Научная статья на тему 'Профильное обучение старшеклассников в инновационном образовательном учреждении'

Профильное обучение старшеклассников в инновационном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / ЭКОНОМИКА / ИССЛЕДОВАНИЕ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Квимсадзе Елена Евгеньевна

В статье приводятся механизмы включения учащихся профильных классов в экономическую деятельность, направленную на систематизацию, разработку реальных экономических проектов и непосредственное практическое обучение элементам менеджмента при их реализации в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профильное обучение старшеклассников в инновационном образовательном учреждении»

УДК 378

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ИННОВАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

©2°і2 Квимсадзе Е.Е.

Республиканский многопрофильный лицей

В статье приводятся механизмы включения учащихся профильных классов в экономическую деятельность, направленную на систематизацию, разработку реальных экономических проектов и непосредственное практическое обучение элементам менеджмента при их реализации в учебном процессе.

The article deals with the mechanisms of inclusion of the pupils in the special forms into economical activity aimed at the systematization, the development of real economic projects and direct practical teaching the management elements during realizing them in the educational process.

Ключевые слова: менеджмент, экономический проект, экономика, исследование, профильное обучение, обучение менеджменту.

Keywords: management, economical project, economy, research, professional education, teaching the marketing.

Необходимость осуществления экономического образования является предметом исследования педагогов-ученых (А. Ф. Аменд, А. Ф. Крючков, Л. Н. Мельников, И. А. Сасова и др.) и практиков на разных этапах развития, в трудах которых подчеркивается важность задачи, направленной на овладение основополагающими экономическими знаниями и умениями, формирование у них экономического мышления.

Реализацию приведенной задачи ученые и практики связывают с использованием игровых, эвристических, проектных методов и форм организации учебной деятельности, что, на наш взгляд, обоснованно, поскольку учебный процесс следует организовать таким образом, чтобы включить обучаемых в различные виды экономической деятельности применительно к сложившимся рыночным отношениям.

Для подготовки учащихся в условиях рыночной экономики важное значение приобретает профильная подготовка, которая должна соответствовать изменениям, происходящим в социально-экономической сфере общества. При этом составной частью образования выступает обучение основам менеджмента и, в частности, формированию умений по управлению экономической деятельностью.

Следует отметить важную роль в формировании экономических знаний и умений разделов «Элементы домашней экономики», «Основы предпринимательства», «Маркетинг в деятельности предпринимателя», включенных в образовательную область «Технология». На уроках экономики в профильных классах учащихся знакомят с методами менеджмента, рассматриваемыми в экономической литературе как непрерывное внедрение инноваций [5].

Следует отметить, что для менеджмента важное значение имеют инновации в области создания новых товаров и услуг, которые призваны решать самые проблемные задачи, связанные с реализацией товаров, изменениями в технологиях и т. д. С этой точки зрения, инновации представляют собой умение создавать самые гибкие планы и тут же их нарушать, меняя до неузнаваемости, что позволяет говорить об их неизбежности и полезности для компании.

В современных условиях экономические исследования позволяют изучить, понять,

удовлетворить нужды и потребности людей, изучить рынок товаров и услуг, спрос и предложения, а также поведение потребителей и рыночную конъюнктуру, динамику цен с целью продвижения товара на рынке.

Анализ экономической и другой литературы показывает, что экономические, социальные и нравственные требования, предъявляемые к менеджменту, весьма многообразны и включают прежде всего обеспечение успешного ведения дел, связанных с насыщением рынка новыми, необходимыми потребителю товарами и услугами, где целевым результатом деятельности выступает удовлетворение потребностей людей. Следовательно, чтобы осмыслить сущность и особенности менеджмента в целях обучения учащихся профильных классов, необходимо более четко и всесторонне проанализировать обширный комплекс элементов и аспектов, к которым относятся: субъекты менеджмента и их функции, сфера действия и объекта менеджмента, последовательное рассмотрение которых позволит более аргументировано подойти к определению маркетинга в педагогическом процессе.

Одним из прогрессивных направлений работы является разработка реальных управленческих проектов и непосредственное практическое обучение элементам менеджмента при их реализации в учебном процессе. При этом важная роль отводится формам контроля педагогических достижений учащихся, и, в частности, тестированию, где тест сначала дается учащимся класса, где впервые введен курс менеджмента, а затем повторяется уже в конце текущего и в начале следующего учебного года Называются слова, а учащийся должен письменно ответить, с каким понятием ассоциируется это слово (например: процент, медведь, Форд, капитал, потребность, наемный труд и т. д.). Как правило, ученик, начавший изучать экономику и менеджмент, практически не связывает эти слова с экономическими понятиями и не дает ожидаемого ответа. Узнав, что задание выполнено неправильно, у него возникает интерес, который ведет к познанию экономических понятий и т. д.

Вовлечение учащихся в решение задач позволяет применять полученные теоретические знания на практике, через описание структуры бюджета семьи, сравнение ее со средней структурой доходов и расходов семей России и других стран. При этом может быть составлена средняя структура бюджета семей учащихся класса, которая также выступает предметом для сравнения. Кроме того могут быть представлены, задачи статистического анализа в двух вариантах:

- первый, где необходимо сделать выводы по предложенной информации;

- второй, когда необходимо обработать информацию, полученную на практике, а затем получить необходимые показатели.

Во втором случае существенно усиливается исследовательский момент, так как ученик должен понять, что следует делать с информацией, чтобы получить содержательные выводы, где плодотворными являются такие формы, как доклады, сообщения, составление занимательных экономических задач, кроссвордов и т. д.

Использование приведенных методов позволяет формировать не только достаточный объем управленческих знаний, но и умение по исследованию и анализу экономической информации и т. д.

В отечественной школе традиционное обучение, протекаемое по схеме «объяснение учителя - опрос», в случае с менеджментом не приводит к положительным результатам, вследствие чего педагоги обращаются к активным методам, среди которых важное место занимают моделирование, деловые игры, анализ конкретных ситуаций и т. д.

Моделирование управленческих ситуаций, деловые игры и рассмотрение конкретных ситуаций (кейсов) направлены на получение участниками навыков работы в группе, для чего класс разбивается на небольшие рабочие коллективы, каждый из которых обсуждает проблему, предлагает решение и защищает свой вариант; на формирование развивающих творческих и аналитических способностей, закрепляющих пройденный теоретический материал.

Подготовка кейсов представляет собой сложное занятие, основанное на использовании практического опыта или литературных источников, где конкретные ситуации могут быть «тематическими» или «сквозными», то есть кейс готовится под конкретную ситуацию или единственная конкретная ситуация последовательно рассматривается во всех темах. При этом учащимся для обсуждения предлагается какой-либо «конкретный случай», реальная проблемная ситуация, проанализировав которую, они должны сформулировать проблему на общетеоретическом уровне.

Кроме указанных методов обучения, не менее эффективно применение видеоматериалов, среди которых преимущество отдается самостоятельному созданию видеофильмов. При этом

преимущество данного метода продиктовано:

- во-первых, затратами практически минимальными;

- во-вторых, преподаватель, работающий над видеофильмом, создает его в соответствии с собственной программой обучения;

- в-третьих, учащиеся, занятые в создании видеофильма, вряд ли забудут все изученное.

Изучение менеджмента предполагает использование и других средств (графики, таблицы, математические модели, компьютерные тесты и т. д.) с помощью которых обеспечивается развитие у обучающихся различных умений и навыков, формирование системы знаний различного качества и наполненности по менеджменту. При этом знания, полученные визуальным путем или в процессе экономической дискуссии, воздействуют на ум и сердце по-разному, в связи с чем важно обеспечить не механическое заучивание теории, а практическое применение учащимися - логическим завершением изучения курса «менеджмент» школьниками выступает предоставление возможности для организации управления доступными сегментами рынка товаров и услуг в пределах среды обитания. При этом содержание и процесс их организации является задачей самостоятельного поиска, а методика их проведения - предметом экспериментального исследования.

Примечания

1. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1985. 2. Бабанский Ю. К. Выбор методов обучения в средней школе. М., 1981. 3. Гилберт А. Черчилль. Маркетинговые исследования. СПб. : Питер, 2001. 4. Маслова Т. Д., Божук С. Г., Ковалик Л. Н. Маркетинг. СПб., 2001. 5. Терещенко В. М. Маркетинг: новые технологии в России. СПб., 2001.

Статья поступила в редакцию 15.09.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.