Научная статья на тему 'Информационные технологии в педагогике'

Информационные технологии в педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2287
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛУБОКОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / DEEP REFORMATION OF HIGHER EDUCATION / РОСТ ОБЪЕМА ИНФОРМАЦИИ / HEIGHT OF VOLUME OF INFORMATION / КАЧЕСТВЕННО НОВЫЙ УРОВЕНЬ / QUALITATIVELY NEW LEVEL / ПРОЦЕСС ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / PROCESS OF INFORMATIZATION OF EDUCATION / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / INDIVIDUAL STRATEGY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таранцова Александра Владимировна

Статья посвящена изучению вопросов усовершенствования системы подготовки профессиональных кадров в высшей школе при активном использование в образовательном процессе современных информационных технологий. Результатом работы стал следующий вывод внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс высших учебных заведений во многом замедляется малой разработанностью практических рекомендаций по применению в обучении. Успешному решению данной проблемы в определенной степени мешает то, что накопленный опыт их использования в вузах теоретически не осмыслен и научно не обобщен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таранцова Александра Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information technologies are in pedagogics

The Article is sanctified to the study of questions of perfection of the system of training of professional personnels at higher school at active the use in the educational process of modern information technologies. A next conclusion became a job performance introduction of modern information technologies in the educational process of higher educational establishments in a great deal restrains temper weak worked out of practical recommendations on application in educating. Up to a point that the accumulated experience of their application in institutions of higher learning scientifically is not generalized and in theory not intelligent prevents the successful decision of this problem.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в педагогике»

Кроме того, школьники «Газпром-класса» принимали участия в посвящении в студентов Ямальского нефтегазового института, дни открытых дверей, в студенческой научно-практической конференций, которая проходила в ноябре 2014г.

По свидетельству преподавателей института уровень знаний школьники демонстрируют выше среднего, мы считаем, что их учеба в Газпром-классе является полезным опытом, поскольку дает хорошую мотивацию для поступления в нефтегазовые вузы страны и связывания своей дальнейшей профессии с нефтегазовой отраслью.

Следует отметить, что данные проект только стартовал и не завершен, поскольку ученики «Газпром классов» формируют свои намерения в определении своей будущей профессии, и еще предстоит отслеживать результаты ЕГЭ, в какие учебные заведения они поступят, на какие направления, а также их дальнейший карьерный рост и судьбу.

Ямальский нефтегазовый институт понимает, что сотрудничество между предприятиями нефтегазовой промышленности, в том числе с ООО «Газпром добыча Ямбург», ООО «Газпром добыча Уренгой» это не разовый эксперимент, а долгосрочная стратегическая программа по привлечению талантливой молодежи для обеспечения современными инженерными кадрами для нефтегазовой отрасли.

УДК 378.162.15

А.В. Таранцова, Железноводск

Информационные технологии в педагогике

Статья посвящена изучению вопросов усовершенствования системы подготовки профессиональных кадров в высшей школе при активном использование в образовательном процессе современных информационных технологий. Результатом работы стал следующий вывод - внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс высших учебных заведений во многом замедляется малой разработанностью практических рекомендаций по применению в обучении. Успешному решению данной проблемы в определенной степени мешает то, что накопленный опыт их использования в вузах теоретически не осмыслен и научно не обобщен

Глубокое реформирование высшего образования; рост объема информации; качественно новый уровень; процесс информатизации образования; индивидуальная стратегия образования.

A.V. Tarantsova, Geleznovodsk

Information technologies are in pedagogics

The Article is sanctified to the study of questions of perfection of the system of training of professional personnels at higher school at active the use in the educational process of modern information technologies. A next conclusion became a job performance - introduction of modern information technologies in the educational process of higher educational establishments in a great deal restrains temper weak worked out of practical recommendations on application in educating. Up to a point that the accumulated experience of their application in institutions of higher learning scientifically is not generalized and in theory not intelligent prevents the successful decision of this problem.

Keywords: Deep reformation of higher education; height of volume of information; qualitatively new level; process of informatization of education; individual strategy of education.

Полное реформирование высшего образования, вызванное к жизни государственно-политическими и социально-экономическими преобразованиями, непрерывный рост объема информации, рост количества осваиваемых дисциплин при стабильных сроках обучения в вузах, поставили перед системой профессиональной подготовки специалистов ряд серьезных вопросов. Также в процессе обучения будущего специалиста важно помочь ему простроить свою индивидуальную стратегию образования с учетом мотивационно-ценностной сферы личности и его способностей. Введение ИТО в учебный процесс может стать ядром для становления принципиально новой формы непрерывного образования.

В педагогике существует понятие информационной технологии обучения. Это понятие характеризует процесс подготовки и трансляции информации обучаемому. Программные средства и компьютерная техника выступают средством реализации данного процесса.

В информационных технологиях обучения служащих для передачи учебной информации выделяются два компонента:

- технические средства: компьютерная техника и средства связи;

- программные средства, могут быть разнообразного назначения.

Для разработки уроков с использованием компьютера педагог обязан знать функциональные потенциал и условия применения каждого из данных компонентов. Как технические, так и программные средства имеют свою специфику и определенным образом воздействуют на учебный процесс.

Педагогические цели применения информационных технологий заключаются:

- в развитии личности, то есть в развитии мышления, эстетического воспитания, развитии умений экспериментально-исследовательской деятельности, формировании информационной культуры;

- в выполнении социального заказа: реализация общей информационной подготовки пользователя (т.е. «компьютерная грамотность»), подготовки специалиста в какой-либо сфере;

- в интенсификации учебно-воспитательного процесса, что полагает повышение качества и эффективности обучения, обеспечение мотивов познавательной деятельности, углубление межпредметных связей за счет интеграции предметной и информационной подготовки.

Методическим возможностями информационных технологий считают:

- визуализацию знаний;

- индивидуализацию, дифференциацию обучения;

- возможность прослеживать процесс развития объекта, последовательность выполнения операций (компьютерные демонстрации);

- моделирование объектов, процессов и явлений;

- разработку и применение информационных баз данных;

- доступ к значительному объему информации, представленному в интересной форме, благодаря применению средств мультимедиа;

- развитие умений обрабатывать информацию при работе с компьютерными справочниками и каталогами;

- возможность самоконтроля;

- возможность тренировки и самоподготовки;

- усиление мотивации обучения (посредством игр, средств мультимедиа);

- формирование умений принимать оптимальное решение в сложной ситуации;

- развитие определенного вида мышления (например, наглядно-логического, наглядно-образного);

- формирование культуры учебной деятельности;

- формирование информационной культуры;

- экономию учебного времени.

Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Программное средство учебного назначения - это программное средство, в котором воссоздается отдельная предметная область, где реализуется технология ее изучения, создаются ситуации для осуществления многообразных видов учебной деятельности. Такие программные средства, функционально поддерживающие различные виды учебного процесса, обрели называние педагогических программных средств.

В данное время имеется большое количество всевозможных классификаций и типологий педагогических программных средств.

По методическому назначению педагогическими программными средствами могут выступать:

- компьютерные учебники (уроки);

- программы-тренажеры (репетиторы);

- контролирующие (тестовые оболочки);

- информационно-справочные (энциклопедии);

- имитационные;

- моделирующие;

- демонстрационные (слайд - или видеофильмы);

- учебно-игровые;

- досуговые (компьютерные игры: аркадные, квесты, стратегии, ролевые, логические, спортивные и др. типы).

Несмотря на наличие серьезных исследований в области активного использования в образовательном процессе современных ИТО, остается потребность в дальнейшей разработке ее теории и методологии. В последние годы наметился прогресс в создании педагогических технологий, адекватных целям, содержанию и методам интенсивного обучения, которые позволяют эффективно решать многие дидактические проблемы, существующие сегодня в высшей школе при подготовке высококвалифицированных специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Клоков, Е.В., Технология проектного обучения / Е.В. Клоков, А.В. Денисов // Школа. - 2006. - № 2. -С. 29-36.

2. Коноплева, И.С. Компьютерные обучающие системы / И.С. Коноплева, А. П. Чубова // Учитель. -2007. - № 5. - С. 16-17.

3. Кораблёв, А.А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе / А.А. Кораблёв // Школа. - 2006. - №2. - С. 37-39.

4. Кораблёв, А.А. Непрерывное образование / А.А. Кораблёв // Школа. - 2006. - № 2. - С. 34-36.

5. Судаков, А.В. Формирование информационно-образовательной среды / А.В. Судаков // Школа. - 2006. - № 2. - С. 49-59.

6. Шампанер, Г. Обучающие компьютерные системы / Г. Шампанер // Высшее образование в России. -1998. - № 3. - С. 95-96.

УДК 378.11

Н.В. Филинова, Е.В. Лунева, Москва

Основные принципы внедрения информационных технологий в

учебный процесс

В статье рассматриваются основные принципы системного внедрения информационных технологий в учебный процесс.

Информационные технологии, образование, принципы, процесс, информатизация, модернизация, качество обучения.

N.V. Filinova, E.V. Luneva, Moscow

Basic principles of information technology in the educational process

The article discusses the basic principles of systematic introduction of informational technology in educational process.

Keywords: information technology, education, principles, informatization, process, modernization, the quality of education.

В настоящее время общество ставит перед педагогами задачу развития личностно-значимых качеств у студентов, а не просто передачи им определённых знаний.

Гуманизация образования предполагает целостное отношение к различным личностным проявлениям обучаемых. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности, используя информационные технологии. [3]

В многочисленных публикациях, посвященных информатизации образования, выделяют, как минимум, три основные цели способствующие более эффективному выполнению социального образовательного заказа:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.