Научная статья на тему 'Профориентационная деятельность предприятий нефтегазового комплекса Саратовской области (1960-1980-е гг. )'

Профориентационная деятельность предприятий нефтегазового комплекса Саратовской области (1960-1980-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС / ШКОЛА / ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / CAREER GUIDANCE / OIL AND GAS COMPLEX / SCHOOL / INDUSTRIAL TRAINING / PERSONNEL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грибов Роман Викторович

Проанализированы основные формы и методы сотрудничества нефтяных и газовых предприятий Саратовской области с образовательными учреждениями области в условиях 1960-1980-х гг. Предпринята попытка на основе архивных материалов выявить особенности, проблемы и достижения профориентационной работы. Показано, что тесная шефская связь, установившаяся между предприятиями и школами, позволила привлекать выпускников на работу непосредственно на нефтегазовые промыслы или в ряды студентов образовательных учреждений соответствующего профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грибов Роман Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER GUIDANCE AT OIL AND GAS COMPLEX ENTERPRISES OF SARATOV DISTRICT (THE 1960-1980S)

The article analyses the basic forms and methods of cooperation of oil and gas enterprises of Saratov district with educational institutions of the region under the conditions of the 1960-1980s. On the basis of archival materials an attempt is made to identify the features, problems and achievements of career guidance. It is shown that close patronage relationship established between enterprises and schools helped to attract school-leavers to work directly in oil and gas fields or to become students of educational institutions of the relevant specialty.

Текст научной работы на тему «Профориентационная деятельность предприятий нефтегазового комплекса Саратовской области (1960-1980-е гг. )»

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.3.4

Грибов Роман Викторович

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (1960-1980-Е ГГ.)

Проанализированы основные формы и методы сотрудничества нефтяных и газовых предприятий Саратовской области с образовательными учреждениями области в условиях 1960-1980-х гг. Предпринята попытка на основе архивных материалов выявить особенности, проблемы и достижения профориентационной работы. Показано, что тесная шефская связь, установившаяся между предприятиями и школами, позволила привлекать выпускников на работу непосредственно на нефтегазовые промыслы или в ряды студентов образовательных учреждений соответствующего профиля. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/9/2019/3/4.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 3. C. 24-29. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/З/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

XINJIANG PROVINCE IN THE SOVIET-CHINESE RELATIONS (1941-1942)

Volkova Irina Vladimirovna

Amur State University of Humanities and Pedagogy, Komsomolsk-on-Amur mlee1992@mail.ru

The article is devoted to analysing the interaction of the USSR with the National Government of the Republic of China and Sheng Shicai's administration regarding Xinjiang Province in 1941-1942. Characterizing the situation in the Far East at the beginning of the 1940s the author identifies the factors that caused the weakening of Russia's position in Eastern Turkestan, traces changes in the political course of the People's Commissariat for Foreign Affairs. Special attention is paid to the analysis of Chiang Kai-shek's policy aimed to weaken the Soviet influence in North-western China and to consolidate Kuomintang's power in the region.

Key words and phrases: Soviet-Chinese relations; The USSR; foreign policy; Xinjiang; Sheng Shicai.

УДК 94(47)«1970/1980» Дата поступления рукописи: 12.12.2018

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.3.4

Проанализированы основные формы и методы сотрудничества нефтяных и газовых предприятий Саратовской области с образовательными учреждениями области в условиях 1960-1980-х гг. Предпринята попытка на основе архивных материалов выявить особенности, проблемы и достижения профориентацион-ной работы. Показано, что тесная шефская связь, установившаяся между предприятиями и школами, позволила привлекать выпускников на работу непосредственно на нефтегазовые промыслы или в ряды студентов образовательных учреждений соответствующего профиля.

Ключевые слова и фразы: профориентация; нефтегазовый комплекс; школа; производственное обучение; подготовка кадров.

Грибов Роман Викторович

Саратовский социально-экономический институт (филиал) Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова kafedra_epir@ssea. runnet. т

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (1960-1980-Е ГГ.)

В настоящее время мировое сообщество находится в состоянии новой технологической революции. Чтобы не отстать от ведущих мировых держав, России в ближайшее время необходимо перейти к инновационной модели экономики. Эта стратегическая цель, определённая руководством страны, может быть реализована только в условии эффективного использования трудовых ресурсов. Одним из препятствий на этом пути является количественный и качественный разрыв между потребностями экономики в инженерных и рабочих кадрах и их реальным наличием. Так, в некоторых отраслях промышленности дефицит квалифицированных сотрудников составляет 30-70% [25].

Одной из причин кадрового дисбаланса в современной экономике является непривлекательность инженерных и рабочих профессий среди населения, а также малоэффективная система профессиональной ориентации. Эти проблемы были порождены «переходными реформами» 1990-х годов. Их результатом стал тяжелейший экономический кризис, повлекший за собой разрушение производственных мощностей, и, как следствие, стремительный отток квалифицированных кадров в сферу услуг и торговли. Изменилась ситуация на рынке труда: произошел спад интереса к техническим и инженерным специальностям и, как следствие, уменьшилось предложение подобного рода специалистов. Данная тенденция сохранилась и в последующие десятилетия, вплоть до настоящего времени. Экономическое возрождение многих отраслей промышленности в 2000-е гг. сопровождалось не только общим дефицитом инженерных и рабочих профессий, но и нехваткой специалистов среднего и молодого возраста. Перед руководителями предприятий остро встал вопрос как о сохранении имевшихся, так и поиске новых работников, способных овладеть новейшими технологиями.

Актуальность кадрового вопроса в масштабах всей станы подтолкнула Правительство РФ к разработке в 2013 г. «Стратегии по созданию современной системы подготовки рабочих кадров и формированию прикладных квалификаций» [Там же]. Для обеспечения предприятий и организаций сотрудниками, обладающими определённым набором компетенций, характерных для той или иной деятельности, предполагалось активнее развивать сотрудничество с образовательными учреждениями, внедрять механизм государственно-частного партнерства, который уже зарекомендовал себя в других сферах [8]. Следует отметить, что некоторые предприятия накопили опыт взаимодействия с образовательной средой с целью решения кадрового вопроса. Сегодня многие крупные работодатели осознали, что кадры надо растить уже со школы. И новым трендом последних лет стала разработка программ обучения и развития будущих специалистов со школьных

лет. Так, компания «Газпромнефть» создала в регионах присутствия полный цикл подготовки, начиная со школьной скамьи, объединяя образовательные учреждения разных уровней и регионов [4, с. 120].

Одним из направлений реализации «Стратегии» стало формирование современной системы профессиональной ориентации, которая предполагает, прежде всего, работу со старшеклассниками. В старшей школе обучение осуществляется в профильных классах, где особое внимание уделяется изучению учебных дисциплин, соответствующих профилю и обеспечивающих подготовку к Государственной итоговой аттестации (ГИА) в форме Единого государственного экзамена. Именно в 10-11 классах у молодых людей формируются представления о будущей профессии и профессиональной деятельности, происходит сознательный выбор вектора дальнейшего обучения. В этой связи профориентация старшеклассников была и остаётся важнейшим механизмом, обеспечивающим профессиональный выбор индивида. Данное утверждение поддерживают исследователи, отмечающие, что в 1960-1970-х гг. большинство выпускников средней школы, как правило, осуществляли профессиональный выбор на всю жизнь, что обеспечивалось, с одной стороны, экономической и социальной стабильностью [22, с. 36], а с другой - советской образовательной парадигмой [9, с. 125-126].

В современном социуме процесс профессионального самоопределения личности не потерял своей актуальности, однако объективно усложнился ввиду постоянно изменяющейся профессиональной структуры общества, экономической конъюнктуры, правовых норм и других обстоятельств. Коммерциализация высшего образования привела к тому, что развернулась настоящая конкурентная борьба за абитуриентов, без учёта их индивидуальных психофизиологических особенностей и профессиональных склонностей. Кроме того, достаточно часто выбор будущей специальности для абитуриента определяют родители, не только исходя из материального положения, но и на основе определённых стереотипов о перспективности, что впоследствии приводит либо к отсутствию профессионального интереса выпускника к работе, либо вовсе к нежеланию работать по направлению подготовки. Подобная практика стала весьма распространённым явлением в России.

Некоторые субъекты образовательной и профессиональной деятельности, стремясь повлиять на ситуацию, в последние годы стали формировать школьные классы по углубленному изучению отдельных предметов или ориентированные на какую-либо конкретную профессию и деятельность, однако ликвидировать диспропорции на рынке труда пока не удалось. В этой связи актуальным является обращение к положительному опыту советской системы обеспечения кадрами, одним из элементов которой была ориентация старшеклассников на работу в той или иной отрасли народного хозяйства. Безусловно, нельзя отрицать, что сегодня профориентация должна использовать новые методы и подходы, с учётом того, что под воздействием цифровых и информационных технологий существенно изменились и само подрастающее поколение, и общество со всеми подсистемами и институтами. Однако некоторые идеи, заимствованные из прошлого, несомненно, могут быть полезны и в настоящее время, тем более что в СССР эта работа была поставлена на очень высоком уровне.

Цель настоящей статьи - исследовать исторический опыт организации и осуществления профессиональной ориентации школьников на работу в нефтегазовой отрасли Саратовской области, а также показать на конкретном историческом материале возможности взаимовыгодного партнёрства образовательных и производственных структур.

Как известно, с середины 1960-х гг. в областях Нижнего Поволжья обострилась кадровая проблема, обусловленная промышленным и сельскохозяйственным ростом, реализацией государственной стратегии по развитию мелиоративного и нефтегазового комплексов. При этом партия и правительство старались обеспечить квалифицированными и подготовленными кадрами в первую очередь сельское хозяйство [20]. Практически одновременно бурными темпами шла разведка и разработка углеродосодержащих месторождений, создавалась сеть мощных магистральных газо- и нефтепроводов, сооружались подземные газовые хранилища, о чём свидетельствует даже беглый историографический анализ [3; 7; 10]. Саратовская область занимала важное место на топливно-энергетической карте страны: газ в столицу нашего государства поступал по первому магистральному газопроводу «Саратов - Москва», саратовскими углеводородами снабжались местная промышленность и предприятия соседних областей, осуществлялась газификация Поволжья [18].

Открытие и эксплуатация новых нефтяных и газовых месторождений в Саратовском Поволжье сопровождались внедрением прогрессивных достижений науки и техники, в том числе телемеханикой, автоматизированными газоперекачивающими устройствами с системой учёта и другим инновационным оборудованием [6]. Процесс интенсификации труда и обновления средств производства потребовал привлечения в нефтегазовую отрасль представителей новых специальностей. Наиболее востребованы были вышкомонтажники, буровики, операторы по добыче нефти и газа, машинисты компрессорных станций, слесари-ремонтники со среднетехническим образованием, а также инженерно-технический состав и геологи [1; 19]. Нехватка специализированного персонала сформировала объективную потребность в профориентации на уровне среднеобразовательных учреждений. По мнению исследователей, в эти годы школа превратилась в важное связующее звено с производством, а профориентация стала неотъемлемой частью социально-профессионального заказа советского общества [21, с. 54].

Партийное руководство и органы государственной власти старались найти эффективные способы по вовлечению школьников в производственный труд, ориентации их на соответствующие рабочие специальности. Так, 2 февраля 1966 г. вышло Постановление ЦК КПСС, Совета министров СССР «О мероприятиях по расширению обучения и устройству на работу в народное хозяйство молодёжи, оканчивающей общеобразовательные школы в 1966 году» [23]. Решение партии и правительства обязывало руководство республик и областей, предприятий и организаций создавать дополнительно рабочие места, расширять приём в вузы,

техникумы, ПТУ; принять меры к улучшению профессионального обучения подростков и молодежи, в том числе путём укрепления учебно-производственной базы для подготовки рабочих на производстве; обеспечить безвозмездную передачу базовыми предприятиями профессионально-техническим училищам необходимого им оборудования (машин, приборов и механизмов); предусматривались и другие меры, способствовавшие профессиональной ориентации. Своеобразно руководствуясь данным решением, Саратовский обком партии обеспечил для выпускников общеобразовательных школ 1076 рабочих мест в сфере торговли и 320 - в службе быта [5, д. 112, л. 45].

В июле 1976 г. при Верховном Совете РСФСР состоялось заседание комиссии по народному образованию, науке и культуре, на котором был рассмотрен вопрос «О состоянии работы по трудовому воспитанию и профессиональной ориентации школьников в РСФСР». Обсуждению этого вопроса предшествовала всесторонняя проверка деятельности органов народного образования и школ, проведённая в ряде краёв и областей России. За годы девятой пятилетки органы народного образования, педагогический состав школ совместно с трудовыми коллективами предприятий и организаций, под контролем партийных и советских органов проделали немалую работу по совершенствованию трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся. Этому направлению системы подготовки кадров уделялось повышенное внимание со стороны властных структур. Основные вопросы профориентации неоднократно обсуждались на заседаниях коллегии Министерства просвещения РСФСР, республиканских совещаниях и научно-практических конференциях, а на основе принятых рекомендаций разрабатывались конкретные меры, которые затем внедрялись на местах.

Был накоплен опыт совместной работы Министерства просвещения РСФСР с другими министерствами и ведомствами, заинтересованными в успешном решении задач групповой подготовки и профориентации школьников. Например, ежегодно подводились совместные итоги социалистического соревнования автономных республик, краёв и областей за лучшие показатели работы ученических производственных бригад, решался вопрос о присуждении переходящих красных знамён и всевозможных дипломов. Ряд нормативных актов и практических действий был направлен на совершенствование трудовой подготовки школьников, создание необходимой учебно-материальной базы. В результате принятых мер за годы девятой пятилетки в РСФСР улучшилась материальная база трудового обучения в образовательных учреждениях. Мастерских по обработке металла стало больше на 4,9 тыс., по обработке древесины - на 4,7 тыс., швейных мастерских -на 2,5 тыс., кабинетов автодела - на 4,2 тыс., кабинетов механизации сельского хозяйства - на 1,9 тыс., многие школы получили в своё распоряжение разнообразную технику [2, с. 57].

Предприятия объединения «Саратовнефтегаз», как и многие другие организации Саратовской области, включились в профориентационную деятельность и уже во второй половине 1970-х гг. установили контакты с учебными заведениями региона. Флагманом профориентации в нефтегазовой отрасли стало Правобережное нефтегазодобывающее управление (НГДУ), которое оказывало всестороннюю помощь в качестве шефа коллективу восьмилетней школы № 65, а конструкторское бюро (КБ) этого треста сотрудничало со средней школой № 11 г. Саратова.

Важно отметить, что данная работа носила системный и последовательный характер. Чётко просматриваются несколько направлений взаимодействия предприятия и школ, которые в конечном итоге имели про-фориентационный результат. Прежде всего, создавался орган с инструментальными функциями - Совет содружества школы и предприятия, возглавляемый одним из начальников среднего звена со стороны шефов. Благодаря Совету руководство управления находилось в курсе всех дел, планов и проблем образовательного учреждения. Регулярным городским событием в рамках профориентационной работы с участием Совета стал «День школы на производстве», когда представители шефов в лице начальников цехов и лидеров общественных организаций знакомились с жизнью подшефной школы, осматривали учебные кабинеты, а также помогали в решении текущих проблем. В такие дни подводился итог выполнения двустороннего договора между базовым предприятием и образовательным учреждением, намечался план работы на следующий год, объявлялось подразделение, признанное лучшим шефом.

Следующим направлением стала организация встреч ветеранов войны и труда с учащимися школы, проведение цикла лекций для старшеклассников по нефтепромысловой тематике и заседаний школьных научных кружков. Это формировало у учеников интерес к истории нефтяной и газовой промышленности, они знакомились с основными месторождениями углеводородов и их значением в топливном балансе страны и структуре экономики.

Важное практическое значение имели регулярные экскурсии по лабораториям и отделам, на буровые установки и головные сооружения, а также другие подразделения «Саратовнефтегаза». Во время посещений производственных предприятий у подростков формировались представления о спецтехнике повышенной мощности, используемой на месторождениях для транспортировки крупногабаритных грузов, о механическом и автоматическом оборудовании буровых, способах его эксплуатации и ремонта. Визуализация трудового процесса пробуждала интерес к теоретическому обучению и практическому овладению профессией.

Шефство, как правило, проявлялось и в материальной поддержке подопечных. Помощь заключалась в приобретении оборудования для кабинетов и лабораторий, спортивного инвентаря, наглядной агитации. Широкую популярность в те годы приобрели кабинеты по изучению правил дорожного движения со специально оборудованным стендом по проверке знаний. Силами предприятия и за счёт его финансов частично проводился текущий ремонт школ [11-13].

Дальнейшему развитию профориентационной работы способствовало Постановление Верховного Совета СССР «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», принятое

12 апреля 1984 года. Документ предусматривал кардинальное улучшение трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, а также укрепление материально-технической базы учебных заведений. Предполагалось включение учащихся в систематический, организованный труд уже с первого класса. У школ должны были появиться новые базовые предприятия, мастерские, стационарные полевые станы, лагеря труда и отдыха. На приобретение оборудования выделялись материалы, земельные участки, а для обучения направлялись специалисты по профессиям, наставники и передовики производства [24]. Но главной целью преобразований было стремление государства, с одной стороны, помочь школьникам в сознательном выборе именно рабочей профессии, а с другой - обеспечить постоянный приток рабочей силы в экономику.

В рамках реализации реформы в сфере образования, например, в школе № 65 г. Саратова по трудовому обучению и воспитанию школьников проводились разнообразные мероприятия. Между классами было развернуто социалистическое соревнование, в условиях которого значительное место занимал общественно полезный труд, включавший образцовое содержание кабинетов и пришкольных участков, где было дополнительно посажено 350 плодовых деревьев и кустарников и организован регулярный полив. В школе постоянно действовали трудовые объединения по мелкому ремонту здания и мебели. В течение учебного года старшеклассники собирали макулатуру и металлолом, шефствовали над детским садом, библиотекой и пенсионерами, а в летний период трудились в совхозе имени К. Маркса Энгельсского района. Итоги соревнования подводил ученический комитет, олицетворявший самоуправление и самостоятельность учащихся [14]. Саратовская жилищно-коммунальная контора взяла шефство над средней школой № 89 г. Саратова. В рамках этого взаимодействия некоторые уроки труда у юношей старших классов проходили на базе лесопильного цеха, где они получали теоретические знания о работе сложных деревообрабатывающих станков. Для практического выполнения им поручали неквалифицированную, но посильную работу: сложить лес, выгрести опилки, подмести территорию. Девушки посещали теплицу, где им прививали азы агрономических знаний, которые с большой долей вероятности могли пригодиться во взрослой жизни. В свою очередь, рабочие изготовляли для школы лопаты, швабры и прочий инвентарь, зимой заливали каток и делали для него бортовые щиты [15].

Участие в воспитательной работе в рамках реформы общеобразовательной и профессионально-технической школы принимал коллектив Заволжского нефтегазодобывающего управления треста «Саратов-нефтегаз». Подшефной являлась Степновская средняя школа № 1, каждый класс которой был закреплён за конкретным цехом предприятия. Определённую роль в воспитательном процессе и организации школьных мероприятий играл комсомольско-молодёжный педагогический отряд предприятия, работающий в рамках плана, согласованного с педагогическим коллективом школы. Под руководством молодёжи работали кружки и спортивные секции, проходили ежегодные спортивные состязания школьников «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас», «Папа, мама и я спортивная семья», праздники проводов русской зимы и т.п. Традицией стали поездки в областной центр на театральные постановки, цирковые представления, в городской парк культуры и отдыха, причём оплату транспортных расходов трест «Саратовнефтегаз» брал на себя. С 1985 г. на базе производственного обслуживания учащиеся осваивали профессии токаря, слесаря, электромонтера, а на промыслах приобретали навыки работы оператора по добыче нефти и газа [16].

Шефские связи Правобережного НГДУ постоянно расширялись. Было налажено взаимовыгодное сотрудничество со школой № 11 г. Саратова. Помощь оказывалась по всем направлениям, обозначенным государством: финансовая помощь, укрепление материально-технической базы для трудового воспитания и производственного обучения школьников. В 1989 г. управление выделило школе 50 тыс. рублей на создание и техническое оснащение компьютерного класса. С помощью шефов школа обзавелась неплохой базой для обучения «женским» профессиям. Был создан специальный кабинет, оснащённый бытовыми и промышленными швейными машинами, где ученицы, начиная с пятого класса, не только получали практические навыки по специальности «швея-мотористка», но и производили продукцию по договору с Саратовской перчаточной фабрикой. Кроме того, школьницы могли посещать курсы машинописи, приобретали навыки в кулинарии, вязании и оказании медицинской помощи на уровне медсестры.

Для юношей в школе действовал производственный участок, оснащённый станками по дерево- и металлообработке. Продукция, произведённая ученическими руками, имела спрос. В среднем за год школа реали-зовывала изделий на сумму около 7000 рублей. Кроме того, старшеклассники уже в процессе обучения в школе получали специальности техника по ремонту бытовой аппаратуры, автослесаря и водителя автомобиля [17], а также профессиональное образование, необходимое для работы в нефтегазовой отрасли.

Конечно, несмотря на положительные результаты профориентационной работы, оставались некоторые нерешённые вопросы и недоработки с обеих сторон. Имели место случаи, когда кружки и направления профессиональных подготовок в школах открывались лишь формально и существовали недолго. Они были не всегда ориентированы на дальнейшее профессиональное обучение и производственную деятельность, не обеспечивали преемственность трудовой подготовки школьников. Однако подобные явления носили единичный характер и в целом не снижали эффекта от партнёрства учебных заведений и предприятий.

Следует отметить, что специфика развития нефтегазовой промышленности наложила определённый отпечаток на характер взаимодействия с учебными заведениями Саратовской области. Так, в отличие от сельскохозяйственного производства, структурные подразделения «Саратовнефтегаза» не могли осуществлять массовую профориентационную работу с учащимися, так как предприятия располагались только в местах добычи сырья, и их было не так много. Это обстоятельство обусловило точечную целенаправленную работу только с подшефными школами. С другой стороны, исторически добывающая отрасль была «богаче» сельскохозяйственных

предприятий, что обеспечивало первенство в оснащении материально-технической базы школ. Благодаря поддержке со стороны организаций нефтегазового комплекса школьные коллективы совершали своеобразный качественный «прорыв» в деле трудового воспитания и производственного обучения детей. Результаты профориентационной работы были существенные. Выпускники подшефных школ регулярно становились студентами техникумов и средних профессионально-технических училищ, готовящих специалистов для нефтяной промышленности, а также пополняли ряды рабочих местных организаций нефтегазового комплекса. Таким образом, система профориентационной работы среди старшеклассников была организована в отрасли на достаточно высоком уровне и являлась неотъемлемой частью всей кадровой политики.

В настоящее время формирующаяся цифровая экономика предъявляет повышенные требования к уровню подготовки кадров, что актуализирует проблемы профессиональной ориентации школьников, поскольку на сегодняшний момент в России потребности в кадрах определённой профессии в значительной степени не соответствуют карьерным намерениям учащихся. Поэтому необходимо разработать эффективную систему профориентации, которая, с одной стороны, будет направлена на удовлетворение потребностей общества в кадрах и формирование сбалансированного рынка труда, а с другой стороны, учтёт индивидуальный характер и профессиональную самореализацию каждой личности. При этом современные модели профориен-тационной деятельности должны развиваться с учётом национальных традиций и подходов, в том числе использовать наиболее успешные практики и наработки советского прошлого.

Так, по нашему мнению, перспективным в деле подготовки кадров является развитие социального партнерства образовательных и производственных структур, которое возникло и окрепло в 1960-1980-е гг. в процессе профессиональной ориентации учащихся. Сотрудничество школы и предприятия способствовало активизации познавательных способностей учащихся, развитию практических умений и навыков, необходимых им в будущей жизни, профессиональному самоопределению подрастающего поколения. Надо отметить, что подобное социальное партнерство не только возможно, но и необходимо в современных условиях. Оно позволит реализовать определённый заказ работодателей на высококвалифицированных сотрудников, а также отчасти снизит социальную нагрузку государства за счёт материальной поддержки учебных заведений со стороны бизнеса.

Список источников

1. Аксютин О. Е., Лопатин А. С., Васильев Г. Г. Развитие газотранспортной системы и подготовка инженерных кадров // Газовая промышленность. 2010. № 513. С. 13-15.

2. Алексеев А., Рясин В., Шамова Т. Трудовое воспитание и профориентация в школах РСФСР // Народное образование. 1977. № 1. С. 57-63.

3. Быков В. Ю., Ефимова Е. А., Демидова Е. И., Захаров А. В. Из истории Астраханского газового комплекса // Научный журнал Российского газового общества. 2016. № 1. С. 71-82.

4. Горохова И. В., Деменко О. Г., Лопатин Е. Ю. Формирование научно-образовательных кластеров в нефтегазовой отрасли // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. 2016. № 6. С. 118-123.

5. Государственный архив Новейшей истории Саратовской области (ГАНИСО). Ф. 594. Оп. 10.

6. Грибов Р. В. Исторические аспекты производства газоперекачивающего оборудования и обеспечение энергетической безопасности // Экономическая безопасность и качество.2018. №3. С. 57-61.

7. Демидова Е. И., Донин А. Н., Захаров А. В., Ефимова Е. А., Николаев А. Н Из истории газификации в России // Научный журнал Российского газового общества. 2017. № 3. С. 62-68.

8. Демидова Е. И., Захаров А. В., Ефимова Е. А. Частно-государственное партнёрство как фактор возрождения российского села // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 3 (57). С. 107-110.

9. Демидова Е. И., Наумов С. Ю. Проблемы модернизации российского образования // Вестник Саратовского социально-экономического университета. 2013. № 3 (47). С. 125-127.

10. Ефимова Е. А., Демидова Е. И., Захаров А. В. К истории строительства экспортного газопровода «Уренгой - Помары - Ужгород» // Научный журнал Российского газового общества. 2016. № 2. С. 69-78.

11. За нефть и газ. 1981. 27 октября.

12. За нефть и газ. 1982. 20 января.

13. За нефть и газ. 1982. 5 марта.

14. За нефть и газ. 1985. 14 марта.

15. За нефть и газ. 1985. 21 ноября.

16. За нефть и газ. 1987. 26 апреля.

17. За нефть и газ. 1989. 14 декабря.

18. Захаров А. В. Из истории газификации Нижнего Поволжья // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2016. № 3 (62). С. 99-103.

19. Захаров А. В. К вопросу о подготовке кадров высшей квалификации для нефтегазовой отрасли // Факторы успеха. 2018. № 1. С. 140-147.

20. Захаров А. В. Кадровая политика государства в гидромелиоративном строительстве: исторический опыт, проблемы, решения: на материалах Нижнего Поволжья, 1965-1985 гг. Саратов: Изд-во Саратовского государственного социально-экономического университета, 2011. 142 с.

21. Захаров А. В. Результаты профориентационной деятельности в сельских школах Нижнего Поволжья в 1960-е -начале 1980-х годов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 4 (10). Ч. 1. С. 54-58.

22. Минажетдинова А. И. Формы и субъекты довузовской профессиональной ориентации // Труд и социальные отношения. 2011. № 1. С. 36-41.

23. О мероприятиях по расширению обучения и устройству на работу в народное хозяйство молодёжи, оканчивающей общеобразовательные школы в 1966 году [Электронный ресурс]: Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 04.03.1966 № 213. URL: http://sssr.regnews.org/doc/oq/dt.htm (дата обращения: 11.11.2018).

24. Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы [Электронный ресурс]: Постановление Верховного Совета СССР от 12 апреля 1984 года. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_12023.htm (дата обращения: 12.12.2018).

25. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http:///www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&base=LAW&n=256447&div=LAW&rnd=0.6102379997791697#007538395154589006 (дата обращения: 12.12.2018).

CAREER GUIDANCE AT OIL AND GAS COMPLEX ENTERPRISES OF SARATOV DISTRICT (THE 1960-1980S)

Gribov Roman Viktorovich

Saratov Socio-Economic Institute (Branch) of the Plekhanov Russian University of Economics

kafedra_epir@ssea. runnet. ru

The article analyses the basic forms and methods of cooperation of oil and gas enterprises of Saratov district with educational institutions of the region under the conditions of the 1960-1980s. On the basis of archival materials an attempt is made to identify the features, problems and achievements of career guidance. It is shown that close patronage relationship established between enterprises and schools helped to attract school-leavers to work directly in oil and gas fields or to become students of educational institutions of the relevant specialty.

Key words and phrases: career guidance; oil and gas complex; school; industrial training; personnel training.

УДК 94(4+7) Дата поступления рукописи: 17.01.2019

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.3.5

Статья рассматривает переговорный процесс между Европейским Союзом и Россией по вопросу введения безвизового режима. С 1990-х годов произошла активизация двусторонних контактов на самых разных уровнях. Пришло понимание необходимости упрощения приграничных бюрократических процедур. В рамках неоднократных двусторонних переговоров между Россией и ЕС было заключено и проработано множество соглашений об упрощении визовых процедур. Но в силу ряда технических и политических проблем прийти к взаимной отмене виз не удалось. В данной работе изучается весь двусторонний переговорный процесс с учётом новейших событий. Также автор впервые раскрывает сущностные противоречия по вопросу отмены виз с РФ внутри самого Европейского Союза.

Ключевые слова и фразы: визы; безвизовый режим; переговорный процесс; глобализация; саммит.

Зверев Кирилл Александрович, к.и.н.

Костромской государственный университет zwerew.kir@yandex.ru

БЕЗВИЗОВЫЙ РЕЖИМ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В современном мире с нарастанием процессов глобализации всё больше стираются различия между культурами, нациями и государствами. В условиях поступательного экономического развития и увеличения благосостояния население становится более мобильным и активнее перемещается между странами в экономических, образовательных и досуговых целях. Но часто эти процессы тормозятся бюрократическими формальностями, в том числе пограничными преградами. Ежегодно всё большее количество государств заключают договоры о безвизовом пересечении границ, но уже многие годы визовый вопрос остаётся «камнем преткновения» в отношениях между Россией и Европейским Союзом, тормозя развитие контактов на самом разном уровне. И хотя в настоящий момент двусторонние отношения переживают период временного «охлаждения», именно сейчас возникает подходящий момент для анализа причин неудачного исхода переговорного процесса, чтобы избежать их повторения в дальнейшем. Всё больше государств отказываются от виз как средства сдерживания миграционных процессов; в условиях растущей глобализации этот процесс неминуемо произойдёт и между Россией и Европейским Союзом.

Туристический поток между РФ и ЕС несмотря ни на что продолжает нарастать - только за 2018 год Евросоюз принял более 12 млн российских граждан [6]. Чемпионат мира по футболу в России, в свою очередь, привлёк миллионы европейцев. Продолжают реализовываться крупные совместные стратегические проекты -Северный поток 2, образовательные, экономические, политические форумы. В данной связи мы считаем актуальным вернуться на два десятилетия назад и выяснить, какие меры по облегчению визового режима сторонам удалось реализовать, а какие так и остались проектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.