УДК 364.65+316.42
Кынова А.В. студент 4 курс факультет «Психолого-педагогический» Россия, г. Горно-Алтайск Научный руководитель: Даровских О.В.
старший преподаватель кафедра «Психологии и социальной работы» психолого-педагогический факультет Горно-Алтайский государственный университет
Россия, г. Горно-Алтайск ПРОФИЛАКТИКА ВОЗВРАТОВ ДЕТЕЙ-СИРОТ ИЗ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ
Аннотация: Данная работа посвящена исследованию профилактики возвратов детей-сирот из приемных семей в Республике Алтай. Приведены статистические данные о количестве приемных детей, раскрыты основные причины возврата. Указаны основные условия предотвращения возвратов детей из приемных семей.
Ключевые слова: социальная работа, приемные семьи, усыновление, профилактика, дети-сироты.
Annotation: This work is devoted to the prevention of the return of orphans in foster families in the Altai Republic. The statistical data on the number of adopted children, revealed the main reason for the return. Shown basic conditions to prevent the return of children from foster families.
Keywords: social work, foster families, adoption, revention, orphans.
Первая половина XXI столетия ознаменовалась для России изменениями в реализации социальной политики, в частности, наблюдается положительная динамика в передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в замещающиеся семьи. Этот социальный феномен отчетливо виден после принятия ФЗ от 28.12.2012 г. № 272 «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ» [1]. Закон вызвал общественный резонанс за счет содержащегося в нем запрета гражданам США усыновлять российских детей-сирот (ст.4). Вместе с тем анализ специальной литературы позволяет говорить о практике возврата детей-сирот из приемных семей. Изучение причин возврата детей из приемных семей позволяет выработать новые подходы по совершенствованию профилактических мер в отношении возвратов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в замещающиеся семьи.
В Республике Алтай сложилась традиция приема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемные семьи, а так же практикуется патронатное воспитание, усыновление, опека и попечительство. Согласно статистическим данным в республике на 1 января 2015 г. 444 ребенка усыновлены. По состоянию на 1 июля 2015 г. в регионе количество детей сирот, оставшихся без попечения родителей составило 1 667 человек, это 3% от общей численности детского населения. Успешной формой работы показала себя замещающая семья, в которой воспитывается 1457 ребенка, из них 670 детей находятся под опекой, 732 ребенка - в приемных семьях и 55 - под предварительной опекой [2]. Вместе с тем, анализ практической деятельности специалистов по опеке и попечительству позволяет выявить основные причины возврата детей из приемных семей: пренебрежительное отношение к нуждам ребенка, жестокое обращение с ним; поведенческие проблемы детей, их нежелание учиться, воровство, вранье и др.; конфликты в приемной семье в связи с принятием ребенка, ревность собственных детей; уверенность приемных родителей в непогрешимости своих собственных детей и в вине приемных; ухудшение состояния здоровья детей, их инвалидность; необдуманность и скоропостижность решения семьи о принятии ребенка-сироты; нежелание, неумение приемной семьи принимать ребенка таким, какой он есть; вредные привычки приемных детей, их наследственность.
Круг этих причин достаточно разнообразен и демонстрирует условно два направления отказов: смерть опекуна или нежелание ребенка жить в приемной семье или в большинстве случаев, когда родители сами выступают инициаторами возврата детей обратно в детский дом. Данные причины побуждают органы опеки расторгать договора с такими приемными семьями. Представляет интерес и вопрос «коммерциализации» в устройстве детей в семью. Размеры денежных выплат, пособий и иных мер социальной поддержки семей с усыновленными, опекаемыми и приемными детьми в республике на 1 января 2015 года составляют: единовременное денежное пособие при всех формах устройства ребенка на воспитание в семью в размере 16 126,92 руб. - на каждого ребенка; ежемесячная выплата денежных средств на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях в размере 6 082 руб. - на каждого ребенка; ежемесячное денежное вознаграждение приемному родителю, опекуну или попечителю по договору на возмездных условиях в размере 3 920 руб. - за каждого принятого на воспитание ребенка; 5 320 руб. - за каждого принятого на воспитание ребенка в Кош-Агачском районе; 4 760 руб. - за каждого принятого на воспитание ребенка в Улаганском районе [3].
Для сравнения приведем размер минимальной оплаты труда в республике, согласно региональному соглашению о минимальной заработной плате в республике от 25 февраля 2015 года, что составляет 8414 рублей [4]. В сравнении с величиной прожиточного минимума в расчете на
душу населения по итогам первого квартала 2015 г. сумма составляла - 9513 рублей. Вместе с тем для трудоспособного населения - 9854 руб., для пенсионеров - 7884 руб., для детей - 9782 руб. [5]. Практика показывает, что у некоторой части населения при такой картине качества жизни возникает желание поправить свое финансовое положение за счет приемного ребенка. Органам опеки и попечительства необходимо проводить большую профилактическую работу на этапе подготовки кандидатов и оформления документов на приемных родителей: на предварительном этапе подготовки кандидатов в приемные родители следует больше внимания уделять работе с членами семей. Необходимо интересоваться социальным окружением данной семьи, проводить беседы с соседями, знакомыми, близкими родственниками, коллегами по работе, для того чтобы выяснить истинную мотивацию семьи, изъявившей желание принять к себе ребенка-сироту и предупредить возможность развития негативных последствий семейного устройства ребенка; повысить ответственность приемных родителей и не допускать при возврате одного ребенка из семьи в учреждение, помещение в эту семью другого ребенка; практиковать неформальное шефство опытных приемных родителей над начинающими приемными семьями; в процессе подготовки в кандидаты в приемные родители, опекуны и усыновители с каждым кандидатом необходимо проводить консультации с психиатором-наркологом на предмет возможности злоупотребления алкоголем и наркотическими веществами [2].
Успешность профилактики возвратов детей возможна за счет тщательного контроля выполняемой работы специалистами по опеке и попечительству. Необходимо производить проверки по добросовестному и ответственному выполнению должностных обязанностей всей структуры «Управления социальной поддержки населения РА».
Даже принимая такие меры для предупреждения возвратов детей из приемных семей невозможно их предотвратить. Опасность возврата ребенка из семьи существуют на протяжении всего периода проживания ребенка в семье. Особенно высока возможность возврата при взрослении ребенка, когда он уже приносит больше огорчений, чем радостей, как в период дошкольного возраста, когда у него усиливается желание узнать как можно больше о своих биологических родителях, познакомиться с ними. Только осуществляя постоянное сопровождение командой специалистов на протяжении всего периода проживания ребенка в семье, возможно, уменьшение количество возвратов. Поддержка командой профессионалов в периоды кризисов, как в семье, так и в периоды возрастных кризисов ребенка - вот одно из основных условий предотвращения возвратов детей из семьи. Основная задача социальных работников совместно с приемными родителями: обеспечить стабильность семейного устройства, избегать всяческих разрывов, регулировать контакты ребенка с кровными родственниками, следить за развитием ребенка, поддерживать ребенка в
установлении и поддержании нормальных отношений со своими сверстниками, с членами приемной семьи, с обществом.
Использованные источники:
1. Федеральный закон от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации». URL: http: // base.consultant.ru (дата обращения, 04.11.2015).
2. Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай. URL: http: // www.mintrud-altay.ru (дата обращения, 04.11.2015).
3. Министерство образования и науки Республики Алтай. URL: http: // minobr.mon-ra.ru (дата обращения, 04.11.2015).
4. Новости Горного Алтая. URL: http: // www.gorno-altaisk.info (дата обращения, 04.11.2015).
5. Алтайстат: Прожиточный минимум составляет 9513 рублей. URL: http://www.gorno-altaisk.info/news/37670 (дата обращения, 04.11.2015).
УДК 369.5
Лавренова Е. С. магистрант 1 курса экономический факультет Национальный исследовательский Томский государственный университет (НИ ТГУ)
Россия, г. Томск
ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В РОССИИ
В статье рассматривается правовое определение негосударственных пенсионных фондов в России. Особое внимание уделено последним изменениям пенсионного законодательства. Обозначена роль негосударственных пенсионных фондов и проблема правового регулирования их деятельности в России.
Ключевые слова: негосударственные пенсионные фонды, пенсионное законодательство, правовое регулирование негосударственных пенсионных фондов
TENDENCIES OF LEGAL REGULATION OF ACTIVITIES OF NON-STATE PENSION FUNDS IN RUSSIA
The legal determination of non-state pension funds in Russia is considered in article. Last modifications of the pension legislation is defined with special attention. The role of non-state pension funds and the problem of legal regulation of their activities in Russia are indicated.
Keywords: non-state pension funds, pension legislation, legal regulation of non-state pension funds.