Научная статья на тему 'Этические понятия - общечеловеческие ценности личности'

Этические понятия - общечеловеческие ценности личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5696
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этические понятия - общечеловеческие ценности личности»

стана - Н.А. Назарбаев) выступают образцом для подражания у 17% принявших участие в опросе младших школьников. Учитель в роли идеала выступил в 7% ответов.

Отраженные в настоящей статье материалы, позволяют сделать определенные выводы о необходимости придания процессу школьного воспитания приоритетную значимость. Сердцевиной воспитательного процесса выступают нравственность и духовность, побуждающие к установлению животворных и действенных связей школы с семьей, обществом, к нахождению эффективных путей формирования у школьников духовности, нравственности.

ЭТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ - ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Севостьянова Е.О.,

аспирант, педагог-психолог

Шадринский Государственный Педагогический Институт МДОУ «Ягодка» г. Ноябрьск, ЯНАО, Россия

Первоначально понятия: этика, мораль и нравственность - были тождественны, то есть обозначали сферу нравов, обычаев, общепризнанных правил поведения. Позже они были разведены. Этика - это теория, мораль и нравственность - это реальные явления в жизни человека и общества.

Структура этического знания определяется совокупностью основных теоретических понятий, которыми оперирует этика: категориями, отражающими существенные стороны и элементы морали.

Этика - наука, изучающая генезис морали, нравственность как форму общественного сознания и важную сторону жизнедеятельности человека. Она анализирует природу и внутреннюю структуру жизни, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса, рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности [5].

В этике как науке сложилась своя классификация этических систем.

Этика удовольствия, гедонизм (Аристипп). Высшим благом признаётся чувственное удовольствие, эмоциональное выражение. Во главу угла ставятся телесные удовольствия в данный момент времени. Тема роли другого человека не затрагивается, так как переживание удовольствия интимно.

Этика счастья, эвдемонизм (Эпикур). Высшим благом признаётся счастье, понимаемое как отсутствие страданий, как спокойствие, безмятежность индивида (атараксия). Получение чувственных удовольствий, удовлетворение желаний также важно. Телесные удовольствия ценятся в эвдемонизме ниже духовных, так как именно с последними связана большая свобода от страданий.

Этика опрощения, кинизм (Антисфен). Аскетизм, независимость от внешнего, в том числе от социальных норм. Полное отречение от мирских благ, самодостаточность, самоудовлетворение благо. Другой не занимает какого-то значимого места в жизни.

Этика стоицизма (Зенон). Благо в спокойном, свободном, разумном принятии свершающегося. В природе царствует необходимость, но человек наделён разумом, а потому должен бесстрастно принимать удары судьбы.

Этика долга (Кант). Разделяет сущее и должное. Мораль переносится в сферу долга, противопоставленную сфере человеческих влечений. Мораль обосновывается рационально: сам разум человека именно тогда разумен, когда человек поступает морально; нравственное поведение — это единственное проявление разумной свободной природы человека. «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого, как к цели.

Этика пользы, утилитаризм (Бентам). Выводит мораль из внешних социальных благ, необходимых для удовлетворения потребностей индивидов, составляющих общество: моральной является деятельность, ведущая к достижению большего количества счастья для наибольшего количества людей. Морально то, что приносит пользу, отношение к другому человеку также строится на основе соизмерения выгод и потерь

Эволюциионная этика (Спенсер). Мораль - стадия эволюционного процесса. Отношение к другому человеку строится в соответствии с принятыми в обществе нормами.

Этика ненасилия (Л.Н.Толстой, М.Ганди, М.Л. Кинг). Исходит из заповеди «не противься злому». Каждый человек рассматривается как самоценность, а все люди — как члены одной большой семью.

Этика альтруистического эгоизма (Г.Селье). Наилучшей линией поведения является следование максиме «заслужи любовь ближнего», а не «золотому правилу», соблюдение которого несовместимо с биологическими законами, основным из которых является эгоизм, то есть преследование каждой особью своих, личных интересов.

Гуманистическая этика (Э.Фромм). Предметом этики являются не отдельные добродетели и пороки, а добродетельный или порочный характер, и «только с учётом характера можно давать окончательные оценки отдельным характерным чертам и поступка». Основание нравственности также выводится из природы человека, который, «пока он жив, не может не хотеть жить, и единственный способ достичь успеха на этом пути — использовать свои силы, растратить то, что имеешь».

Этика как дифференциальная онтология (С.Л.Рубинштейн). Считает своим отправным пунктом «раскрытие необходимых предпосылок человеческого существования». Нравственность, добродетель рассматривается не как находящееся над реальностью, вне действительной жизни, но как нормальное, свойственное человеку: «смысл этики состоит в том, чтобы... открыть глаза человеку на богатство его душевного содержания, на все, что он может мобилизовать, чтобы устоять, чтобы внутренне справиться с теми трудностями, которые ещё не удалось устранить в процессе борьбы за достойную жизнь».

Димензиональная онтология (В.Франкл). Нравственность видится как нечто присущее только человеку и только в ней человек и удостоверяет своё бытие: человек «поднимаясь над уровнем соматического и психического, вступает в сферу чисто человеческого. Нравственность другое измерение, чисто человеческое, в котором и находятся духовные ценности, а также возможна свобода [1].

Категории этики отражают стороны общественных отношений, которые связаны с поведением людей, с их взаимоотношениями, отношением к обществу с точки зрения добра и зла, справедливости, долга, чести. Этические категории носят аксиологический, оценочный характер. Выступая средством регулирования взаимоотношений и поведения людей, этические категории выступают как определенная побудительная сила, выражая нравственные требования общества. Значимость этических категорий базируется на силе общественного мнения или самосознании личности.

Мораль (лат. moralis - нравственный, от mos, множественное число mores — обычаи, нравы, поведение) - один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); предмет специального изучения этики. С эмпирической точки зрения мораль предстает в двух основных формах: а) совокупность личностных свойств (моральные качества); б) совокупность норм общественного поведения и оценочных понятий (добро, зло и др.).

Мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в человеческом обществе. Пространство морали - взаимоотношения между людьми. Такие качества как доброта, щедрость, любезность, открытость, толерантность, общительность, милосердие обнаруживаются только в отношениях с другими и описывают само качество этих отношений.

Специфика морали - в ее фундаментальности. Она делает возможными все прочие отношения между людьми, заключается в особой нацеленности людей друг на друга, на сотрудничество. Элементами структуры морали являются: сознание (убеждения, намерения); деятельность (поступки); взаимоотношения между сознанием и деятельностью; нравственные нормы; нравственные качества личности, проявляющиеся в его поступках; нравственные принципы (эгоизм, альтруизм); нравственные идеалы (цель развития личности); высшие моральные ценности (свобода, счастье.) [2].

Подходы этических концепций о морали:

• Натуралистическая - мораль выводится из природного источника.

• Социологическая - мораль - это следствие, разновидность социальной организации общества.

• Антропологическая - мораль - это неотъемлемое качество человечности.

• Супранатуралистическая - мораль выводится из некоторого трансцендентного источника (Бога, мира идей) [5].

Как отмечает А.А. Гусейнов, мораль обнаруживает две особенности: она мыслится только при допущении свободной воли; имеет всеобщую форму, ее требования распространяются на всех людей. Мораль можно определить как: способность к сотрудничеству и совместному проживанию с другими людьми в обществе; свободу воли (автономию); добрую волю и бескорыстность мотивов; человечность и взаимность отношений, выраженную в золотом правиле нравственности [6].

Все эти аспекты тесно связаны между собой. Мораль держится на трех основаниях: традициях обычаях, нравов, которые становятся достоянием духовного мира личности; мораль опирается на силу общественного мнения, регулирующего поведение личности в соблюдении моральных норм; мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности и осознанности необходимости согласования личных и общественных интересов.

Мораль поддерживается особыми психологическими механизмами - совестью и долгом. Совесть требует от человека следовать добру и сопротивляться злу, долг повелевает ему быть честным, выполнять свои обязанности, сохранять свою честь и достоинство. Мораль требует признать человека высшей ценностью, возлагая на него ответственность за выбор целей и идеалов общественного движения. Она поддерживает определенные общественные устои, строй жизни, требует их изменению. Основная функция морали - воспитание личности. Она формирует у человека представления о ценности жизни и ее смысле. Мораль является познанием окружающего мира, ориентируя человека в мир окружающих культурных ценностей [2].

Подходы к освещению морали:

Биологический - изучает предпосылки нравственности на уровне отдельного организма и на уровне популяции.

Психологический - раскрывает психологические механизмы, обеспечивающие выполнение нравственных норм.

Социологический - выясняет общественные условия, в которых складываются нравы, и роль морали для поддержания устойчивости общества.

Нормативный - формулирует мораль как систему обязанностей, предписаний, идеалов.

Личностный - изучает моральное сознание индивида.

Философский - представляет мораль как особый мир, мир смысла жизни и назначения человека [4].

Нравственность - это внутреннее, духовное качество, которым руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Это деятельность и отношения людей, построенных по законам самой человеческой жизни. К признакам нравственности можно отнести: сомнение, искание, самопожертвование. Нравственность не существует без личности. Она является внутренней стороной духовной жизни личности, сферой ценностных личностных смыслов.

Она - результат свободного выбора. Субъектом нравственности является только личность. В обществе нравственность поддерживается силой общественного мнения. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных в обществе моральных требований [3].

Новую постановку получают этические проблемы у И.Канта. Мораль и этика представляли для Канта исключительную ценность, не случайно этическим размышлениям он посвятил многие свои произведения: «Основы метафизики нравственности» (1785), «Критика практического разума» (1788), «Религия в пределах только разума» (1793), «Метафизика нравов» (1797). В них Кант поставил целый ряд критических проблем, связанных с определением понятия нравственности.

В философии абсолютного идеализма Г.Гегеля этика занимает достаточно скромное место. Этические воззрения немецкого философа наиболее полно и систематизировано изложены в его трудах «Философия права», «Феноменология духа». Принципиальным для Гегеля было различение понятий «мораль» и «нравственность». Подчеркнув своеобразие личностного и социального бытия морали, Гегель попытался синтезировать обе традиции. Своеобразие этических воззрений Фейербаха связано с критикой религиозной и идеалистической этики, убежденностью в приоритете материалистической ориентации в этических исследованиях.

В истории русской этики Л.Н.Толстой занимает уникальное место, выражая религиозно-философскую систематизацию и институциализацию морали.

Нравственная философия В.С.Соловьева явилась вершиной развития русской этики. Она определила ее расцвет в первой четверти XX в. и в период создания этических систем русского зарубежья. Это - первая этическая система русского мыслителя» [6].

Таким образом, анализ этической составляющей личности человека не может обойтись без выделения двух образований - морали и нравственности. Сущность морали - оценка человеческого поведения извне, в предписании или запрещении конкретных действий и поступков со стороны общества. Нравственность формируется вместе с личностью индивида, имеет отношение к его внутреннему миру и неотделима от его «Я». Нравственное поведение самодостаточно, не ориентируется на внешние стимулы, не предполагает каких-либо внешних наград.

Проблема нравственного совершенствования общества в целом и конкретной личности может быть отнесена к категории общечеловеческих и общенаучных. Представители социальных и гуманистических наук разрабатывали различные этические учения; определяли роль общечеловеческих ценностей и моральных норм в жизни общества; вырабатывали требования к нравственной личности, как эталону, носителю моральных ценностей общества; ставили вопрос о моральных регуляторах поведения человека.

Литература

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977.

2. Ковалев А. Г. Психология личности. - Л.: ЛГУ, 1963.

3. Краткий психологический словарь. под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского М.: Прогресс, 1985.

4. Накайн С. «Особенности развивающейся личности». М.: 2006 г.

5. Психологический словарь-справочник. Минск Москва Харвест АСТ, 2001

6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., Школа-Пресс, 1995.

РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

Смирнова Е.М.

Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И.Герцена

Санкт-Петербург, Россия

В данной статье рассматриваются различные подходы к понятию социально-педагогической поддержки, представленные в современных педагогических и социально-педагогических источниках. Рассмотрены отличительные особенности поддержки ребенка на уровне индивидуальной ситуации. Выделены общие тенденции к определению социально-педагогической поддержки в психологической, педагогической и социально-педагогической литературе.

Идея поддержки человека восходит к античной философии. Еще в V в. до н. э. древнегреческий философ Сократ выдвинул тезис «познай самого себя», рассматривая процесс воспитания с точки зрения самоорганизации и саморазвития человека. В его диалогах с учениками можно увидеть важность поддерживающего действия учителя в пробуждении у воспитанника активности и творческого начала, заложенных от рождения.

В настоящее время понятие поддержки активно исследуется в разных науках о человеке, в частности, в психологии, педагогике, социальной педагогике.

Анализ психологической литературы показал, что в разработке теории социально-педагогической поддержки авторы опираются на идеи гуманизма, под которыми понимается ценностное отношение к внутреннему миру человека и обеспечение условий, при которых возможно развитие потенций, присущих индивиду. Во многих психологических исследованиях подчеркивается, что поддержка процесса становления человека должна строится с ориентацией на индивидуальные особенности и качества личности. В психологии поддержка - это система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности.

Анализ педагогической литературы показал, что основоположником педагогического подхода к исследованию феномена поддержки принято считать О.С. Газмана, с точки зрения которо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.