Научная статья на тему 'ПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ С МЕДИЦИНСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ "ШКОЛА - ВУЗ"'

ПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ С МЕДИЦИНСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ "ШКОЛА - ВУЗ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1291
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЕ КЛАССЫ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА / АБИТУРИЕНТЫ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / MEDICAL CLASSES / SPECIALIZED EDUCATION / PRE-PROFILE DIAGNOSTICS / APPLICANTS / CONTINUITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коньшина Ю.Е., Амиров Артур Фердсович

В статье раскрывается роль профильных классов с медицинской направленностью в контексте новой парадигмы образования - преемственности ФГОС различного уровня; обобщен отечественный и зарубежный опыт функционирования системы «школа - вуз» и освещена деятельность Центра довузовской подготовки Башкирского государственного медицинского университета в этой системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFILE CLASSES WITH MEDICAL DIRECTION IN THE SYSTEM OF TRAINING ''SCHOOL - UNIVERSITY''

The article reveals the role of specialized classes with medical orientation in the context of a new education paradigm - the continuity of the GEF at various levels; It summarized the domestic and foreign experience of the functioning of the “school - university” system and highlighted the activities of the Center for Pre-University Training of the Bashkir State Medical University in this system.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ С МЕДИЦИНСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ "ШКОЛА - ВУЗ"»

Ю.Е. Коньшина, А.Ф. Амиров

ПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ С МЕДИЦИНСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ «ШКОЛА - ВУЗ»

Ключевые слова: медицинские классы, профильное обучение, предпрофильная диагностика, абитуриенты, преемственность образования.

Аннотация: В статье раскрывается роль профильных классов с медицинской направленностью в контексте новой парадигмы образования - преемственности ФГОС различного уровня; обобщен отечественный и зарубежный опыт функционирования системы «школа - вуз» и освещена деятельность Центра довузовской подготовки Башкирского государственного медицинского университета в этой системе.

Перед современной системой образования поставлена приоритетная задача, по обеспечению высокого уровня подготовки учащейся молодежи к профессиональной деятельности. В связи с этим переход к профильному обучению старшеклассников рассматривается как основной путь решения данной задачи.

Профилизация школьного обучения имеет в нашей стране пусть и небольшую, но свою историю. При проведении реформы образования в СССР неоднократно рассматривались вопросы профильного обучения. В 1966 году были введены две формы дифференциации содержания образования по интересам школьников - факультативные занятия в 8-10-х классах и школы (классы) с углубленным изучением предметов. В 1984 году был принят важный для общеобразовательной школы документ - «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Средняя школа стала одиннадцатилетней. Для старшеклассников (10-11-е классы) предполагались три направления: 10-11-е классы общеобразовательной школы; средние профессионально-технические училища; средние специальные учебные заведения. В начале 90-х годов ХХ века в стране появились новые виды общеобразовательных учреждений - лицеи, гимназии, специализированные школы.

Таким образом, наша школа имеет достаточно богатый опыт организации профильного обучения, и критический анализ его на новом этапе (начиная с 2004 года) поможет предотвратить негативные ситуации.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования в 2002 году (Приказ № 2783 от 18.07.02 г. Минобра РФ) Министерство образования Российской Федерации совместно с Российской академией образования подготовили проект Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования. Он активно обсуждался в педагогической среде и был в целом поддержан органами управления образованием. В первоначальной версии была поставлена «задача создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда <...> отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждением начального среднего и высшего профессионального образования» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1736-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.).

Предложенная стратегия не исключает возможности существования универсальных (непрофильных) школ и не ориентированных на профильное обучение классов и различного рода специализированных общеобразовательных учреждений (музыкальные, художественные, спортивные школы и др.). Анализ зарубежного и российского опыта по дифференцированному обучению учащихся позволил еще десять лет назад предложить соответствующую модель организации профильного обучения в нашей стране. Там четко разграничивались понятия «профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и

П(ППГОГИЧ(СНИИ ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП Н 4(77). Я018

ёЖаам ПРО<Р€ССИОНПЛЬНО€ ОСРПЗОППНИС: ПРОБЛЕМЫ, НПУНП, ПРПНТИНП

организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» и «профильная школа как институциональная форма реализации этой цели»; были обозначены основные цели перехода к профильному обучению и возможные формы организации профильного обучения.

Уже в начале 2000-х годов сформировался общественный запрос на профилизацию школы. Сами школьники и их родители увидели в профильном обучении много позитивного, особенно те, кто определился с выбором дальнейшего пути: профильное обучение предполагало составление расписания занятий с учетом выбранных направлений. Социологические исследования тех лет показали, что только четверть старшеклассников поддержали традиционную позицию - «как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе предметы», большинство же (более 70 %) предпочли «знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться». Соответственно, возникают вопросы: Кем выбираются предметы: родителями или самими учащимися? Способен ли учащийся 8-9-го класса сделать осознанный выбор профиля обучения в старших классах и не изменит ли он его при поступлении в вуз?

По мнению психологов, к 15-16 годам у большинства учащихся формируется ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. Однако это всего лишь ориентация, а не окончательный выбор. У любой новой концепции, нового подхода всегда есть сторонники и противники. Так, многие исследователи-педагоги европейских стран (Франции, Англии, Финляндии, Норвегии и др.), где к седьмому году обучения ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути - «академический» или «профессиональный» вариант, считают нецелесообразной раннюю профилизацию (в основной школе). В США учащиеся могут выбрать на последних 2-3 годах обучения в школе три варианта профиля: академический, общий и профессиональный. Но на деле, прежде всего, учитываются запросы и пожелания родителей. Интересен также тот факт, что и весь послевоенный период количество профилей и учебных курсов на старшей ступени школы за рубежом постоянно сокращалось, одновременно росло число обязательных предметов и курсов. При этом все более отчетливо проявлялись возрастающая ответственность центральной власти за организацию и результаты образования и влияние на него.

В связи с тем, что Россия взяла за основу при заключении Болонского соглашения Европейскую модель образования, то целесообразно не только ставить соответствующие задачи перед педагогической общественностью, но и детально изучать и использовать опыт стран, чтобы не повторять исправленных уже их ошибок и перекосов. Например, «в средних школах № 5/6, 23, 35, 29, 123 г. Уфы с начала 1990-х годов существовали двухгодичные медико-биологические классы. В них еще тогда была предпринята попытка осуществить качественный новый подход к работе со школьниками, определяемый как психолого-педагогическая долговременная ориентация, в отличие от традиционно сложившейся массовой профориентации на медицинскую профессию» [3, 120]. Анализ же данных анкетирования, проведенного преподавателями кафедры педагогики и психологии Башкирского государственного медицинского университета (БГМУ), показал, что в 1995 году 85 % учеников медицинского класса школы № 35 стали студентами БГМУ, а в 1996-м -всего лишь 56 %. То есть уже тогда не все выпускники профильных классов выбирали для поступления медицинские вузы [3, 121-122]. Данные о поступлении обучающихся 11-х классов МАОУ «Центр образования № 35» в 2014 году, где обучающимся 9-х классов предлагают химико-биологический профиль (для поступления экзамены по выбору за 9-й класс - химия, биология) и физико-математический профиль (экзамены по выбору за 9-й класс - физика, информатика). Из 69 выпускников 23 % поступили в БГМУ и КГМУ

педагогический журнпл бпшнортостпнп м 4(77). яо1в э^эЖэЖ&б

(г. Казань), СЗГМУ (г. Санкт-Петербург), в среднем, от числа обучающихся в химико-биологическом классе - это 69,5 %. При этом 30 % изменили свои намерения стать врачом и выбрали другие специальности: их выбор пал на БГУ, БГАУ, СПбГУКИ, БГПУ и другие институты не медицинского профиля!

Более пятидесяти лет эта школа тесно сотрудничает с Башкирским государственным медицинским университетом. Профиль предполагает расширение и углубление знаний в области биологии, химии и медицины под руководством преподавателей БГМУ. За время обучения обучающиеся овладевают теоретическими знаниями и практическими навыками по медицине, знакомятся не на словах, а на деле с профессией медицинского работника (изучаются дисциплины медико-биологического цикла: физиология, терапия, фармакология, анатомия, зоология, микробиология, генетика, биохимия). То есть ведется целенаправленная подготовка обучающихся для поступления в медицинский колледж, БГМУ и другие вузы нашей страны данного профиля.

В сложившейся ситуации так называемый отсев из медицинских классов в течение двух лет учебы и после окончания (поступление в другие вузы) составлял, как показало исследование, от 40 до 60 %, поэтому об эффективности и качестве работы медицинских классов говорить не приходится ни тогда, ни сейчас. Одна из причин такого положения, с нашей точки зрения, - это то, что до этого времени идея выбора профиля определялась приоритетным мнением родителей. В последние же годы на первый план выходит диагностика на этапе предпрофильной подготовки. Обучающимся 8-9-х классов предлагают пройти различные формы профориентации и в школе, и вне ее. Особой популярностью среди школьников сейчас пользуется онлайн-школа «Фоксфорд» (директор А.Е. Половинкин). В ноябре 2017 года любой желающий, обучающийся в этой школе, мог поучаствовать во «Всероссийской неделе профориентации». Проект был организован «Атласом новых профессий» НИУ ВШЭ и онлайн-школой «Фоксфорд». В программе был онлайн-тест и вебинар про профессии будущего. Приняли участие 5000 городов, 200000 учителей и 1000000 школьников. Для девятиклассников в цикле профориентации в течение года предлагаются следующие темы вебинаров: «Индустрия 4,0», «Что выбрать высшее или среднее профессиональное образование?», «Цифровое будущее и твое место в нем. С чего начать школьнику и как стать востребованным специалистом в сфере /7?», «Мир меняется слишком быстро. Как выбрать правильную профессию?», «Профессия - генетик», «Профессия - биолог, исследующий раковые клетки» и т. д. Онлайн-школа «Фоксфорд» предлагает новые форматы профориентации для школьников: для 1-4-х классов - это профессиональные игры; для 5-7-х классов - «профиринг» с разбором компетенций, квесты, мастер-классы «Профсреда»; для 8-10-х классов - психодиагностика по методикам Е.М. Павлютенкова и Дж. Холланда, стажировки на предприятиях, обучение в колледже, на каникулах - тренинги по межличностной коммуникации «Компетенции успешного человека».

Нами в работе со студентами-первокурсниками и будущими абитуриентами БГМУ также применяется «Опросник профессиональных предпочтений», опирающийся на теорию профессионального выбора Дж. Холланда. Основная ее идея: каждый человек при желании может получить дополнительные знания и освоить новую профессию. Главное, чтобы она соответствовала типу личности, интересам и складу мышления. Дж. Холланд выделяет шесть типов личности в зависимости от доминирующего интереса [4, 14-16]:

1. Реалистический (практический) тип.

2. Исследовательский (интеллектуальный) тип.

3. Социальный тип.

4. Конвенциональный (стандартный) тип.

5. Предпринимательский тип.

ёЖаам ПРО<Р€ССИОНПЛЬНО€ ОБРПЗОППНИС: ПРОБЛЕМЫ, НПУНП, ПРПНТИНП

6. Артистический тип.

Е.С. Романова, С.Ю. Решетина, С.В. Мыскин (факультет психологии МГПУ) в описании профессиограммы «врач» как доминирующий интерес указывают «исследовательский», а как дополнительный - «социальный тип». Профессия врача - одна из наиболее древних профессий. В настоящее время медицинская наука находит все новые и новые причины и механизмы развития болезней, вооружает медицинский персонал более совершенными методами лечения и предупреждения различных болезней. Поэтому у врача на первом месте способность анализировать факты и логически мыслить («ОК-1»), а потом уже вербальные способности - умение грамотно и в то же время доступно для пациента излагать свои мысли.

В 2017 году преподаватели кафедры педагогики и психологии БГМУ принимали участие в работе Центра довузовской подготовки: Школа «Юный медик», одновременно осуществляя исследования, связанные с мотивами выбора профессии (профиля). В данном центре создан и много лет функционирует Учебно-методический комплекс «Школа - вуз», в который входят семь профильных медико- и химико-биологических классов школ РБ. Действует договор о совместном сотрудничестве с МОУ СОШ № 35 г. Уфа, МБОУ СОШ, МОУ № 1 г. Стерлитамак, МОУ СОШ № 4 г. Дюртюли, МОУ «Башкирская гимназия № 25» г. Салават, ГОУ «Башкирская республиканская гимназия-интернат № 1 имени Рами Гарипова» г. Уфа, МОУ «Башкирская гимназия № 158» г. Уфа. В 2013 году заключен договор с МАОУ «Лицей № 42» г. Уфа. Ежегодно более 180 учащихся школ получают свидетельства об окончании профильных медико- и химико-биологических классов; более половины из них становятся студентами БГМУ.

Эти школы, а их количество в перспективе будет только расти, работают в соответствии со следующими документами:

- Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной Приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002 г. №2783;

- Письмом Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 г. №03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения»;

- Письмом Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 г. №03-413 «О реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения»;

- документом «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» от 6.02.2009 г. № 413 приказ Минобрнауки РФ // Список изменяющихся документов в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 г. №1645.

Федеральные нормативные документы:

1. Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (зарегистрирован министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2010 г., регистрационный № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

2. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

В ежегодный план профориентационных мероприятий со слушателями школы «Юный медик» входят одиннадцать занятий в течение учебного года, куда, помимо знакомства со специальностями медвуза («Педиатрия», «Лечебное дело» и т. д.) и образовательными программами («Профилактика и хирургическое лечение заболеваний сердечно-сосудистой системы», «Психосоматические расстройства в клинике внутренних болезней» и т. д.)

педагогический журнпл бпшнортостпнп м 4(77). гогв э^эЖэЖ&б

включены мероприятия, связанные с профориентационным психологическим тестированием.

В школе «Юный медик» по итогам 2017/2018 учебного года можно привести следующие данные: например, при применении первой методики Дж. Холланда к 96 респондентам на первом месте (при ранжировании) у 34,1 % школьников был выявлен интеллектуальный тип личности - гармоничное развитие интеллекта; у 33,3 % -социальный тип личности - склонность поучать, работать с людьми, сопереживать. На втором месте у 28 % - предприимчивый тип - это склонность к риску, лидерский потенциал; у 22,71 % испытуемых оказался социальный тип; интеллектуальный же тип только у 9,84 % респондентов. Каждый слушатель мог указывать не один, а два или несколько факторов выбора профессии, поэтому общая сумма превышает 100 %.

Если смотреть по классам: среди девятиклассников социальный тип личности был выявлен у 15,6 %; среди десятиклассников также 15,6 %; среди одиннадцатиклассников этот показатель составил 42,2 %. Как видим, это результат профориентационных мероприятий в системе «школа - вуз» и более действенное личностное самоопределение. Однако настораживает, что в общей картине выпускников школы - чуть меньше половины, и этого, с нашей точки зрения, недостаточно.

Также нами проанализированы данные на сочетание доминирующего и дополнительного интереса среди слушателей 9-11-х классов школы «Юный медик» БГМУ. Так называемая «идеальная формула врача» по Е.С. Романовой, где на первом месте -интеллектуальный тип, а на втором - социальный, который был выявлен всего лишь у 20,6 % - это только каждый пятый! Данные результаты неутешительны: сочетание, когда на первом месте - социальный, а на втором - интеллектуальный тип - это профессиограмма «медицинская сестра»; она оказалась только у 7,21 % слушателей. Сочетание доминирующего «интеллектуального типа» и дополнительного «реалистического типа, который предпочитает заниматься конкретными вещами и их использованием» - в нашем случае это профессиограмма «хирурга», только у 10,3% испытуемых. Сочетание «реалистичного и социального типов» и того меньше - у 6,18%. Это, к примеру, профессиограмма «массажиста».

По результатам второй методики - Л. Йовайши «Опросник профессиональных склонностей» (модификация Г.В. Резапкиной), - которая направлена на выявление скрытой мотивации и склонностей учащихся к различным сферам профессиональной деятельности: работе с людьми, практической, интеллектуальной, эстетической, планово-экономической или экстремальной: из 104 опрошенных у 14,4 % вообще не выявлено профессиональных склонностей; у 1,9 % - ярко выраженная склонность к работе с людьми (это всего 2 человека из 104); у 83,7 % - средне выраженные склонности; у 47 % - склонность к работе с людьми, в том числе и к медицинским профессиям; у 31,4 % - склонность к исследовательской деятельности: профессии, связанные с научной работой. Как видим, полученные данные перекликаются с результатами методики Дж. Холланда; и лишь у 20,2 % выявлена склонность к экстремальным видам деятельности - профессии, связанные с занятиями спортом, службой в армии, охранной деятельностью.

Таким образом, результаты предпрофильной диагностики, особенно по 9-му классу, показательны и неутешительны. Мы считаем, что необходимо усилить эту работу, тем более что резервы в качественной подготовке кадров сегодня видятся именно в кооперации общего и профессионального образования. Идея профильных классов - это тенденция современности, так как главное здесь - внутренняя мотивация при выборе будущей профессии. Рассмотрим опыт деятельности творческих групп, которые ведут работу под началом академика, ректора Первого Московского государственного медицинского университета имени Сеченова, председателя Ассоциации «Советов ректоров медицинских

ёЖаам ПРО<Р€ССИОНПЛЬНО€ ОБРПЗОППНИС: ПРОБЛЕМЫ, НПУНП, ПРПНТИНП

и фармацевтических вузов России», профессора П.В. Глыбочко. В своих докладах на научных конференциях он не раз упоминал, что «в медицине, как нигде, важен осознанный выбор профессии. Не каждый может быть настоящим врачом, даже если у него диплом о медицинском образовании. В связи с этим в 70 школах г. Москвы запустили проект "Школа -университет - клиника": 110 медико-биологических классов». П.В. Глыбочко утверждает: «Нельзя допустить, чтобы выпускник школы, сдав ЕГЭ, просто пришел в мединститут. Потому что нам нельзя ошибиться». Отметим также, что недавно, создан Медицинский сеченовский предуниверсарий, в котором на конкурсной основе обучаются 400 школьников. Цель - освоение программы средней школы с более глубоким изучением химии, физики, биологии, с тем чтобы на первом курсе вуза изучать сразу молекулярную биологию, медицинскую химию, медицинскую генетику и получать практические навыки у постели больного. Занятия в предуниверсарии и медико-биологических классах ведут преподаватели университета. Школьников профильных классов также учат оказывать первую помощь, действовать в экстремальных ситуациях. «Важно, - утверждает П.В. Глыбочко, - чтобы до поступления в институт тот, кто собирается стать врачом, был приобщен к "черновой" работе в нашей профессии, чтобы понимал: медицина - это не только впечатляющие операции, мгновенный приезд скорой помощи, но и будни, которые немыслимы без черновой работы» (www.rg.ru ФГБУ Редакция «Российской газеты, дата публикации : 2017-12-13, 9:40). Последователи данного проекта «Школа - университет -клиника» появились также в городах Саратове, Воронеже, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге.

Новые подходы к системе обучения будущих абитуриентов отражены в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), в частности, в проектном представлении ФГОС-4, который только разрабатывается. Ожидается появление так называемых ПООП - алгоритмов формирования компетенций у обучающихся («Карты компетенций», рекомендации по образовательным технологиям и т. д.). Стандарт ФГОС-4 будет разрабатываться по укрупненным группам, которые можно рассматривать как направления подготовки, объединенные в линейку стандартов по данной группе в случае соблюдения принципа непрерывности. Стандартом будут заданы общие для каждого образовательного уровня (бакалавриат, магистратура, специалитет, подготовка кадров высшей квалификации, возможно включение в линейку стандартов среднего профессионального образования) универсальные компетенции (УК) и общие для данной укрупненной группы общепрофессиональные компетенции (ОПК). Содержание ООП будет формироваться на основе профессиональных стандартов, а не разработчиком ООП, как было при ФГОС ВО 3.

Таким образом, мы видим, что системный подход предполагает включение всех уровней образования, и если первоначально вмешательство вузов и организаций СПО в деятельность медико-биологических классов было фрагментарным, не официальным, то теперь они будут создаваться целенаправленно при курировании высших и средних профессиональных заведений. Если раньше управление профильными медико-биологическими классами осуществлялось Министерством образования, то теперь, в рамках ФГОС-4, Министерство здравоохранения также будет курировать работу профильных классов. Единая цепочка будет реализовываться через принципы преемственности и компетентностный (системно-деятельностный) подход в системе образования («школа - университет - клиника») в нашей стране, а профильные классы могут развивать у обучающихся некоторые универсальные и общепрофессиональные компетенции. Так, в условиях дошкольных учреждений - это формирование ключевых компетенций - социальной, коммуникативной, информационной, здоровьесберегающей и когнитивной.

педагогический журнал Башкортостана м 4(77). гогв э^эЖэЖ&б

В школе ФГОС НОО (начального общего образования) задает формирование на протяжении четырех лет универсальных учебных действий, как то: личностные (мотивационная ориентация в деятельности), регулятивные (умение осуществлять совместную деятельность), познавательные (общеучебные логические приемы) и коммуникативные (организация собственной деятельности) в процессе учебной деятельности младшего школьника. Далее ФГОС ООО (основное общее образование) задает программу развития УУД с 5-го по 9-й класс в учебной, проектной и исследовательской деятельности, а также в различных социальных практиках. И, наконец, ФГОС СОО (среднего общего образования) подразумевает базовый или углубленный уровень ООП СОО на последней ступени школьного обучения - 10-11-й класс, в ходе которого продолжается развитие УУД. Овладение ребенком УУД означает формирование «умения учиться», то есть способности к самостоятельному добыванию и усвоению новых знаний и умений, и его коммуникативной компетентности.

Подробнее рассмотрим в плане данной проблемы выбор профессии и профилизацию обучения при изучении ФГОС СОО. ФГОС СОО направлен на обеспечение «преемственности ООП дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования». Системно-деятельностный подход -методологическая основа стандарта - обеспечивает «построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся». Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»): «подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества.». Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися ООП: личностным (готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению и т. д.), метапредметным (включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные), предметным (формирование научного типа мышления и т. д.).

Профильные классы в последние годы (примерно с 2007 года, когда в связи с оптимизацией системы образования существующие договоры между школами и средними профессиональным учебными заведениями были расторгнуты, в основном, по финансовым причинам) в 10-11-х классах общеобразовательных школ существовали в формате «углубленного уровня ООП», то есть редкая школа, и только в формате эксперимента, реализовала формирование «профильных» классов. Школы чаще всего переименовывались в гимназии, и все понимали, что это школа с углубленным изучением языков, истории и литературы, либо в лицеи, и в ней в 5-10 классах обучались дети, заинтересованные в глубоких знаниях по физике, математике, химии, информатике.

Например, «Инженерный лицей № 83 имени М.С. Пинского УГНТУ» г. Уфы, который с 2005 года переименовывался три раза: до 2005 года - СОШ №383; в 2005 году - СОШ №83 с углубленным изучением отдельных (физико-математических, химических, информационных) предметов; в 2007 году - Лицей № 83. В 2017 году лицею был присвоен статус «Образовательное учреждение с инженерно-технической реализацией», были заключены договоры с УГНТУ, УГАТУ, БГУ и «Союзом машиностроителей России». Прием в 10-11-е классы данного лицея уже много лет осуществляется с тестированием по математике, физике, химии - I этап, и собеседованием - II этап.

ёЖаам ПРО<Р€ССИОНПЛЬНО€ ОБРПЗОППНИС: ПРОБЛЕМЫ, НПУНП, ПРПНТИНП

Рис. 1. Система профотбора молодежи на медицинские специальности в вузы

педагогический журнпл бпшнортостпнп м 4(77). яо1в э^эЖэЖ&б

В ГБОУ «Гимназия № 248» Кировского района г. Санкт-Петербурга отсутствуют профильные классы, но есть дополнительная, углубленная подготовка по предметам гуманитарного профиля для 10-11-х классов. Целями реализации ООП в ней являются достижение «обучающимися допрофессиональной компетентности по некоторым учебным предметам (русский язык, литература, английский язык, немецкий язык, история и др.), а также основ методологической компетентности по определенным учебным предметам (русский язык, английский язык, история и обществознание), формирование ключевых компетентностей обучающихся, т. е. основ овладения социально-значимым набором способов деятельности, универсальных по отношению к объекту деятельности: коммуникативной компетентности, социальной компетентности, готовности к саморазвитию, готовности к разрешению проблем, технологической компетентности, информационной компетентности» (ООП СОО, обеспечивающая дополнительную (углубленную) подготовку по предметам гуманитарного профиля для 10-11-х классов ГБОУ «Гимназия № 248» г. Санкт-Петербург. Приказ №120-Д от 31.08.2017 г.). Примечательно, что в этой гимназии в 5-9-х классах уроки технологии заменены на психологическое и профориентационное тестирование (один час в неделю), а при приеме в 10-й класс отсутствует жесткий отбор только по результатам экзаменов в формате оГэ. Для поступающих, не сдавших экзамены по данным предметам (в этой школе - это обществоведение и / или английский язык) ежегодно проводится тестирование; вторым этапом отбора также является собеседование.

В таком случае в большой степени соблюдаются права детей на получение образования. Ученик 9-10-го класса находится в процессе личностного и профессионального самоопределения и, с нашей точки зрения, его нельзя «загонять» в жесткие рамки выбора уже в 9-м классе. Помочь обучающемуся лучше понять себя, свои устремления и способности можно при помощи пролонгированного психологического тестирования на предпрофильном и профильном этапе (рис. 1), но только «проба сил» в профильных (с 2010 года) или, как в настоящее время, в классах с углубленным изучением отдельных предметов, позволит ему реально оценить свои возможности и интересы. Поэтому система отбора в вузы должна оставаться гибкой; следует оставлять «свободный коридор» для тех абитуриентов, которые после учебы в профильных классах изменили свои планы на будущую профессию. К тому же многие абитуриенты медвуза уже сейчас учатся в лицеях и в гимназиях с углубленной подготовкой в Центре довузовской подготовки БГМУ, а также с репетитором по химии, биологии, чтобы успешно сдать ЕГЭ по этим предметам.

Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении РФ активно обсуждает вопрос об обязательном прохождении обучения в профильных медико-биологических классах будущих абитуриентов медицинских вузов. Сейчас во многих школах психологическое тестирование с целью профориентации осуществляется не систематически, без анализа результатов. Процедура есть, а общая картинка своего образа у ребенка не формируется. Нужна система, с четкой фиксацией результатов, чтобы ребенок мог увидеть развитие своей личности в динамике («Дневник личностного самоопределения»). Апробация данной схемы находится пока на начальном этапе, но перспективна и может быть включена в канву профильных классов.

Таким образом, существуют важные достоинства профильных классов с определенными целями и содержанием. Вместе с тем имеются и такие недостатки, как несовершенная система отбора в них и изменчивый процесс личностного самоопределения обучающегося. Следовательно, должен быть особо тщательно продуман учет профиля при приеме в вуз, а также необходимо учитывать возможности изменения «профессиональной траектории» у абитуриента.

1. Караваева, Е.В. Рекомендуемый алгоритм тестирования программ высшего образования // Высшее образование в России, 2014 - №8-9. - С.5-15

ёЖаам ПРО<Р€ССИОНПЛЬНО€ ОСППЗОППНИС: ПРОБЛЕМЫ, НПУНП, ПРПНТИНП

2. Елина, Е.Г., Ковтун, Е.Н., Родионова, С.Е. Компетенции и результаты обучения: Логика представления в образовательных программах // Высшее образование в России, 2015 - №1. - С.10-20

3. Коньшина, Ю.Е., Амиров, А.Ф. Формирование профессиональной направленности будущих медицинских работников. / Ю.Е. Коньшина, А.Ф. Амиров. - Уфа: Изд-во «Здравоохранение Башкортостана», 2007. - 226 с.

4. Романова, Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е издание. -Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 464 с.

5. Тундалева, В.С. Как выбрать профессию в 17 лет / В.С. Тундалева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. - 205 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.