буклеты, электронные презентации,

видеоролики), которые размещаются

на сайте колледжа, так как именно он

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

является активно используемым ресурсом среди потенциальных абитуриентов и родителей, а так же демонстрируются при проведении выездных встреч

с выпускниками общеобразовательных

школ. Во время таких мероприятий

проводится опрос и анкетирование будущих студентов, которые помогают

определить, какое профессиональное

будущее он видит перед собой, какие

навыки он должен освоить, чтобы реа­

лизовать свои возможности и эффективно применить их в жизни.

Для того чтобы поддерживать интерес к учебному заведению, ведется

активная работа в социальных сетях.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

will help future students decide on the choice of profession and ensure the growth of the

effectiveness of further education.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

124

Педагогическая наука и практика

Созданы страницы в INSTAGRAM,

VK, FASEBOOK, YouTube где регулярно выкладывают посты и вирусные ролики. Это позволяет колледжу сформировать собственный имидж и привлечь

внимание абитуриентов.

Не секрет, что молодое поколение

уже не особо питает интерес к печатной литературе, и классическими тес­

тами их не заинтересовать. Нужно чтото новое, идущее в ногу со временем.

Задачей профориентаторов колледжей

является найти такой формат, который

будет вовлекать школьников с первой

минуты. Таким примером может похвастаться Костанайский строительный

колледж. Проект «День открытых дверей» в Minecraft стал лучшим по мнению экспертов Костанайской области.

Преподавателям и студентам удалось

воссоздать точную копию колледжа и

пригласить туда потенциальных абитуриентов. Для школьников не возникло

никакого труда быстро ориентироваться в виртуальном пространстве, они

находились, как говорится, «в своей тарелке». Такая идея вызвала восторг не

только у молодых людей, а также и у

родителей школьников.

Еще одним эффективным способом

профориентационной работы является период прохождения профессио­

нальных проб. Погружение в среду,

специально смоделированную под конкретную профессиональную отрасль,

позволяет «прощупать» и ощутить на

себе все тонкости специальности. Это

даёт возможность понять, насколько

комфортно молодёжь чувствует себя в

предложенной профессии, возник ли

интерес, насколько профессиональная

среда вдохновила школьников. Здесь

молодые люди могут раскрыть свой

потенциал, развеять туман над тем,

что на самом деле таится за той или

иной специальностью, вовлечься в профессию и прикоснуться к ней своими

руками, почувствовать себя важным

и полезным для своего государства.

Прохождение цикла профессиональных проб помогает ответить на один

из важных вопросов – в каком направлении развиваться и помочь молодому

поколению наметить свой профессиональный путь.

Среди множества вариантов проведения профориентации положительные

результаты показывают и так называе­

мые «Экскурсии в профессию». Задача состоит в организации экскурсии

для школьников на строительные объекты города. Работа по организации

не малая, но зато точно раскрываются

все стороны строительных специальностей. Для ребят проводят экскурсию мастера и бригадиры строительных объектов. В большинстве случаев

специалистами на участках работают

выпускники нашего колледжа, и кто,

как не они, могут точнее рассказать о

перспективах профессии и в общем

строительной отрасли.

Современный рынок труда диктует

свои требования к выбору образования, так как здесь сталкиваются интересы будущих специалистов и работодателей. Сегодня учреждения среднего

профессионального образования имеют постоянные базы для прохождения

производственных практик. Именно

они помогают увидеть наглядно, как

можно зарабатывать, будучи квалифицированным специалистом. Прохождение производственной практики дает

возможность оценить студенту уровень

своей компетентности и способности

1(39)/2023

Педагогическая наука и практика

1(39)/2023

ность будущим членам общества.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Вдовиченко В.П. «Работники XXI

века: роль общества и библиотек в профессиональном самоопределении молодого поколения» // Юношеские биб­

лиотеки России. 2006. - № 4(39). - С.

91-97.

2.Баталова О.С. Специфика маркетинговых коммуникаций на рынке образовательных услуг / О.С. Баталова. - Текст: непосредственный //

Экономическая наука и практика: материалы I Междунар. науч. конф. (г.

Чита, февраль 2012 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. - С.

110-114. - URL: https://moluch.ru/conf/

econ/archive/14/1867/ (дата обращения:

26.06.2023).

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

адаптироваться к процессу производства. Каждый школьник должен быть

четко уверен, что профессия, которую

он выбрал, будет ценна и востребована на рынке труда! Проводя агитацию

школьников, мы рассказываем о перспективах, которые получают ребята,

получившие образование в Костанайском строительном колледже. Многие

студенты, проявившие себя на производственных практиках, гарантированно трудоустраиваются и имеют достойную заработную плату, а также имеют

возможность расти по карьерной лестнице и в дальнейшем обучаться в ВУЗе

за счет строительной компании. Преимуществом колледжа является программа дуального обучения, по которой

обучаются выпускники рабочих специальностей и получают квалификацию

"техник-строитель"за счет организаторов проекта. Кроме того, программа

предусматривает стипендию для студентов. Всё это мотивирует молодёжь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к принятию самого важного решения в

жизни: кем он хочет стать и каких высот добиться в сфере своей деятельности!

Резюмируя изложенное, хочется отметить, что от правильно организованной профориентационной работы

зависят будущие успехи и дальнейшая

судьба наших молодых специалистов.

Реформы профессионального образования требуют от нас перехода к качественно новой профессиональной подготовке кадров, способных эффективно

работать в современных рыночных условиях. Наша страна стремительно

развивается, и задача всех педагогов

помочь определиться с выбором специальности и заложить профессиональные основы, помочь обрести уверен-

125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.