Научная статья на тему 'Профильная школа с этнокультурным содержанием как условие формирования духовно-нравственных ценностей учащихся'

Профильная школа с этнокультурным содержанием как условие формирования духовно-нравственных ценностей учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салаватова А. М.

Современное образование требует формирования умений и навыков овладения этническим и мировым культурным наследием, влияющим на становление личности современного человека. Данная задача это интеллектуальная, духовно-нравственная и национальная проблема, от решения которой во многом зависит прогрессивное развитие общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профильная школа с этнокультурным содержанием как условие формирования духовно-нравственных ценностей учащихся»

ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА С ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Салаватова А.М., аспирант

Нижневартовский государственный гуманитарный университет г. Нижневартовск, Россия

Современное образование требует формирования умений и навыков овладения этническим и мировым культурным наследием, влияющим на становление личности современного человека. Данная задача это - интеллектуальная, духовно-нравственная и национальная проблема, от решения которой во многом зависит прогрессивное развитие общества и государства.

Воспитание патриотизма, беззаветной, деятельной любви к родине занимает в системе духовно-нравственного воспитания главное место. Любовь к родине, писал Ушинский,— это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним [1].

Осознанное стремление народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры, изменение ценностных идеалов в обществе и обращение в образовании к потенциалу этнической культуры привело к тому, что современное образование требует формирования у учащихся умений и навыков овладения этническим и мировым культурным наследием, влияющим на становление личности современного человека в полиэтническом социуме. В современном образовании важную роль в воспитании и обучении играет этнокультурологическая проблематика.

Социальная стабильность, мир в многонациональном, поликультурном государстве возможны только при толерантном сосуществовании различных культур, при их совместном созидательном содружестве, веротерпимости. В многонациональном сообществе ребенок формируется при огромном влиянии социальной поликультурной среды и должен адаптироваться к ней. Критерий успешности воспитания не может считаться оправданным и рациональным только на ценностях одной культуры, приоритете одной культуры в ущерб другим [2].

Образование сейчас ознаменовано повышенным вниманием к историческому наследию и лучшим традициям отечественной культуры, их возрождению и восстановлению. Духовное наследие отечественной культуры сегодня по праву должно занять достойное место. Этнокультурное образование в нашей многонациональной России вносит определенный вклад в миростроительст-во, организацию диалога культур, формирование толерантности у подрастающего поколения.

Этнокультурная направленность образования позволяет преодолеть предметно-центрированную направленность образовательного процесса, до сих пор доминирующего в сложившейся педагогической практике. На первый план выдвигается система духовно-нравственных ценностей и идеалов личности ребенка как главная цель и результат образовательного процесса. При этом требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся не снижается, но их освоение происходит в ценностном контексте, выстраиваемом на материале русской традиционной культуры, с учетом реальных потребностей, интересов, а также проблем личности учащихся.

Этнокультурное образование - это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры.

Мы считаем, что этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса, введение в содержание образования компонентов традиционной духовной культуры способствует возрождению национальной культуры, народного опыта воспитания и восстановление забытых этнических духовных традиций.

При этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса, построенного на основе традиционной культуры, учащиеся получают достаточно четкие прикладные знания и представления о народной культуре, а также получают умения, навыки эффективно использовать традиционную, духовную культуру в практической деятельности.

В качестве основных задач этнокультурного образования выдвигаются:

- воспитание поликультурной личности: создание условий для идентификации личности со своей исконной культурой и усвоения других культур. Ориентация на диалог культур, их взаимообогащение;

- формирование многоязычного индивида: подготовка граждан, способных эффективно

общаться на родном, государственном и русском языках. В реальной практике речь может идти об эффективном владении тремя, четырьмя и более языками.

Чтобы сформировать образованную личность необходимо добиться гармоничной социализации ребенка путем погружения его в культурную среду. Образовательная среда обладает большей мерой сложности, так как имеет несколько уровней - от федерального, регионального до своего первоэлемента - образовательной среды конкретного образовательного учреждения.

В условиях обновления педагогического образования открылись новые возможности для проявления и осуществления творческого потенциала педагогов. Социально-экономические условия меняются и, соответственно, меняются цели обучения и воспитания школьников. Без профильной дифференциации обучения, предпрофильной подготовки учащихся теперь не обойтись. А это в свою очередь приводит к необходимости изменения и существенной корректировки содержания образования.

Корректировка содержания общеобразовательной школы предопределяет изменение целей и ценностей образования. Цель модернизации состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, а также отработки системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Профильное обучение позволяет организовывать уровневое обучение, адекватно степени выраженности того или иного типа интеллекта и мышления. В связи с профилизацией обучения меняется и содержание образования. Вводятся предметы школьного компонента, исходя из их целесообразности, учитывая интересы, склонности и возможности учащихся, их будущую профессию.

Профильная школа с этнокультурным содержанием образования может обеспечить эффективное приобщение детей к народной педагогике, национальной культуре и формирование на этой основе духовных ценностей. Процесс формирования духовно-нравственных ценностей учащегося успешен, если ученик включается в атмосферу духовной культуры своего этноса, больше находится в сфере влияния своей национальной материнской культуры.

Значимость духовно-нравственных ценностей всегда занимала особое место в сознании людей. Духовно-нравственные ценности аккумулируют в себе всю основу принятых в данном обществе способов действий и отношения к таким действиям, и, тем самым, являются важнейшим ресурсом этого общества, а также властных структур, им управляющих.

Процесс формирования духовно-нравственных ценностей учащихся предусматривает развитие духовно-нравственной сферы, а именно его основных компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческого, выступающих мотивацией к дальнейшему познанию самого себя, отношений с окружающим миром на основе общественных ценностей.

Духовно-нравственная сфера личности учащегося требует самых осторожных и тактичных действий со стороны педагога. Именно от него зависит в большой степени духовное здоровье воспитанника и общества в целом. В связи с этим внимание многих ученых и практиков сосредоточено на поиске и определении методов духовно-нравственного воспитания детей и механизмов, лежащих в их основе.

Формирование духовно-нравственных ценностей как ключевая задача современного образования существенно меняет наше, сложившее в последние годы представление, представление о школе как учреждение, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем — и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития обучающегося. Обучение — только один из компонентов личностного развития.

Профильная школа должна стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, сосредоточенным не только на интеллектуальной, но также на гражданской, духовной, культурной жизни школьника.

Литература

1. Песковский, М.Л. Его жизнь и педагогическая деятельность [Текст] / М.Л. Песковский,

К.Д. Ушинский. - СПб., 1893. С.235

2. Ибрагимова, Л.А. Поликультурное образование в многонациональном обществе [Текст] /Л.А Ибрагимова, // Учебное пособие. - М.: Редакционно-издательский центр, 2006. - 210с.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Салиш С.С.

Областной институт повышения квалификации г. Актобе, Казахстан

Автором представлены современные педагогические реалии в области воспитания духовности в начальной школе Казахстана.

С целью более четкого прояснения картины в решении проблемы воспитания, связанного с духовно-нравственным становлением личности младшего школьника нами осуществлено исследование учащихся начальных классов школ города Актобе.

Для выявления представлений младшего школьника о существенных жизненных ценностях в первых, вторых классах проведен устный опрос, а в третьих, четвертых классах - письменный опрос учащихся начальных классов. Каждому школьнику предложено завершить в сжатой или развернутой форме незаконченное предложение: «Самое дорогое для человека - это ...».

Ответы школьников показывают, что «самыми дорогими для человека» в представлении младших школьников являются родные, близкие люди, члены семьи (в среднем для 68% учащихся). Результаты опроса показывают, что в шкале ценностей у младших школьников оказалась жизнь (у 28% от общего количества опрошенных школьников). Степень осознания ценности жизни увеличивается по мере взросления младшего школьника. Ответ «жизнь» дали 7% первоклассников, 47% третьеклассников, 56% четвероклассников. Не последнее место занимают ответы, где «самым дорогим» является для школьника здоровье - 13%.

11% младших школьников отметили, что «самое дорогое» - это духовно-нравственные ценности, которые входят в сферу человеческих взаимоотношений - дружба, любовь, душа. Показателен тот факт, что углубление содержательной стороны духовно-нравственных ценностей происходит в третьем, четвертом классах. В ответах школьников встречаются значимость «родного человека», «души», «верной дружбы», «любви».

В ходе исследования выяснено, что представление о Родине как о самом дорогом для человека наблюдается у 7% из числа опрошенных.

6% опрошенных младших школьников считают, что самое дорогое для человека - это «дом», «машина», «золото», «бусы», «серьги», то есть все то, что имеет отношение к материальному благосостоянию. Процент подобных ответов у учащихся первых классов несколько выше, чем в остальных.

«Учеба», «знание» как ценности встретились лишь в 2% ответов.

Для выяснения степени обращенности младшего школьника на себя, на свои потребности было предложено ответить на вопрос: «Что бы я попросил у золотой рыбки?» Вопрос «Что бы я попросил у золотой рыбки?» должен был в определенной мере раскрыть, что способствовало выделению того или иного ценностного объекта в качестве предпочтительного для младшего школьника в условиях свободного выбора.

Результаты нашего опроса показали, что предпочтительными, прежде всего, остаются ценности материального благосостояния и насыщения (всего в 53% ответов). Процентное соотношение «материалистов» от класса к классу колеблется от 19% до 87% младших школьников. Школьники просят для себя бальное платье, дом, мотоцикл, машину, куклу, подарок, богатство, лимузин, джип, три пары роликов, продать компьютер, конфету. В ответах 3% опрошенных четко обозначен прагматический подход - они просят «волшебства или вторую золотую рыбку», чтобы можно было загадывать желания бесконечно много. В ответах отдельных учащихся звучали ноты гуманных чувств (забота о ближнем) - «нужен дом для дедушки, ему негде жить», «парты и доски для школы».

36% опрошенных учащихся предпочли здоровье для себя и близких людей, а 6% - желали здоровья всем людям планеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.