Научная статья на тему 'Профессиональное ориентирование обучающихся в школе: состояние и проблемы'

Профессиональное ориентирование обучающихся в школе: состояние и проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проф­ориентация / профессия / профориентация в школе / методика / career gui­dance / profession / career guidance at school / methods / кәсіптік бағдар / кәсіп / мектептегі кәсіптік бағдар / әдістеме

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Есенгулов К.М.

В статье рассматривается одна из актуальных тем современной профориентационной работы в организациях среднего образования – это состояние и инклюзивность в общеобразовательной школе. На примере таких стран, как Сингапур и Япония, показаны плюсы и минусы профориентации учащихся в школах. В целях рассмотрения нынешнего состояния профессионального ориентирования обучающихся в школах, автором было проведено исследование методов профориентации учащихся в выше названных странах, так как ученики данных стран набирают высокие результаты по математике и естественным наукам. В статье предоставлены результаты исследования профориентации учащихся, в частности преимущества и недостатка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the modern career guidance work in secondary educational organizations inclusivity in a comprehensive school. The example of countries such as Singapore and Japan shows the pros and cons of the students’ career guidance at schools. In order to think of the current state of vocational orientation of students at schools, the author studied the methods of career guidance of students in the above-mentioned countries, as students in these countries gain high results in Mathematics and Science. The article shows the results of the study of student career guidance, in particular the advantages and disadvantages.

Текст научной работы на тему «Профессиональное ориентирование обучающихся в школе: состояние и проблемы»

Педагогическая наука и практика

115

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ

ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ:

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

Аңдатпа

Бұл мақалада орта білім беру ұйымдарындағы заманауи

кәсіптік бағдар берудің өзекті тақырыптарының бірі – бұл жалпы білім беретін мектептердегі жағдай және инклюзивтілік.

Сингапур, Жапония сияқты елдердің мысалында мектептердегі оқушыларға кәсіптік бағдар берудің оң және теріс жақтары

қарастырылады. Мектептердегі оқушыларға кәсіптік бағдар

берудің қазіргі жағдайын қарастыру мақсатында автор жоғарыда аталған елдердегі оқушыларға кәсіптік бағдар беру әдіс­

теріне зерттеу жүргізді, өйткені бұл елдердің оқушылары математика және жаратылыстану ғылымдары бойынша жоғары

нәтижелерге қол жеткізеді. Мақалада оқушылардың кәсіптік

бағдарын зерттеу нәтижелері, атап айтқанда олардың жағдайы

мен жетіспеушіліктері келтірілген.

Аннотация

В статье рассматривается одна из актуальных тем современной профориентационной работы в организациях среднего образования – это состояние и инклюзивность в общеобразовательной школе. На примере таких стран, как Сингапур

и Япония, показаны плюсы и минусы профориентации учащихся в школах. В целях рассмотрения нынешнего состояния

профессионального ориентирования обучающихся в школах,

автором было проведено исследование методов профориентации учащихся в выше названных странах, так как ученики

данных стран набирают высокие результаты по математике и

естественным наукам. В статье предоставлены результаты исследования профориентации учащихся, в частности преимущества и недостатка.

Annotation

The article considers the modern career guidance work in

secondary educational organizations - inclusivity in a comprehensive

school. The example of countries such as Singapore and Japan shows

the pros and cons of the students’ career guidance at schools. In

1(39)/2023

Есенгулов К.М.,

педагог-исследователь,

учитель математики,

общеобразовательная

школа № 23 имени

М. Козыбаева,

г. Костанай

Негізгі сөздер: кәсіптік

бағдар, кәсіп, мектептегі

кәсіптік бағдар, әдістеме.

Ключевые слова: проф­

ориентация, профессия,

профориентация в школе,

методика.

Keywords: career gui­

dan­­ce, profession, career

gui­­dance at school, methods.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

УДК 373.1.02

ГРНТИ 14.25.05

116

Педагогическая наука и практика

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

order to think of the current state of vocational orientation of students at schools, the author studied

the methods of career guidance of students in the above-mentioned countries, as students in these

countries gain high results in Mathematics and Science. The article shows the results of the study of

student career guidance, in particular the advantages and disadvantages.

Введение

Цель данной работы – Исследование путей

организации профессиональной ориентации

в школе.

Исследование основано на гипотезе о том,

что успешность профессиональной ориентации старшеклассника во многом зависит от

эффективной профориентации школы.

Объектом исследования является профессиональное становление школьников старшей школы.

Предмет исследования: пути формирования профессионального самоопределения.

Для достижения поставленной цели и

проверки выдвинутой гипотезы необходимо

было решить следующие задачи:

1.Теоретическое изучение данной проблемы.

2.Определить психологический инструментарий для изучения самоопределения

старшеклассников, их осведомленности о

мире профессий, об особенностях рынка труда.

3.Выявить пути профориентационной работы, способствующие повышению эффективности профориентационной работы.

В ходе работы применили методы: наблюдение и сравнение.

Основная часть

Основными тенденциями развития общего

и профессионального образования в Казахстане являются:

• повышение роли общеобразовательных и профессиональных школ в расширении и воспроизводстве интеллектуального

потенциала общества и обеспечении рыночной экономики квалифицированными кадрами;

• поиск и нахождение учебными заведениями собственной ниши на рынке образова-

тельных услуг;

• ориентация образовательных учреждений на удовлетворение местных потребнос­

тей;

• возрождение профессионального обучения и развитие студенчества;

• интеграционные процессы в системах

общего, среднего и высшего профессионального образования.

Проведён сравнительный анализ основных направлений работы по профориентации

в РК, Японии и Сингапуре.

Рынок профориентационных услуг в Рес­

публике Казахстан:

• есть единичные профориентационные

порталы;

• учебно-методические комплексы по

профессиональной ориентации школьников,

которые не легко найти в свободном доступе;

• отдельные тесты в онлайн-режиме или

бланковом виде зарубежных разработчиков;

• большинство частных центров проф­

ориентации;

• частные центры психологической помощи;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• проводятся дни профориентации для

учащихся 9-11 классов (МОН РК ввело с 2016

года День профориентации);

• центры профессиональной ориентации при ВУЗах (работа которых в большинстве носит не объективный и заинтересованный характер лишь одной стороны).

Рынок профориентационных услуг в Японии:

• представление о профессиях еще в

младшей школе;

• каждый год учащиеся 7-9 классов пробуют себя в 16 различных профессиях;

• за 3 года ученики успевают попробовать себя в 48 разнообразных специальнос­тях;

1(39)/2023

• государство оплачивает компаниям

школьные практики;

• работодатели выделяют специалистов;

• после пройденных профессиональных

проб проводится анализ результатов;

• к окончанию школы японский школьник вполне ясно представляет, кем он станет

в дальнейшем.

Рынок профориентационных услуг в Сингапуре:

• сезонных каникул нет, учёба идёт в

два семестра и делится на несколько уровней;

• начальное образование (6-12 лет):

сначала фундаментальный этап: 4 года дети

изучают английский язык, родной язык (китайский, малайский или тамильский); обязательно математику для развития логического

мышления, плюс ко всему в школьную прог­

рамму входят этика, художественный труд,

музыка и физическая культура. Следующие

два года идёт спец подготовка;

• к каким дисциплинам у ребёнка больше тяга – по тем и формируются переводные

экзамены в среднюю школу;

• средняя школа (12-17 лет): по результатам экзаменов дети поступают в средние

школы, образование в которых проходит по

специальным курсам;

• будущее школьника зависит от экзаменов в начальной школе;

• меритократия – система, при которой

положение человека в обществе определяется его способностями и заслугами, а не происхождением – это центральный принцип образования в Сингапуре.

Заключение

Таким образом, основными проблемами

профессионально-трудового выбора в Казахстане на современном этапе считаются:

• в Казахстане только развивается собст­

венная информационная система профориентации на рынке услуг;

• предпочтение быстрой и внешне эффективной профориентации, которая в большинстве случаев начинается только в старшей школе;

1(39)/2023

117

• имеющиеся в РК профориентационные порталы либо представлены одним

тестом, либо опираются на разработки в области системной профориентационной диаг­

ностики в других странах;

• мало частных центров профориентации и практически нет национальных цент­

ров профориентации;

• в школах введены ставки профориентаторов, что позволит уже системно вести

профориентационную работу.

Пути решения вышеуказанных проблем

включают:

• разработка информационного портала

по профориентации для Казахстана, объединяющего систему профориентации, анализа

и прогнозирования спроса на специальности;

• разработка ряда собственных казахстанских диагностических комплексов (этапы раннего профилирования (5-8 классы),

профориентационное сопровождение школьников (9-12 классы), выпускников и абитуриентов, профессиональное перепрофилирование и развитие карьеры для взрослых);

• создание диагностических проф­

ориентационных комплексов, учитывающих

согласованную системную оценку данных,

полученных в ходе непосредственного обследования (субъективный подход) и объективной оценки (внешняя оценка).

ЛИТЕРАТУРА:

1.Саудабаева Г.С. Профессиональная ориентация учащейся молодежи. Учебное пособие. - Алматы: ТОО «Lem», 2008. – 62 с.

2.Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства.

- М.: Издательский центр «Академия», 2003.

- 480 с.

3.Такео Таджура. Введение в современное

образование. Токио: Издательство Fukumura

Publishing Co., Ltd.

4.Держицкая Е.В. Развитие системы образования Сингапура: Дис. ... канд. пед. наук:

13.00.01: Москва, 2004. - 156 c.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Педагогическая наука и практика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.