Научная статья на тему 'Маркетинговое исследование как условие профильного обучения учащихся'

Маркетинговое исследование как условие профильного обучения учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / МАРКЕТИНГОВЫЙ ПРОЕКТ / МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ МАРКЕТИНГУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алижанова Хаписат Алижановна

В статье приводятся механизмы включения учащихся профильных классов в маркетинговое исследование рынка через сбор и обработку информации, ее интерпретацию и т.д., связанных с экономической деятельностью и направленных на систематизацию, разработку реальных маркетинговых проектов и непосредственное практическое обучение элементам маркетинга при их реализации в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алижанова Хаписат Алижановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинговое исследование как условие профильного обучения учащихся»

108

• • •

Известия ДГПУ, №3, 2009

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

УДК 372.8

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

© 2009 Длижанова Х.А.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье приводятся механизмы включения учащихся профильных классов в маркетинговое исследование рынка через сбор и обработку информации, ее интерпретацию и т.д., связанных с экономической деятельностью и направленных на систематизацию, разработку реальных маркетинговых проектов и непосредственное практическое обучение элементам маркетинга при их реализации в учебном процессе.

The author of the article tells about the mechanisms of the specialized forms pupils’ involving into the marketing research by means of collection and processing of the information, its interpretation, etc. connected with the economic activity and directed to systematization, development of the real marketing projects and direct practical studying of the marketing elements in the process of their realization in education.

Ключевые слова: маркетинг, маркетинговый проект, маркетинговое исследование, профильное обучение, обучение маркетингу.

Keywords: marketing, marketing project, marketing research, specialized education, teaching the marketing.

В современных условиях для подготовки конкурентоспособного выпускника школы большое значение приобретает экономическая подготовка, соответствующая изменениям, происходящим в социальноэкономической сфере жизни. Составной частью такой подготовки выступает обучение маркетингу, в частности, проведению маркетинговых исследований и выработке умений по использованию их результатов в экономической деятельности. Важ-

ная роль в формировании знаний и умений по исследованию рынка, сбору и обработке информации, ее интерпретации принадлежит занятиям в профильных классах, посвященным таким тематическим разделам: «Элементы домашней экономики», «Основы предпринимательства», «Основы менеджмента» и «Маркетинг в деятельности предпринимателя», включенным в образовательные планы различных образовательных учреждений.

Психолого-педагогические науки

109

• ••

Кроме того, в процессе профильной экономической подготовки учащиеся знакомятся с методами изучения рынка, рассматриваемыми в экономической литературе как непрерывное внедрение инноваций [5].

Для обучения маркетингу значимы инновации в области создания новых товаров и услуг, которые призваны решать самые актуальные проблемы и задачи, связанные с реализацией товаров, разработкой новейших технологий и т.д. При этом инновации представляют собой умение создавать самые гибкие планы и тут же их нарушать, меняя до неузнаваемости облик объекта, что позволяет утверждать о неизбежности и полезности инноваций для компании и т.д.

Следовательно, маркетинговые

исследования позволяют понять и удовлетворять нужды и потребности людей, изучить рынок товаров и услуг, выявить спрос и предложения, а также поведение потребителей, рыночную конъюнктуру, динамику цен с целью лучшего продвижения своего товара на рынке. Социальноэкономические и нравственные требования, предъявляемые к маркетингу, многообразны и включают, прежде всего, успешное ведение дел, связанных с насыщением рынка новыми, необходимыми потребителю товарами и услугами, основным результатом которого выступает эффективное удовлетворение потребностей людей. Необходимо более четко и всесторонне проанализировать обширный комплекс элементов и аспектов, к которым относятся: субъекты маркетинга и их функции на рынке; сфера действия и объект маркетинга товаров и услуг. Их последовательное рассмотрение позволит более аргументированно подойти к определению маркетинга в педагогическом процессе.

Необходимость осуществления экономического образования школьников является предметом исследования педагогов - теоретиков (А. Ф. Аменд, А. Ф. Крючков, Л. Н. Мельни-

ков, И. А. Сасова и др.) и практиков на разных этапах развития общества. В их трудах подчеркивается важность задач экономического образования, направленного на овладение учащимися основополагающими экономическими знаниями и умениями, формирование у них экономического мышления. Решение приведенных задач связывается с использованием игровых, эвристических, проектных методов и форм организации учебной деятельности, что, на наш взгляд, обоснованно, поскольку учебный процесс следует организовать таким образом, чтобы включить обучаемых в различные виды маркетинговой деятельности применительно к сложившимся рыночным отношениям.

Одним из прогрессивных направлений экономического образования выступает разработка реальных маркетинговых проектов и непосредственное практическое обучение элементам маркетинга в ходе учебного процесса. При этом особая роль отводится контролю педагогических достижений учащихся, и в частности тем механизмам, которые предполагают диагностику достижений вначале, до введения курсов экономической направленности, с последующим повтором в течение и в конце текущего учебного года. Например, учащимся предлагаются слова (процент, медведь, Форд, капитал, потребность, наемный и т.д.), и им необходимо записать, что обозначают эти слова, с какими категориями и понятиями ассоциируются. Как правило, ученик, начавший изучать экономику, практически не связывает эти слова с экономическими понятиями и не дает ожидаемого ответа. Если задание выполнено неправильно, у него возникает интерес, который ведет к освоению экономических понятий и т.д.

Вовлечение учащихся в решение задач по исследованию рынка позволяет применять полученные теоретические знания на практике, че-

Известия ДГПУ, №3, 2009

110

рез описание структуры бюджета семьи, сравнение ее со средней структурой доходов и расходов. При этом может быть составлена средняя структура бюджета семей учащихся класса, которая также выступает предметом для сравнения. Кроме того, могут быть представлены задачи статистического анализа в двух вариантах: первый, где нужно сделать выводы по предложенной информации; второй, когда следует обработать информацию, полученную на практике, а затем получить необходимые показатели.

В этом случае существенно усиливается исследовательский момент, так как ученик должен понять, что следует делать с этой информацией, чтобы получить содержательные выводы. Плодотворными являются такие формы, как доклады, сообщения, составление занимательных экономических задач, кроссвордов и т.д.

Использование приведенных методов позволяет формировать не только достаточный объем маркетинговых знаний, но и умения по исследованию рынка и анализу информации и т.д.

В отечественной школе традиционно обучение проходит по схеме «объяснение преподавателя - опрос», который в случае с маркетингом не дает положительных результатов, вследствие чего учителя обращаются к активным методам, таким как моделирование, лекция, деловые игры, анализ конкретных ситуаций и т.д.

Моделирование ситуаций, проведение деловых игр и рассмотрение конкретных ситуаций (кейсов) направлены на получение участниками навыков работы в группе, когда класс разбивается на небольшие рабочие коллективы, каждый из которых обсуждает проблему, предлагает решение и защищает его, развивает творческие и аналитические способности, закрепляет пройденный теоретический материал.

• • •

Подготовка кейсов - сложное и кропотливое занятие. Конкретные ситуации могут быть «тематическими» или «сквозными», то есть либо кейс готовится под конкретную ситуацию, либо единственная конкретная ситуация последовательно рассматривается во всех темах. При этом учащимся для обсуждения предлагается какой-либо «конкретный случай», реальная проблемная ситуация, проанализировав которую, они должны сформулировать проблему на общетеоретическом уровне. Кроме указанных методов обучения, не менее эффективно применение видеоматериалов, среди которых преимущество имеет самостоятельное создание видеофильмов, так как, во-первых, затраты практически минимальны; во-вторых, преподаватель, работающий над видеофильмом, создает его в соответствии с собственной программой обучения; в-третьих, учащиеся, занятые в создании видеофильма, вряд ли забудут все изученное.

Изучение маркетинга предполагает использование многих средств (графики, таблицы, математические модели, компьютерные тесты и т.д.), с помощью которых обеспечивается развитие у обучающихся различных навыков, формирование системы знаний разного качества и наполненности. Знания, полученные визуальным путем или в процессе экономической дискуссии, воздействуют на ум и сердце по-разному, в связи с чем важно обеспечить не просто механическое заучивание теории. Практическое применение учащимися полученных знаний можно считать логическим завершением изучения курса «Маркетинг», где школьникам предоставляется возможность для организации маркетингового исследования доступных сегментов рынка товаров и услуг в пределах среды обитания. При этом содержание и процесс их организации является задачей самостоятельного поиска, а методика их проведения - предме-

Психолого-педагогические науки

• ••

111

том экспериментального исследова- | ния.

Примечания

1. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. М., 1981. 2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1985. 3. Гилберт А. Маркетинговые исследования. СПб., 2001. 4. Маслова Т.Д., Божук С.Г, Ковалик Л.Н. Маркетинг. СПб., 2001. 5. Сасова И.А. Вопросы экономического образования школьников. М., 2006. 6. Терещенко В.М. Маркетинг: новые технологии в России. СПб., 2001.

Статья поступила в редакцию 30.07.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.