Научная статья на тему 'Исследование ценностных ориентаций младшего школьника'

Исследование ценностных ориентаций младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
825
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Салиш С. С.

Автором представлены современные педагогические реалии в области воспитания духовности в начальной школе Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование ценностных ориентаций младшего школьника»

К.Д. Ушинский. - СПб., 1893. С.235

2. Ибрагимова, Л.А. Поликультурное образование в многонациональном обществе [Текст] /Л.А Ибрагимова, // Учебное пособие. - М.: Редакционно-издательский центр, 2006. - 210с.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Салиш С.С.

Областной институт повышения квалификации г. Актобе, Казахстан

Автором представлены современные педагогические реалии в области воспитания духовности в начальной школе Казахстана.

С целью более четкого прояснения картины в решении проблемы воспитания, связанного с духовно-нравственным становлением личности младшего школьника нами осуществлено исследование учащихся начальных классов школ города Актобе.

Для выявления представлений младшего школьника о существенных жизненных ценностях в первых, вторых классах проведен устный опрос, а в третьих, четвертых классах - письменный опрос учащихся начальных классов. Каждому школьнику предложено завершить в сжатой или развернутой форме незаконченное предложение: «Самое дорогое для человека - это ...».

Ответы школьников показывают, что «самыми дорогими для человека» в представлении младших школьников являются родные, близкие люди, члены семьи (в среднем для 68% учащихся). Результаты опроса показывают, что в шкале ценностей у младших школьников оказалась жизнь (у 28% от общего количества опрошенных школьников). Степень осознания ценности жизни увеличивается по мере взросления младшего школьника. Ответ «жизнь» дали 7% первоклассников, 47% третьеклассников, 56% четвероклассников. Не последнее место занимают ответы, где «самым дорогим» является для школьника здоровье - 13%.

11% младших школьников отметили, что «самое дорогое» - это духовно-нравственные ценности, которые входят в сферу человеческих взаимоотношений - дружба, любовь, душа. Показателен тот факт, что углубление содержательной стороны духовно-нравственных ценностей происходит в третьем, четвертом классах. В ответах школьников встречаются значимость «родного человека», «души», «верной дружбы», «любви».

В ходе исследования выяснено, что представление о Родине как о самом дорогом для человека наблюдается у 7% из числа опрошенных.

6% опрошенных младших школьников считают, что самое дорогое для человека - это «дом», «машина», «золото», «бусы», «серьги», то есть все то, что имеет отношение к материальному благосостоянию. Процент подобных ответов у учащихся первых классов несколько выше, чем в остальных.

«Учеба», «знание» как ценности встретились лишь в 2% ответов.

Для выяснения степени обращенности младшего школьника на себя, на свои потребности было предложено ответить на вопрос: «Что бы я попросил у золотой рыбки?» Вопрос «Что бы я попросил у золотой рыбки?» должен был в определенной мере раскрыть, что способствовало выделению того или иного ценностного объекта в качестве предпочтительного для младшего школьника в условиях свободного выбора.

Результаты нашего опроса показали, что предпочтительными, прежде всего, остаются ценности материального благосостояния и насыщения (всего в 53% ответов). Процентное соотношение «материалистов» от класса к классу колеблется от 19% до 87% младших школьников. Школьники просят для себя бальное платье, дом, мотоцикл, машину, куклу, подарок, богатство, лимузин, джип, три пары роликов, продать компьютер, конфету. В ответах 3% опрошенных четко обозначен прагматический подход - они просят «волшебства или вторую золотую рыбку», чтобы можно было загадывать желания бесконечно много. В ответах отдельных учащихся звучали ноты гуманных чувств (забота о ближнем) - «нужен дом для дедушки, ему негде жить», «парты и доски для школы».

36% опрошенных учащихся предпочли здоровье для себя и близких людей, а 6% - желали здоровья всем людям планеты.

Третьим по количеству просьб (в среднем 22% младших школьников: от 7% у первоклассников до 62% у учащихся 3-4 классов) оказалось желание «хорошо учиться», «быть умным». Однако, книгу, как источник знаний, пожелал иметь лишь один школьник (из опрошенных 644)!

В чистом виде духовно-нравственные ценности были обозначены в 21% ответов опрошенных детей. Школьники просят, чтобы «мама не болела», «люди не умирали», «все было хорошо у людей и животных», «были друзья», «было счастье всем людям», желают «радости», «добра», «любви», Показательно, что в процентном отношении количество ответов подобного содержания не выросло от 1 класса к 4 классу. Следует отметить, что желания некоторых школьников выглядели более нравственно зрелыми, чем у школьников 1-2 классов, однако, в целом, нельзя сказать, что рамки выходят за пределы личного окружения школьника.

Любовь к природе и неудовлетворенная потребность общения с природой проявилась у 3% учащихся («щенка», «кошку», «лошадь»). В ответах 2% младших школьников отмечено конфессиональное влияние, школьники хотят «очиститься от грехов», о бессмертии просит 1% учащихся.

Таким образом, использованный косвенный путь проявления ценностных ориентаций младших школьников показал определенное расхождение в представлениях детей о главных человеческих ценностях «вообще» и конкретном преломлении «самого дорогого для человека» на субъективно значимое, «на себя», свои конкретные запросы. В разрезе отдельных ответов это выглядело следующим образом. Самое дорогое для человека - это мама, Родина, а свои просьбы-желания в таком порядке - картинг и велосипед. Подобного рода ответы выступают своего рода индикатором недостаточного отражения содержательной сферы ценностного сознания на мотива-ционно-потребностной сфере и ставят вопрос о том, каким значением наполнены для младших школьников понятия «Родина», «любовь», «счастье». Современные жизненные коллизии, семейные неурядицы отражаются в таких детских ответах - «хочу хорошую жизнь», «хочу, чтобы папа вернулся».

С целью выяснения картины ценностей младших школьников через «люблю», было предложено завершить фразу «Больше всего я люблю...» .

Первую позицию (42%) заняли родные и близкие. Любовь к родителям проявляется как ответное чувство на заботу родителей. Друзья-сверстники были отмечены только в 3% ответов. О любви к учителю все участвовавшие в опросе младшие школьники умолчали.

Игры и любимые занятия «футбол», «наводить порядок», «поливать цветы», «рисовать», «петь», «танцевать» заняли следующую позицию (41%). Любовь к учебе, к школьным занятиям указали 34% младших школьников, к чтению - 13%. 2% учащихся первых классов ответили, что любят «драться».

В детских «люблю», указывающих на различные виды занятий, отражаются интеллектуально-творческие смыслы в связи с чтением, рисованием, пением, танцем и пр., однако, на первый план ими выделяются, прежде всего, удовольствия от получаемых занятий, развлечений, комфортного времяпрепровождения.

Чувства младших школьников (93%) не выходят за пределы родственного окружения и не несут в себе духовного смысла и чувств к другим людям, окружающему миру, Родине, миру вообще.

Содержание ответов на вопрос: «Каким должен быть гражданин Казахстана?» отличается широтой, состоящей из 25 определений. Так, от 84% до 8% из числа опрошенных младших школьников считают, что гражданин Казахстана должен быть образованным, честным, дружелюбным, независимым, мудрым, патриотом, сильным, добрым, вежливым, хорошим, красивым, трудолюбивым. Определения указаны в порядке частоты их упоминания.

Образцом для подражания в младшем школьном возрасте выступают прежде всего родные и близкие, как самые добрые, умные, красивые. Ответы младших школьников подтверждают, что ценностные ориентации закладываются и развиваются в первую очередь в семье.

Быть похожим на родителей хотят 59% опрошенных младших школьников. Образцы для подражания в большей степени складываются у младшего школьника не на основе содержания школьного образования, не из страниц художественной и документальной литературы, а преимущественно с экранов телевизоров, иностранных кинофильмов. Так, например, для девочек привлекательными остаются принцесса, Мисс Мира, Валерия, Жасмин, для мальчиков - это Человек-паук, Зорро, Бэтмен, известные спортсмены, которые привлекают младших школьников отнюдь не нравственными качествами, а внешней красотой и привлекательностью, силой и ловкостью, всего 28%. Исторические личности (Золотой человек, царица Томирис, Ю.А. Гагарин, президент Казах-

стана - Н.А. Назарбаев) выступают образцом для подражания у 17% принявших участие в опросе младших школьников. Учитель в роли идеала выступил в 7% ответов.

Отраженные в настоящей статье материалы, позволяют сделать определенные выводы о необходимости придания процессу школьного воспитания приоритетную значимость. Сердцевиной воспитательного процесса выступают нравственность и духовность, побуждающие к установлению животворных и действенных связей школы с семьей, обществом, к нахождению эффективных путей формирования у школьников духовности, нравственности.

ЭТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ - ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Севостьянова Е.О.,

аспирант, педагог-психолог

Шадринский Государственный Педагогический Институт МДОУ «Ягодка» г. Ноябрьск, ЯНАО, Россия

Первоначально понятия: этика, мораль и нравственность - были тождественны, то есть обозначали сферу нравов, обычаев, общепризнанных правил поведения. Позже они были разведены. Этика - это теория, мораль и нравственность - это реальные явления в жизни человека и общества.

Структура этического знания определяется совокупностью основных теоретических понятий, которыми оперирует этика: категориями, отражающими существенные стороны и элементы морали.

Этика - наука, изучающая генезис морали, нравственность как форму общественного сознания и важную сторону жизнедеятельности человека. Она анализирует природу и внутреннюю структуру жизни, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса, рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности [5].

В этике как науке сложилась своя классификация этических систем.

Этика удовольствия, гедонизм (Аристипп). Высшим благом признаётся чувственное удовольствие, эмоциональное выражение. Во главу угла ставятся телесные удовольствия в данный момент времени. Тема роли другого человека не затрагивается, так как переживание удовольствия интимно.

Этика счастья, эвдемонизм (Эпикур). Высшим благом признаётся счастье, понимаемое как отсутствие страданий, как спокойствие, безмятежность индивида (атараксия). Получение чувственных удовольствий, удовлетворение желаний также важно. Телесные удовольствия ценятся в эвдемонизме ниже духовных, так как именно с последними связана большая свобода от страданий.

Этика опрощения, кинизм (Антисфен). Аскетизм, независимость от внешнего, в том числе от социальных норм. Полное отречение от мирских благ, самодостаточность, самоудовлетворение благо. Другой не занимает какого-то значимого места в жизни.

Этика стоицизма (Зенон). Благо в спокойном, свободном, разумном принятии свершающегося. В природе царствует необходимость, но человек наделён разумом, а потому должен бесстрастно принимать удары судьбы.

Этика долга (Кант). Разделяет сущее и должное. Мораль переносится в сферу долга, противопоставленную сфере человеческих влечений. Мораль обосновывается рационально: сам разум человека именно тогда разумен, когда человек поступает морально; нравственное поведение — это единственное проявление разумной свободной природы человека. «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого, как к цели.

Этика пользы, утилитаризм (Бентам). Выводит мораль из внешних социальных благ, необходимых для удовлетворения потребностей индивидов, составляющих общество: моральной является деятельность, ведущая к достижению большего количества счастья для наибольшего количества людей. Морально то, что приносит пользу, отношение к другому человеку также строится на основе соизмерения выгод и потерь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.