УДК 347.61/64(476)
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ
О.Г. КОЛОШИЧ (Государственное предприятие «Белаэронавигация», Минск)
Исследуется проблема приемной семьи как формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Раскрывается понятие приемной семьи на основании анализа существующей научной доктрины. Выделяются новые отличительные особенности приемной семьи как формы устройства детей-сирот. Обосновывается выделение видов приемной семьи с учетом правового статуса ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, времени нахождения ребенка в приемной семье, состояния здоровья ребенка.
Ключевые слова: понятие приемной семьи, признаки приемной семьи, виды приемной семьи.
Введение. Социальное сиротство всегда являлось негативным социально-правовым феноменом в обществе. В ситуации, когда воспитание ребенка в кровной семье невозможно по различным причинам, государство использует различные институты для надлежащего воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семейной среде.
В представляемой работе приемная семья рассматривается как форма устройства детей-сирот на воспитание в семью, раскрываются ее существенные признаки на основе анализа научной доктрины. Выводы сделаны с учетом проведенного автором практического исследования института приемной семьи в Минской области в 2018 году.
Основная часть. Вопрос об определении сущности приемной семьи как правового явления в настоящее время не нашел своего однозначного решения, в первую очередь, вследствие отсутствия легальной дефиниции в действующем законодательстве Республики Беларусь. Соответственно, и в правовой доктрине семейного права отсутствует однозначное определение данного института.
Представляется, что для определения содержания понятия приемной семьи необходимо выявить его существенные признаки и их сущность.
Приемную семью В.А. Цветков обоснованно определяет как «временную, профессиональную семейную форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривающую оплату труда приемных родителей (супругов или отдельных граждан, взявших детей на воспитание) и государственное содержание детей» [1, с. 38]. Специфическим признаком приемной семьи В.А. Цветков выделяет также следующее: «приемная семья - это индивидуальная форма устройства, так как воспитание и защита прав приемного ребенка осуществляется конкретным физическим лицом. В связи с этим правоотношениям по функционированию приемной семьи присущ фидуциарный, т.е. лично-доверительный характер, обязывающий приемного родителя лично исполнять обязанности по договору» [1, с. 37]. Выделение этого признака не раскрывает сущности приемной семьи, полагаем, что при избрании любой из форм семейного устройства лицо, которое определено выполнять обязанности по воспитанию, должно лично выполнять свои обязанности, не может их перекладывать на другое лицо.
Российскими авторами, такими как А.М. Нечаева [2, с. 304], А.Н. Левушкин [3], Н.П. Петрова [4], обоснованно выделяются следующие признаки приемной семьи:
- приемная семья основывается на договоре, который заключается в письменной форме по просьбе лиц, желающих воспитывать ребенка в своей семье;
- сторонами в данном договоре являются приемные родители и органы опеки и попечительства;
- лица (лицо), заключающие договор, могут быть бездетные супруги или те, у кого есть собственные дети, как взрослые, так и несовершеннолетние;
- труд родителей в приемной семье оплачивается в зависимости от количества взятых на воспитание детей; повышенную оплату имеют семьи, взявшие на воспитание малолетних детей, детей-инвалидов и иного;
- ежемесячно выплачиваются денежные средства за счет бюджета органов местного самоуправления соответственно сложившимся в данном регионе ценам;
- приемная семья пользуется различного рода льготами в соответствии с принимаемыми органами местного самоуправления решениями.
По мнению О.Н. Низамиевой, особенности приемной семьи заключаются в том, что «во-первых, в основании устройства ребенка в приемную семью лежит сложный юридический состав, включающий в себя акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна и попечителя, выполняющих
свои обязанности возмездно (приемных родителей), и договор о приемной семье. Во-вторых, приемная семья - это временная форма устройства детей, поскольку договор о приемной семье носит срочный характер, приемная семья образуется на срок, предусмотренный договором. В-третьих, при передаче ребенка в приемную семью он не утрачивает правовых связей со своими родителями и иными родственниками, между приемными родителями и детьми не возникает ни алиментных обязательств, ни наследственного правопреемства. В-четвертых, приемные родители осуществляют свои функции за вознаграждение. В-пятых, приемная семья пользуется различного рода мерами социальной поддержки, определяемыми договором о приемной семье в соответствии с законодательством. В-шестых, приемная семья, как и любая иная семья, не является самостоятельным субъектам права, за ней не признается статуса юридического лица» [5].
Как справедливо обосновывает в семейно-правовой доктрине Р.Л. Мурзин, «приемная семья, во-первых, основывается на договоре о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, заключаемом приемными родителями и органами опеки и попечительства; во-вторых, отличительной чертой приемной семьи является особый статус лица (лиц), взявшего ребенка на воспитание в приемную семью, и самого ребенка: приемные родители и приемные дети. В-третьих, особенностью, определяющей специфику приемной семьи, является оплата труда приемных родителей, зависящих от числа взятых на воспитание детей. В-четвертых, приемная семья пользуется различного рода льготами, устанавливаемыми законодательством» [6, с. 155-156].
Небезосновательно О.В. Фетисова указывает на особенности приемной семьи, отличные от вышеприведенных мнений. Так, приемную семью О.В. Фетисова разделяет на несколько групп: первая группа -правовым основанием создания приемной семьи является договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью; вторая группа характеризуется тем, что приемная семья - это семья профессиональная, т.е. говоря «о профессионализме родителя-воспитателя, который осуществляет воспитание приемного ребенка на основе жизненного опыта, опыта, приобретенного в процессе воспитания собственных детей, своих представлений о роли семьи и родителей в жизни ребенка», к этому добавляются профессиональные знания в процессе обучения, возмездный характер деятельности приемного родителя, который включает оплату труда приемных родителей; зачисления работы по воспитанию детей в трудовой стаж, право на получение пенсии; основное предназначение приемного родителя - замещение родных родителей ребенка и выполнение основных родительских функций; подвергается в наибольшей степени вмешательству в ее дела со стороны компетентных органов; приемная семья способствует решению такой социальной проблемы, как безработица; третья группа - присущи особенности, которые приемные родители и их воспитатели приобретают после заключения договора [7, с. 49-53].
Однако мы не разделяем точку зрения О.В. Фетисовой на определение «профессионализма» приемного родителя и считаем, что жизненный опыт и опыт воспитания приемных детей не может пониматься как профессионализм, так как это одно из условий создания приемной семьи.
Представляется, что реализация данной формы устройства детей не решает проблемы безработицы. В основе отношений приемной семьи лежат семейно-правовые связи, которые основаны на личных отношениях. Не всегда приемный родитель имеет педагогическое образование. Приемная семья не должна рассматриваться как вид профессиональной деятельности, эти отношения по правовой природе не являются трудовыми и имеют семейно-правовую сущность.
Вполне оправданно В.А. Цветков под профессиональностью понимает грамотное воспитание ребенка (детей) по поручению государства, т.е. «приемные родители должны обладать необходимыми педагогическими навыками и знаниями» [1, с. 11].
С мнением В.А. Цветкова можно согласиться в части того, что приемные родители должны обладать необходимыми педагогическими навыками и знаниями для реализации воспитательных функций в приемной семье, а определение профессионализма через категорию «грамотность» не будет признаком профессионализма.
Подготовка приемных родителей состоит из освоения образовательной программы обучающих курсов. Однако с учетом того, что освоение образовательной программы обучающих курсов не направлено на приобретение профессии, подготовка приемных родителей в рамках создания приемной семьи не может быть приравнена к получению педагогического образования.
Обоснованно З.Н. Гаджиева называет и другие специфические признаки приемной семьи. По ее мнению, «приемная семья устанавливается только по договору о приемной семье, содержание которого, а также условия и порядок его прекращения прямо предусмотрены законом; предусматривает передачу в одну приемную семью не только братьев и сестер, но и всех детей, являющихся родственниками, вне зависимости от степени родства. Также отличается особым субъектным составом приемных родителей, прямо указанным в законе (только супруги или отдельное лицо); возможность приема в семьи до 8 детей; исключительно договорным и возмездным характером; наличие особо оговоренных законом
Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье» [8].
По мнению И.Л. Шамраевой, «приемную семью следует определять в качестве особенного социально-педагогического явления, поскольку она представляет собой уникальную форму устройства и обеспечения воспитания детей, оставшихся без родительского попечительства. Граждане, осуществляющие семейное воспитание таких детей, именуются приемными родителями, а ребенок, подлежащий воспитательному воздействию с их стороны, соответственно - приемным ребенком» [9, с. 15].
Утверждения указанных авторов о признаках приемной семьи являются обоснованными и соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, однако с некоторыми из них можно согласиться лишь частично. Точка зрения З.Н. Гаждиевой относительно того, что признаком приемной семьи является обязательное принятие всех детей, являющихся родственниками приемного ребенка, вне зависимости от степени родства, является весьма спорной.
Одновременно в приемную семью можно передавать одного или несколько детей. При передаче в приемную семью не допускается разъединение братьев и сестер, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам (ст. 173 Кодекса о браке и семье - КоБС). На наш взгляд, императивная норма для обязательного воспитания всех братьей и сестер может быть применена при создании приемной семьи, однако во время функционирования приемной семьи ее применение может вызвать трудности. Помещение вновь выявленных детей, которые имеют родственные отношения с приемным ребенком, должно происходить с учетом интересов всех воспитывающихся в семье детей.
Изучив доктринальные подходы к определению признаков приемной семьи, статья 170 КоБС и Положение о приемной семье, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. № 1678 (далее - Положение о приемной семье), можно сделать вывод, что действующими признаками приемной семьи, закрепленными в законодательстве, являются следующие:
- возникновение приемной семьи на основании решения органа опеки и попечительства;
- наличие договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора;
- временная форма устройства детей-сирот на воспитание в семью;
- возмездная форма устройства детей;
- приемные родители прошли подготовку для воспитания детей в приемной семье.
Новыми признаками приемной семьи, не установленными в правовых актах, но вытекающими из правовой природы и социально-правовой сущности приемной семьи, являются:
- отсутствие близкого родства между приемными родителями и приемными детьми при создании приемной семьи;
- выбор приемными родителями пола, возраста, состояния здоровья приемного ребенка (детей), передаваемого на воспитание в приемную семью;
- совмещение безвозмездного и возмездного выполнения обязанностей по воспитанию приемного ребенка;
- наличие опыта воспитания детей.
Представляется, что введение новых признаков приемной семьи способствует формированию отличительных особенностей и эффективной модели организации приемной семьи, является теоретической основой для выработки научно обоснованного понятия приемной семьи в национальном законодательстве.
Таким образом, с учетом признаков, закрепленных в законодательстве, и новых можно дать следующее определение приемной семье. Приемная семья - это временная форма устройства детей-сирот на воспитание в семью, в которой приемные родители самостоятельно выбирают приемного ребенка, не связаны близким родством с приемным ребенком, выполняют свои обязанности на основании договора, совмещают безвозмездное и возмездное выполнение обязанностей по воспитанию приемного ребенка, прошли подготовку и имеют опыт воспитания детей.
Рассмотрение признаков приемной семьи невозможно без выявления основной цели ее организации и функционирования. Цель приемной семьи, как считает Т.И. Дружинина, заключается в создании таких условий, чтобы приемный ребенок находился как можно дольше в отношениях с приемными родителями, не менял этих родителей и тем самым имел надежду, что существующие связи сохранятся в будущем, по достижении им совершеннолетия [10, с. 161]. Цель приемной семьи как формы воспитания детей в семье и основное назначение приемной семьи Р. А. Шукуров видит в подготовке приемных детей к самостоятельной жизни [11, с. 7]. На воспитание ребенка как «специфическое назначение приемной семьи», которое «влечет за собой особые правовые последствия», указывает в своем исследовании Л.Ю. Михеева [12, с. 85].
По справедливому мнению Н.Ф. Звенигородской, ученые в данном случае говорят о цели приемной семьи как форме устройства детей, так как воспитание ребенка в приемной семье будет целью приемной семьи именно как формы устройства детей [13, с. 12].
В нашем научном исследовании предлагается новаторский научно обоснованный подход к приемной семье в Республике Беларусь. Возможно выделение следующих моделей организации и функционирования приемной семьи.
Ресурсная приемная семья создается для устройства ребенка, который признается нуждающимся в государственной защите и изымается из семьи в соответствии со статьей 85-1 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье и Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
В настоящее время в приемную семью помещаются дети-сироты. При изъятии ребенка из семьи ребенок по общему правилу помещается в детский социальный приют или иное учреждение. Нововведением является возможность передачи на воспитание в приемную семью ребенка, признанного нуждающимся в государственной защите и отобранного у родителей (единственного родителя).
Механизм реализации данного положения имеет свои особенности и заключается в следующем. В органах опеки и попечительства необходимо создать список ресурсных приемных семей, которые готовы принять ребенка, нуждающегося в государственной защите, на воспитание в свою семью в течение суток без помещения его в детский социальный приют или иное учреждение. Ребенок находится в ресурсной приемной семье до устранения причин изъятия ребенка из семьи и возвращения его в биологическую семью или принятия решения об избрании формы устройства согласно статье 118 КоБС.
Длительная приемная семья создается с целью непрерывного воспитания приемного ребенка в возрасте от 7 до 18 лет в одной приемной семье без перехода из одной приемной семьи в другую, детский дом семейного типа, детское интернатное учреждение.
Основная цель создания длительной приемной семьи - воспитание детей-сирот, которые не были усыновлены, помещены под опеку и попечительство, не имеют близких родственников, и только с помощью приемной семьи как формы устройства могут реализовать свое право на семейное воспитание. Посредством длительной приемной семьи, на наш взгляд, у приемного ребенка появится возможность быть усыновленным приемными родителями. Указанная цель обосновывается тем, что требования к приемным родителям и усыновителям совпадают, содержатся в одних статьях КоБС. Также важным аргументом служит тот факт, что, как отмечает О.В. Фетисова, «по общему правилу, обе семьи являются чужими по отношению к ребенку» [7, с. 36].
Согласно проведенному анализу полученных ответов приемных родителей установлено, что для граждан к созданию приемной семьи побуждает любовь к детям, желание помочь детям, которые остались без попечения кровных родителей. Материальная общность между приемными родителями и приемными детьми определяется тем, что приемные родители содержат приемного ребенка за счет собственных средств, так как потребности приемного ребенка превышают размер ежемесячных денежных выплат на него.
В Республике Беларусь в соответствии со статьей 59 КоБС семья - это объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, близкого родства, усыновления.
Отдельные ученые, например А.Н. Левушкин, под семьей понимают «круг лиц, связанных взаимными правами и обязанностями в сфере личных неимущественных и имущественных отношений, возникающих на основании родства, заключения брака, усыновления и иных юридических фактов, лежащих в основе семейных правоотношений. Семейные отношения - это отношения, складывающиеся между супругами и бывшими супругами, между родителями и детьми, между лицами, заменяющими родителей, и ребенком, оставшимся без попечения родителей, а также отношения между иными субъектами семейного права» [14, с. 56].
Необходимо соотнести длительную приемную семью с признаками семьи, содержащимися в статье 59 КоБС. Первым признаком семьи является объединение совместно проживающих лиц - родителей и детей. Приемную семью можно рассматривать как объединение лиц - приемных родителей, кровных и приемных детей, между которыми возникают взаимные права и обязанности, предусмотренные законодательством. Семейным законодательством установлено, что приемные родители и приемный ребенок при определенных условиях могут проживать отдельно, однако раздельное проживание не означает отсутствие приемной семьи между ними или прекращение ее существования (ст. 158 КоБС). Следующий признак семьи, содержащийся в статье 59 КоБС, - наличие прав и обязанностей, которые вытекают из брака, близкого родства и усыновления. Правовое содержание данного признака обсуждается учеными и является основным исследуемым и спорным вопросом. Основной предмет обсуждения заключается в правовом положении форм устройства детей на воспитание в семью в контексте семьи. Так, рассматривается соотношение прав и обязанностей, возникающих между субъектами при реализации форм устройства на воспитание в семью, кроме усыновления, с правами и обязанностями, существующими в семье и при усыновлении.
Мнения ученых в отношении форм устройства детей различны. Некоторые ученые понятие семьи связывают с правами и обязанностями, которые вытекают из иных форм принятия детей на воспитание в семью. В частности, В.А. Рясенцев определяет семью как «круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений» [15, с. 43]. Данное мнение разделяет С.А. Муратова, которая определяет семью «как объединение совместно проживающих
лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание в семью» [16, с. 37]. Другой автор, И.М. Кузнецова, рассматривает семью как «круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание в семью» [17, с. 10].
Таким образом, иные формы принятия детей на воспитание (опекунская семья, приемная семья, детский дом семейного типа) авторами понимаются как признак семьи.
Некоторые государства постсоветского пространства в семейном законодательстве своих стран определяют иные формы устройства детей, а именно приемную семью как признак, характеризующий семью (ст. 3 Семейного кодекса Украины; п. 29 ст. 1 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье»; ст. 111 и 137 Семейного кодекса Республики Армения; ст. 116 Семейного кодекса Азербайджанской Республики; ст. 150 Семейного кодекса Республики Узбекистан).
По мнению других ученых, иная форма устройства детей-сирот не является основанием для существования и признаком семьи. Согласно Г.К. Матвееву, семья - это «основанное на браке или родстве объединение лиц, связанных между собой взаимными личными и имущественными правами и обязанностями, взаимной моральной и материальной общностью и поддержкой, рождением и воспитанием потомства, ведением общего хозяйства» [18, с. 48].
Статья 59 КоБС форму устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, не рассматривает как признак семьи, указывая исчерпывающий перечень оснований возникновения семьи.
Представляется, что длительная приемная семья как форма устройства детей-сирот на воспитание в семью обладает большинством признаков, присущих полной семье и содержащихся в статье 59 КоБС.
В длительной приемной семье между приемными родителями и приемным ребенком возникают отношения, которые можно рассматривать как семейные (ст. 59 КоБС). Именно приемная семья представляет собой объединение приемных родителей, приемных детей и биологических детей приемных родителей, в котором исчезает разделение между детьми по признаку происхождения, приемный ребенок становится членом семьи - возникает эмоциональная привязанность, моральная и материальная общность, поддержка, ведется общее хозяйство с учетом прав и обязанностей, предусмотренных законодательством и договором об условиях воспитания и содержания детей. Можно констатировать: чем дольше приемная семья живет, тем устойчивее становятся семейно-правовые связи в ней.
Однако данная коллизия требует внесения изменений в статью 59 КоБС. Предлагается статью 59 дополнить словами «создания приемной семьи». Индивидуальная приемная семья создается для удовлетворения потребностей в семейном воспитании детей-сирот, которые относятся к категории детей-инвалидов, детей с особенностями психофизического развития. Для создания индивидуальной приемной семьи необходима дополнительная подготовка приемных родителей для воспитания и ухода за приемным ребенком.
Заключение. Введение новых признаков приемной семьи является теоретической основой для установления понятия приемной семьи и его закрепления в национальном законодательстве.
С учетом признаков, закрепленных в законодательстве и новых, можно дать определение приемной семье. Приемная семья - это временная форма устройства детей-сирот на воспитание в семью, в которой приемные родители самостоятельно выбирают приемного ребенка, не связаны близким родством с приёмным ребенком, выполняют свои обязанности на основании договора, совмещают безвозмездное и возмездное выполнение обязанностей по воспитанию приемного ребенка, прошли подготовку и имеют опыт воспитания детей.
Полагаем, что приемная семья не может являться только формой воспитания детей. Определение приемной семьи как формы воспитания сужает область общественно-правовых отношений по функционированию приемной семьи до одной функции приемного родителя - воспитание ребенка. Необходимо обеспечить содержание ребенка, получение образования и защиту его прав и законных интересов, ухода и надзора за ребенком, а также иные обязанности для защиты прав и законных интересов приемных детей, создания надлежащих условий для их полноценного развития в обществе.
Классификация приемных семей как форм устройства и воспитания детей в Республике Беларусь в зависимости от правового статуса ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, времени нахождения ребенка в приемной семье, состояния здоровья ребенка будет способствовать реализации прав детей-сирот на воспитание в семье.
ЛИТЕРАТУРА
1. Цветков, В. А. Приемная семья как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / В. А. Цветков. -Омск, 2005. - 239 л.
2. Нечаева, А.М. Семейное право : учебник / А.М. Нечаева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2006. - 327 с.
3. Левушкин, А.Н. Теоретическая модель построения системы семейного законодательства государств-участников СНГ / А.Н. Левушкин. - М. : ЮНИТИ-ДАНА ; Закон и право, 2013. - 327 с.
4. Петрова, Н.П. Правовой статус приемной семьи [Электронный ресурс] / Н.П. Петрова // Консультант Плюс. Россия / ЗАО «Консультант Плюс». - М., 2019.
5. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный) [Электронный ресурс] / З.А. Ахметьянова [и др.] ; отв. ред. О.Н. Низамиева. - М. : Проспект, 2010 // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «Консультант Плюс». - М., 2019.
6. Мурзин, Р. Л. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: семейно-правовой аспект : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / Р.Л. Мурзин. - М., 2006. - 203 л.
7. Фетисова, О.В. Приемная семья как способ семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / О.В. Фетисова. - М., 2005. - 239 л.
8. Гаджиева, З.Н. Дефиниция «приемная семья» и ее признаки в действующем законодательстве России [Электронный ресурс] / З.Н. Гаджиева // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «Консультант Плюс». -М., 2019.
9. Шамраева, И.Л. Приемная семья как форма устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (по законодательству Белгородской области) / И. Л. Шамраева // Семейное и жилищное право. - 2018. - № 3. - С. 14-18.
10. Дружинина, Т.И. Некоторые проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей / Т.И. Дружинина // Защита прав ребенка в современной России : материалы науч.-практ. конф. ; Ин-т государства и права Рос. акад. наук ; отв. ред. А.М. Нечаева. -М., 2004. - С. 158-163.
11. Шукуров, Р.А. Приемная семья по семейному праву России : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / Р.А. Шукуров. - Белгород, 2004. - 163 л.
12. Михеева, Л.Ю. Опека и попечительство: теория и практика / Л.Ю. Михеева ; под ред. Р.П. Мананковой. -М. : Волтерс Клувер, 2004. - 356 с.
13. Звенигородская, Н.Ф. Правовая природа договора о приемной семье и соглашения приемной семьи о создании фермерского хозяйства / Н.Ф. Звенигородская // Вопросы ювенальной юстиции. - 2008. -№ 6. - С. 17-20.
14. Левушкин, А.Н. Направления совершенствования Семейного кодекса Российской Федерации / А.Н. Левушкин // Семейное и жилищное право. - 2018. - № 1. - С. 55-57.
15. Рясенцев, В.А. Семейное право : учебник / В.А. Рясенцев. - М. : Юрид. лит., 1971. - 293 с.
16. Муратова, С. А. Семейное право : учебник / С. А. Муратова. - 2-е изд., перераб. - М. : Эксмо, 2006. - 448 с.
17. Кузнецова, И.М. Семейное право : учебник / И.М. Кузнецова. - М. : Юристъ, 1999. - 118 с.
18. Матвеев, Г.К. Советское семейное право : учебник / Г.К. Матвеев. - М. : Юрид. лит., 1985. - 208 с.
Поступила 13.09.2019
CONCEPT AND SIGNS OF A FOSTER FAMILY O. KOLOSHICH
The article is devoted to the study of the foster family as a form of device for orphans and children left
without parental care. The article reveals the concept of a foster family based on an analysis of the existing
scientific doctrine. New distinctive features of the foster family as a form of device for orphans are highlighted.
It also substantiates the allocation of types of a foster family, taking into account the legal status of the child
transferred to foster care, the time spent by the child in the foster family, and the state of health of the child.
Keywords: foster family concept, foster family signs, foster family types.