Научная статья на тему 'ПРОФИЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМ ПОД/ФТ АЗИАТСКИХ СТРАН: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ВЫВОДЫ ДЛЯ РОССИИ'

ПРОФИЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМ ПОД/ФТ АЗИАТСКИХ СТРАН: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ВЫВОДЫ ДЛЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОТМЫВАНИЕ ДЕНЕГ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕРРОРИЗМА / УЯЗВИМОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА ПОД/ФТ / МИРОВАЯ ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильин А.В.

Предметом рассмотрения в данной статье выступают оценки эффективности национальных систем ПОД/ФТ азиатских государств, анализ которых позволяет определить страны, лучшие практики которых могут быть значимы для России. В работе использованы особые инструменты анализа и визуализации: профиль эффективности систем ПОД/ФТ и матрица экстремумов. Проведенное исследование привело к следующим выводам. Национальные системы ПОД/ФТ азиатских стран имеют уязвимости, по результатам анализа определены наиболее распространенные слабые места. Сопоставление результатов данного исследования с более ранним анализом показало, что у европейских и азиатских стран есть общая проблема в функционировании национальных систем ПОД/ФТ - это недостатки в первичном финансовом мониторинге. На основе матрицы экстремумов выделены актуальные направления развития национальных систем ПОД/ФТ азиатских стран: политика, координация и взаимодействие в целях снижения рисков отмывания денег и финансирования терроризма, а также препятствование проникновению преступных доходов и денежных средств на поддержку терроризма в различные сектора экономики. По итогам сравнения оценок эффективности системы ПОД/ФТ России и ряда азиатских стран определены те страны и области системы ПОД/ФТ, лучшие практики которых могут быть использованы российской стороной. И наоборот, выделены те области функционирования российской системы ПОД/ФТ, лучшие практики в которых могут быть применены для повышения эффективности национальных систем ПОД/ФТ азиатских стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFORMANCE PROFILES OF AML/CFT SYSTEMS OF ASIAN COUNTRIES: COMPARATIVE ANALYSIS AND CONCLUSIONS FOR RUSSIA

The subject of consideration in this article are assessments of the effectiveness of national AML/CFT systems of Asian states, the analysis of which allows us to identify countries whose best practices may be significant for Russia. Special analysis and visualization tools are used in the work: the AML/CFT system efficiency profile and the matrix of extremes. The conducted research led to the following conclusions. The national AML/CFT systems of Asian countries have vulnerabilities, according to the results of the analysis, the most common weaknesses are identified. Comparing the results of this study with an earlier analysis showed that European and Asian countries have a common problem in the functioning of national AML/CFT systems - these are shortcomings in primary financial monitoring. Based on the matrix of extremes, the current directions of the development of national AML/CFT systems of Asian countries are highlighted: policy, coordination and interaction in order to reduce the risks of money laundering and terrorist financing, as well as preventing the penetration of criminal proceeds and funds to support terrorism into various sectors of the economy. Based on the results of a comparison of assessments of the effectiveness of the AML/CFT system of Russia and a number of Asian countries, those countries and areas of the AML/CFT system whose best practices can be used by the Russian side have been identified. Conversely, the areas of functioning of the Russian AML/CFT system are highlighted, the best practices in which can be applied to improve the effectiveness of national AML/CFT systems of Asian countries.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМ ПОД/ФТ АЗИАТСКИХ СТРАН: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ВЫВОДЫ ДЛЯ РОССИИ»

Заключение

Предложенная авторская модель участия государства в региональной экономике отличается от действующей, тем что отличительной особенностью развития экономики российских субъектов является распространение инновационных преобразований в хозяйственной деятельности, управлении и в социальной сфере.

Особенностью регионального движения по инновационному пути развития является то, что оно осуществляется в пространстве, где регионы существенно различаются ступенями экономического развития.

Государственная региональная политика опирается на общепризнанную теорию и представляет собой комплекс мер по управлению социально-экономическим развитием территорий.

В результате проведенного исследование были решены все намеченные задачи и полностью достигнута цель. Основные теоретические и методические научные результаты состоят в следующем: сформулирован методический контур направлений построения региональных социально-экономических систем; представлена методика индикаторов уровня развития регионов; модель эффективности структурных элементов региональной системы на основе использования ресурсного подхода. Особенностью регионального движения по инновационному пути развития является то, что оно осуществляется в пространстве, где регионы существенно различаются ступенями экономического развития. Государственная региональная политика опирается на общепризнанную теорию и представляет собой комплекс мер по управлению социально-экономическим развитием территорий.

Реализация обеспечения регионального ресурсного потенциала представлена в виде методического обеспечения активизации предпринимательского ресурса в регионе, совершенствовании системы управления интеллектуальным капиталом, способствующим ресурсному обеспечению региона; трансформации конкурентоспособности региональных систем.

Источники:

1. Аллабугин А.А., Орешкина Н.С. Управление инновационными преобразованиями предприятий региона на основе интеграции аналоговых и цифровых моделей // Экономика региона. 2021.Т.17, вып. 2. С. 418-430. ttps://doi.org/10.17059/ ekon.reg.2021-2-5.

2. Никифорова В.В. Методические подходы к рейтинговой оценке потенциала устойчивого развития добывающей промышленности северных регионов ресурсного типа // Региональная экономика:теория и практик. №10.(505). 2022.т.20, вып.10, октябрь. С.1879-1901.

3. Трифонов Ю.В., Веретенникова А.А. Проблема оценки уровня инновационности региона // Современные научные исследования и инновации. 2014. N° 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/02/31792 (дата обращения: 31.10.2022).

4. Лобков Е.В., Ки-Юан А.А. Разработка методики оценки эффективности реализации стратегического направлений цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы и и государственного управления субъектов Российской Федерации //Финансы и кредит.-т.20, вып. 10, октябрь 2022.-С.1828-1858.

5. Козлова О.Н., Сахабутдинова А.Э. Оценка результативности реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. Т.20, вып.5, май 2022. С.890-903.

6. Огородникова Е.П., Андреева Н.В., Политкова Е.С. Противодействие финансовому терроризму В сборнике: Совершенствование инженерно-технического обеспечения производственных процессов и технологических систем. Материалы национальной научно-практической конференции с международным участием. Оренбургский государственный аграрный университет. 2022. С. 197-200.

7. Маркина Ю.В. Ресурсный потенциал инновационного развития экономики региона // Креативная экономика. 2011., №5(53). С.76-81.

8. Стрижакова Е.Н., Стрижаков Д.В. Развитие промышленной системы региона: факторы и условия // типа // Региональная экономика: теория и практика. №10.(505). 2022.т.20, вып.10, октябрь. С.1922-1949.

9. Матвеева, Я. Г. Теоретико-концептуальный базис формирования циркулярной бизнес-модели взаимодействия участников инновационных сольватов в промышленности / Я. Г. Матвеева, Е. В. Каплюк, Н. В. Низов // Естественно-гуманитарные исследования. - 2022. - № 43(5). - С. 192-197.

EDN: TFCNOO

А.В. Ильин - соискатель кафедры финансового мониторинга и финансовых рынков, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Россия, finmonitor.rsue@gmail.com,

A.V. Ilyin - candidate of the department of financial monitoring and financial markets, Rostov state university of economics (RINH), Rostov-on-Don, Russia.

ПРОФИЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМ ПОД/ФТ АЗИАТСКИХ СТРАН:

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ВЫВОДЫ ДЛЯ РОССИИ PERFORMANCE PROFILES OF AML/CFT SYSTEMS OF ASIAN COUNTRIES: COMPARATIVE ANALYSIS AND CONCLUSIONS FOR RUSSIA

Аннотация. Предметом рассмотрения в данной статье выступают оценки эффективности национальных систем ПОД/ФТ азиатских государств, анализ которых позволяет определить страны, лучшие практики которых могут быть значимы для России. В работе использованы особые инструменты анализа и визуализации: профиль эффективности систем ПОД/ФТ и матрица экстремумов. Проведенное исследование привело к следующим выводам. Национальные системы ПОД/ФТ азиатских стран имеют уязвимости, по результатам анализа определены наиболее распространенные слабые места. Сопоставление результатов данного исследования с более ранним анализом показало, что у европейских и азиатских стран есть общая проблема в функционировании национальных систем ПОД/ФТ - это недостатки в первичном финансовом мониторинге. На основе матрицы экстремумов выделены актуальные направления развития национальных систем ПОД/ФТ азиатских стран: политика, координация и взаимодействие в целях снижения рисков отмывания денег и финансирования терроризма, а также препятствование проникновению преступных доходов и денежных средств на поддержку терроризма в различные сектора экономики. По итогам сравнения оценок эффективности системы ПОД/ФТ России и ряда азиатских стран определены те страны и области системы ПОД/ФТ, лучшие практики которых могут быть использованы российской стороной. И наоборот, выделены те области функционирования российской системы ПОД/ФТ, лучшие практики в которых могут быть применены для повышения эффективности национальных систем ПОД/ФТ азиатских стран.

Abstract. The subject of consideration in this article are assessments of the effectiveness of national AML/CFT systems of

Asian states, the analysis of which allows us to identify countries whose best practices may be significant for Russia. Special analysis and visualization tools are used in the work: the AML/CFT system efficiency profile and the matrix of extremes. The conducted research led to the following conclusions. The national AML/CFT systems of Asian countries have vulnerabilities, according to the results of the analysis, the most common weaknesses are identified. Comparing the results of this study with an earlier analysis showed that European and Asian countries have a common problem in the functioning of national AML/CFT systems - these are shortcomings in primary financial monitoring. Based on the matrix of extremes, the current directions of the development of national AML/CFT systems of Asian countries are highlighted: policy, coordination and interaction in order to reduce the risks of money laundering and terrorist financing, as well as preventing the penetration of criminal proceeds and funds to support terrorism into various sectors of the economy. Based on the results of a comparison of assessments of the effectiveness of the AML/CFT system of Russia and a number of Asian countries, those countries and areas of the AML/CFT system whose best practices can be used by the Russian side have been identified. Conversely, the areas of functioning of the Russian AML/CFT system are highlighted, the best practices in which can be applied to improve the effectiveness of national AML/CFT systems of Asian countries.

Ключевые слова: отмывание денег, финансирование терроризма, уязвимость, международная система ПОД/ФТ, мировая финансовая безопасность.

Keywords: money laundering, terrorist financing, vulnerability, international AML/CFT system, global financial security.

В условиях снижения защищенности глобальной финансовой системы от ее использования в преступных целях особую важность приобретает эффективность национальных систем противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Это обусловлено одним из основополагающих принципов построения систем ПОД/ФТ, заложенных в конце 1980-х годов, а именно: отсутствие «брешей», которые могут быть использованы преступниками в противоправных целях, иными словами эффективность работы системы определяется по качеству функционирования ее самого слабого звена. В международной системе ПОД/ФТ такими слабыми звеньями являются страны, в которых национальная система ПОД/ФТ ослаблена или имеет существенные недостатки.

Значительный вклад азиатских стран в мировую экономику коррелирует с их важной ролью в мировой системе финансовой безопасности. С введением противоречащим международным нормам мер против российской экономики, финансовой системы и национальной валюты ситуация с мировой финансовой безопасностью стала ухудшаться. Тем не менее, несмотря на попытки политической, экономической и финансовой изоляции России российская финансовая разведка как фундаментальная основа национальной системы ПОД/ФТ сохраняет и наращивает международное сотрудничество, продолжает конструктивное партнерство с иностранными государствами и на профильных международных площадках [1]. Опыт азиатских стран как в стимулировании экономического развития, так и в обеспечении результативного противодействия незаконным финансовым операциям имеет большое значение для России. Представляется важным использовать лучшие практики тех зарубежных стран, оценка эффективности систем ПОД/ФТ которых сопоставима или превышает российский результат.

Целью статьи является определение стран, лучшие практики в области функционирования национальной системы ПОД/ФТ которых могут быть значимы для России, на основе сравнительного анализа профилей эффективности систем ПОД/ФТ азиатских стран.

Степень разработанности проблемы

Фундаментальный принцип построения и функционирования международной системы ПОД/ФТ, упомянутый выше, привел к необходимости формирования методологии сравнения результатов функционирования национальных систем ПОД/ФТ между собой с дальнейшем определением стран-лидеров и стран, которые могут быть использованы как «бреши» в международной системе ПОД/ФТ. В 2004 году межправительственной организацией ФАТФ была сформирована Методология оценки соответствия Рекомендациям ФАТФ, с помощью которой оценивалось техническое соответствие национального законодательства Рекомендациям ФАТФ. Одним из ключевых недостатков данной Методологии была невозможность получить агрегированное представление о качестве функционирования национальной системы ПОД/ФТ, поскольку преимущественным предметом анализа было соответствие «буквы» закона требованиям международных стандартов. Отметим, что основанные на англосаксонском праве международные стандарты ФАТФ в ряде случаев были просто неприменимы для национальных систем ПОД/ФТ, базирующихся на иных системах права.

Учитывая эти и другие недостатки, в 2013 году была принята новая Методология оценки технического соответствия Рекомендациям ФАТФ и эффективности национальных систем ПОД/ФТ [1], в которой, в отличие от предшествующего документа, основной упор был сделан на оценку эффективности национальных систем ПОД/ФТ.

В работе Алифановой Е.Н., Евлаховой Ю.С., Захарченко Е.С., Ильина А.В. [3] дан развернутый обзор структуры Методологии 2013 года в сравнении с Методологией 2004 года. Сравнительный анализ соответствия международных стандартов ФАТФ и Методологии оценки эффективности национальных систем ПОД/ФТ проведен Каминской Т.Е., Аль Мади Султанбек [6].

Появление методологии, позволяющей оценивать эффективность национальных систем ПОД/ФТ положило начало проведению межстранового сравнительного анализа национальных систем ПОД/ФТ. Аналитическая интерпретация оценок эффективности систем ПОД/ФТ, полученных 31 страной мира (по состоянию на апрель 2017 года), представлена в работе по материалам сайта cbr.ru [9]. Анализ эффективности систем ПОД/ФТ в развитых странах (на примере G7) проведен Степановой Д.И., Люкшиным А.М. [10] Сравнение оценок эффективности национальных систем ПОД/ФТ России и стран, отобранных по характеру динамики чистого оттока капитала осуществлено в статье Блиновой Е.Д., Закировой Э.Р. [5] В работе Алифановой Е.Н., Евлаховой Ю.С., Захарченко Е.С., Ильина А.В. [3] проанализирована эффективность систем ПОД/ФТ 15 европейских

стран (это те из европейских стран, которые прошли процедуру оценки на сентябрь 2018 г.), предложен особый инструмент визуализации результатов сравнительного анализа - профиль эффективности систем ПОД/ФТ. Попытка сравнить оценки эффективности национальных систем ПОД/ФТ всех стран мира (из числа прошедших такую процедуру на момент исследования) предпринята в работе Хуторовой Н.А., Котуховой Е.С. [12].

Отметим, что в существующей литературе практически не представлен сравнительный анализ эффективности систем ПОД/ФТ азиатских стран, который мог бы быть проведен по аналогии с европейскими странами или странами, входящими в значимые международные объединения. Но интерес исследователей и практиков к опыту функционирования систем ПОД/ФТ в странах Азии присутствует. Об этом свидетельствуют научные статьи, посвященные развитию систем ПОД/ФТ в отдельных азиатских странах, таких как Китай (Морозов В.Г.) [7], Гонконг (Суриков Д.О.) [11], Сингапур (Анистратенко О.В.) [4]. Таким образом, анализ эффективности систем ПОД/ФТ азиатских стран является актуальной, но мало разработанной исследовательской задачей.

Методы исследования

В работе использован особый инструмент визуализации результатов сравнительного анализа - профиль эффективности систем ПОД/ФТ. Также межстрановый сравнительный анализ проведен с помощью разработанной автором матрицы экстремумов.

Информационную базу исследования составили результаты оценки эффективности национальных систем ПОД/ФТ, представленные на официальном сайте ФАТФ в датасете Consolidated table of assessment ratings [2].

Отметим, что к странам Азии, включая ее пять основных частей (Южная, Юго-Восточная, Восточная, Западная, Центральная) относится 46 стран. Из них на август 2022 года процедуру оценки эффективности национальной системы ПОД/ФТ по данным ФАТФ прошли 29 стран. Оценки эффективности систем ПОД/ФТ этих 29 стран и стали предметом анализа.

Оценка эффективности национальных систем ПОД/ФТ строится на системе непосредственных результатов (в количестве 11) и промежуточных результатов (в количестве 4), каждый из которых работает на достижение общей цели - «достижение состояния, когда «Финансовые системы и экономика в более широком смысле защищены от угроз отмывания денег и финансирования терроризма, и финансирования распространения оружия массового уничтожения, тем самым укрепляя цельность финансового сектора и способствуя защищенности и безопасности» [1].

Уровень эффективности выполнения непосредственного результата оценивается по качественной шкале: низкий - умеренный - значительный — высокий. Данная шкала в рамках построения профиля эффективности переведена в балльные оценки (1-4 балла). Для промежуточных результатов уровень эффективности их достижения не оценивается в Методологии ФАТФ.

Результаты исследования и обсуждение

Анализ профиля эффективности систем ПОД/ФТ азиатских стран (рисунок 1) приводит к следующим выводам:

1) высокий уровень эффективности достигнут только одной из анализируемых стран - Израилем (относится к Юго-Западной Азии) по трем непосредственным результатам (НР6 - использование информации для проведения расследования по фактам отмывания денег и финансирования терроризма, НР8 - конфискация преступных доходов, НР9 - расследования преступлений и деятельности, связанной с финансированием терроризма);

2) наиболее часто среди анализируемых азиатских стран значительный уровень эффективности достигнут по таким непосредственным результатам, как: НР2 - международное сотрудничество (17 стран из 29); НР9 - расследования преступлений и деятельности, связанной с финансированием терроризма (16 стран из 29); НР1 - понимание рисков отмывания денег и финансирования терроризма и координация усилий на национальном уровне (15 стран из 29);

3) наиболее часто среди анализируемых азиатских стран низкий уровень эффективности достигнут по таким непосредственным результатам, как: НР7 - расследования преступлений и деятельности, связанной с отмыванием денег (15 стран из 29); НР 11 - противодействие лицам и организациям, связанным с финансированием распространения оружия массового уничтожения (15 стран из 29); НР5 - предотвращение использования юридических лиц и образований для отмывания денег и финансирования терроризма (13 стран из 29). Это свидетельствует о слабых местах в национальных системах ПОД/ФТ азиатских стран.

Считаем возможным расширить область поиска уязвимостей национальных систем ПОД/ФТ за счет отнесения к ним областей, в которых уровни эффективности достижения непосредственных результатов не только низкие, но и умеренные. В этом случае, по сумме частоты выпадения низкого и умеренного уровней, лидерство принадлежит непосредственным результатам:

- НР4 - выполнение финансовым сектором и сектором УНФПП требований по ПОД/ФТ (28 стран из 29);

- НР7 - расследования преступлений и деятельности, связанной с отмыванием денег (28 стран из 29);

- НР5 - предотвращение использования юридических лиц и образований для отмывания денег и финансирования терроризма (26 стран из 29).

Сопоставление данных, полученных по европейским странам (ссылка), с данными рисунка 1 показывает, что в этих группах стран есть общая зона уязвимости национальных систем ПОД/ФТ: это область первичного финансового мониторинга. Уровни эффективности не выше умеренного и в европейских, и в азиатских странах наблюдаются по НР4. Следовательно, это дает основания уверенно предполагать, что эта уязвимость национальных систем ПОД/ФТ негативно воздействует на всю международную систему ПОД/ФТ.

Рисунок 1 - Профиль эффективности систем ПОД/ФТ азиатских стран

(Источник: составлено и рассчитано автором)

Вместе с тем, в азиатских странах, в отличие от европейских, слабых мест больше и связаны они с расследованиями преступлений и деятельности, связанной с отмыванием денег и предотвращением использования юридических лиц и образований для отмывания денег и финансирования терроризма.

Дополнительным инструментом межстранового анализа эффективности национальных систем ПОД/ФТ является матрица экстремумов. Это предложенный нами инструмент визуализации, который наглядно демонстрирует не только, в каких странах максимальный и минимальный уровни эффективности и сколько таких стран, но и как эти экстремумы распределены по непосредственным и промежуточным результатам.

Матрица экстремумов рейтингов эффективности систем ПОД/ФТ азиатских стран представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Матрица экстремумов рейтингов эффективности систем ПОД/ФТ европейских стран (в разрезе промежуточных и непосредственных результатов) в соответствии с отчетами о взаимных оценках 2015-2022 гг.

Непосредственные результаты | Высокий | Низкий

Промежуточный результат 1: Политика, коо рдинация и взаимодействие снижают риски отмывания денег и финансирования терроризма

НР 1 нет Бутан, Монголия, Мьянма, Пакистан (4)

НР 2 нет Мьянма, ОАЭ, Шри-Ланка (3)

Промежуточный результат 2: Преступным доходам и денежным средствам на поддержку терроризма препятствуют в проникновении в финансовый и другие сектора, либо сами сектора их выявляют и извещают об этом

НР3 нет Бутан, Вьетнам, Камбоджа, Монголия, Мьянма, Пакистан, Шри-Ланка (7)

НР4 нет Бангладеш, Бутан, Вьетнам, Камбоджа, Китай, Монголия, Мьянма, Пакистан, Таиланд, Шри-Ланка (10)

НР5 нет Бангладеш, Бутан, Вьетнам, Иордания, Камбоджа, Китай, Монголия, Мьянма, ОАЭ, Пакистан, Тайланд, Филиппины, Шри-Ланка (13)

Промежуточный результат 3: Угрозы отмывания денег обнаруживаются и блокируются, а преступники наказываются и лишаются незаконных доходов. Угрозы финансирования терроризма обнаруживаются и блокируются, террористы лишаются ресурсов, а те, кто финансируют терроризм, наказываются, что способствует предотвращению террористических актов

НР6 Израиль Бутан, Вьетнам, Камбоджа, Монголия, Пакистан, Шри-Ланка (6)

НР7 нет Армения, Бангладеш, Бутан, Вьетнам, Египет, Иордания, Камбоджа, Макао, Монголия, Мьянма, ОАЭ, Пакистан, Саудовская Аравия, Тайланд, Филиппины, Шри-Ланка (15)

НР8 Израиль Армения, Бангладеш, Бутан, Вьетнам, Камбоджа, Макао, Мьянма, Пакистан, Саудовская Аравия, Филиппины, Шри-Ланка (11)

НР9 Израиль Монголия, Мьянма, Пакистан, Сингапур, Филиппины (5)

НР10 нет Бутан, Вьетнам, Грузия, Иордания, Китай, Монголия, Мьянма, Пакистан, Турция, Филиппины, Шри-Ланка (11)

НР11 нет Бутан, Вьетнам, Индонезия, Иордания, Камбоджа, Китай, Монголия, Мьянма, ОАЭ, Пакистан, Саудовская Аравия, Тайланд, Турция, Филиппины, Шри-Ланка (15)

Источник: составлена автором

Анализ матрицы экстремумов показывает, что по промежуточным результатам 1 и 2 среди азиатских стран нет государств, достигших высоких уровней эффективности. Это позволяет определить в качестве направлений дальнейшего развития национальных систем ПОД/ФТ такие сферы, как: политика, координация и взаимодействие в целях снижения рисков отмывания денег и финансирования терроризма, а также препятствование проникновению преступных доходов и денежных средств на поддержку терроризма в различные сектора экономики.

Кроме того, на основании данных таблицы 1 нами выделены две группы стран:

- государства, в оценках эффективности систем ПОД/ФТ которых отсутствуют результаты с низким уровнем эффективности,

- государства, в оценках эффективности систем ПОД/ФТ которых максимальное количество результатов с низким уровнем эффективности.

К первой группе относится 7 стран из 29: Бахрейн, Гонконг, Израиль, Кипр, Малайзия, Тайвань, Южная Корея, Япония. Вторая группа включает две страны: Мьянма и Пакистан (из 11 НР по 10 наблюдается низкий уровень эффективности).

В целях выявления лучших практик тех стран, оценка эффективности систем ПОД/ФТ которых сопоставима или превышает российский результат, проведем сопоставление профилей эффективности российской

системы ПОД/ФТ и систем ПОД/ФТ тех азиатских стран, в оценках эффективности систем ПОД/ФТ которых отсутствуют результаты с низким уровнем эффективности (первая группа стран, упомянутая выше) (рисунок 2).

Анализ рисунок 2 показывает, что российская система ПОД/ФТ по степени эффективности достижения конкретных непосредственных результатов соответствует аналогичным показателям выделенных азиатских стран. Выделим те непосредственные результаты, по которым предполагаем целесообразным изучение российской стороной лучших практик азиатских стран:

- НР3 - работа надзорных органов, значительный уровень эффективности, превышающие российский, демонстрируют системы ПОД/ФТ Бахрейна и Малайзии;

- НР7 - расследования преступлений и деятельности, связанной с отмыванием денег, значительный уровень эффективности, превышающие российский, демонстрирует система ПОД/ФТ Израиля;

- НР8 - Конфискация преступных доходов и средств совершения преступлений, высокий уровень эффективности, превышающие российский, демонстрирует система ПОД/ФТ Израиля;

- НР 10 - Превентивные меры и финансовые санкции за финансирование терроризма, значительный уровень эффективности, превышающие российский, демонстрируют системы ПОД/ФТ Гонконга, Израиля, Малайзии и Тайваня;

- НР 11 - Противодействие лицам и организациям, связанным с финансированием распространения оружия массового уничтожения, значительный уровень эффективности, превышающий российский, демонстрирует система ПОД/ФТ Тайваня.

НР1

4

ПРИ НР2

НРЗ HP-

HPS W/ / НРБ

Бвхде^н

Кипз

Ю:1'1 ШЯ Корея

Рисунок 2 - Профиль эффективности систем ПОД/ФТ ряда азиатских стран и России

(Источник: составлено и рассчитано автором)

Следует отметить, что по таким непосредственным результатам, как НР5 и НР6 российская система ПОД/ФТ по своей эффективности превосходит системы ПОД/ФТ указанных азиатских стран. В этом случае этими странами могут быть использованы российские лучшие практики в области функционирования финансовой разведки и предотвращения использования юридических лиц и образований для отмывания денег и финансирования терроризма.

Таким образом, проведенное исследование привело к следующим выводам.

Во-первых, национальные системы ПОД/ФТ азиатских стран имеют уязвимости. По результатам анализа определено, что к наиболее распространенным слабым местам относятся: недостатки в выполнении финансовым сектором и сектором УНФПП требований по ПОД/ФТ, низкая результативность мер по предотвращению использования юридических лиц и образований для отмывания денег и финансирования терроризма, проблемы, препятствующие расследованиям преступлений и деятельности, связанной с отмыванием денег, недостатки в противодействии лицам и организациям, связанным с финансированием распространения оружия массового уничтожения.

Во-вторых, сопоставление результатов данного исследования с более ранним анализом показало, что у европейских и азиатских стран есть общая проблема в функционировании национальных систем ПОД/ФТ - это недостатки в первичном финансовом мониторинге. Следовательно, это дает основания уверенно предполагать, что эта уязвимость национальных систем ПОД/ФТ негативно воздействует на всю международную систему ПОД/ФТ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-третьих, использование нового инструмента анализа и визуализации - матрицы экстремумов - позволило выделить актуальные направления развития национальных систем ПОД/ФТ азиатских стран: политика, координация и взаимодействие в целях снижения рисков отмывания денег и финансирования терроризма, а также препятствование проникновению преступных доходов и денежных средств на поддержку терроризма в различные сектора экономики.

В-четвертых, сравнение оценок эффективности системы ПОД/ФТ России и ряда азиатских стран показало, что российская система ПОД/ФТ по степени достижения непосредственных результатов соответствует показателям тех азиатских стран, в оценках которых отсутствуют результаты с низким уровнем эффективности.

В-пятых, по результатам межстранового сравнительного анализа определены те страны и области системы ПОД/ФТ, лучшие практики которых могут быть использованы российской стороной. И наоборот, выделены те области функционирования российской системы ПОД/ФТ, лучшие практики в которых могут быть применены для повышения эффективности национальных систем ПОД/ФТ азиатских стран.

Таким образом, обмен лучшими практиками ПОД/ФТ позволит не только повысить эффективность национальных систем, но и обеспечит результативное противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма на международном уровне.

Источники:

1. Методология оценки технического соответствия Рекомендациям ФАТФ и эффективности национальных систем ПОД/ФТ. Февраль 2013 г. Обновлено в ноябре 2020 г. URL: https://www.fatf-gafi.org/media/fatl7documents/ methodology/MUMCFM-Russsian-Methodology.pdf (дата обращения: 18.08.2022).

2. Consolidated table of assessment ratings. URL: https://www.fatf-gafi.org/publications/mutualevaluations/?hf=10&b=0&s =desc(fatf_releasedate) (дата обращения: 18.08.2022).

3. Алифанова Е.Н., Евлахова Ю.С., Захарченко Е.С., Ильин А.В. Метаанализ оценок эффективности систем ПОД/ФТ европейских стран: идентификация уязвимости на наднациональном уровне // Финансовые исследования. 2018. №4 (61) - с. 48-56.

4. Анистратенко О.В. Инновационные международные практики противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем // Труд и социальные отношения. 2021. Том 32, .№4. С. 121-129.

5. Блинова Е.Д., Закирова Э.Р. Пути повышения эффективности системы финансового мониторинга: сравнение российской и зарубежной систем ПОД/ФТ // Applied science of today: problems and new approaches. Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2020. - С.17-40.

6. Каминская Т.Е. Международные стандарты и методология оценки эффективности национальной системы противодействия отмыванию преступных доходов [Текст] // Т.Е. Каминская, Аль Мади Султанбек // Сборник материалов международной студенческой научно практической конференции «Проблемы финансов, кредита и бухгалтерского учета в условиях реформирования экономики» под ред. Е.А. Карловской. - 2018.

7. Морозов В.Г. Китайский опыт борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №>4-2. С.136-140.

8. Негляд Г. Отмывание и политика: что угрожает сегодня финансовой безопасности. РБК. 2022. 10 августа.URL: https://rbc.ru/opinions/finances/10/08/2022/62f3815c9a79473a1ce217b5.

9. По материалам сайта cbr.ru. Рейтинг соответствия // Финансовая безопасность. 2017.№17. С.41-42.

10. Степанова Д.И., Люкшин А.М. Анализ системы финансового мониторинга на примере развитых стран // Финансовые исследования. 2018№4. С.144-154.

11. Суриков Д.О. Особенности национальной системы противодействия легализации преступных доходов в Гонконге: содержание, структура, субъекты // Общество и государство в Китае. 2019. N° 3. С. 72-86.

12. Хуторова Н.А., Котухова Е.С. Оценка эффективности национальных систем финансового мониторинга в мировой практике // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2021. Т.17, .№8. С.1588-1608.

EDN: TCFMVT

О.И. Карпова - к.э.н., доцент кафедры экономики и экономической безопасности, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, Орёл, Россия, sviridova.o@list.ru,

O.I. Karpova - candidate of economics, assistant professor of the economy and economic security chair, Central russian institute of management - branch of RANEPA, Oryol, Russia;

О.В. Борода - аспирант кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия,

O.V. Boroda - postgraduate student, department of accounting theory, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО МАСЛОЖИРОВОГО ПРОИЗВОДСТВА ECONOMIC ANALYSIS OF MODERN OIL AND FAT PRODUCTION

Аннотация. С целью выявления ключевых тенденций развития в статье представлен анализ масложировой отрасли аграрного сектора экономики России. Дана оценка возделывания масличных культур в хозяйствах всех категорий. За последние десять лет определена положительная тенденция роста посевных площадей, а также валового сбора семян и плодов. Подсолнечник и соя местного производства имеют большое влияние на продовольственную безопасность в мировом масштабе. Россия является вторым мировым производителем подсолнечника и входит в восемь крупнейших поставщиков, формирующих совокупное мировое предложение сои. Кроме того, в статье представлен анализ производства продукции переработки масложировой отрасли. Отмечена положительная тенденция расширения производства растительного нерафинированного и рафинированного масла. Рассчитан уровень самообеспечения, который превышает 360%. Дана оценка экспорта масложировой продукции, которая формирует 20% совокупного экспорта продукции АПК из России. Все экспортные товары масложировой отрасли показывают существенный прирост в стоимостном и количественном выражении.

Abstract. In order to identify key development trends, the article presents an analysis of the oil and oil sector of the agricultural sector of the Russian economy. An assessment of the cultivation of oilseeds in farms of all categories was given. Over the past ten years, a positive trend in the growth of sown areas, as well as the gross collection of seeds and fruits, has been determined. Locally produced sunflowers and soybeans have a great impact on food security on a global scale. Russia is the second world producer of sunflower and is one of the eight largest suppliers that form the total global supply of soybeans. In addition, the article presents an analysis of the production of processed products of the oil and fat industry. A positive trend in the expansion of the production of unrefined and refined vegetable oil was noted. The level of self-sufficiency is calculated, which exceeds 360%. An assessment was given of the export of fat and fat products, which forms 20% of the total export of agricultural products from Russia. All export goods of the oil and fat industry show a significant increase in value and quantity.

Ключевые слова: масличные культуры, аграрный сектор экономики, масложировое производство, подсолнечное масло, соя, экспорт.

Keywords: oilseeds, agricultural sector, oil and fat production, sunflower oil, soybeans, exports.

Основу масложировой отрасли составляют масличные культуры, растения, пригодные для получения жирных масел, к которым, прежде всего, относятся: подсолнечник, соя, горчица и рапс. Проследим динамику посевных площадей сельскохозяйственных культур данного вида в России за последние десять лет, см. рисунок 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.