Научная статья на тему 'Опыт сотрудничества Ямальского нефтегазового института (филиал) тюмгнгу совместно с нефтегазовыми предприятиями'

Опыт сотрудничества Ямальского нефтегазового института (филиал) тюмгнгу совместно с нефтегазовыми предприятиями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / VOCATIONAL WORK / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спирин Игорь Сергеевич

В статье раскрывается опыт работы совместно с предприятиями нефтегазового комплекса и вузу в области подготовки новых инженерных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Спирин Игорь Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of cooperation of the Yamal oil and gas Institute (branch) of TSOGU in conjunction with oil and gas companies

The article reveals the experience of working together with the oil and gas companies and the University in the training of new engineering personnel.

Текст научной работы на тему «Опыт сотрудничества Ямальского нефтегазового института (филиал) тюмгнгу совместно с нефтегазовыми предприятиями»

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать скрытый смысл произведения. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать происходящее в единстве содержания и формы. Усложняется понимание героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

При этом, все исследователи отмечают, что развитая форма понимания и восприятия искусства у детей, в отличии от взрослых, ограничена тем, что ребенок понимает искусство в соответствии с интересами, потребностями, знаниями и жизненным опытом своего возраста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуружапов, В.А. Очерки проблем психологической поддержки инновационно-образовательной деятельности школ / В.А. Гуружапов. - М., 2010. - 60 с.

2. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. Библиографический указатель. (1900-2000 г.г.) / под ред. Н.А. Вершининой. - Архангельск, 2002. - 302 с.

УДК 378.1

И.С. Спирин, г. Новый Уренгой

Опыт сотрудничества Ямальского нефтегазового института (филиал) ТюмГНГУ совместно с нефтегазовыми предприятиями

В статье раскрывается опыт работы совместно с предприятиями нефтегазового комплекса и вузу в области подготовки новых инженерных кадров.

Профориентационная работа, сотрудничество.

I.S. Spirin, Novyi Erengoy

Experience of cooperation of the Yamal oil and gas Institute (branch) of TSOGU in conjunction with oil and gas companies

The article reveals the experience of working together with the oil and gas companies and the University in the training of new engineering personnel.

Keywords: vocational work, cooperation.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) в современном мире играет основополагающую роль в обеспечении экономической стабильности страны, поскольку предприятия нефтегазовой промышленности являются локомотивом развития экономики и

оказывают определяющее влияние на все жизненно важные социально-экономические процессы в стране.

Согласно с принятой «Энергетической стратегией России на период до 2020 года» определяющими являются следующие направления инновационного развития нефтегазохимического комплекса:

• разработка и освоение новых технологий;

• рациональное использование разведанных запасов углеводородов;

• ресурсо- и энергосбережение;

• обеспечение расширенного воспроизводства сырьевой базы нефтедобывающей промышленности;

• сокращение потерь на всех стадиях технологического процесса при подготовке запасов, добыче, транспорте и переработке сырья;

• углубление переработки нефти и газа;

• комплексное извлечение и использование всех ценных попутных и растворенных компонентов;

• формирование и развитие новых крупных центров добычи нефти и газа;

• модернизация существующих нефтегазоперерабатывающих и нефтехимических производств.

Вследствие этого существенно возрастает потребность предприятий в высококвалифицированных инженерных кадрах, способных осуществлять разработку, оценку и внедрять инновационные предложения, обладающих экономической грамотностью в организации и управлении производством.

Высшая школа в современных социально-экономических условиях развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) должна, с одной стороны, удовлетворять потребности в инженерных кадрах, а с другой — готовить специалистов, способных быстро осваивать принципиально новые технологические процессы и производства. Это предопределяет необходимость быстрой корректировки содержания профессиональной подготовки и разработки новых образовательных программ. Проектирование образовательных программ невозможно без государственно-частного партнерства между вузами, предприятиями реального сектора экономики и органов государственной власти.

Для современного рынка труда взаимодействие вуза, в особенности технического, с профильными предприятиями и организациями более чем актуально. Прежде всего, потому, что вузовское образование со своими внутренними стандартами всё чаще не соответствует требованиям быстро меняющейся и развивающейся реальной экономики.

Современные вузы в идеале должны формировать общетеоретическую базу производственной квалификации, а в тесном сотрудничестве с предприятием - основные представления о профессии и начальные профессиональные навыки.

В последние время крупные российские компании нефтегазовой отрасли все больше заинтересованы в притоке высококвалифицированных специалистов на свои производства. Являясь инициаторами сотрудничества с опорными вузами, активно участвуют в образовательном процессе, связывая успешное развитие компании не только с модернизацией и внедрением новых технологий в производстве, но и с наличием системы подготовки высококвалифицированных специалистов. В этой связи главной составляющей

частью стратегии развития нефтегазовых компаний становится формирование кадрового потенциала.

Одним из примеров успешного сотрудничества вузов в области профессиональной подготовки инженерных кадров является система взаимодействия с крупнейшими предприятиями нефтегазовой отрасли.

На протяжении многих лет Тюменский государственный нефтегазовый университет по праву считается кузницей кадров для ТЭК. Так, более половины всех выпускников страны нефтегазового направления - выпускники университета. На основании ежегодного рейтинга вузов РФ (Рейтинговое агентство «Эксперт РА») университет уверенно входит в ТОП-20 вузов по востребованности выпускников работодателями.

Университет является единственным техническим вузом Тюменской области, готовящим инженеров для ведущих нефтегазовых компаний. Поэтому взаимодействию с предприятиями и организациями уделяется особое внимание.

ТюмГНГУ является одним из больших вузов России по числу студентов (более 32 тысяч студентов) и по структуре куда в ходят 4 института, 6 филиалов (2 в ЯНАО, 4 в ХМАО), 3 колледжа и лицей. Университет ведет обучение более чем по 30 направлениям подготовки.

Ямальский нефтегазовый институт (филиал) Тюменского государственного нефтегазового университета в г. Новом Уренгое с 1982 года ведет подготовку специалистов для нефтегазовой отрасли.

Филиал начал свою работу как опорный пункт заочного факультета Тюменского индустриального института с целью улучшения качества подготовки инженерных кадров без отрыва от производства для газодобывающей промышленности северных районов Тюменской области.

За это время в стенах института было подготовлено более 12 тысяч специалистов разного уровня и профиля.

Эта работа велась и ведется в тесном сотрудничестве с предприятиями ОАО «Газпрома» в том числе с градообразующими предприятиям г. Нового Уренгоя: ООО «Газпром добыча Уренгой», ООО «Газпром добыча Ямбург», ООО «Газпром переработка» и др.

Сотрудничество осуществляется в рамках долгосрочных стратегических комплексных договоров между вузом и предприятиями. Комплексные договоры о сотрудничестве регулируют полноформатное взаимодействие по таким направлениям, как:

• подготовка специалистов и рабочих;

• переподготовка и повышение квалификации специалистов предприятия;

• организация стажировок преподавателей вуза на предприятиях; организация практик студентов;

• трудоустройство молодых специалистов;

• организация и проведение научных исследований;

• подготовка научных кадров предприятий высшей квалификации, через аспирантуру и докторантуру;

• развитие материально-технической базы университета;

• проведение совместных мероприятий в социально-культурной сфере,

• профориентационная работа и др.

Планы работы в рамках подписанных договоров о сотрудничестве ежегодно корректируются, подводятся итоги работы, анализируются результаты.

Ведущие специалисты предприятий привлекаются к работе в качестве руководителей практик, курсовых и дипломных проектов, для чтения лекций, в качестве членов государственных аттестационных комиссий.

Так, на протяжении многих лет Андреев Олег Петрович (ген. директор ООО «Газпром добыча Ямбург») являлся профессорам кафедры естественнонаучных общетехнических дисциплин Ямальского нефтегазового института, Арабский Анатолий Кузьмич (ведущий геолог ООО «Газпром добыча Ямбург») является действующим профессорам кафедры естественно-научных общетехнических дисциплин Ямальского нефтегазового института и др.

В рамках Дней компаний, научно-практических конференций, газовых форумах, происходит предварительное общение студентов и работодателей, знакомство студентов со структурой и работой предприятия. Участие в подобных мероприятиях позволяет работодателям вести профориентационную работу и привлекать в компании перспективных студентов.

ООО «Газпром добыча Ямбург» и ООО «Газпром добыча Уренгой» выплачивают именные стипендии на конкурсной основе лучшим студентам филиала и базового вуза. За последние 5 лет стипендиатами ООО «Газпром добыча Ямбург», ООО «Газпром добыча Уренгой» стали более 50 студентов Ямальского нефтегазового института.

На протяжении многих лет в Ямальском нефтегазовом институте существует фонд профессоров Арабского А.К. и Адреева О.П. для поощрения студентов за выдающееся успехи: в учебе, науке, творчестве и спорте. За последние пять лет стипендию получили более 220 студентов Ямальского нефтегазового института.

Под патронажем ООО «Газпром переработка» на протяжении ряда лет ежегодно проводятся интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» среди школьников и студентов, где участники могут проявить свои командные, интеллектуальные и познавательные качества. Игры проходят три раза в год в октябре, ноябре, декабре.

Учитывая проблемы современной рыночной ситуации, руководители многих нефтегазовых предприятий осознают, что подготовка кадрового резерва компании начинается в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях. С целью формирования условий для притока талантливой, профессионально подготовленной молодежи, а также обеспечения современным инженерным персоналом университет совместно с компаниями и департаментами организует работу профильных классов ОАО «Газпром», представляющих собой систему непрерывного образования, включающую комплекс довузовской подготовки, целевой производственной практики, дополнительного образования и переподготовки специалистов.

Неотъемлемой составляющей профессионального самоопределения является информированность школьника о мире профессий и ситуации на рынке труда, о степени соответствия его личностных качеств требованиям, предъявляемым той или иной профессией (профессионально важным качествам), об аспектах профессии (заработная плата, процесс и особенности труда, условия труда, учебные заведения, предоставляющие нужное образование и др.). Эти структурные элементы являются связующим звеном между ценностными ориентирами и готовностью к осуществлению выбора.

Профориентационная работа с учащимися является органичным продолжением всей педагогической деятельности и в конечном счете становится ее логическим завершением. Всецелая помощь ученику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает дисциплины, которые могут ему пригодиться в будущей деятельности, трудовой жизни), но и вносит чувство спокойствия в отношение школьника к своему будущему.

Практически все учебные дисциплины могут информировать учащихся о разнообразной профессиональной деятельности. Именно на занятиях педагог может информировать учащимся определенные сведенья о профессиях; показывая социальные, экономические и психологические стороны профессий; давать сведенья учащихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии.

Профориентация рассчитана на широкий, выходящий за рамки только психолого-педагогический комплекс мер по оказанию в выборе профессии, поскольку может осуществляться как на занятиях, так и вне их. Практический результат профориентационной работы во многом зависит от тесной связи образовательной среды и предприятий.

В 2013 г. стартовал проект профориентационной направленности «Газпром-классы» по инициативе основных градообразующих предприятий города - ООО «Газпром добыча Ямбург» и ООО «Газпром добыча Уренгой» на базе МАОУ СОШ "Земля Родная". МБОУ Гимназия с целью подготовки перспективного кадрового резерва для дочерних обществ ОАО «Газпром» из числа наиболее способных и мотивированных на успешную профессиональную самореализацию школьников г. Нового Уренгоя.

Формирование классов проходило на конкурсной основе среди выпускников 9-х классов со средним баллом не ниже 4, обучение в которых рассчитано на два года.

Непосредственное участие в проекте «Газпром - классы» принимал Ямальский нефтегазовый институт (филиал).

В 2013-2014 учебном году в стенах Ямальского нефтегазового института для 25 школьников МБОУ Гимназия и 25 школьников МАОУ СОШ "Земля Родная" проводились занятия по предметам: математика, физика, а в 2014-2015 учебном году по предметам: математика, информатика.

К образовательному процессу были привлечены ведущие преподаватели из числа профессорско-преподавательского состава института, которые обучали школьников не только базовым предметам - математике, информатике, физике, но и вели широкую профориентационную и воспитательную работу.

Так, например, предмет «Физика» читал зав. кафедрой естественнонаучных обще технических дисциплин, доцент к.т.н. Карыев Л.Г., Предмет «Математика» вела доцент кафедры естественнонаучных обще технических дисциплин, к.ф-м.н. Гаврилова Л.И., предмет «Информатика» читал зам. директора по УР, доцент кафедры естественнонаучных обще технических дисциплин к.п.н. Спирин И.С.

Тематика занятий была предложена директорами школы и гимназии согласовано с руководителями предприятий и вуза.

Занятия имели лекционный характер с решением практических задач, после окончания обучения сами школы проводят мониторинг знаний.

Кроме того, школьники «Газпром-класса» принимали участия в посвящении в студентов Ямальского нефтегазового института, дни открытых дверей, в студенческой научно-практической конференций, которая проходила в ноябре 2014г.

По свидетельству преподавателей института уровень знаний школьники демонстрируют выше среднего, мы считаем, что их учеба в Газпром-классе является полезным опытом, поскольку дает хорошую мотивацию для поступления в нефтегазовые вузы страны и связывания своей дальнейшей профессии с нефтегазовой отраслью.

Следует отметить, что данные проект только стартовал и не завершен, поскольку ученики «Газпром классов» формируют свои намерения в определении своей будущей профессии, и еще предстоит отслеживать результаты ЕГЭ, в какие учебные заведения они поступят, на какие направления, а также их дальнейший карьерный рост и судьбу.

Ямальский нефтегазовый институт понимает, что сотрудничество между предприятиями нефтегазовой промышленности, в том числе с ООО «Газпром добыча Ямбург», ООО «Газпром добыча Уренгой» это не разовый эксперимент, а долгосрочная стратегическая программа по привлечению талантливой молодежи для обеспечения современными инженерными кадрами для нефтегазовой отрасли.

УДК 378.162.15

А.В. Таранцова, Железноводск

Информационные технологии в педагогике

Статья посвящена изучению вопросов усовершенствования системы подготовки профессиональных кадров в высшей школе при активном использование в образовательном процессе современных информационных технологий. Результатом работы стал следующий вывод - внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс высших учебных заведений во многом замедляется малой разработанностью практических рекомендаций по применению в обучении. Успешному решению данной проблемы в определенной степени мешает то, что накопленный опыт их использования в вузах теоретически не осмыслен и научно не обобщен

Глубокое реформирование высшего образования; рост объема информации; качественно новый уровень; процесс информатизации образования; индивидуальная стратегия образования.

A.V. Tarantsova, Geleznovodsk

Information technologies are in pedagogics

The Article is sanctified to the study of questions of perfection of the system of training of professional personnels at higher school at active the use in the educational process of modern information technologies. A next conclusion became a job performance - introduction of modern information technologies in the educational process of higher educational establishments in a great deal restrains temper weak worked out of practical recommendations on application in educating. Up to a point that the accumulated experience of their application in institutions of higher learning scientifically is not generalized and in theory not intelligent prevents the successful decision of this problem.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.